Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность таможенного тарифа

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная система описания и кодирования товаров, разработанная в рамках СТС в период 1950;1981 гг., вступившая в действие с 1 января 1988 г. и используемая в практике более 100 государств. Она представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т. е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой… Читать ещё >

Эффективность таможенного тарифа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" Эффективность таможенного тарифа"

таможенный политика тариф

Таможенная политика — это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Объект курсовой работы — таможенные тарифы как важнейший инструмент современной таможенной политики. Цель — рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.

На основании цели в работе поставлены следующие задачи:

— проанализировать понятие и составляющие элементы таможенных тарифов;

— выявить функции таможенного тарифа;

— рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов;

— изучить российскую историю формирования и развития системы таможенных тарифов;

— рассмотреть таможенный тариф современной России.

Первая глава работы посвящена рассмотрению понятия, структуры и функций таможенного тарифа Российской Федерации.

Во второй главе рассматриваются принципы таможенного тарифа, а также предложения по совершенствованию таможенного тарифа в целях создания эффективного защитного механизма в отношении импортируемых товаров и полноты сбора таможенных платежей внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Таможенный тариф во всем мире является одним из важнейших инструментов структурного регулирования экономики. Между тем возможности российского таможенного тарифа выполнять данную функцию недостаточны и настоящее время они обнаруживают тенденцию к дальнейшему сужению.

Несмотря на все недостатки действующего таможенного тарифа, таможенно — тарифное регулирование в России создается не вопреки, а на базе мировой традиции, отражает стремление России стать, полноправным членом мирохозяйственных связей, реально участвуя в принятии глобальных экономических решений.

1. Таможенный тариф и его роль в экономике

1.1 Таможенный тариф: понятие, структура

Таможенный тариф представляет собой систематизированную роспись всех товаров, на которые установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины, с указанием размера обложения — ставки таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами — товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

Слово «тариф» берет свое происхождение от названия небольшого города Тарифы, расположенного близ Гибралтарского пролива. Во время своего владычества над проливом арабы взимали в Тарифе сбор со всех судов, проходивших через пролив. Величина такого сбора рассчитывалась по особой таблице в соответствии с качеством и количеством груза. Впоследствии, как отмечается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление.

Еще в начале ХХ века в ряде стран существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Так, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5%, в Индии такая ставка составляла 3,5%, а в Египте — 8% и т. д. Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин ставятся в зависимость от вида товара, его позиции в товарной номенклатуре, используемой в таможенных целях.

Благодаря возможности дифференцировать ставки таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара, таможенный тариф стал использоваться и как эффективный инструмент внешнеторговой политики. Появляются простые (одноколонные) и сложные (многоколонные) тарифы.

Простой таможенный тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку таможенной пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного таможенного тарифа, то в нем для каждого товара в зависимости от различных торгово-политических режимов устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Простой таможенный тариф иначе называют одноколонным, а сложный — многоколонным.

Поскольку простые таможенные тарифы не обеспечивают должной маневренности на торговых переговорах, в современных условиях они практически повсеместно уступили место сложным таможенным тарифам.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

— базовые — ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Иначе такие ставки называют минимальными;

— преференциальные — эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки обычно даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые);

— максимальные — по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств (т.е. государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима. Иногда эти ставки называют еще генеральными или общими.

Следует заметить, что иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок (базовые, преференциальные или максимальные) могут не выделяться в отдельную колонку. В этом случае в правовом акте, устанавливающем правила применения таможенного тарифа и (или) в пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставка таможенной пошлины изменяется в установленное количество раз.

По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.

Автономные тарифы содержат ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом (парламентом или правительством) данной страны. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами — внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и конвенционные (договорные) ставки. Конвенционные ставки распространяются только нате товары, которые указаны в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной таможенной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).

Между уровнем экономического развития страны и ставками ввозных пошлин в таможенном тарифе существует определенная закономерность. Обычно, чем выше экономический уровень экономического развития страны, тем ниже ставки таможенных пошлин, так как по общему правилу страна, имеющая конкурентоспособную промышленность, не нуждается в дополнительной ее защите с помощью таможенного обложения.

1.2 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ)

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций.

Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует ФТС России.

ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Каждому товару присваивается 10-значный код (для ряда товаров применяется 14- значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин.

Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Классификатор состоит из 21 раздела и 99 групп (77, 98 и 99группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).

10-значный код товара по ТН ВЭД представляет собой:

— 2 первые цифры (например, 72 — чёрные металлы) — товарная группа ТН ВЭД;

— 4 первые цифры (например, 7201 — чугун предельный и зеркальный, в чушках, болванках или прочих первичных формах) — товарная позиция;

— 6 первых цифр (например, 720 110 — чугун предельный нелегированный, содержащий 0,5% или менее фосфора) — товарная субпозиция;

— 10 цифр, полный код товара, который и указывается в грузовой таможенной декларации (например, 7 201 101 900 — чугун предельный нелегированный, содержащий более 1 мас. % кремния) — товарная подсубпозиция.

Определение кода перемещаемого товара возложено на декларанта, однако его правильность контролируется таможенными органами. Присвоенный перемещаемому товару код ТН ВЭД используется для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей, а также применения к нему специальных мер, если таковое предусмотрено для данных товаров.

1.3 Функции таможенного тарифа и особенности его формирования

В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли — такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.

В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию — является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта.

Можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции (Рис.1).

Рисунок 1. Функции таможенного тарифа.

Дадим более подробную характеристику данных функций:

— фискальная — обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

— защитная — предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

— регулирующая — оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

— торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) — является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

— Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г., которым предусматриваются следующие меры:

— рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

— поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

— создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

— защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.

— обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

— Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

2. Основные факторы эффективности таможенного тарифа

2.1 Принципы построения таможенных тарифов

Важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, во многом определяют их экономическую эффективность.

Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная система описания и кодирования товаров, разработанная в рамках СТС в период 1950;1981 гг., вступившая в действие с 1 января 1988 г. и используемая в практике более 100 государств. Она представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т. е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров, и, прежде всего таких его характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого он изготовлен, значимость в системе мировой торговли. ГС отвечает потребностям таможенных и статистических органов и предпринимательской деятельности, что позволяет одинаково успешно использовать ее в классификационных целях в международной торговле, таможенном деле, в процессах производства, транспортно-экспедиторских операциях, в национальной и международной статистике.

Принцип построения ГС базируется на цифровых кодах и описании товаров в составе групп, подгрупп и других детализированных позиций.

Объектом классификации в ГС являются товары, обращающиеся в международной торговле, которые сгруппированы в составе шести подразделений: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций. Наиболее крупными из них выступают разделы (21), выполняющие вспомогательную классификационную функцию. Разделы служат для удобства пользования системой, их цифровые обозначения не входят в рабочий цифровой код ГС. Ее главными рабочими подразделениями являются группы (94); подгруппы (33), также не имеющие цифрового обозначения; позиции (1241); подпозиции (3553), как и подгруппы без цифрового кода, и субпозиции (5019).

Классификационная схема имеет сквозное цифровое кодирование, где первые две цифры обозначают группу товаров, а каждые последующие пары цифр соответственно: место товара внутри группы (товарную позицию), затем внутри товарной позиции (субпозицию). К примеру, шестизначный код 56.05.07 будет означать группу 56 (сталь и изделия из нее), товарную позицию 56.05 — стальную проволоку, субпозицию 56.05.07 — стальную проволоку диаметром сечения 7 мм.

Конвенция ГС содержит обязательства развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей. Развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную систему четырехзначным уровнем, т. е. группой и товарной позицией. Система ГС допускает также возможность дальнейшей товарной классификации в пределах субпозиций в случае, если это требуется в интересах национальной практики.

Таким образом, описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Однако международная практика свидетельствует, что ГС значительно ускорила время на таможенное оформление, позволила не только использовать компьютерные системы в таможенном контроле и обработке данных, повышая их достоверность и оперативность информации об экспортно-импортных потоках в системе международной торговли, но и обеспечила также возможность обработки систем дифференцированных технологий в международной реализации продукции и услуг в зависимости от категории товара, меры принадлежности перемещающим его лицам и уровня унификации процедур таможенного оформления.

2.2 Основные направления повышения эффективности таможенного тарифа

Таможенная пошлина всегда играла важную роль среди инструментов государственного регулирования. На современном этапе происходит перераспределение значения в регулировании торговых отношений между тарифными и нетарифными мерами в пользу последних, однако полностью отказаться от системы протекции внутреннего рынка для нормально функционирующей страны не представляется возможным. Диспропорции экономик, заложенные в климатических, геополитических, социальных различиях между государствами, делают умеренное использование таможенных тарифов естественным условием экономического развития.

Разграничение на протекционистскую и фритредерскую политику на протяжении развития исследуемой категории также оставалось условным. Ведь повышение значения импортных таможенных пошлин на одни товары сопровождалось обычно беспошлинным ввозом других. Так, период английского протекционизма характеризовался низкими ставками таможенных пошлин на сырьевые товары, для обеспечения нужд национального производства, в частности необходимый для кораблестроения лес и смола свободно ввозились в страну. Хотя некоторые периоды развития стран были сопряжены с повсеместным обложение товаров, но это характеризовалось больше закрепленной за таможенной пошлиной фискальной функцией. Такой таможенный тариф был введен в 1810 году и в России, перед грядущей войной с Францией, когда необходимо было не только поднимать уровень промышленного производства, но и покрывать растущие расходы государственного бюджета.

Выполняемые таможенным тарифом фискальная и регулирующая функции определяют экономическую природу пошлины, как одного из налогов. Она сводится к обеспечению поступлений в бюджет финансовых средств, которые в дальнейшем направляются на решение важных государственных задач, и в обеспечении финансовых условий расширенного воспроизводства.

Можно утверждать, что от приоритетности той или иной функции зависит и направление работы по повышению эффективности таможенно-тарифного механизма. Из анализа макроэкономических показателей, таких как динамика уровня совокупного производства и изменение объемов производства по отдельным отраслям, курса рубля в доллару США, доли таможенной пошлины в доходной части бюджета, уровня обложения экспортно-импортных операций и ряда других можно сделать вывод о том, что в России преобладает именно фискальная направленность таможенного тарифа.

Такое развитие данного вида налога не может способствовать созданию условий для экономического роста, поэтому прежде чем начинать работу по повышению эффективности механизма необходима смена стратегических ориентиров в развития, постепенный переход от реализации фискальной к регулирующей функции таможенной пошлины. Однако переоценивать стимулирующее воздействие тарифа не стоит, потому, как он всегда должен отражать те структурные изменения, которые происходят в экономической, социальной и финансовых сферах общества, способствуя со своей стороны дальнейшему развитию хозяйства. Нельзя полностью полагаться на стимулирующую силу регулирования внешней торговли, необходимо предпринимать и ряд внутренних мер для достижения экономического роста.

Несмотря на то, что в классическом понимании таможенные пошлины используются в основном в отношении ввозимых товаров, их применение к экспорту достаточно актуально в российских условиях. Дело в том, что распределение налоговой нагрузке в обществе неравномерно, большее налоговое бремя всегда должны нести более конкурентные производства, для создания условий комплексного развития. Поэтому наличие экспортных пошлин на продукцию топливно-энергетического комплекса в рамках переходной отечественной экономики вполне оправдано, так как именно эти отрасли обладают конкурентными преимуществами и соответственно их сверхприбыли вполне устойчивы к высокой налоговой нагрузки. Вывозные пошлины здесь играют как фискальную функцию, так и обеспечивают регулирующее воздействие, способствуя, в конечном счете, перераспределению не только налоговой нагрузки от слабых отраслей на вполне конкурентные, но и снижая инвестиционную привлекательность производства товаров низкой степени обработки. Поэтому практика все-таки доказывает возможность одновременного выполнения фискальной и регулирующей функции.

Повышения эффективности тарифного регулирования в рамках создания условий для экономического роста можно разделить на несколько направлений:

— Работа по оптимизации ставок импортной таможенной пошлины.

Как показали исследования, в последнее время работа по этому направлению сводилась, за редким исключением, к расчету изменения сумм поступлений таможенных платежей. Однако на современном этапе созрели предпосылки для научного обоснования ставок таможенных пошлин. Дело в том, что с одной стороны благоприятная конъюнктура на мировых рынках отечественной экспортной продукции, создавшая профицит государственного бюджета, позволяет отступить от сугубо фискального взимания импортных таможенных пошлин и начать разработку регулирующего тарифа. А с другой — девальвационный запас роста промышленного производства постепенно снижается и сейчас уже необходимы новые рычаги стимулирования, одним из которых может стать тариф. При этом основным направлением таможенно-тарифной политики должен стать выборочный протекционизм потенциально конкурентных отраслей экономики при общем снижении ставок пошлин, который можно достигнуть посредством научного обоснования размера таможенного обложения, используя вышеописанный механизм соотношения внутренних и внешних ценовых показателей. Одновременно должна проводиться работа по анализу состояния отраслей, выбору тех, который нуждаются в защите. Этот анализ должен учитывать помимо всего прочего важность отрасли для хозяйства в целом. Совокупная конкурентоспособность конечной продукции складывается не только из ее собственной конкурентоспособности, но зависит и от промежуточных продуктов, тарифная защита которых тоже должна быть на уровне.

Расчет значения ставки таможенной пошлины должен проводиться с привлечением специалистов от конкретных отраслей промышленности и заключаться в анализе значимых для развития отдельно взятой отрасли факторов, влияющих на эффективный размер ставки пошлины, экспертной оценки веса каждого из выбранных показателей и темпа изменения ставок. Разработать полностью адекватную экономической системе модель расчета ставок тарифа, которая бы учитывала все составляющие его последующего влияния не представляется возможным, однако приблизить некоторые алгоритмы разработки размера пошлин к оптимальному значению возможно. Для этого необходима постоянная работа по совершенствованию механизмов расчета ставок и расширение спектра включаемых факторов, оценки их вероятности.

Как показали исследования данной проблемы в России, существует значительный потенциал использования тарифной эскалации, которая находить на очень низком уровне по сравнению с общемировыми показателями. Значение российской эскалации по некоторым отраслям в несколько раз меньше используемой в развитых странах. Активное применение этого инструмента затруднено развитием отраслей именно низкой степени обработки, которые нуждаются в тарифном покровительстве. Однако возможно увеличить разрыв в обложении между сырьем и полуфабрикатами. Если для повышения степени обработки в отраслях, производящих полуфабрикаты необходимы незначительные вложения, то целесообразным становится использование эскалации на этапе полуфабрикат — готовая продукция, для стимулирования переориентации производства на готовую продукцию.

Использование обратной эскалации при экспорте, то есть снижение ставок с повышением степени обработки вывозимых товаров, также способствует перераспределению факторов производства в пользу высокотехнологичных отраслей.

Использование дифференцированного подхода к расчету ставок таможенных пошлин будет способствовать повышению фактического уровня защиты. При этом нельзя допустить излишнего разнообразия, которое будет осложнять контроль правильности начисления таможенных пошлин. Однако просто необходимо постепенно переходить к использованию пиковых значений таможенных пошлин по определенным товарам, производство которых особо важно для экономики страны. Компенсировать сверхвысокие ставки для недопущения повышения общего обложения можно снижением ставок ввозных таможенных пошлин на сырьевые товары Одновременно возможно ограниченное использование изменения тарифного шага, для максимального приближения обложения к экономически обоснованному уровню. Пока это будет целесообразно на уровне первого и второго шага, то есть ввести помимо используемых значений ставок таможенных пошлин в 5% и 10% еще 2% и 7%, для приближения этих размеров к сложившейся на рынке ценовой разнице. О целесообразности этого вида диверсификации говорит тот факт, что в 2002 году совокупная доля ставок в 5% и 10% в таможенном тарифе Российской Федерации составила 60%. Большая детализация уровня обложения на современном этапе будет неэффективна по причине высокой доли ухода от таможенных платежей, используя позиции с низким обложением по товарам со схожими характеристиками.

Необходимо отметить, что еще одним требованием к разработке эффективного механизма тарифного регулирования является постоянный мониторинг и анализ последствий изменения ставок таможенных пошлин.

Это дает эмпирические данные поведения системы под воздействие того или иного размера ставок, а также позволяет судить о потребительской и производственной эластичности к изменению тарифа. Необходимо отметить, что если производство и потребление обладает высокой эластичностью к изменениям в таможенном обложении импорта, это позволяет достигнуть промышленного роста и соответственно регулирующий эффект от изменения ставки будет достигнут. При не эластичности к таможенному тарифу пошлина будет в большей степени фискальной, нежели защитной.

— Работа по повышению эффективности описания и классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России. Помимо совершенствования законодательной базы по ускорению и снижению стоимости таможенного оформления, одним из самых значимых процедурных вопросов совершенствования механизма тарифного регулирования является достижение единообразия, однозначности и адекватности классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу России, ее экономическим интересам.

Основная роль подобных классификаторов заключается в создании условий для выделения из общей массы тех товаров, которые являются значимыми для целей тарифного регулирования. Также немаловажным является исключить возможность декларирования товаров не в свои товарные позиции с целью ухода от таможенных пошлин или применения мер нетарифного регулирования. По этим двум основным направлениям и ведется аналитическая работа в настоящее время.

Невозможность изменить основную логику объединения товаров в определенные группы (позиции), заложенную при разработке гармонизированной системы без учетов интересов нашей страны, можно частично компенсировать использованием детализации на уровне национального 10-го знака Товарной номенклатуры. Здесь необходимо выделить товары, играющие важную роль для внутреннего потребительского или производственных рынков. По сути дела подробная детализация позволяет обеспечить дополнительную покровительную защиту выделенных товаров, либо наоборот обеспечить их свободный ввоз в целях избежания дефицита на внутреннем рынке. В настоящий момент данный инструмент используется недостаточно, что не позволяет реализовать адресную защиту продукции конкретных отраслей. Особенно актуально использование при детализации чрезмерно обобщенных корзиночных позиций ТН ВЭД России, таких как 3926 (прочие изделия из пластмасс…), 7326 (прочие изделия из черных металлов…), высокое обложение которых не позволяет ввозить необходимые компоненты для внутренней доработки.

Для достижения однозначности интерпретации текста товарных позиций предлагается в рамках совершенствования процедуры описания и классификации России осуществлять определение терминов, используемых в ТН ВЭД, и указание источников заполнения создавшегося терминологического вакуума. Реализовать это можно посредством дополнения примечаний к товарным подсубпозициям или рекомендациями, зафиксированными в законодательстве. Так, для примера, при классификации крышек из пластмасс необходимо определение термина «закупорка», который отсутствует в ТН ВЭД России и трактуется различными источниками по своему, однако ввозная таможенная пошлина по крышкам для «закупорки» ниже, чем для обычных крышек для посуды в 2 раза.

Много нарушений правил классификации товаров происходит по причине запутанности и отсутствия четкого разграничения товарных позиций. Поэтому необходимо проводить постоянную работу по доведению обзоров принимаемых на различных уровнях решений о классификации.

Очень распространенным видом ухода от уплаты таможенных платежей в полном объеме является декларирование товаров по частям, которые облагаются низкими по сравнению с готовыми изделиями ставками таможенной пошлины. Иногда это происходит по причине отсутствия четкого разграничения между готовыми и незавершенными изделиями, которое целесообразно определять не только по значению производимых в последствии технологических операций, но учитывать долю, добавленной этими операциями, стоимости.

Иногда поставка готового товара производится несколькими партиями по частям, при отсутствии заранее подготовленного решения ФТС России, дорогостоящее оборудование на вполне легальных основаниях оформляется частями, иногда это выражается в недоплате таможенных платежей и нанесении ущерба отечественным производителям. Здесь необходимо принять ряд законодательных норм, позволяющих рассматривать в комплексе поставки в адрес одного участника ВЭД в течение короткого промежутка времени, что позволит повысить эффективность тарифного регулирования и ускорить процесс таможенного оформления товаров, пересекающих границу.

— Совершенствование системы предоставления тарифных преференций. Основным принципом разграничения по субъектам обложения является реализация принципа справедливости, заложенного в любой налог. Он реализуется посредством дифференциации уровней обложения в зависимости от возможностей плательщиков. Преференциальная система направлена на создание равных возможностей для реализации продукции стран с различными уровнями конкурентоспособности на мировом рынке. Заключается, система преференциальной торговли, как уже говорилось, в снижении уровня обложения в зависимости от благосостояния страны. То есть максимальные ставки, хотя они и называются базовыми, взимаются с развитых стран.

Однако тарифные преференции зачастую обусловлены политическими, а не экономическими основаниями. Так в российской схеме преференций есть ряд политических преференций, например для товаров, происходящих из Союза Сербии и Черногории (бывшая Югославия.). Выделение в рамках своей системы преференций развивающихся и наименее развитых стран должно быть обусловлено сугубо экономическими факторами. Основой отнесения стран к тому или иному списку является экономические показатели, связанные с уровнем развития и доходами. Применяемая в России система разграничения стран на развивающиеся и наименее развитые по критериям высокоразвитых стран, то есть исходя из доходов, не отражает действительного места отечественной экономики. Преференции необходимо предоставлять только тем странам, экономическое развитие которых находится на низком, относительно национального, уровне.

В нашей стране обложение товаров из развивающихся и наименее развитых стран находится на уровне 75% и 0% от базовой ставки таможенной пошлины соответственно. На основании сопоставления показателей валового национального дохода на душу населения, приведенного с учетом ППС (таблица 1), можно утверждать, что для наименее развитых стран, с низким уровнем дохода, предоставление тарифных преференций в целом экономически обосновано, так как их доход на душу населения составляет 26% от значения в России.

Одновременно по развивающимся странам со средним доходом тарифная преференция в 25% от базовой ставки в целом экономически обоснована, так как их доходы на душу населения составляют порядка половины российских, а темпы роста экономики в 2002;2004 годах были на порядок ниже.

Но дело в том, что большая часть из развивающихся стран-пользователей системой тарифных преференций не имеет стабильных внешнеторговых связей с нашей страной, поэтому ориентироваться целесообразнее на своих торговых партнеров из развивающихся стран, а не на усредненные показатели.

Таблица 1. Показатели дохода по группам стран

Группы стран

Валовой нац. доход (в млрд. долл.)

Валовой нац. доход на душу нас. (в долл.)

Доход на душу нас. (в % от значения в РФ)

Распред. импорта России по странам (в %)

Развитые страны с выс. доходом, в том числе:

352%

;

ЕС

318%

39,69%

США

447%

6,45%

Ст. со средним доходом:

72%

;

Россия

100%

100,00%

в т. ч. разв. ст.-польз. сис. тар. преф. России Арг.

126%

0,42%

Чили

117%

0,07%

Малайзия

105%

0,50%

Бразилия

92%

2,82%

Турция

78%

1,58%

Перу

60%

0,04%

Эквадор

41%

0,42%

Индонезия

38%

0,35%

Индия

33%

1,12%

Страны с низким доходом

26%

;

Анализ дохода на душу населения основных торговых партнеров России из числа развивающихся стран показал, что в Аргентине, Чили и Малайзии данные показатели превосходят значение отечественного на 26%, 17% и 5% соответственно. Одновременно, значение показателей в Бразилии (92%) и Турции (78%) превышают порог в 75%. Следовательно, рассмотрение развивающихся стран в рамках анализа обоснованности предоставления преференциального режима показало экономически необоснованное предоставление тарифных преференций по товарам из некоторых развивающихся стран, благосостояние которых, судя по значению показателя дохода на душу населения, и чуть не хуже, а наоборот превосходит российское.

На основании экономических приоритетов, закрепленных в принципах разработки национальной системы преференций, необходимо сократить список развивающихся стран на те страны, которые достигли высокого, по сравнению с национальным, уровня развития. При этом экономически целесообразно дополнить имеющийся перечень преференциальных товаров товарами большей степени обработки, для развития их производства в исследуемых странах, что в последствии может выразиться на повышении спроса с их стороны.

Для повышения эффективности контроля за предоставлением преференций из развивающихся и наименее развитых стран, в частности, для контроля за достоверностью подтверждения страны происхождения партий товара стоимостью до 5000 долларов, предоставление сертификата о происхождении по которым в настоящий момент на требует, необходимо принятие ряда нормативно правовых актов, которые бы рассматривали такой критерий как регулярность поставок. Тем самым это будет препятствовать уходу от уплаты таможенных пошлин, посредством разбивки партии на поставки общей стоимостью до 5000 долларов, без необходимости доказывать их происхождение.

Одновременно в рамках повышения эффективности контроля за обоснованностью предоставления преференций из стран СНГ предлагается создание единой автоматизированной информационной базы данных по выданным сертификатам происхождения товаров. Это позволит сократить время на проверки обоснованности тарифных преференций, упростит процедуры контроля правильности определения страны происхождения товаров и снизит риск необоснованного предоставления льгот.

Также для решение задач определения страны происхождения комплексного оборудования или агрегатов, классифицируемых в конкретной подсубпозиции ТН ВЭД России, компоненты которых происходят из разных стран, необходимо руководствоваться правилом адвалорной доли. То есть считать страной происхождения не ту страну, где произведены компоненты, на которые ложится выполнение основных функций системы, а страну, сформировавшую основную долю стоимости. Допустим для ЭВМ, поставляемой в виде системы основным функциональным компонентом будет системный блок, где собственно и происходит обработка данных, в то же время при формировании стоимости он зачастую играет второстепенную роль. Исходя из экономической природы механизма определения страны происхождения для целей тарифного регулирования именно такой, стоимостной, подход будет более адекватным.

— Совершенствование механизма контроля налоговой базы таможенной стоимости. Таможенная стоимость, являясь основой начисления таможенной пошлины, играет важную роль в регулировании внешней торговли. Соотношение внутренних цен и внешних для расчета ставок таможенных пошлин производится в том числе и с учетом данных таможенной статистики, в которой приводятся средние таможенные стоимости.

Однако в последнее время происходят значительные искажения этих данных по причине занижения таможенной стоимости для ухода от уплаты таможенных платежей. Если классификация основывается на объективных особенностях товара, которые можно проверить, то стоимость, которая является основой взыскания налога, категория приобретенная, нестабильная, зависящая от ценовых колебаний, сезона, условий поставки и страхования груза. Это рождает различные варианты ухода от истинного значения, сформированного затратами на производство и доставку иностранного товара до отечественного потребителя. Занижение налоговой базы сказывается на эффективности действия расчетного значения ставок таможенных пошлин.

Правила определения таможенной стоимости заложенные в ГАТТ используются не достаточно эффективно. К сожалению, комплекс дополнительных мер по контролю за достоверностью заявляемых сведений о таможенной стоимости при импорте товаров очень ограничен и сводится к анализу баз данных о стоимости товаров на мировых рынках, торговых площадках других государств. Использование этих данных ограничивается множеством потребительских характеристик, влияющих в конечном счете на цену товара. Однако переход к использованию специфических ставок в условиях создания регулирующего таможенного тарифа рассматривается как крайне нежелательный по причине отсутствия связи специфических составляющих ставок таможенной пошлины с ценовой разницей товаров, на нивелирование которой и направлено действие эффективного тарифа.

Для целей анализа достоверности сведений о таможенной стоимости необходимо активное использование метода зеркальной статистики (сопоставление статистической информации, полученной из стран-контрагентов, с национальными данными), создание возможности в режиме реального времени обмениваться интересующей стоимостной информацией позволит в некоторой степени сократить риск занижения налоговой базы.

— Снижение объемов нарушения таможенных правил, связанных с тарифным регулированием. Масштабы правонарушений в экономической сфере происходят по причине чрезмерного регулирования хозяйства со стороны государства. Для экспортно-импортных операций это выражается прежде всего в высоком налоговом бремени. Поэтому одновременно со снижением ставок импортного тарифа необходимо проводить аналитическую работу по выявлению системных нарушений экономического характера. Элементарный анализ таких экономических показателей как таможенная стоимость за килограмм в разрезе по товарам или странам, отклонения веса брутто от веса нетто, который является для некоторых товаров, пресекающих границу, основой начисления таможенной пошлины, характер перемещения и других может обозначить системные нарушения, которые и являются первостепенной задачей для устранения.

Когда дело касается масштабных нарушений — экономической контрабанды, то здесь основной упор стоит уделить снижению коррупции государственного аппарата. Потому как крупное системное недекларирование в основном происходят с ведома государственных органов.

Контрабанда в России приобрела масштабы стихийного бедствия, оцениваемые объем импортной продукции рынка потребительских товаров, оформляемых с нарушением таможенных правил составляет 70% от общего импорта. В условиях массового недостоверного декларирования товара выстроить адекватную внутренней обстановке тарифную систему регулирования не представляется возможным. Так, в 2003 году по данным официальной таможенной статистики в Россию было ввезено всего 13,5 тыс. штук цветных видео мониторов (тов. субпозиция 8528 21 ТН ВЭД России), 1,2 млн. сотовых телефонов и других приемо — передающих устройств (тов. субпозиция 8525 20 ТН ВЭД России), по 1 на не записанному компакт диску на душу населения (тов. субпозиция 8523 90 ТН ВЭД России) и 1 записанный (тов. субпозиция 8524 31 и 8524 60 ТН ВЭД России) ^ на каждых 130 человек49. Сопоставление с реальными объемами потребления данных наименований внутри страны позволяют судить об уровне контрабанды.

Борьба с коррупцией помимо репрессивных мер должна проводиться и повышением экономической мотивации государственных служащих, а также снижением степени регулируемости экономикой. Принимая ежедневно решения относительно применения мер тарифного регулирования на миллионы долларов инспектора таможни получают в среднем 150 долл. США в месяц, в таких условиях речь о борьбе с коррупцией абсурдна. Никто не говорит об установлении оплаты труда таможенным органам на уровне сопоставимом с нелегальными «вознаграждениями», однако необходимо создать условия для удовлетворения элементарных потребностей и тогда начинать бороться с коррупцией.

Для получения максимального результата все вышеописанные меры должны реализовываться в комплексе, при этом необходим анализ влияния всех его м> составляющих на экономическую систему.

Поиск новых резервов для экономического роста промышленности в связи со снижением стимулирующего влияния девальвации рубля на производство, наладившейся тенденции укрепления национальной валюты и одновременно с профицитом государственного бюджета, созданного положительным торговым балансом, создают благоприятные условия для переориентации приоритетов таможенной политики. Сложившиеся предпосылки дополняются возможностью перенесения части налогового бремени с обложения импортных сырьевых товаров на экспортные пошлины, применяемые к товарам низкой степени обработки. Одновременно необходимо снижать роль таможенных пошлин в формировании доходной части государственного бюджета, так как такое положение дел ставит финансовое состояние страны в жесткую зависимость не от собственных производственных мощностей, а от конъюнктуры на мировом рынке сырьевых товаров.

Заключение

Таможенный тариф любой страны представляет собой законодательный акт, содержащий систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному контролю (товарная номенклатура таможенного тарифа) с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются. Современный таможенный тариф — это сложное торгово-политическое средство. Эффективность таможенного тарифа зависит от вида применяемых таможенных пошлин, системы товарной классификации, методологии определения цены товара для целей взимания таможенных пошлин, метода определения страны происхождения импортного товара.

Развитие таможенных тарифов происходит в двух направлениях. С одной стороны растет товарная дифференциация таможенных тарифов. Товарная номенклатура современных таможенных тарифов насчитывает 9−11 тысяч товарных позиций. С другой стороны по каждой товарной позиции устанавливается две или большее число ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара. По этому признаку различают простые и сложные таможенные тарифы: простые (одноколонные) таможенные тарифы, предусматривающие одну ставку пошлины для каждого товара вне зависимости от страны происхождения; и сложные (многоколонные) таможенные тарифы, устанавливающие по каждому товару две или большее число ставок пошлин. Обычно более высокая, автономная ставка пошлин применяется в отношении тех стран, которым не предоставляется РНБ. Более низкая договорная (конвенционная) ставка пошлин предоставляется странам, пользующимся РНБ.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

В современных условиях многие элементы таможенного тарифа (товарная номенклатура, высота применяемых ставок пошлин, структура тарифа по высоте применяемых ставок пошлин и ряд других элементов) регламентируются международными договоренностями, действующими в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации.

Список используемой литературы

1.Закон РФ от 21 мая 1993 года N 5003−1 «О таможенном тарифе» (ред. от 3 декабря 2008 г. Начало действия редакции — 09.01.2009)

2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.07.2003 N 124-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 35 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ» (принят ГД ФС РФ 20.06.2003)

3.Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

4.Бондаренко, Н. П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. — 240с.

5.Ершов А. Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2007.

6.Шамахова, В. А. Таможенное право Российской Федерации. Учебник/ Под общ.ред. В. А. Шамахова. — М.: СофтИздат, 2007. — 744с.

7.Бякин Г. И., Гурин В. Н., Малышев В. И. Нарышкин Е.М. Организация связи в таможенных органах / Под науч. Ред. Г. И. Бякина. — Спб.: С.-Петерб. Филиал РТА, 2007.

8.Официальное издание Федеральной Таможенной службы «Таможня» информационно — аналитическое обозревание № 13 июль 2007.

9.http://www.brokert.ru/material/kommentarii-statja-2-tamojennyi-tarif

10.http://www.bibliotekar.ru/bet/49.htm

11.http://100pudov.com.ua/subject/53/23 784

12.http://www.customsonline.ru/pdf/tam_mag/2007/13_2007.pdf

13.http://www.vavt.ru/wto/wto/CustomsTariff

14.http://economicarggu.ru/20101/egorov.pdf

15.http://student.zoomru.ru/tamoj/napravleniya-razvitiya-tamozhennogo-tarifa-rf/168 910.1387035.s1.html

1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой