Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внутренняя и внешняя политика Казахстана в период Назарбаева

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во время второго этапа (1993;1995 гг.) в РК произошло резкое усиление социально-политической напряженности, что подтолкнуло руководство страны к авторитарному откату. Этому способствовало то обстоятельство, что в период перехода от Верховного Совета к двухпалатному парламенту страны (нижняя — мажилис, верхняя — сенат) в республике действовал закон «О временном делегировании Президенту Республики… Читать ещё >

Внутренняя и внешняя политика Казахстана в период Назарбаева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Н. А. Назарбаев на пути к власти

1.1 Биография Н. А. Назарбаева

1.2 События Желтоксана и путь к власти Глава 2. Особенности внутреннего курса правительства Н. Назарбаева

2.1 Становление умеренно-авторитарной модели власти

2.2 Казахстанский путь к рыночной экономике Глава 3. Внешнеполитический курс правительства Н.А. Назарбаева

3.1 Развитие российско-казахстанских двусторонних связей

3.2 Казахстан и страны Запада

3.3 Казахстан и Китай Заключение Список использованной литературы

Введение

Одна из наиболее успешных постсоветских республик — Республика Казахстан — всего за 21 год своей независимости широко признана в современном мире и стала важным игроком сложной глобальной политики. В то же время успешно развивается экономика страны, успешно развиваются ее многочисленные двусторонние отношения почти со всеми странами мира, в том числе и со странами региона Аравийского залива.

За годы независимости Казахстан добился значительных внешнеполитических успехов на мировой арене, стал авторитетным и ответственным членом мирового сообщества.

Свидетельством высокого международного авторитета государства за последние годы стало председательство Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Евразийском экономическом сообществе, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и Тюркском Совете.

Объект исследования — специфика внутреннего и внешнего курса развития Казахстана в 1991;2014 г. г.

Предмет исследования — особенности развития Казахстана в постсоветский период.

Цель работы — проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Казахстана в период Назарбаева 1991;2014 гг.

Задачи курсовой работы:

— изучить особенности становления личности Н. А. Назарбаев на пути к власти;

— проанализировать особенности внутреннего курса правительства Н. Назарбаева;

— провести анализ внешнеполитического курса правительства Н. А. Назарбаева;

Глава 1. Н. А. Назарбаев на пути к власти

1.1 Биография Н. А. Назарбаева Жизненный путь Нурсултана Назарбаева начался 6 июля 1940 года. Село Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области стало его Родиной. Нурсултан был рожден в семье обычного крестьянина. Уже в 1960 году он закончил техническое училище Днепродзержинска. Еще через семь лет Нурсултану удалось с успехом окончить завод-втуз, который находился при Карагандинском металлургическом комбинате. 1976 год стал последним годом учебы в Заочной высшей партийной школе при ЦК КПСС. Назарбаев по праву был признан доктором экономических наук.

На протяжении девяти дет с 1960 по 1969 год, он трудился в строительном управлении «Доменстрой». При этом ему удавалось без отрыва от производства учиться в институте. Трудолюбие молодого человека не осталось незамеченным, и в 1969 году его назначили заведующим промышленно-транспортного отдела Темиртауского горкома Компартии Казахстана. Кроме того, Нурсултана перевели на освобожденную комсомольскую работу. Уже тогда он заслужил должность секретаря городского комитета ЛКСМ Казахстана. Позднее его избрали членом бюро горкома партии, а одновременно с этим он присоединился к депутатам Карагандинского областного Совета.

С 1973 года по 1984 год он уверенно держится на должности секретаря. Только вот организации, в которых работал Нурсултан, меняются. Ему удалось поработать и в парткоме металлургического комбината, и в обкоме партии, и даже в ЦК Компартии Казахстана.

В 1980 году карьера Назарбаева стремительно набирает обороты и он становится депутатом Верховного Совета десятого и одиннадцатого созывов Казахской ССР. На этом посту он находится в течение десяти лет до 1990 года.

Однако, за это время Нурсултан Назарбаев умудряется войти в число членов Центральной Ревизионной Комиссии КПСС и показать себя в качестве необычайно грамотного и ответственного человека.

Март 1984 года становится очень важным для него, ведь именно тогда его назначают Председателем Совета Министров Казахской ССР. Назарбаев становится самым молодым среди всех республиканских премьеров.

Годы упорного труда берут свое, и уже через пять лет Назарбаева был избран в качестве народного депутата СССР. В июле того же года он оставляет пост Председателя Совета Министров для того, чтобы стать первым секретарем ЦК Компартии Казахстана.

В марте 1990 года он был выбран в качестве депутата Верховного Совета Казахской СССР двенадцатого созыва. Кроме того, в марте и апреле того же года Нурсултан Назарбаев находится на посту председателя республиканского Верховного Совета.

Апрель того же года становится одним из самых счастливых в его карьере, ведь Назарбаева избирают президентом Казахской ССР. А осенью следующего года он проявляет инициативу и принимает закон о выборах президента республики Казахстан. В декабре того же года его избирают в президенты. В декабре 1999 года он снова становится лучшим в глазах избирателей, и его выбирают в президенты на целых семь лет. Однако на этом все не закончилось, потому что в декабре 2005 года он так и не сошел с привычной должности.

5 июня 2010 за Назарбаеву официально присвоили статус Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации.

3 апреля 2011 года на досрочных президентских выборах Нурсултан Назарбаев в четвёртый раз был переизбран Президентом Казахстана до декабря 2016 года. Согласно Конституции, одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, но это ограничение не распространяется на Первого Президента Республики.

1.2 События Желтоксана и путь к власти Декабрьские события в Алма-Ате, известные также как Желтоксан (каз. Желто? сан к? терілісі) — выступления казахской молодёжи, произошедшие 17—18 декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей в то время столицей Казахской ССР, принявшие форму массовых протестов и народных восстаний против коммунистической власти. По официальной версии, волнения начались из-за решения Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва о снятии с должности первого секретаря компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева, и замене его на ранее никогда не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Участники мирного митинга требовали назначить на должность главы республики представителя коренного населения. Позже волнения казахской молодёжи прошли и в других городах и регионах Казахстана. Декабрьские события в Казахстане стали одним из первых в СССР массовых митингов против диктата центра, позже аналогичные события произошли и в других национальных республиках Советского Союза.

В ходе XXVII съезда КПСС Динмухамед Кунаев подал Горбачёву заявление о своей отставке. В феврале 1986 года состоялся XVI съезд КП Казахстана — последний под руководством Д. А. Кунаева. Негласно подходящим кандидатом на освобождающееся вскоре место первого секретаря ЦК КПК был относительно молодой и активный лидер — председатель совета министров республики Нурсултан Назарбаев. За своё долгое время у власти в Казахской ССР Кунаев активно помогал Назарбаеву, как и другим молодым казахам из села, продвигаться по местной партийной лестнице. Тем не менее, по неизвестным личным мотивам, Кунаев начал резко противиться назначению Назарбаева на его место. 11 декабря 1986 года без участия Кунаева состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, принявшее его решение об уходе на пенсию. Кунаев был отправлен в отставку на Пленуме ЦК КП Казахстана, продолжавшемся всего лишь 18 минут, причём это было накануне 75-летия Д. А. Кунаева (12 января 1987 года).

Глубинной причиной конфликта было нарастание экономических трудностей советской системы в условиях разных этнодемографических тенденций развития двух основных этносов Казахской ССР — русских и казахов, что вело к росту социальной и межнациональной напряженности. Рождаемость казахов, особенно в сельских регионах юга страны, продолжала оставаться на очень высоком уровне при том что детская смертность существенно снизилась. Параллельно в крупных городах страны, в том числе Алма-Ате, где имелось русское большинство, несмотря на объявленный процесс коренизации, продолжалась реализация политики русификации. На высшие руководящие посты здесь назначались как этнические казахи, так и русские. Высокий естественный прирост казахов приводил к тому что представители коренного населения выезжали в города, где возрастала конкуренция за жильё и рабочие места. Этническим казахам из сельской местности стало сложнее трудоустроиться вследствие плохого знания русского языка. Помимо личных качеств было обязательное требование — знание русского языка. В то же время для назначения этнического русского на руководящую работу в Казахстане не требовалось знание казахского языка, даже если он назначался в регионе, где преобладало казахское население. Среди населения росло недовольство.

«6 января 1987 года состоялась расширенная Коллегия КГБ республики, посвящённая казахскому национализму. Отчитывался начальник 5 Управления КГБ КазССР полковник Т. Н. Нурахметов, так как вопросы межнациональных взаимоотношений, массовых беспорядков входили в компетенцию 5 Управления. В своём выступлении он отметил, что в декабрьских Алма-Атинских событиях 1986 года виноваты прежнее руководство 5 Управления и Комитета. Приводились различные цифровые выкладки, в которых, по мнению Нурахметова, таилась причина нарастания в республике национализма. Осуждающим тоном докладчик рассказывал о том, что в КазГУ количество студентов коренной национальности составляет 70 процентов, преподавателей — 80 процентов, в других вузах — обстановка и того ужасней. Тщательно анализировалось процентное соотношение по национальностям агентуры и доверенных лиц», — пишет Темирбулат Ахметов в своей документальной повести «Анатомия молчания».

По его словам, другие выступления мало чем отличались от основного доклада.

«И лишь заместитель начальника Управления КГБ по Алма-Атинской области полковник Турсун Айжулов отметил: „Мы объявили крестовый поход только против казахского национализма, но ведь нередки и факты проявления великорусского шовинизма, во многих случаях провоцирующие первое, а об этом почему-то никто не задумывается“».

Выступления начались с мирной демонстрации 16 декабря, первые группы казахской молодёжи вышли на Новую (Брежнева) площадь столицы с требованиями отмены назначения Колбина. Правительство в Москве передало дело МВД, для разгона митинга. В городе сразу была отключена телефонная связь, эти группы были разогнаны милицией (операция «Метель»). Были собраны отряды спецназа из сибирского военного училища, а также курсанты местного пограничного училища. Слухи о выступлении на площади мгновенно облетели весь город. Утром 17 декабря на площадь имени Л. И. Брежнева перед зданием ЦК вышли уже толпы молодёжи, возглавляемые активными национал-патриотами. Плакаты демонстрантов гласили «Требуем самоопределения!», «Каждому народу — свой лидер!», «Не быть 37-му!», «Положить конец великодержавному безумию!». Два дня шли митинги. На второй и третий день выступлений для поддержания порядка в городе стали использоваться рабочие дружины.

Ввиду накаления ситуации в Алма-Ате первый десант был высажен в аэропорту ещё 17 декабря, однако был блокирован бензовозами. 17 декабря на части территории Казахстана было объявлено чрезвычайное положение, однако оно не распространялось на Алма-Ату. В течение 16—19 декабря на подступах к Алма-Ате была создана крупная оперативная группировка общей численностью более 50 000 военнослужащих из состава частей Среднеазиатского, Московского, Ленинградского, других военных округов, военно-морского флота, внутренних войск МВД. Актауская бухта и подходы к ней были блокированы кораблями и катерами Каспийской военной флотилии.

Также 16 декабря по тревоге было поднято АВОКУ (кроме 4 курса — были на стажировке) и переброшено к ЦК, курсанты были вооружены только саперными лопатками.

Ещё при выдвижении к площади практически во всех «Уралах» были выбиты стёкла, много военнослужащих получили ранения.

7 декабря Н. А. Назарбаев, наряду с другими официальными лицами республики, выступал перед разбушевавшейся толпой, призывая молодежь вернуться на свои учебные и рабочие места. Однако дальнейшее развитие истории Казахстана, равно как и поздние мемуары, написанные в годы его президентства, заставляют многих политологов выдвигать гипотезы об участии самого Назарбаева в организации беспорядков.

Глава 2. Особенности внутреннего курса правительства Н. Назарбаева

2.1 Становление умеренно-авторитарной модели власти Политическая система Республики Казахстан (РК) определяется патронально-клиентельными отношениями, которые реализуются в ходе борьбы за власть представителей трех племенных объединений: Старшего (Южный и Юго-Восточный Казахстан), Среднего (Северный, Центральный и Восточный Казахстан) и Младшего (Западный Казахстан) жузов. Эти объединения возникли в начале XVII в., но противоречия между ними глубоко укоренились среди жителей республики. В настоящее время к Старшему жузу (11 родовых групп) причисляют себя 35% казахов, к Среднему (7 родовых групп) — 40%, к Младшему (3 родовые группы) — 25%. Не входят в жузовую иерархию особо почитаемые, малочисленные группы «торе» и «кожа» — потомки Чингисхана и первых арабов, принесших ислам в казахские степи.

Бессменный президент РК, ранее первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии республики Н. Назарбаев грамотно выстраивает отношения между жузами (кланами). Это позволяет избегать излишней напряженности и ограничивать их влияние на политическую систему республики, которая за последние 20 лет прошла несколько важных этапов своего развития.

Первый из них (1991;1993 гг.) был обусловлен распадом Советского Союза и «катапультированием в независимость» большинства союзных республик. В это время основное внимание уделялось не столько созданию новой политической системы, сколько разрушению существующей. Логическим завершением этого этапа стало принятие в конце января 1993 г. Конституции, согласно которой Республика Казахстан есть «форма государственности самоопределившейся казахской нации». По своей сути, эта Конституция носила переходный характер, так как ее ввел еще советский Верховный Совет Республики Казахстан.

Одновременно шел процесс становления независимости и государственности Казахстана. Официально при этом заявлялось, что целью такого процесса является демократическое, светское, правовое и социальное государство, основанное на общепризнанных либеральных ценностях и принципах гражданские права и свободы, политического плюрализма, конституционного разделения властей и верховенства права. Как следствие, была осуществлена деидеологизация аппарата государственного управления, сформированы институты президентства, парламентаризма и конституционной юстиции, заложены основы многопартийной системы, на основе созданной законодательной базы начата либерализация политической жизни страны.

Во время второго этапа (1993;1995 гг.) в РК произошло резкое усиление социально-политической напряженности, что подтолкнуло руководство страны к авторитарному откату. Этому способствовало то обстоятельство, что в период перехода от Верховного Совета к двухпалатному парламенту страны (нижняя — мажилис, верхняя — сенат) в республике действовал закон «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий». Этот закон утратил свою силу только с 1 января 2005 г., хотя выборы в парламент прошли уже в марте 1994 г. Помимо того, продолжала действовать морально устаревшая Конституция страны. Возникший вакуум власти заполнил президент, который в конце апреля 1995 г. на основе референдума продлил свои полномочия до 1 декабря 2001 г. Принятая в конце августа 1995 г. на основе референдума новая Конституция узаконила это положение, сделав президентскую власть фактически самостоятельной и стоящей над другими ветвями — законодательной, исполнительной и судебной. По официальным данным, такое решение поддержали 89% из числа голосовавших на референдуме.

Согласно ст. 61 новой Конституции президент страны получил право определять приоритетность рассмотрения законопроектов, а также вносить в парламент предложение о рассмотрении проекта закона в срочном порядке. В последнем случае парламент был обязан рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении настоящего требования президент мог издать указ, имеющий силу закона до момента принятия парламентом нового закона.

Президент получил также возможность влиять на парламент, а через систему личного назначения судейского корпуса — и на судебную систему. Кроме того, Конституционный суд, имевший по Конституции 1993 г. право контролировать высшую исполнительную власть, был преобразован в Конституционный совет, обладавший только консультативно-совещательными правами. Все это подтверждало авторитаризм в стиле правления страной, хотя и способствовало скорейшему решению ряда неотложных задач в сфере экономики. Именно тогда в качестве основополагающего принципа развития политической системы РК была признана политическая стабильность.

В ходе этого же этапа был начат процесс так называемой «малой приватизации», когда государство объявило себя юридическим собственником средств производства, но при этом «сбросило» с себя всю ответственность за социальную сферу, продолжая говорить о необходимости «социальной справедливости» и «социальной защищенности». Это привело к негативным тенденциям в политической и социальной сферах жизни общества.

На третьем этапе (1995;1998 гг.) шел процесс авторитарной модернизации в условиях «большой приватизации», что привело к следующему:

— во-первых, транснациональные корпорации стали контролировать до 40% промышленного производства и 50% внешней торговли РК;

— во-вторых, по мнению казахстанского исследователя Н. Амрекулова, «клан (в отличие от партий, профессиональных общностей и т. д.) вновь стал господствующей формой группирования элит». Это стало предпосылкой для формирования в Казахстане полицентризма, то есть одновременного существования множества самостоятельных центров власти-собственности;

— в-третьих, произошла значительная дифференциация населения по уровню доходов. Так, на конец 1990;х гг. в Казахстане доля наиболее обеспеченного населения составила 3,3%, а наименее обеспеченного — от 61 до 68%. По сути, общество оказалось расколотым в духе «прав-привилегий». В рассматриваемый период проводилась политика по значительному усилению президентской власти в стране. Это обуславливалось следующими причинами:

— до конца 1990;х гг. продолжалось падение объемов валового внутреннего продукта страны;

— не были преодолены тяжелые социальные последствия экономической политики под названием «шоковая терапия»;

— ожидавшаяся от Запада масштабная финансовая помощь, необходимая для преодоления экономического кризиса, так и не поступила;

— пришлось опираться на собственные силы, поэтому была выбрана модель экономического развития «азиатских тигров».

На четвертом этапе (с 1998 по 2004 г.) политическая система РК строилась на основе модели «управляемой демократии». В ее основе лежала идея повышения устойчивости системы через укрепление президентской власти при одновременном развитии институциональных элементов демократии. На самом деле основная цель состояла в том, чтобы не допустить передела собственности, сосредоточенной в руках узкой группы лиц, состоящей из «семьи» и ее ближайшего окружения. Именно поэтому власть все больше испытывала страх от концентрации материальных ресурсов в руках тех людей, которые хоть в некоторой степени были от нее независимы. Периодически такая борьба стала приводить к возникновению политических кризисов.

В октябре 1998 г. Н. Назарбаев инициировал внесение изменений в Конституцию РК. С одной стороны, это способствовало укреплению авторитаризма ввиду удлинения срока президентских полномочий с 5 до 7 лет и отмены верхнего 65- летнего порога возрастного ценза для избрания президента. А с другой — привело к появлению некоторых элементов демократизации за счет, например, появления в нижней палате парламента РК 10 дополнительных мест для депутатов, избираемых по партийным спискам. В дальнейшем правящей власти приходилось постоянно отстаивать свои права, как в январе-апреле 2002 г. перед «демократической оппозицией», и урегулировать внутренние конфликты (например, осенью 2001 г. между Р. Алиевым и «младотюрками»). Одновременно спускался накопившийся «пар» социально-политической напряженности.

Новый этап реформирования пришелся на 2004;2007 гг. Тогда достаточно жесткий (авторитарный) стиль правления Республикой Казахстан на фоне значительных экономических успехов и стабилизации социального положения населения страны стал препятствовать деловой и гражданской активности людей. Усиление оппозиции, нарастание противоречий внутри элиты и стремление общества к демократии потребовали либерализации политической жизни. Это полностью соответствовало международным обязательствам Казахстана по демократизации своей политической системы.

Правящая власть пошла на некоторые уступки, согласившись на повышение роли парламента во взаимоотношениях с исполнительной властью, введение пропорциональной избирательной системы и усовершенствование партийной системы путем объединения провластных партий в Народно-демократическую партию «Нур Отан» («Свет Отечества). Помимо того, отечественные НПО получили поддержку через систему государственного социального заказа. Однако парламент так и остался органом, подконтрольным президенту.

Вместе с тем поправки о сокращении президентского срока с 7 до 5 лет вводились после 2012 г., когда истекал срок пребывания на посту главы государства Н. Назарбаева, для которого исключалась норма о числе переизбраний. А главная задача проводимых реформ состояла в том, чтобы укрепить режим его личной власти и устранить всякую конкуренцию. В 2008 г. Президент Республики Казахстан выдвинул новые предложения по развитию и совершенствованию политической системы страны. Они включают правовые механизмы формирования парламента с участием не менее двух партий, обеспечение более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий, совершенствование процедурных механизмов электорального процесса, а также снятие излишних бюрократических барьеров, регулирующих деятельность СМИ.

В середине июня 2010 г. за Н. Назарбаевым был официально закреплен статус Первого Президента Республики Казахстан — Лидера нации, а в декабре на форуме в Усть-Каменогорске общественные деятели Казахстана предложили продлить полномочия президента страны до 2020 г. путем проведения общереспубликанского референдума. В конце декабря Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Республики Казахстан зарегистрировала соответствующую инициативную группу, которая чрезвычайно быстро собрала около 315 тыс. подписей казахстанцев (для назначения референдума было достаточно 200 тыс. подписей). Мажилис парламента РК единогласно принял обращение к президенту Н. Назарбаеву о внесении изменений в конституцию о назначении референдума по продлению его президентских полномочий. Это решение было поддержано сенатом парламента РК.

Однако уже 7 января 2011 г. президент Н. Назарбаев отклонил предложения парламента страны о вынесении на республиканский референдум изменений в Конституцию РК по продлению собственных полномочий без всенародных выборов. Основная причина этого состояла в том, что ЕС и США осудили указанную инициативу, посчитав ее «отходом республики от демократии». 31 января Конституционный совет Республики Казахстан признал закон о замене выборов на референдум неконституционным. Выход из этого был найден в том, чтобы провести 3 апреля 2011 г. досрочные президентские выборы. По итогам их проведения Н. Назарбаев получил более 95% голосов избирателей и был переизбран президентом на четвертый срок.

Формально идея многопартийности в РК была реализована. Для этого в ноябре 2011 г. президент Н. Назарбаев подписал указ «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан». В январе 2012 г. были проведены выборы, в ходе которых Народно-демократическая партия «Нур Отан» получила 81% голосов избирателей, Демократическая партия «Ак Жол» и Коммунистическая народная партия — по 7% голосов. Другие политические партии в парламент не прошли.

Столь ожидавшиеся результаты парламентских выборов не следует относить только к использованию административного ресурса. Российский исследователь А. Зубов полагает, что «азиатское общество признает за реальной властью право на ее постоянное употребление, что предполагает длительность безраздельного господства доминантной партии, поэтому такого рода партиям в восточных обществах удается обеспечить поддержку большинства в большинстве социальных групп». При этом отношение к партиям не связывается напрямую с идеологией, а определяется личностью партийного лидера.

Кроме того, уровень доверия к Президенту Н. Назарбаеву в Республике Казахстан чрезвычайно высок. Так, в октябре 2007 г. ему выразили доверие 87% респондентов. А по данным «Евразийского монитора», в Казахстане своей жизнью удовлетворены 72% населения, и только 27% ею не удовлетворены. В таких условиях созданная сверху единственная пропрезидентская партия просто обречена на политический успех. Тем не менее, как считает известный казахстанский исследователь К. Сыроежкин, построенная в Казахстане система авторитарной власти является «структурой закрытого типа, которая практически исчерпала свой внутренний ресурс». Подтверждением этого стали трагические события мая 2011 г. в Жанаозене, когда забастовка нефтяников привела к социальному взрыву.

2.2 Казахстанский путь к рыночной экономике Перелом в казахстанской экономике начался в 2000 году. Рост цен на нефть и сырьевые товары, конечно, в очень большой степени способствовал этому перелому, но это был не единственный фактор подъема. Объем ВВП в 2000 году увеличился на 9,8% и это был лучший результат в СНГ. Инвестиции в основной капитал увеличились за год на 27%, торговый оборот — на 30%, а экспорт — на 75%. Эти цифры были близки к показателям китайской и южно-корейской экономики. Инфляция в Казахстане упала с 17,8% в 1999 году до 7,8% в 2000 году. Экспорт достиг почти 9 млрд. долларов, тогда как импорт составил около 7 млрд долл. Нефть и газ дали в 2000 году 43% экспорта, черная металлургия — 10%.

В это же время быстро развивался мелкий бизнес. Согласно статистике занятость в сфере малого бизнеса составила 1,4 млн. человек, что составляло 25% от общего числа занятых в республике. Было зарегистрировано более 30 тысяч субъектов малого бизнеса. В стране возникло немало российско-казахстанских предприятий и проектов, особенно в энергетике. Новый премьер и недавний министр иностранных дел Казахстана К. Токаев не раз говорил: «Да, Казахстан, конечно, не может обойтись без России. Но и Россия без Казахстана — тоже».

Планы и прогнозы развития экономики Казахстана на 2000;2004;й годы были весьма оптимистическими, но они были существенно превышены. Прирост ВВП в эти пять лет составлял в среднем 10% в год, и уже в 2003 году ВВП Казахстана превысило уровень 1991 года на 6,2%.

Общий объем прямых инвестиций в казахстанскую экономику превысил уже в 2003 году 30 млрд. долларов, и эти инвестиции продолжали поступать в республику во все больших объемах.

Выступая на совместном заседании палат парламента 18 февраля 2005 года, Нурсултан Назарбаев развернул весьма широкую картину успехов Казахстана на период 2000;2004 гг. и в целом обрисовал картину развития республики за те 15 лет, в течение которых он занимал пост президента Казахстана. «Сделав ставку на радикальную реформу экономики, — заявил Н. Назарбаев, мы в сжатые сроки сумели провести рыночные реформы, создали соответствующее законодательство. Сегодня Казахстан имеет peaльно работающую рыночную экономику».

По сравнению с 1994 годом, т. е. временем максимального упадка, ВВП Казахстана, увеличился в 4 раза, и мы близки к тому, чтобы уже через несколько лет достигнуть уровня таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша, Малайзия. По паритету покупательной способности ВВП на душу населения достигает у нас 8 тысяч долларов. Основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны. По сравнению с 1985 годом Казахстан увеличил добычу углеводородного сырья на 225%.

Финансовая система Казахстана является одной из самых прогрессивных в мире. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда и резервов Центрального банка превышают 14 миллиардов долларов США. Объем внешней торговли у нас приблизился к 33 млрд долл. при положительном сальдо в 7 млрд. долларов. «Мы стали жить лучше, — сказал Н. Назарбаев, — и по классификации Всемирного банка наша страна входит в группу стран со средним уровнем дохода».

Но все почти свои сравнения президент делал с уровнем 1994 года, когда страна находилась в жесточайшем кризисе. По сравнению с уровнями 1989 и 1990 гг. уровни жизни широких масс изменились мало, а для некоторых групп граждан, например, пенсионеров уровни 1990 года еще не были достигнуты. «Демократия — это наша цель, а не начало пути, — заявил Назарбаев. — Демократию нельзя внедрить декретом, ее надо выстрадать. Но и в этой области мы добились серьезных результатов. Казахстанская государственность состоялась. Наша страна по модели своего политического развития близка к западным демократиям и к другим так называемым „азиатским“ новым демократиям, социальный прогресс и политический плюрализм которых общепризнан в мире».

Назарбаев подробно перечислил те демократические институты, которые уже созданы и нормально функционируют в Казахстане, а также те права и свободы, которые реально обеспечены гражданам Казахстана. Всего этого не было ни 10, ни 15 лет назад. «Полагаю, — заметил Назарбаев, — что все это в сочетании с сохранением сильного института президентской власти позволило стране успешно преодолеть наследие прежней эпохи и развиваться более высокими темпами, чем большинство государств Содружества». Президент Казахстана с гордостью отметил успехи республики на международной арене. «Если в 1991 году мировому сообществу практически не было дела до Казахстана, то сегодня оно видит, признает и уважает Казахстан. Мы сделали Казахстан региональным лидером, уважаемым международным партнером, активным участником борьбы с международным терроризмом, трафиком наркотиков и распространением ядерного оружия».

Экономика Казахстана обладает устойчивым экономическим ростом, в основе которого раскрепощение частной инициативы и предпринимательство, активная внешняя торговля, привлечение инвестиций. За годы независимости экономика Казахстана преодолела формирование основ независимого суверенного государства, все необходимые государственные институты уже имеются, и с каждым месяцем наша республика нарабатывает опыт и знания. Казахстаном взят курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и переход к рынку, исходя из наличия богатейших запасов природных ресурсов, необходимости формирования нескольких форм собственности регионов и субъектов хозяйственной деятельности, конверсии оборонного комплекса и более рационального использования научнотехнического и производственного потенциала. Активно развивается внегосударственный сектор экономики республики — акционерные общества, межотраслевые и внешнеэкономические ассоциации, концерны и консорциумы. В республике функционирует около 40 банков второго уровня, 8 товарных бирж, имеющих государственную лицензию и более 30 страховых и лизинговых компаний. Широкое поле деятельности появилось у промышленных предприятий, малых предприятий различной ориентации.

Казахстанская экономика растет довольно динамичными темпами. За прошедшее десятилетие ВВП страны увеличился почти в 7 раз (с 17 млрд. долларов США до 115 млрд. долларов).

Казахстан, по классификации Всемирного банка, входит в группу стран со средним уровнем дохода. ВВП на душу населения в 2011 году составляет около 7 тысяч долларов США. Темпы роста ВВП Казахстана за 2010;2011 года составляет около 7%. По статистическим данным, рост промышленности составил 3,6%, доля незанятого населения составляет 5,3%. Экономика Казахстана за десять месяцев 2011 года выросла на 5%, промышленное производство — на 6%, инфляция на период с января 2011 года на июнь 2011 года составила 5,9%.

По оценке Всемирного банка Казахстан входит в двадцатку стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику за годы независимости, достиг 132 миллиардов долларов США. В свою очередь казахстанский бизнес активно инвестирует за рубежом (14,5 млрд. долларов США). Поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций трудных процессов строительства государства и проведения реформ предоставляет Казахстану дополнительные возможности.

Казахстан — это страна, которая вносит свой вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности. Казахстан занимает 7-е место в мире по запасам нефти, 6-е место — по запасам газа, 2-е место — урана. К 2017 году Казахстан войдет в десятку крупнейших производителей и экспортеров нефти и газа в мире.

Казахстан планирует вступить во Всемирную Торговую Организацию, и практически привел законодательную базу в соответствие с требованиями ВТО. Казахстан, успешно завершив переходный этап своего экономического развития, намерен совершить новый качественный рост — войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Сегодня Казахстан — одна из наиболее успешно экономически растущих стран. Если в 1993 году [год введения национальной валюты тенге. — ред.] ВВП на душу населения составлял 700 долл., то сегодня этот показатель превысил 13,5 тыс. долл.

— Рост — в 19 раз! Показатель сопоставим с уровнем большинства стран Восточной Европы, Турции, Малайзии, Бразилии.

— В 1990 году Казахстан [как одна из республик Советского Союза. — ред.] ничего не экспортировал в другие страны. Сегодня его экспорт уже превышает 75 млрд долл. Золотовалютные резервы с 1993 года увеличились в 150 раз — с 712 млн долл. до 105 млрд долл. в 2014;м.

— За последние 10 лет выпуск продукции сектора МСБ вырос в 20 раз и составляет сегодня 7 триллионов тенге.

Глава 3. Внешнеполитический курс правительства Н.А. Назарбаева

3.1 Развитие российско-казахстанских двусторонних связей Первостепенное значение во внешней политике Казахстана уделялось отношениям с Россией. Это и понятно. На долю России приходилось к моменту обретения независимости 66% всего, что ввозил Казахстан из-за границы. В свою очередь, Казахстан поставлял в Россию более двух третей от своего вывоза, при этом 80% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты. Из всей сельскохозяйственной продукции 40% поставлялось в Россию. В 2000 году Россия продолжала оставаться основным экономическим партнером Казахстана: по экспорту — 1 место, по импорту — 1 место.

Торгово-экономические связи между Россией и Казахстаном:

— из 89 регионов Российской Федерации 72 имеют торгово-экономические связи с Республикой Казахстан,

— наиболее активными участниками внешнеторговой деятельности с Казахстаном являются приграничные области России,

— в целом на 16 регионов РФ из 72 приходится 80% внешнего товарооборота России с Казахстаном,

— важное место в российско-казахстанских связях занимает приграничное сотрудничество, на долю которого приходится 71,5% от общего товарооборота,

— наиболее активно развивают торгово-экономические связи с приграничными регионами Казахстана Омская, Оренбургская, Астраханская, Челябинская, Новосибирская области и Алтайский край,

— в российско-казахстанской приграничной зоне действует более 300 совместных предприятий, межгосударственные объединения, как «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАза и Кустанайского дизельного завода.

Сотрудничество в нефтегазовой и энергетической сфере:

— межправительственное соглашение от 2010 г. «О торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов»;

— в нефтегазовой отрасли сотрудничество развивается также по линии совместной разработки казахстанских месторождений;

— Россия в проектах по недропользованию на территории Республики Казахстан занимает четвертое место;

— инвестиции в данную отрасль представлены двумя российскими инвесторами — АНК «Башнефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ».

Сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций:

— наиболее перспективных областей развития двусторонних отношений между Казахстаном и Россией;

— оба государства в контексте развития транспортного сотрудничества представляют друг для друга стратегическое значение,

— Казахстан и Россия тесно связаны транспортными коммуникациями.

Развитие российско-казахстанских торгово-экономических отношений в 2014 году:

— Казахстан в товарообороте России занял 11-е место среди всех российских внешнеторговых партнеров, а Россия — 1-е место в товарообороте Казахстана с другими странами;

— согласно информации Финансово-торгового Союза (ФТС) России, данный показатель в прошедшем 2014 году вырос на 2,8% и составил 26,5 млрд. долларов;

— доля машинно-технической продукции в российском экспорте составила 24%, топливно-энергетические товары — 29%, металлы — 16%;

— в казахстанских поставках в Россию продукция химпрома занимает 14%, машинно-техническая продукция — 10%, металлы — 24%, топливно-энергетические — 41%.

Инвестиционное сотрудничество:

— 20 крупных российских компаний, такие как ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОК «Русал», ОАО «Мечел», ОАО «АвтоВАЗ», МХК «ЕвроХим»;

— в 2014 году особое внимание уделялось реализации инвест-проектов между российскими и казахстанскими компаниями в сфере модернизации экономики;

— по оценке экспертов, в 2014 г. году валовой приток прямых российских инвестиций в экономику РК составил 1,3 млрд. долларов;

— в 2014 году было реализовано 14 крупных инвестиционных проектов на сумму 1,9 млрд. долларов, одновременно на различных стадиях исполнения находилось 12 проектов на сумму 16,1 млрд. долларов, а на перспективу запланировано к реализации 7 проектов на сумму 277 млн. долларов;

Перспективы сотрудничества в инвестиционной сфере:

— в области электроэнергетики главным результатом сотрудничества должно стать создание в рамках ЕАЭС к 2019 году конкурентоспособного и ликвидного общего электроэнергетического рынка;

— среди перспективных направлений также можно выделить сотрудничество в авиационной промышленности, космической сфере и в области мирного использования атомной энергии;

Развитие малого и среднего бизнеса:

— в настоящее время в республике зарегистрировано около 10,5 тыс. представительств и предприятий с участием российского капитала. Пять лет назад эта цифра составляла 4 тыс.;

— войдя в Казахстан, российское предприятие становится не только работодателем, но и казахстанским налогоплательщиком;

— евразийская интеграция позволяет минимизировать издержки, увеличить масштабы производства и расширить научно-технологическую базу стран-участниц. Это позволит активизировать научно-технический потенциал Казахстана и восстановить производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью;

— в свою очередь казахстанские предприятия наладили поставки своей продукции в Россию:

* АО «Кайнар АКБ» — завод по производству аккумуляторов в Талдыкоргане,

* Кентауский трансформаторный завод,

* АО «Рахат»,

* Алматинский вентиляторный завод,

* Алматинский завод тяжелого машиностроения (трубопрокатное оборудование),

* Степногорский подшипниковый завод.

Налажены поставки грузовой автомобильной техники, собранной на казахстанском предприятии.

Сотрудничество в сфере безопасности и военно-технической сфере:

— Казахстан и Россия уже располагают нормативно-правовой базой сотрудничества в военно-технической сфере, что включает как двусторонние договора, так и участие в структурах многостороннего сотрудничества, таких, как ОДКБ и ШОС.

— В настоящее время на двусторонней основе осуществляются поставки военной техники и имущества, комплектующих деталей и оборудования.

— Вопросы совместной деятельности по использованию и развитию технического и производственного потенциала космодрома Байконур, вопросы расширения участия казахстанских специалистов в научных проектах на космодроме.

3.2 Казахстан и страны Запада Страны Европы занимают одно из ключевых мест в многовекторной политике Казахстана. Это отмечено во многих соглашениях и документах. Дипломатические отношения между Казахстаном и Европейским Союзом установлены в начале 1993 года, а уже в конце года было открыто Представительство Казахстана при ЕС в Брюсселе.

Казахстан занимает незначительную долю в обороте ЕС, хотя является его основным партнером в ЦАР. По результатам 2012 г. на главных торговых партнеров ЕС — США, Китай и Россию приходилось 40% внешней торговли, или 14,1%, 8,6% и 17,3% соответственно. Доля Казахстана составила в 2012 г. 0,7% товарооборота ЕС. Для Казахстана ЕС является ключевым торговым партнером наряду с Россией, Китаем и Украиной, на долю которых сегодня приходится более 75% общего объема внешней торговли Казахстана.

Отношения с ключевыми партнерами Казахстана носят стабильный характер, а отклонения в динамике товарооборота во многом связаны с изменениями мировой экономической конъюнктуры на рынке минеральных ресурсов. Страны ЕС занимают наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота Казахстана. В 2012 г. удельный вес ЕС в обороте, экспорте и импорте РК составил 32,5, 39,4 и 28,5% соответственно.

Характер торговых отношений с европейскими странами определяется, с одной стороны, зависимостью Европы от внешних энергетических ресурсов, с другой неразвитостью казахстанского рынка промышленных товаров. При этом динамика торговых отношений между Казахстаном и Евросоюзом имеет разный характер. Так, за период с 2005 г. не наблюдается выраженной тенденции изменения удельного веса Европы в казахстанском экспорте и импорте, тогда как в европейском товарообмене за этот же период сформировалась тенденция увеличения доли экспортно-импортных операций Казахстана, что может означать, с некоторыми оговорками, большую степень заинтересованности в торговом сотрудничестве с европейской стороны.

Основными европейскими торговыми партнерами Казахстана являются Италия, Франция, Нидерланды, Германия, Австрия и Великобритания. На их долю приходится 75,5% объема товарооборота РК с ЕС. Крупнейшим европейским покупателем казахстанской продукции является Италия, на которую приходится 30% экспорта Казахстана в страны ЕС, основным европейским поставщиком товаров для Казахстана является Германия, доля которой в общем объеме казахстанского импорта составляет 26,3%.

На долю европейской пятерки основных торговых партнеров Казахстана сегодня приходится более половины 50,7% притока иностранных прямых инвестиций в страну. В общей сложности поступление иностранных прямых инвестиций из стран ЕС определяет положительную динамику общего объема валового поступления ИПИ в Казахстан независимо от ситуации на мировом финансовом рынке, особенно это заметно в период с 2007 по 2009 г., когда поступление прямых инвестиций от других инвесторов имело тенденцию к снижению.

Появилась тенденция к укреплению не только торгового, но и инвестиционного сотрудничества между Евросоюзом и Казахстаном, хотя резкий отток в последние годы казахстанского капитала вообще, и в частности в страны ЕС, лишь частично объясняется инвестированием в производственную сферу, так как основной объем вложений приходился на торговлю автомобилями и операции с недвижимым имуществом.

Торговые отношения ЕС с основными партнерами в значительной степени определяются его потребностями во внешних энергетических ресурсах, и Казахстан не является исключением, что подтверждается статистическими данными о товарной структуре экспорта и импорта ЕС с внешним миром и Казахстаном. Таким образом, наибольшая доля в товарной структуре экспорта и импорта стран Европейского Союза приходится на две товарные группы: машины, оборудование, транспортные средства 7 группа; минеральные продукты 3 группа.

Следует отметить, что Казахстан становится все более активным участником мировой торговли. Однако в товарной структуре казахстанского экспорта в страны Европейского Союза по-прежнему основная доля приходится на минеральное сырье, что соответствует 89,3%, а в импорте из стран Европейского Союза в Казахстан наибольший объем составляют машины, оборудование и транспортные средства 55,2%.

По обеим группам товаров казахстанская доля в экспорте и импорте со странами ЕС превышает их среднеевропейское значение. Это указывает, с одной стороны, на уже сформировавшуюся взаимную заинтересованность в упрочении сложившейся структуры товарообмена между Евросоюзом и Казахстаном и расширение потенциала сотрудничества, с другой стороны, на сырьевой характер экономики Казахстана, необходимость изменения отраслевой структуры и диверсификации экспорта в соответствии с Программой форсированной индустриализации казахстанской экономики.

Так, за период с 2000 г. товарная структура экспорта и импорта Казахстана не претерпела существенных изменений, в основной номенклатуре экспортных товаров преобладают минеральные продукты, в импорте товары промежуточного промышленного спроса и инвестиционные товары.

Таким образом, торговые отношения Республики Казахстан и Европейского Союза носят стабильный характер и имеют экономическое будущее, обусловленное характером развития европейского и казахстанского рынков, спецификой развития европейского спроса на энергоресурсы и особенностями международной специализации Казахстана. Тем не менее, сложившаяся структура товарного обмена не отвечает экономическим интересам и перспективам Казахстана вследствие необходимости реализации стратегических целей форсированного индустриально-инновационного развития. Евросоюз, напротив, экономически заинтересован в сохранении сложившейся ассиметричной структуры товарооборота до решения проблемы зависимости его экономики от внешних энергоресурсов.

Экономические аспекты стратегии Казахстана и ЕС в Евразии.

Основная задача Казахстана в продвижении идеи «евразийства» на современном этапе видится нами в обеспечении условий для формирования общих стратегических подходов со стороны Евросоюза и России как по вопросам реализации «единого евразийского континентального проекта» с участием Казахстана в качестве основного субъекта управления, так и в отношении проектов по экономической интеграции Центрально-азиатского региона.

Формирование концепции взаимоотношений Европейского Союза с новыми независимыми государствами началось с момента принятия в декабре 1992 г. главами государств и правительств стран-членов ЕС Декларации о готовности содействовать процессу демократизации на постсоветском пространстве. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве СПС, подписанные в 1996 г. с Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, подтвердили взаимную заинтересованность сторон в укреплении двусторонних контактов. На начальном этапе сотрудничество Евросоюза с государствами ЦА осуществлялось в рамках программы ТАСИС. Переход на принципиально новый уровень сотрудничества в отношениях ЕС со странами ЦА начался с момента официального утверждения в 2007 г. проекта «Стратегия нового партнерства на период до 2013 г.».

На сегодня интерес ЕС к странам ЦАР, и в частности к РК, обусловлен двумя основными причинами: во-первых, очевидно, что в процессе реализации стратегических интересов ЕС в ЦА приоритет отдается вопросам собственной энергетической безопасности. Диверсификация источников энергоносителей, наряду с развитием сильного внутреннего рынка и вопросами охраны окружающей среды, является одним из трех основных приоритетов европейской энергетической политики. Интерес к углеводородам Центральной Азии обусловлен возможностью создания альтернативы зависимости от ближневосточных месторождений, контролируемых США, и от российского энергетического диктата к 2030 г., когда Европа планирует импортировать уже 90% газа и 70% нефти, необходимых для внутреннего потребления; во-вторых, Казахстан играет новую политическую и экономическую роль в регионе в качестве проводника концепции «евразийского центризма», опирающейся на принципы единой континентальной безопасности во всех ее измерениях.

Казахстан заинтересован в сотрудничестве с европейскими государствами по политическим, социальным, экономическим параметрам. Особенностью современного этапа отношений Казахстана и Евросоюза является, на наш взгляд, готовность обеих сторон к пересмотру имеющихся стратегий сотрудничества с учетом сложившихся трансконтинентальных реалий.

Новые европейские инициативы в рамках Стратегии для стран ЦАР связываются рядом европейских экспертов с необходимостью принятия ее новой редакции с более четким перечнем реальных задач ЕС в ЦАР, направленных на: укрепление всестороннего сотрудничества с Казахстаном как ключевой страной региона, ставящей перед собой задачи укрепления связей с ЕС и приобретающей новое качество в свете успешного председательства в ОБСЕ; обеспечение европейской энергетической безопасности, диверсификацию энергетических поставок в условиях существующей опасности потери ведущих позиций ЕС на региональном рынке и согласование в связи с этим европейской энергетической политики с энергетической политикой стран региона; реализацию новой концепции регионального сотрудничества со странами ЦАР в сторону развития отношений со странами-соседями, находящимися за пределами региона — Восточная Европа, Россия, Китай, Южная Азия. Азиатский вектор, по мнению экспертов, обеспечит комплексный взгляд на вопрос регионального партнерства в ЦА, что поможет включить этот регион в более широкий геополитический контекст и обеспечить предпосылки для возникновения общей евразийской стратегии.

Для Казахстана Евросоюз является сегодня и остается в перспективе главным стратегическим партнером в вопросах обеспечения региональной — евразийской экономической безопасности. Поэтому, на наш взгляд, «путь в Европу» для Казахстана предполагает, прежде всего, расширение евразийского пространства для стран ЦАР, которые на основе скоординированной позиции по вопросам устойчивого развития региона смогли бы в перспективе перейти к реализации совместных европейско-центрально-азиатских экономических проектов. На этот аспект целесообразно обратить внимание в процессе реализации проекта «продвинутого партнерства»

Казахстана с Евросоюзом, необходимо также иметь в виду заинтересованность ЕС в членстве республики в ВТО. Казахстан и Европейский Союз готовы к новому этапу развития экономических отношений. По нашему мнению, следует рассматривать казахстанскую стратегию в отношении ЕС как составную часть общей казахстанско-европейской стратегии экономического партнерства. Для этого необходимо предпринять следующие меры: Скоординировать региональные позиции по вопросам европейского сотрудничества со странами ЦАР. Определить общие приоритеты экономического сотрудничества для перехода от двустороннего взаимодействия ЕС со странами региона к общерегиональному формату сотрудничества. Сформулировать предложения для программы развития экономических отношений стран ЕЭП с ЕС. Принять участие в разработке стратегии развития евразийской континентальной геоэкономики. Обеспечить интересы ЦАР в процессе формирования новых общеевразийских стратегических целей в сфере экономики.

Таким образом, Казахстан может стать равноправным партнером ЕС, что становится очевидным в условиях новой геоэкономической ситуации в Евразии и перспектив региональной интеграции в формате ЕЭП и ЦАР. Казахстан имеет четкую позицию по вопросам перспектив сотрудничества со странами Евросоюза, который остается его ключевым партнером.

Казахстан и Европейский Союз взаимно заинтересованы в укреплении партнерства и готовы к пересмотру и корректировке экономических стратегий сотрудничества. Общие стратегические интересы РК и ЕС в Евразии связаны с двумя континентальными проектами, в реализации которых в той или иной мере заинтересованы обе стороны: единый Евразийский континентальный проект и проект единого интегрированного пространства в Центральной Азии.

Для Казахстана важно скорректировать стратегические цели сотрудничества и пути их достижения в соответствии с предполагаемыми последствиями проводимой политики расширения ЕС, создания ЕЭП, а также перспектив экономической интеграции в ЦА. Реализация проекта «Единое континентальное экономическое пространство» не представляется возможным без участия Республики Казахстан и должна осуществляться поэтапно. Для РК основная задача первого этапа обеспечение условий для формирования общих стратегических подходов со стороны ЕС и РФ как по вопросам реализации «единого евразийского континентального проекта» с участием РК в качестве основного субъекта управления, так и в отношении проектов по экономической интеграции ЦАР.

Торговые отношения Казахстана и Евросоюза определяются перспективами развития европейского и казахстанского рынков, спецификой развития европейского спроса на энергоресурсы и особенностями международной специализации Казахстана. Сложившаяся структура товарного обмена не отвечает экономическим интересам и перспективам Казахстана. Евросоюз, напротив, экономически заинтересован в сохранении сложившейся ассиметричной структуры товарооборота до решения проблемы зависимости его экономики от внешних энергоресурсов.

Казахстану предстоит реализовать свои долгосрочные экономические интересы в Европе в соответствии с особенностями: стратегии ЕС в вопросах региональной интеграции; взаимного товарного обмена между РК и ЕС; казахстанской международной специализации и программы форсированного развития промышленности РК; европейской ситуации в сфере энергетики; современной политики евразийства.

3.3 Казахстан и Китай Казахстанско-китайские отношения на современном этапе.

В Казахстане аккредитованы представительства 18 китайских компаний, действуют около 70 совместных предприятий. Китайская нефтегазовая компания выиграла тендер по продаже 60 процентов акций АО «Актобемунайгаз» и является победителем подобного конкурса по Узеньскому месторождению нефти. Стороны прорабатывают документы по строительству трубопроводов из, Западного Казахстана до границы КНР и в сторону Ирана. Синьцзянский проектный институт выиграл тендер на лучший проект по строительству нового газоперерабатывающего завода мощностью до трех миллионов тонн в год и реконструкции Жанажольского завода. Начато движение по второму воздушному коридору — от казахстанского Аягуза до китайского Фукана.

Все в более полной мере работает также Соглашение о культурных взаимоотношениях, на базе которого строятся контакты между министерствами и ведомствами гуманитарной сферы. Устойчивый и поступательный характер, как выражаются дипломаты, приобретает также сотрудничество в области туризма и спорта.

Заключение

Основными направлениями внутренней политики Казахстана декларируются: увеличение благосостояния граждан, укрепление государственности, модернизация общества, внутринациональное единство и межнациональное согласие.

Внутриполитическая жизнь Казахстана построена главным образом на либерально-социалистической модели, в связи с тем, что власти Казахстана фактически проводят социалистическое планирование экономической и политической жизни страны, но при этом допускают активные рыночные отношения, что очень напоминает китайскую модель. За коррупционные преступления и измену родине в Казахстане предусмотрены очень жёсткие наказания.

В основе внешней политики Казахстана лежат историческая и геополитическая традиции, экономические приоритеты и стратегическая целесообразность.

Первостепенное значение во внешней политике Казахстана уделялось отношениям с Россией. Это и понятно. На долю России приходилось к моменту обретения независимости 66% всего, что ввозил Казахстан из-за границы. В свою очередь, Казахстан поставлял в Россию более двух третей от своего вывоза, при этом 80% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты. Из всей сельскохозяйственной продукции 40% поставлялось в Россию. В 2000 году Россия продолжала оставаться основным экономическим партнером Казахстана: по экспорту — 1 место, по импорту — 1 место.

Таким образом, торговые отношения Республики Казахстан и Европейского Союза носят стабильный характер и имеют экономическое будущее, обусловленное характером развития европейского и казахстанского рынков, спецификой развития европейского спроса на энергоресурсы и особенностями международной специализации Казахстана. Тем не менее сложившаяся структура товарного обмена не отвечает экономическим интересам и перспективам Казахстана вследствие необходимости реализации стратегических целей форсированного индустриально-инновационного развития. Евросоюз, напротив, экономически заинтересован в сохранении сложившейся ассиметричной структуры товарооборота до решения проблемы зависимости его экономики от внешних энергоресурсов.

назарбаев казахстанский экономика внешнеполитический

1. Амрекулов Н. Размышления о главном. Пути к устойчивому развитию. Алматы, 1998. — 312 с.

2. Ашимбаев М. С. Политический транзит в Казахстане: содержание процесса и его особенности. Алматы, 2001. — 56 с.

3. Владимиров В. Политика России на южных рубежах. Поиск новой стабильности (2004;2005 гг.) // Разоружение и безопасность 2004;2005: новые подходы к международной безопасности / Отв. ред.А. А. Арбатов. — М., 2007. C. 270−276.

4. Годы, которые изменили Центральную Азию / Научный ред. И. Д. Звягельская. — М., 2009. 332 с.

5. Звягельская И. Д. Авторитаризм в Центральной Азии: от старта и далее (какие дали он догоняет?) // Что догоняет догоняющее развитие / Отв. ред. А. М. Петров. М., 2011. C. 224−243.

6. 3убов А. Б. Парламентская демократия в незападных обществах. М., 1991. 276 c.

7. Интеграция в Евразии. Cоциологическое измерение. М., 2008. Вып. 2. 192c.

8. Курманов З. О проблемах партогенеза в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ. Лулео (Швеция), 2004. № 5 (35). C. 9−14.

9. Объявлены окончательные итоги парламентских выборов в Казахстане.

10. Референдум о продлении полномочий главы Казахстана станет отходом от демократии, считают в Вашингтоне.

11. Сейлеханов Е. Т. Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы. Алматы, 2006. 296 c.

12. Сыроежкин К. Социально-политический процесс в Казахстане (опыт реконструкции) // Политический процесс в Центральной Азии: результаты, проблемы, перспективы / Отв. ред. И. Д. Звягельская. М.: ЦСПИ; Институт востоковедения РАН, 2011. C. 92−201.

13. Фурман Д. Постсоветский политический режим Казахстана. М.: Огни, 2004. 104 с.

14. Ескараев, О. К. Государственное регулирование рынка в Республике Казахстан Алматы 2010 г.

15. Мырзалиев, Б. С. Государственное регулирование экономики. Алматы. 2010 г.

16. Назарбаев Н. Казахстан: взгляд на мировой порядок, развитие и демократию // Казахстан и мировое сообщество. 1994. № 1. С. 3−12.

17. Казахстан-Китай. 5 лет по пути добрососедства и сотрудничества. — Алматы; Пекин, 1997.

18. Казахстан с новой столицей — к новым рубежам. — Алматы, 1998.

19. Бабак. В. Астана в треугольнике «Москва-Вашингтон-Пекин»; Казахстанско-Китайские отношения // Центральная Азия и Кавказ. — 2000. — № 1(7).

20. Темирбулат Б. Между Казахстаном и Китаем может начаться конфликт из-за воды // Саясат-Policy. — 2000. — № 8−9.

21. Султанов К. Казахстан-Китай: стратегическое партнерство будет развиваться // Каз. правда. — 1999. — 19 нояб.

22. Токаев К. Решение территориальных проблем с Китаем — большое достижение казахстанской дипломатии // Дипломатический курьер. — 1999. — № 2.

23. Султанов К. Состояние и перспективы казахстанско-китайских отношений // Саясат-Policy. — 1998. — № 6.

24. Сергиенко С. Тенденций внешнеполитического развития современного Казахстана // Высш. шк. Казахстана. — 1999.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой