Идеология формирования государственной информационной политики
В результате исследования подтвердилась рабочая гипотеза: средства массовой информации и система государственного управления, в сущности являясь продуктами единой социальной общественной практики, на деле составляют две противостоящие друг другу стороны структуры информационного управления социальной системой «гражданское общество — государство — пресса». Взаимодействие между государственным… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования идеологии государственной информационной политики
- 1. 1. Сущность информационной политики
- 1. 2. Закономерности и особенности структурирования информационного пространства России
- 1. 3. Государственная информационная политика и ее роль в обеспечении устойчивости социальной системы. Возможность решения проблемы устойчивости на основе. гомеостатической концепции
- Глава 2. Власть и государственная информационная политика
- 2. 1. Природа власти и особенности моделирования информационных процессов в социально-политической системе
- 2. 2. Легитимность власти как интегральный критерий устойчивости социальной системы
- 2. 3. Особенности информационных взаимодействий в социальной системе гражданское общество — государство — пресса"
- Глава 3. Государственная информационная политика как механизм гармонизации взаимодействия государственного служащего, журналиста и гражданина
- 3. 1. Технологии государственной информационной политики как средство регулирования социального позиционного конфликта
- 3. 2. Условия и принципы удовлетворения властной потребности гражданина, государственного служащего и журналиста
- 3. 3. Формирование механизма гармонизации взаимодействий. государственного служащего и журналиста в процессе профессиональной деятельности
Идеология формирования государственной информационной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Реформирование системы социально-политических отношений в посттоталитарном государстве поставило перед учеными, политиками, государственными деятелями задачу: выработать эффективную государственную информационную политику как инструмент регулирования взаимодействий всех компонентов общественно-политической системы и в первую очередь — государства, гражданского общества и прессы. Ее решение находится в прямой зависимости от уровня политической культуры и зрелости политического сознания общества, адекватности политической идеологии общественно-политическим процессам. Устойчивость, прочность социальной системы пропорциональна степени согласованности действий органов государственного управления и прессы, обеспечивающей прямую и обратную связь между гражданским обществом и государством. Статистика же свидетельствует о нестабильности, ухудшении социально-экономической обстановки, активизации деструктивных политико-идеологических факторов, представляющих опасность для системы национальных ценностей, идеалов, традиций, разрушающих структуры социализации личности, что создает угрозу безопасности жизнедеятельности человека, общества и государства.
На сегодняшний день практика становления государственной информационной политики опережает процесс ее теоретического осмысления. Этот процесс находится в прямой зависимости от процессов научной обоснованности и эффективности политической идеологии государства, ее мировоззренческого обеспечения. Как известно, эти проблемы наукой разработаны слабо. Тоже самое наблюдается и в информационной сфере: государственная информационная политика рассматривается как вспомогательная для обслуживания корпоративных интересов государственной власти, а пресса — как некая соединительная ткань между государством и гражданским обществом. Это противоречит объективному факту, отражающему самодостаточность прессы как носителя информационной власти. Устоявшиеся взгляды также не позволяют объяснить причины острой конкуренции государственных органов власти и средств массовой информации, нередко приобретающей антагонистический характер, деструктивное воз-действие^СМИ на процессы социализации личности, психологическое состояние гражданского общества, целостность социальной системы в единстве гражданского общества и государства.
Возникшие угрозы, необходимость срочного принятия практических мер для их ослабления требуют серьезного политико-идеологического и социально-психологического исследования.
Недостаточная разработанность проблемы в отечественных политико-идеологических трудах, ее важное прикладное значение обусловили ее актуальность и выбор темы диссертационной работы.
Степень разработанности проблемы.
В научной литературе проблема формирования идеологии государственной информационной политики в прямой постановке вопроса разработана недостаточно. Но отдельные направления представлены широко и многогранно. Так, например, проблемы взаимодействия гражданина и государства рассматриваются еще со времен Пифагора, Сократа, Платона, Декарта, Аристотеляотношения государства и гражданского общества раскрыты в трудах Г. Гегеля, И. Канта, К.Маркса. Процессы формирования социально-политических систем на политико-психологической основе глубоко разработаны Г. Ле Боном, Г. Тардом, С. Московичи, П. Бурдье, отечественными учеными П. Сорокиным, И. Ильиным, М. Бахтиным, В. Бехтеревым, современными исследователями А. Уледовым, Б. Красновым, В. Поповым, В. Вырывдиным и др.
Обширна зарубежная и отечественная научная литература по проблемам психологии власти, начиная от античных философов, 3. Фрейда, К. Юнга, А. Маслоу, М. Вебера, X. Арендт, К. Хорни, А. Тоффлера, С. Булгакова, до последних исследований Г. Авцино-вой, А. Панарина, Г. Дилигенского и др.
Некоторые, но далеко не все аспекты взаимодействия государства, гражданского общества и прессы мы обнаруживаем в трудах современных российских ученых, представленных разнообразными теориями, концепциями, моделями в рамках цивилизационного подхода (Р. Абдеев), конструктивной теории систем (М. Анохин, В. Мединский, В. Могилевский, С. Смульский, О. Шабров, М. Шкондин), информационной теории (В. Герасименко, Е. Пасхин, Л. Цымбал, Ю. Шерковин)1, гомеостатической естественнонаучной концепции (Ю. Горский, А. Степанов, В. Титов), управленческой социально-психологической концепции коммуникаций (С. Алексухин, Г. Ата.
1 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации, 1994; Анохин М. Г. Политическая система: переходные процессы, 1997; Мединский В. Р. Стратегия внешнеполитической деятельности России в условиях формирования глобального информационного пространства, 1999; Могилевский В. Д. Методология систем, 1999; Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития, 1997; Герасименко В. А. Основы информационной грамоты, 1995; Пасхин E.H. Информатика и устойчивое развитие, 1996; Цымбал JI.A. Синергетика информационных процессов. Закон информативности и его следствия, 1995; Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов, 1974; манчук, Г. Ковалев, В. Попов, А Федоркина/, дефицитарной теории конфликта (Г. Авцинова, А. Анцупов).:При этом наиболее полно в объеме социальной практики переходного политического периода изучены процессы взаимодействия диалектических пар: гражданское общество — государство (А. Уледов, В. Вырывдин и др.) и государ2 ство — пресса (И. Дзялошинский, Я. Засурский, М. Шкондин). Однако комплексное исследование взаимодействия гражданского общества, государственных органов власти и прессы с целью выработки идеологии государственной информационной политики пока представляет лишь перспективное направление для российской науки.
Анализом политических и массовых коммуникативных процессов с участием средств массовой информации продуктивно занимаются ученые в западных странах: Б. Багдикян (монополизация прессы), Э. Дэннис, Э. Мэррил, Э. Миллер (консервативная и либертарианская теории прессы), Э. Ноэль-Нойман (концепция всевластия пресз сы), Т. Смит (новый коммьюнитаризм) и др. Однако политико-идеологические реалии нынешнего исторического периода в России имеют свои специфические особенности и поэтому они формируют оригинальный объект научного исследования.
1 Горский Ю. М. Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем, 1990; Титов В. Б. Энергоинформационная безопасность личности и государства, 1997; Атаманчук Г. В. Теория государственного управления, 1997; Ковалев Г. А. Научные революции и стратегии государственного управления, 1997; Попов В. Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы, 1997;
2 Авцинова Г. И. Цивилизационный ракурс анализа конфликтов и кризисов в контексте информационной безопасности российского общества, 1999; Анцупов А. Я., Шипилов А. Л. Конфликтология, 1999; Уледов А. К. Взаимодействие гражданского общества и государства, 1996; Вырывдин В. А. Гражданское общество, 1992; Дзялошинский И. М. Российский журналиств посттоталитарную эпоху, 1996; Засурский Я. Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период, 1998; Шкондин М. В. Пресса как системный объект, 1998.
3 Багдикян Б. Монополия средств информации, 1987; Дэннис Э, Мэрилл Э. Беседы о масс-медиа, 1998; Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания, 1996; Смит Т. Укус сторожевого пса, 1990.
Рассматривая процессы взаимоотношений государственных органов власти и средств массовой информации лишь в плоскостях инструментального и посреднического подходов, принципиально невозможно объяснить властную природу средств массовой информации, характер взаимоотношений редакций с органами государственной власти и гражданским обществом, ибо они не затрагивают область социально-психологической мотивации действий каждого самоорганизующегося и саморегулируемого компонента социальной системы.
Исследуемая проблема вследствие ее сложности и практической значимости требует комплексного, междисциплинарного рассмотрения, широкого вовлечения в процесс формирования четко сформулированной государственной информационной политики достижений не только политических наук, но психологии, культурологии, социологии и других, накопивших солидный материал в вопросах соотношения социального, биологического и духовного в природе человека, повышения информационной безопасности индивида, общества и государства. Исследования такого рода предполагают научный поиск на теоретико-методологическом, прикладном и эмпирическом уровнях в целях конструктивного воздействия прессы на процесс взаимоотношений государственных органов власти и гражданского общества, продуктивного формирования государственной информационной политики и ее идеологии.
Практика взаимодействия гражданского общества, государственных органов власти и прессы требует не только современного научно-теоретического обоснования, но и внедрения технологий управления, отвечающих изменяющимся социально-психологическим, экономическим, политическим, социокультурным условиям, которые определяют качественные характеристики рассматриваемых нами компонентов политической системы. В определенной мере этому соответствует постнеклассический теоретико-методологический подход, позволяющий соотносить знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.
Объект исследования: процесс формирования и осуществления государственной информационной политики России в период демократизации общественной жизни.
Предмет исследования: принципы и закономерности взаимодействия гражданского общества, государственных органов власти и прессы в процессе формирования и реализации государственной информационной политики.
Цель исследования: научное обоснование сущности и содержания государственной информационной политики как механизма согласования интересов гражданского общества, органов государственной власти и прессы в условиях демократизации политической системы.
Рабочая гипотеза исследования: средства массовой информации и система государственного управления, в сущности являясь продуктами единой социальной общественной практики, на деле составляют две противостоящие друг другу стороны структуры информационного управления социальной системой «гражданское общество — государство — пресса» — взаимодействие между государственным чиновником и журналистом осуществляется в форме социального позиционного конфликта, имеющего не только социальное обоснование, но и личностно-пси-хологическую мотивациюмеханизмом согласования интересов конфликтующих сторон является государственная информационная политика;
В рамках цели и выдвинутой гипотезы определены задачи исследования:
Проанализировать и обобщить результаты отечественных и зарубежных исследований по данной проблеме и на этой основе уточнить содержание основных для исследования понятий: «государственная информационная политика», «информационное пространство», «информационный продукт», «информационная власть», «информационная деятельность» .
Выявить закономерности и особенности структурирования информационного пространства на макрои микроуровняхобозначить место и роль средств массовой информации в информационной системе;
Определить возможности информационной политики для решения проблемы сохранения устойчивости социальнополитической системы, формирования политической культуры социума;
Построить модель структуры информационного управления социальной системойопределить положение СМИ как основного агента производства и распределения политической культуры;
Выявить наличие и способы реализации властных ресурсов во взаимодействии гражданского общества, государства и прессы;
Определить характер взаимодействия населения, государственного чиновника и журналиста в социальном позиционном конфликте;
Обозначить основные пути гармонизации взаимодействия государственного чиновника, журналиста и населения в целях обеспечения устойчивости социально-политической системы.
Теоретико-методологическая база исследования основана на трудах, посвященных философским аспектам информационной цивилизации (А. Тойнби, А. Тоффлер, Р. Авдеев, Г. Авцинова, Е. Пасхин, А. Урсул) проблемам конструктивной теории систем (Г. Ковалев, В. Могилевский, М. Анохин, О. Шабров) — мы исходили из представлений о сущности, содержании и моделях власти, изложенных в работах Г. Андреевой, С. Булгакова, И. Ильина, А. Тоффлера, М. Вебера, X. Арендт. Мы опирались на основные принципы взаимодействия компонентов социальной системы, представленные в трудах Г. Атаманчу-ка, В. Жукова, Б. Краснова, А. Уледова, В. Вырывдина. В диссертации использованы положения гомеостатической естественно-научной концепции, выработанной в научной школе Ю. Горского.
При анализе ценностно-мотивационной сферы и психофизиологии компонентов социальной системы и профессионального общения гражданского общества, государственных органов управления и работников СМИ мы опирались на закономернотсти развития индивида, психики и психологии личности, выявленные Л. Веккером, В. Бехтеревым, К. Изардом, К. Хорни, К. Леонгардом, В. Шадриковым1.
В процессе аргументации нашей гипотезы мы апеллировали к де-фицитарной теории конфликта, разработанной Аристотелем, Т. Гоб-бсом, Г. Гегелем, М. Вебером, Л. Козером и др. Применение принципов единства сознания и деятельности позволило рассмотреть социальные, политико-психологические, психофизиологические факты, влияющие на целостность социальной системы «гражданское общество-государственные органы власти-пресса» в комплексе.
В качестве методов исследования применялись теоретические: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, ретроспективный и сравнительный анализ — и эмпирические: анкетирование, массовый и экспертный опрос, личные интервью, групповые дискуссии, проективные методы, контент-анализ, методика определения ценностных ориентаций (М. Рокича).
Эмпирическая база и основные этапы исследования.
На первом этапе анализировалась структура информационного пространства Северо-Кавказского региона (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево.
1 Андреева Г. А. Социальная психология, 1996; Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения, 1994; Ильин И. А. Аксиомы власти, 1997; Тоффлер А. Эра смещения власти, 1995; Мишкинене Ю. Б. Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1996; Жуков В. И., Краснов Б. И. Общая и прикладная политология, 1997; Веккер Л. М. Психологические процессы, 1974; Изард К. Психология эмоций, 1999; Хорни К. Невротическая личность нашего времени, 1997; Леонгард К. Акцентуированные личности, 1981; Шадриков В. Д. Способности человека, 1997.
Черкесская Республика и Ставропольский край), юридическая, социально-экономическая и политико-психологическая база печатных средств массовой информации субъектов Федерации (использовались данные республиканских и краевых органов государственной регистрации СМИ), организаций Роспечати, ФПС РФ, контент-анализ ведущих изданий региона, документы и материалы, составляющие конфликтологическую базу исследований.
На втором этапе исследований были построены модели информационного взаимодействия гражданского общества, государственных органов власти и прессы, определены закономерности и особенности обеспечения гомеостаза социально-политической системы.
На третьем этапе, в целях экспериментального подтверждения правильности выбора моделей информационного взаимодействия компонентов социальной системы, проведены социологические исследования методами анкетирования и экспертного опроса: в 1998 году — среди жителей города Ставрополя (1800 человек), в 1999 году — среди журналистов ведущих газет Ставропольского края —- «Ставропольской правды», «Вечернего Ставрополя», «Ставропольских губернских ведомостей» (38 человек), студентов первого — пятого курсов Ставропольского государственного университета (60 человек), беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в Новоалександровском, Изобильненском, Ипатовском районах Ставропольского края (60 человек), государственных служащих федеральных органов исполнительной власти на территории Ставропольского края (36 человек). В дополнение к данным исследованиям в 1998 и 1999 годах под руководством автора проводилась экспертиза общей тематической социально-психологической направленности местных периодических изданий студентами факультета психологии Ставропольского филиала МГСУ (второе высшее образование).
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, разнообразием исследовательских процедур, а также анализом результатов психофизиологических исследований госслужащих и населения г. Буденновска, проведенных в Клинике пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии на психофизиологической компьютерно-диагностической системе «ВИКА-БОС» .
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В социокультурной и социально-психологической ситуации, образовавшейся в российском обществе в посттоталитарный период, сложились острые противоречия между управленческими и информационными процессами, которые находятся в диалектической зависимости. Использование постнеклассической методологии в исследованиях их взаимодействий, где за основу взят субъект — субъектный подход, позволяет рассматривать государственную власть и прессу как две равнозначные, но противоположные стороны механизма управления обществом.
2. Теоретико-методологическая база формирования идеологии информационной политики должна основываться на современных представлениях о государственной информационной политике как о системе идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых государство осуществляет регулирование отношений между гражданским обществом и информационной системой государства — открытой самоорганизующейся системой, обладающей собственным потенциалом власти.
3. Сохранение баланса власти, сосредоточенного в каждом компоненте социальной системы, выработка механизма сдержек и противовесов — суть разработки государственной информационной политики, обеспечивающей гомеостазис социальной системы.
4. Взаимодействие между государством как общественным институтом и прессой как общественным институтом, имеющими единый объект воздействия — гражданское общество, будучи обусловленным социально-психологической природой власти, осуществляется в форме социального конфликта. Его психологический компонент зависит от идеологии государственной информационной политики, сущность которой заключается в гармонизации политических интересов государства и прессы, с целью сохранения легитимности власти как социально-психологического феномена.;
5. Контроль за реализацией государственной информационной политикой на уровне субъектов Российской Федерации может осуществляться в рамках деятельности аппарата полномочного представителя Президента РФ в субъекте Федерации.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:
1) В диссертации на основе анализа концептуальных подходов к идеологии государства в области информации уточнены основные для исследования понятия, в частности «государственная информационная политика», «информационное пространство», «информационный продукт», информационная деятельность", «политическая власть» применительно к процессам политико-психологических взаимодействий определенных компонентов политической системы.
2) Научно доказано, что эффективная государственная информационная политика должна соответствовать структуре информационного пространства политической системы применительно к ее переходному состоянию: оно гомоморфно за счет структуризации по горизонтали с выраженным смещением вектора центростремительных сил в сторону политических интересов властных региональных элит.
3) На основе системного анализа доказано, что устойчивостьгомеостазис — социальной системы обеспечивается балансом власти, сосредоточенной в каждом компоненте социальной системы. Выработка сдержек и противовесов — суть разработки концептуальной основы идеологии государственной информационной политики.
4) Применение методов системного моделирования позволяет утверждать, что поддержание гомео стаз, а социальной системы обеспечивается согласованием политических интересов в треугольнике управления «гражданское общество — государство — пресса» с целью сохранения легитимности власти как политического и социально-психологического феномена.
5) Структурный метод исследования конфликта показал, что идеология государственной информационной политики составляет психологический компонент (актуальная мотивация сторон, стратегия и тактика взаимодействия, информационная модель) социального конфликта, в котором находятся государственные чиновники и пресса. Оптимизация конфликтогенных условий — непременная составляющая становления гражданского общества в России.
6) Гармонизация отношений между органами государственной власти и прессы — обязательное условие достижения социальной стабильности в обществе и государстве, повышения доверия населения к государственной власти и прессе, укрепление демократических принципов государственного строительства.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные знания могут быть использованы при разработке государственной концепции национальной и региональной информационной политики и идеологии, в процессах формирования современных принципов политической культуры, правовой базы для эффективного экономического регулирования развития рынка СМИ. Выводы, содержащиеся в работе, могут способствовать выбору адекватных форм и методов взаимодействия государственных чиновников, журналистов, членов гражданского общества с целью повышения легитимности органов государственного управления и нарождающихся органов самоуправления.
Результаты исследования могут быть также использованы в качестве методик при организации работы пресс-служб государственных органов власти, при составлении программ обучения работников органов государственного и муниципального управления на различных курсах переподготовки или повышения квалификации.
Полученные в результате исследования данные и практические выводы могут быть полезны при разработке идеологии кадровой политики в области журналистики, формировании образовательных программ, профессиональной ориентации и организации учебного процесса на факультетах журналистики государственных вузов и негосударственных учебных заведений.
Результаты данного исследования, а также рекомендации по проблемам взаимодействия государственных органов власти и СМИ применены в практической деятельности аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в субъектах Северо-Кавказского региона. В частности, на основе модели информационного взаимодействия социальных систем создан организационно-информационный блок, состоящий из пресс-службы полномочного представителя Президента РФ, ассоциации пресс-секретарей федеральных органов исполнительной власти в Ставропольском крае и аккредитованных при региональном представительстве журналистов центральных и региональных СМИ, постоянно действующего проблемного Круглого стола, экспертно-консультативного совета по информационной политике при полномочном представителе Президента РФ в Ставропольском крае.
В целях устранения конфликтогенных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти и СМИ при проведении государственной информационной политики издается информационно-аналитический вестник регионального представительства Президента РФ «Северо-Кавказский регион».
Выводы по главе 3.
1. Государственные служащие и журналисты, являясь компо нента-ми противолежащих социальных систем, находятся в социальном позиционном конфликте. Сущность государственной информационной политики заключается в гармонизации отношений между государственной властью и прессой, между государственными служащими и журналистами.
2. Одно из условий гармонизации отношений между госсжащими и журналистами — достижение социальной стабильности в обществе, снижение уровня социальных страхов, повышение доверия населения к к власти и прессе, укрепление демократических принципов государственного строительства.
3.Формирование механизма гармонизации взаимодействий государственного служащего и журналиста в процессе профессиональной деятельности — один из основных компонентов разработки государственной информационной политики. Оптимизация конфликтогенных условий непременная составляющая стабилизации гражданского общества в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Завершив наше исследование процессов взаимодействия гражданского общества, органов государственной власти и прессы, мы можем сказать, что поставленная нами цель — научно обосновать положение о том, что государственная информационная политика есть механизм согласования взаимодействия государственного служащего и журналиста в процессе профессиональной деятельности, — достигнута.
Исследование базировалось на методах постмодернистской методологии, использовался системный подход к основам социального и государственного управления, гомеостатическая естественно-научная и управленческая социально-психологическая концепции коммуникаций. Разработаны модели систем взаимодействия гражданского общества, государства и прессы, соответствующие различным типам режимов государственного правления.
Эмпирической базой исследования’послужило информационное пространство Северо-Кавказского региона и Ставропольского края, документальная юридическая база информационной деятельности СМИ и органов власти региона, коллективы редакций ведущих газет Ставропольского края, студенческие коллективы факультета журналистики Ставропольского государственного университета, население города Ставрополя, группы беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих на территории Ставропольского края, конфликтные и конфликтогенные ситуации, материалы публикаций краевых и районных СМИ.
Исследования проводились методом анкетирования, опросов, наблюдения, погружения, контент-анализа.
В результате исследования подтвердилась рабочая гипотеза: средства массовой информации и система государственного управления, в сущности являясь продуктами единой социальной общественной практики, на деле составляют две противостоящие друг другу стороны структуры информационного управления социальной системой «гражданское общество — государство — пресса». Взаимодействие между государственным служащим, журналистом и гражданином осуществляется в форме социального позиционного конфликта, имеющего личностные психофизиологические корни. Механизмом согласования их интересов является государственная информационная политика. На основании полученных результатов сделаны следующие выводы: теоретико-методологическая база государственной информационной политики должна основываться на современном научном тезаурусе, включающем такие понятия как: государственное информационное управление, государственная информационная политика, социально-психологическая информация, информационное пространство, информационный продукт, информационная деятельностьдля выработки эффективной государственной информационной политики необходимо четкое представление о структуре информационного пространства в социальной системе: оно гомоморфно за счет структуризации по горизонтали с выраженным смещением вектора центростремительных сил в сторону интересов властных региональных элитустойчивость — гомеостазис — социальной системы обеспечивается балансом власти, сосредоточенной в каждом из компонентов социальной системы. Выработка системы сдержек и противовесов — суть разработки государственной информационной политики. особую значимость для достижения целей государственной информационной политики имеют меры, направленные на формирование способностей госслужащих и журналистов к согласованному поведению в интересах граждан с целью сохранения легитимности власти как социально-психологического феномена.
Взаимоотношения прессы и государства необходимо очистить от амбициозной конфронтации, укрепив правовое поле и создав необходимые предпосылки для финансовой самостоятельности средств массовой информации различных форм собственности. Одним из основных приоритетов государственной информационной политики должна стать стратегия гармонизации интересов государства, прессы, гражданского общества, при которой ни одна из ветвей власти не будет покушаться на свободу СМИ, равно как и средства массовой информации оставят притязания на роль «четвертой власти» в том смысле, в каком эти притязания становятся яблоком раздора между обществом и государством.
Государственная информационная политика как средство регулирования социального позиционного конфликта между органами государственного управления и прессой должна базироваться на глубоком и всестороннем знании качественного состояния гражданского общества, приобретаемого в процессе государственного управления и воздействия средств массовой информацииучитывать характер, мотивы и механизмы взаимодействия госвласти и прессыформировать правовую и материальную базу для конструктивной деятельности участников конфликта. Эффективное регулирование социального конфликта в рамках государственной информационной политики должно предусматривать комплекс мер по воспитанию высокой гражданственности и патриотизма госслужащих и журналистов, которые достигаются акмеологическими средствами в процессе профессионального совершенствования, повышения их конфликтологической компетентности. 1.
2, 3 4.
5, 6.
7,.
8.
9,.
10,.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Список литературы
- Конституция Карачаево-Черкесской Республики. — Черкесск, — 1996. Устав (Основной Закон) Ставропольского края. — Ставрополь, -1995. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Правовая защита прессы и книгоиздания. М.: «Юрист», -1996.
- Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». //Правовое поле журналиста.- М.: «Славянский диалог», -1997.
- Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене». / Российская газета. — 1996. — 11 июля.
- Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. — М.: Гардарика, 1996.
- Концепция государственной информационной политики Российской Федерации на Северном Кавказе (проект), М.: 1999 г. — стр.17)
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации. //Российская газета. —1997.- 26 декабря.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М.: «Зевс», 1997.
- Анохин М.Г. Политические системы: адаптацияя, динамика, устойчивость. —М.: «Инфомарт», 1996.
- Анохин М. Г. Политическая система: переходные процессы. — М.: ИСПИ РАН, 1997.
- Анцупов А.И., Прошанов СЛ. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. — М.: «Дом советов», 1997. Анцупов А. Я., Шипилов A.JI. Конфликтология. — М.: «ЮНИТИ», 1999.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М.: Юрид. лит., 1997.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М.: «Мысль», 1980.
- Багдикян Бен. Монополия средств информации. — М.: «Прогресс», 1987.
- Беглов С. К. Империя меняет адрес. — М.: «Мысль», 1997.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. — М.: «Наука», 1987.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. — М.: «Республика», 1994.
- Бурдье П. Социология политики.: Пер. с франц. / — М.: Socio — Logos, 1993.
- ВеккерЛ.М. Психические процессы. В 3-х томах. ТомЗ. -JL: ЛГУ, 1974.
- Вырывдин В.А. Гражданское общество.//Социально-политические науки. 1992, — № 8.
- Гаджиев К. С. Введение в политическую-науку. — М., 1997.
- Гамов А. Н.Сванидзе: «Газета получает оплеуху? У меня это вопросов не вызывает"//Комсомольская правда. -1997г. -17 апреля.
- Герасименко В. А. Основы информационной грамоты. — М.: „Энергоатомиздат“ -1995.
- Гозман Л., Шестопал Е. Политическая психология. -Ростов-на-Дону.: „Феникс“, 1996.
- Государственная служба России: диалог с обществом. — М.: РАГС, 1998.
- Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. — М.: РАГС, 1998.
- Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем / Горский Ю. М. и др. Новосибирск.: „Наука“, 1990.
- Государственная служба России: диалог с обществом. — М.: РАГС, 1998.
- Гримак Л.П. Психоанализ общественно-политического гипноза в России. //Прикладная психология и психоанализ. -1998. -№ 5−6.
- Гуревич П.С. Культурология. — М.: „Знание“, 1996.
- Гусева A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика (Монография). —М.: „Квант“, 1997.
- Гусева A.C., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. — М.: РАГС, 1997.
- Даймонд Л. Прошла ли „третья волна“ демократизации? //Полис. -1999г. — № 1.
- Демидов А. Ценностные измерения власти. //Полис. -1996г.-№ 3.
- Дэялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. — М.: „Викон“, 1996.
- Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. — М.: ИД „Восток“, 1996.
- ДэннисЭ., Мэррил Э. Беседы о масс-медиа. — М.:"Вагриус», 1997.
- Евтушенко О.В. Язык СМИ и понятие меры. // В сб.: Журналистика в1998 году. Тезисы научно-практической конференции. В 6-и частях.Ч.5./ — М.: МГУ, 1999.
- Ерина H.A. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих. //Дис. канд. психол. наук. — М.: РАГС, 1997.
- Ефанцев С.Н. Экспертно-психодиагностический анализ паранойяльно акцентуированных черт личности современного руководителя. //Дис. канд. психол. наук. — М.: РАГС, 1996.
- Жилякова Е.И. Проблемы взаимодействия СМИ и пресс-служб органов управления.// В сб.: Журналистика в1998 году. Тезисы научно-практической конферен54