Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национальная политика Российской Федерации в условиях политической модернизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В области политической модернизации путем расширения степени политического участия, национальная политика, направленная на развитие, как единой гражданской нации, так и каждого этноса индивидуально, невозможна. Арены публичной политики, на которых, собственно, и производится демократическая власть, требуют высокого уровня культурной однородности общества и ценностного консенсуса. Людям с разным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности осуществления национальной политики Российской Федерации в контексте процессов модернизации на современном этапе
    • 1. 1. Теория модернизации и ее практическое осуществление в России
    • 1. 2. Национальная политика России в условиях модернизации политической системы в 1990—2000-е гг
  • Глава 2. Опыт Республики Мордовия в области реализации государственной национальной политики в условиях модернизации
    • 2. 1. Концепция основных направлений реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов
    • 2. 2. Формирование этнической и национально-гражданской идентичности в регионе

Национальная политика Российской Федерации в условиях политической модернизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется значимостью поднятой научной проблемы для государственных и общественно-политических институтов. Межнациональные и межэтнические отношения являются одним из наиболее важных аспектов общественной жизни и требуют к себе постоянного внимания. Многие процессы, происходящие во внутренней политике страны, тесно связаны с национальной политикой.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос» подчеркивает специфику страны: «Историческая Россияне этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе — мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов"1.

Современные этнополитические и этнокультурные процессы требуют нового осмысления межнациональных отношений и новых подходов к выработке и реализации государственной национальной политики. Несмотря на логику процессов глобализации, этничность все еще продолжает оставаться главной характеристикой современного социума.

В настоящее время в мире актуальна проблема «интегрированного многообразия», т. е. интеграции различных этнических групп в полиэтническое сообщество с целью сохранения их культурной самобытности и поддержания внутренней целостности таких сообществ, а также изучения различных форм Путин. В. В. Россия: национальный вопрос / В. В. Путин [Электронный ресурс|. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html. мирных взаимодействий этнических групп для решения стоящих перед обществом проблем.

Сегодня этнополитические процессы в России протекают в условиях модернизации общества и значительной децентрализации ее государственного устройства. В связи с этим они имеют определенную региональную специфику. В частности, основными субъектами национальной политики фактически являются региональные органы власти. Национальные республики, представляющие собой по своему этническому составу полиэтнические сообщества, продолжают играть важную роль в сохранении культурного многообразия страны и внутренней интеграции этнических общностей.

Примером национальной республики с полиэтническим составом является Республика Мордовия — регион, во многом показательный с точки зрения политических и социально-экономических векторов развития. Осознавая необходимость модернизации, руководство Мордовии делает попытки реформирования промышленного сектора экономики за счет производства инновационной продукции (деятельность автономного учреждения «Технопарк-Мордовия», модернизация производственных мощностей на крупных предприятиях региона и т. п.) и создания благоприятных условий для жизни населения. В то же время в республике национальный вопрос стоит уже не так остро, как 15−20 лет назад. Изучение опыта гармонизации межнациональных отношений в Мордовии, современных взглядов на развитие этноса в полиэтническом регионе является актуальной задачей этнополитики.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время по рассматриваемой проблеме имеется большое количество научной литературы.

Среди зарубежных авторов, исследовавших межнациональные отношения, можно отметить Э. Геллнера, Э.-Д. Смита, Ф. Фукуяму, С. Хантингтона и др.1, которые рассматривали национальную политику через призму таких наук, как политология, история, социология, психология, этноконфликтология.

Геллнер. Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. — М. 1991. — 3 19 е.: Смит, Э.-Д. Национализм и модернизм критический обзор современных теорий наций и национализма / Э.-Д. Смит. — М. 2004. — 458 е.: Фукуяма. 4.

Если многие иностранные исследователи часто изучали межнациональные отношения с позиции этноконфликтологии, то среди отечественных ученых долгое время доминировала точка зрения, согласно которой в Советском Союзе нет межэтнических конфликтов, а само государство — это образец «национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного при буржуазном строе"1. Однако события начала 1990;х гг. заставили отечественных ученых пересмотреть свои взгляды и заняться поиском причин роста межэтнической и межнациональной напряженности.

Одновременно с развитием первых межэтнических конфликтов в России появились работы, в которых анализировались исторические аспекты проблемы, делались исторические экскурсы в более ранние периоды формирования национальной политики страны2. В целом в постсоветский период определился широкий спектр взглядов, который отразился в материалах конференции по вопросам межнациональных отношении .

Важной тенденцией дискуссий о межэтнических отношениях конца 1990;х гг. стало искажение российской истории, ее привязка к «имперским амбициям», процессам «колонизации и угнетения народов Северного Кавказа» (Г. А. Джахиева, Х.-М. Ибрагимбейли и др.)4. Происходило активное развитие интеллектуального российского национализма, начатое А. Дугиным3. Всплеск ксенофобии в обществе способствовал появлению многочисленных.

Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. — М. 2004. — 588 е.: Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. — М. 2006. — 528 с.

1 Ленин. В. И. Товарищам коммунистам Азербайджана. Грузии, Армении. Дагестана. Горской республики / В. И. Ленин//В. И.Ленин. Поли. собр. соч. — М. 1974. — Т. 43. — С. 198. Осетинский вопрос / сост. А. Бакрадзе. О. Чубинидзе. — Тбилиси. 1994. — 344 е.: Исторические и политико-правовые аспекты грузино-осетинского конфликта и основные пути его урегулирования. — Тбилиси. 1992. -22 е.: Иванов. К. Суверенитет и регионы / К. Иванов // Вечерний Саранск. — 1994. — № 11. — С. 4- Осетино-русская тема этноперестроечных уроков. — Пичиджан. 1991. — С. 5. Этничность и власть в полиэтничных государствах: материалы Междунар. конф. — М. 1994. — 313 е.: Кавказская война: уроки истории и современность: материалы науч. конф. — Краснодар. 1995. — 287 е.: Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: материалы Междунар. конф. — М. 1998. — Т. 4: Региональные элиты в процессе современной российской федерализации: докл. и сообщ. Междунар. конф. — Ростов н/Д. 2001: Всероссийская научная конференция «Россия между прошлым и будущим: исторический опыт национального развития» (г. Екатеринбург, 28−29 февраля 2008 г.).

4 Ибрагимбейли. Х.-М. Народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля против царизма и местных феодалов / Х.-М. Ибрагимбейли // Вопросы истории. — 1990. — № 6. — С. 151−160: Джахиев. Г. А. Дагестан в международных отношениях на Кавказе (1813−1829) / Г. А. Джахиев. -Махачкала. 1991 — 76 с.

5 Идейная эволюция русского национализма: 1990;е и 2000;е годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2007/12/28/verhovsky. националистических партий: «Память», «Русское национальное единство», «Движение против нелегальной иммиграции», «Славянский союз», «Национал-большевистская партия» и др. По данным Департамента по противодействию экстремизму МВД России, сегодня в стране функционирует более 150 радикальных группировок1.

В 2000;х гг. появилась необходимость исследования проблем межэтнических отношений и национальной политики в контексте обращения к развитым формам мобилизации этнических групп, к ситуации начавшегося в 1990;е гг. межэтнического конфликта.

Различные аспекты современных этнических процессов народов России представлены в работах А. Г. Абдулатипова, В. А. Тишкова, Ю. П. Шабаева и др.2 Анализу этнического национализма и роли этнических элит в конструировании националистических концептов посвящена монография Ю. П. Шабаева и А. М. Чариной3. Д. Пидбудагова и М. Гамзатова на примере Республики Дагестан анализируют ряд вопросов правового обеспечения и юридической практики реализации конституционных принципов равноправия и самоопределения народов России4. Н. М. Морозова исследует механизм реализации национальной политики и определяет его как систему мер, направленных на гармонизацию межнациональных и этноконфессиональных отношений3.

Благополучные в этнополитическом отношении регионы, такие как, например, Республика Мордовия, также привлекают внимание ученых. Несмотря на спокойные межэтнические отношения в республике, исследователи выявляют определенный этноконфликтный потенциал, истоки которого.

1 Радикальный русский национализм в современной России (Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wwvv.memoid.ru/node/Radikalnyj russkij nacional izm vsovremennoj Rossi i. Абдулатипов, Р. Г. Этнополитология / Р. Г. Абдулатипов. — СПб. 2004. — 313 е.: Тишков, В. А. По поводу положения финно-угорских народов России / В. А. Тишков // Этнограф, обозрение. — 2006. — № 1. — С. 4−6- Шабаев, Ю. П. «Новые идентичности» у финно-угров как политические инструменты // Там же. — С. 13−27.

Шабаев, Ю. П. Финно-угорский национализм и гражданская консолидация в России (этнополигический анализ)/Ю. П. Шабаев. А. М. Марина. — СПб. — iVL 2010.-309 с.

4 Пидбудагова, Д. Некоторые проблемы реализации принципов равноправия и самоопределения народов России / Д. Пидбудагова. М. Гамзатова // Федерализм. — 2012. — № 4. — С. 65−72.

5 Морозова. Н. М. Этнокультурные основы реализации национальной политики / Н. М. Морозова // Власть. -2012,-№ 6.-С. 50−52. кроятся в социальном недовольстве, недоработке региональной национальI ной политики и др.

Изучение межэтнических отношений и национальной политики в Республике Мордовия имеет давние традиции. В 1973;1974 гг. Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской АССР совместно с Институтом этнографии АН СССР провел в республике крупное этносоциологическое исследование. Ученые изучили функционирование языков, состояние культуры различных этнических групп, а также другие аспекты этннокультурного развития Мордовии. В 1985;1986 гг. проводилось статистико-этнографическое исследование сельского населения Мордовии. Собранные материалы составили основу ряда научных публикаций и диссертационных исследований.

В. К. Абрамовым исследованы особенности мордовского национального движения и основные направления деятельности мордовских общественных организаций, появление которых, по его мнению, является показателем этнической зрелости мордвы. В одной из своих книг «Мордовское национальное движение» он приходит к выводу, что сегодняшнее состояние мордовского народа в значительной мере результат целенаправленной многовековой политики центральной власти страны. Поэтому, по словам автора, его возрождение должно опираться на политическую и экономическую помощь России. Проблемы национально-культурных автономий мордовского народа в Российской Федерации рассмотрены в работах В. Ф. Кирдяшова^ В них автор подчеркивает, что национально-культурная автономия является одной из форм самоопределения территориально разрозненных групп этноса, стремящихся к самоорганизации. При этом он считает важнейшими приоритетами в области национальной политики, во-первых, сохранение России как много Трафпмова, Г. А. Полиэтнический социум региона как объект социологического анализа (на примере Республики Мордовия): дис.. канд. социол. наук / Г. Л Трофимова. — Самара. 2003. — 232 с. «Абрамов В. К. Мордовское национальное движение. Саранск. 2007. С. 179 Кирдяшов В. Ф. Этнополитология: учеб. пособие. Саранск. 2004. С. 15.: Кирдяшов В. Ф Мордва России: проблемы национально-культурного самоопределения и развития в XXI веке // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 3. С. 22−26. национальной, поликультурной державы и, во-вторых, формирование гражданской политической нации1. Формированию общероссийской национальной идентичности посвятил монографию «Региональная политическая идентичность в современной России: идеологические, социокультурные и исторические основания» В. М. Суханов. В ней он указывает, что этот процесс отражает субъективную потребность в стабильном общественном развитии. При этом, с другой стороны, по его мнению, необходимо учитывать, что на личностном уровне существует объективная потребность в чувстве защищенности каждого отдельного индивида в рамках «своего» общества, подавлению тревоги и фрустрации, поскольку только при условии прочной национальной солидарности и коллективистского сознания, ощущения самотождественности человек не рискует остаться в одиночестве перед натиском механизма глобализации и потеряться в нем.2.

Заметное место в изучении национальной идентичности мордвы занимают работы О. А. Богатовой, которые посвящены анализу различных аспектов взаимодействия этнических общностей в региональном социуме, основным предпосылкам и социальным механизмам гармонизации межэтнических отношений3.

Определяя степень изученности проблемы, следует признать, что, несмотря на весьма большой объем имеющегося исследовательского материала, ее научное осмысление далеко не завершено. Современные реалии требуют новых подходов к теоретическим и практическим аспектам национальной политики, формированию этнической и гражданской идентичности в России вообще и Республике Мордовия в частности.

1 Кирдяшов В. Ф. Тултаев П. Н. Приоритеты национальной политики России на современном этапе // Россия в процессе политической модернизации. Саранск. 2005. С. 91.

Суханов В. М. Региональная политическая идентичность в современной России: идеологические, социокультурные и исторические основания. Саратов.2008. С. 183.

Богатова. О. А. «Конструирование этничности» и этническая пресса / О. А. Богатова // Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Саранск. 19 декабря 2002 г.) / отв. ред. Г1. Н. Киричек. — Саранск. 2003. — С. 149−153: Она же Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности / О. А. Богатова // Социс. — 2004. — № 6. — С. 69−75: Она же. Мордовская диаспора / О. А. Богатова // Регионология. — 2007. — № 2. — С. 71−78: Она же. Мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия / О. А. Богатова. А. И. Карьгин // Финно-угорский мир. — 2010. — № 1. — С 78−88 и др.

Объект исследования — федеральная и региональная составляющая национальной политики в России в условиях политической модернизации на современном этапе.

Предмет исследования — особенности реализации национальной политики в контексте процессов модернизации и опыт Республики Мордовия в гармонизации межнациональных отношений.

Целью диссертационной работы является изучение национальной политики в Российской Федерации по гармонизации межнациональных отношений в условиях политической модернизации страны на примере Республики Мордовия как региона со стабильными межэтническими отношениями.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

— проанализировать теории модернизации и их эмпирическое осуществление в России на современном этапе;

— определить основные направления национальной политики России в условиях модернизации политической системы в 1990;2000;е гг.;

— выявить главные составляющие реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов;

— выделить особенности формирования этнической и национально-гражданской идентичности в Республике Мордовия.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных ученых по таким направлениям, как социальная структура региональной общности населения, особенности его этнического и конфессионального составаспецифика историко-культурных и бытовых традиций Мордовиисоциологический анализ политических, межэтнических, социокультурных отношений и процессов на федеральном и региональном уровняхполитические интересы и мотивация политического поведения в республике в 1990;2000;е гг.- особенности регионального сознания и самосознаниярегиональная политическая, этническая и культурная идентичность.

В работе применялись следующие методы: системного анализа, диалектический, логический, исторический, сравнительно-правовой, социологический и статистический. Анализ был сделан на основе таких научных принципов, как единство абстрактного и конкретного, общего и особенного, единичного и уникального.

Методологической основой исследования стали главные положения теорий модернизации и мультикультурализма:

— модернизация осуществляется в различных сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре и др. При этом успешность модернизации в современных условиях невозможна без учета национально-культурной специфики страны;

— теория мультикультурализма предлагает концепцию идентичности, в основе которой лежит противопоставление национально-гражданской идентичности разных форм и категорий групповой идентичности, замещение гражданских прав индивида коллективными правами групп и сведение культурных различий к принципу равенства отдельных культур и социокультурных групп. Уникальность ее применения в России заключается в том, что становление и развитие государства стало большим трудом многонационального народа, поэтому в настоящее время необходимо формировать общероссийскую идентичность с учетом этнической специфики.

Источниковая база диссертации. При написании диссертационного исследования использованы:

— публикации в журналах «Вестник Российской академии наук», «Мир России», «Обозреватель-ОЬзегуег», «Политические исследования», «Регио-нология», «Современные проблемы науки и образования», «Социологические исследования», «Федерализм», «Этнографическое обозрение»;

— монографии С. М. Букина, Н. Ф. Мокшина, Ю. П. Шабаева и А. М. Мариной и др.1;

1 Букин. С. М. Национальная государственность мордовского народа: история становления и развития (XXX вв.) / С. М. Букин. — Саранск. 2006. — 384 е.: Мокишн. Н. Ф. Этническая история мордвы / Н. Ф. Мокшим.

— диссертационные исследования и авторефераты С. И. Баляева, О. А. Богатовой, Д. М. Борисова, Т. Н. Суконкиной и др.1;

— интернет-ресурсы.

Нормативно-правовая база диссертационной работы представлена Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, «Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», федеральными законами «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ и другими документами.

Эмпирическая база диссертационного исследования представлена широким спектром статистических данных по этнической и демографической ситуации в России вообще и Республике Мордовия в частности, сведениями.

0 динамике миграционных процессов, а также социальными показателями, полученными в результате социологических опросов и «срезов общественного мнения».

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

— системно проанализированы теории модернизации во взаимосвязи с политическими преобразованиями в России с 1991 по 2013 г. и вопросами реализации национальной политики в стране;

— представлена авторская позиция, касающаяся сущности национальной политики на федеральном и региональном уровнях по вопросам построения единой российской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и т. п.;

— Саранск. 1977. — 384 е.: Шабаев. Ю. П. Финно-угорский национализм и гражданская консолидация в России (этнополитический анализ) / Ю. П. Шабаев. А. М. Марина. — СПб. — М., 2010. — 309 с.

1 Баляев. С. И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан: автореф. дис.. канд. психол. наук /' С И. Баляев. — Самара. 1999, — 22 е.: Богатова. О. А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме: дис.. д-ра социол. наук / О. А. Богатова. — Саранск. 2004. — 435 е.: Борисов. Д. М. Интеграция иностранных трудовых мигрантов в региональный социум (на примере Республики Мордовия): автореф. дис.. канд. социол. наук/ Д. М. Борисов. — Саранск. 2012. 22 е.: Суконкина, Т. Н. Феномен мультикулыурализма в современном обществе (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд филос. на’к / Т. Н. Суконкина. — Саранск. 2011. -21с.

— предложена концепция основных направлений реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов;

— выявлены перспективные механизмы построения национально-гражданской идентичности (создание инфраструктуры, обеспечивающей национально-культурные потребности населения Республики Мордовияреализация республиканских и местных программ национального развития с учетом экономических и политических реформинформационное обеспечение основных направлений национальной политики, содействие освещению национальных проблем в СМИ и распространение объективных знаний об истории и культуре Республики Мордовиявнедрение в систему среднего, среднего профессионального и высшего образования национально-регионального компонента государственных образовательных стандартовучет отечественного и зарубежного опыта при разработке региональных программ, направленных на ликвидацию этнических конфликтовгосударственная поддержка национально-культурных объединений и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Трансформационные процессы, происходящие в политической, экономической, социальной и культурной жизни современного российского общества, обусловили необходимость более подробного изучения национального вопроса на федеральном и региональном уровнях. Такие составляющие процесса глобализации, как неконтролируемые миграционные потоки, стирание этнической самобытности, ассимиляция, требуют новых подходов к этнополитологии, выработки эффективных критериев по формированию единой (национально-гражданской, этнической) нации.

2. Анализ развития современного политического процесса показывает, что в России востребована системная модернизация. Однако в процессах российской модернизации ярко выражен национальный компонент, игнорирование которого может привести к необратимым последствиям, распаду государства. Указанная проблема занимает важное место в программных заявлениях политических лидеров страны и ведущих партий.

3. Руководство Республики Мордовия понимает пагубность центростремительных сил, завуалированных популистскими лозунгами и излишним эксплуатированием права народов на самоопределение, и полагает, что развитие региона возможно только в рамках российского государства. Поэтому основная идея реализуемой в Мордовии национальной политики, состоящая в том, что республика является неотъемлемой частью России, а население региона — полноправными гражданами государства, представляет собой образец компетентного подхода к сглаживанию межнациональных противоречий и может найти применение в других регионах страны.

4. Помимо национальной самоидентификации, в Республике Мордовия имеет место позиционирование мордвы как части финно-угорских народов, что выглядит вполне естественно и не вызывает негативных реакций у населения региона. Однако жители республики не всегда понимают значение концепта «финно-угорский мир», что можно объяснить, с одной стороны, недостаточной информационной работой курирующих этот блок министерств и ведомств, с другой — сложностью этнолингвистического понимания финно-угорской специфики, роли и места мордвы в этой процессе.

5. Во многих субъектах Российской Федерации этнографы отмечают приниженное положение национального самосознания финно-угорских народов, следствием чего является широко распространенное чувство национального нигилизма. Однако в Республике Мордовия национальная принадлежность играет важную роль: почитание традиций предков, знание национального языка (эрзянского или мокшанского) не нивелируются, а активно пропагандируются, в том числе и в СМИ. Старшее поколение региона уважительно относится к обычаям предков (разговоры в семье на родном языке, ношение национальных костюмов и т. п.), а молодежь не придает этому большого значения, вероятно, в связи с тем, что не до конца понимает историко-культурную важность сохранения национальной самобытности. Русские, татары и др. обладают равными правами с титульной нацией и не подвергаются дискриминации в различных сферах жизни.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Научно-теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

— целостно проанализированы теоретические основы современных методологических концепций и подходов теорий модернизации и мультикуль-турализма в контексте их эмпирического осуществления в современной России;

— рассмотрены основные тенденции в проведении национальной политики России в условиях модернизации политической системы в 1990;2000;е гг.;

— изучена концепция основных направлений реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов;

— раскрыта сущность формирования этнической и национально-гражданской идентичности в Мордовии.

Теоретические положения, методология и общие выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем определения, реализации и оценки государственной национальной политики России. Выводы диссертационной работы могут найти применение в реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», разработке учебных курсов «Политология», «Государственная политика и управление», «Этнополитика», «Региональная политика», «Регионоведение».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в публикациях и выступлениях на XVI Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов» (Пенза, 2012), X Международной научно-практической конференции «Культура, общество, власть» (Пенза, 2012), X Всероссийской научно-практической конференции «Социальные проблемы регионов, нравственность и религия» (Пенза, 2013);

14 представлены публикациями в ведущих рецензируемых журналах «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки», «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики», «Регионология». По теме диссертации опубликовано 14 научных статей.

Структура работы Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем диссертации- 183 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, под национальной (этнокультурной) политикой в современном российском обществе понимается комплекс идеологий и практик, формируемых и осуществляемых государственными институтами или при их поддержке, для оптимизации межэтнических и межкультурных отношений, устранения или предотвращения межэтнических конфликтов и проблем. Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.

Исходя из критериев модернизации в различных сферах жизнедеятельности общества, в синтезе с вопросами национальной политики, можно констатировать следующее:

1) в области политической модернизации путем расширения степени политического участия, национальная политика, направленная на развитие, как единой гражданской нации, так и каждого этноса индивидуально, невозможна. Арены публичной политики, на которых, собственно, и производится демократическая власть, требуют высокого уровня культурной однородности общества и ценностного консенсуса. Людям с разным менталитетом и системой ценностей, проживающим в различных регионах России будет достаточно сложно найти общие точки соприкосновения. Поэтому развитие гражданского общества и демократии в целом возможно только в том случае, когда сформирована единая и достаточная однородная гражданская позиция, дос1 тижение чего в современной России, на наш взгляд, является объектом первоочередной задачи. Без этой платформы в виде единой национальной культуры, исторического сознания, гражданственности, демократия нежизнеспособна;

2) в области социальной модернизации как способа реконструкции базовых социальных институтов, который обеспечивает интеграцию общества, общественный порядок, воспроизводство человеческого капитала, есть две острые проблемы:

— первая заключается в неоднородности трактовки правовых норм, наблюдаемой в ряде субъектов России. Проводя модернизацию, необходимо учитывать тот факт, что закон един для всех без исключения. Он должен одинаково соблюдаться и в Москве, и в Мордовии, и в других регионах России. На данный момент в этом направлении проделана хорошая работа, которая, безусловно, обеспечит задел для грамотной национальной политики;

— вторая проблема обусловлена сбоями в работе институтов социализации личности (образования, воспитания и развития индивида). Самый мощный инструмент массовой коммуникации — телевидение — скорее производит десоциализацию. Школа не обеспечивает той воспитательной функции, которая изначально на нее была возложена. Государственная служба не прилагает значимых усилий по формированию политической элиты, которая могла бы стать примером для нового поколения молодежи. Для того чтобы восстановить социальную компоненту, нужна не просто небольшая модернизация институтов, нужно дать им некое содержание. В качестве такого содержания, как правило, выступает комплекс идентичностей, символов, норм, навыков, которые связаны с национальной культурой. В нашем случае, с тем богатством культурного разнообразия, который мы получили в наследство от наших предков, мы просто обязаны его использовать для модернизации страны. Зарубежный опыт показывает, что соединение институтов массовой коммуникации и социализации под эгидой государства с ресурсами высокоразвитых национальных культур и породило современное национальное государство европейского образца;

3) в области экономической модернизации как способа становления новой промышленной системы, основанной на использовании продуктов научно-технической революции национальный вопрос, возможно, не столько очевиден, но, безусловно, достаточно, значим. Одним из важных показателей развития гражданской нации является то, насколько динамичную систему разделения труда она способна поддерживать и капитализировать свои конкурентные преимущества. Общий показатель конфликтности в обществе неразрывно связан с уровнем безработицы, величиной заработной платы, от.

153 сутствие достойной работы может привести к росту преступности и другим формах девиантного поведения. Поэтому нам так важно построить такую экономическую модель государства, которая бы позволила населению нашей страны обеспечивать свои потребности и сформировать по-настоящему обширный средний класс как гаранта социального спокойствия. При этом такая экономическая система должна быть основана на высоком индустриализме, развитие информационных технологий и характерной для нее системы профессиональных приоритетов.

4) в области культурной модернизации как возможности многообразия типов культурных систем, появления многочисленных субкультур, создания и развития многочисленных политических и философских течений национальная компонента проявляется в унифицировании культурных норм и утрате национальной идентичности. «Вестернизация» российской культуры с каждым годом становится все более отчетливой и начинает проявляться в таких сферах, в которых позиции русской культуры и традиций были изначально сильными (театральные и оперные постановки, литература и т. д.). Процессы глобализации современного мира диктуют свои условия для российской культуры, которой приходится считаться с новыми реалиями в ущерб национальной идентичности.

На наш взгляд, само по себе модернизация — это, безусловно, благо для страны, которая хочет занять свое место в мире, утвердиться, сделать так, чтобы с государством считались во всем мире. Однако у процессов модернизации есть и национальная компонента, игнорирование которой может привести к необратимым последствиям. На сегодняшний день теория модернизации позволяет понимать и описывать многие явления современного мира. Как известно, лучше учиться на чужих ошибках, поэтому знание и использование практического и теоретического наследия истории государственных преобразований позволит добиться проведения модернизации в более короткие сроки и избежать возможных просчетов в ходе её проведения, возникновения разнообразных конфликтов (в том числе и национальных). При этом.

154 нежелание видеть и решать государственные, общественные проблемы, межнациональные противоречия приводили в разные годы нашей истории к драматическим событиям. Хотелось бы верить, что руководство России осознает масштаб и цели процессов модернизации, заранее просчитав возможные последствия для страны.

Современная политическая философия предлагает три основных позитивных образа этнических отношений в полиэтничном государстве: национальное государство, поликультурное общество, мультикультурное общество. Политической культуре России в наибольшей степени соответствует образ пол и культурного общества. Этот образ не обязательно будет положительно воспринят всем российским обществом, но чётко артикулированный выбор цели со стороны государства необходим при определении дальнейших путей развития российской этносферы.

Национальная политика в Республике Мордовия может рассматриваться как в основном соответствующая модели взаимодействия этнических групп, которая может быть названа мультикультурной моделью, а также моделью «равной интеграции», или «интегрированного многообразия».

Республика Мордовия демонстрирует, что акцентуация национального многообразия на уровне региональной политики может способствовать как поддержанию этнических различий, так и относительно гармоничной межэтнической интеграции. В целом модель национальной политики, которая осуществляется в Мордовии, можно охарактеризовать как мультикультурную и интеграционистскую, так как она позволяет использовать все позитивные аспекты интеграции в российское социальное, политическое и языковое пространство наряду с международным сотрудничеством и интеграцией в международное финно-угорское сообщество.

Символическое обозначение этнической специфики Мордовии, а также символическое повышение престижа мордовской этничности в этой модели национальной политики достигаются в числе прочих средств постоянным напоминанием о российской макроидентичности и лояльности республики,.

155 которое реализуется, в частности, в ходе празднования различных событий и дат, связанных с интеграцией мордовского народа в состав Российского государства.

Последним по хронологии событием из этого ряда было празднование в августе 2012 г. 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Согласно принятой в Мордовии официальной интерпретации, смысл этого события заключается во включении мордовского народа в число государствообразующих народов России.

Национальная политика проводится в республике совместными усилиями ряда республиканских министерств и ведомств (Госкомитет (с 2010 г. -Министерство) по национальной политике, Министерство культуры и подведомственные ему учреждения, Министерство печати и информации и республиканские СМИ, Министерство образования РМ, местные администрации и т. д.) и исходит из базовой идеи поликультурного регионального сообщества и необходимости поддержания национального разнообразия как ценности и условия сохранения межэтнического согласия в регионе. Вместе с тем в Мордовии подчеркиваются этнические функции республики, направленные на поддержку культуры титульного, мордовского, этноса. Концепцию республик как этнической государственности поддерживают политическая элита Мордовии и сотрудничающие с нею этноориентированные общественные организации.

Создание условий для сохранения и развития языка и культуры титульной, мордовской, национальности, как и учет интересов других этнических групп, проживающих в республике, достижение межнационального согласия на основе социального партнерства, стабильно относится к числу приоритетов национальной политики.

Национальная специфика республики не просто декларируется, а постоянно производится при помощи новых культурных символов, «знаковых» мероприятий и изменения культурных кодов. К их числу относятся ежегодный фольклорный Республиканский фестиваль «Шумбрат, Мордовия!» (он.

156 проводится с 1997 г.), национальные семейные ансамбли «Сиянь суркс» (2008;2010), Международный фестиваль «Вейсэ джаз», ежегодная Всероссийская выставка-ярмарка художественных промыслов и ремесел финно-угорских народов, Международный этнокультурный фестиваль-экспедиция «Волга — река мира: диалог культур народов Поволжья» (он проводится с 2002 г. по инициативе Межрегионального общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и саратовской общественной организации «СОФУН»), Межрегиональный фестиваль высокой моды финно-угорского костюма «Масторава» (2009;2010), дни финно-угорских культур.

Значимыми событиями культурной жизни республики стали международные фестивали: I Международный фестиваль культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!», состоявшийся в июле 2007 г., на открытии которого присутствовали Президент Российской Федерации В. В. Путин, Президент Финляндии Т. Халонен и премьер-министр Венгрии Ф. ДюрчаньМежрегиональный фестиваль хоровой музыки финно-угорских народов «Масторавань мора!» (2009) — Международный фестиваль этнофутуристов «Артана" — XXIII Международная студенческая конференция финно-угроведов «1Ри8СО» (2007) — IX Международный конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато — 2008» и т. д.

Как показывает опыт Мордовии, на республиканском уровне в постсоветской национальной политике по-прежнему используются практические методы территориализации этничности, такие как, например, формирование предписанных этнических статусов через пропаганду этничности и учет населения в соответствии с категорией национальности.

К приоритетам национальной политики республики можно отнести лингвистические (сохранение мордовских языков) и демографические (сохранение и восстановление численности мордовского этноса без деления на эрзю и мокшу) аспекты. Средством реализации при этом выступает развернутая инфраструктура, создающая условия для воспроизводства культуры различных этнических групп в форме изучения мордовских языков в школах и.

157 вузах, книгоиздания, использования мордовских языков в СМИ, национально-культурных центров, фольклорных коллективов и фестивалей, а также некоммерческих и неправительственных организаций, тесно сотрудничающих с Министерством Республики Мордовия по национальной политике при всесторонней государственной поддержке, в том числе финансовой.

К числу сфер социальной жизни, на которые распространяется этнизи-рующее воздействие официального дискурса, в Мордовии, безусловно, относятся практики создания и поддержания публичного образа республики через публикации в СМИ и массовые мероприятия, также широко освещаемые СМИ. К социальным институтам, поддерживающим у населения сознание принадлежности к специфическому в этническом отношении субъекту РФ, относится республиканская система образования, в которой с 2004 г. было введено преподавание мордовских языков во всех общеобразовательных школах как предмета или факультатива.

К уставным функциям Министерства Республики Мордовия по национальной политике относится помощь мордовским диаспорам в регионах России в удовлетворении их этнокультурных и образовательных потребностей. Эффективным способом такого сотрудничества является заключение соглашений между Правительством РМ и правительствами регионов компактного проживания мордвы, а также межведомственных соглашений с регионами о сотрудничестве в области культуры, образования, книгоиздательской деятельности, проведения выездных и межрегиональных фестивалей, выставок, этнокультурных и этнографических экспедиций. Кроме того, в Мордовии ведется работа с регионами с компактным проживанием мордовского народа для привлечения на учебу в вузы и учреждения среднего профессионального образования республики выпускников школ из разных субъектов РФ.

Для воспроизводства этнического и культурного многообразия служит и республиканская политика по отношению к СМИ. По состоянию на декабрь 2010 г. в республике при государственной поддержке издавались этнические издания, в которых были представлены материалы на мордовских (две газеты.

158 и четыре журнала), татарском (газета «Юлдаш») языках или информация о событиях и проблемах этнокультурного развития мордвы и других финно-угорских народов (российский еженедельник «Финно-угорская газета», победившая в конкурсе «СМИротворец — 2009»).

С марта 2007 г. в республике ведет вещание на мордовских языках радиостанция «Вайгель» («Голос»). Она транслирует тематические программы, этническую музыку, информационные и развлекательные передачи, связанные с национальной культурой и мордовской историей. Республиканская гостелерадиокомпания «Мордовия» транслирует информационные и тематические программы на мордовских языках еще с советских времен. С 2007 г. в эфире телеканала «ТелеСеть Мордовии» выходят программы «Од пинге» («Новое время») и «Велесь течи» («Современное село»). Программа «Од пинге» состоит из образовательных передач «Говорим по-эрзянски» и «Говорим по-мокшански».

Частью национальной политики Республики Мордовия является создание позитивного образа республики за ее пределами, т. е. этнокультурный брендинг, для которого используются различные средства: от развития индустрии этнического туризма и проведения международных культурных мероприятий в республике до организации дней Мордовии в других субъектах РФ.

Одним из приоритетных направлений развития туризма в Мордовии стал этнический туризм, главными объектами которого являются музейный комплекс в с. Старая Теризморга Старошайговского района, включающий экспозицию под открытым небом «Двор зажиточного крестьянина», и центр этнического туризма в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района, включающий выставку-продажу традиционной мордовской деревянной игрушки и музей основателя фолк-группы «Торама» В. И. Ромашкина.

Международный аспект этнокультурной политики в Мордовии заключается в пропаганде финно-угорской идентичности («повышении самосознания финно-угорских народов») внутри республики и за ее пределами, интеграции Мордовии в международное финно-угорское движение. Важную роль.

159 в создании механизмов конструктивного взаимодействия власти и институтов гражданского общества, сохранения и развития культуры финно-угорских народов играют Консультативный комитет финно-угорских народов, образованный на I Всемирном конгрессе финно-угорских народов в г. Сыктывкаре (декабрь 1992 г.), а также ООД «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» и Молодежная ассоциация финно-угорских народов.

Политический смысл этой поддержки финно-угорских общественных организаций со стороны республиканского и федерального руководства заключается в обеспечении артикуляции и пропаганды такого варианта финно-угорской идентичности, который является совместимым с общероссийской гражданской идентичностью и лояльным по отношению к российской государственности.

Инкорпорируя подходы и практики, характерные для идеологии и политики мультикультурализма, в которой этнические общности наделяются особым статусом в качестве носителей определенной культуры, а принадлежность к ним опосредуется индивидуальным выбором, современная этнокультурная политика в Республике Мордовия, однако, сохраняет преемственность с советской моделью национальной политики, включая территориализацию этничности, закрепляемую в сознании населения республики посредством практик учета населения и пропаганды этнических различий, а также ориентацию на приоритетную поддержку культуры титульной, мордовской, этнической общности. Для реализации этих целей в республике служат разнообразные практики в области культурной, образовательной, информационной, межрегиональной и международной политики. Национальная политика в республике, следовательно, интегрирует различные институциональные факторы и механизмы, формирующие этнические идентичности и воздействующие на состояние межэтнических отношений, позволяя эффективно контролировать их развитие.

Современная этнополитическая ситуация в Республике Мордовия и характер межнациональных отношений в регионе во многом обусловлены ее.

160 социально-политическим положением в Российской Федерации в целом. Миграционный поток в Республику Мордовия образуют две составляющие: стихийная и регулируемая.

Проведенный анализ показал, что привлечение иностранной рабочей силы в регион дает определенные выигрыши для развития региона: во-первых, труд мигрантов особо значим в периоды краткосрочного высокого спроса на рабочую силу, т. е. в период с весны до осениво-вторых, привлечение иностранной рабочей силы ликвидирует структурные диспропорции на рынке трудав-третьих, сложную демографическую ситуацию можно частично решить за счет мигрантов, готовых переехать на постоянное место жительства со своими семьями в республику.

Исторически так сложилось, что традиционный регион расселения мордовского народа стал полиэтническим и поликонфессиональным, а с момента образования Мордовской АССР начался процесс становления государственности, в котором участвуют представители всех национальностей, проживающих на территории Мордовии.

На основе результатов опросов 1990;х — 2000;х гг. можно констатировать, что для Республики Мордовия характерно преобладание позитивной этнической идентичности, основанной на объективных культурных различиях, а не на идеологических и политических факторах. Вместе с тем в условиях модернизации, приводящей к сглаживанию межкультурных различий, приобщению нерусских этнических групп к русской культуре, происходит снижение значимости таких компонентов этнической идентичности, как язык и традиционная культура, и повышается значение таких ее элементов, как общее происхождение, историческое прошлое, государственность. Мордовия, подобно другим республикам с «национально-русским» двуязычием, характеризуется использованием в качестве этнических маркеров нерусских языков, в то время как русский язык выполняет, напротив, функцию преодоления как этнических, так и внутри-этнических границ, что и обусловливает его повышенную социальную значимость. В роли этнических маркеров по.

161 прежнему выступают язык и религия.

Для большинства населения Мордовии характерно ощущение себя в равной степени и представителями той или иной этнической общности, и жителями республики, и россиянами, что означает преобладание в сознании представителей различных национальностей социальной установки на межэтническое сотрудничество. Большая часть респондентов, в том числе две трети мордвы и русских, полагает, что в России существует полиэтничная и поликультурная российская нация как гражданско-государственное сообщество, а четверть респондентов считают этот проект осуществимым в перспективе. Многие жители Мордовии независимо от этнической принадлежности полагают, что российская нация как гражданское сообщество уже существует, и идентифицируют себя с ней.

Для региона со стабильными межэтническими отношениями, каким является Мордовия, характерно преобладание позитивной этнической идентичности, основанной на объективных культурных различиях, а не на идеологических и политических факторах. Вместе с тем в условиях модернизации, приводящей к сглаживанию межкультурных различий, приобщению нерусских этнических групп к русской культуре, происходит снижение значимости таких компонентов этнической идентичности, как язык и традиционная культура, и повышается значение таких ее элементов, как общее происхождение, историческое прошлое, государственность.

Мордовия характеризуется использованием в качестве этнических маркеров нерусских языков, в то время как русский язык выполняет, напротив, функцию преодоления как этнических, так и внутриэтнических границ, что и обусловливает его повышенную социальную значимость. В роли этнических маркеров по-прежнему выступают язык и религия. Опыт Мордовии показывает, что даже в тех регионах, где этнические границы наиболее проницаемы и важнейшие социальные связи строятся поверх границ, социальная дистанция сохраняется на уровне как межличностных, так и социальных отношений.

На общероссийском уровне повышению этнополитического согласия должно содействовать международное и государственное законодательство, документально закрепившее необходимость взаимовыгодного сотрудничества народов на основе признания и уважения их основных прав и свобод.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной политики — важнейшие задачи, решение которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Теоретической основой решения комплекса этнополитических проблем в России должен быть ясный и понятный обществу образ желаемого национально-этнического устройства страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Обращение к участникам Первого всемирного конгресса финно-угорских народов / Р. Абдулатипов // http://www.suri.ee/kongress / е81шепе/рпу5.Нйп1.
  2. Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации : концепции, практика, реализация, перспективы / Р. Г. Абдулатипов. -М.: Классике Стиль, 2007. 551 с.
  3. В. К. Мордовский народ на пороге XXI в. / В. К. Абрамов // Мордовия в период реформ: материалы II Меркушк. науч. чтений. Саранск, 2001.-С. 95−101.
  4. Г. А. Культурно-ориентированная модернизация России / Г. А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 42
  5. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Т. 4: материалы Междунар. конф., Москва, 27−29 февр. 1996 г. / ред. Г. Н. Жолобова. -М.: Интеллект, 1997. 342 с.
  6. С. А. Диаспора это процесс / С. А. Арутюнов // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 2. — С. 66−69.
  7. С. А. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс / С. А. Арутюнов, С. Я. Козлов // ЭКО. 2005. — № 4. — С. 88−91.
  8. Ю. В. Этносоциология : учеб. пособие для вузов / Ю. В'. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. -237 с.
  9. В. А. Россия как разрушающееся традиционное общество / В. А. Ачкасов // Полис. 2001. — № 3. — С. 83−92.
  10. С. И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан : автореф.. дис. канд. психол. наук / С. И. Баляев. Самара, 1999. — 16 с.
  11. О. А. Мониторинг межэтнических отношений в регионе / О. А. Богатова, А. И. Карьгин // Регионология. 2011. — № 4. — С. 266−277.164
  12. О. А. Гармонизации межэтнических отношений в региональном социуме / О. А. Богатова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. -340 с.
  13. О. А. Мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия / О. А. Богатова, А. И. Карьгин // Финно-угорский мир. 2010. — № 1. — С. 78−88.
  14. О. А. Мордовская диаспора / О. А. Богатова // Регионоло-гия. 2007. — № 2. — С. 71−78.
  15. О. А. Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности / О. А. Богатова // Социологические исследования. -2004,-№ 6. -С. 69−75.
  16. О. А. Этнокультурная политика в регионе: интеграция институциональных факторов формирования межэтнических отношений / О. А. Богатова, Е. И. Долгаева // Регионология. 2011. — № 1. — С. 196−210.
  17. А. А. Идеологически и компонент в эволюции Евросоюза / А. А. Бойков // Полис. 2013. — № 1.-С. 130−141
  18. Д. М. Влияние иностранных трудовых мигрантов на мо-дернизационные процессы в регионе / Д. М. Борисов // Модернизация науки и общества: вызовы и ответы: материалы Междунар. науч. конф. (Саранск, 10 мая 2011 г).-Саранск, 2011.-С. 165−169.
  19. Д. М. Иностранная трудовая миграция: теоретические подходы к изучению / Д. М. Борисов, К. В. Фофанова // Вестник Мордовского университета. 2011. — № 3. — С. 85−90.
  20. Д. М. Интеграция иностранных трудовых мигрантов в региональный социум (на примере Республики Мордовия): автореф. дис.. канд. социол. наук / Д. М. Борисов. Саранск, 2012. — 22 с.
  21. Д. М. Положение гастарбайтеров в регионе / Д. М. Борисов // Регионология. 2010. — № 2. — С. 187−194.
  22. С. М. Национальная государственность мордовского народа : история становления и развития (Х-ХХ вв.) / С. М. Букин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. — 384 с.
  23. А. М. Развитие конституционного законодательства советских автономных республик / А. М. Букин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009, — 100 с.
  24. М. С. Становление мордовской советской национальной государственности (1917−1941 гг.) / М. С. Букин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-286 с.
  25. В Карелии проходят антикавказские выступления Электронный ресурс. Интернет-сайт Lenta.ru. — Режим доступа: http://lenta.ru/news/2006/09/02/karelia/
  26. Великая французская революция Электронный ресурс. Интернет-сайт http://catastrofe.ru/ - Режим доступа: http://catastrofe.ru/social/revolution/54-greatfrancerevolution.html
  27. А. Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор / А. Г. Вишневский // Общественные науки современности. 2000. -№ 3.-С. 99−106.
  28. Встреча с членами Совета по межнациональным отношениям Электронный ресурс. Режим доступа: http://state.kremlin.ru/face/15 609.
  29. Вступление и членство России в ВТО Электронный ресурс. М., 1 662 013. Режим доступа: ЬИ: р://ги^к1реё1а.о^Ллак1/Вступление и членство России в ВТО. Загл. с экрана.
  30. Выступление председателя ПЦ «Мемориал» О. Орлова на пресс-конференции «Кто срывает мирный процесс в Дагестане» Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.kavkaz-uzel.ru/ Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/207 376/
  31. С. Н. Модернизация России: постимперский транзит / С. Н. Гавров. Изд. 2-е, стер. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 350 с.
  32. Э. Нации и национализм / Э. Геллнер — пер. с англ. Т. Бер-диковой, М. К. Тюнькиной- ред. и послеслов. И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1991.-320 с.
  33. Глава Мордовии Владимир Волков обращается с Посланием к Госсобранию республики (25 января 2013 г.) Электронный ресурс. Саранск, [2013]. — Режим доступа: http://info-rm.com/2013/01/25/glava-mordovii-vladimir-volkov.html. — Загл. с экрана.
  34. Р. Демократия и ее критики / пер. с англ.- под ред. М. В. Ильина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2003. — 576 с.
  35. Р. Полиархия, плюрализм и пространство Электронный ресурс. Интернет-сайт: http://www.gumer.info/ - Режим доступа: http://www.iu.ru/biblio/archive/nonameruzerp/ec 1 .азрх.167
  36. Денежно-кредитная сфера и курсы рубля в 2010 г. Электронный ресурс. Интернет-сайт http://protown.ru/ - Режим доступа: http:// www. proto wn. ru/information/hi de/8044.html.
  37. Г. А. Дагестан в международных отношениях на Кавказе (1813−1829 гг.) / Г. А. Джахиев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991. — 76 с.
  38. В. Д. Национальная политика СССР, межнациональные отношения и национальные движения на Северном Кавказе : дис. .д-ра ист. наук: 07.00.02 / В. Д. Дзидзоев. СПб., 1992. — 446 с.
  39. Д. В. Феномен Российской политической модернизации / Д. В. Доленко // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. Общественные науки. 2012. — № 1. — С. 41−47.
  40. Д. В. Российский демократический переход: уникальный опыт политической модернизации / Д. В. Доленко // Россия в процессе политической модернизации. Саранск, 2005. — С. 9−25.
  41. Дробижева J1. М. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности / J1. М. Дробижева, И. М. Кузнецов // Мир России. -2000,-№ 4.-С. 149−155.
  42. В. П. Элитистская теория демократии и современный российский политический процесс / В. П. Елизаров // Полис. 1999. — № 1. -С. 74−76.
  43. А. И. Национальное самосознание мордвы : факторы и тенденции (1920−1930 гг.) / А. И. Ефимова // Вестник Мордовского университета, — 1994,-№ 1.-С. 19−24.
  44. Заседание совета по межнациональным отношениям Электрон168ный ресурс. Интернет-сайт: http://krasnoyarsk.bezfonnata.ru/ - Режим доступа: http://krasnoyarsk.bezforrnata.ru/listnews/soveta-po-mezhnatcionalnim-оШоз11етуат/9 663 278/
  45. Заседание совета по межнациональным отношениям Электронный ресурс. Интернет-сайт: 1гйр://президент.рф/ - Режим доступа: 1"1йр://президент.рф/новости/17 536
  46. Заседание совета по межнациональным отношениям Электронный ресурс. Интернет-сайт:Ьир://кгазпоуаг8к.ег.ги/пе?8/2013/2/20/га$ес1ате-80 у.е.1а-ро-тег1тасюпа1пут-о1по8Ьетуат/
  47. Заседание Совета по межнациональным отношениям Электронный ресурс. Интернет-сайт 1Шр://президент.рф/ - Режим доступа: ЬИр://президент.рф/пе?8/16 292.
  48. Г. Как «нас» теперь называть? Формулы коллективной самоидентификации в современной России / Г. Зверева // Вестник общественного мнения. 2009. — № 1. — С. 80−83.
  49. С. Финно-угорский прорыв / С. Зеткин // Финно-угорская газета. -2010. -№ 4. -С. 7.
  50. Ибрагимбейли Х.-М. Народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля против царизма и местных феодалов / Х.-М. Ибрагимбейли // Вопросы истории. 1990. — № 6. — С. 151 160.
  51. Идейная эволюция русского национализма: 1990-е и 2000-е гг. Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.polit.ru/- Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2007/12/28/verhovsky/
  52. Н. И. Органическая демократия как вектор социально-политических изменений современной России / Изергина Н. И. // Регионоло169гия. 2008. — № 4. — С. 104−111.
  53. Н. И. Теория органической демократии И. А. Ильина и политическая трансформация постсоветской России / Изергина И. И. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. — 192 с.
  54. И. А. Историческое бремя России // Русский Колокол: журнал волевой идеи / И. А. Ильин. М., 2008. — С. 185−192.
  55. В. Л. «Превентивная» демократия. Понятие, предпосылки возникновения, шансы для России / В. Л. Иноземцев // Полис. 2012. — № 6. — С. 101−111.
  56. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.gks.ru/ - Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/new 811е/регер1з2010/регер1э Их^1612.
  57. Информация о региональном опыте Республики Мордовия в области реализации государственной национальной политики Электронный ресурс. Саранск, [2012]. — Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/content/ view/688. — Загл. с экрана.
  58. Истоки мордовского этноса Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.mordvarf.ru/main- Режим доступа: http://www.mordvarf.ru/! 18.
  59. Кавказская война: уроки истории и современность: материалы науч. конф., г. Краснодар, 16−18 мая 1994 г. / редкол.: В. Н. Ратушняк (отв. ред.) и др. Краснодар: КГУ, 1995. — 287 с.
  60. Кадыров предложил провести четкую границу между Чечней и Ингушетией Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.km.ru/ Режим доступа: http://www.km.ru/v-rossii/2012/08/26Леггкопа1пауа-18е1о8Ц1оз1-rossii/kadyrov-predlozhil-provesti-chetkuyu-granitsu
  61. В. Ф. Мордва России: проблемы национально-культурного самоопределения и развития в XXI веке / В. Ф. Кирдяшов // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. — № 3. — С. 22−26.
  62. В. Ф. Этнополитология : учеб. пособие / В. Ф. Кирдя-шов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. — 166 с.
  63. В. Ф. Приоритеты национальной политики России на современном этапе / Кирдяшов В. Ф., Тултаев Г1. Н. // Россия в процессе политической модернизации. Саранск, 2005. — С. 91−96.
  64. В. В. Развитие этносоциологических исследований в Мордовии / В. В. Козин, В. М. Курков // Регионология. 2004. — № 4. — С. 190 201.
  65. Н. В. Современная национальная политика России / Кокшаров Н. В. // Credo new. 2003. — № 2- Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/336/28.
  66. А. Три модернизации в России и наше время / А. Колга-нов // Золотой Лев: издание русской консервативной мысли. № 69−70. — Режим доступа: http://www.zlev.ru/6964.htm
  67. В. Проблема интеграции мигрантов в принимающее общество в постиндустриальных странах и в России / В. Константинов, М. Зелев // Полис. 2007. — № 6. — С. 51−54.
  68. Концепция государственной миграционной политики Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.garant.ru/ Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402 320/
  69. Концепция основных направлений реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Мордовия Электронный ресурс. Саранск, [2012]. — Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/content/view/689. — Загл. с экрана.
  70. С. А. Россия перед вызовами модернизации: исторические уроки и современные проблемы / С. А. Ланцов // Политэкс. 2010. — № 3. -С. 57.
  71. В. И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики // Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. М., 1974. — Т. 43. — С. 198−200.171
  72. Г. И. Многообразие интеграции: государственная федеральная и региональная этнокультурная политика / Г. И. Макарова // Регионо-логия. 2010. — № 1.-С. 215−221.
  73. Г. И. Управление этнокультурными различиями «после империи» (по материалам интервью с экспертами в области культуры и этнокультурной политики в Республике Татарстан): введение к публикации / Г. И. Макаров // Ab Imperio. 2005. — № 4. — С. 178.
  74. Д. А. Россия, вперёд! Электронный ресурс. М., [2008]. — Режим доступа: http://www.aif.ru/society/article/29 406. Загл. с экрана.
  75. Международная кризисная группа сегодня проведет презентации докладов о ситуации на Северном Кавказе Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.kavkaz-uzel.ru/ - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/215 364/
  76. Межнациональные отношения в Мордовской ССР: итоги этносо-циологического исследования / НИИ регионологии. Саранск: б. и.|. 1992. -154 с.
  77. Н. А. О некоторых особенностях политической обстановки в регионах ЮФО Электронный ресурс. / Н. А. Мель. Интернет-сайт http://www.pglu.ru/lib/ - Режимдоступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/University Reading
  78. Мигранты требуют отмены «Русского марша» Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.mk.ru/ - Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/russia/article/2012/11/02/769 464.
  79. Е. К. Автономии Среднего Поволжья в системе экономического районирования советской России (20−30-е годы XX века) / Е. К. Минеева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического172университета. 2008. — № 1. — С. 113−117.
  80. Е. К. Органы управления в условиях формирования автономии народов Среднего Поволжья в 1917—1936 годах / Е. К. Минеева // Вестник Чувашского университета. 2007. — № 1. — С. 27−40.
  81. Е. Петр Тултаев: «Мы сильно раскиданы по матушке России! «Электронный ресурс. / Е. Миннигараева. Саранск, [2010]. -Режим доступа: http:// www.library.saransk.ru/fu/fupress 13. php#. — Загл. с экрана.
  82. Минрегион России ведет работу над федеральной целевой программой, направленной на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minregion.ru/pressoffice/news/161 5.html.
  83. А. В Саранске открылся V Всероссийский фестиваль финно-угорской прессы Электронный ресурс. / А. Мишанина. Саранск, [2010]. — Режим доступа: http://www.izvmor.ru/article 9760.html. — Загл. с экрана.
  84. А. В Саранске прошел семинар, организованный Советом Европы Электронный ресурс. / А. Мишанина. Саранск, [2009]. — Режим доступа: www.izvmor.ru/article6472. html. — Загл. с экрана.
  85. А. Николай Меркушкин: «Надо гордиться своей национальностью!» Электронный ресурс. / А. Мишанина. Саранск, [2010]. — Режим доступа: http://www.izvmor.ru/article 9794.html. — Загл. с экрана.
  86. Модернизация в России и конфликт ценностей / А. С. Ахиезер, Н. Н. Козлова, С. Я. Матвеева и др.- отв. ред. С. Я. Матвеева.- РАН, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1994.-248 с.
  87. Н. Ф. Мордва, эрзя, мокша история этноса и этнонима / Н. Ф. Мокшин // Этническая история мордвы XIX—XX вв.ека. — Саранск, 2000. -С. 121−127.
  88. Н. Ф. Этническая история мордвы / Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. — 384 с.173
  89. Мониторинг состояния межэтнических отношений в Республике Мордовия: доклад Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия / отв. ред. А. И. Сухарев. Саранск: Изд-во НИИ ре-гионологии, 2008. — 96 с.
  90. Мордва (основные сведения) Электронный ресурс. М&bdquo- [2012]. -Режим доступа: http://www.hrono.info/etnosy/mordva.html. — Загл. с экрана.
  91. Мордва Электронный ресурс. М., [2010]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Mopдвa. — Загл. с экрана.
  92. Мордва из 23 регионов России принимает участие в работе V съезда Электронный ресурс. Саранск, [2009]. — Режим доступа: http://www.edinros-nn.ru/index.php?option=comcot&vitid=l Itemid=l. — Загл. с экрана.
  93. Мордовский университет принял на обучение более 3 тысяч первокурсников Электронный ресурс. Саранск, [2012]. — Режим доступа: http://www.vsar.ru/5962Nordovskij universitet prinyal na obuchenie bole 3 ty-syach pervokursnikov. Загл. с экрана
  94. Н. М. Этнокультурные основы реализации национальной политики / Н. М. Морозова // Власть. 2012. — № 6. — С. 50−52
  95. МОСКВА 06.11.2012 Электронный ресурс. Интернет-сайт http://asi.org.ru/asi3/rwsasi.nsf/vaWebPages/0 OOOORus Режим доступа: http://asi.org.ru/asi3/rwsasi.nsf/vaWebPages/ 1DF2C873244DD2E344257AAE003C32B1 Rus
  96. Н. М. Особенности культурной самоорганизации народов Волго-уральского региона в контексте российской модернизации: ав-тореф. дис. д-ра культурологии. 24.00.01 / Н. М. Мухамеджанова- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2006. — 42 с.
  97. Национал-сепаратизм в России: опрос Электронный ресурс. -Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/5998-opros-nacional-separatizm-v-rossii.html.
  98. Национал-сепаратизм в России: опрос |Электронный ресурс.174
  99. Интернет-сайт http://nazaccent.ru/ Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/5998-opros-nacional-separatizm-v-rossii.html
  100. Национальная политика на высшем уровне // Этносфера. 2012. -№ 4. — С. 11.
  101. Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции / под ред. В. В. Степанова, В. А. Тишкова. М.: УОГ1 ИЭА РАН, 2008. — 399 с.
  102. Осетинский вопрос / сост.: А. Бакрадзе, О. Чубинидзе. Тбилиси: Кера-ХХ1, 1994.-344 с.
  103. Пай Л. Незападный политический процесс / Л. Пай // Политическая наука. 2003. — № 2. — С. 66−85
  104. В. И. Исследование перспектив мирового политического развития: проблемы методологического синтеза / В. И. Патин // Полис. -2012.-№ 6.-С. 27−40.
  105. В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну / В. И. Пантин // Вопросы философии. 1996. — № 6. — С. 11−17.
  106. Д. Некоторые проблемы реализации принципов равноправия и самоопределения народов России / Пидбудагова Д., Гамзатовой М. // Федерализм. 2012. — № 4. — С. 65−72.
  107. Л. В. Россия в зеркале политологии Электронный ресурс. / Л. В. Поляков, В. Г. Федотова. Режим доступа http://www.iu.ru/biblio/archive/nonameruzerp/ecl.aspx. Загл. с экрана
  108. А. М. Иммиграция как проблема национальной безопасности / А. М. Понамарева, С. А. Татунц // Полис. 2010. — № 4. — С. 135 150.
  109. Послание Главы Республики Мордовия Государственному собранию // За единую Россию. 2004. — № 6. — С. 8.
  110. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2008. — 52 с.
  111. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря 2012 г.) Электронный ресурс.- М., [2012]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17 118. Загл. с жрана.
  112. Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы / под ред. В. А. Тишкова. М.: ИГ1 А. Г. Яковлев, 2011.-288 с.
  113. Президент не допустит создания замкнутых этнических анклавов в России Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.vesti.ru/ Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=981 785&tid=l 1 174
  114. Президент Путин внес в Государственную думу новую редакцию закона о выборах депутатов Электронный ресурс. М., [2012]. — Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/news/1 022 366-echo.html. Загл. с экрана.
  115. Президенту РФ предложено воссоздать министерство по национальной политике Электронный ресурс. Интернет-сайт176http://info.tatcenter.ru/ Режим доступа: http://info.tatcenter.ru/article/95 182/
  116. Применим ли в России канадский опыт мультикультурализма Электронный ресурс. Режим доступа: http://globalaffairs.ru/number/Mnogoobrazie-protiv-edinstva-15 175. Загл. с экрана.
  117. Программа ЛДПР Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.ldpr.ni/# Режим доступа: http://www.ldpr.rU/#party/ProgramLDPR
  118. Программа Партии «Справедливая Россия» Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.spravedlivie.ru/ - Режим доступа: http://www. spravedlivie.ru/iprogrammapartii.htm#nacpolitika
  119. Программа партии Электронный ресурс). Интернет-сайт http://www.pravoedelo.ru/ - Режим доступа: http://www.pravoedelo.ru/pai1y/ program
  120. Программа Российской демократической партии «Яблоко» Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.yabloko.ru// - Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Union/Program/vved.html
  121. Программное обращение Партии Электронный ресурс. Интернет-сайт http://er.ru/- Режим доступа: http://er.ru/party/progi-am/
  122. Программные статьи кандидата в Президенты и место модернизации в них Электронный ресурс. / Н. Одинцов, А. Астахов. Режим доступа: http://www.i-russia.ru/all/articles/l0799/ Загл. с экрана.
  123. Проект Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006−2008 гг.)» Электронный ресурс. -Режим доступа: //stolica.nai-od.ru/vi-a/zhur/OOl .htm.
  124. В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России Электронный ресурс. / В. В. Путин. М., [2012]. — Режим доступа: http://www.putin2012.ni/#article-6. Загл. с экрана.
  125. В. В. Демократия и качество государства Электронный ресурс. / В. В. Путин. М., [2012]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1 866 753. Загл. с экрана.177
  126. В. В. Нам нужна новая экономика Электронный ресурс. / В. В. Путин. М., [2012]. — Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1 488 145/. — Загл. с экрана.
  127. В. В. Россия и меняющийся мир Электронный ресурс. / В. В. Путин. М., [2012]. — Режим доступа: http://www.putin2012.ni/#article-7. Загл. с экрана.
  128. В. В. Россия сосредотачивается вызовы, на которые мы должны ответить Электронный ресурс. / В. В. Путин. — М., [2012]. — Режим доступа: http://izvestia.ru/news/511 884. Загл. с экрана.
  129. В. В. Россия : национальный вопрос Электронный ресурс. / В. В. Путин. -М., [2012]. Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012−01−23/lnational.html. Загл. с экрана.
  130. В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России Электронный ресурс. / В. В. Путин. М., [2012]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1 866 753. Загл. с экрана.
  131. Путин хочет переписать историю Электронный ресурс. Интернет-сайт http://news.rambler.ru/ Режим доступа: http://news.rambler.ru/17 720 001/
  132. Путин: в межнациональных конфликтах виноваты чиновники Электронный ресурс. Интернет-сайт http://newsland.com/ - Режим доступа: http://newsland.eom/news/detail/id/l 23 006/
  133. Радикальный русский национализм в современной России Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.inemoid.ru/ URL: http://www.memoid.ru/node/Radikalnyjrusskijnacionalizmv sovremennoj Ros sii
  134. Развитие этносоциологических исследований в Мордовии Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.kominarod.ru/ - Режим доступа: http://www.kominarod.ru/catalogues/biblio/papers461 .html
  135. В. Ф. Народ Мордовии: социокультурная динамика (первая четверть XX начало XXI столетия) / В. Ф. Разживин, И. В. Широкова.178
  136. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2007. 286 с.
  137. Республика Мордовия Электронный ресурс. М., [2012]. — Режим доступа: http://e-mordovia.ru/combo/view/. — Загл. с экрана.
  138. Республика Мордовия названа лидером по социально-политической устойчивости среди Регионов России Электронный ресурс. -Саранск, [2012]. Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/news/view/10 440.- Загл. с экрана.
  139. Российская нация: круглый стол Электронный ресурс|. Интернет-сайт 11Ц: р://российскаянация.рф Режим доступа: 11ир://российскаянация.рф/?р=203
  140. Россия. Имена и судьбы России в XXI веке Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.region-press.net/ Режим доступа: http://www.region-press.net/Upload/Files/ImenaSudbi/142-l 45. pdf
  141. Россия: национальный вопрос Электронный ресурс. М., [2012]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2012/01/23/nacvopros.html
  142. Д. Мордовская АССР / Д. Рузавин, С. Петров. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1939. — 62 с.
  143. Русский марш Электронный ресурс. Интернет-сайт http://www.rusimperia.info Режим доступа: http://www.rusimperia.info/news/id9054.html
  144. К. Финно-угорские народы России оказались в числе первых жертв глобализации. Режим доступа: http: // finugor.ru/en/node/22 257.
  145. Э. Национализм и модернизм : крит. обзор соврем, теорий наций и национализма / Э. Смит- пер. с англ. А. В. Смирнова и др. М.: Праксис, 2004.-458 с.
  146. В. В. Российская история конца XX столетия в контексте179всеобщей истории: теоретическое осмысление / Согрин В. В. // Новая и новейшая история. 1999. -№ 1. — С. 75−76.
  147. А. П. Властные институты Мордовии в период модернизации 1930-х гг. / А. П. Солдаткин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 128 с.
  148. Состояние гражданского общества в Республике Мордовия в 20 082 010 годах: аналитический доклад / отв. ред. А. И. Сухарев- Общественная палата Республики Мордовия Саранск: Тип. «Красный октябрь», 2011. -226 с.
  149. Социалистический быт мордовского села / отв. ред. А. С. Лузгин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 274 с.
  150. Е. Семь чудес финно-угорского мира Электронный ресурс. / Е. Спиридонова, Т. Налетова. Саранск, [2010]. — Режим доступа: http://www.izvmor.ru/article9895.htm. — Загл. с экрана.
  151. А. Н. Спрос на модернизацию в России / А. Н. Покида // Социология власти. 2011. — № 1. — С. 213.
  152. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор: учеб. пособие для студ,-политологов / Г. Алмонд и др.- пер. с англ.: М. В. Ильин, А. Ю. Мельвиль. М.: Аспект Пресс, 2002. — 536 с.
  153. Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Академ, проект, 1999.-320 с.
  154. Стратегия национальной политики от Прохорова: ликвидировать республики! Электронный ресурс. Интернет-сайт http://nazaccent.ru / Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/5880-strategiya-nacionalnoj-politiki-ot-prohorova-likvidirovat.html
  155. Стратегия формирования Национальной системы квалификаций в Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cvets.ru/StrategyRUSf-ETF.pdf. Загл. с экрана.
  156. Студенты России выбирают Мордовию // Голос Мордовского университета. 2010. — № 11. — С. 2.
  157. Т. Н. Феномен мультикультуризма в современном обществе (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук / Т. Н. Суконкина. Саранск, 2011. — 21 с.
  158. Т. Н. Формирование мультикультурного общества в регионе / Т. Н. Суконкина // Регионология. 2010. — № 2. — С. 265−274.
  159. В. М. Региональная политическая идентичность в России : теоретический анализ состояния и перспективы: дис.. д-ра полит, наук: 23.00.01 / В. М. Суханов. Саратов, 2009. — 430 с.
  160. В. А. О главных акторах цивилизационного диалога. Культурное и языковое разнообразие современных наций / В. А. Тишков // Полис. -2012.-№ 5.-С. 77−85.
  161. В. А. По поводу положения финно-угорских народов России / В. А. Тишков // Этнографическое обозрение. 2006. — № 1. — С. 4−6.
  162. Российские исследования в гуманитарных науках = Russian studies in the humanities. Т. 14: Политическая антропология / В. А. Тишков. -Lewiston etc.: Mellen press, 2000. 338 с.
  163. В. А. Реквием по этносу : исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. М.: Наука, 2003. — 544 с.
  164. В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе / В. А. Тишков // Этнографическое обозрение. -1998. -№ 2. С. 3−12.
  165. П. В. Автономия в контексте децентрализации / П. В. Ульянищев // Обозреватель-Observer. 2008. — № 12. — С. 112−117.
  166. Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма- пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ACT: Ермак, 2004. — 588 с.
  167. Р. М. Национальная политика в РСФСР / Р. М. Хамхоев // Социология власти. 2011. — № 4. — С. 148−155.
  168. С. Столкновение цивилизаций / Хантингтон С.- пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ACT, 2005. — 603 с.
  169. В. Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание / В. Ю. Хотинец /'/ Социс. -1999,-№ 9.-С. 67−71.
  170. Ю. Г. Национальная пресса мордовской диаспоры / Ю. Г. Чиндяйкин // Современные проблемы науки и образования. 2006. -№ 3. -С. 61−62.
  171. Что дает для понимания современного политического развития России теория модернизации Электронный ресурс. -//http://society.polbu.ru/russia politmirror/chOO all.html. Загл. с экрана
  172. Ю. П. «Новые идентичности» у финно-угров как политические инструменты / Ю. П. Шабаев // Этнографическое обозрение. 2006. -№ 1. — С. 13−27.
  173. Ю. П. Финно-угорский национализм и гражданская консо182лидация в России (этнополитический анализ) / Ю. П. Шабаев, А. М. Чарина. -СПб. — М.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. 309 с.
  174. Ю. П. Этнополитология : учеб. пособие / Ю. Г1. Шабаев, П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 319 с.
  175. Т. И. Ассоциация финно-угорских народов и перспективы развития этноориентированных организаций в XXI веке / Т. И. Щербакова // Рубеж. 2003. — № 18. — С. 111−126.
  176. Этничность и власть в полиэтничных государствах: материалы Междунар. конф. 25−27 янв. 1993 г. / [отв. ред. В. А. Тишков]. М.: Наука, 1994.-313 с.
  177. Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре / отв. ред. и сост. В. А. Юрченков. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. — 208 с.
  178. И. Я. Мордовская социалистическая нация детище Октября / И. Я. Яшкин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. — 1 76 с.
  179. Democracy, Security and Energy: De-constructing the Russian-EU Relationship Электронный ресурс. Интернет-сайт http://stockholm.sgir.eu/ -Режим доступа: http://stockholm.sgir.eu/uploads/Sovereignty%20Eu-Russia Pu-elzl Wydra. pdf
  180. Parliamentary Assembly Электронный ресурс. Режим доступа: http://assembly.coe.int/Mainf.asp71ink ' 'А ' tedText/ta06/Eres 1481
Заполнить форму текущей работой