Земельный фонд Ребрихинского района и перспективы его использования
Главная цель схемы землеустройства — обоснование наиболее эффективных направлений организации использования земель для обеспечения постоянного развития сельского хозяйства и размещения других отраслей местного хозяйства. Основное назначение схемы землеустройства заключается в выявлении наиболее эффективных, экологически безопасных и социально ориентированных направлений использования земельных… Читать ещё >
Земельный фонд Ребрихинского района и перспективы его использования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" Алтайский государственный аграрный университет"
Кафедра землеустройства, земельного и городского кадастра Курсовой проект Земельный фонд Ребрихинского района и перспективы его использования Выполнила: студентка 5 курса з/о Медведева Н.Ю.
Факультет: Природообустройство Специальность: Землеустройство Шифр:91 033
Проверила: Кирякина Ю.Ю.
Барнаул 2014
Содержание Введение Глава I. Литературный обзор
1.1 Правила составления схемы землеустройства (этапы), термин земельного фонда, категорий, угодий земель, права собственности. Понятия рационального использования земель Глава II. Общие сведения о Ребрихинском районе (местоположение, природные условия) Глава III. Анализ использования земельного фонда Ребрихинского района
3.1 Распределение земельного фонда района по категориям
3.2 Распределение земельного фонда района по угодьям
3.3 Распределение земель по формам собственности
3.4 Качественная характеристика земельных угодий Глава IV. Пути рационализации использования и охраны земель Ребрихинского района
4.1 Организационно-хозяйственные мероприятия
4.2 Лесомелиоративные мероприятия
4.3 Почвозащитные агротехнические мероприятия
4.4 Водоохранные зоны и природоохранные мероприятия
4.5 Экологическая эффективность проектных мероприятий Заключение Библиографический список Введение Землеустройство — это система государственных мероприятий по перераспределению земельных ресурсов, формированию землевладений, землепользовании и территориальному обустройству сельскохозяйственных предприятий в целях организации рационального использования и охраны земли. Являясь по своей сути социально-экономическим процессом, землеустройство проводится в единой системе с правовыми и техническими действиями, при этом разрабатываются различные экономические, экологические, правовые и другие вопросы, относящиеся к организации использования земли и рациональной организации территории.
Схема землеустройства — является предплановым и предпроектным документом и служит связующим звеном между планированием и организацией использования и охраны земель на уровне административного района и дальнейшей разработкой проектов землеустройства.
Главная цель схемы землеустройства — обоснование наиболее эффективных направлений организации использования земель для обеспечения постоянного развития сельского хозяйства и размещения других отраслей местного хозяйства. Основное назначение схемы землеустройства заключается в выявлении наиболее эффективных, экологически безопасных и социально ориентированных направлений использования земельных ресурсов, создании условий для научно обоснованного межотраслевого, межхозяйственного и по формам собственности перераспределения земель, экономически целесообразного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, а также в информационно-справочном обеспечении становления рыночных отношений на территории района.
Задачи схемы землеустройства:
— проведение анализа состояния и использования земель и оценка ресурсного потенциала земель района;
— агроэкологическое зонирование территории района;
— выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья;
— выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения, мелиорации и улучшения, обоснование включения этих земель в фонд перераспределения и установление очередности вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот;
— уточнение границ территорий (земель) природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
— выделение земель с различными режимами использования, а также земель ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц;
— уточнение границ земель поселений, а также анализ состояния и использования земель, находящихся в ведении сельских администраций;
— обоснование потребности в земельных ресурсах для развития отраслей различных форм хозяйствования на земле;
— перераспределение земель сельскохозяйственного назначения с целью устранения недостатков в расположении существующих землевладений и землепользовании;
— обоснование перспектив развития и совершенствование территориального размещения отраслей сельского хозяйства, других отраслей районного агропромышленного комплекса и их кооперирования, объектов его производственной и социальной инфраструктуры;
— разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, повышению плодородия почв, защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными веществами, улучшению природных ландшафтов;
— расчет технико-экономических показателей, экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий, намеченных в схеме землеустройства.
Основные принципы составления схемы землеустройства:
— научная обоснованность и эффективность предлагаемых мероприятий,
— взаимосвязанность интересов различных отраслей хозяйства;
— комплексное и целевое (хоз., селитебное, рекреационное и др.) использование земельного фонда;
— сохранение высокопродуктивных земель;
— создание благоприятных организационно-территориальных условий для жизни, быта и отдыха людей, ведения хозяйства и т. д.
В результате разработки схемы землеустройства административного района формируется организационно-территориальная структура развития административного района. Ее основой должна служить разрабатываемая в схеме система землевладения и землепользования, отличающаяся по формам собственности, отраслевой принадлежности, формам хозяйствования, с различным комплексом природных и экономических условий, особенностями антропогенных воздействий, структурой населения и системой расселения, демографическими тенденциями, системой культурно-бытового обслуживания.
Глава I. Литературный обзор
1.1 Правила составления схемы землеустройства (этапы), термин земельного фонда, категорий, угодий земель, права собственности. Понятия рационального использования земель Объектом схемы землеустройства района являются все земли в пределах административных границ района.
Главная задача схемы землеустройства района — выявление специального фонда земель для последующего перераспределения в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории административного района.
В схеме землеустройства района:
— уточняются границы городов и поселков городского типа, а также земель, подлежащих передаче в ведение сельских Советов народных депутатов;
— выявляются и уточняются земли, используемые не по целевому назначению, неэффективно используемые, выбывшие из оборота или переведенные в менее ценные угодья, а также потребность в земле граждан, кооперативов, предприятий, организаций и учреждений для сельскохозяйственных целей. Производится формирование специального фонда земель для последующего перераспределения.
— разрабатываются предложения по перераспределению земельного фонда района на основе анализа фактического и целесообразности дальнейшего использования земель сельскохозяйственными и лесохозяйственными предприятиями, а также предприятиями, организациями и учреждениями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, устранению недостатков существующих землевладений и землепользований и выделению земельных массивов для размещения крестьянских (фермерских), развития (расширения) личных подсобных хозяйств, коллективного огородничества, садоводства и животноводства, подсобного сельского хозяйства, предприятий, организаций и учреждений; уточняются границы территорий (земель) природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Основными принципами, которыми следует руководствоваться при составлении схемы землеустройства района, являются:
— приоритетное использование земельных ресурсов для нужд сельского хозяйства;
— создание благоприятных организационно-территориальных условий для равноправного
— развития всех форм хозяйствования;
— взаимоувязанный учет интересов различных отраслей народного хозяйства и нужд района.
Составление схемы землеустройства района осуществляется в следующем порядке:
а) разработка задания на составление схемы землеустройства;
б) подготовительные работы;
в) разработка предложений по перспективному использованию и перераспределению земель:
— уточнение границ территорий природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
— уточнение границ городов, поселков городского типа;
— установление границ земель, передаваемых в ведение сельских Советов народных депутатов;
— формирование специального земельного фонда;
— разработка предложений по перераспределению земель;
г) оформление, согласование и утверждение материалов схемы землеустройства;
д) изготовление и выдача материалов схемы землеустройства.
Земельный фонд — это вся территория РФ, все земли, включая водопокрытые в пределах государственной границы РФ. Он делится на несколько категорий земель в соответствии с их целевым назначением:
— земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов;
— земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
— земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
— земли лесного фонда;
— земли водного фонда;
— земли запаса.
Категории земель — это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Угодьеэто территория или участок одного природного вида (часть землепользования), систематически используемая или пригодная к использованию для конкретных хозяйственных целей и обладающая определенными природно-историческими свойствами и хозяйственными признаками. Земельные угодья подразделяются на сельскохозяйственные и не сельскохозяйственные.
Сельскохозяйственное угодье — это земельное угодье, систематически используемое для получения сельскохозяйственной продукции (пашня, пастбища, сенокосы, залежь, многолетние насаждения). К несельскохозяйственным угодьям относятся: лесная площадь, лесные полосы, болота, овраги.
Право собственности на землю — это право собственника (субъекта права собственности) владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности путем совершения каких либо действий, не запрещенных законом, либо путем воздержания от совершения действий (бездействием) в своих интересах. Как юридическая категория, представляет собой закрепление нормами права экономических отношений земельной собственности, т. е. принадлежности земли различным субъектам земельных отношений.
В силу особых свойств земли (главные — это естественные происхождения и функционирование в составе экологической системы) принадлежность понимается, как экономическое господство над землей, которая санкционирована правовыми нормами. Право собственности в объективном смысле (как правовой институт) есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. Институт права собственности на землю является земельно-правовым институтом, т.к. лежащие в его основе отношения определяют характер земельного строя.
Право собственности формируется как коллегиальный правовой институт, который включает нормы различных отраслей права. Гражданское право определяет правовую природу права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности, содержание правомочий собственника и способы их защиты. Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений собственности с учетом ценности земли как природной, так и социальной. Этот механизм ограничивает права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.
Право собственности на землю в субъективном смысле — это закрепленная за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться участком в пределах, установленных законом. Субъективное право на землю рассматривается как абсолютное правоотношение, в котором собственнику противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от действий, нарушающих это право. Признаки права собственности на землю: Оно является основным земельным правом, от которого производны все остальные права. Наличие собственника обязательно в отличие от других прав. По своей правовой природе право собственности является вещным правом независимо от формы собственности (ст. 262 ГК). Это обеспечивает юридическое равноправие различных форм собственности в гражданском обороте. По временному признаку является бессрочным правом, которое существует, пока существует объект этой собственности (земля, земельный участок). Право собственности на землю присущ целевой характер. Как основной поземельный титул права собственности на землю выступает в 2 формах (ст. 12 Кодекса «О земле»): Государственная. Частная. По субъективному признаку право собственности на землю может быть разделено на следующие виды: Право государственной собственности в виде собственности РБ (в законодательстве осуществляет коммунальная собственность на природные ресурсы). Право частной собственности на землю включает:
1) Право частной собственности юридических лиц.
2) Право частной собственности физических лиц, в том числе иностранцев.
3) Право собственности на землю иностранных государств и международных организаций. По составу участников право собственности на землю может выступать в виде индивидуальной и общей собственности.
Рациональное использование земель является главной задачей российского земельного законодательства. Определение понятия рационального использования земель содержится в государственном стандарте, который не является законом, да и само определение чрезвычайно абстрактно, чтобы его использовать в правоприменительной практике. В частности, оно закреплено как «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами» .
Бесхозяйственное использование земель означает такое ведение хозяйства, при котором не соблюдаются общепринятые требования к рациональному использованию земель либо не выполняются задачи нормативного регулирования хозяйственной Деятельности.
Определенное уточнение внесено в гражданское законодательство, закрепив в ст. 285 ГК РФ параметры оснований лишения прав на земельный участок вследствие нерационального его использования и отнеся к ним три категории: нецелевое использование; использование, приведшее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, и использование, приведшее к значительному ухудшению экологической обстановки.
В результате этого конкретизируются три параметра, составляющие понятие рационального использования земель: соблюдение цели использования, не ухудшение плодородия и экологической обстановки.
Однако этих критериев явно недостаточно для формулирования понятия рационального использования земель, которое должно учитывать не только плодородие и экологическую обстановку, но и другие параметры земли, например соблюдение норм отвода земель под линейные сооружения, которые установлены специальными нормативными актами.
Правовая охрана земель — это охрана их правовыми средствами, т. е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания правонарушителей (ст. 12 ЗК).
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в ЗК РФ (ст. 31), в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
— предотвращение деградации, загрязнения и захламления. Нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
— обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиях в результате хозяйственной деятельности.
Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращения необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а так же на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом зональных, региональных особенностей и ставит следующие цели:
— предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные, последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат всем пользователям земли за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников и пользователей земли и экономической обстановкой в целом;
— обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
— создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков Глава II. Общие сведения о Ребрихинском районе (местоположение, природные условия) Район расположен в центральной части Алтайского края. Граничит на юго-западе с Мамонтовским районом, на севере Тюменцевским и Шелаболихинским районами, на северо-востоке с Павловским районом, юго-востоке — Топчихинским и Алейским районами. Территория Ребрихинского района 2678,9 кмІ. Расстояние до города Барнаула 113 км. Площадь — 2686 кмІ.
В состав района входят 17 муниципальных образований (сельских поселений), объединяющих 28 населённых пунктов:
· Беловский сельсовет: село Белово
· Боровлянский сельсовет: село Боровлянка; село Касмалинка
· Воронихинский сельсовет: село Ворониха
· Георгиевский сельсовет: село Георгиевка
· Зеленорощинский сельсовет: село Зеленая Роща; посёлки Ключевка, Орёл, разъезд Дальний
· Зиминский сельсовет: село Зимино; посёлок Майский
· Клочковский сельсовет: село Клочки
· Куликовский сельсовет: село Куликово
· Пановский сельсовет: село Паново; посёлки Лесной, Молодёжный, разъезд Паново
· Плоскосеминский сельсовет: посёлок Плоскосеминский
· Подстепновский сельсовет: село Подстепное
· Ребрихинский сельсовет: село Ребриха
· Рожне-Логовской сельсовет: село Рожнев Лог; посёлок Пеньки
· Станционно-Ребрихинский сельсовет: станция Ребриха
· Усть-Мосихинский сельсовет: село Усть-Мосиха
· Шумилихинский сельсовет: село Шумилиха; посёлок Тулай
· Яснополянский сельсовет: село Ясная Поляна; посёлок Верх-Боровлянка Площадь — 1545 кмІ. Население — 16 236 чел. Административный центр — село Советское (до 1960 г. Грязнуха) расположено в 195 км к юго-востоку от г. Барнаула. До ближайшей железнодорожной станции г. Бийск — 57 км. По территории района проходит автомобильная трасса «Бийск — Черга» .
Связь административного центра с населенными пунктами осуществляется по дорогам с асфальтовым и гравийным покрытием, состояние дорог хорошее.
Природно-климатические показатели:
Рельеф предгорный. Разведаны запасы торфа, бутового камня, глины, гравия, песка.
Климат континентальный. Средняя температура января -18,2°С, июля — +18,9°С. Годовое количество атмосферных осадков — 450 мм.
По территории района протекают реки Катунь, Каменка, Сетовочка, Поперечка, имеется 6 озер, в том числе Лебединое.
Согласно почвенному обследованию преобладают черноземы обыкновенные и выщелоченные.
Растут сосна, береза, осина, тополь, пихта, дуб, кустарники, богатое разнотравье.
Обитают виды животных — косуля, барсук, лиса, заяц-русак, бобр, горностай, лось, хорек, кабан, колонок; птиц — куропатка, лебедь-кликун, бекас, чирок, чибис, гагара, чайка, серый журавль.
В геологическом строении района принимает участие сложный комплекс рыхлых мезокайнозовских отложений, подстилаемых фундаментом кристаллических пород палеозоя.
Весь этот ландшафт входит в состав Западно — Сибирской низменности и представляет собой типичную предгорную пролювиально — аллювиальную равнину, оформившуюся под воздействием блуждания крупных водных потоков по плоской низменной поверхности.
В целом условия для механизированной обработки почв вполне благоприятны, отдельные препятствия для работы сельскохозяйственной техники представляют лога и лесные колки.
Социально-экономическое развитие района:
Основное направление экономики — сельское хозяйство. Развито производство зерна, мяса, молока. Хозяйство «Сибирское» специализируется на выращивании облепихи. На территории района находятся гравийно-песчаный карьер, маслосырзавод, ООО «Алтайская крупа», кирпичный завод.
Социальная сфера: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, медучреждения, клубы, библиотеки, музыкальные школы, детско-юношеский спортивный центр.
Глава III. Анализ использования земельного фонда Ребрихинского района
3.1 Распределение земельного фонда района по категориям Все категории земель представлены в нашем районе. Общая площадь составляет 191 437 га из них: земли с/х назначения — 141 630 га; земли населенных пунктов — 40 666 г; земли промышленности, транспорта, связи, и иного специального назначения — 477 га; земли лесного фонда — 6320 га; земли водного фонда — 2541га; земли особо охраняемых территорий и объектов — 2 га; земли запаса — 71 га.
3.2 Распределение фонда района по угодьям Земельные угодья — это участки земли однообразного природного вида систематически используемые или пригодные к использованию для определенных хозяйственных целей.
Общая площадь угодий в Советском районе составляет 154 322 га, из них: сельскохозяйственные угодья — 130 768 га:
— пашня — 88 705 га;
— сенокосы — 12 970 га;
— пастбища — 28 013 га;
— многолетние насаждения 1039 га.
И несельскохозяйственные угодья — 23 554 га:
— под лесами — 5952 га;
— древесно-кустарниковая растительность — 5146 га;
— земли под застройками — 1302 га;
— под дорогами — 1610 га;
— под водой — 2755 га;
— болота — 6330 га;
— нарушенные земли — 67 га;
— прочие земли — 392 га.
3.3 Распределение земель по формам собственности Форма собственности — законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. В РФ признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности: государственная собственность; муниципальная собственность; частная собственность; Конституция РФ допускает существование иных форм собственности.
В Советском районе всего распределено земель по формам собственности 154 531 га из них:
— в собственности граждан — 62 838 га;
— в собственности юридических лиц -1143 га;
— в государственной и муниципальной собственности — 90 550 га;
— в собственности РФ (из них предоставлено в пользование) — 7211 га;
— в собственности РФ (из них предоставлено в аренду) — 63 057 га.
3.4 Качественная характеристика земельных угодий На территории района проявляться негативные процессы на землях, экологическое состояние которых повсеместно ухудшается, что вызывается бесхозяйственным отношением к земле и истощительным использованием плодородного слоя земельных угодий, недостатком финансовых средств на разработку и осуществление мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов страны.
Заболоченные почвы — 683 га (пашня — 211 га, пастбища — 472 га) из них средне заболоченные — 387 га (пашня — 113 га, пастбища — 274 га); сильно заболоченные — 296 га (пашня — 98 га, пастбища — 198 га);
Эрозионноопасные сельскохозяйственные угодья общей площадью 4880 га: пашня -3135 га; пастбища — 1745 га.
Глава IV. Пути рационализации использования и охраны земель Ребрихинского района
4.1 Организационно-хозяйственные мероприятия Организационно-хозяйственные мероприятия — это группа мероприятий направлена главным образом на противоэрозионную организацию территории с учетом эродированности и опасности эрозии почв, обеспечивающую правильное сочетание и размещение всех мер защиты почв от эрозии на водосборной площади. В частности, она включает правильное размещение севооборотов (полевых, почвозащитных, кормовых) с расположением полей, обеспечивающим проведение всех видов обработок почвы в направлении, близком к горизонталям.
На односкатных склонах поля располагают длинными сторонами поперек склона, а на многоскатных — в направлении, близком к горизонталям. В него входят размер и форма полей и клеток, направление их длинных сторон, правильное размещение культур с учетом их влияния на эрозионные процессы. Организационно — хозяйственные мероприятия создают необходимые предпосылки для правильного сочетания и размещения элементов противоэрозионного комплекса, безопасного в эрозионном отношении использования земель, повышения их продуктивности.
Основой противоэрозионной организации территории должна быть классификация земель по их использованию, степени эродированности и потенциальной опасности эрозии с детальным учетом характера рельефа и микрорельефа. Кроме того учитывается направление поверхностного стока и вредоносных ветров, противоэрозионное значение выращиваемых сельскохозяйственных культур и лесных насаждений. Последнее необходимо учитывать в связи с тем, что почва под культурами по-разному защищена от эрозии.
Многолетние травы имеют наибольшее противоэрозионное значение: хорошо скрепляют почву корнями, уменьшают скорость течения воды и повышают плодородие почв. Зерновые культуры имеют меньшее противоэрозионное значение ввиду их более редкого стояния и меньшей кустистости. Пропашные культуры более подвержены эрозии, что объясняется частым рыхлением почвы при уходе за ними. Непригодные для земледелия и выпаса скота участки (бросовые земли) отводят под лесные насаждения. Сильно смытые водой и развеянные ветром угодья используются под почвозащитные севообороты с посевом многолетних трав.
На плоских водоразделах и природораздельной зоне поля севооборотов направлены поперек вредоносных ветров, а на склонах — вдоль горизонталей. Защитные лесные насаждения на территории землепользования размещаются с учетом их наибольшей эффективности.
В ходе проведения работы для рационального использования земель мы произвели трансформацию земельных угодий в более экологически устойчивые угодья — сенокосы. А именно из пашни перевели в сенокосы — 715 га, из пашни в лесополосы — 1413 га, из пастбищ в сенокосы — 2245 га. Исходя из этого увеличилась площадь сенокосов и лесозащитных полос, а также уменьшилась площадь пашен и пастбищ.
4.2 Лесомелиоративные мероприятия Полезащитные лесные полосы защищают пашни и сельскохозяйственные культуры от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов. Полосы создают в районах со слабым проявлением водной эрозии на плоских водоразделах и пологих склонах крутизной 1,5−2°. Их закладывают в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Продольные (основные) лесные полосы располагают перпендикулярно наиболее вредоносным ветрам (суховейным, метельным и вызывающим пыльные бури), господствующим в данной местности. Допускается отклонение продольных полос от перпендикулярного направления вредоносных ветров до 30°. Однако в этом случае происходит снижение зоны защитного влияния полосы на 10−15%, а при увеличении угла до 45%- на 15−35%. В связи с этим расстояние между продольными полезащитными полосами уменьшается.
Поперечные (вспомогательные) полосы создают по возможности перпендикулярно продольным. В конечном итоге продольные и поперечные лесные полосы делят сельскохозяйственные земли на клетки. При этом продольные полосы должны совпадать с длинными сторонами полей севооборотов или занимать параллельное им положение.
На больших водосборах со значительным поверхностным стоком воды и легкосмываемой почвой может наблюдаться водная эрозия даже при уклонах местности до 1,5−2°. Здесь требования борьбы с водной эрозией, с одной стороны, и с ветровой и суховеями — с другой, нередко находятся в противоречии. В этих случаях при определении направления продольных полезащитных лесных полос необходимо установить, что является определяющим, главным — вредоносные ветра или поверхностный сток.
Наибольшая эффективность полезащитных полос проявляется в том случае, когда они образуют законченную взаимодействующую систему. Указанная система может быть создана лишь в том случае, если расстояние между продольными полосами не будет превышать дальности эффективного влияния их на элементы микроклимата.
Взаимодействующая система очень эффективна в борьбе с пыльными бурями, если у полос нет каких-либо лесомелиоративных недостатков (низких древостоев, повторяющихся в одном направлении разрывов в лесных полосах и т. п.). Чем полнее выражено взаимодействие и чем большая сельскохозяйственная территория охватывается системой, тем выше эффективность лесных полос.
При проектировании полезащитных полос очень важно правильно установить их конструкцию и подобрать ассортимент пород. Ошибки могут привести к отрицательному результату или малой эффективности полос. В районах лесостепи полезащитные полосы должны быть продуваемой конструкции. В степных районах с резко выраженными пыльными бурями и неустойчивым снежным покровом рекомендуются ажурные конструкции лесных полос. Ажурно-продуваемые полосы рекомендуются для районов с сильными метелями и большим снегопадом. Формирование и поддержание в течение жизни полосы необходимой конструкции, обеспечивающей ей наиболее эффективное выполнение защитных функций, осуществляется рубками ухода.
Полезащитные полосы создают чистые и смешанные. Как правило, они имеют только одну главную породу. В некоторых случаях для ускорения защитного действия полосы из дуба и других медленнорастущих, но долговечных пород в опушечный ряд вводят быстрорастущую породу.
Полезащитные полосы 2−3-рядные создают только из главной породы. При подборе древесных пород надо стремиться к тому, чтобы создать такие лесные полосы, у которых на протяжении всей их жизни можно было бы без значительных трудовых затрат поддерживать конструкцию, обеспечивающую их высокую защитную и мелиоративную роль при успешном росте и хорошей биологической устойчивости.
В качестве главных пород используют дуб черешчатый, красный, березу повислую, тополя, акацию белую, вяз перистоветвистый, лиственницу сибирскую и др., в качестве сопутствующих пород — клены, липу, рябину, вяз обыкновенный, черешню, яблоню и др. При подборе древесных пород необходимо пользоваться рекомендациями, изложенными в инструктивных указаниях и справочной литературе, с последующим уточнением применительно к конкретным условиям.
Полезащитные полосы создают посадкой сеянцев, реже саженцев, окорененных и неокорененных черенков или посевом семян. В зависимости от почвенно-климатических условий расстояние между рядами принимается равным: в лесостепной зоне на всех почвах и в северной части степной зоны на типичных и обыкновенных черноземах 2,5−3 м, в степной зоне на южных черноземах, темно-каштановых и каштановых почвах 3−4 м; на песках всех зон до 3 м. Ширина закраек с каждой стороны лесной полосы в лесостепи на всех почвах и в степи на черноземах всех подтипов принимается равной половине ширины междурядья, а в зоне каштановых почв и на песчаных землях — до 3 м.
Ширина полезащитных полос с учетом закраек не должна превышать 15 м. В северных районах европейской части России и в Западной Сибири, а также на каштановых почвах ширина полос находится в пределах от 7,5 до 12 м; в южных районах со знойным летом и ветровой эрозией почвы — 12−15 м. Чаще всего полезащитные полосы закладывают 3 — 4-, реже 5-рядовыми. Для проезда сельскохозяйственных машин и механизмов на стыке лесных полос оставляют разрывы шириной до 20−30 м. В некоторых случаях разрывы шириной до 10 м делают и самих полосах.
В нашем районе установлены эрозионноопасные земли: сельскохозяйственные угодья всего — 4880 га. Из них средне эродированные пашни — 3050 га, пастбища — 1150 га; сильно эродированные пашни — 85 га, пастбища — 595 га. Для защиты пашни и сельскохозяйственных культуры от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов, в данном случае от водной эрозии почв, мы запроектировали полезащитные лесные полосы общей площадью 18 га.
4.3 Почвозащитные агротехнические мероприятия Почвозащитные мероприятия должны проводиться в комплексе. Комплексность определяется мелиоративно-эффективным и экономически целесообразным сочетанием четырех групп почвозащитных мероприятий: организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических. Организационно-хозяйственные мероприятия включают установление правильного сочетания и взаимоувязанного размещения на местности необходимых организации территории (границ, полей, дорог и т. д.) и остальных трех групп почвозащитных мероприятий с учетом природно-экономических условий хозяйства.
Агротехнические почвозащитные мероприятия проводятся во всех зонах и при любых природно-экономических условиях и подразделяются на следующие подгруппы:
1. Фитомелиоративные, включающие в себя приемы по защите почв от эрозии путем высева однолетних и многолетних трав (рациональная система севооборотов, совершенствование в них сортового состава культур, контурный и полосный посев, применение пожнивных, поукосных и других вариантов совмещенных посевов, поверхностное и коренное улучшение кормовых угодий и т. д.).
2. Приемы почвозащитной обработки почв. Они подразделяются на приемы, увеличивающие скорость впитывания влаги в почву путем улучшения ее водопроницаемости и увеличения емкости почвенных пор (глубокая вспашка и рыхление, и т. д.); приемы, снижающие скорость стекания воды, задерживающие ее в микропонижениях путем создания микрорельефа и шероховатости почвы (обвалование и бороздование, и т. д.); приемы, снижающие силу ветра в приземном слое (плоскорезная обработка, посев по стерне и т. д.).
3. Снегозадержание, и регулирование снеготаяния (посев кулис, валкование, укатка и полосное зачернение снега и т. д.).
4. Агротехнические приемы повышения плодородия эродированных почв, основанные на внесении повышенных норм органических, минеральных и бактериальных удобрений, микроудобрений, известковании кислых и гипсовании засоленных смытых почв.
5. Агрофизические приемы повышения противоэрозионной устойчивости почв, основанные на их обработке полимерами-структурообразователями и латексами, внесение различных препаратов.
4.4 Водоохранные зоны и природоохранные мероприятия земельный фонд угодье лесомелиоративный В водоохранную зону включается пойма реки, склоны надпойменной террасы, прибрежная овражно-балочная сеть. Минимальная ее ширина устанавливается в зависимости от длины реки. При расстоянии от истока реки до 10 км, ширина — 15 м, 10−50 км — 100 м, 50−100 км — 200 м, > 100 км — 300 м. Ширина водоохранной зоны для озер и водохранилищ с площадью акватории до 2 км принимается в 300 м, с большей площадью — 500 м. Внутри водоохранной зоны выделяют прибрежную водоохранную полосу — это территория строгого ограничения хозяйственной деятельности. Она используется под сенокосы и для лесных полос. В водоохранной зоне запрещается содержание гаражей, складов, прудов-накопителей, размещение животноводческих комплексов и ферм, строительство новых предприятий, стоянок автомашин. Не разрешается размещать склады удобрений, ядохимикатов, свалки.
В нашей работе мы установили водоохранную зону рек и озер. При длине водоохранной зоны — 482 000 метров и ширине — 50 метров, площадь всей водоохранной зоны составит — 2410 га.
Природоохранное мероприятие — направленная на существенное улучшение состояния окружающей среды форма деятельности. Осуществляемая в определенном временном интервале.
К природоохранным мероприятиям относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию антропогенного воздействия на природную среду, улучшение и рациональное использование природных ресурсов. К числу таких мероприятий относятся: развитие природосберегающих строительных технологий с применением специальных машин и механизмов, оказывающих минимальное воздействие на природу; размещение строительных баз, обслуживающих объектов и систем транспортных потоков с учетом экологических требований; строительство очистных и обезвреживающих сооружений и устройств; рекультивация земель; меры по борьбе с деструкцией ландшафтов; мероприятия по защите от загрязнения и разрушения геологической среды, по охране и воспроизводству ресурсов растительного и животного мира.
Целью природоохранных мероприятий является обеспечение такого содержания загрязняющих веществ в воде, которое не окажет вредного воздействия ни на качество окружающей среды, ни на здоровье людей. Поэтому задача сводится к ограничению содержания загрязняющих веществ в сбросах.
Для уменьшения негативных последствий хозяйственной деятельности человека на агроэкосистемы необходимо применение природоохранных мероприятий агротехники, целью которых является приближение агробиоценозов к природным экосистемам. Это позволит создать устойчивые агроэкосистемы, в которых поддерживается баланс питательных веществ в почве, продуктивность пастбищ, относительно высокое биоразнообразие и пр., т. е. превратить агроэкосистемы в гармонические составные части общего природного ландшафта Земли.
В нашей работе мы установили зеленозащитную зону вдоль дорог. При ее длине — 20 700 метров и ширине в 250 метров, площадь всей зеленозащитной зоны составит — 5175 га.
4.5 Экологическая эффективность проектных мероприятий После проделанных нами проектных мероприятий на территории Советского района, мы можем сравнить фактические и проектные показатели:
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | Фактическое | Проектное | |
Общая площадь | Га | ||||
Пашня | Га | ||||
Пастбища | Га | ||||
Сенокосы | Га | ||||
Итого с.-х. угодий | Га | ||||
Распаханность территорий | % | 46,34 | 45,22 | ||
Лесистость | % | 5,8 | 6,5 | ||
Соотношение угодий Пашня: луга: леса | % | 46,34:21,43:5,8 | 45,22:21,8:6,5 | ||
Коэффициент антропогенной нагрузки | балл | 2,49 | 2,33 | ||
Коэффициент экологической стабильности территории | балл | 0,21 | 0,25 | ||
По данным сравнениям можно сделать вывод о том, что проектная площадь пашен уменьшилась на 2138 га за счет перевода части земель в сенокосы и защитные лесополосы. Площадь пастбищ уменьшилась на 2245 га за счет перевода части земель в сенокосы, а площадь сенокосов за счет перевода земель из пашни и пастбища, увеличилась на 2960 га.
Вследствие чего, мы рассчитали коэффициенты антропогенной нагрузки и экологической стабильности и выявили следующее: коэффициент антропогенной нагрузки по проектным показателям уменьшился на 0,16% и это свидетельствует о том, что воздействие человека на некоторые территории угодий уменьшилось. Благодаря уменьшению антропогенной нагрузки, территория стала более экологически стабильна и возросла на 0,04%.
Заключение
При выполнении данного курсового проекта были решены все поставленные задачи и составлена схема Советского района. На территории которого были размещены лесозащитные и водоохранные зоны. Также были изучены природные особенности района и проведены мероприятия по совершенствованию организации данной территории. Мы провели трансформацию земель, которая является противоэрозионным мероприятием по улучшению плодородия почв. Запроектировали полезащитные лесные полосы, которые позволят уменьшить водную эрозию почв.
Таким образом, можно сделать вывод, что курсовой проект решил основную задачу: разработал систему мероприятий, обеспечивающую наиболее полное, рациональное и эффективное использование и охрану земель нашего района на основе эколого-ландшафтных особенностей территории. Все это позволит добиться и повысить уровень экологической стабильности территории и снизить коэффициент антропогенной нагрузки на территорию района.
Библиографический список
1. Волков С. Н. Землеустройство. Том 2. Землеустроительное проектирование. — М: Колос, 2001. — 648 с.
2. Чешев А. С., Вальков В. Ф. Основы землепользования и землеустройства. — Ростов н/Д: март, 2002. — 544 с.
3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г.
4. Сельскохозяйственная карта Советского района.
5. Гражданский кодекс РФ ст. 262, ст. 285.