Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы управления трудовым потенциалом промышленного предприятия в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На актуальность исследования качества трудового потенциала, указывает и тот факт, что совершенствование природных и приобретенных способностей человека к труду при любой экономической системе является мощным фактором повышения его эффективности, улучшения качества выпускаемой продукции, а также расширения объемов общественного производства в целом. Укрепление здоровья человека, совершенствование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие трудового потенциала промышленного предприятия в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Рынок труда и формирования рабочей силы в рыночных отношениях
    • 1. 2. Трудовой потенциал предприятия: исторический и сущностный подход
    • 1. 3. Влияние теорий мотивации и потребностей на управление персоналом предприятия
  • Глава II. Методика оценки эффективности использования трудового потенциала предприятия
    • 2. 1. Концепция качества трудовой жизни персонала
    • 2. 2. Критерии оценки эффективности работы персонала предприятия
    • 2. 3. Методы оценки трудового потенциала и анализа эффективности его использования
  • Глава III. Реализация методик оценки и анализа факторов использования трудового потенциала
    • 3. 1. Производственно-технологические факторы использования трудового потенциала
    • 3. 2. Организационные факторы использования трудового потенциала
    • 3. 3. Формирование оптимальной структуры управления трудовым потенциалом промышленного предприятия

Совершенствование системы управления трудовым потенциалом промышленного предприятия в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Рыночные преобразования в российской экономике принципиально изменили производственные отношения и оказали значительное воздействие и на социально-трудовые отношения. Для обеспечения эффективного развития отечественного производства продукции и оказания услуг, необходимо осуществлять процесс рыночного регулирования движения трудовых ресурсов, создать новый механизм управления формирующимся рынком труда с обязательным учетом как количественных, так и, в особенности, — качественных характеристик трудового потенциала. Качество трудового потенциала должно стать одним из главных факторов, оказывающих свое влияние на складывающиеся отношения спроса и предложения на рынке труда, создание на нем конкурентной среды.

На актуальность исследования качества трудового потенциала, указывает и тот факт, что совершенствование природных и приобретенных способностей человека к труду при любой экономической системе является мощным фактором повышения его эффективности, улучшения качества выпускаемой продукции, а также расширения объемов общественного производства в целом. Укрепление здоровья человека, совершенствование его профессионального и творческого потенциала, общей и нравственной культуры представляют собой ведущий комплексный резерв научно-технического и социально-экономического развития каждой страны, единственно надежную основу процветания общества и стабильности государства.

В экономической науке уже давно признано, что в условиях действия научно-технического прогресса наиболее выгодными становятся инвестиции именно в развитие «человеческого капитала», то есть в повышение образования, уровня квалификации, умений, опыта работников, а также в улучшение состояния их здоровья.

Поэтому именно сейчас, когда темпы роста производительности труда снижаются практически во всех, в том числе и в промышленно развитых странах мирового сообщества, проблема изучения способностей человека к труду приобретает все большее значение и ей необходимо уделять особое внимание.

Значение изучения качества трудового потенциала предприятия неизменно возрастает в условиях становления рыночных отношений. Люди и их способности — наиболее ценные ресурсы любой организации.

Для успешного преобразования российской экономики и более быстрого ее выхода из затянувшегося кризиса сегодня становится наиболее актуальной проблема улучшения качества трудового потенциала предприятия. Именно совершенствование способностей человека к труду позволит в какой-то мере обеспечить рост объемов общественного производства и конкурентоспособности выпускаемых товаров. По оценкам специалистов Министерства труда РФ за счет подготовки, переподготовки и совершенствования квалификации практически всех работников действующих предприятий может быть обеспечено до 30% роста объемов производства и до 50% повышения производительности труда в нашей стране.*.

Проблема количественной и качественной характеристики трудового потенциала отнесена к наиболее актуальным вопросам научных исследований в области социально-экономических трансформаций на отечественном рынке труда. Управление трудовым потенциалом становится стратегической задачей, т.к. его развитие превращается в статью инвестиций, а не затрат. Все это и обусловило необходимость переосмысления существующих теоретико-методологических вопросов эффективного управления использованием и развитием трудового потенциала предприятий, а также обоснования новых подходов к их решению в условиях реформирования российской экономики.

Степень разработанности проблемы. Начало изучения способностей человека к труду было положено в трудах видных представителей классической школы английской политической экономии. Однако У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль в своих работах рассматривали лишь отдельные аспекты Золотарева Е. А. Качество рабочей силы в период становления рынка труда: Автореферат дис.канд.экон.наук. -Воронеж, 1999. С.З. физических и духовных сил работника, раскрывая только самые общие вопросы их формирования и развития.

Наиболее обстоятельный для того времени научный подход к изучению проблем рабочей силы принадлежит К.Марксу. Он детально исследовал способности человека к труду, выделив в их составе отдельные структурные элементы. Кроме этого, им был проведен анализ рабочей силы как экономической категории с рассмотрением и раскрытием присущих ей материально-вещественных и общественных (социально-экономических) свойств.

Заслуживает особого внимания и изучение вопросов формирования способностей человека к труду у представителей неоклассического направления развития экономической мысли (А.Маршалл), а также в трудах современных западных ученых, в том числе приверженцев «теории человеческого капитала» (Г.Беккер, Т. Шульц, Л. Туроу и др.).

Вопросам качества трудовой жизни с точки зрения мотивации труда посвящены работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Виктора Врума, Л. Портера и Э. Лоулера, Дугласа Маркгрегора, Р. Хакмана и Г. Олдхема.

Содержание качества рабочей силы было достаточно теоретически разработано в советской экономической науке. Среди экономистов, занимавшихся вопросами формирования и совершенствования способностей человека к труду необходимо, в первую очередь, отметить Е. Г. Антосенкова, И. А. Баткаеву, А. С. Бляхмана, А. П. Волгина, П. В. Журавлева, Т. И. Заславскую, А.Г. Здравомы-слова, А. Я. Кибанова, М. Н. Кулапова, Н. К. Маусова, Е. И. Наумову, Ю. Г. Одегова, П.Ф.Петро-ченко, В. П. Рожина, Е. И. Рузавину, Г. В. Слуцкого, М. Я. Сонина, О. В. Стаканову, И. А. Ягодкину, А. Г. Язова, Н. С. Яковчука и др. В работах этих ученых внимание уделялось не только исследованию трудовых свойств работников, но и формированию и функционированию смыслообразующих мотивов трудовой деятельности.

Несмотря на столь пристальное внимание к исследованию данного круга проблем, их острота не снижается. Это обусловлено, прежде всего тем, что в последнее время рассматриваются лишь новые требования, предъявляемые рынком к развитию способностей человека к труду, анализируются структуры занятых и безработных, ведутся разработки практических рекомендаций для содействия в трудоустройстве экономически активному населению. При этом встречается недостаточное количество работ, содержащих в себе теоретико-методологическое обоснование влияния качества трудовой жизни, основывающейся на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека.

Все это обусловило высокую актуальность, а также теоретическую и практическую ценность диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является обоснование комплекса теоретических положений и методики управления повышением эффективности использования трудового потенциала промышленных предприятий в условиях формирования рыночных отношений.

Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:

— выявить и обосновать социально-экономическую сущность категорий «трудовой потенциал предприятия» в рыночной экономике и установить ее взаимосвязь с категориями «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «персонал»;

— исследовать основные элементы системы мотивации трудового потенциала предприятия;

— сформировать методологические подходы к определению понятия качества трудовой жизни;

— выявить и раскрыть особенности и тенденции формирования, использования и развития трудового потенциала предприятия;

— обосновать систему показателей использования трудового потенциала предприятия, выявить тенденции их изменения;

— определить показатели и факторы роста качества использования трудового потенциала предприятия;

— разработать практические рекомендации по повышению эффективности управления трудовым потенциалом предприятия.

Объект исследования — качественная определенность трудового потенциала промышленного предприятия на примере ОАО «ЯНОС».

Предмет исследования составили социально-экономические процессы организации и управления трудовым потенциалом предприятия в рыночной среде.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по актуальным вопросам управления формированием, развитием и использованием трудового потенциала предприятий. Кроме этого, в диссертационном исследовании учтены законодательные и нормативные акты, отражающие регулирование социально-трудовых отношений в Российской Федерациидокументы Международной организации труда (МОТ) — материалы научных и научно-практических международных, всероссийских и региональных конференцийсведения, помещаемые в периодической печати.

При написании работы использовались диалектический метод познания изучаемого объекта, а также методика проведения системного анализа исследования качественной определенности способностей человека к труду с применением структурного и функционального подходов в сочетании с соотношением исторического и логического аспектов рассматриваемого явления. В процессе исследования использовались методы абсолютных и относительных величин, средних, показателей динамики, индексный и графический, а также методы корреляционно-регрессионного анализа и адаптивного прогнозирования.

Информационной базой исследования выступают официальные статистические сведения Госкомстата Российской Федерации и Ярославского областного комитета государственной статистики, материалы периодических изданий по вопросам социально-экономического положения России, данные статистической и бухгалтерской отчетности ОАО «ЯНОС» за 1994;1998 годы.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по повышению эффективности использования трудового потенциала предприятия в условиях рыночных отношений.

Личный вклад автора в решение поставленных проблем состоит в следующем:

— уточнена социально-экономическая сущность категории «трудовой потенциал предприятия» и дана ее трактовка во взаимосвязи с категориями «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «персонал», «человеческий фактор»;

— раскрыты особенности формирования и использования трудового потенциала предприятия в условиях становления рыночных отношений в России;

— обоснованы методические подходы к концепции качества трудовой жизни и основные элементы системы мотивации трудового потенциала промышленного предприятия в рыночной среде;

— разработаны практические рекомендации по формированию и применению комплексной системы организационно-экономических методов улучшения использования трудового потенциала предприятия;

— с позиций рыночной экономики выработаны и обоснованы предложения по использованию мотивационных факторов роста эффективности функционирования трудового потенциала предприятия;

— предложен новый подход к определению функций и структуры службы управления персоналом для крупного промышленного предприятия.

Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в том, что основные теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть достаточно широко использованы в процессе эффективного управления формированием и использованием трудового потенциала предприятий.

Кроме этого, полученные в ходе проведенного диссертационного исследования теоретические разработки могут быть использованы в преподавании и изучении курсов «Экономика и социология труда», «Экономика трудовых ресурсов», «Управление персоналом», в спецкурсах по актуальным проблемам формирования и использования трудового потенциала предприятия в условиях становления рыночной экономики, а также в системе подготовки и переподготовки кадров службы управления персоналом.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования доложены на межрегиональных научно-практических конференциях «Россия на рубеже XXI века» (г.Ярославль 1996 г.), «Стратегия российских предприятий в современной экономике» (г.Ярославль 1999 г.), а также на V межвузовской научной конференции «Молодежь и экономика» (г.Ярославль 2000 г.).

Кроме того, основные положения работы нашли отражение в изданном Академией труда и социальных отношений (Ярославский филиал) учебном пособии «Управление персоналом».

По результатам научных исследований опубликовано 8 работ общим объемом 9,2 печатных листа.

Заключение

.

Целью управления трудовым потенциалом предприятия, как специфического рода деятельности, является регулирование и координация человеческого фактора, как основного элемента системы управления предприятием.

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. В связи с этим становится необходимым сформировать принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации — работники.

Важной особенностью внутрипроизводственного управления становится единое и комплексное воздействие на персонал в целом. В связи с этим складывается система кадровой работы, которая:

1) интегрирует управление персоналом в общую систему управления предприятием, увязывает его со стратегическими установками и корпоративной культурой, а также с планированием НИР, производства, сбыта, повышения качества и т. д.;

2) включает развернутую систему постоянных и программных мероприятий по регулированию занятости, планированию рабочих мест, организации отбора, расстановки и подготовки кадров, прогнозированию содержания работ;

3) предполагает тщательный учет (в том числе в информационных системах) качеств и профессиональных характеристик работников, а также результатов их деятельности;

4) предусматривает пропагандистскую и воспитательную работу как с работниками предприятия, так и с членами их семей (японская практика);

5) централизирует управление трудом на предприятии в руках одного из ее лидеров, а также осуществляет меры по совершенствованию механизма кадровой работы.

Сущность управления персоналом (УП) заключается в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство предприятия, которое надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь ее стратегических целей.

Обобщение нами опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом — обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации, которую можно представить в следующем виде: а) формирование персонала — прогнозирование структуры персонала, определение потребности, привлечение, подбор и расстановка персонала;

6) использование персонала — обеспечение рабочих мест, профессионально-квалификационное должностное продвижение работников, создание постоянных кадровв) стабилизация персонала — оценка результатов труда для выявления потенциала каждого работника, учет квалификации и персональных навыков, обучение, повышение квалификации.

Предлагаемые нами в работе методы анализа и обработки исходных данных, а также проведенные расчеты анализа трудовых показателей позволяют определить степень эффективности труда персонала и предоставить работнику и руководителю информацию, необходимую для принятия решения, связанных с трудовой деятельностью.

Таким образом, оценку результатов деятельности персонала можно разделить на три группы функций: административную, информационную и мотивационную. Эти функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны и действует как система. Информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе. В современных условиях хозяйствования они должны найти свое применение в деятельности служб управления персоналом на предприятиях и учреждениях, которые являются необходимым элементом административного и хозяйственного управления.

В силу этого, службы управления персоналом, формируемые рынком, должны выполнять целый ряд задач, в их числе такие важнейшие, как: психологическая диагностикаанализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений руководителя и подчиненныхуправление производственными и социальными конфликтами и стрессамиинформационное обеспечение системы кадрового управленияуправление занятостьюоценка и подбор кандидатов на вакантные должностианализ кадрового потенциала и потребностей в персоналемаркетинг кадровпланирование и контроль деловой карьерыпрофессиональная и соцально-психологическая адаптация работниковуправление трудовой мотивациейсоблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.

По результатам нашего исследования можно отметить, что для эффективного развития предприятия в целом и успешного функционирования рынка труда в частности, предполагающего согласование и регулирование складывающихся на нем отношений спроса и предложения, следует проводить научно-обоснованную деятельность в области прогнозирования, планирования, организации и стимулирования воспроизводства способностей работника. А это требует постановку и решение одной из актуальных задач — создание механизма эффективного управления повышением качества способностей человека к труду.

Управление повышением качества трудового потенциала предполагает направленное воздействие на все его элементы в целях развития и дальнейшего совершенствования трудовых свойств работника и обеспечение на этой основе необходимого уровня качества способностей человека к труду. Оно должно включать в себя конкретные формы и методы руководства трудовыми и социальными процессами, различные экономические рычаги и стимулы, направленные на повышение рабочей силы.

В работе показано, что управление повышением качества трудового потенциала имеет свои следующие специфические особенности.

Во-первых, данная система не может эффективно функционировать продолжительное время без ее совершенствования в соответствии с требованиями, диктуемыми изменениями в содержании труда, происходящими под воздействием научно-технического прогресса (индекс профессионализма). Следовательно, механизм управления повышения качества трудового потенциала должен быть более динамичным по сравнению с другими механизмами хозяйственного звена. Необходимо, чтобы его преобразование быстро и наиболее полно отражали все совершенствования в средствах и технологии производства.

Во-вторых, в процессе управления повышением качества трудового потенциала надо учитывать значимость человеческого фактора при современном уровне развития производительных сил. Следует руководствоваться такими принципами и методами управления, которые обеспечивают более быстрое развитие интеллектуальных способностей человека, его инициативы и творческой активности (индекс инициативных предложений и продвижение по службе).

В-третьих, поскольку содержание качества характеризуется многими свойствами, изменение которых определяет его динамику, то данная система управления должна отражать структурные изменения в самом качестве (индексы: здоровьявозрастанравственности).

В-четвертых, целевая функция управления повышением качества трудового потенциала непосредственно связана с конечным результатом труда. Отсюда критерием оценки этой системы управления на предприятии должен быть уровень качества труда, выражающийся, прежде всего, в росте его производительности и качества продукции (индекс результативности, индекс удовлетворенности работой).

Таким образом, для установления эффективности действия предполагаемой системы управления персоналом необходимо иметь четко научно-разработанную методику определения уровня развития физических и духовных способностей человека к труду, применяющую комплекс показателей, рассмотренных нами в данной работе, характеризующих изменение трудовых, функциональных и системных свойств работника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.З., Кибанов, А .Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учеб.пособие. — М.: ГАУ, 1993. — 160 с.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. — 220 с.
  3. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-579 с.
  4. И.Ф. Кризис труда и его последствия. / Сб. научн. труд. «Изменение в мотивации труда в новых условиях». М.: Институт труда, 1992.- 178 с.
  5. Л., Маккейб Д. Внедрение новой системы управления и организации труда в английской компании // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1. — С. 78 — 82.
  6. Ю.П., Кулагина Н. М. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: Наука, 1998-С. 146- 164.
  7. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск. Наука, 1989. 96 с.
  8. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: АО «Ассиана», 1996. — 204 с.
  9. У. Менеджмент организации. М.: ИНФРА-М., 1997. -344с.
  10. О.С. Стратегическое управление: Учебн. Для студентов и аспирантов вузов по спец. «Менеджмент». М.: МГУ, 1995. -252 с.
  11. А.П., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М. ГЛуч, 1994. — 262 с.
  12. А.П., Матирко В. И., Модин A.A. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (Опыт ФРГ). М.: Дело, 1992. -256 с.
  13. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. М.: Дело, 1994. — 320 с.
  14. Н. Инновационная стадия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов» // Проблемы теории и практики управления. М.: 1994. — № 1.
  15. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. -СПб.: У ЭФ, 1995.-216 с.
  16. И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  17. М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1993. — 208 с.
  18. Э.С. Высокоэффективный менеджмент / Пер. с англ. М.: Фи-линъ, 1996. 280 с.
  19. Г. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во Бинон, 1997.-432 с.
  20. П. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. М.: Технолог. Школа бизнеса, 1992. — 380 с.
  21. А.П. Управление персоналом. Н.Новгород.: НИМБ, 1999−624 с.
  22. Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. — 212 с.
  23. Закон Российской Федерации «О занятости населения в российской Федерации». М.: АОЗТ «Междунар. труд, центр», 1996. — 31 с.
  24. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. / Рос. газ. 1992. 28 апр.
  25. Е.А. Качество рабочей силы в период становления рынка труда: Автореферат дис. канд. экон. наук. Воронеж, 1999 -21 с.
  26. П.И. Программы повышения квалификации главный регулятор развития персонала фирм // Труд за рубежом. — М.: 1993, -№ 4.
  27. H.A., Одегов Ю. Г., Андреев К. Л. Трудовой потенциал промышленного предприятия. Саратов.: Изд-во СГУ, 1998. — 142 с.
  28. Л.В., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1995. — 210 с.
  29. Дж., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. Институт высшего управления кадров Академии нар. хоз. при Правительстве РФ. М.: Дело, 1993.-304 с.
  30. Изменения в мотивации труда в новых условиях. М.: НИИ труда, 1992.-180 с.
  31. Ю.М. На весах экономики человеческие ресурсы // Человек и труд. — 1997. — № 3 — С. 92 — 93.
  32. Кадровая служба рыночной экономики. Вып. 3: Работа с кадрами на предприятии (Документы и рекомендации). М.: 1997. — 372 с.
  33. Капиталистическое управление: Уроки 80-х / Под ред. А.А.Дынки-на. М: Экономика, 1991.-127 с.
  34. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  35. Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Человек и труд. 1998. — № 1. -С. 47 — 49.
  36. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. / Госкомтруд. СССР. М.: Экономика, 1987.-221 с.
  37. А .Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1994. — 220 с.
  38. Кодекс законов о труде российской Федерации. М.: 1992. — 80 с.
  39. Коллективный договор на предприятии. М.: НИИ труда, 1995.
  40. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. 1997. — № 10. — С. 90 — 92.
  41. Комментарии КЗОТ. М.: Приор., 1996. — 272 с.
  42. Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М.: ГАУ, 1996.-242 с.
  43. М.Н., Маусов Н. К. Персонал предприятий в условиях перехода к рынку // Под науч.ред. Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во РЭА, 1993.-310 с.
  44. А.Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. — М.: Изд-во стандартов, 1994.- 197 с.
  45. B.C. Управление персоналом предприятий и организаций. Учебник для вузов. М.: ТОО «Люксарт», 1996. — 232 с.
  46. П.Э. Менеджмент искусство управлять (секрет и опыт). — М.: ИНФРА — М., 1995.- 144 с.
  47. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА — М., НГАЭИУ- Новосибирск, 1998. — 312 с.
  48. Н.К., Кулапов М. Н., Журавлев П. В. Управление карьерой персонала в условиях производства. М.: Изд-во РЭА, 1993. -310 с.
  49. Менеджмент организации. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 1995. — 432 с.
  50. К. Хегедаль П. Человек прежде всего. Высококачественный сервис через личностное развитие. — Издательство «Контакт-Культура», 1992. 150 с.
  51. Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань: Изд-во КФЭИ, 1994. 136 с.
  52. МОТ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией в 2 т. (1919−1990). Женева: МБТ, 1991. Т. 2(1957−1990).
  53. Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1996. — 231 с.
  54. Обучение менеджменту (конкретные ситуации): Пособие для преподавателей. М.: Ассоциация развития управления, 1995. — 104 с.
  55. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Фин-статинформ, 1997. — 880 с.
  56. Ю.Г., Маусов Н. К., Кулапов М. Н. Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект): Учебное пособие. М.: Изд-во РЭА, 1993.- 94 с.
  57. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Генкина. М.: Высш. шк., 1996. — 383 с.
  58. Д.Р. Люди сделают так, как вы хотите / Пер. с англ. -М.: Новости, 1993. 160 с.
  59. С.Н., Рустамжи М. К. Бизнес — это люди. М.: Мирт, 1995.-224 с.
  60. Персонал: Справочник / Одегов Ю. Г., Маусов Н. К., Мительман Ю. П., Ненадышев В. А., Кещян В. Г. М.: Изд-во РЭА, 1994. — 315 с.
  61. В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1993.- 180 с.
  62. Э.Л. Менеджмент искусство управлять / Пер. с англ. — М.: ИНФРА — М, 1995. — 144 с.
  63. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
  64. В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. М.: Дело ЛТД, 1995. — 128 с.
  65. Положение о службе управления персоналом акционерного общества. Разработано специалистами службы управления персоналом концерна «Нефтяной» // Человек и труд. — 1998. № 9. — С. 89 — 90.
  66. Прием и увольнение работников: Пособие для руководителей, начальников отделов кадров. М.: АО «Ассиана», 1995. — 128 с.
  67. В.А., Ладанов Н. Д. Управление персоналом в Японии: Очерки М.: Наука, 1989. — 207 с.
  68. С., Афанасьева А. Сохранение трудового потенциала и максимизация прибыли // Человек и труд. 1999. — № 7. — С. 81 — 84.
  69. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА — М., 1996. — 494 с.
  70. В.Д. Роль условий труда в активизации человеческого фактора на примере развития капиталистических стран // Труд за рубежом. М.: 1990. -№ 1.
  71. А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд. 1997. — № 3. — С. 23 — 25.
  72. К. Стратегия развития персонала фирмы в условиях глобализации экономики // Человек и труд. 1999. — № 9. — С. 89 — 90.
  73. Г. Менеджмент в организациях / Сокр. пер. с англ. 15-е изд. — М.: Экономика, 1995. — 326 с.
  74. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  75. Т. Управление по результатам / Пер. с фин. М.: Прогресс, 1993.-318 с.
  76. Э., Сотникова С. Маркетинг персонала на предприятии II Проблемы теории и практики управления. — 1996. № 1. — С. 28−45.
  77. А.Н. Управление персоналом: Учебник по кадровому менеджменту. Тюмень: Вектор Бух., 1995. — 234 с.
  78. Система управления персоналом на предприятиях: В 3 ч. М.: М-во труда РФ, 1993.
  79. Словарь терминов рыночной экономики / В 2-х ч. Руковод. авт. колл. В. М. Лукашевский. М.: Менеджер, 1991. — 200 с.
  80. Словарь предпринимателя / Науч. ред. Д. Е. Сорокин. М.: Риск, 1991.-94 с.
  81. Г. В. Управление социальным развитием персонала предприятия. Учеб. пособие. М.: ГАУ, 1994. — 120 с.
  82. .М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. М.: ГАУ, 1996. — 216 с.
  83. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты М.: ИНФРА-М., 1996. — 430 с.
  84. О.В. О структуре трудового потенциала // Социологические исследования — 1998. № 2. — С. 75 — 79.
  85. Э.К. Как управлять персоналом. АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1995. 240 с.
  86. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. 1600 с.
  87. Ф.Ф., Амбарцумов А. А. 1000 терминов рыночной экономики. М.: Крон-пресс, 1993. 150 с.
  88. Стратегия развития персонала: Материалы международной конференции. Н. Новгород, 19−21 сенября 1996 г. Н. Новгород, 1996. — 93 с.
  89. Л.Б., Мазаева Н. П. Основы управления персоналом / Под ред. Т. В. Розареновой. М.: ГАСБУ, 1995.- 173 с.
  90. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2000. — 186 с.
  91. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.-336 с.
  92. Управление персоналом в условиях социальной экономики. Под науч. ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997.-480 с.
  93. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997. — 512 с.
  94. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика: Тезисы докладов на международной конференции 26−28 апреля 1996 г. -Алма-Ата, 1996. 91 с.
  95. Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: АКАЛИС, 1996. — 264 с.
  96. A.A. Новый подход к прогнозированию производительности труда // Методология статистического моделирования и прогнозирования социально-экономического потенциала. М.: МЭСИ, 1987.-С. 91 -95.
  97. A.A. Прогнозирование производительности труда: методы и модели. М.: Экономика- 1989. — 214 с.
  98. П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. М.: Дело, 1993.-704 с.
  99. Р., Питере М. Создание и развитие нового предприятия. М.: Прогресс-Универс, 1992. — 236 с.
  100. М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятий. М.: РАУ, 1993. — 184 с.
  101. Цандер Эрнст. Практика управления. Обнинск: Титул, 1992. -234 с.
  102. Т. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов // Человек и труд. 1998. — № 7. — С. 48 — 49.
  103. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса / Пер. с нем. М.: Прогресс-интф., 1993. — 240 с.
  104. В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. — М.: АО «Ассиана», 1996. — 382 с.
  105. Г. Основы кадрового планирования. Материалы международного семинара «Теория и практика управления человеческими ресурсами в условиях социально-ориентированной рыночной экономики». М.: Международное бюро труда, 1992. — 192 с.
  106. В.М. Управленческая психология. -М.: Экономика, 1 984 248 с.
  107. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов / под ред. проф. А. И. Руденко Изд. 2-е, перераб. и доп. — Минск, 1995. -475 с.
  108. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. -М.: ИНФРА -М, 1997. 358 с.
  109. Экономическое и социальное развитие Ярославской области // Статистический бюллетень за 1994 г. Ярославль, 1995. — 240 с.
  110. Экономическое и социальное развитие Ярославской области // Статистический бюллетень за 1995 г. — Ярославль, 1996. -262 с.
  111. Экономическое и социальное развитие Ярославской области // Статистический бюллетень за 1996 г. — Ярославль, 1997. 202 с.
  112. Экономическое и социальное развитие Ярославской области // Статистический бюллетень за 1997 г. — Ярославль, 1998. 224 с.
  113. Экономическое и социальное развитие Ярославской области // Статистический бюллетень за 1998 г. — Ярославль, 1999. — 212 с.
  114. Экономическое и социальное развитие Ярославской области до2002г. прогноз // Управление экономики и прогнозирования Администрации Ярославской области. Ярославль, 2000. С. 14 — 15.
  115. Г. Двенадцать принципов производительности / Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. — 224 с.
  116. . Карьера менеджера. / Пер. с англ. Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1995. — 358 с. форма :1 I |
  117. Квалификация трудового персонала.
Заполнить форму текущей работой