Наружная реклама
Прежде всего, стоит обратить внимание на тот факт, что наружная реклама по сравнению с остальными видами рекламных носителей обладает несравнимо большей аудиторией. Число контактов с потенциальными потребителями товаров и услуг у этого вида рекламы отличается несколькими факторами. Наружная реклама имеет постоянную аудиторию, численный и личностный состав которой меняется практически ежеминутно… Читать ещё >
Наружная реклама (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Рекламные щиты, растяжки и стелы стали привычными элементами городского пейзажа. И уже давно никто не обсуждает, хорошо это или плохо, свыклись. Раз есть спрос на наружную рекламу, будет и предложение. Сегодня стоит другой вопрос: насколько рынок наружной рекламы организован и соответствует установленным нормам и требованиям.
Ввиду роста популярности наружной рекламы, теоретиками и практиками стал часто подниматься вопрос управления данным видом рекламы со стороны государственных и муниципальных органов. Являясь выгодным средовом размещения рекламы для организаций и предприятий, наружная реклама стала дополнительным источником дохода бюджетов, а также сферой активного взаимодействия органов управления всех уровней. Кроме того, после принятия Закона о рекламе в 1995 году особым пунктом стал контроль за соблюдением положений данного закона. В связи с этим, в различных источниках стали появляться данные о проблемах и перспективах развития системы управления и контроля наружной рекламы.
Актуальность темы
регулирования наружной рекламы, функционирующих в пространстве крупнейших городов тем более велика сейчас, когда медиаиндустрия превращается в доходный бизнес, способный обеспечить приток капитала в регионы и стать источником дополнительных поступлений в бюджеты территорий (поселений). Проблемы регулирования рекламной деятельности, в том числе в сфере наружной рекламы, поиск действенных методов формирования условий для деловой активности в городе находятся в постоянном поле зрения государственных и муниципальных органов власти.
На основании изложенного, в настоящий момент на первый план выходят вопросы регулирования и контроля наружной рекламы органами местного самоуправления.
Цель данной работы — анализ системы регулирования и контроля наружной рекламы органами местного самоуправления на территории г. Челябинска, и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования использованы общенаучные методы познания и некоторые специальные методы.
Базовыми методами исследования явились: системный метод, формально-логический и формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы исследования.
Нормативную правовую базу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, действующее законодательство о рекламе, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов исследования в рамках совершенствования государственных и муниципальных органов управления наружной рекламой на территории города Челябинска.
Глава 1. Контроль наружно рекламы органами местного самоуправления: организационно-правовой аспект.
1.1 Наружная реклама: виды, особенности, необходимость регулирования.
Наружная реклама это один из самых действенных и относительно недорогих (по сравнению, например, с рекламой телевизионной) видов рекламы.
Определение наружной рекламы содержится в Федеральном Законе N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Так в ст. 19 Закона о рекламе соответствии с которым к данному виду рекламы относится размещение рекламной информации с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Размещение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем. Владельцем рекламной конструкции может быть как физическое, так и юридическое лицо права владения (собственник рекламной конструкции) или права пользования рекламной конструкцией согласно договору с ее собственником.
Для установки рекламной конструкции, согласно п. 9 ст. 19 вышеуказанного Закона, необходимо иметь разрешение, выдаваемое на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Закон о рекламе определяет рекламную конструкцию как техническое средство стабильного территориального размещения, монтируемое и располагаемое на внешних стенах крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, и используемое для распространения наружной рекламы.
Обычно наружная реклама размещается на рекламных щитах. Другое название рекламного щита — билборд. Это название имеет английскую основу. Слово «бил» переводится как «рекламное объявление». Для того чтобы правильно учитывать стоимость рекламных щитов, необходимо четко представлять, что они собой представляют [7, c.56]. Обычно рекламные щиты состоят из металлической конструкции, поверхности, где размещается изображение, которая изготавливается из фанеры. На такой конструкции можно демонстрировать свою рекламу в течение продолжительного периода времени. На поверхности щита размещается непосредственно рекламный плакат, который может изготавливаться различными способами [7, c.87].
Материал может представлять собой баннерную ткань, которая весьма долговечна. Срок полезного использования такого щита может быть от одного до трех лет в зависимости от качества баннерной ткани и интенсивности использования. Печать на баннере выгодна тем, кто собирается один и тот же плакат размещать в разное время на конструкциях по всему городу. Баннеры крепятся к фанерной основе с помощью степлера, а по окончании рекламной кампании легко демонтируются [7,c.113].
Другой способ — это печать на постерной бумаге, когда изображение делится на отдельные квадраты, а затем приклеивается к поверхности щита. Печать на постерной бумаге гораздо дешевле, чем на баннере, что связано с одноразовостью использования данного материала (срок использования постерной бумаги от одного месяца до трех в зависимости от погодных условий). По истечении акции постер удаляется с конструкции без возможности дальнейшего его использования. Печать на постерной бумаге удобна для проведения сезонных акций, объявления о скидках и распродажах, то есть для тех мероприятий, которые актуальны короткий промежуток времени. Но при заказе постеров нужно быть готовым к тому, что при сильном ливне, ветре, снегопаде бумага может попросту намокнуть или оторваться. Именно поэтому постеры обычно печатают с запасом — до 25 процентов больше материала, чем требуется, в связи с тем, чтобы у рекламного агентства была возможность быстро заменить деформированные части постера и не допустить срыва рекламной кампании из-за природных катаклизмов [13, c.23].
Третий способ — это печать на самоклеящейся пленке, при котором пленка клеится к поверхности щита. Данный способ удобен в случаях, когда баннеры регулярно срываются со щита, а акция рассчитана на более длительный срок, чем позволяет печать на постерной бумаге.
Стоит отметить такие виды наружной рекламы, как [12, c.115]:
— Призматроны — это печать плакатов на самоклеящейся пленке и размещение их на конструкции, называемой призматроном. Размеры призматронов сходны с размерами стандартных рекламных щитов, но призматрон представляет собой конструкцию, на которой три изображения последовательно сменяют друг друга. Это достигается за счет вращения отдельных частей рекламной поверхности — призм. Технически возможно сделать такие конструкции любого размера, но наиболее распространенным размером является 3×6 м. В зависимости от расположения выделяют отдельно стоящие, настенные, крышные и подвесные призматроны. Эффективность рекламы на призматронах связана с тем, что движущееся изображение больше привлекает к себе внимание зрителя, чем статическое. К тому же за счет того, что призмы временно скрывают из вида два из трех изображений, достигается эффект неожиданности при появлении следующего плаката.
— Суперсайты — это крупноформатные щитовые рекламные конструкции (стандартные размеры — 12×5 м, 15×5 м), имеющие как внутреннюю, так и внешнюю подсветку [12, c.155].
Видеопанели — это рекламные носители, на которых размещается не печатная реклама, а видеоролики. Видеопанели (плазменные панели) позволяют донести до зрителя и визуальную, и текстовую, и графическую информацию.
— Брандмауэры. Помимо широкоформатной рекламы на отдельно стоящих специально созданных для этой цели конструкциях возможно размещение больших по размеру плакатов на глухих стенах зданий, то есть тех, на которых отсутствуют окна и балконы. На стенах крепятся лампы, освещающие рекламу в темное время суток. Плакаты для размещения на таких стенах печатаются на баннерной ткани и называются брандмауэры. Их размер ограничен только размером стены. Именно за счет размера они привлекают к себе внимание и заявляют о масштабности бренда.
— Перетяжки. Помимо размещения на стенах зданий широкоформатные перетяжки могут натягиваться над проезжей частью. Такая реклама размещается в самых разных частях города, включая исторический центр. Она обращает на себя внимание не только пешеходов, но и проезжающих мимо автомобилистов. На перетяжках обычно рекламируют открытие магазинов, новые услуги фирмы, анонсируют какие-либо мероприятия.
— Арки. Их располагают над крупными автомагистралями и дорогами. Арки имеют размеры рекламного поля 24×5 м и 19,4×3,7 м. Они весьма заметны, так как рекламное поле имеет очень большой размер, что повышает эффективность рекламы.
— Сити-форматы, пилларсы, тумбы — это небольшие конструкции, стоящие на тротуарах. Сити — форматы имеют размер 1,2×1,8 м и две рекламные стороны. Этот вид рекламы рассчитан на пешеходов, прогуливающихся или ожидающих общественный транспорт. Сити-форматы представляют собой конструкцию, в которой рекламные плакаты защищаются стеклом. Иначе их называют «уличная мебель». Подобные же конструкции, имеющие три рекламные стороны, называются пилларсы. Рекламное поле пилларса — 1,4×3 м. Стороны имеют вогнутую форму, размещенные плакаты подсвечиваются изнутри. Благодаря специфической форме пилларса зритель видит рекламу со всех сторон. Еще один вид «уличной мебели» — круглая тумба. Размер ее рекламного поля — 2,9×1,4 м. Тумба имеет внутреннюю подсветку.
Поскольку организации зачастую не имеют в собственности рекламных конструкций для размещения на них наружной рекламы, то в основном они заключают договор на использование для рекламных целей отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, которые принадлежат другим фирмам или муниципалитету. Следует учитывать, что такие договоры не являются договорами аренды [15, c.110].
Особенности наружной рекламы [14, c.90]:
— в силу своего размера плакаты привлекают к себе внимание;
— большинство плакатов выполнено в цвете, сцены на них реалистичны;
— правильно выбранное расположение плакатов делает рекламную кампанию эффективной;
— красочные плакаты способствуют закреплению сюжета в памяти потребителя.
Рекламодатель при обращении к наружной рекламе каждый раз решает следующие основные задачи:
— выбор типа наружной рекламы;
— разработка креатива;
— определение места ее установки;
— выбор размера носителя рекламы;
— определение времени и длительности размещения.
Наружная реклама занимает достойное место в ряде маркетинговых мероприятий, которые направлены на то, чтобы сделать свой товар или услугу более узнаваемыми и востребованными. В этом материале мы попробуем рассмотреть все аспекты наружной рекламы, которые указывают на её преимущества и недостатки [14, c.120].
Прежде всего, стоит обратить внимание на тот факт, что наружная реклама по сравнению с остальными видами рекламных носителей обладает несравнимо большей аудиторией. Число контактов с потенциальными потребителями товаров и услуг у этого вида рекламы отличается несколькими факторами. Наружная реклама имеет постоянную аудиторию, численный и личностный состав которой меняется практически ежеминутно. В отличие от рекламы в печатных средствах массовой информации и от рекламных роликов на телевидении и радио, наружная реклама может быть просмотрена людьми, которые не попадают в охват вышеперечисленных средств рекламирования. В последнее время в современном обществе формируется целый класс людей, которые и составляют основной костяк потребителей. Это люди, которые практически не смотрят телевидение, редко слушают радио и просматривают в интернете только ту информацию, которая относится к их рабочим обязанностям. Основную массу своего времени эти люди уделяют своей работе [12, c.119]. Однако доходы именно этой категории людей интересуют производителей и продавцов самых различных товаров и услуг. Эта категория людей относится к среднему классу. Донести до них информацию о предоставляемых услугах и товарах реальнее всего именно посредством наружной рекламы.
Наружная реклама имеет и такое преимущество, как ненавязчивость. Именно этот вид рекламы совершенно не оказывает раздражающего действия на большинство тех людей, которые ежедневно видят рекламные щиты и растяжки. Это обстоятельство позволяет относиться им к предлагаемым товарам и услугам без раздражения и побуждает прислушиваться к той информации, которая предлагается к их сведению. Именно поэтому чаще всего товары, которые рекламируются при помощи наружной рекламы, пользуются у большинства потенциальных покупателей заслуженным доверием [17, c.164].
Еще одним несомненным достоинством наружной рекламы является то обстоятельство, что она может охватывать как конкретные районы проживания или нахождения потенциальных потребителей, так и быть направлена на широкую аудиторию. Наружную рекламу достаточно просто разместить именно там, где чаще всего бывают потенциальные клиенты компании, которые имеют некую потребность в том или ином товаре или услуге. Как яркий пример грамотного маркетингового размещения наружной рекламы, можно наблюдать наличие рекламных щитов и растяжек, которые расположены вдоль оживленных автомобильных трасс. На этих рекламных носителях чаще всего можно увидеть предложения автосалонов. Таким образом, практически все, кто видит данные рекламные материалы, являются потенциальными клиентами именно этих рекламодателей.
Не стоит забывать и о том, что стоимость одной тысячи контактов при размещении наружной рекламы достаточно часто в насколько раз меньше стоимости тысячи контактов при размещении иных видов рекламы. При этом сразу же стоит заметить, что при размещении рекламы в печатных средствах массовой информации количество контактов резко ограничено тиражом издания. Не лучше обстоит дело и с рекламой на радио и телевидении. В этом случае виновником ограниченности аудитории является не малое количество зрителей и слушателей, а их отношение к рекламным блокам. Как показывают социологические опросы, большинство потенциальных клиентов не видят очень многие рекламные ролики только потому, что во время рекламных блоков они переключают канал [20, c.93]. При этом многие социологи отмечают, что у большинства телезрителей и радиослушателей это действие происходит на уровне подсознательного рефлекса. Именно этот факт позволяет утверждать, что наружная реклама в ряде случаев является незаменимым маркетинговым инструментом, с помощью которого вы сможете донести свои предложения до заинтересованных в них лиц.
Стоимость тысячи контактов с потенциальной аудиторией у наружной рекламы зависит от множества факторов. Прежде всего, в эту стоимость закладывается стоимость изготовления рекламных материалов и их размещение. Стоимость размещения зависит также от многих составляющих, основной из которых является место расположения и сторона направления рекламного материала. Но, тем не менее, в большинстве случаев средняя стоимость тысячи контактов с потенциальными потребителями при размещении рекламных материалов составляет около 40 рублей. Это ничтожно мало в сравнении с другими видами рекламных носителей.
Среди недостатков наружной рекламы можно отметить то обстоятельство, что в последнее время этим видом рекламирования стало пользоваться достаточно большое количество рекламодателей. Именно поэтому на большинство рекламных мест существуют значительные очереди. Те же места, которые имеются в свободном доступе, чаще всего не отвечают элементарным требованиям для эффективного размещения. Еще одним недостатком, который тесно связан с первым фактором, является то, что владельцы рекламных площадок стремятся к тому, чтобы разместить в людных местах как можно больше рекламных носителей. От этого напрямую зависит их прибыль [19, с. 101]. Но это обстоятельство отнюдь не способствует тому, чтобы внимание потенциального потребителя было обращено именно на ваш рекламный щит или растяжку. Чаще всего такое перенасыщение рекламного пространства приводит к тому, что внимание аудитории размывается, и большинство рекламных носителей остается не просмотренными или не увиденными. Однако с этим недостатком можно успешно бороться, прибегая к нестандартным решениям в размещении наружной рекламы.
Как и любой вид рекламы, имеет свои недостатки [14, с. 85]:
— необходим постоянный контроль за состоянием рекламы;
— при использовании данного медиаканала необходим значительный промежуток времени;
— снижение качества изображения под влиянием погоды.
Современная наружная реклама это не только плакаты и рекламные щиты, но так, же привлекательные названия, которые скрыто, влияют на подсознание человека. Предприниматели готовы вкладывать большую часть своей прибыли в рекламные компании для получения постоянного потока клиентов. Эффект наружной рекламы достигается за счет большой проходимости. Что касается рекламы на TV или радио, то эффект достигается за счет многократного повторения одного и того же материала.
Современная техника позволяет размещение динамичной наружной рекламы, что позволяет увеличить привлекательность и эффективность наружной рекламы [17, с. 103].
Таким образом, наружная реклама — средство рекламы, рассчитанное преимущественно на визуальное восприятие, устанавливаемое на стационарных и передвижных конструкциях вне места продаж товара.
контроль наружный реклама размещение.
1.2 Нормативно-правовое регулирование размещения и контроля наружной рекламы.
Основным законом, регулирующим вопросы наружной рекламы является Закон «О рекламе». В нем отражены основные требования к содержанию и размещению наружной рекламы.
В частности, согласно п. 1 ст.19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, согласно Закона, не допускается. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Законом о рекламе регламентируется особый порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций. Так, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество.
В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом. На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем.
Особые требования Закона о рекламе предъявляет к содержанию рекламы в целом и наружной рекламы частности.
Так в рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
Особым пунктом Закона о рекламе является определение места органов муниципальной власти в регулировании вопросов наружной рекламы. Так, установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Особое место в регулировании вопросов наружной рекламы занимает ГОСТ Р 52 044;2007 — Национальный стандарт РФ «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений».
В данном стандарте содержится информация о общих требованиях к рекламным конструкциям, а также правила территориального размещения рекламных конструкций. Так, требования к рекламным конструкциям звучат следующим образом [16, с. 124]:
1) Рекламные конструкции должны иметь маркировку с указанием владельца (наименование или товарный знак), номера его телефона.
2) Рекламные конструкции следует проектировать, изготовлять и устанавливать с учетом нагрузок и других воздействий.
3) Уровень ответственности при проектировании на соответствие строительным нормам с расчетным сроком эксплуатации свыше одного сезона определяется не ниже нормального (II уровень ответственности строительства зданий и сооружений).
4) Строительно-монтажные и электротехнические работы по монтажу и эксплуатации рекламных конструкций должны проводится в соответствии с проектной документацией. Организации, осуществляющие монтаж, эксплуатацию и демонтаж средств, должны обладать правом на проведение данных работ в соответствии с действующим законодательством.
5) Соответствие проектной документации рекламных конструкций строительным нормам и правилам (СНиП), Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) и другим нормативным документам должно быть подтверждено заключениями экспертных организаций.
6) При необходимости использования электрооборудования, осветительной техники в рекламных конструкциях используют осветительные приборы промышленного изготовления, обеспечивающие требования электрои пожаробезопасности. Осветительные приборы и устройства, подключаемые к электросети, должны соответствовать требованиям Правила устройства электроустановок, а их эксплуатация — требованиям Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.
Правила территориального размещения рекламных конструкций согласно ГОСТ включают следующие пункт.
Рекламные конструкции могут быть установлены:
— на внешних стенах, крышах или иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, опорах, парапетах, ограждениях;
— на тротуарах, если это не затрудняет передвижение пешеходов (ширина пешеходной зоны тротуара определяется из расчета полосы движения пешехода, равной 0,75 метра, и исчисляется в соответствии с интенсивностью пешеходного движения), в полосах отвода автомобильных дорог, включая придорожные и разделительные полосы, на территориях пешеходных зон.
Рекламные конструкции не должны:
— иметь сходство с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства или пешехода;
— вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным;
— загораживать информацию дорожных знаков и светофоров, создавать водителю помехи для восприятия дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
— издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах проезжей части лицами с нормальным слухом.
Помимо государственного уровня, наружная реклама регламентируется и на муниципальном уровне соответствующими правовыми актами.
Например, в Челябинске таким актами являются Закон Челябинской области от 08.11.2013 № 577-ЗО «Об установлении предельных сроков договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций»; распоряжение Администрации города Челябинска от 31.12.2013 № 8303 «Об утверждении муниципальной программы „Развитие сферы наружной рекламы в городе Челябинске на 2013 — 2016 годы“», вместе с муниципальной программой «Развитие сферы наружной рекламы в городе Челябинске на 2013 — 2016 годы».
Положение регламентирует следующие вопросы:
— понятие наружной рекламы и рекламных конструкций;
— уполномоченные органы по согласованию установки и эксплуатации рекламных конструкций;
— требования к средствам информации;
— требования к установке рекламных конструкций;
— порядок оформления права на установку рекламных конструкций;
— особенности установки рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности;
— ответственность за нарушение данного Положения.
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2013 года № 577-ЗО «Об установлении предельных сроков договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия устанавливать предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет.
В целях обеспечения стабильности и предсказуемости ведения предпринимательской деятельности в сфере наружной рекламы, сохранения рабочих мест, обеспечения стабильности рекламного рынка, настоящий закон устанавливает предельные минимальный и максимальный сроки для заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 5 и 10 лет соответственно. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции в границах соответствующих предельных сроков.
Положение о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами от 7 февраля 1992 года № 2300−1 «О защите прав потребителей», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Уставом города Челябинска и другими актами, регулирующим вопросы по установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории города. Стоит отметить некоторые правовые акты, принимаемые муниципальными органами в области регламентирования налогообложения распространение и (или) размещение наружной рекламы.
На сегодняшний день, в Челябинске существует двух уровневая система органов местного самоуправления, это влечет необходимость разработки в каждом районе своего Положения о рекламе.
В 2014 году Челябинское УФАС России завершило рассмотрение дела, возбужденного по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении Администрации города Челябинска в связи с тем, что Положением о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске штендер отнесен к рекламным конструкциям. Вместе с тем, по смыслу части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» к рекламным конструкциям относятся технические средства стабильного территориального размещения, к которым выносные штендеры не относятся, поскольку не находятся постоянно и неизменно в одно и то же время в одном и том же месте. Как правило, они устанавливаются только на время работы того предприятия, реклама которого размещена на штендере. В то время как рекламные конструкции, имеющие стабильное территориальное размещение, неизменно находятся в одном и том же месте и весь временной период с момента его монтажа и до момента демонтажа.
Таким образом, штендер не является рекламной конструкцией, и подпункт 4 пункта 22 раздела 4 Положения, включающий штендеры в перечень рекламных конструкций, противоречит части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Отнесение выносных штендеров к рекламным конструкциям, для размещения которых требуется разрешение органа местного самоуправления, может ущемлять права хозяйствующих субъектов, размещающих рекламу на таких конструкциях, поскольку создает необоснованное препятствование осуществлению их деятельности ввиду установления дополнительных требований, не предусмотренных действующим законодательством, в частности в форме получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Антимонопольный орган предписал Администрации города Челябинска привести Положение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, учитывая особенности правового регулирования размещения наружной рекламы, рассмотрим более подробно систему органов управления, регулирующих вопросы наружной рекламы и их взаимодействие.
1.3 Система органов контроля наружной рекламы г. Челябинска С точки зрения государственного надзора в области рекламы в целом и наружной рекламы в частности, можно отметить работу Федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. Они осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Другими словами, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, которое неразрывно связано с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности и направлено на развитие свободной и добросовестной конкуренции, а также на укрепление рыночных отношений в Российской Федерации.
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Законом о рекламе, принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
— предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
— защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,.
— привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
— взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции, в т. ч. в рекламе.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой. Следует отметить, что помимо антимонопольных органов, государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Закон о рекламе предусмотрено право антимонопольных органов заключить с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики. На первый взгляд, кажется, что такие соглашения не нужны, так как главное — соблюдение законодательства о рекламе. В целях усиления контроля за соблюдением законодательства о рекламе в некоторых антимонопольных органах введен специальный «реестр недобросовестных рекламодателей» который регулярно печатается в прессе.
В систему управления сферой рекламы в целом и наружной рекламы в частности на муниципальном уровне входят Глава муниципального образования, Администрация муниципального образования и его специальные структурные подразделения. Например, в Челябинске таким подразделением является Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска. Так же к субъектам управления наружной рекламой относятся Управления архитектуры и градостроительства, Уполномоченные органы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Каждый из вышеперечисленных органов государственного и муниципального управления решает ряд специализированных вопросов в области наружной рекламы и способствует соблюдению законодательства в области рекламы.
В частности, в отношении размещения наружной рекламы применяется целых комплекс согласовательных мероприятий:
— разрешение на установку рекламных конструкций выдает соответствующее подразделение Администрации муниципального образования (в Челябинске — Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска).
— заключение о соответствии проектной документации и конструкции требованиям ГОСТ, СНиП, СанПин, техническим регламентам и условиям и другим нормативным документам выдается экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке (в Челябинске — Федеральное государственное учреждение «Челябинский центр стандартизации, метрологии и сертификации».
— согласование эскиза вывески в подразделении Администрации муниципального образования, который решает вопросы архитектуры и градостроительства (в Челябинске — Главное Управление архитектуры и градостроительства).
— разрешение Уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения, который согласовывает размещение рекламных конструкций, устанавливаемых в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования в городе, в случае их размещения менее 5 м от проезжей части.
С точки зрения взаимодействия выше указанных органов власти по вопросам управления наружной рекламой необходимо отметить коллегиальный и совещательный характер этих взаимоотношений.
Следует отметить, что ст. 19 Закон о рекламе регулирует широкий круг вопросов, к их числу относятся вопросы заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, срока действия таких разрешений, оснований для аннулирования таких разрешений, признания таких разрешений недействительными и т. д. Однако, несмотря на достаточно подробную регламентацию в Закон о рекламе порядка осуществления полномочий органами местного самоуправления по вопросу регулирования размещения наружной рекламы на территории муниципального района (городского округа), на сегодняшний момент существует ряд определенных проблем в реализации норм указанного федерального закона.
К одним из основных вопросов реализации норм Закон о рекламе относится установление формы, процедуры и правил проведения торгов (конкурсов и аукционов) на право заключения договоров установки и эксплуатации рекламных конструкций на муниципальной собственности муниципальных образований. Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в т. ч. с арендатором.
При этом в соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение такого договора на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения таких торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
В целях исполнения полномочий по реализации вопросов местного значения в сфере размещения наружной рекламы органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) вправе принять нормативный правовой акт, определяющий порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в т. ч. устанавливающий детальную форму и процедуру проведения торгов на право заключения таких договоров.
В настоящее время имеется ряд примеров того, как органы государственного и муниципального управления совместными усилиями пытаются решать вопросы в области наружной рекламы. Так, в Московской области при Правительстве Московской области создан координационный совет по делам наружной рекламы. Цель деятельности данного совета — развитие и совершенствование деятельности в области наружной рекламы, информации и оформления территорий, превращения территории Московской области в единое рекламно-информационное пространство, разъяснения средствами наружной рекламы результатов практической деятельности Правительства Московской области по социально-экономическому развитию, формирования у населения позитивного образа Подмосковья.
Координационный совет по делам наружной рекламы, информации и оформления территорий Московской области является коллегиальным совещательным органом, организующим взаимодействие Правительства Московской области с главами муниципальных образований в Московской области и организациями всех форм собственности, осуществляющими свою деятельность в сфере наружной рекламы, информации и оформления территорий Московской области.
Учитывая данные аспекты, остановимся на анализе деятельности органов государственного управления по вопросам управления наружной рекламой на территории города Челябинска.
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по контролю наружной рекламы г. Челябинска.
2.1 Управление наружной рекламы и информации г. Челябинска — как орган регулирования Управление наружной рекламы и информации г. Челябинска является структурным подразделением (органом управления) Администрации города, регулирующим отношения в сфере распространения средств наружной рекламы и информации в городе Челябинске, осуществляет функции собственника на рекламные места, иные объекты, необходимые для размещения наружной рекламы на территории города, в пределах установленных полномочий.
Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Челябинска, законами Челябинской области, нормативными правовыми актами Челябинской городской Думы, Главы города Челябинска, а также Положением о рекламе.
Список нормативных правовых актов, действующих в сфере наружной рекламы на территории города Челябинска:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
2) Закон Челябинской области от 08.11.2013 № 577-ЗО «Об установлении предельных сроков договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций»;
3) решение Челябинской городской Думы от 10.12.2013 № 46/27 «Об утверждении Положения о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске»;
4) решение Челябинской городской Думы от 29.04.2014 № 51/7 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от № 46/27 «Об утверждении Положения о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске»;
5) решение Челябинской городской Думы от 25.03.2014 № 50/11 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Челябинска»;
6) решение Челябинской Думы от 29.09.2009 № 6/30 «Об утверждении Положения об Управлении наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска»;
7) решение Челябинской городской Думы от 26.05.2014 № 52/3 «О внесении изменений в решение Челябинской городской от 29.09.2009 № 6/30 «Об утверждении Положения об Управлении наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска»;
8) постановление Администрации города Челябинска от 31.12.2013 № 281-п «Об установлении сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций»;
9) постановление Администрации города Челябинска от 12.05.2014 № 52-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Челябинска;
10) постановление Администрации города Челябинска от 26.05.2014 № 62-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции»;
11) распоряжение Администрации города Челябинска от 31.12.2013 № 8303 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска»;
12) распоряжение Администрации города Челябинска от 31.12.2013 № 8304 «Об утверждении муниципальной программы «Организация праздничного и тематического оформления города Челябинска на 2013;2016 годы».
Полное наименование Управления: Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска.
Местонахождение Управления: 454 092, г. Челябинск, ул. Воровского, 2, ком. 613.
Основными задачами Управления являются:
1) формирование и развитие отраслевых принципов управления в сфере наружной рекламы и информации в городе Челябинске;
2) реализация на территории города требований законодательства Российской Федерации в области наружной рекламы и информации;
3) участие в разъяснении средствами наружной рекламы, визуальной информации результатов практической деятельности Главы города и Администрации города по социально — экономическому развитию города Челябинска, а также содействие в формировании позитивного образа Челябинска как крупного мегаполиса;
4) формирование и осуществление единой государственной и муниципальной политики в городе в области наружной рекламы и информации, определение приоритетных направлений деятельности в этой сфере;
5) разработка механизмов увеличения доходной части бюджета города путем проведения гибкой ценовой политики в области наружной рекламы и информации, изыскания новых источников поступления средств, создания новых муниципальных и коммерческих структур;
6) обеспечение реализации муниципальных программ и концептуальных решений, направленных на улучшение внешнего облика города, организация взаимодействия деятельности городских структур по разработке и осуществлению программ в сфере наружной рекламы;
7) обеспечение качественного и эффективного информационного обслуживания населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и коммерческих организаций средствами наружной рекламы и визуальной информации. Развитие сети наружной рекламы на основе единой городской политики;
8) осуществление контроля за рациональным использованием рекламных мест на территории города;
9) оформление правоустанавливающих документов на распространение (размещение) наружной рекламы в городе Челябинске;
10) консультационно-справочное обеспечение органов городской власти и управления, органов городского самоуправления, иных юридических и физических лиц в вопросах наружной рекламы и информации.
Управление осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает проекты нормативно правовых актов, направленные на регулирование деятельности в области наружной рекламы и визуальной информации, участвует в разработке иных законодательных актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
2) осуществляет руководство подведомственными организациями, взаимодействие и координацию с соответствующими городскими организациями в вопросах наружной рекламы. Оказывает содействие городским общественным и иным формированиям в вопросах наружной рекламы, защиты прав рекламодателей. Совершенствует отраслевую систему управления рекламно — информационной деятельностью;
3) заключает договоры на использование и техническое обслуживание рекламного места;
4) выдает разрешения на распространение наружной рекламы в городе Челябинске;
5) обеспечивает формирование единого городского рекламно-информационного пространства, разработку и ведение единого реестра средств наружной рекламы;
6) организует учет заключенных договоров в сфере распространения наружной рекламы, ведет реестр рекламных мест на территории города, а также реестр рекламных носителей, размещенных на зданиях, строениях и сооружениях, являющихся муниципальной собственностью;
7) осуществляет контроль за исполнением условий заключенных договоров, в том числе за своевременным перечислением платежей за использование рекламных мест. Рассылает уведомления о погашении задолженности по заключенным договорам;
8) осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения средств наружной рекламы в г. Челябинске и вносит предложения по его изменению и дополнению на утверждение Челябинской городской Думой;
9) взаимодействует со всеми структурными подразделениями Администрации города по вопросам наружной рекламы и информации в городе;
10) обеспечивает постоянное сотрудничество органов местного самоуправления с общественными и иными организациями по развитию наружной рекламы и информации в городе;
11) координирует работу по вопросам совершенствования деятельности коммерческих организаций, расположенных на территории города, в области наружной рекламы и информации, обслуживания населения и пополнения бюджета города;
12) обеспечивает контроль за состоянием средств наружной рекламы, организует их инвентаризацию и, в случае необходимости, дает поручения специализированным службам города, о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, а также конструкций, не отвечающих требованиям Порядка размещения средств наружной рекламы в г. Челябинске, выдает предписания об устранении нарушений и передает соответствующие материалы для привлечения виновных лиц к административной ответственности в установленном законом порядке;
13) проводит аукционы и конкурсы на право размещения наружной рекламы по рекламным местам, участкам и зонам города;
14) формирует муниципальный заказ на наружную рекламу, привлекает на конкурсной основе специализированные подрядные организации для его выполнения, вносит предложения по распределению городских кредитов в этой сфере деятельности;
Управление в отношениях с государственными и муниципальными органами власти, предприятиями и организациями различных форм собственности, иными юридическими и физическими лицами представляет интересы Администрации города Челябинска в пределах своей компетенции.
Финансирование деятельности Управления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами городского самоуправления.
Заключение
По результатам работы, можно сделать следующие выводы Воздействие наружной рекламы на людей происходит, как правило, без их собственного участия. Отличие от рекламы в периодических изданиях, на радио и на ТВ, состоит в том, что никто целенаправленно ее не покупает, не включает ни телевизор, ни радио. Она не сопутствует различным развлекательным программам для привлечения большей аудитории. Наружную рекламу чаще всего размещают в местах, с достаточно высоким потоком людей, потому что чем большее количество людей ее увидит, тем выше будет ее эффективность.
В связи с тем, что наружную рекламу располагают повсеместно, она достигает свою аудиторию. Ее нельзя «выключить» или «выбросить». Людей просто ставят перед фактом, будет им это нравиться или нет. В этом смысле, наружная реклама и в самом деле «привлекает внимание аудитории».
Рекламные сообщения действуют на принципе «частоты». Вследствие того, что большая часть сообщений, в течение довольно продолжительного промежутка времени, находится на одном и том же месте, проходящие и проезжающие мимо люди, видят эти сообщения неоднократно. Нужно заранее определить цели, которые необходимо достигнуть с помощью билборда. Если существует необходимость в привлечении посетителей в офис или магазин, то целесообразнее всего будет его расположение на самом здании офиса или магазина. Если же существует необходимость привлечения потенциальных потребителей не в какое-то конкретное место, а подталкивания их к покупке каких-либо товаров или заказу услуг, то эффективность рекламного щита будет лучше на дороге с довольно плотным пассажиропотоком.
Наружная реклама является превосходным дополнением к другим видам рекламы своего бизнеса. Фактически, самым эффективным способом будет способ по совмещению различных типов рекламы.
К основным субъектам управления наружной рекламой можно отнести Федеральный антимонопольный орган, органы прокуратуры, Правительство России и субъекта РФ, Главу муниципального образования, Администрация муниципального образования и его специальные структурные подразделения. Каждый из вышеперечисленных органов государственного и муниципального управления решает ряд специализированных вопросов в области наружной рекламы и способствует соблюдению законодательства в области рекламы.
На территории Челябинска государственное регулирование содержания и размещения наружной рекламы осуществляет Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (Челябинский УФАС России).
Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы закреплены в Законе о рекламе, в соответствии с которым он осуществляет в пределах своих полномочий контроль, в основном путем возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдачи решения и предписаний и привлечения к административной ответственности. Однако контроль осуществляется только за содержанием рекламы.
Регулирование размещения наружной рекламы требует взаимодействия не только органов государственной власти и органов местного самоуправления, но участников рекламного рынка. Для этих целей при Челябинском УФАС России планируется создать Совет по рекламе. Идея создания регионального совета по рекламе обсуждается уже не первый год. Предполагается, что в Совет войдут не только специалисты Челябинского УФАС России, но и представители рекламных агентств и СМИ.
Проведя анализ взаимодействия органов власти, осуществляющих контроль за рекламной деятельностью в сфере наружной рекламы за 2012 — 2014 годы, выявлены следующие проблемы:
1. Отсутствие планирования и документально регламентированного порядка взаимодействия Челябинского УФАС России и органов Управления по наружной рекламе г. Челябинска в части регулирования и контроля размещения наружной рекламы, ведет к тому, что работа ведется по мере необходимости путем направления материалов и запросов и проведения редких совместных совещаний и совместного участия в различных мероприятиях. В результате количество взаимной переписки сокращается, сокращается количество проводимых совместных мероприятий.
Для решения этой проблемы необходимо подписать Соглашение о взаимодействии и обмене информацией и разработать План совместных мероприятий по контролю размещения наружной рекламы в целях предупреждения размещения ненадлежащей по содержанию рекламы и размещения рекламы без согласования с органом местного самоуправления и без проведения торгов.
Данными Соглашениями должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на проведение совместных плановых и внеплановых выездных проверок, а также на предоставление обоюдной информации в рамках статьи 19 Закона о рекламе с целью последующего определения субъектного состава товарного рынка рекламы, круга лиц — претендентов на участие в торгах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности.
Поскольку контролем соблюдения рекламного законодательства занимаются и органы прокуратуры и полиции, представляется необходимым заключить Управлению наружной рекламы г. Челябинска Соглашение о взаимодействии с Прокуратурой Челябинской области и ГУ МВД Челябинской области.
2. Недостаточное информирование населения и предпринимательского сообщества по проблемным вопросам в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Челябинска. В свободном доступе практически невозможно найти информацию о результатах данного вида деятельности Челябинским УФАС России.
Для решения этой проблемы необходимо размещать на сайте все решения и предписания, вынесенные Челябинским УФАС России по выявлению и пресечению ненадлежащей рекламы, аналитические материалы и отчеты о работе.
На сайтах Челябинского УФАС России и Управления по наружной рекламе г. Челябинска сделать взаимные ссылки на материалы этих органов.
3. Отсутствие в г. Челябинске Концепции размещения наружной рекламы, что ведет к хаотичности ее размещения и нарушении архитектурного облика. Да и количество объектов наружной рекламы также на наш взгляд требует сокращения.
Для решения этой проблемы необходимо специалистам Челябинского УФАС России совместно с Управлением по наружной рекламе г. Челябинска необходимо разработать Концепцию размещения наружной рекламы и информации на территории г. Челябинска.
Данная Концепция должна быть разработана в целях формирования целостного современного внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа, соответствующего облику областного центра, систематизации размещения наружной рекламы и информации в городском округе, ее эффективного и функционального использования, определения оптимального количества отдельно стоящих рекламных конструкций и их типов, органичного «включения» наружной рекламы в историческую, промышленную и жилую застройку.
4. Отсутствие в г. Челябинске действительно работающей саморегулируемой организации делает неэффективным систему регулирования рекламной деятельности, в т. ч. в сфере размещения наружной рекламы, что не способствует повышения качества рекламной продукции и устранения недобросовестной рекламы. Необходимо в кратчайшие сроки создать Совет по рекламе при Челябинском УФАС России, в который войдут иные контрольные органы и участники рекламного рынка.
5. Следует отметить значимую роль органов местного самоуправления в регулировании размещения наружной рекламы. Ведь именно органы местного самоуправления определяют места для размещения наружной рекламы. Однако, органы местного самоуправления не следят за ее содержанием, а антимонопольные органы слишком загружены. Для этого необходимо предусмотреть в Законе о рекламе возможность органов местного самоуправления влиять на содержание рекламы. Также органы местного самоуправления могли бы отслеживать нарушения в сфере рекламы и сообщать о них либо в уполномоченные органы, либо в саморегулируемую организацию. Для этого необходимо такие функции внести в административный регламент органа местного самоуправления, осуществляющего контроль за размещением наружной рекламы.
Наряду с проблемами, возникающими с контролем содержания рекламы, существуют проблемы при получении разрешения на установку рекламной конструкции. Имеет место, когда органы местного самоуправления искусственно затягивают процесс получения разрешения, несмотря на то, что организация по истечении двух месяцев после подачи всех необходимых документов в течение трехмесячного срока может обратиться в суд о признании бездействия соответствующего органа. В связи с чем, целесообразно внедрить принцип «одного окна», для того, чтобы соблюдались сроки рассмотрения документов и выдачи разрешения. Также возможно организовать работу по приему документов для выдачи разрешений через Интернет, что упростило и ускорило бы всю процедуру получения разрешения на размещение наружной рекламы. Внедрение административного регламента по исполнению муниципальной услуги по согласованию размещения наружной рекламы не решает на сегодняшний день эти проблемы.
6. Зачастую привлечение рекламораспространителей к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства осложняется тем, что рекламные агентства (владельцы рекламных конструкций) сдают рекламные конструкции в субаренду другим лицам, в том числе гражданам.
Для решения этих проблем необходимо упростить эти процедуры, отменив оба порядка и фиксировать факт нарушения рекламного законодательства протоколом об административном правонарушении, руководствуясь процедурами, закрепленными в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Все вышеперечисленные меры, на мой взгляд, позволят урегулировать процесс распространения наружной рекламы в городе, что возможно только при открытом диалоге органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников рынка наружной рекламы.
Дальнейшее совершенствование государственного регулирования рекламной деятельности, механизма саморегулирования рекламной деятельности на федеральном и региональном уровнях позволит не только организовать эффективное взаимодействие всех субъектов рекламной деятельности, но и ввести в деловой оборот рекламы этические нормы, необходимые для формирования рекламной культуры населения, создать новый деловой имидж России на мировом рынке.
1. Конституция Российской Федерации // Правовая база «Консультант плюс».
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации// Правовая база «Консультант плюс».
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 16.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2002. — № 1. — Ст.1.
5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 08.03.2015) // Правовая база «Консультант плюс».
6. Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей"// Правовая база «Консультант плюс».
7. Распоряжение Губернатора Московской области от 16.01.2001 № 18-РГ :О координационном совете по делам наружной рекламы, информации и оформления территорий Московской области при Правительстве Московской области"//Информационный вестник Правительства МО, № 3, 20.20.2001.
8. ГОСТ Р 52 044;2007 — Национальный стандарт РФ «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений».
9. Абчук В. А. Азбука маркетинга — СПб: Изд — во «Союз», 2008. — 270с.
10. Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб: Издательство «Питер», 2007. — 400с.
11. Багиев Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 734 с.
12. Балдин К. Б. Антикризисное управление: макро — и микроуровень: учеб. пособие / К. В. Балдин, О. Ф. Быстров, А. В. Рукосуев. — М.: Дашков и К, 2009. — 314 с.
13. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л. Е. Басовский. — М.: Инфра — М, 2008. — 219 с.
14. Герчикова Н. И. Менеджмент: Учебник. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007. — 511 с.
15. Годин А. М. Маркетинг: Учебник / А. М. Годин. — М.: Дашков и К, 2007. — 728 с.
16. Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь / Е. П. Голубков. — М.: Экономика: Дело ЛТД, 2008. — 160 с.
17. Голубков Е. П. Маркетинг в России и за рубежом № 4 / 2009.
18. Грузинов В. П. Схема маркетинговой деятельности. — М.: «Инфра — М», 2008. — 305с.
19. Кнышова Е. Н. Маркетинг. — М.: Форум — Инфра — М, 2009. — 282с.
20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент — СПб: Питер Ком, 2008. — 896.
21. Крылов И. В. Маркетинг: (Социология маркетинговых коммуникаций): Учеб. пособие / И. В. Крылов. — М.: Центр, 2009. — 290 с.
22. Официальный сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области — http://chel.fas.gov.ru.
23. Панкратов Ф. Г. Основы рекламы / Ф. Г. Панкратов. — М.: Дашков и К, 2007. — 531 с.
24. Песоцкий Е. А. Реклама. Правила создания. Методы привлечения внимания. Принципы позиционирования / Е. А. Песоцкий. — М.: Дашков и К, 2007. — 367 с.
25. Пирогов К. М. Основы организации бизнеса / К. М. Пирогов. — М.: КНОРУС, 2006. — 556 с.
26. Полукарпов B.Л. Рекламная коммуникация / В. Л. Полукарпов. — М.: Дашков и К, 2012. — 343 с.
27. Попов Р. Региональный менеджмент / Р. Попов. — Краснодар: Советская Кубань, 2000. — 384 с.
28. Рогожин М. Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учебное пособие. — М.: Издательство РДЛ, 2011.
29. Ромат Е. В. Реклама. Общие вопросы. — СПб: Питер, 2010.
30. Росситер Дж., Пекси Л. Реклама и продвижение товаров/Пер с англ.; Под ред. Л. А. Волкова. СПб.: Питер, 2011.
31. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. — СПб.: Питер, 2007. — 328 с.
32. Свиридова Е. А. Реклама как индивидуализирующее творческое представление: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Е. А. Свиридова. — М.: МИЭП, 2007. — 211 с.
33. Система государственного и муниципального управления // Под ред. Г. В. Атаманчука. — М.: РАГС, 2007. — 488 с.
34. Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» / Е. И. Спектор. — М., 2010. — 124 с.
35. Страунинг Э. Л. О месте рекламных правоотношений в системе гражданских правоотношений / Э. Л. Страунинг // Реклама и право. — 2008. — № 2. — С. 34- 44.
36. Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учеб. пособие / К. Ю. Тотьев. — М.: Юристь, 2010. — 264 с.
37. Трудовое право России: Учебник / Т. В. Иванкина и др. Под ред. А. С. Пашкова. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. — 288 с.
38. Ученова В. В. История рекламы / В. В. Ученова. М.: Смысл, 213. — 96 с.
39. Филиппова А. А. Правовое регулирование отношений между собственником недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции / А. А. Филиппова. — М. 2011. — 125 с.
40. Халфина P.O. Значение и сущность рекламы / Р. О Халфина. — М.: Триант, 2009. — 239 с.
41. Черячукин Ю. В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах (опыт сравнительного исследования). Дис. канд. юрид. наук / Ю. В. Черячукин. — Волгоград: Юристъ, 2008. — 180 с.
42. Шевченко О. М. Защита конкуренции на товарных и финансовых рынках / О. М. Шевченко // Предпринимательское право. — 2011. — № 1. — С. 45−56.
43. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. — 2 — е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 528с.
44. Щегорцов В. А. Маркетинг: учебник для вузов / В. А. Щегорцов, В. А. Таран; под ред. В. А. Щегорцова; Московский государственный ун — т им. М. В. Ломоносова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2009. — 447 с.
.ur.