ИТ-паспорт организации (информационная система организации) «Сбербанк РФ»
Банковская деятельность в условиях рыночной экономики и конкуренции связана с риском. Автоматизация банковских процессов позволяет уменьшить риск, минимизировать возможные затраты и, таким образом, повысить эффективность деятельности. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы с корпоративными клиентами и повышение их заинтересованности сотрудничества является актуальным и может решаться при… Читать ещё >
ИТ-паспорт организации (информационная система организации) «Сбербанк РФ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет им. К Минина»
Факультет управления и социально-технических сервисов Кафедра инновационных технологий менеджмента Контрольная работа по дисциплине «Информационный менеджмент»
ИТ-паспорт организации
(информационная система организации) Сбербанк РФ Выполнила студентка:
группа ПМЗ-13 курс_II
Шишлова Дарья Александровна Принял: к.п.н., доцент Прохорова И.В.
Нижний Новгород
2015 год Содержание Введение
1. Основные сведения о Сбербанке РФ
2. Автоматизированные банковские системы и интеграторы
3. SAP ERP в Сбербанке
3.1 Разработка концепции интеграции процессов
3.2 Цели проекта.
3.3 Фазы и задачи проекта
4. Выводы по работе Сбербанка РФ Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.
Достигнутые Сбербанком за этот период результаты показывают, что поставленная цель выполнена и создана необходимая основа для дальнейшего развития. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, в которых осуществлялась реализация Концепции (2 финансовых кризиса, кризис банковской системы, уровень инфляции за 4 года — около 240%), Сбербанк стабильно работает, динамично развивается и сохраняет за собой статус крупнейшего коммерческого банка страны.
Положительные тенденции в экономике создают основу для расширения банковских операций, позволяют Сбербанку России более эффективно использовать накопленную ресурсную базу, расширяют сферу возможных инвестиций, повышают потребность клиентов в получении качественных банковских услуг.
1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СБЕРБАНКЕ РФ Сбербамнк Россими — российский коммерческий банк, международная финансовая группа, один из крупнейших банков России и Европы. Контролируется Центральным Банком Российской Федерации. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Сбербанк России». Кроме того, в деловой практике, в том числе во внутренних документах и формах, зачастую используется сокращение — СБ РФ.
Во времена Советского Союза с 1922 года по 1987 год действовала система Государственных трудовых сберегательных касс СССР, подчинявшаяся с 1922 года по 1963 год Министерству финансов СССР, а с 1963 года Государственному банку СССР. В 1987 году в рамках банковской реформы в СССР система Государственных трудовых сберегательных касс была реорганизована, и образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР). Постановлением Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР.
В 1989 году Сбербанк стал первым банком-членом платёжной системы Visa в СССР.
22 марта 1991 года произошло учреждение Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк России ОАО) на общем собрании акционеров в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года. Первый председатель правления Сбербанка РФ П. И. Жихарев.
1 января 1992 года Сберегательный банк СССР прекратил своё существование.
1 января 2001 года в Сбербанке России произведена реорганизация, в результате которой 79 региональных банков Сбербанка России реорганизованы в 17 территориальных, путём объединения.
В июне 2010 года «Сбербанк России» получил разрешение Китайской банковской регуляторной комиссии на открытие представительства в г. Пекине (КНР).
4 июня 2010 года решением акционеров банка полное официальное наименование банка было сокращено до «Сбербанк России ОАО». 29 июля 2010 года Банк России согласовал редакцию устава с новым названием.
В сентябре 2010 года фирменное наименование банка изменилось на Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (сокращенно ОАО «Сбербанк России»). На английском языке фирменное наименование изменилось на Sberbank of Russia (сокращенно Sberbank)[9].
В сентябре 2010 года «Сбербанк России» открыл филиальную сеть в Индии.
В сентябре 2010 года была завершена регистрация представительства в г. Пекине (Китай).
В июне 2011 года стало известно о создании Сбербанком и французским банком BNP Paribas совместного банка, который, работая под торговой маркой Cetelem, будет заниматься розничным кредитованием в магазинах.
2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ И ИНТЕГРАТОРЫ Коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации России оснащаются автоматизированными банковскими системами (АБС), создаваемыми по их заказам специализированными фирмами — системными интеграторами. Эти фирмы предлагают набор различных прикладных систем для малых, средних и крупных коммерческих банкам, системных решений (если банк создает прикладные программные комплексы АБС своими силами) и услуг. Среди наиболее распространенных на рынке АБС в настоящее время можно назвать:
· RS-Bank-производитель R-Style Softlab
· Новая Афинапроизводитель Новая Афина
· Банк XXI-производитель Инверсия
· Банкир/Про — производитель CSBI
· БИСквит — производитель Банковские Информационные Системы
· Diasoft 5NTпроизводитель Диасофт
· Diasoft FA#- производитель Диасофт
· Diasoft WorkFlowпроизводитель Диасофт
· ЦФТ-Банкпроизводитель Центр Финансовых Технологий
1) Новая Афина — Информационная Система Управления Банковской деятельностью (ИСУБД), повышающая рентабельность деятельности финансового института за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов. «Новая Афина» показывает рекордные параметры производительности и эффективно обрабатывает большие объемы информации, позволяя многократно увеличивать объемы бизнеса без существенных технических ограничений. Позволяет автоматизировать крупные, средние и стремящиеся к развитию небольшие банки, осуществить их полную или частичную автоматизацию. Система поддерживает технологии работы российских банков, банков стран СНГ и зарубежных банков, успешно интегрируется с другими системами. Она обладает индивидуальными средствами настройки, позволяет автоматизировать особенности бизнес-процессов конкретных банков и вносить все необходимые изменения в ходе эксплуатации системы силами сотрудников банка.
Система обеспечивает надежный информационно-технологический фундамент развития банка. Время использования системы в банке практически не ограничено. Система обеспечивает формирование единого информационного пространства бизнеса и предоставляет эффективные средства информационной поддержки управления. В системе «НоваяАфина» существует подсистема <�Кредиты>. Она предназначена для оформления кредитных заявок, глобального анализа потенциальных заемщиков, проведения всего спектра операций по выдаче и обслуживанию кредитов. Для любых отклонений от стандартного течения договора или оплаты процентов могут быть заведены специальные течения (на тех же лицевых счетах), что позволяет учитывать кредитные договора любой сложности. Включает следующую функциональность:
«Предкредитная обработка" — работа с кредитными заявками.
«Кредитные договора" — работа с кредитными договорами.
«Новая Афина» позволяет банку построить эффективную систему внутреннего хозрасчета и оценки рентабельности отдельных направлений деятельности, оптимизировать процессы внутреннего распределения ресурсов. Средства взаимодействия с внешними системами позволяют банку создать единую систему автоматизации деятельности, используя «Новую Афину» в качестве ядра.
2) ИБС БИСквит — интегрированная банковская система обеспечивает высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг.
Модульная структура дает возможность банку нести только обоснованные в данный момент сферой его деятельности и объемом документооборота затраты на программное обеспечение, легко наращивая функциональные возможности системы по мере расширения круга выполняемых операций.
Архитектура проектируемой системы файл-серверная. Выбор данного типа архитектуры обусловлено тем, что для системы учета выдачи кредита необходимо иметь хранилище данных, вынесенное на выделенный компьютерфайл-сервер. Также здесь поддерживается многопользовательский режим работы, что немаловажно при одновременной работе сотрудников банка.
Структурное моделирование бизнес-процессов организации будет осуществляться в таких средствах разработки и проектирования как ERwin, BPwin и Rational Rose. ERwin — средство концептуального моделирования БД, использующее методологию IDEF1X. ERwin реализует проектирование схемы БД, генерацию ее описания на языке целевой СУБД (ORACLE, Informix, Ingres, Sybase, DB/2, Microsoft SQL Server, Progress и др.) и реинжиниринг существующей БД. BPwin — средство функционального моделирования, реализующее методологию IDEF0. Rational Rose — CASE-средство фирмы Rational Software Corporation (США) — предназначено для автоматизации этапов анализа и проектирования ПО, а также для генерации кодов на различных языках и выпуска проектной документации.
3. SAP ERP В СБЕРБАНКЕ банковский система автоматизированный программа Программа внедрения SAP ERP является одной из крупнейших программ «Сбербанка». Проект стартовал в 2011 году. Функционально система охватывает три блока: управление расходами, управление персоналом и управление недвижимостью.
В октябре 2011 года стало известно, что российское представительство SAP договорилось со «Сбербанком» о поставке лицензий на $ 36 млн (более 1 млрд руб.).
«Заключение вышеуказанного соглашения позволяет „Сбербанку“ эффективнее реализовывать планы по широкомасштабному внедрению ERP системы».
Программа ERP в «Сбербанке» направлена на повышение эффективности управления ресурсами и бизнес-процессов, прозрачности и качества данных, упрощение ИТ-архитектуры. В настоящее время, в рамках программы ERP в «Сбербанке» уже реализуются проекты по нескольким направлениям, в частности, управление внутрихозяйственной деятельностью, управление персоналом и управление недвижимостью.
«На сегодняшний день Сбербанк уже завершил один из трех проектов на базе решений SAP — по автоматизации процессов планирования административно-хозяйственных расходов. Он уже в стадии промышленной эксплуатации. Второй и третий проекты — по учету хозрасходов и по управлению персоналом — находятся в процессе реализации».
3.1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССОВ
15 декабря 2011 года «Сбербанк РФ» объявил конкурс по выбору компании, которая сможет разработать концепцию интеграции процессов управления ресурсами в дочерних банках и дочерних компаниях «Сбербанка» на платформе SAP ERP. Конкурс проводится в два этапа. 29 декабря 2011 года завершился его первый этап. Финалистами стали компании Bearing Point (бывшая KPMG Consulting), SAP СНГ, IBS и Accenture. В феврале 2012 г. завершился второй этап. Победителем конкурса была признана компания SAP СНГ.
К конкурсу допускались компании, чьи предложения удовлетворяли следующим пороговым критериям:
1. Компания — участник конкурса является российским официальным партнером ООО SAP СНГ.
2. Компания — участник конкурса готова и обязуется реализовывать проект самостоятельно, без организации консорциумов и привлечения субподрядчиков.
3. Компания имеет опыт реализации проектов внедрения решений на платформе SAP ERP не менее чем в двух из четырех функциональных направлений в организациях России и/или стран СНГ с численностью персонала более 500 человек.
4. Компания имеет опыт реализации проекта (аналогичного запрашиваемому) в России и странах СНГ по обследованию и формированию плана внедрения в холдингах или территориально распределенных структурах с совокупной численностью персонала более 5 тыс. человек.
5. Компания готова предоставить для работы над проектом команду, удовлетворяющую следующим критериям:
Несоблюдение одного из вышеприведенных требований автоматически исключало компанию из участия в конкурсе.
3.2 ЦЕЛИ ПРОЕКТА
1. Переход на единый корпоративный стандарт Банка для подержания процессов управления ресурсами в части.
2. Создание технологических условий для организационной централизации функций управления ресурсами, в отношении которых такая централизация признана экономически целесообразной и возможной в рамках действующего законодательства;
3. Повышение непрерывности и эффективности бизнес-процессов управления ресурсами Банка и дочерних обществ (организаций);
4. Снижение трудозатрат по выполнению функций управления ресурсами и составлению сводной отчетности;
5. Повышение прозрачности и качества данных;
6. Оптимизация ИТ архитектуры.
3.3 ФАЗЫ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Фаза 1. Обследование
1. Исполнитель формирует верхне-уровневую карту бизнес-процессов «как есть».
2. Исполнитель проводит анализ расхождений между одними и теми же бизнес-процессами в различных ДБ и ДК по различным видам бизнеса и с учетом страновых особенностей (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан).
3. Исполнитель проводит сегментацию ДБ и ДК по группам на основании результатов расхождений.
4. Исполнитель определяет связь бизнес-процессов ДБ и ДК с бизнеспроцессами ЦА.
5. Исполнитель формирует интеграционные точки с процессами ЦА.
6. Исполнитель анализирует степень готовности ДБ и ДК для реализации на их базе пилотных проектов.
Фаза 2. Подготовка и планирование Исполнитель проводит изучение проектной документации внедренных концептуальных проектов Центрального аппарата ОАО «Сбербанк России» (далее ЦА) на решения SAP ERP, разработанные для ЦА, разрабатывает и согласовывает с Заказчиком:
· Устав проекта;
· Календарно-ресурсный план работ;
· Подробный план-проспект документации.
Фаза 3. Разработка и согласование концепции
1. Исполнитель формирует бизнес-модель осуществления функций управления ресурсами в ДБ и ДК на основе модели, принятой в ЦА.
2. Исполнитель разрабатывает концепцию реорганизации бизнес-процессов как общекорпоративных на основе ОЦО.
3. Исполнитель формирует рекомендации по реорганизации бизнес-процессов.
4. Исполнитель формирует целевую архитектуру решения на основе решений SAP для реализации сформированной целевой бизнес-модели управления ресурсами.
5. Исполнитель формирует карту соответствия бизнес-процессов и соответствующих решений SAP в целом и в разрезе ДБ и ДК.
6. Проводится анализ реализуемости и обоснованности предлагаемой архитектуры, а так же анализ реализации бизнес-процессов на основе, либо с отклонением от существующего российского шаблона, и на основе, либо с отклонением от стандартных решений SAP.
7. Исполнитель формирует стратегию, концепцию внедрения и базовый план по развертыванию целевого решения SAP.
8. Исполнитель разрабатывает концепцию организации поддержки решений и управления организационными изменениями для целевого решения SAP.
9. Исполнитель разрабатывает план развертывания, организационную структуру команды, ресурсный план проекта.
Программа внедрения SAP ERP входит в десятку крупнейших программ «Сбербанка».
По состоянию на 2014 год в SAP велось 43% всего объема расходов «Сбербанка», в 2015 этот показатель должен составить 80%, а в 2016 году — 100%. В свою очередь, проект внедрения SAP HCM по состоянию на начало года практически завершен: в системе ведется кадровый учет и расчет заработной платы в центральном аппарате и территориальных банках «Сбербанка». В дальнейшем планируется развитие функциональности системы. Что же касается управления недвижимостью, на 100% управление эксплуатацией недвижимости планируется перевести в SAP в 2015;2016 гг.
4. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ СБЕРБАНКА РФ Наращивая присутствие на приоритетных сегментах финансового рынка, Банк стремится обеспечить адекватное увеличение собственного капитала, диверсифицировать ресурсную базу, улучшить структуру активов, повысить рентабельность работы. Размер капитала на начало 2000 года составил 29,6 млрд. рублей. Прирост капитала, в основном, обеспечивался чистой прибылью Качественно изменилась и структура активов Банка. Определенная Концепцией политика приоритетного направления инвестиций в реальный сектор экономики реализовалась в значительном росте кредитного портфеля Банка, который на начало Значительно сократились объемы межбанковских кредитов, которые на текущий момент представляют собой, в основном, инструмент управления краткосрочной ликвидностью. Последовательно наращивается участие Банка в сфере инвестиционного кредитования и проектного финансирования.
Одна из ключевых программ Сбербанка — программа надежности критичных автоматизированных систем банка «99,99», окончание реализации которой запланировано на 2018 год. Текущие результаты реализации программы: суммарное время простоя критичных систем банка снижено в четыре раза, время простоя при проведении технологических работ — в 2,5 раза, количество инцидентов в системах — в 2,4 раза.
Кроме того, на сегодняшний день критичные системы Сбербанка полностью задублированы. «Новая миссия ИТ-блока банка — поддержка Сбербанка в качестве эффективного и надежного поставщика традиционных банковских услуг, а также быстрого и инновационного проводника новых услуг и революционных бизнес-моделей — как внутри, так и вне банковского сектора», — сказал Никита Волков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская деятельность в условиях рыночной экономики и конкуренции связана с риском. Автоматизация банковских процессов позволяет уменьшить риск, минимизировать возможные затраты и, таким образом, повысить эффективность деятельности. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы с корпоративными клиентами и повышение их заинтересованности сотрудничества является актуальным и может решаться при помощи создания автоматизированных информационных систем. Именно такую автоматизированную информационную систему необходимо создать. Данная система должна обеспечивать быстроту и удобство за счет автоматизации процессов расчета и учёта затрат на проведение финансового анализа.
Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует централизованная система контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и ликвидностью. Разработана и постоянно совершенствуется современная методическая и регламентная база операций Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка, оптимизации филиальной сети.
Предпринятые меры позволили Банку, не имея льгот и преференций, работая с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной базы, стать лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурировать с крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке банковских операций и услуг.
1. Боггс У., Боггс М. UML и RationalRose: Пер. с англ. -М.: Лори, 2000.
2. Буч Г., Рамбо Дж., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя: Пер. с англ. — М.: ДМК, 2000.
3. Вендров А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 1998.
4. Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2000.
5. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования: Пер. с англ.: Учебное пособие — М.: Вильямс, 2001.
6. http://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Сбербанк_РФ
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://www.tadviser.ru/index.php/Проект:Сбербанк_