Формирование региональной социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов: на примере Кабардино-Балкарской Республики
В настоящее время решающее влияние на российскую экономику оказывает отсутствие эффективной государственной социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов. Формирование такой экономической политики на федеральном и региональном уровнях и является важнейшей частью современного этапа реформирования отраслей народного хозяйства, на котором государство… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования социально-экономической политики развития в региональной хозяйственной системе
- 1. 1. Место территориально-производственных комплексов в современной экономике
- 1. 2. Роль эффективной экономической политики в системе государственного регулирования региональной экономики
- 1. 3. Сущность, цели и задачи отраслевой региональной социально-экономической политики развития в субъектах Российской Федерации
- ГЛАВА 2. Состояние и тенденции развития территориальнопроизводственного комплекса Кабардино-Балкарской республики
- 2. 1. Потенциал территориально организованной экономической системы Кабардино-Балкарской республики
- 2. 2. Анализ современного состояния и тенденций развития индустриального подкомплекса ТПК региона
- 2. 3. Оценка целевых ориентиров и задач реформирования индустриального подкомплекса ТПК региона
- ГЛАВА 3. Формирование социально-экономической политики развития территориально-производственного комплекса Кабардино-Балкарской республики
- 3. 1. Программно-целевой подход к разработке и реализации социально-экономической политики развития ТПК региона
- 3. 2. Формирование модели региональной социально-экономической политики развития ТПК и ее 91 организационное обеспечение
- 3. 3. Интегрированные бизнес-структуры — как инструмент реализации региональной политики развития 102 индустриального подкомплекса ТПК
Формирование региональной социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов: на примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Модернизация народного хозяйства способствует формированию конкурентоспособного территориально-производственного комплекса, обеспечивающего динамичное развитие индустриального сектора, увеличению его вклада в решении ключевых проблем социально-экономического развития. Попытки разработки политики, базирующейся на снижении роли государства в экономической сфере и автоматическом переносе моделей упрощенного монетаризма, оказались недостаточно результативными, о чем свидетельствуют снижение объемов промышленного производства, рост неплатежеспособности предприятий, обострение проблем в социальной сфере.
В настоящее время решающее влияние на российскую экономику оказывает отсутствие эффективной государственной социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов. Формирование такой экономической политики на федеральном и региональном уровнях и является важнейшей частью современного этапа реформирования отраслей народного хозяйства, на котором государство осуществляет управление сформированной рыночной средой и отдельными отраслями и предприятиями, действующими в этой среде, с целью повышения коммерческой эффективности территориально-производственного комплекса в целом, повышения бюджетной и социально-экономической эффективности.
Социально-экономическая политика развития территориально-производственных комплексов, в частности индустриального подкомплекса ТГЖ является инструментом государственного регулирования и настраивает рыночный механизм в случае его недостаточности, устанавливая приоритеты в промышленном развитии и поддерживая соответствующие сегменты промышленного комплекса.
В условиях отсутствия системы централизованного планирования и административно-командного управления развитие производственных комплексов характеризуется регионализацией промышленного производства. В условиях перераспределения экономических полномочий между федеральным центром и регионами, значительно возросла заинтересованность и роль регионов в активизации производственной деятельности, что в то же время вызвало необходимость поиска новых подходов к регулированию ее развития. Практически отсутствуют методологические и теоретические разработки определяющие роль и место политики промышленного комплекса в развитии экономики России и отдельных ее регионов, а сами концепции промышленной политики на региональном уровне, нередко представляют набор не связанных между собой мероприятий или просто благих пожеланий не подкрепленных ресурсным обеспечением.
Вместе с тем практика разработки политики развития территориально-производственных комплексов показывает возрастание потребности в научно-теоретическом обосновании организации регулирования производственного сектора экономики. В этой связи особую значимость приобретает исследование теоретических подходов и практического зарубежного и отечественного опыта по формированию эффективной экономической политики развития производственных отраслей и методам ее реализации в рыночных условиях хозяйствования.
Таким образом, формирование социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов является одной из важнейших теоретических, методологических и практических задач рыночных преобразований на современном этапе.
В связи с тем, что промышленное производство имеет ключевое значение для устойчивого развития национальной экономики, обеспечения национальной безопасности и благосостояния населения, разработка государственной политики развития территориально-производственных комплексов в последнее время становится все более актуальной.
Различные аспекты формирования и реализации социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов рассмотрены в многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей, начиная с периода Промышленной революции.
Вопросы социально-экономического развития регионов, процессов формирования и реализации экономической политики государства в целом и отдельных территорриально-производственных комплексов нашли отражение в трудах: Л. И. Абалкина, А. Н. Илларионова, С. С. Сулакшина, Е. М. Примакова, B. J1. Макарова, А. Г. Гранберга, Г. В. Гутмана, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, А. Г. Поршнева, О. С. Пчелинцева, В. Н. Княгинина, Щедровского П. Г., А. Беловой, Е. Поповой, С. М. Лисовского, А. Л. Немирова, К. А. Титова, Э. Лувера и др.
Многие аспекты методологии формирования региональной социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов и методов ее реализации еще не получили достаточного обоснования. Среди них такие актуальные вопросы как увязка региональной компоненты с общенациональной политикой и определение приоритетов государственной поддержки в промышленном развитии регионов, реализация программных мероприятий в отраслевом и внутритерриториальном разрезе, их координация. Это и определило выбор темы, постановку цепи и задач данной работы.
Целью диссертационного исследования является углубление теоретических и методологических подходов к разработке и реализации региональной социально-экономической политики развития территориально-производственного комплекса региона и его индустриального подкомплекса. Указанная цель определила необходимость решения следующих задач:
— исследовать сущность, цели и задачи социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов регионов;
— исследовать состояние и выявить основные проблемы развития территориально-производственного комплекса Кабардино-Балкарской республики (КБР);
— показать место и роль индустриального подкомплекса в структуре территориально-производственного комплекса Кабардино-Балкарской республики и обосновать целевые ориентиры и задачи его реформирования на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
— разработать предложения и рекомендации по формированию и реализации политики развития территориально-производственного комплекса региона.
Объектом диссертационного исследования выступает территориально-производственный комплекс Кабардино-Балкарской Республики. Исследования были сконцентрированы на индустриальном подкомплексе как наиболее важной структурной компоненте территориально-производственного комплекса Кабардино-Балкарской Республики.
Предметом диссертационного исследования является механизм реализации теоретических, методических и практических проблем управления, связанных с формированием социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов на региональном уровне.
Теоретической и методологической основой при проведении исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу экономических преобразований в России, проблемам регионального развития, особенностям отраслевых и региональных программ развития.
Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили Законы Российской Федерации, законодательные акты Президента и Правительства Российской Федерации по важнейшим вопросам развития экономики и промышленного комплекса страны, а также Законы Кабардино-Балкарской Республики и постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные, опубликованные в экономической литературе, периодической печати, информационные, аналитические, методические материалы и экспертные оценки российских и зарубежных информационно — статистических агентств, консалтинговых организаций, официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и ТО ФСГС по КБР, программные и прогнозные разработки государственных органов власти и управления Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, аналитические документы Правительства КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, отраслевых министерств и ведомств КБР, отчетные данные о производственно-финансовой деятельности промышленных предприятий.
В качестве инструментов исследования при оценке функционирования регионального территориально-производственного комплекса использованы методы статистического и стратегического анализа. В процессе обоснования основных стратегий и оперативных инструментов отраслевой социально-экономической политики на региональном уровне использованы методы факторного анализа, стратегического планирования и прогнозирования (методы факторного и кластерного анализа, типологических группировок, экспертных оценок, STEP-анализ, SWOT-анализ).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в определении основных характеристик социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов на региональном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1.Территориально-производственным комплексам в современной экономике по-прежнему принадлежит ключевая роль. Но аргументы как теоретического, так и практического характера указывают на то, что, помимо создания среды, благоприятной для предпринимательства, российскому государству следует прибегнуть к более активным мерам непосредственной поддержки стратегически важных секторов.
2. Современные условия хозяйствования в России характеризуются ростом экономической самостоятельности регионов и усилением их влияния на экономику страны в целом. Анализ показывает, что наибольшим потенциалом обладают те регионы, в которых усилия органов власти направлены на разработку и реализация эффективной экономической региональной политики. Место отраслей в современной экономике постепенно должны будут занимать кластеры, иначе нельзя будет обеспечивать конкурентоспособность страны и ее регионов в глобальном рынке на долгосрочную перспективу, а интегрированные регионы должны тесниться сетевыми. России предстоит из протокластеров вырастить полноценные производственные кластеры и на этой базе развернуть новую сетевую пространственную организацию страны. В этом может заключаться решение главной задачи национальной промышленной политики.
3. Последовательное осуществление социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять достойное место в глобальной экономике. Однако, при отборе секторов, которые должны пользоваться государственной поддержкой, следует учитывать три главных критерия:
— воздействие на российскую экономику;
— потенциальные конкурентные позиции России в этом секторе;
— возможность быстро осуществлять соответствующие мероприятия в рамках промышленной политики и оценивать их воздействие.
Эффективная и реалистичная государственная политика должна включать триаду: проблемы — предложения по их решению — действия по реализации принятых решений.
По проведению социально-экономической политики развития территориально-производственных комплексов в России необходимо использовать следующие рекомендации:
— создать новое агентство, подотчетное на высшем уровне государственной власти России;
— сконцентрировать внимание на небольшом количестве программ, отбор которых должен быть максимально прозрачным, с участием международных экспертов;
— обязательным условием предоставления поддержки должно стать выполнение ранее поставленных задач;
— использовать такие меры, которые минимизируют риск коррупции.
Разработка и реализация промышленной политики осуществляется, как правило, на трех уровнях (макро-, мезо-, микро-уровнях).
4. Промышленный комплекс КБР является структурообразующей отраслью экономики и от эффективности ее функционирования зависит возможность реализации стратегических целей развития республики. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес занимают машиностроение и пищевая промышленность, на долю которых приходится более 60 процентов всего объема промышленного производства республики.
Индекс физического объема по промышленности существенно превысил среднероссийский уровень и аналогичный показатель по Южному федеральному округу. При этом из 160 крупных и средних промышленных предприятий, учитываемых статистикой, на 80 предприятиях объемы отгруженной продукции увеличены по сравнению предыдущим годом, на 56 предприятиях — снижены, на 24-х предприятиях остались на прежнем уровне.
Отставание от параметров Программы развития промышленности на период 2002;2006гг. показателей выпуска продукции является также следствием низкой эффективности деятельности предприятий (финансовое состояние предприятий и организаций республики характеризуется значительным ухудшением).
5. К основным проблемам, стоящим перед промышленным комплексом республики, можно отнести следующие. Изношенность основных фондов, низкое качество продукции и производительность труда, неприемлемая фондовооруженность, технологическая отсталость. Они ведут к низкой конкурентоспособности на региональном и общероссийском рынке. В отрасли промышленности наблюдается большой разброс по уровню оплаты труда. Низкая рентабельность промышленного производства.
6.Результаты STEP-анализа показали, что технологические факторы по-прежнему будут играть определяющее значение в повышении эффективности промышленного комплекса региона (особенно в долгосрочном периоде). При этом важнейшее место будут занимать вопросы улучшения подготовки персонала (особенно руководителей высшего и среднего звена управления), активизации в производственных процессах научно-технической и инновационной компонент.
Оценка макроэкономических и политических факторов показала, что в основном характер их влияния в среднесрочной и долгосрочной перспективе существенно не изменится, что обусловливает необходимость формирования и реализация эффективной региональной политики, которая соответствовала бы современным условиям и тенденциям социально-экономического развития и создавала бы предпосылки для устойчивого промышленного развития региона.
7. В работе сформулированы наиболее общие принципы повышения эффективности промышленной политики путем использования программно-целевого метода, а именно ФЦП и РЦП.
8.Для оценки экономического потенциала при подведении итогов по критериям и показателям оценки деятельности администраций городских округов и муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики автором предложена методика ранжирования муниципальных образований республики.
9.Выделены три субъектных блока реализации региональной промышленной политики, — это собственно органы исполнительной власти субъекта РФ, хозяйствующие субъекты промышленного комплекса, а также организации, функционирующие на территории региона как элементы экономической инфраструктуры.
10. В работе сформирована структурная схема субъекта реализации региональной промышленной политики. Функциональные подсистемы включают основные функции управления: планирование, организацию, реализация и контроль. Состав обеспечивающих подсистем обусловлен общими требованиями к реализационной модели и включает правовое, организационное, финансовое, кадровое, информационное, научно-инновационное и социальное обеспечение. Разработана структурная схема модели реализации региональной промышленной политики.
И. В республике назрела необходимость формирования эффективных объединений хозяйствующих субъектов и финансово-кредитных учреждений, других форм интеграции промышленных предприятий. Особенно эффективным может быть объединение финансовых, материальных и иных ресурсов предприятий республики с целью совместного продвижения однородной, или однотипной продукции на внутреннем или внешнем рынке. Возможно объединение в рамках финансово-промышленной группы или иной интеграционной структуры с целью аутсорсинга функций маркетинга, продвижения и рекламы одной внутренней или даже внешней по отношению к данному объединению структуре. Также целесообразно объединение предприятий являющихся этапами одного технологического цикла, что дает возможность применения трансфертных цен, снижения издержек и на основе этого повышение конкурентоспособности и появление возможности проведения более агрессивной ценовой политики, возможны и другие варианты объединения предприятий. В работе разработаны интегрированные бизнес-структуры практически во всех отраслях промышленности, образование которых необходимо и целесообразно в Кабардино-Балкарской республике.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. лит., 1993.-64с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. — М.: Кодекс, 1995.
- Конституция Кабардино-Балкарской Республики.
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»
- Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. N396 с изменениями «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»
- Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 N774 «О подготовке управленческих кадров народного хозяйства РФ»
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета. 2003 г., 17 мая.
- Закон КБР от 4 июня 2000 года № 23-РЗ «О государственной промышленной политике в Кабардино-Балкарской Республике»
- Закон КБР от 16 апреля 2001 года № 23-РЗ «Об инвестиционной деятельности в КБР»
- Ю.Закон КБР от 20.12.2004 г. № 46-РЗ «О предоставлении субвенций за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики при финансировании капитальных вложений»
- Закон КБР от 23.06.2001 г. № 54-РЗ «О залоговом фонде КБР»
- Закон КБР от 22.03.2002 г. № 18-РЗ (в ред. 20.12.2004 г.) «Об инвестиционном налоговом кредите»
- Закон КБР от 05.01.2005 г. № 5-РЗ «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам на территории Кабардино-Балкарской Республики»
- Закон КБР от 04.01.2005 г. 4-РЗ «О субвенциях, предоставляемых субъектам инвестиционной деятельности в целях финансирования затрат по страхованию рисков в пользу инвесторов»
- Закон КБР от 27 ноября 2003 года 102-РЗ «О налоге на имущество организации"1 б. Республиканская целевая программа социально-экономического развития КБР на 2002−2006 годы, принята от 03.08.2002 г. № 51-РЗ
- Республиканская целевая программа развития промышленности в КБР на 2002−2006 годы, принята от 14.01.2003 г. № 8~РЗ
- Республиканская целевая программа «Развитие топливно-энергетического комплекса в КБР на 2002−2006гг.»,(подпрограммы «Развитие электроэнергетики КБР», «Развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности КБР») от 07.02.2003 г. № 18-РЗ
- Республиканская целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности КБР на 2002−2006 годы», от 07.02.2003 г. № 19-РЗ.
- Постановление Правительства КБР от 6 октября 2005 года № 298-ПП «Об утверждении перечня инвестиционных проектов КБР»
- Постановление Правительства КБР от 2 июля 2005 года № 226-ПП «Об интеграции промышленных предприятий республики, ориентированных на единый рынок производимой продукции».
- Постановление Правительства КБР от 29 июля 2005 года № 274-ПП «О привлечении инвестиции на реконструкцию ОАО «ТГОК».
- Доклад Правительства РФ «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года».
- Социально-экономическое положение России: Ежемесячный доклад / М. Госкомстат России.
- Регионы России: Статистический сборник. 2001−2004гг. —М.: Госкомстат России
- Кабардино-Балкарская республика в цифрах (1998−2005) / Кабардино-Балкариястат — Нальчик.
- Социально-экономическое положение КБР: Ежемесячный доклад / Н.-Кабардино-Балкариястат
- Краткосрочные экономические показатели Кабардино-Балкарская республика. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. — 2005. — № 12.1. Книги и монографии
- Абалкин Л.И. Избранные труды: В 4-х тт. Т. IV: В поисках новой стратегии / Вольное экономическое общество России- Сост. О. М. Грибанова — М: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 799 с.
- Бард В. С., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н., Щепетова С. Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики. М.: экзамен, 2003. -С. 320.
- Бондарь В.М. Формирование региональной инвестиционно-промышленной политики // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 2003.
- Витте С.Ю. Воспонимания. В 3-х т., 1960. Т.2. с. 645.
- Воскеричян P.O. Инструменты промышленной политики в условиях глобализации. Монография. М. Изд-во Рос. университета дружбы народов, 2005 г. ИПКРУДН-247с.
- Газимагамедов Р.К. «Современная региональная промышленная политика: кластерный подход. Рос.акад.наук. Институт мировой экономики и международных отношений. М. ИМЭМО РАН, 2005 г., 217с.
- Гизбрехт А.П. Инновационно-промышленная политика в стратегическом управлении развитием городов России // Диссертация на соискание ученойстепени кандидата экономических наук. СПб., 2004.
- Глазычев B.JI. Глубинная Россия: 2000−2002гг. -М.: Новое издательство, 2003.37. «Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации». -М. Торгово-промышленная палата РФ, 2003 г.
- Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям./ Под редакцией Е. М. Примакова и В. Л. Макарова. М.:Наука, 2004.
- Гутман Г. В. и др. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, СВ. Федин- Под ред. Г. В. Гутмана. —М.: Финансы и статистика, 2001, —176 с.
- Дежина И. Обеспечение эффективных механизмов осуществления инновационной деятельности в российской экономике. М.: Институт экономики переходного периода, 2001.- 51 с.
- Дороговцев А.П., Медведев А. Ю. Инвестиционная привлекательность отраслей переработки агропромышленного комплекса. Вологда: ИПЦ «Легия», 2002.- 162 с.
- Жданов В.П. Инвестиции и промышленная политика в регионе. Калининград: Изд-во Калининградского гос. университета, 2005 г. 376с.
- Иванов В. М., Тарханов В. А. Организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон. Учебное пособие. М.: РЭА им. В. Плеханова, 1998.
- Иогман JI.Г. Организационно-экономические основы модернизации промышленности региона. -Вологда: ВНКЦЦЭМИ РАН, 2003.- 121 с.
- Княгинин В.Н., Щедровский П. Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. М.: Европа, 2005 г. С.139
- Конышев В. А. Организационно-экономические основы эффективного функционирования финансово-промышленных групп // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -М.: ИМЭИ при Министерстве Экономики РФ, 1998.
- Кумакова С. В. Экономические методы государственного и регионального управления. Саратов, Поволжский кадровый Центр, 1993.
- Лисовский С.М. Современная региональная промышленная политика. Проблемы формирования и механизм реализации. Саратов: Поволжская академия гос. службы им. П. А. Столыпина, 2004 г., 202 с.
- Литовка О.П., Межсвич Н. М. Региональная политика в Российской Федерации: экономические и политико-правовые аспекты. — СПб.: ИПРЭ РАН. 2000.-118 с.
- Лувер Э. «Россия: настоятельная необходимость в амбициозной промышленной политике». Российско-еропейский центр экономической политики (РЕЦЭП), 2005 г.
- Львов Д.С. Экономика развития. -М.: Экзамен, 2002. 512 с.
- Львов Д.С., Поршнев А. Г. Управление социально-экономическим развитие России: концепции, цели, механизмы. -М.: Экономика, 2002 г.
- Ляшецкий А. А. Экономические и организационные механизмы управления заработной платой в промышленности. Саратов, Саратовский гостехуниверситет, 1995.-215 с.
- Моисеева О.Г. Современная промышленная политика в регионе: экономические аспекты, проблемы, перспективы реализации // диссертацияна соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2001.
- Москвина О.С. Формирование и методы реализации региональной промышленной политики // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Вологда, 2003.
- Машков Д.А. Разработка организационно-экономического механизма устойчивого функционирования предприятий масложировой промышленности// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2005.
- Мендеелев Д.И. К познанию России. СПб., 1906.
- Немиров A.JI. Организация и управление экономическим развитием регионального промышленного комплекса (теоретические и прикладные аспекты) //автореферат диссертации на соискание ученной степени доктора экономических наук. г. Иваново, 2001.
- Огородников И.Г. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в национальной экономике // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -М.: РЭА им. Плеханова, 2003.
- Организация и эффективность инвестиционной деятельности в экономических системах. Нальчик: КБНЦ РАН, 2004.
- Паутов В.Н. Идеология и современная промышленная политика. М.: МаксПресс, 2005 г. -37с.
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005гг.). Известия, 18 июня 2003 г.
- Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации: Колл. монограф. / Под науч. рук. И. В. Липсиц и А. А. Нещадина. —Москва: Экспертный институт, 1997. —224 с.
- Приоритеты социально-экономического развития регионов: теория, методология, практика / Под ред. чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. — 530 с.
- Портер М. Конкурентные преимущества стран. М. 2005.
- Портер М. Конкуренция. СПб.-М.-Киев: Вильяме, 2003.С.204.
- Райзберг Б.А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление. — М: ИНФРА-М, 2002. — 428 с.
- Рассошных А.С. Организационно-экономические аспекты реализации региональной промышленной политики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004 г., 53с.
- Рубл Б.А. Стратегия большого города: Прагматический плюрализм в Чикаго «позолоченного века», Москве серебряного века и Осаке эпохи Мэйдзи. М.: МШПИ, 2004.
- Стрельникова В.В. Промышленная политика в условиях: трансформации и модернизации экономики России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Волгоград, 2005.
- Титов К.А. Региональная промышленная политика: формирование и реализация. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.-245с.
- Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. -М.: Альбина Паблишер, 2003. -с.450.
- Точеная Т.И. Основы и современные формы региональной промышленной политики, уч.пособие, Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. университета. 2005 г., 176с.
- Ферова И.С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политики региона. Монография, Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 2005 г., 105 с.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело ЛТД, 1993. -864 с.
- Хомутова Е.В. Производственный потенциал пищевой промышленности региона и его оптимизация // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 2003.
- Хайек Ф. А. Частные деньги. 1996 г русск. Пер. // http://www.libertarium.ru/libertarium/llib prmoney.
- Цогоев В. Г. Организационно-экономические основы региональной научно-инновационной политики. Владикавказ: Ир, 2000. — 72 с.
- Черникин О.С. Интегрированный комплекс как фактор реализации промышленной политики // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тверь, 2004.
- Шеожев Х.В., Паштова Л. Г. Формирование инвестиционной политики в современной России. Нальчик: Эльбрус, 2005. -184с.
- Шидов А.Х. Региональные аспекты инновационно-инвестиционного развития: Теория и практика анализа инвестиций. СПб.: Изд-во СПб. УЭиФ, 2000.
- Эрнст О.А. Формирование стратегии устойчивого развития производства в промышленности современной России //Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2002.86. «100 wealthiest Russian businessmen», Forbes Russia, May 2005
- The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting» by Daniel Bell, 1976 («Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.»)1. Периодические издания
- Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2000. № 2. — С. 24−30.
- Абалкин Л.И. Радикальная реформа: от конкуренции к практическим действиям // Вопросы экономики. 1990, № 1. С. 14.
- Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997, № 6. С. 4.
- Анисимов В., Винслав Ю. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы совершенствования. Ж. Российский экономический журнал. 2002 г., № 9, с. 30−44.
- Балацкий Е. Использование индикативного мониторинга структурного развития экономики при разработке промышленной политики. Ж. Общество и экономика, 2001 г., № 7−8, с. 136−146.
- Бачурин А. Радикальная экономическая реформа и ее проблемы // Экономист. 2000. -№ 3.-С. 20−25.
- Бахтизин А.Р. Применение CGE подхода для оценки эффективности мер государственной политики. В сб. Проблемы становления гражданского общества в России. Вып.2., М., 2003 г.
- Белова А., Попова Е. «Когда рынок пасует». //Эксперт. 2002. № 42. с48−52.
- Глазьев С.Ю. Критический анализ проекта «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» // Диалог. -2000. № 9. — С. 47−55.
- Глазьев С.Ю. О выборе стратегии будущего развития // Свободная мысль-XXI.-2001.-№ 2.-С. 4−23.
- Гранберг А. Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. 2004.-№ 2.-с.57−60.
- Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. — 2001 — № 9, —С. 15−27.
- Дубенецкий Я.И. Активная промышленная политика: безотлагательная необходимость//Проблемы прогнозирования. 2003. -№ 1. С. 3−17.
- Дронов Р.И. Проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Промышленность России. -2000. № 3. — С. 55−61.
- Заварина Е., Сивориповский Б., Ладонычева Г. Актуальные вопросы межрегиональных сравнений // Вопросы статистики. — 2001. — № 6. — С. 34−39.
- Залата К.В., Буздалина О. Б. Законодательные условия привлечения иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации // Налоговый вестник. 2000. — № 2. — С. 69−70.
- Иванов А., Перевозчиков А., Лапушинская Г. Предварительная экспертиза прямых инвестиций в промышленность России // Проблемы теории ипрактики управления. -2000. № 2. — С. 63−66.
- Илларионов А.Н. Актуальные проблемы экономического роста России // Общество и экономика. — 2002. № 8−9. — С. 27−35.
- Илларионов А.Н. Модели экономического развития и Россия // Вопросы экономики. 1996, № 7. С.4−9.
- Илларионов Е. Явный советник: Беседа с советником президента А. Илларионовым /Записала Е. Кравченко. // Деловые люди. 2001.- № 121. -С.8−15.
- Казанцев С.В. Сравнительный анализ потенциала и эффективности экономики российских: регионов // ЭКО. — 2002. — № 7. — С. 62−76.
- Каретникова Т.М. Условия и источники финансирования инвестиций промышленных предприятий // Государственная экономическая политика: проблемы перехода к рынку: Матер, межкафедр, науч.-практ. семинара. -Челябинск, 2000. С. 172−179.
- Косарев А.Е. Вопросы макроэкономической оценки бегства капитала из России //Вопросы статистики. 2000. — № 2. — С. 9−12-
- Кутилин П. А. Изменение роли региональных центров РФ в социально-экономическом развитии своих регионов в 90-е годы // Вестник Моск. Унта, сер. 5, геогр. 2002, № 3.
- Кушлин В. Цели и факторы модернизации экономики // Экономист. -2001.— № 8. —С. 3−10.
- Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 3. Региональные программы в новейшей реформационной ситуации // Российский экономический журнал. — 2000. — № 8. — С. 23−35.
- Мурычев А. Привлечение капитала в отечественное производство // Журнал для акционеров. 2000. — № 4. — С. 30−32-
- Мышкин A.M., Ткаченко Е. А. Проблемы инвестирования в реструктуризацию промышленных предприятий // Современная российскаяэкономика: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. СПб., 2000. — С. 33−38.
- Накацева Н.В. Оценка действующих мер по реформированию промышленности Кабардино-Балкарской Республики // Вестник Кабардино-Балкарского университета. Серия экономические науки, выпуск 8, Нальчик, КБГУ, 2006.-С.93−94.
- Накацева Н.В. Регионализация как одно из направлений развития промышленности // Материалы Международной научно-технической конференции «Экономические реформы в России», Санкт-Петербург, 2006.-С.39−44.
- Нешадин А., Малютин М. Путь модернизации России // Общество и экономика. —2002. —№ 5. — С. 37−50.
- Николаев М., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист. 2000. — № 3. — С. 54−60.
- Пчелинцев О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. — 2002. — № 1. — С. 3−16.
- Фишер П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — С. 64−71
- Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1997, № 6. С. 13.1. Интернет издания
- Доклад консалтинговой компании «Мс Kinsey» «Инвестиции транснациональных компаний в развивающихся странах"26, http: www.mckinsey.com/knowledge/mgi/newhorizonons/
- Сулакшин С. Удвоение ВВП России задача материальная.// www. tpprf/ru/main/prompolmaom/9/.
- Центр экономических и финансовых исследований и разработок http: www.rusrev. org/B lazeS erver/page.j sp? pk=node105 9820 883 95 0