Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изучение безработицы и форм ее проявления на рынке труда

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая группа причин скрытой безработицы связана с нежеланием работников, покидать прежнее место работы даже, несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице… Читать ещё >

Изучение безработицы и форм ее проявления на рынке труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
    • Глава 1. Теоретические аспекты безработицы
      • 1.1 Понятие безработицы
      • 1.2 Формы безработицы
      • Глава 2. Основные причины и последствия безработицы, методы её регулирования
      • 2.1 Причины и последствия безработицы
      • 2.2 Уровень безработицы в России
      • Глава 3. Методы сокращения безработицы
      • Заключение

безработица занятость российский население

Актуальность данной темы заключается в том, что безработица является одной из самых распространенных явлений, как в индустриальном обществе, так и в нашем современном обществе. Эта проблема касается всего общества в целом. Так же, проблема безработицы будет оставаться еще актуальной и в будущем времени, так как безработицу невозможно полностью ликвидировать, как и наблюдать полную занятость тоже в любой стране.

Говоря о безработице, следует так же сказать, что она представляет собой большую проблему на макроэкономическом уровне страны, которая оказывает сильное влияние на каждого человека. Для большинства людей высокий уровень безработицы является сильным потрясением, которое может оказать негативное последствие на человека. С этим может быть связано, как, например, потеря работы, следовательно, это снижение жизненного уровня и серьезная психологическая травма, так как часть граждан не смогут реализовать свои хотя бы базовые потребности.

От уровня безработицы многое зависит, например такие факторы, как повышение уровня преступности, уровень миграции, наличие квалифицированной рабочей силы и многое другое. Неудивительно, что проблема безработицы является самой обсуждаемой среди политиков, что также еще раз подчеркивает актуальность данной темы.

В каждой стране существует определенный уровень безработицы, но если этот уровень становится слишком высоким, это приводит к серьезным последствиям. Поэтому, задача каждого государства направлена на уменьшении уровня безработицы, а для этого необходимо увеличивать уровень занятости населения. Для этой цели существует специальная разработанная государственная политика занятости населения. Эта государственная политика реализует различные мероприятия для повышения уровня занятости, путем увеличения новых рабочих мест, изменение системы образования, повышение квалификации работников, обучение и переобучение сотрудников в связи с научно техническим прогрессом (НТР), так же создаются необходимые условия для развития малого и среднего и индивидуального бизнеса и многое другое.

Поэтому изучение безработицы, ее видов, возникновения ее причин, факторов, которые влияют на нее, а так же каковы последствия безработицы и многое другое, можно проследить в данной курсовой работе.

Цель данной работы — изучить безработицу и формы ее проявления на рынке труда.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть сущность безработицы, ее формы;

— выявить причины и последствия безработицы;

— изучить методы сокращения безработицы;

— определить пути решения проблемы безработицы в России.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты безработицы

1.1 Понятие безработицы

Безработица это неизбежное явление рыночной экономики. Объективной основой и определяющим фактором ее возникновения и развития являются отношения собственности, наличие необходимых средств производства у предпринимателей и их отсутствие у трудящихся, а также существование системы наемного труда [17, с. 172].

В настоящее время понятие безработицы в различных источниках трактуется по-разному. Рассмотрим некоторые из них.

По мнению Кокиной Ю. П., безработица представляет собой сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, когда часть активного населения не занята в общественном производстве, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда (последнее связано с отсутствием подходящих рабочих мест). При этом она лишает человека возможности развить свои профессиональные способности, получать заработную плату, что в итоге ведет к его обнищанию [9, с. 46].

Кузнецова Б.Т. определяет безработицу как недоиспользование труда из-за отсутствия равновесия на рынке труда, вызванного превышением величины предложения труда над величиной спроса на труд [11, с. 323].

Безработица, по определению, принятому Международной Организацией Труда (МОТ) трактуется, как потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу [25, с. 164]. Однако, безработица — это не только экономическое явление, но и своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, морали общества.

В масштабе страны процесс безработицы напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от него зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Особенно важна и стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках установившейся экономической системы и совсем другое, когда осуществляется переход к принципиально иной системе [5, с. 282].

Итак, если существует безработица, следовательно, есть и безработные. Безработным, по методологии МОТ, считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет её, готов к ней приступить и не имеет других источников доходов, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости.

По закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить [1, с. 351].

Вместе с тем законодательство выделяет категории населения и случаи, когда незанятые граждане не могут быть признаны безработными [6, с. 156]:

а) граждане, не достигшие 16-летнего возраста;

б) лица, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости, за выслугу лет;

в) лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работы, не имеющие профессии, в случае двух отказов от получения профессиональной работы, включая работу временного характера. При этом, гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды;

г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы.

1.2 Формы безработицы

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат степень учета, причина ее возникновения и её продолжительность. Рассмотрим по подробней эти критерии:

а) по степени учета:

1) явная (реальная или официальная) безработица — это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости [Бродская];

2) скрытая безработица определяется косвенными методами, в том числе экспертной оценкой. Она включает: потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда; отвлечение рабочей силы от основной деятельности; устранимые целодневные и внутрисменные потери рабочего времени; излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятий и т. д. без адекватного снижения численности работников.

При этом скрытую безработицу принято разделять на официальную и неофициальную. В официальную часть скрытой безработицы включаются регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего дня. В неофициальную часть скрытой безработицы следует включать и избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости [11, с. 185].

б) по причинам возникновения:

1) фрикционная безработица — обусловлена увольнением по собственному желанию в целях поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства. Причинами безработицы данного вида могут быть: получение более высокого образования, перемена места жительства, предложение работать по более выгодной профессии в другой организации и др. Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи между несовпадением увольнения из одних организаций и наймом работников другими организациями, переходом от одних профессий к другим, из одних отраслей регионов в другие;

2) Сезонная безработица — это безработица, которая зависит от сезонного характера некоторых видов работ.

3) структурная безработица — проявляет себя в результате высвобождения рабочей силы, вызванного структурными изменениями в национальной экономике. Она сопровождается перемещением производства и занятости из одних отраслей в другие, отсюда неизбежные сокращения численности рабочей силы в одних отраслях и наращивание в других. Масштаб безработицы — отрасль [10, с. 273];

4) циклическая безработица — вызвана спадом производства, той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью инвестиций в экономику. В этих условиях совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Это наиболее негативный вид безработицы. Он возникает в период общего экономического спада и проявляется в сокращении совокупных расходов в экономике и соответственно в снижении спроса на рынке труда. Причиной циклических колебаний занятости в странах с развитым рыночным хозяйством является последовательное прохождение экономикой фаз экономического цикла. В нашей стране сокращение спроса на рабочую силу обусловлено переходом экономики на принципиально новые рыночные условия хозяйствования [7, с. 180];

5) институциональная безработица — обусловлена правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение (например, чрезмерные социальные выплаты, не стимулирующие к поиску работы).

в) по времени продолжительности:

1) кратковременная безработица продолжительностью один-два месяца характерна для фрикционной безработицы.

2) умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев.

3) длительная безработица представляет собой безработицу в течение 8−18 месяцев, сопровождающуюся общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способностей интенсивно работать в течение необходимого времени [8, с. 157];

4) застойная безработица — безработица, продолжающаяся свыше 18 месяцев. При безработице этого вида у неработающих лиц наступает полная профессиональная деградация вследствие продолжительного отсутствия условий для повторения основных трудовых приемов и операций [2, с. 414];

Также различают следующие критерии безработицы:

— степень учета (явная и скрытая безработица);

— причины возникновения (фрикционная, структурная, циклическая, институциональная безработица);

— временя продолжительности (кратковременная безработица, умеренная безработица, длительная безработица, застойная безработица).

Таким образом, безработица — это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовывать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств для жизни.

безработица занятость российский население

Глава 2. Основные причины и последствия безработицы, методы её регулирования

2.1 Причины и последствия безработицы

Безработица как, любое экономическое явление, имеет свои причины возникновения и свои последствия, в основном негативно влияющие на экономику страны в целом [26, с. 179].

Можно выделить следующие общие причины безработицы:

а) избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);

б) установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;

в) вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;

г) наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);

д) низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).

Помимо данных общих причин, для каждого вида безработицы существуют свои, специфические. Так, например, для фрикционной безработицы это могут быть [25, с. 187]:

а) географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;

б) смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;

в) наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т. п.

Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий [19, с. 352].

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой.

Вторая группа причин скрытой безработицы связана с нежеланием работников, покидать прежнее место работы даже, несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость.

В связи с возникновением причин безработицы можно также сказать о последствиях безработицы, вызванных этими причинами.

В настоящее время существует множества последствий безработицы, но главные из них это социальные и экономические.

Одно из главных негативных экономических последствий безработицы — нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг [22, с. 164].

Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Так, например, известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием — не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией [14, с. 165]. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.

Следовательно, можно выделить отрицательные и положительные экономические последствия безработицы. К отрицательным последствиям безработицы относятся [18, с. 321]:

а) обесценивание последствий обучения;

б) сокращение производства;

в) затраты на помощь безработным;

г) утрата квалификации;

д) снижение жизненного уровня;

е) недопроизводство национального дохода;

ж) снижение налоговых поступлений.

Положительные экономические последствия безработицы:

а) создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики;

б) конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

в) перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;

г) стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Социальные последствия безработицы негативно влияют на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества, так же, в связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности [30, с. 184].

Бедность — это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти.

К положительным социальным последствиям безработицы можно отнести следующее [27, с. 68]:

а) повышение социальной ценности рабочего места;

б) увеличение личного свободного времени;

в) возрастание свободы выбора места работы;

г) увеличение социальной значимости и ценности труда.

Таким образом, можно сказать, что причин возникновения безработицы очень много. Но можно выделить главные: избыток населения; установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения; вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции и другие.

Все эти указанные причины безработицы приводят к экономическим и социальным последствиям. К экономическим последствиям безработицы относят: обесценивание последствий обучения; сокращение производства; затраты на помощь безработным; утрата квалификации; снижение жизненного уровня; недопроизводство национального дохода и другие. К социальным последствиям безработицы относят: обострение криминогенной ситуации; усиление социальной напряженности; рост количества физических и душевных заболеваний; увеличение социальной дифференциации; снижение трудовой активности и другие.

2.2 Уровень безработицы в России

Уровень безработицы — одна из самых главных характеристик, описывающая экономику страны или региона. Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическая ситуация и ниже уровень жизни населения.

Россия — огромная страна, состоящий из 83 федеральных субъектов — республик, краев, округов, областей и городов федерального значения. У каждого из этих регионов своя история, правительство, ресурсы, население и экономика, и, соответственно, уровень безработицы в каждом из регионов разный.

За последние 10 лет безработица в России имеет, в целом, тенденцию к сокращению. Это справедливо как для исследований, проводимых по методологии Международной организации труда (МОТ), основанной на опросах населения, так и для статистики по количеству официально зарегистрированных в России безработных. В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 10 лет, и этот уровень продолжает снижаться. Если в январе 2013 года в России было официально зарегистрировано 1,072 млн. безработных, то в ноябре их количество сократилось до 848,9 тысяч человек.

Служба занятости населения в России располагает базой данных, содержащей информацию о более чем 1,5 млн. вакантных рабочих мест по территории всей страны, то есть, на каждого официально зарегистрированного безработного приходится почти по два свободных рабочих места. Причем, по этим вакансиям встречается довольно высокая, доходящая до сотен тысяч и даже до 1 млн. рублей заработная плата.

Однако, налицо некоторый дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест, в зависимости от должности. Так, если наибольшее количество рабочих мест категории служащих приходится на вакансии специалистов, врачей и инженеров, то наибольшим спросом со стороны ищущих работу граждан пользуются вакансии бухгалтера, юриста, экономиста, техника.

Наряду со снижением безработицы, с начала 2013 года почти в два раза выросла общая задолженность предприятий перед работниками по заработной плате. Число работников, не получивших своевременно заработную плату на начало 2013 года составляло примерно 53 тыс. человек, на ноябрь 2013 года это количество увеличилось до 95 тыс. человек. Также выросла и сама сумма задолженности — с 1,5 млрд. рублей на начало 2013 года до почти 3 млрд. рублей на ноябрь 2013 года. При этом следует отметить, что в октябре была почти полностью погашена задолженность бюджетов всех уровней по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Постепенно копившаяся с начала 2013 года бюджетная задолженность составляла на октябрь 2013 года примерно 77 млн руб., а к ноябрю этого же года она уже снизилась до 3,5 млн руб. Задолженность же организаций по заработной плате из-за отсутствия собственных средств проявляет тенденцию к росту, что свидетельствует об ухудшении экономической ситуации на предприятиях.

Таблица 1. Уровень безработицы в России в 2013 году

Месяц

Динамика

Безработица, млн. человек

Безработица, %

За квартал (в среднем, %)

Январь

^

4.5

6.0

5.8

Февраль

v

4.3

5.8

Март

v

4.3

5.7

Апрель

v

4.2

5.6

5.4

Май

v

3.9

5.2

Июнь

^

4.1

5.4

Июль

v

4.0

5.3

5.2

Август

v

4.0

5.2

Сентябрь

^

4.0

5.3

Октябрь

^

4.1

5.5

5.5

Ноябрь

v

4.1

5.4

Декабрь

^

4.2

5.6

Источник: на основе данных Федеральной службы государственной статистики Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ), в 4,6 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце декабря 2013 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 918 000 человек. Это на 5,1% больше, чем в ноябре 2013 г.

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечался в декабре в Центральном федеральном округе (3,4%), самый высокий — в Северокавказском федеральном округе (12,4%).

Среди регионов России самый высокий уровень безработицы в четвертом квартале 2013 г. был зафиксирован в Ингушетии (39,5%) и Чечне (25,7%). Самая низкая безработица в октябре — декабре 2013 г. отмечена в Санкт-Петербурге (2,0%) и Москве (2,0%).

Глава 3. Методы сокращения безработицы

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

Так, например, уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет [35]:

а) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

б) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

1) создание развитого рынка жилья;

2) увеличение масштабов жилищного строительства;

3) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии.

В России был период, когда не хватало специалистов, которые бы обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер. Познакомимся с некоторыми из них:

1) создание условий для роста спроса на товары. Уже выяснено, что спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица падет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Отсюда и призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для повышения доходов граждан, которое ведет к увеличению спроса на товары. Что в свою очередь вызывает рост производства пользующихся спросом товаров и, соответственно, рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.

2) серьезной проблемой борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:

— стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;

— поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;

— поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства и занятости для россиян.

Существует еще ряд немало важных методов по сокращению безработицы [30]:

а) Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже притом же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57−58 лет, а женщинам — в 53−54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат;

б) Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

В этих целях принята специальная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализацией, которой занимается Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации (МАП РФ). Его основная задача — помогать, начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму. Такая поддержка может предоставляться в форме [32]:

1) денежных субсидий (например, возможность получить почти 60 000 руб. при регистрации индивидуального предпринимателя);

2) обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов);

3) стажировок;

4) льготного лизинга;

5) бизнес-инкубаторов. Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. «Встав на ноги», и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам;

6) льготного или бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское или юридическое обслуживание) и многое другое.

Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд.

Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, научные парки и прочие организации;

в) Реализация программ поддержки молодых специалистов. Эта программа включает в себя [28, с. 64]:

1) выплаты молодым специалистам (молодым специалистам в течение первых трех лет работы устанавливаются доплаты в размере 40 процентов ставки заработной платы, а молодым специалистам, имеющим диплом с отличием, — в размере 50 процентов ставки заработной платы);

2) подъёмные выплаты (выплачиваются, если молодой специалист был направлен на работу в другой населенный пункт по отношению к его месту жительства);

3) приобретение жилья;

4) доплаты, льготы, различные пособия, предоставление ипотеки и другие.

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы [29, с. 32]:

— экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);

— создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

— создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки и другие.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

— финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости;

— социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора, формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Таким образом, существует общие методы для сокращения безработицы и для каждого вида безработицы — специфические. Так, например, для сокращения фрикционной безработицы это: улучшение информационного обеспечения рынка труда; устранение факторов, снижающих мобильность рабочей силы и другие.

Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Но нужно все-таки эти программы реализовывать, чтобы число незанятых (безработных) во всех субъектах, городах, регионах нашей страны упало до минимального уровня безработицы.

Заключение

Безработица стала неотъемлемой частью изучения рыночной экономики. На самом деле, понятию безработицы даётся много определений. Каждый из них по отдельности дает точное объяснение этому сложному явлению, но и при совокупности этих определений безработицы в своем роде дополняет друг друга.

Многие авторы научных книг и пособий по макро — и микроэкономике дают определение безработицы, как сложное и многоаспектное явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве, и когда эта часть населения не может реализовать свои способности на рынке труда.

Другие же авторы дают определение безработицы, как недоиспользование наемного труда из-за отсутствия равновесия на рынке труда, который вызван превышением величины предложения над величиной спроса рабочей силы на труд.

Если существует безработица, значит, и существуют причины, которые её вызвали. Этими причинами могут быть: внедрение новейших технологий, связанные с научно-техническим прогрессом, которая в свою очередь приводит к сокращению значительной массы рабочего населения; экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей уменьшать потребности в рабочей силе и много других причин.

В более глубоком смысле безработица существует в различных видах (формах) в зависимости от критериев. По степени учета безработицу различают явную и скрытую. По причинам возникновения безработица может быть: сезонной, институциональной, фрикционной и т. д. По времени продолжительности бывает: кратковременная, умеренная, длительная, застойная.

В связи с этим возрастает роль последствий безработицы. Они могут быть самыми различными. Но главное последствие, любой безработицы, это потеря работы. Так как безработица лишает человека возможности реализовать свои профессиональные способности, получать зарплату, что в конечном итоге приведет к обнищанию населения страны. Также число безработных зависит от темпов экономического роста и эффективности труда; от уровня безработицы, который неустойчив и меняется, но никогда не снижается до нуля; и от политики занятости, которое проводит наше государство.

Регулирование занятости населения, снижение безработицы и сглаживании ее последствий важная роль отводится государственным органам службы занятости, и также привлекаются к содействию помощи в регулировании безработицы — негосударственные органы и организации.

Основная цель политики занятости в нашем государстве, как и в любом другом — обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Политика занятости бывает как активной, так и пассивной, но главный ее принцип — снижение уровня безработицы. К активной политике можно отнести следующие приоритетные направления: мероприятия, связанные с предупреждением увольнения сотрудников для сохранения рабочих мест, помощь в трудоустройстве, профессиональное обучение и переобучение, поддержка малого и среднего бизнеса и т. д. К пассивной политике занятости относят: выплата пособий безработным, помощь в поиске работы, оформление досрочного выхода на пенсию сотрудников, оказание иной нематериальной помощи и т. д.

Механизмы регулирования занятости осуществятся государственными органами исполнительной власти на федеральном уровне и так же на уровне субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, путем тщательного изучения сложившихся тех или иных условий, разработка и выполнение программ обеспечения занятости населения.

1. Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации». — М.: Юрид. лит., 2014. — 556 с.

2. Анисимов А. Б. Макроэкономика / А. Б. Анисимов, В. О. Артемьев. — М.: Дана, 2010. — 500 с.

3. Борисов Н. В. Экономическая теория / Н. В. Борисов. — Спб.: Издательский дом Герда, 2009. — 531 с.

4. Боровик Н. Н. Занятость населения. Учеб. пособие / Н. Н. Боровик. — М.: Экономика, 2012. — 216 с.

5. Генкин В. Л. Экономика и социология труда / В. Л. Генкин. — М.: Орел, 2013. — 316 с.

6. Грязнова О. А. Экономическая теория] / О. А. Грязнова. — М.: УнникаПринт, 2012. — 521 с.

7. Жулина А. А. Экономика труда. Учеб. пособие / А. А. Жулина. — М.: Дело, 2013. — 400 с.

8. Кашепов В. И. Рынок труда: проблемы и решения / В. И. Кашепов. — М.: Госюриздат, 2012. — 289 с.

9. Кокина А. Н. Экономика труда / А. Н. Кокина. — Р/на/Дону, 2013. — 381 с.

10. Колосова В. А. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения. Учеб. пособие / В. А. Колосова. — М.: Эксмо, 2011. — 496 с.

11. Кузнецов Е. В. Макроэкономика страны / Е. В. Кузнецов. — М: Юристъ, 2011. — 437 с.

12. Липсиц В. Н.

Введение

в экономику и бизнес предприятия / В. Н. Липсиц. — М.: Экзамен, 2010. — 178 с.

13. Мытицына Н. А. Обеспечение занятости населения / Н. А. Мытицина. — М.: Перспектива, 2013. — 286 с.

14. Николаева И. П. Экономика в вопросах и ответах. Учеб. пособие / И. П. Николаева. — М.: Гардерики, 2013. — 264 с.

15. Октябрьский П. Я. Статистика населения России / П. Я. Октябрьский. — М. Юристъ, 2012. — 328 с.

16. Остапенко К. О. Экономика труда. Учеб. пособие / К. О. Остапенко. — М.: Дюна, 2012. — 329 с.

17. Павленков В. А. Рынок труда: занятость и безработица / В. А. Павленков. — М.: МГУ, 2012. — 490 с.

18. Рофе Э. А. Экономика труда / Э. А. Рофе. — М.: КноРус, 2011 — 450 с.

19. Соколова Т. В. Основы экономики. Учеб. пособие / Т. В. Соколова. — М.: ПРИОР, 2013. — 373 с.

20. Фалина И. Т. Статистика рынка труда / И. Т. Фалина. — М.: РАГС, 2012. — 376 с.

21. Безнадежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне / Т. И. Безнадежных, В. Н. Иванова. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 492 с.

22. Бродская Е. А. Экономическая теория / Е. А. Бродская, М. А. Видяпин. — М.: Эксмо, 2012. — 384 с.

23. Корытылева А. В. Занятость населения и её регулирование: учеб. пособие / А. В. Корытылева, П. А. Чакреев. — Улан-Удэ: ВСГТУ, 2013. — 212 с.

24. Литвинов А. И. Проблемы занятости населения / А. И. Литвинов, А. Н. Усатова. — М.: Дюна, 2013. — 290 с.

25. Бестужев-Лада И. В. Социальные проблемы занятости России / И.В. Бестужев-Лада // Социологическое исследование. — 2012. — № 12. — С. 113−119.

26. Борзенков Р. Занятость населения в контексте государственной поддержки массового бизнеса / Р. Борзенков // Общество и экономика. — 2012. — № 11. — С. 124−143.

27. Статистика занятости и безработицы: трудовые ресурсы населения // Официальная статистика. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой