Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было… Читать ещё >
Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Калужской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования
" Кировский индустриально-педагогический колледж" им. А. П. Чурилина Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Курсовая работа
Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Головач М.Ю.
студентки 3 курса, группы 3 «Д»
Научный руководитель:
Жабина И.Ю.
Киров, 2015
- Введение
- 1. Теоретические аспекты изучения психологического развития детей среднего дошкольного возраста
- 1.1 Основные закономерности физического развития детей в среднем дошкольном возрасте
- 1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
- 2. Современные подходы к исследованию влияния семейных отношений на развитие личности ребенка
- 2.1 Семья, как фактор развития ребенка
- 2.2 Основные подходы к семейному воспитанию
- 2.3 Классификация семейного воспитания и семейных отношений
- 3. Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие
- 3.1 Суть детско-родительских отношений
- 3.2 Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие личности дошкольника
- 3.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
- Заключение
- Библиографический список использованной литературы
В условиях современного общества взрослые, не осознают, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять их точку зрения. Поэтому взрослое поколение часто раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми они сталкиваемся ежедневно, не понимают желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию. Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению («это он должен знать в своем возрасте»), а в процессе радостного сотрудничества со взрослым, — большое родительское искусство.
Мир семьи разнообразен, многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако семейная жизнь — не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми.
Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
Актуальность исследования обусловливается недостаточностью внимания к решению проблем психологической диагностики и коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье. Исключение составляют отдельные работы клиницистов — А. И. Захарова, В. И. Гарбузова, Э. Г. Эйдемиллера. Поэтому разработка теоретических и методических принципов психокоррекционной работы, как с детьми, так и с их близким окружением чрезвычайно актуальна.
Цель: изучить влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объект: психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом и целью работы поставлены следующие задачи:
1) Изучить накопленный теоретический материал отечественных и зарубежных психологов по данной проблеме;
2) Рассмотреть типы детско-родительских отношений;
3) Выявить влияние типов детско-родительских отношений на психологическое развитие ребенка среднего дошкольного возраста;
4) Представить классификацию семейного воспитания и семейных отношений;
5) Проанализировать психологические нарушения, которые могут быть вызваны влиянием детско-родительских отношений.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы.
психологический развитие родительский семейный
1. Теоретические аспекты изучения психологического развития детей среднего дошкольного возраста
1.1 Основные закономерности физического развития детей в среднем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно — вначале он замедляется до 4−6 см в год, а затем на 6−7-м году жизни ускоряется до 7−10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения).
Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,5 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. К 6−7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.
Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому воздействию.
К 5−6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.
Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка.
С 5−7 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Дыхание становится все более глубоким и редким. Сердечно — сосудистая система также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной и выносливой.
Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается. Уже достаточно определенно выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяется, и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях.
Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Выяснение этих обстоятельств — важнейшая задача психологии. 8, с.297
1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Возраст 4 — 5 лет — возраст «почемучек». Ребенок, с одной стороны, пытается осознать смысл действий человека в ближайшем предметном окружении, а с другой — интересуется явлениями и фактами, выходящими за границы его ближайшего окружения. Ведущие виды деятельности — игра и продуктивные виды деятельности. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7−8 названий предметов, запоминают уже 5−6 предметов (из 10−15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15−20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Воображение в этом возрасте выполняет две функции. Во-первых, воображение осуществляет познавательную функцию, позволяя ребенку построить целостное представление о мире. Во-вторых, воображение связано с эмоциональной сферой, направленной на защиту «Я» ребенка. В этом случае воображение функционирует в ситуации неопределенности (например, при конфликтных отношениях с родителями, при негативном отношении со стороны близкого взрослого), когда ребенок не знает о том, какая стратегия поведения будет правильной. Эмоциональное воображение ребенка создает отрицательный эмоционально насыщенный образ, замещающий негативное взаимодействий с взрослым.
Таким образом, ребенку удается защитить свое «Я» и сохранить положительное отношение к близким людям. Кроме того, с целью эмоциональной защиты и поддержки он может вовлечь в эту ситуацию именно того взрослого, по поводу которого изначально возникли эмоциональные переживания. Однако эмоциональное воображение способно привести к нежелательным последствиям в развитии ребенка, если он создаст для себя такую систему образов, которая заменит ему реальность. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
В этом возрасте сверстники становятся более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей. Продолжительность совместных игр детей составляет в среднем 15−20 минут. Но в отдельных случаях даже может достигать и 40−50 мин. Дети этого возраста становятся избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настаивать на своём. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются у детей конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации. Средний дошкольный возраст — это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребёнка, ответственные за его произвольное моральное поведение. Особую роль здесь играет взрослый, который должен понимать: именно он является тем человеком, с которым ребёнок идентифицирует себя.
2. Современные подходы к исследованию влияния семейных отношений на развитие личности ребенка
2.1 Семья, как фактор развития ребенка
Вопросы семьи, брака, психического развития личности в семье всегда интересовали человечество. Человек рождается, растет и большую часть жизни неразрывно связан с семьей. От семейных отношений во многом зависит счастье и ощущение полноты жизни. Социально-политические и экономические преобразования в России породили много различных проблем, важнейшей из которых является становление личности и нового поколения в изменяющемся российском обществе. Темпы роста числа неблагополучных семей в России принимают угрожающий характер. В настоящее время современная семья переживает сложный этап революции — переход от традиционной модели к новой, современной. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей.
Многие исследователи характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах в сторону автоматизации семьи, что влечёт за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Многие авторы отмечают, что семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и глубоким источником социальных идеалов. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть отцом, матерью, как складываются семейные отношения. Здесь он впервые видит мир, пытается его понять и осознать. Это делает семью важнейшим институтом социализации ребёнка. Семья передаёт детям социальный, культурный, нравственный опыт. И самое главное — она обеспечивает преемственность духовной культуры.
Особого внимания заслуживает анализ понятия «семья» и её роль в развитии личности. А. Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Он выделяет такие важные черты социально-правовой характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью, видит в семье систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчёркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. В целом, под семьёй понимается конкретная историческая система взаимоотношений между её членами, объединяющая их общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами.
Вслед за С. Л. Рубинштейном, мы рассматриваем семью как «духовно-нравственный союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве». Важной характеристикой семьи является её функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления её деятельности, выражающие сущность семьи, её социальный статус и социальную роль. Анализ литературы по данной проблеме позволяет нам выделить основные функции современной семьи, которые отражают систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная (психотерапевтическая), сексуально-эротическая.
Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции — нормативную и сравнительную, выполнение которых важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей. Как следствие невыполнения семьёй в различной степени основных своих функций, определяемых по общепринятым критериям в рамках бытующих систем ценностей, возникает крах, кризис и дезорганизация.
Анализируя понятие «семья», невозможно не затронуть самого понятия «родительство», под которым понимается отдельно функционирующая подсистема, имеющая свои стадии развития, которая находится в детерминирующей семейной системе и рассматривается в двух ипостасях: отцовства и материнства. Родители являются первой социальной средой развития ребёнка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе, в любви и привязанности. Потребность в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребёнок любого возраста. Материнская и отцовская любовь являются составляющими частями целостного феномена родительской любви. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребёнка пристально изучается с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
Обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребёнка способен только родитель
А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы влечёт за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно не зрелы. Если родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребёнка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Также можно сказать о том, что наследуется модель родительской любви, которая дублируется в родительских свойствах к своим детям. Э. Фромм придерживается мнения о необходимости именно материнско-отцовского паритета в воспитательной задаче семьи. Он считает, что свою лепту в воспитательный процесс должны вносить каждый по-своему, оба родителя, ссылаясь на психологические особенности материнской и отцовской любви к своим детям. Синтез материнской и отцовской привязанности в сознании ребёнка — основа его духовного развития и зрелости. Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам.
Понятия «семья», «родительство», «семейное воспитание» неразрывно взаимосвязаны между собой. В психолого-педагогической литературе существует, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию, которые можно условно назвать: психоаналитический (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.В. Винникот); бихевиористский (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура); гуманистический (А. Адлер, К. Роджерс, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Сатир).
С точки зрения психоаналитического подхода общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию в дальнейшем собственного ребёнка.
Бихевиористская модель семейного воспитания основана на том, что развитие психики человека зависит в основном от социального окружения и условий жизни, то есть стимулов, поставляемых средой (непосредственное окружение ребёнка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций).
Гуманистический подход рассматривает человека, прежде всего, как социальное существо, развитие которого происходит через призму социальных отношений. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего, матери) способствуют развитию у ребёнка широкого социального интереса. Воспитание рассматривается не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребёнка, но и как деятельность родителей, влияющую на состояние общества в целом.
Исследователи наблюдают определённое соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного, отклоняющегося, девиантного поведения. Гиперопека — детей лишают самостоятельно действовать, преодолевать препятствия. Это приводит к комплексу неполноценности и выражается в низкой самооценке. Гипоопека — недостаточное внимание к детям. Формируется в неполных семьях, где дети предоставлены самим себе. Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера ребёнка, слабо развита воля. Гипопротекция — отсутствие необходимой заботы о ребёнке, приводит к формированию асоциальности, непредсказуемости. Доминирующая гиперпротекция — излишняя, навязчивая забота о ребёнке, блокирующая его самостоятельность и инициативность. Потворствующая гиперпротекция — желание родителей удовлетворять все потребности и капризы ребёнка, определив ему роль кумира семьи. Приводит к формированию несдержанности в негативных эмоциях, трудностям в общении. Эмоциональное отвержение — неприятие ребёнка во всех его проявлениях, что приводит формированию жестокости, трудности в общении. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно — в виде побоев, или скрыто — в виде эмоциональной враждебности и холодности.
С точки зрения психологического здоровья семьи, существуют два основных типа семей.
Благополучный — их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны: с чрезмерным стремлением защищать друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требованиях, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума). Неблагополучный тип (проблемные, конфликтные, кризисные семьи): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребёнка в семье и отношение к нему.
Существуют различные точки зрения на проблему неблагополучных семей. А. С. Спиваковская выделяет следующие типы неблагополучных семей и раскрывает их влияние на эмоциональную сферу детей:
1) «Семья — санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности и раздражительности;
2) «Семья-крепость». Родители стараются поступать правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности;
3) «Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативности, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчинённости родителям.
Б.Н. Алмазов считает, что «трудных» детей поставляют семьи следующих четырёх типов:
1) семья с недостатком воспитательных ресурсов, т. е. разрушенная или неполная семья, с недостаточно высоким уровнем развития родителей, не имеющих возможность оказывать помощь детям в учёбе, семья, где подросток и юноша тратят много времени и сил на поддержание её материального благополучия;
2) конфликтная семья, где-либо родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо один родитель нетерпим к манере поведения другого и где дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно — демонстративно, а более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3) нравственно неблагополучная семья, среди членов которой отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своей цели в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;
4) педагогически некомпетентная семья — в ней надуманные или устаревшие представления о ребёнке заменяют реальную картину его развития, например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребёнка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряжённость, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.
По нашему мнению, неблагополучной можно назвать семью, в силу тех или иных обстоятельств не имеющую достаточных возможностей и ресурсов для осуществления в полной мере возложенных на неё функций по отношению к обществу и членам семьи. Безусловным критерием неблагополучной семьи является утрата ею воспитательной и социализирующей функций. Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме неблагополучных семей, нарушения детско-родительских отношений, их типологии, позволил нам определить следующие условия и показатели благополучности и неблагополучности семьи:
1) степень адекватности восприятия и дифференциации матерью аффективных проявлений ребёнка в раннем детстве;
2) особенности эмоционального общения в системе «родитель — ребёнок», степень и вид его нарушения: травматизация детей, навязывание, лживость, непоследовательность родителей;
3) особенности эмоционально-нравственной атмосферы в семье: тон эмоциональной и нравственной атмосферы, наличие эмоциональных контактов;
4) степень целостности, целенаправленности, осознанности системы воспитания; гуманность используемых воспитательных воздействий; адекватность представлений родителей о возможностях ребёнка;
5) степень контроля жизнедеятельности ребёнка в семье: избыточный, недостаточный; позиция родителей по вопросам значимости удовлетворения потребностей ребёнка и поощрения его проявлений; эмоциональная дистанции между родителями и ребёнком.
Одним из явлений семейного неблагополучия, являющимся фактором риска появления социальных отклонений в поведении ребёнка, является семейная депривация, как невозможность удовлетворения ведущих психических потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Отсутствие или нарушение у ребёнка глубокой и надёжной эмоциональной связи с близким взрослым (дефицит эмоциональной привязанности) в первые годы жизни, а так же длительного и частого общения с социально-положительными родственниками в старшем возрасте являются важнейшими условиями, определяющими качества социальной адаптации ребёнка и возникновение трудностей в поведении. Очень важным фактором риска являются неправильные методы воспитания, используемые родителями, модели общения с детьми и родительского поведения. Формирование нарушений у детей может быть связано с повышенной частотой ссор, разногласиями и конфликтами между супругами. Одним из наиболее патогенных составляющих семейного неблагополучия является алкоголизм. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме приводит к психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей.
Следствием семейного неблагополучия является рост социально-психологической дезадаптации детей и подростков, под которой понимают неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных отношений. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщённости в межличностных отношениях её членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, — причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени не только влияет на формирование личности ребёнка, но и готовит ребёнка к его будущей семейной жизни. В связи с этим, не вызывает сомнений необходимость включения детей в жизнь семьи путём приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге; воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких, а воспитание таких качеств — это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.
2.2 Основные подходы к семейному воспитанию
Как показывает опыт и анализ различных воззрений на личность можно обозначить четыре основные модели воспитания, характерные для нашего времени. В основу такого обобщения положен следующий критерий: «В чём тот или иной воспитательный подход видит цель воспитания?» На этой основе можно выделить четыре воспитательных подхода.
Стихийное воспитание. Отсутствие цели воспитания, или цель размыта. Воспитательные меры ситуативные, определяются настроением, часто непоследовательны, иногда противоречивы. Такой подход обусловлен размытыми представлениями о смысле жизни, соответственно — размытыми представлениями о воспитании, либо вообще отсутствием каких — либо представлений об этом.
Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребёнка весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества должен осуществляться под контролем воспитания.
Такой подход к воспитанию сродни безответственности, так как семья осталась почти единственным институтом воспитания. Роль семьи в воспитании всегда была ведущей. В условиях здорового общества, если семья не справлялась с этой функцией, то сама общественная среда, её идеалы создавала благоприятные условия для воспитания. В условиях нестабильного общества воспитание может быть неосуществимо.
Воспитание как адаптация. Цель воспитания определена приспособлением к требованиям общественного развития. За рамками внимания остаётся личность человека. Смысл жизни сводиться к материальному благополучию. Соответственно цели воспитания, даже если они и не осознаются, сводятся к воспитанию социально адаптированного, успешного в плане социального благополучия человека. Это включает развитие физических и интеллектуальных возможностей, инициативы, предприимчивости. В этой модели нет места личности, она нивелируется, так как общество имеет свои потребности и интересы и «заказывает музыку» .
Кроме того, стремление к пользе имеет эгоистический характер и ведёт к отчуждённости людей друг от друга и по самому существу дела есть недостижимое стремление. Источником, теоретической и идеологической базой, которыми питаются эти два подхода являются некоторые теории личности, которые внутренние интенции личности видят на уровне эго — потребностей и адаптации к социальным условиям как цели развития личности. Опираясь на такие представления человек, уходит в сферу эгоцентризма.
Воспитание как развитие. Гуманистический подход. В основе этого подхода лежит очень привлекательное на первый взгляд гуманистическое мировоззрение Гуманистическое мировоззрение не тождественно гуманному отношению к человеку. Сущность гуманного отношения состоит в снисхождении к неиспорченной части души, а не в снисхождении к порокам.
Цель воспитания в этом подходе видится в развитии, имеющихся у ребёнка потенций. Если речь идёт о развитии то под этим подразумевается нечто очень положительное, хорошее или лучшее.
Если глубже вникнуть в сущность этого понятия, то становиться ясно, что развитие предполагает, прежде всего, нечто имеющееся в наличии, данное. Если речь идёт о развитии ребёнка, это значит, что у ребёнка есть нечто, что должно быть развито. Что же есть у ребёнка? Многое. Способности, таланты — да. Но только ли? Если бы это было так, то не было преступности, наркомании, ужасающих случаев детской жестокости и т. п. Очевидность этих фактов свидетельствует о том, что в природе человека потенциально заложено, не только добро, но и зло. И если мы говорим о развитии как о взращивании имеющихся семян, то как мы можем избежать взращивания плевел? Поэтому понятие развития как совершенствования имеющегося потенциала содержит некоторую двойственность. В одном детском мультфильме показана лесная школа разбойников, где детей — зверей учили хитрости, обману, лукавству, т. е. всем тем качествам, которые помогают стать настоящими разбойниками. Разве в этой школе не развивали? Развивали. Как развивают сейчас в некоторых школах и семьях.
Этому подходу предшествует натуралистический подход к воспитанию, начавшийся с трудов Руссо, который мыслил ребёнка как существо неповреждённое, чистое, светлое. Этот позитивный, на первый взгляд, подход идеализирует ребёнка, игнорирует другую, повреждённою его часть. Воспитание, ставящее своей целью развитие различных задатков и способностей, осуществляет промах в главном. Если задать вопрос человеку, так понимающему воспитание: в чём он видит основную цель воспитания? Он сведёт её к развитию. Развитие для развития. Дальше тупик.
Без внутренней борьбы со своим злом никакое развитие не решит основной жизненной задачи. Особенно если под развитием понимается развитие интеллекта, прагматизма и т. п. «В светской педагогике целью воспитания считается развитие дарований, психических функций, умение достигать поставленных целей. В этом есть много ценного, но нельзя принимать средства за цели. Если все эти качества служат раскрытию душевной жизни, преображению или обожанию, тогда мы на правильном пути.
Такой подход к воспитанию пронизан идеями гуманистической психологии, и других западных персоналистов, где эго-потребности, самость и самоактуализация являются центральными в развитии личности.
Воспитание как преображение. Избежать неверного отношения к воспитанию как к развитию или адаптации помогает совсем другое представление о смысле воспитания, которое согласуется со смыслом жизни и задачами личности. Поскольку воспитывается личность, а как мы уже говорили личность существует в плоскости вертикального измерения: в плоскости смыслов и ценностей, категорий добра и зла, только это измерение является измерением личностным. Такое понимание личности определяет смысл воспитания как личностного преображения, сущность которого состоит в формировании стремления к добру, к предпочтению добра, что и является условием спасения. Такой взгляд на воспитание направлен на решение основной задачи личности.
Сущность этого подхода к воспитанию сводиться к созданию условий для преображения личности. Если с этих позиций мыслить воспитание, то выстраивается совершено иной подход к этой проблеме, который предполагает, во-первых, взгляд на ребёнка как на существо, которое в своем потенциале имеет разные задатки: хорошие и плохие. Во-вторых, основная задача воспитания видится в создании условий для развития добрых начал в ребёнке и взращивании стремления к борьбе со своим злом. В этом смысл воспитания. И чем раньше создадутся такие условия, тем успешнее будет воспитание. Основные современные подходы к воспитанию, которые исходят из различных представлений о целях воспитания. Если соотнести эти подходы с тем, что наработано в отечественной психологии, то можно утверждать, что наиболее верный подход — это подход к воспитанию как к преображению или спасению, так как именно в нём отражается смысл жизни человека и находит решение вопрос о цели воспитания. Игнорировать связь смысла жизни и смысла воспитания, значит совершить промах от цели, который называется грехом.
2.3 Классификация семейного воспитания и семейных отношений
Как абсолютно уникальна каждая личность, так и каждая семья совершенно не похожа на другие семьи. В каждой семье строятся уникальные семейные отношения, организуется собственное семейное воспитание. Однако есть определенные закономерности, позволяющие классифицировать семейные взаимоотношения в зависимости от определенной тактики поведения родителей по отношению к ребенку.
Это диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Диктат в семье характеризуется систематическим проявлением одними людьми своей воли, инициативы и доминирования над другими членами семьи. Такое доминирование может выражаться в ущемлении прав других членов семьи при помощи психического или физического воздействия. В ответ на такое воздействие со стороны родителей у ребенка может выработаться ответная реакция в виде лжи, лицемерия, грубости и ненависти.
Этот тип родительского управления не позволяет личности полноценно и всесторонне развиваться. В будущем у ребенка могут возникнуть сложности при общении с другими людьми и не позволят ему стать полноправным членом общества.
Опека представляет собой такую систему семейных отношений, в которых родители удовлетворяют любые потребности ребенка и всячески оберегают его от всех проблем и забот. При этом ребенок лишается активности и самостоятельности в поиске решений своих проблем. Все за него решают родители, делая его инфантильным и беспомощным. Именно такие дети склонны к психологическим срывам в переходном подростковом возрасте.
Оба вышеупомянутых режима воздействия на ребенка ограничивают его в естественном стремлении личности к инициативе и самоутверждению. Результатом этих воздействий становится инфантильная личность, зажатая в определенные рамки, определенные родителями.
Третьей тактикой семейных отношений является тактика невмешательства. Она основана на полном разграничении жизни ребенка и жизни родителей. Ребенок как бы существует в собственном мире, варится в собственном соку, а родителей совершенно не интересуют ни его проблемы, ни его желания и стремления. Многие родители считают такие взаимоотношения между взрослыми и детьми не только приемлемыми, но и необходимыми для воспитания самостоятельной личности.
Сотрудничество в семейных отношениях это наиболее приемлемый вариант для воспитания самостоятельной и всесторонне развитой личности. Эта система взаимоотношений предполагает приобщение ребенка к целям и задачам всей семьи, равноправное общение и взаимодействие между всеми членами семьи. Эгоистический индивидуализм, присущий всем детям в раннем возрасте, при таком подходе преодолевается наиболее эффективно и безболезненно для ребенка. Семья для ребенка становится коллективом единомышленников, в котором он чувствует себя комфортно и уверенно.
В зависимости от семейных отношений определенным образом складываются стили воспитания, которые условно можно разделить на три: демократический, авторитарный и попустительский.
Демократический стиль воспитания основан на балансе интересов ребенка и требований к нему. Ребенку предоставляется полная самостоятельность в решении личных вопросов, но от него требуется выполнение обязанностей. Ограничение ребенка в свободе выбора, основанное на знаниях и опыте любящих родителей, воспринимается им как очень полезная практическая помощь. При такой постановке воспитания взросление и становление самостоятельности происходит относительно легко.
Авторитарный стиль семейного воспитания основывается на четком выполнении команд без необходимости их разъяснений и беспрекословном подчинении ребенка. Дети в семьях с таким воспитанием становятся замкнутыми, холодными, жестокими и очень недоверчивыми к другим людям.
Попустительский стиль воспитания отличается полным отсутствием контроля со стороны родителей. Делами детей никто из родителей не интересуется, они предоставлены сами себе, на них просто не обращают внимание. В результате этого поведение детей становится неуправляемым, а все свои проблемы они вынуждены решать самостоятельно.
3. Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие
3.1 Суть детско-родительских отношений
Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики.
Общество возлагает на родителей моральные и этические обязанности удовлетворять жизненные потребности своих детей с любовной заботой, другими словами, родители дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах. Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы, преодолевать трудности. Родители учат ребенка любить, превращая его в адресат собственной любви. На основе приобретаемой способности любить своих родителей ребенок может развить в себе и более совершенные и специальные формы любви к людям, к собственным детям и к Родине.
Казалось бы, сформулированный подобным образом вопрос содержит в себе противоречие. Ведь принято считать: тот, кто любит, не может руководствоваться рассудком и благоразумием.
Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, порой навязчивое внимание к нему часто приносит вред его воспитанию.
Многие родители, обеспечивая детям возможно лучшие бытовые условия, заботясь об их здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Их родительская любовь весьма односторонняя, она лишена эмоций.
Каждый человек испытывает естественную потребность в эмоциях. Особенно это характерно для ребенка-дошкольника. Постоянное ограничение в проявлении эмоций может помешать общему развитию ребенка, вызвать осложнения и трудности в процессе воспитания.
Старшие дошкольники особенно остро ощущают потребность в близких контактах со взрослыми, так как, помимо удовлетворения эмоциональных потребностей, у малыша должно быть чувство безопасности, которое также влияет на его общее, в том числе и на умственное развитие.
Однако еще встречаются родители, которым всегда не хватает времени на ребенка. Они постоянно стремятся от него освободиться, в результате ребенок все реже обращается к ним со своими проблемами, а в скором будущем ему уже нечего будет им сказать, нечего доверить, нечем поделиться.
Ребенок слышит ответы отца и матери, видит их торопливость, увлеченность собственными делами и приспосабливается, как умеет, к своему положению ребенка любимого, но лишнего, всем мешающего, которому родители как будто бы дают столь много и одновременно так мало, а главное, лишают самого необходимого — душевного контакта, тепла и сердечности.
Чрезмерная требовательность без учета индивидуальных возможностей характерна для тех родителей, которые стараются воспитать своего ребенка в соответствии с созданной в своем воображении моделью человека. Поэтому чрезмерно требовательная родительская любовь чаще всего подавляет, ограничивает развитие ребенка. Если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, он почти всегда находится в нервном состоянии, которое может привести к неврозу.
Избалованный ребенок всегда уверен в том, что родители всегда выполнят все его прихоти и капризы, не будут долго сердиться за его дерзость и непослушание, так как очень любят его. Постепенно такой ребенок начинает относиться к родителям с пренебрежением.
Поэтому очень важно, чтобы в период интенсивного развития ребенка, формирования его личности, ему не вредили родительская любовь и все ситуации, в которые он попадает по воле взрослых.
Особые индивидуальные отношения складываются между ребенком и родителями в каждой семье, и в то же время нередко в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие методы руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно некоторые психологи, подразделяют на следующие группы:
1 группа — «диктаторы»; преобладающей формой руководства деятельностью ребенка является авторитарный стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение.
2 группа — в отношениях этих родителей с детьми преобладает дружественность, взаимное доверие, уважение; основной стиль руководства — демократический.
3 группа — «колеблющиеся» родители, чьи отношения с детьми непостоянны и непоследовательны; они определяются скорее ситуациями, нежели педагогическим «кредо» .
4 группа — родители, чьи отношения с родителями носят преимущественно умиротворяющий, примиряющий характер; такие родители иногда выглядят несколько боящимися ребенка, хотя тот и находится под контролем; они имеют тенденцию избегать спорных вопросов.
У каждого родителя тот или иной тип отношений, стиль поведения является доминирующим.
Какой же из стилей, типов поведения родителей наиболее благоприятен для развития детей? Было замечено, что в семьях, где преобладал «демократический» стиль руководства, где наряду с определенными требованиями предоставлялось больше возможности для развития самостоятельности детей, они чаще проявляли инициативу, дружеские чувства, взаимопомощь, обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники, воспитанные в условиях излишней строгости, авторитарном стиле руководства.
3.2 Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие личности дошкольника
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.
Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
Я.Д. Коломинский считает важной составляющей личности ребенка, ее направленность, т. е. систему ведущих мотивов поведения.
Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Таким образом, психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. Для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
3.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Средний дошкольный возраст столь значим для формирования психологического развития ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска детско-родительских взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы.
Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок — кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
Следствием такого типа семейного взаимодействия может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольного возраста, как эмоциональная децентрация — способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. Ребенок с несформированной эмоциональной децентрацией видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие дети, причем нередко, хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.
Следующий фактор риска — это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. И если влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, то роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается. Последние вызывают глубокий внутренний конфликт у ребенка, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей — привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фигдор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности.
Следующее явление, которое необходимо обсудить в рамках проблемы формирования психологического развития дошкольника, — это явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры — предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае за счет проживания не своей жизни. Мы полагаем, что формирование «приспособившегося ребенка» можно связать с воспитанием по типу доминирующей гиперпротекции, описанным Э. Г. Эйдемиллером, когда семья уделяет много внимания ребенку, но в то же время мешает его самостоятельности. В целом же, как нам представляется, именно «приспособившийся ребенок», столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста — инициативности (Э. Эриксон), которое и в младшем школьном возрасте, и в подростковом не всегда попадает в поле внимания не только родителей, но и школьных психологов. «Приспособившийся ребенок» в школе чаще всего не проявляет внешних признаков дезадаптации: нарушений в учебе и поведении. Но при внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главный среди них — душевное поведение, нравственная связь родителей с ребенком. Оно возможно только в том случае, если взрослый принимает ребенка таким, какой он есть; если он сопереживает ребенку, т. е. он способен смотреть на проблемы глазами ребенка, принимать его позицию; и если имеет место адекватное отношение со стороны взрослого к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими. Но может быть и в благополучной семье необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Дети с адекватным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.
Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях.
Следствием неадекватной самооценки может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Если переживаемые ребенком временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Демонстративность в поведении так же связана с самооценкой, с уровнем притязаний — это повышенная потребность в успехе, внимании к себе, окружающим. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых — обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостаток похвалы.
В том случае, когда демонстративность сочетается у ребенка с тревожностью возможен его и уход от реальности. Эти дети характеризуются тем, что имея сильную потребность во внимании, не могут реализовать её из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Итак, мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка.
Заключение
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с занятиями в детском саду, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы.
Нормальная семейная атмосфера — это
осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Итак, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семья — важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья — сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения — один из компонентов этой системы, которые в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Библиографический список использованной литературы
1. Алексеева Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы Текст // Семья в России. — 113−126 с.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование Текст // Социальное здоровье России. — М.: Класс, 1994. — 25−37 с.
3. Аптикиева Л. Р. Психологический феномен криминогенной направленности в структуре личности подростка с отклоняющимся поведением Текст. — Оренбург, 2013. — 248 с.
4. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4−7 лет) Текст. — 2004. — 176 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности Текст. — Воронеж, 1995. — 172 с.
6. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка Текст. — 1994 г. — 345 с.
7. Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка? книга для родителей Текст. — М.: Дрофа, 2008 г. — 299 с.
8. Варга А. Я., Столин В. В. Дела семейные Текст. — М., 2004. — 297 с.
9. Грищенко Л. А. Побег из дома и бродяжничество Текст // Свердловск 1988. — 68 с.
10. Дубровина, И. В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи Текст. — М., 1982. — 152 с.
11. Здравомыслова О. М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин Текст. — М., 2001. — С.474.
12. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя Текст. — М.: Просвещение, 1992 г. — 136 с.
13. Немов Р. С. Психология Текст. — М., 2006. — 407 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Текст. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
15. Словарь русского языка Текст. — М.: Изд-во ин. и нац. слов, 1998. — 583 с.
16. Спиваковская А. С. Семь «законов» супружеской гармонии Текст. — Детство, 2003 — 272 с.
17. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей Текст. — М.: Издательство «Прогресс», 1980 г. — 497 с.
18. Фромм А. Азбука для родителей Текст. — Лениздат, 1991 г. — 110 с.
19. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей Текст. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 г. — 466 с.
20. Фрейд З. Я и оно: психология бессознательного Текст. — М., 1989. — 439 с.
21. Харчев, А. Г. Брак и семья Текст. — М.: Мысль, 1979. — 367 с.
22. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка Текст. — М.: Педагогика, 1989 г. — 346 с.