Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В военной психологии вопросы ответственности напрямую не рассматривались, однако в контексте таких проблем как дисциплинированность, формирование психологической готовности, направленности личности, морального состояния, профессиональной пригодности курсантов, межличностных и внутриличностных конфликтов подразумевались и вопросы ответственного отношения военнослужащих к своим профессиональным… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы исследования профессиональной ответственности курсантов военных училищ
    • 1. 1. Проблема ответственности личности в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Сущность и психологическая структура профессиональной ответственности курсантов
    • 1. 3. Методика исследования профессиональной ответственности курсантов военных училищ
  • ГЛАВА 2. Основные этапы, динамика и тенденции становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск
    • 2. 1. Основные факторы и тенденции становления когнитивного, мотивационного и эмоционально- волевого компонентов профессиональной ответственности у курсантов
    • 2. 2. Особенности проявления поведенческого компонента профессиональной ответственности у курсантов военных училищ
    • 2. 3. Этапы и динамика становления профессиональной ответственности курсантов военных училищ
  • ГЛАВА 3. Основные направления и психологические условия эффективности становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск
    • 3. 1. Выявление психологических предпосылок профессиональной ответственности у абитуриентов в ходе профессионально -психологического отбора
    • 3. 2. Психологические условия эффективного формирования профессиональной ответственности у курсантов военных училищ
  • Сухопутных войск

Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время наше общество переживает сложный и ответственный этап своего развития, связанный с перестройкой всех сторон общественной жизни. В этих условиях повышение роли человеческого фактора в экономической и социальной жизни страны обусловливает усиление внимания к профессионально — важным качествам личности. Одним из ведущих среди них является профессиональная ответственность.

Вопрос об ответственном отношении человека к своему труду, к своим семейно — бытовым, социальным и гражданским обязанностям никогда не снимался с повестки дня нашего общества. Неизбежным следствием развития науки и техники является ответственность человека за рациональное использование природных ресурсов, за социальные последствия научных открытий и проводимых экспериментов.

В условиях службы в Вооруженных Силах вопросы профессиональной ответственности актуальны как никогда. Сложная экономическая и социально — политическая ситуация в стране негативным образом отражается на процессах жизнедеятельности и реформирования Вооруженных Сил России, решающая роль в которых принадлежит офицерскому корпусу. Сознание офицеров подвержено воздействию множества отрицательных социогенных факторов, значительно снижающих ответственность и эффективность военно — профессиональной деятельности. Среди них следует выделить: социальную трансформацию общества, разрушение его нравственных устоев и традиционных ценностей, в связи с крахом ранее доминировавшей идеологии, искаженное представление граждан о военной службе, изменение места офицеров в статусной иерархии общества, снижение престижа военной службы, профессии военнослужащего и защитника Отечества в целом.

Как показала практика, ответственное поведение личности не формируется само по себе по мере роста общеобразовательного, культурного уровня и даже социальной активности личности. Человека нельзя заставить действовать ответственно, не всегда помогают жесткая регламентация, карательные санкции, не дали должного эффекта и многочисленные призывы, не всегда оказывала воздействие воспитательная работа, направленная на развитие чувства ответственности за порученное дело. Чтобы эффективно и целеустремленно решать эту задачу, необходимо систематически изучать степень сформированности профессиональной ответственности, вследствие чего возникает потребность в разработке методики для выявления этого качества. Исследование ответственности, ее структуры, параметров и связей с другими личностными характеристиками, с которыми она коррелирует, представляет собой один из путей психологического анализа деятельности курсантов военных училищ. Актуальность данной проблемы связана также с социальной, личностной, практической и теоретике — методологической значимостью данного качества у будущих офицеров и недостаточной изученностью ее психологических предпосылок, основных показателей, способов становления и связи с другими личностными качествами.

Анализ взглядов ряда авторов на место ответственности в структуре личности свидетельствует об их существенном расхождении: это понятие рассматривают и как свойство личности, и как индивидуально-типологическую особенность, и как профессионально важное качество, и как категорию отношений. Общим для всех этих, характеризующих ответственность, качеств является нормативность личности, её лояльность к групповым стандартам и усердие в исполнении своих обязанностей.

Ответственность есть результат интеграции всех психических функций личности: субъективного восприятия окружающего мира, оценки собственных жизненных ресурсов, эмоционального отношения к должному, воли «[96 ]. Чаще всего содержание понятия ответственности ограничивают частными аспектами, т. е. речь идет об отдельных этапах деятельности субъекта, за которые на него возлагается ответственность.

При изучении феномена ответственности в зарубежной психологии основное внимание исследователей (Л.Берковитц, Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Хелькама, Б. Латане и Дж. Дарлей, С. Шварц, Р. де Четмс) связано с проблемой формирования или воспитания данного качества. При этом подчеркивается, что ответственность проявляется в социуме, в определенных жизненных ситуациях человека.

Однако путь к пониманию ответственности лежит в более широкой плоскости, в связи с жизненной позицией личности, его профессиональной деятельности. Интересным является исследование Дж. Роттера, который выделяет два вида личностного контроля — внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный), как способа регуляции ответственного поведения [180- 181]. Для измерения уровня интернальности — экстернальности Роттер разработал опросник «Локуса контроля» .

Проблема ответственности отечественными учеными впервые поставлена в рамках философии и связывались с общефилософской проблемой свободы и необходимости — «специфической проблемой человеческого существования» -по определению С. Л. Рубинштейна [131]. Важным является введенное С. Л. Рубинштейном понятие «меры ответственности», которая определяется конкретными условиями жизнедеятельности человека.

В психологической литературе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с определением параметров ответственного поведения, путей и средств воспитания ответственного отношения к общественно полезной деятельности, выявление механизмов формирования ответственности. Этими проблемами занимались: К.А.Абульханова-Славская (1988), В. С. Агеев.

1982), С. А. Анисимов (1985), Л. И. Дементий (1990), А. А. Деркач (1995), Ж. Е. Завадская и Л. И. Шевченко (1981), К. А. Климова (1968), К.Муздыбаев.

1983), Т. Н. Сидорова (1987).

В военной психологии вопросы ответственности напрямую не рассматривались, однако в контексте таких проблем как дисциплинированность, формирование психологической готовности, направленности личности, морального состояния, профессиональной пригодности курсантов, межличностных и внутриличностных конфликтов подразумевались и вопросы ответственного отношения военнослужащих к своим профессиональным обязанностям. Данными проблемами занимались: А. Я. Анцупов (1990), М. И. Дьяченко (1969), Л. Ф. Железняк (1982), А. И. Китов (1967), В. Н. Климов (1982), М. П. Коробейников (1969), П. А. Корчемный (1991), Л. Н. Кузнецов (1987), С. Г. Маслюк (1993), А. В. Ответчиков (1984), В. А. Пономаренко (1995), С. И. Съедин (1984), А. М. Столяренко (1975), Э. П. Утлик (1996). Вместе с тем, исследований, непосредственно посвященных профессиональной ответственности курсантов военных училищ, пока не проводилось.

Таким образом, необходимость теоретической разработки проблемы профессиональной ответственности будущих офицеров и выработки практических рекомендаций по ее эффективному формированию у курсантов во-еннных училищ обусловили выбор ее в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования — курсанты военного училища в процессе формирования и развития профессиональной ответственности, как важнейшего условия эффективности служебной деятельности офицера.

Предмет исследования — психологические условия эффективного становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ.

Цель исследования — на основе теоретического анализа и экспериментального исследования выявить сущность и психологическую структуру, основные тенденции и динамику становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ, разработать методику изучения данного качества, а также пути ее эффективного формирования.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературных источников и проведенного исследования выявить сущность, психологическую структуру и основные показатели профессиональной ответственности курсантов военных училищ, разработать методику ее изучения.

2. Определить психологические предпосылки и наиболее характерные тенденции становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ, а также психологические факторы, влияющие на его эффективность.

3. Выявить динамику и основные этапы становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ,.

4. Экспериментально обосновать основные пути и психологические условия эффективного становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ.

В качестве рабочей гипотезы диссертационного исследования были выдвинуты следующие предположения:

1. Профессиональная ответственность — это интегративное качество офицера (курсанта), проявляющееся в его способности принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовности отвечать за их результаты и последствия.

Ее структурными элементами являются: когнитивный, мотивационный, эмоционально — волевой и поведенческий компоненты. Основными показателями профессиональной ответственности могут быть: степень обоснованности принятого решения в сфере профессиональной деятельностиэмоциональная стабильность и настойчивость по его реализациидобросовестность в выполнении своих функциональных обязанностейготовность отвечать за результаты и последствия своей деятельности.

2. Динамика становления профессиональной ответственности курсантов включает прохождение ряда этапов, соответствующих курсам обучения и характеризующаяся следующими основными тенденциями: углубление знаний о сущности профессиональной ответственности, упрочение профессиональной убежденностиизменение мотивационно — потребностной сферыповышение эмоциональной стабильности и устойчивостиизменение локуса контроля в сторону интернальностиповышение уровня профессионально ответственного поведения.

3. Становление профессиональной ответственности у будущих офицеров будет более эффективным, если выявлять ее психологические предпосылки у абитуриентов в период профессионально — психогического отбора и создавать психологические условия эффективности учебно — воспитательной работы с курсантами.

Методологическую основу исследования составили основные положения системно — деятельностного подхода, предполагающие комплексное рассмотрение становления профессиональной ответственности в рамках профессионализации Вооруженных Сил. Теоретическую основу составляли исследования и работы К.А.Абульхановой-Славской, В. С. Агеева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, В. А. Бодрова, Л. И. Божович, З. Н. Борисовой,.

Н.А.Головко, Л. И. Дементий, Ж. Е. Завадской, К. А. Климовой, К. Муздыбаева, С. Л. Рубинштейна, Т. Н. Сидоровой, Л. С. Славиной, Л. А. Сухинской.

Изучались работы военных психологов А. Я. Анцупова,.

A.В.Барабанщикова, А. Д. Глоточкина, А. И. Гончарова, М. И. Дьяченко,.

B.В.Дударева, Ю. А. Елбаева, Л. Ф. Железняка, В. П. Каширина, П. А. Корчемного, Л. Н. Кузнецова, К. К. Платонова, В. А. Пономаренко, С. И. Съедина, Э. П. Утлика, Н. Ф. Феденко, а также труды по общей психологии Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. И. Донцова, А. А. Деркач, Ю. М. Забродина, А. В. Запорожца, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Е. В. Шороховой и др.

Решению поставленных задач способствовали исследования, в рамках дипломных работ, А. М. Баранова и И. И. Федорец, проведенные в русле проблемы — диагностика ответственности у абитуриентов, поступающих в военное училище и написанных под руководством диссертанта.

Объем проделанной исследовательской работы 1 характеризуется следующими данными: изучено 184 литературных источников, в исследовании приняли участие 600 абитуриентов, 405 курсантов военного училища, 69 курсантов Военного университета, 37 офицеров воинской части, 103 слушателя Военного университета, 48 офицеров, прибывших на ВАК, 39 преподавателей и офицеров постоянного состава Военного университета.

В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс научных методов, направленный на выявление особенностей всех компонентов профессиональной ответственности в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Основную выборку составили курсанты Московского ВОКУ. Пилотажное исследование было проведено с курсантами, слушателями, преподавателями, офицерами постоянного состава Военного уни.

Методика диссертационного исследования раскрывается в главе 1 параграф 3. верситета, а также офицерами воинской части.

Основные методы: наблюдение, анкетирование, изучение документов, экспертный опрос, беседа, тестирование, групповая оценка личности, самооценка, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент. Обработка результатов исследования проводилась на ПЭВМ «Intel Pentium -100» методами математической статистики, реализованными в пакете «Statgraphics» и включала: первичную обработку, корреляционный, двухфак-торный дисперсионный анализ, построение графиков и гистограмм. Основные этапы работы:

— Первый этап исследования (1994 — 1995 г. г.) — уяснение и постановка проблемы профессиональной ответственности, ознакомление и изучение научных источников, постановка цели и задачи исследования, определение программы и методики;

— Второй этап (октябрь 1994 г. — май 1995 г.) — проведение пилотажного исследования по теме диссертации с целью уточнения основной гипотезы и положений выносимых на защиту;

— Третий этап (февраль 1996 г. — май 1997 г.) — проведение двух этапов констатирующего эксперимента и обработка результатов;

— Четвертый этап (июль — ноябрь 1997 г.) — формирующий эксперимент и обработка результатов;

— Пятый этап (декабрь 1997 г. — январь 1998 г.) — сформулированы теоретические выводы и выработаны практические рекомендации по совершенствованию процесса становления профессиональной ответственности курсантов военного училища.

Научная новизна исследования:

1. Обоснована концептуальная модель профессиональной ответственности курсантов военного училища, которая рассматривается в единстве когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов, разработана методика ее изучения.

2. Установлены психологические предпосылки и наиболее характерные тенденции становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ, а также психологические факторы, влияющие на его эффективность.

3. Выявлена динамика и основные этапы становления профессиональной ответственности у курсантов военного училища.

4. Экспериментально обоснованы и проверены на практике основные пути и психологические условия эффективного становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная ответственность курсантов военных училищ представляет собой интегративное качество, проявляющееся в способности будущих офицеров принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовности отвечать за их результаты и последствия. Структура профессиональной ответственности включает: когнитивный, моти-вационный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Основными показателями развития профессиональной ответственности являются: а) уровень развития знаний о сущности профессиональной ответственности, о моральных и нравственных нормах и ценностяхубеждение в необходимости их соблюденияб) чувство долга, стремление стать офицером и мотивация к успеху или избегания неудачив) уровень развития эмоциональной устойчивости и стабильности, способности к эмоциональным переживаниям при выполнении принятого решения, а также проявления волевых усилий при достижении целиг) добросовестность в выполнении функциональных обязанностей и готовность отвечать за результаты и последствия своей деятельности.

2. Основными психологическими предпосылками становления профессиональной ответственности у курсантов выступают: а) высокая степень мотивированности выбора военной профессии, определяющаяся пониманием ее значимости и наличием интереса к воинской деятельностиб) интерналь-ность локуса контроля, предполагающая высокий уровень развития общей и социальной ответственности.

3. Наиболее характерными тенденциями развития профессиональной ответственности у курсантов являются: углубление уровня знаний о сущности профессиональной ответственностиснижение мотивации ответственного поведения у курсантов второго курса и ее рост с третьегоэкстер-нальность курсантов первого и второго курсов и повышение интерналь-ности с третьего курсарост эмоциональной устойчивости и стабильностипонижение уровня выраженности ответственного поведения у курсантов второго курса и его повышение, начиная с третьего курса.

4. На процесс становления профессиональной ответственности оказывают влияние такие психологические факторы, как: мировоззренческие взгляды и убежденияповышение знаний о сущности профессиональной ответственностиположительная мотивация ответственного поведенияин-тернальность — экстернальность курсантовстепень эмоциональной стабильности и устойчивости.

5. Процесс становления профессиональной ответственности курсантов военного училища включает следующие основные этапы: начальный, соответствующий первому курсу обученияснижения — второй курсзавершающий — третий курс и индивидуализации — четвертый курс.

6. Высокая эффективность становления профессиональной ответственности будущих офицеров может быть достигнута, если вся система проводимой с ними воспитательной работы в максимальной степени будет способствовать созданию следующих психологических условий: осознанию курсантами важности профессиональной ответственности для успешного овладения военной профессиейпониманию необходимости профессиональной ответственности в служебной деятельности офицераналичию личного примера командиров и преподавателей в вопросе профессиональной ответственностиположительной мотивации профессионально ответственного поведенияудовлетворенностью курсантов выбранной профессией.

Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на известные теоретические положения, комплексной методикой, адекватной поставленным задачам, сопоставлением полученных экспериментальных данных по каждому компоненту, разнообразием используемых методических средств и процедур, их взаимодополняемостью, применением математических методов обработки результатов и анализа данных с помощью ПЭВМ, репрезентативностью выборки испытуемых, а также осуществлением констатирующего и формирующего эксперимента, положительные результаты которого подтверждены соответствующими отзывами.

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в разработке концепции профессиональной ответственности курсантов военных училищ, ее сущности, структуры, основных показателей, психологических предпосылок, основных тенденций, психологических условий, а также динамики и основных этапов ее становления у будущих офицеров. На этой основе могут осуществляться дальнейшие психологические исследования, посвященные проблемам совершенствования процесса подготовки курсантов военных училищ, а также профессиональной ответственности офицеров.

Практическая значимость работы:

1. Знание сущности и психологической структуры профессиональной ответственности, основных тенденций ее становления позволяет оптимизировать учебно — воспитательный процесс военного училища, направленный на подготовку военных профессионалов.

2. Разработанная методика, включающая систему показателей выявления и критериев оценки уровня развития профессиональной ответственности может быть использована как в период профессионально — психологического отбора абитуриентов, так и в процессе обучения будущих офицеров.

3. Разработана и апробирована программа повышения эффективности становления профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск, которая может быть использована командно — преподавательским составом ВВУЗов.

4. Разработан компьютерный вариант теста «Уровень субъективного контроля», позволяющий работать с большими массивами данных, который пригоден для использования как в период профессионально — психологического отбора, так и в повседневной служебной деятельности для выявления интернальности — экстернальности волевого действия курсантов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе формирующего эксперимента, проходившего в июле — ноябре 1997 года в Московском ВОКУ. Кроме того, в учебную программу по военной психологии для педагогического и психологического факультетов Военного университета включена тема «Профессиональная ответственность военнослужащих и психологические условия ее эффективного формирования у курсантов». Теоретические выводы и практические рекомендации изложены в двух статьях, опубликованных в сборнике научных статей адъюнктов и специальном журнале, издаваемом Орловским институтом ФАПСИ. Выводы и рекомендации излагались в докладе диссертанта на методических сборах командиров учебных отделений и старшин курсов Военного университета.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Выводы по третьей главе:

1. Профессиональная ответственность, являясь интегративным качеством курсантов, проходит ряд этапов становления. Выступая производной от общей и социальной ответственности, она начинает формироваться у курсантов с началом обучения в военном училище. Уровень развития и этапы становления зависят: во — первых — от уровня развития психологических предпосылок профессиональной ответственности у абитуриентов: а) высокой степени мотивированности выбора военной профессии и наличием интереса к воинской деятельностиб) интернальностью локуса контроля, предполагающей развития высокого уровня общей и социальной ответственности: во — вторых — от индивидуально — личностных особенностей курсантовв третьих — от содержания учебно — воспитательного процесса.

ВВУЗа, а также социально — экономических условий в стране. Выявлено в ходе профессионально-психологического отбора, что у абитуриентов из числа суворовцев и военнослужащих, проходящих службу по призыву или контракту, выше уровень интернальности и мотивации при поступлении в военное училище, что является одной из причин того, что больший процент поступления именно этой категории абитуриентов. Выявленные психологические предпосылки также важны для успешного формирования профессиональной ответственности курсантов: чем выше уровень интернальности и мотивации у абитуриентов, тем в более короткие сроки проходит процесс становления профессиональной ответственности.

2. В ходе формирующего эксперимента доказано, что профессиональная ответственность у будущих офицеров начинает формироваться с началом обучения в военном училище. Психологическое воздействие на когнитивный, мотивационный и эмоционально — волевой компонент способствует повышению уровня развития профессиональной ответственности. Методические и психологические приемы и процедуры способствовали росту мотивации курсантов ЭГ, что в целом повысило уровень развития профессиональной ответственности.

Получило подтверждение предположение, что локус контроля способен изменяться то в сторону интернальности, то в сторону экстерналь-ности, в зависимости от конкретной ситуации. Доказано, что интерналь-ность — экстернальность не являются взаимоисключающими свойствами курсантов и в процессе психологического воздействия способны проходить этап становления от экстернальности к интернальности. Интернально ориентированные курсанты более ответственные, дисциплинированные, у них выше развит мотивационный компонент, они в решении стоящих задач чаще ориентируются на свои собственные силы, чем на помощь со стороны. У интерналов, как правило, выше уровень знаний о профессиональной ответственности, выше моральные и нравственные нормы и ценности. Экс-тернально ориентированные курсанты, напротив, менее ответственные и дисциплинированные, чаще рассчитывают на помощь со стороны или везение, или счастливый случай. Экстерналы более тревожны и менее эмоционально устойчивы.

3. В ходе формирующего эксперимента у курсантов экспериментальной группы значительно повысился поведенческий компонент профессиональной ответственности. Важным является то, что у курсантов ЭГ самооценка в большинстве случаев соответствует оценке курсантов взвода и командира взвода, а у курсантов КГ этот показатель заметно ниже. Выявлено, что курсанты, участвующие в экспериментальной группе, адекватнее оценивают своих сослуживцев, выставляя им соответствующий балл.

Практические рекомендации:

В целях повышения эффективности становления профессиональной ответственности курсантов военных училищ:

1. 178 научно — практическому центу при ГШ ВС РФ — рассмотреть предложение для групп профессионально — психологического отбора военных училищ Сухопутных войск о включении в состав методик и тестов для выявления профессиональной пригодности абитуриентов теста «Уровень субъективного контроля» .

2. Руководителям учебно — воспитательного процесса ВВУЗа: а) В ходе профессионально — психологического сопровождения ежегодно проводить контрольные замеры уровня развития профессиональной ответственности, с целью дальнейшей его коррекции и повышения. б) Исходя из необходимости процесса становления профессиональной ответственности в рамках профессионализации Вооруженных Сил в учебные планы и программы подготовки военных кадров включить практические занятия с элементами «делегирования» коллективной и индивидуальной ответственности. в) Для улучшения качества подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях, усиления целенаправленного воздействия по формированию профессиональной ответственности:

— в систему командирской подготовки включить тему занятий: «Методика выявления уровня развития профессиональной ответственности у курсантов и психологические условия его эффективного формирования» ;

— в помощь командирам и преподавателям разработать и издать учебно — методическое пособие на основе материалов диссертации;

3. В целях повышения знаний слушателей военных академий о профессиональной ответственности военнослужащих в тематический план по военной психологии включить тему: «Профессиональная ответственность как условие эффективного становления военного профессионала» .

4. Дальнейшее исследование проблемы профессиональной ответственности курсантов военных училищ осуществлять по следующим направлениям:

— влияние профессиональной ответственности на процесс адаптации молодых офицеров;

— высокая профессиональная ответственность как залог служебного роста офицера;

— психологические особенности формирования профессиональной ответственности у суворовцев и военнослужащих срочной службы;

— развитие профессиональной ответственности у офицеров воинских частей;

— диагностика профессиональной ответственности офицеров и учет ее особенностей при их назначении на руководящие должности.

Публикации по теме диссертации :

— Профессиональная ответственность военнослужащих, как объект психологического исследования // Сборник научных статей. Орел. Институт ФАПСИ., 1996.-0.5 п.л.

— Методика исследования профессиональной ответственности курсантов военного училища // Сборник научных статей. М., Военный университет., 1997. -1 п. л.

Общий объем публикаций — 1,5 печатных листа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию.-Екатеринбург: «Деловая книга»,-Москва: издательский центр «ACADEM1A», 1995, — 224 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.-333 С.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социально психологические аспекты активности личности // Социально -психологические проблемы производственного коллектива. — М., 1983. — С. 7 — 22.
  4. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал., 1983. Т. 4. — № 1. — С. 7 — 21.
  5. В. С. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгруштовом взаимодействии // Вопросы психологии., 1982.-№ 6.-С. 101−106.
  6. . Г. Психология чувственного познания.- М., 1960.
  7. . Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика// Вопр. психологии. 1968. — № 6. — С. 21−33.
  8. . Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. — JL, 1974.
  9. . Г. Структура личности и трудоспособности, — Л., 1966.
  10. . Г. Очерки психологии. -Л., 1945.
  11. А. Психологическое тестирование: в 2-х книгах.-М., 1982.
  12. Н. П. Психология отбора и расстановки кадров. -Ярославль, 1982.
  13. Т. Введение в многомерный статистический анализ. -М.: Физ-матгиз, 1963.
  14. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979, № 6, — С. 26−38.
  15. С. Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985.
  16. А. Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопр. психологии. 1982. — № 2. С. 14−27.
  17. А. Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. // Вопр. психологии. 1978. — № 1. — С. 23−26.
  18. Активные методы в работе школьного психолога: Сб.науч.трудов / Отв. ред. И. В. Дубровина.- М., 1990.- 166 с.
  19. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд д. М. Методы исследования субъективного контроля // Психологический журнал, 1983. Т. 5. — № 3. — С. 152−162.
  20. .П. Обновление содержания курса военной психологии в ВУЗах как логико-дидактическая проблема. // Совершенствование преподавания военной психологии в условиях реформы Вооруженных Сил.- М.: ГА ВС, 1992.-С. 118−137.
  21. А. И. Развитие у воинов пограничной заставы профессионально важных качеств. Дисс. канд. психол. наук. -М.: ГА ВС, 1993.
  22. В. А. Психологические исследования проблемы рофессионализа-ции личности.- М., 1991.
  23. А.А. О задачах, стоящих перед школьным психологом // Научно практические проблемы школьной психологической службы.- М., 1987.
  24. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под ред. Бодрова В.А.- М., 1991.
  25. Jl. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследование. -М: Просвещение, 1968.
  26. З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста.: Автореф. дис.. канд. пед. наук .- Л., 1953.-25 с.
  27. А.А. Проницательность как проблема психологии общения. // Вопр. психологии., 1990., N 4, — С.117−122.
  28. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности / Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыферовой, — М., 1987.
  29. .С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого педагогического воздействия на личность. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1982,-N 1.-е. 12−19.
  30. Л. Ф., Морозов С. М. Краткий справочник по психодиагностике,-Киев, 1989.
  31. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-воМГУ, 1990.-288 с.
  32. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. Издательство Московского университета.-М., 1987,-216 с.
  33. Л.С. Собрание сочинений.- М.-Т.1, 1984.
  34. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопр.психол., 1972.- N 2. С. 114−123.
  35. П.Я. Ведение в психологию.- М., 1976. 150 с.
  36. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии., 1994. N 3.
  37. Н. А. Моральные нормы личности. М.: Знание, 1976.
  38. Н. А. Свобода и моральная ответственность. М.: Знание, 1973.
  39. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов. Дисс. канд. психол. наук.- М., ВПА. 1992.
  40. В. А. К сведению правил поведения детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1945. Вып. 1.
  41. Е. М. Опыт консультирования диагностического критериально-ориетированного теста// Вопр. психологии., 1985. № 5. С. 133−139.
  42. В.М. Категория становления в марксистской диалектике. // Философские науки., 1968.-N4, — с.42−50
  43. П.П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход.- Киев: Наукова думка, 1995.-128с.
  44. JI. И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. Киев: Вища школа, 1979.
  45. К. М. Психологическая диагностика.- М., 1982.
  46. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.-М., 1970.
  47. Л. И. К вопросу об ответственности у студентов вуза // Усиление роли самостоятельной работы студентов в деле коренного повышения качества подготовки специалистов: Тезисы докладов Всесоюзн. науч. конф. Л., 1988.
  48. Л. М. Типология ответственности и личностные условия ее реализации. Дисс.. канд. психол. наук.- Ташкент, 1990.
  49. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности.- М., 1995.- 207 с.
  50. А. И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности //Вопросы психологии., 1979. № 3. — С. 25−34.
  51. А. И. Проблемы групповой сплоченности.- М., 1977.
  52. Е.Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности.-Дисс.канд. психол. наук.-М., 1990.
  53. М. И. Психологичский анализ боевой деятельности советских воинов. М., 1969.
  54. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готов ности к деятельности.- Минск, 1976.
  55. И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр.психол., 1988. N5.
  56. В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью.: Автореф. дисс. канд. психол.наук. -М.:ГА ВС, 1992.-21 с.
  57. Ю. А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высших военно учебных заведениях. Автор, дисс.. канд. псих, наук, — М.: ВПА, 1991.
  58. Л.Ф. Военно профессиональная направленность личности советского офицера.- М.: ВПА, 1979.- 141 с.
  59. Л.Ф. Военно профессиональная направленность личности советского офицера, ее формирование и развитие.- М.: ВПА, 1982.
  60. Л.Ф., Кандыбович Л. А., Ростунов А. Т. Проблемы формирования военно профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров / Под ред. А. Т. Ростунова.-Минск.: ВИЗРУ ПВО, 1976.170 с.
  61. Ю. М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психолог, журнал., 1984. т. 5. — № 6. — С. 16−22.
  62. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии. // Психологический журнал., 1980.- Т.1.- N2.- С.5−18.
  63. . Е., Шевченко JI. В. Воспитание ответственности у старшеклассников. Минск.: Народная асвета, 1981.
  64. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. / Принцип развития в психологии. Под ред. Анцыферовой Л. И. М.: Наука, 1978.- С.243−267.
  65. A.M. Становление молодого офицера как командира взвода вчасти: (На материалах Сухопутных войск), Автореф.дис.канд.пед. наук, — М.: ВПА, 1982.-21 с.
  66. А.В. Профессиональное становление личности.- Свердл., 1988.
  67. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. Ежегодник 1975.-М.: Наука, 1975,-с.82 127.
  68. В.П. Самоутверждение курсантов: (социально-психологический анализ).- М.: ВПА, 1984, — 76 с.
  69. Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1990.- 2-е изд., доп. и дораб.-159 с.
  70. К. А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. -М., 1968.
  71. А. Г. Психология личности,— М.: Просвещение, 1970.
  72. Кон И. С. Личность и ее социальные роли // Социология и идеология. -М., 1969.-С. 248−261.
  73. Кон И. С. Выбор и ответственность // Моральный выбор.-М., 1980. -С.306−307.
  74. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. — 224 с.
  75. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов. Дисс. канд. психол. наук.-М.: ВПА, 1979.
  76. М. П. Психологические проблемы подготовки советских воинов к современной войне.- М., 1969.
  77. Р. И., Марков В. С. Свобода и ответственность. М.: Политиздат, 1969.
  78. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии., 1983,-N2, — С. 51−59.
  79. JI.H. Формирование состояния психологической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства. Дис.. канд. психол. наук.-М.: ВПА, 1989.-154.
  80. Краткий психологический словарь, — М., 1985.
  81. Н.Д. Психология труда.- М., 1963.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.:Политиздат, 1975.
  83. А.Н. Проблема деятельности в психологии.// Вопросы философии., 1972,-N9,12.-с.98
  84. А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика, 1968. -№ 7. С. 12−17.
  85. . Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии, 1975.-№ 2. С. 31−45.
  86. .Ф. Психологическая наука и общественная практика. М.: Знание, 1974.
  87. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  88. П. Латентно-структурный анализ и теория тестов. В кн.: Математические методы в социальных науках.- М.: Прогресс, 1973, с. 42−53.
  89. А.К. Психология профессионализма.- М.: Знание.-1996.-308 с.
  90. С. Г. Социально психологические условия повышения политико морального состояния военнослужащих подразделения.- М.: ВПА, 1991.
  91. В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.-М.: Просвещение, 1985.
  92. Л. Е. Формирование готовности курсантов военных училищ сухопутных войск к руководству подразделением, — М., 1979.
  93. Т.В. Формирование внутренней ответственности (по материалам дежурства школьников по классу). Автореф. дисс. .канд. психол. наук-М., 1984. 20с.
  94. К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия II Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. 4.2. ML, 1981. — С. 181−198.
  95. К. Локус контроля в исследованиях средств массовой коммуникации. Таллин, 1983. — С. 222−225.
  96. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.
  97. Р.С. Психология. 1 кн. Общие основы психологии.-М.: Просвещение, 1994.
  98. B.C. Психологические условия компьютеризации исследовательской деятельности военного психолога: Автореф.дис.канд.психол. наук.- М.: ГА ВС, 1994.-24 с.
  99. А. В. Вопросы психологии обеспечения боевой активности и устойчивости воинов подразделений в бою. -Тамбов, 1984.
  100. С.И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1986.
  101. В.П. Критический период развития и процесс профессионального становления курсанта вуза: Дис.канд.психол.наук , — АН СССР. Ин-т психологии. М., 1984.- 176 с.
  102. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  103. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. 1987. N4. — С.30−44.
  104. А.В. Введение в психологию.-М., 1995.
  105. А.В., Шпалинксий В. В. Социальная психология коллектива.- М.: Просвещение, 1978.
  106. В.М. Психологические условия формирования ответственного поведения старшеклассников. -Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1988.21с.
  107. А. Ф. Свобода и ответственность. (Социологический аспект проблемы). Харьков, 1972.
  108. Практикум по обшей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1987.
  109. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. М: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  110. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Палея, М. Д. Дворяшиной.- Л., 1976.
  111. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов.- М.: Воениздат, 1988.
  112. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.
  113. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
  114. Психология.Словарь.- М.: Политиздат, издание второе под ред. Яро-шевского М.Г., 1990.
  115. Г. С. Проявление феномена «автономности зависимости» в учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1984. — № 2. — С. 48−52.
  116. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
  117. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
  118. К.К. Структура и развитие личности,— М.: Наука.-1986.-252 с.
  119. Ю.П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации): Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Курск: КГПИ, 1991. -132 с.
  120. Ю.В. Психологические особенности становления сержантов в части. Дисс.канд.психол.наук.- М: ВПА, 1989.- 190 с.
  121. В.А. Страна Авиация -черное и белое.-М.: Наука, 1995.
  122. Принцип системности в психологических исследованиях / АН СССР, Институт психологии, — М.: Наука, 1990.- 182 С.
  123. Проблемы профессионализма: мотивация самосовершенствования и компетентность военного руководителя. Информационно-методический сборник / Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ.- 1994.-N 1.-С.40−50.
  124. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр., и доп.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с. ISBN 5−250- 364−8
  125. Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К. М. Гуревича.-М.: Сов. Россия, 1974.- 197 с.
  126. В.А., Костин Г. В. Психологическое консультирование в ВВУЗе,— М.:ВУ МО РФ.-1996 г.
  127. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие, — М.: ВЛАДОС, 1996, — 529 с.
  128. Е.С. Психология профессионального становления личности. Дисс. докт.психол.наук,-М.- 1992.-611 с.
  129. А.Т. Формирование профессиональной пригодности, — Минск: Высш. шк., 1984, — 176 с.
  130. СЛ. Принципы и пути развития психологии.- М., 1957.
  131. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.-М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  132. Рубинштейн С. JL Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.
  133. С. JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  134. Сент-Экзюпери А.Де. Сочинения.-М., 1964.
  135. Т. Н. Психологические условия воспитания социальной ответственности в раннем юношеском возрасте. Дис.. канд. психол. наук,-М" 1988.-178.
  136. JI.C. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. 1956. № 4. С.96−105.
  137. АЛ. О социально психологическом аспекте ответственности в деятельности специалиста.: Автореф. канд.психол. наук.-Л., 1976.15 с.
  138. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  139. В.А. Становление молодого преподавателя военного учили ща: Автореф. дис.канд.пед.наук.-М.:Воен.-полит.акад.им.В. И. Ленина,-1982.
  140. Становление специалиста / Крокинская O.K. и др.- Под ред.Е. Э. Смирновой.- Л.: Издательство Ленинградского университета.- 1989. 136с. — ISBN 5288−333−5.
  141. В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987.- 336 с.
  142. Г. В. Основы психологической теории деятельности.- Л.: Издат-во Ленинградского гос. ун-та.- 1988.- 166 с. (монография).
  143. С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов в ходе изучения современной военной техники.: Автореф.ДИС.ДОКТ.психол.наук / Воен.-полит.акад.им.В. И. Ленина.- М., 1984.
  144. И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части Сухопутных войск.: Автореф.дис.канд.психол. наук .-М.: Военный университет, 1997.
  145. В.В., Сараева Н. В., Неверова И. А. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другим, локус контроля и мотивация // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — С. 225−226.
  146. А. М. Психология Бдительности и боевой готовности. М., 1975.
  147. Е. Ю. Психологические условия эффективности деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ввузов.-М., 1988.
  148. Л. А. Возложение ответственности за успехи и неудачи в группах различного уровня развития // Вопросы психологии., 1978.-№ 2.- С. 35−42.
  149. Л. А. Возложение принятие ответственности в условиях групповой деятельности // Психологическая теория коллектива. М., 1979. -С. 94−104.
  150. Н. Д. К вопросу социальной ответственности в условиях груп повой деятельности человека//Личность при социализме.-М., 1968.-С.244−259.
  151. . М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФРС, 1961.
  152. Тен Н. М. Формирование ответственного отношения подростков к общественно полезной деятельности подростков./ Под ред. Фельдштейна Д.И.-М.Д980. С.21−29.
  153. Торохтий В. С. Становление офицера-политработника эскадрильи: Авто-реф. дисс.канд.психол.наук.-М.: ВПА, 1990.-24 с.
  154. В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии // Психология межличностного познания.-М., 1981. С. 139−157.
  155. Э. П. Психологические основы дисциплины / Учебное пособие по работе с личным составом.- М, 1993.
  156. Э. П. Психология дисциплины, М.: ГАВС, 1992.
  157. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т.- М.: Издат-во полит. литры, — 1991.- 559 с.
  158. Философская энциклопедия.-М., 1968., С. 136.
  159. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров / Ро-стунов А.Т., Железняк Л.Ф.- Отв.ред. Ю. М. Забродин.- М.: Воениздат, 1982.161. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т.-М., 1986.
  160. К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 148−154.
  161. П.А. Психология профессионального самоопределения.-М., 1981.
  162. П. Б. Метод экспериментальных оценок.- М., 1987.
  163. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие.- М.: Воен.-полит.акад.им.В. И. Ленина.- 1989.- 61 с.
  164. Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения.- М.: Наука, 1979. -С.3−19.
  165. Л.Л. Становление рабочего: адаптация и воспитание рабочих кадров. М.: Профиздат, 1987.- 167 с.
  166. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии.- 1971.- N 4.
  167. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.-М., Наука, — 1987. -1972.
  168. Atkinson J.W. An inrtoduction to motivation. Princeton,-1965.335 p.
  169. Berkovitz L. Sozial norms, feelings, and jther factors affecting helping behavior fnd altruism.-In: Advances in Experimental Social Psychology. -N.Y., 1972, 6, 63−108.
  170. Berkovitz L., and Lutterman K.G. The Traditionally socialy responsible personality.- Public Opinion Quartely,-1968, 32.
  171. Helkama K. Toward a cognitivie-developmental theory of attribution of responsibiliti. Helsinki, 1981.
  172. Heider F. Social perception and phtnomenal causality.- Psychological Reviem, 1944, — 51, 358−374.
  173. Kohlberg L. Stage and seguence: The cognitive- Developmental approach to socialization Theory and Research.-Chicago, 1969. 347−480.
  174. Kohlberg L. The philosphy of moral development: Moral studes and the ideal of justige. San-Francisko, 1981, -v. 1. 441 p.
  175. Latane В., Darlej J.M. Group inhibition of bystander intervention in emergencies.-Jornal of Personality and Social Psychology.-1968, 10.215−221.
  176. Latane В., Darlej J.M. The Unresposive Bystander: Why Doesn’t he Help ?-N.Y., 1970.131 p.
  177. Piaget J. The moral judgement of the child. -London, 1977.
  178. Rotter J.B. Scial Learning and Clinical Psychology. Englewood Cliffs.-N.Y., 1954.4566 p.
  179. Rotter J.B., Mulry R.C. Internal versus external cjntrol of reinforcement and decision time. Jornal of Personality and Social Psychology, 1965, 2. 598−604.
  180. Rotter J.B. Generalized expectantis for internal versus external control of reinforcerment. Psychological Monographs, 1966,80. 1−28.
  181. Schwartz Sh. H. Eli citation of moral obligation and selfsacrificing behavior. And experimental stady of volunteering to be a bone marrov donor.-Jornal of Personality and Social Psychology, 1970, 15. 183−293.
  182. Schwartz Sh. H. Normative evaluations of helping behavior: A critigue, proposal, empirical test.- Jornal of Experimental Social Psychology, 1973, 9. 349−364.
Заполнить форму текущей работой