Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности
Определены уровни ЭНРЛ (высокий, средний, низкий) и экспериментальным путем выявлено взаимодействие уровневых проявлений механизма ЭНРЛ, сутью которых являются эмоциональный отклик, который имеет две характеристики: эмоциональную отзывчивость и эм-патию. Кроме разницы в пороге (уровне) эмоциональных переживаний не менее существенной является и разница. в форме проявления эмоциональных реакций… Читать ещё >
Содержание
- ВВ1ЩЕШЕ. б
- Глава I. ТЕОЕЕТЩО-МЕТОДОЛОГЙЧЕС1ШЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ШОЩОШЬШ-НРАВСТВЕННОН) РАЗВИТИЯ личности
- I. Методологические и общетеоретические основы анализа проблемы психология развития лично! сти и эмоций
- 2. Теоретический анализ проблемы эмоций в нравственном развитии личности. 59 V
- 3. Системный подход в исследовании процесса ^ эмоционало-нравственного развития личности 97 ?
- 4. Прогрессивно-прогностическое моделирование процесса эмоционально-нравственного развития личности
- Выводы
- Глава II. ЭМОЩИ I САМОШТЛЩШ ПОВЩЕВИЯ
- I. Изучение эмоций как механизмов нравственного «поведения
- 2. Анализ связей между эмоциональными механизмами и нравственными свойствами личности
- 3. Методика анализа зависимостей отдельных психических свойств личности
- 4. * Кластерный анализ эмоциональных переживаний ^ - нравственных свойств личности.. * 210 V
- Выводы
- Глава III. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА КМ ВАЖНЫЙ ШТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- I. Методологический анализ основных концпеций ф об искусстве как важном факторе развития личности …»
- 2. Психологические аспекты восприятия- произведений искусства и изобразительной деятельj ности личности. 241 о
- 3. Исследование некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачами изучения эмоциональности
- 4. Итоги эксперимента в школе-студии. Поиск
- Пути. Проблемы.. 230 v
- Выводы
- Глава 1. У.0ПТШ'ШАЦШ ПРОЦЕССА ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Методика изучения динамики нравственных качеств, оценки нравственных ценностей подростков и студентов. 306 v
- Методика изучения эмоциональной оценки подростками перспектив своего будущего
- Методика изучения эмоциональности и типологических свойств личности
- 1. Ценности — основа эмоционально-нравственного развития личности
- 2. Кластерный анализ ценностных ориентаций
- Дисперсионный анализ ценностных ориентаций
- 3. Динамика развития ценностных отношений и ориентаций подростков
- 4. Сопоставительный анализ изменения ценностных ориентаций трех серий эксперимента
- 5. 0 связи ценностных ориентаций с различными характеристиками личности 16-ти факторного опросника Р. Кеттелла, Г. Айзекка, К. Леонгардо
- Выводы
Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, важностью задач развития активной, творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию.
Однако происходящее в обществе обесценивание недавних социальных ценностей захватило и фундаментальные человеческие нравственные ценности, подорвало веру в добро, справедливость, милосердие. Это происходит на фоне экономической поляризации общества, некогда объединенного идеалами, противоречившими реальности. Все эти сложные социальные процессы не могли не отразиться на эмоционально-нравственной сфере каждой личности. Некоторые слои общества дезадаптированы, дезориентированы, многие люди переживают состояние фрустрации, отчаяния. Все это не может содействовать человеколюбию, милосердию, взаимной нравственной поддержке, и вести к развитию личности.
Поэтому столь актуально обращение к молодому поколению нашего общества, с одной стороны, не всегда непосредственно испытывающему негативные воздействия и нравственные последствия кризиса, с другой — эмоционально-нравственно наиболее сензитив-ному. Это поколение явится нравственным фундаментом будущего общества. Поэтому столь актуально изучение той составляющей его сознания, которую С. Я. Рубинштейн назвал переживанием в широком смысле слова. И актуальны исследования тончайших эмоциональных механизмов переживаний во всем их многообразии и противоречивости.
Осмыслить место, роль и значение взаимосвязи добра и зла вообще и морального зла в частности необходимо, чтобы выработать соответствующую, т. е. порождающую и приумножающую добро, стратегию борьбы со злом. Именно в этом направлении вели философские изыскания многие русские мыслители: Н. В ердяев, И. Ильин, Н. Лосский, В. Розанов, С. Франк, 1. Шестов и другие. Добро и зло-не только ценностные понятия, значимые для человека, но и оценочные понятия" т.к. сами являются универсальными инструментами оценки. Всякое суждение, содержащее в себе эти понятия, является также ценностным и оценочным, и его следует отличать от фактических суждений.
Развитие общества всегда осуществляется благодаря борьбе разных тенденций, разных сил, разных людей. Развитие личности есть также сложный процесс внутренней борьбы, борьбы различных мотивов: возвышенных и низменных, любви и ненависти, долга и склонностей и т. д. Эта борьба происходит в сознании людей. Прекращение же этой борьбы равносильно смерти общественного человеческого существа. Сопровождая практически любые события жизнедеятельности человека, эмоции отражают значимость (смысл) для него явлений и ситуаций и вместе с тем выступают в качестве механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Признав важность и правомерность такой позиции, мы рассматриваем эмоции как механизм, регулятор и побудитель деятельности индивида, основу нравственного развития личности.
Данное многолетнее исследование было посвящено теоретическому и экспериментальному анализу эмоционально-нравственных основ развития личности, взаимосвязи эмоционально-чувственной сферы индивида и индивиду ально-психологичееких свойств личности. При этом эмоционально-нравственное развитие личности (ЭНРЛ) определено как процесс качественных изменений в способе связи когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, происходящих путем актуализации позитивных эмоциональных переживаний. Постановка и решение этих вопросов возможны только в контексте психологии развития и акмеологии как науки о закономерностях движения личности к любым и прежде всего к человеческим нравственным вершинам.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
В отечественной психологии теоретически доказано положение о роли нравственных чуветв, поступков и этических отношений с. другими людьми в развитии личности, в регуляции ее поведения. В ряде работ прослежена особенности нравственного развития личности ребенка (включая деформации этого развития). Однако, поскольку нравственные чувства являются более высоким: личностным. уровнем переживаний, необходимо обращение к механизмам низшего, более динамичного, менее сложившегося, более противоречивогоэмоционального уровня, чему и посвящена данная работа.
Исследования нравственных чувств и нравственного развития личности обычно обособлены от исследований эстетического развития личности, а последние также, в основном, посвящены развитию эстетических чувств, восприятия, а не эмоциональных механизмов эстетических переживаний. В данной работе впервые сближаются исследования эмоциональных механизмов нравственных отношений и эстетических переживаний.
Многочисленные исследования индивидуальных особенностей психики, за редким исключением, вскрывают тонкие взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и эмоциональных механизмов их взаимовлияния. Выявление этого взаимовлияния возможно только при определенной организации деятельности субъекта им самим и на основе акмеологического содействия оптимальному ее осуществлению (психологом, акмеологом, педагогом). Такая постановка проблемы оказалась возможна только на основе акмеологического подхода.
Подробные исследования оценок и самооценок, осуществленные в психологии, не ставили своей целью проследить их нравственные критерии, связь с уровнем нравственных притязаний (идеалов) и, главное, с нравственными качествами самой оценивающей личности, что стало центральной проблемой данного исследования.
Анализ концепций личности и ее развития (Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, Л. И. Анциферова, А. Г. Асмолов,.
A.А.Бодалев, Д. Й. Божович, В, В. Большакова, А. В. Брушлинский, Л. П. Врева, Л. С. Выготский, Э. А. Голубева, А. А. Деркач, А. И. Донцов, В. П. Зинченко, А. В. Йващенко, Е. А. Климов,. А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев,.
B.С.Мухина, Н. Д. Никандров, А. В. Петровский, В. А. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Еубинштейн, В. В. Еубцов, И. Н. Семенов, Д.й.§ ельдштейн Е. В. Шорохова и др.) позволил вьщелить основные направления, наиболее значимые в контексте нашего исследования. Ряд психологов понимает развитие личности как процесс ее вхождения в новую социальную среду, признает обусловленность развития личности ком плексом актуальных форм деятельности и общения, деятельностно-опосредованным типом взаимоотношений личности с реферантной группой.
Особой средой и сферой общения для личности может выступать в частности, сфера искусства. № разделяем точку зрения Л. С. Выготского на продуктивное развитие личности средствами искусства, которая особенно актуальна в современных социально-экономических условиях, принесших смену ценностных ориентаций для одних и потерю нравственных ориентиров — для других. В частности, большие изменения произошли в сознании детей, что проявляется в росте цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. При этом за данными внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные эмоции подростков и юношей — тревожность, страх, неуверенность, одиночество.
Однако, изучение эмоционально-нравственного развития личности, обусловленного воздействием искусства, характеризуется диспропорцией между относительно небольшим количеством общих теоретических положений и массой добытых психологических фактов, раскрывающих особенности эстетического познания человека и отвечающих на вопрос, какие изменения личности происходят под воздействием накапливаемого ею специально организованного опыта «жизни в искусстве» (Б.С.Братусь, Л. С. Выготский, М. С. Коган, Б. С. Мейлах и др.). .
Другой отправной позицией нашего исследования является ин- ' формационная теория эмоций П. В. Симонова, связывающая эмоции и чувства с сознанием и познавательной деятельностью человека. Но если П. В. Симонов детально исследовал эмоциональный эффект информационной ситуации, то не менее интересно решение обратной задачи — эмоциональной стимуляции функций интеллекта, непосредственно формирующей сознание, что явилось предметом и результатом нашего исследования, специфика которого состояла в сближении познания и переживания, когнитивного и эмоционального.
Анализ эмоциональных явлений может не только дополнить картину развития личности в детском возрасте (В.Штерн, К. Бюлер, Р. Гаупп, Л. С. Выготский, Э. Клапаред, Й. Й. Божович, Ф. Е. Ваеилюк, Б. И. Додонов, Л. М. Аболин, Г. М. Бреслав, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я.3.Неверович, Э. Эриксон, И. С. Кон, Н. А. Корниенко и др.), но и доказать, что они являются базальтами в становлении личности.
В психологических исследованиях зарубежных ученых Н.В.Вит-та, Д. Линдслея, Р. Плутчика, А. Симона, П. Г. Янга, У. Джемса, К. Лан-ге, К. Изарда, У. Кеннона, П. Барда, Д. О. Хебба, Л. Фестингера, Я. Рей-ковского, П. Фресса, Ж. Пиаже, Г. Селье, Д. Я. Грея, Я. Стреляу и др. анализируется влияние эмоций на психику и поведение человека, регуляция его деятельности в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Они подчеркивают, что слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.
Чрезвычайно важным для постановки нашей проблемы является проводимая рядом психологов дифференциация эмоций и чувств и механизмов превращения эмоций в чувства как устойчивые качества личности (С.Л.Рубинштейн, Бй. Додонов).
Ряд авторов выделяют нравственные чувства — доброту, любовь, но эмоциональные основы нравственности, более глубинные механизмы ее изучены недостаточно.
Анализ этих психологических работ позволил определить теоретические контуры нашего исследования, концептуальный и понятийный аппарат, основные подходы к организации экспериментальной работы по изучению эмоций как психологических основ развития личности.
Цель исследования: разработать теоретическую концепцию и прогрессивно-прогностическую модель эмоционально-нравственного развития личности и экспериментальным путем выявить и актуализировать механизмы, обеспечивающие его оптимизацию.
Объект исследования — эмоционально-нравственная сфера личности школьников и студентов, особенности ее функционирования и развития.
Предмет исследования — основные закономерности и механизмы эмоционально-нравственного развития личности, условия и факторы, детерминирующие его.
Гипотезы исследования:
I. Эмоциональная сфера, будучи важнейшим звеном системы саморегуляции личности и функционирования ее сознания, включает в себя механизмы нравственного развития личности. Именно эмоциональные явления, сфера переживаний могут выступать наиболее тонкими информативными показателями, индикаторами разнообразных изменений и противоречий в процессе развития личности. Мы предполагаем, что как позитивные эмоции и чувства, так и негативные (гнев, тревога, неудовлетворенность и др.) являются одной из движущих сил нравственного развития личности.
В. Нравственно-эстетические переживания, связанные с искусством, познанием человека через искусство, обеспечивают его развитие как субъекта нравственных отношений к другим людям и к самому себе, способствуют изменениям его нравственного опыта и личностных (в том числе эмоциональных) особенностей. Изображенные в искусстве впечатления о людях и окружающем мире, воспринятые человеком, складываются в эмоционально-окрашенную систему образов, его представлений и знаний, приводят к существенным изменениям образа «Я», перестраивают смысловые образования личности и ее структурные компоненты, способствуют приобретению ею нового опыта личностных переживаний.
3. Эмоциональные переживания, входя в результаты нравственного и эстетического опыта, содействуют возникновению у личности новых мыслей и представлений, ведут к переоценке сложившихся и появлению новых ценностей и изменению ее личностной позиции.
Ценности как духовно-нравственные образования представляют собой связанные с действительностью переживания личности, включающие осмысление жизненных ситуаций и ту позицию, которую она занимает.
4. Эмоционально-нравственное развитие личности может осуществляться стихийно или направленно, т. е. может быть оптимизировано, во-первых, на основе предложенной наш прогрессивно-прогностической модели, включающей основной механизм ЭНРЛво-вторых, за счет разработки и использования алгоритмов, включающих диагностику, проектирование и тонкие средства коррекции процесса нравственного развития личности. .
В рамках вццвинутых гипотез определены задачи исследования:
1. $ 1ть анализ исследований личностного уровня эмоционально-нравственного развития личности. Проследить генезис, т. е. эмоциональные предпосылки нравственного развития личности с позиций психологии развития, раскрыв основное содержание интегральных понятий «эмоционально-нравственное развитие личности», «механизм эмоционально-нравственного развития личности», «алгоритм эффективного использования механизмов эмоционально-нравственного развития личности» .
2. Выявить взаимосвязь когнитивных и эмоциональных механизмов как компонентов изобразительной деятельности в сфере искусства. Определить, какие изменения нравственного опыта, эмоцио нальной сферы, смысловых образований личности и ее структурных компонентов происходят в процессе и результате изобразительной деятельности, направленной на эстетическое развитие. Выявить роль эстетических многообразных переживаний в развитии личности как субъекта отношения к другим, их познания и самопознания. Определить уровни сформированное&tradeнравственных качеств личности в процессе эстетического развития.
— 13.
3. Разработать прогрессивно-прогностическую модель механиз мов ЭНРЛ, включающую критерии, показатели и уровни оптимизации эмоционально-нравственного развития личности, определить теоретические и практические пути их реализации. Дать сущностную характеристику механизмов эмоционально-нравственного развития личности и обосновать алгоритм их использования.
4. Установить психологические особенности ЭНРЛ в подростковом и студенческом возрасте.
5. Изучить динамику основных процессов ЭНРЛ подростков и студентов, достигаемых ими нравственно-этического и эстетического уровней, особенностей моральных оценок и самооценок, нравственных качеств, нравственных притязаний и др. Выявить конкрет ные эмоциональные особенности личности и ее оценки нравственных ценностей. Определить влияние эмоций и чувств на развитие нравственной сферы личности на основе трактовки эмоционального переживания как механизма этого развития и одновременно как компонента нравственных свойств. Выявить степень взаимосвязи эмоционально-чувственных механизмов с индивидуально-психическими свойствами, а также зависимость самих механизмов от психической организации личности, ее поведения и деятельности.
6. Экспериментально апробировать разработанную в исследовании психологическую систему разнообразных воздействий на механизмы ЭНРЛ.
Теоретико-методологические основы исследования.
Исходными методологическими предпосылками исследования являются: учение о личности как продукте и вместе с тем субъекте социально-исторического развития, предпосылке и результате собственной активности, деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Л. П. Буева и др.) — подход к морали как форме общественного сознания, признание ее социальной детерминации, приоритета общечеловеческих нравственных норм в качестве социального регулятора отношений между людьми в процессе их жизни и деятель ностиметодологические принципы отечественной психологии (детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, системного, личностного, деятельностного, системно-уровневого подходов, субъективности и активности).
Мы исходили из ряда теоретических разработок, сложившихся в отечественной психологической науке: теории отношений (В.Н. Мясшцев, Е. Б. Старовойтенко, Н.Н. Обозов) — деятельно стно го подхода (А.Н.Леонтьев, А. А. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) — концепции системно-целостного, диалектически двустороннего характера структурных образований личности: потребностей и способностей, интеллекта и чувств, внешнего и внутреннего, результативного и процессуального, предложенной G.Л.Рубинштейном и его школой (К.А.Абульханова-Славская).
Мы разделяем концепцию Б. Й. Додонова об эмоциях как ценности, информационную теорию эмоций П. В. Симонова, концептуально-понятийный аппарат проблемы эмоционального развития, предлагаемый В. К. Вилюнасом.
В трактовке основных феноменов ЭНРЛ и интерпретации результатов конкретных исследований мы исходим из основных положений акмеологической науки, разработанных Е. Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, 0.С.Анисимовым, G.А.Аниеимовым, А.А.Бода-левым, В. М. Герасимовым, А. А. Деркачем, В. Г. Зазыкиным, Е. А. Климовым, Н. В. Кузьминой, Л. Э. Орбан, А. Ю. Панасюком, И. Н. Семеновым, Е. А. Яблоновой и др.
В своей работе мы использовали также нейорые положения ведущих зарубежных ученых по данной проблеме (Ж. Пиаже, Л. Коль-берга, К. йзарда, М. Коула, Д. Клау ссена и др.).
— 15.
При разработке прогрессивно-прогностической модели ЭНРЛ мы опирались на концептуальные положения К.А.Абульхановой-Славской, В. Г, Асеева, А. В. Е$ушлинско го, В. П. Зинченко, Л. П. Бу евой,.
A. А. Деркача, Н. Д. Никандрова, А. В. Петровского, Д. й. Шельдатейна,.
B. й, Купцова, Л. Й. Но виковой, В. А. Сластенина, Е. Б. Старо войтенко,.
В.К.Вилюнаса, Ф. Е. Василюка и др., и свою основную задачу видели, во-первых, в систематизации и уточнении имеющихся представлений и понятий, а главное — в построении системы процесса ЭНРЛ, полагая, что без этого невозможно осуществление как теоретического, так и эмпирического исследованияво-вторых, в выделении определяющих влияний на ЭНРЛв-третьих, в моделировании механизма развития на всех трех уровнях, каждый из которых, как мы считаем, должен быть обеспечен теоретически, содержательно, методологически. и.организационно.
Методы исследования.
Для анализа процесса эмоционально-нравственного развития личности учащихся-подростков и студентов использовались исторический, логический, генетический, диалектический, системный подходы, аналитический, индуктивно-дедуктивный методы, а также итоги изучения философской, этической, психолого-педагогической, социологической литературы по избранной проблематике, были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.
Исследованием в целом было охвачено две тысячи учащихся-подростков и студентов, свыше тысячи учителей, родителей, что позволяет говорить о репрезентативности выборки. Основной базой эксперимента явились международный детский центр «Артек», школа-студия при Новосибирской городской картинной галерее, Сибирская академия государственной службы (СибАГС), ряд общеобразовательных школ г. Новосибирска.
— 16.
Эмпирический материал накапливался в течение 20 лет в период работы автора в качестве учителя, директора Дворца пионеров и школьников, методиста Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», директора городского и областного Дома учителя, преподавателя, доцента кафедры психологии Сибирской академии государственной службы.
Проведены корреляционный, факторный, дисперсионный анализы всего объема полученных данных. Выли использованы следующие конкретные методики: опросник на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габдиреевой (1988), миннессотский многосторонний личностный тест (ММР1), характерологический опросник К. Леонгарда, личностный опросник Г. Мзенка, тесты ценностных и емысложизненных ориентации М. Рокича, Д. А. Леонтьева, шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла (16 Р), тест М. Люшера, проективные методики: тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
В конкретной программе исследования участвовали 200 детей от 3 до 15 лет и 100 студентов. Формирующий эксперимент проводился нами в школе искусств при Новосибирской городской картинной галерее с группой подростков. Программа исследования осуществлялась по трем основным направлениям: X) просвещениесообщения о направлениях, жанрах и формах изобразительного искусства, о творчестве величайших представителей живописи, скульптуры и архитектуры в форме лекций, бесед с показом цветных слайдов- 2) демонстрация — показ произведений изобразительного искусства на выставках картинной галереи- 3) участие учащихся в различных видах изобразительной деятельности — занятиях живописью, лепкой, керамикой. Задания предназначались для обнаружения ценностных ориентаций учащихся в области изобразительного искусства, определения эстетического критерия художественного восприятия, эмоциональной чувствительности и отзывчивости испы-туетуемых на произведения живописи.
Испытуемым задавались вопросы, сформулированные так, чтобы ответы на них могли раскрыть процессы эмоциональной психической регуляции. Вопросы задания были подобраны с учетом психологических особенностей погружения в мир собственных чуветв и переживаний, стремлений к самостоятельным сувдениям.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборок, взаимопроверкой данных, практически-экспериментальным использованием разработанных предложений и рекомендаций психологами, педагогами, воспитателями общеобразовательных школ, преподавателями гуманитарных дисциплин вузов по эмоционально-нравственному развитию личности, обеспечением эти-ко-психологичеекой готовности учителей и родителей к осуществлению ЭНРД учащихся-подростков и студентов.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:
1. В силу возросших темпов влияния ближайшей и общей социокультурной среды на изменение пеихо-эмоционального состояния личности как в позитивном, так и в негативном отношениях особенно важно нахождение теоретических и практических путей направленного изменения эмоционального состояния и молодого, и старшего поколения, которые открываются в процессе исследования эмоциональных механизмов в контексте теории развития и состоят в их оптимизации средствами акмеологии.
2. Доказано, что нравственное развитие личности осуществляется не только через развитие более высокого личностного уровня нравственных чувств, но и на уровне стихийных или направляемых эмоций, в процессе эстетической деятельности, воспитания и этического взаимодействия. Впервые автором предпринято интегральное исследование разнообразия и единства эмоциональных механизмов нравственно-этического и эстетического развития личности, путем вариации моделей: I) модели, включающей этические отношения, оценки, познание в эстетическую деятельность и переживания и2) модели изолированных от последней ценностных этических оценок, притязаний личности, но связанных с нравственными качествами самой личности.
3. Показано, что нравственное развитие личности совершенствуется позитивными эмоционально-чувственными переживаниями личности и взаимообусловлено ее индивидуально-психологическими свойствами. Эмпирически выявлена степень влияния эмоционально-чувственных механизмов на индивидуальные психические свойства, а также зависимость самих механизмов от индивидуально-психической организации личности, от ее поведения и деятельности. Иными словами, выявлено взаимодействие эмоций с нравственностью и влияние нравственности на развитие эмоций. В исследовании выявлено многообразие психологических механизмов эмоций и чувств.
4. Новизна общей модели и стратегии исследования заключалась е том, что эмоциональные механизмы изучались комплексно: как регуляторы оценок и самооценок личности по избираемым ею нравственным критериям, как переживания, возникающие в осуществляемой ею эстетической (изобразительной) деятельности, как направленность ее нравственных притязаний, как механизмы и критерии ее удовлетворенности-неудовлетворенности своей деятельностью и отношениями с другими.
5. Представлено новое экспериментальное направление изучения закономерностей и механизмов эмоциональных реакций личности, влияние актуализированных эмоций на эффективность нравственного развития личности. Осуществлено лонгитюдинальное исследование ценностной структуры личности на предмет ее динамики, устойчивости, структуры, связи с смысложизненными ориентациями и взаимосвязи с общеличностными и конкретно-эмоциональными свойствами респондентов.
Впервые выделена система эмоциональных переживаний, оказы. вающих позитивное влияние на развитие нравственной сферы личности (с.52), которая, как обнаружено, имеет более высокий уровень развития у студентов в сравнении с подростками.
Создана и практически апробирована программа нравственно-эстетического развития личности, основанная на актуализации позитивных эмоциональных переживаний. Экспериментально изучено влияние эмоций и чувств на развитие нравственной сферы личности на основе учета эмоционального переживания как механизма этого развития и одновременно как возможного компонента нравственных свойств. Впервые выявлены негативные типы характеров (студентов), связанные с преобладанием эмоций «гнев», «страх* и «печаль» — особенности взаимосвязей подтверждены данными кластерного анализа. Осуществлен диагностический подход к оценке уровня развития нравственных качеств личности.
6. Впервые в психологии развития на основе акмеологичес-кого подхода эмоционально-нравственное развитие личности подростков и юношей рассматривается как процесс осмысления и эмоционального принятия нравственных норм, моральной самооценки, нравственных притязаний, нравственных качеств личности, их превращения во внутренний регулятор поведения в соответствии с нравственными нормами, с реализацией «Я-концепции» и жизненными отношениями личности. Тем самым осуществлено исследование эмоциональных механизмов не только нравственных чувств, но и когнитивно-познавательных процессов — достигнуто единство познания и нравственной оценки другого человека" самопознания и самооценки.
7. Создана теоретическая концепция ЭНРЛ, включающая модель механизмов ЭНРЛ, закономерности и уровни ЭРНЛ, их критерии и показатели, идеал, а также условия и факторы, обеспечивающие его достижение. Модель была построена на вышеуказанных теоретико-методологических основаниях и одновременно служила средством исследования реального состояния нравственного развития учащихся — подростков и студентов, обогащаясь фактами реальных противоречий, деформации и трудностей этого развития.
Определены уровни ЭНРЛ (высокий, средний, низкий) и экспериментальным путем выявлено взаимодействие уровневых проявлений механизма ЭНРЛ, сутью которых являются эмоциональный отклик, который имеет две характеристики: эмоциональную отзывчивость и эм-патию. Кроме разницы в пороге (уровне) эмоциональных переживаний не менее существенной является и разница. в форме проявления эмоциональных реакций, связанных как с психодинамическими особенностями, то есть с преобладанием того или иного типа индивидуальности, так и с личностными особенностями, которые зависят от воспитания, социального окружения. Показана зависимость изменения переживания, эмоционального отклика, эмпатии от возрастных особенностей на трех указанных уровнях. Вьщеленные уровни взаимосвязаны и характеризуют сущность эмоционально-нравственной личности. Отношения между уровнями в системе эмоционального механизма подвижны и связаны с активностью субъекта. Чем выше уровень эмоциональных реакций, вызывающих эмоциональный отклик и эмпатию, тем большее влияние, он оказывает на возвышение уровня развития нравственных качеств личности в эстетической изобразительной деятельности. Экспериментально диагностированы нравственные качества личности, дана их характеристика, выявлены. уровни их сформиро-ванности.
8. Модель позволила вскрыть такое оптимальное соотношение в развитии, характере и типе эмоциональной личности и ее когнитивного развития, сознательного становления, когда они в своем единстве, усиливая взаимное влияние, проявляются не только в нравственном поведении личности, соответствующем нормам, но определяют ее как субъекта нравственной позиция, способного организовать взаимодействие людей на нравственных основах, что ведет к нравственному развитию других субъектов.
В отличие от многочисленных исследований ценностей, оценок и самооценок, которые очень часто проводились вне всякого учета эмоциональных механизмов оценивания, эмоциональных причин и последствий взаимных оценок и связанных с этим содержательных нравственных характеристик и воздействий, данная модель позволила самым непосредственным образом соединить эти внутриличнос-тные механизмы и способы отношений и взаимоотношений людей. В спектре оценок, самооценок, взаимооценок и т. д. эмоциональные механизмы проявляются в зависимости от возраста, нравственной зрелости личности, ее позитивно-негативных отношений к другим то в своем более чистом и непосредственном виде, то под контролем личности, маскирующей свои эмоции и чувства, то как подмены позитивного основания ее человечности.
Разработанная прогрессивно-прогностическая модель ЭНРЛ применима к единому процессу социализации, выполняющей регулятивную функцию в психологической системе «взрослый-коллектив учащихся-личность» и включает в себя идеал, условия, особенности, критерии, показатели и уровни ЭНРЛ, что позволяет опреде.
— 22 лить теоретические и практические пути их формирования.
9. Построена, обоснована и апробирована программа эмоционально-нравственного развития личности, в эстетической (изобразительной) деятельности, состоящая в ценностно-смысловом и операциональ ном моделировании рефлексии, актуализации этих переживаний и в последующем переводе этого опыта в способы самопознания и самоизменения индивида. Охарактеризованы механизмы изобразительной деятельности, содействующие установлению связи эмоциональных и когнитивных компонентов: эмоциональное заражение, эмоциональный отклик, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, эмоционально окрашенная социальная активность, романтизм, эмоциональная увлеченность, совестливость.
Установлена зависимость взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер от опыта эстетического познания человека. Выявлены неоднозначные рязи между этими двумя сферами от совпадения до полного их расхождения, раскрыты различия между ними, установлена их специфика, обусловленная особенностями объекта познания. Экспериментально изучены конкретные изменения в развитии личности, связанные с эстетическими переживаниями человека, изменяющими эмоциональное реагирование вследствие эмоционального заражения, вызываемого произведениями искусства, вызывающие сопереживания.
Предложенная нами модель механизма ЭНРЛ учитывает, что эмоции могут проявляться как реакция, как состояние и как черта личности. В основе такого деления лежит продолжительность существования эмоций и форма их проявления. Такое деление не отрицает взаимосвязанности указанных сторон эмоций, а, наоборот, предполагает их взаимообусловленность. Поэтому знание особенностей одного из проявлений эмоций в определенной степени позволяет судить об особенностях других.
В данной модели структурно-уровневый подход (высокий и средний) является основой ЭНР! Наличие наряду с высоким и средним низкого уровня подтверждает необходимость учета психической ригидности как нарушения уровневых отношений в структуре действия и его учет может помочь в профилактике и коррекции ригидного поведения.
Выявлений генезис и структурные особенности детерминации основных составляющих ЭНРЛ, механизмы функционирования и развития личности в данном аспекте раскрываются в диадных соотношениях.
В содержание модели входят развернутые определения указанных «идеальных свойств», основанные на классических и современных концепциях идеала. Идеальные свойства приобретают акмеологичес-кую роль, они определяют ценностно-смысловые координаты психологического развития взрослого, являются общим критерием действенности влияния психолога, педагога, акмеолога на личность, оценочным параметром уровня развития жизнеотношений личности.
При этом идеальная цель, идеальные координаты и критерии не могут быть прямо перенесены в глубинный план психологии развития личности. Идеал психологически улавливается личностью через присущий ей исторически конкретный социальный тип отношений, воссоздается в ней через ее направленное продвижение к эмоциональнозрелому типу отношений.
10. Выявлены критерии, показатели и психоло го-акмеологи-ческие условия процесса ЭНРЛ. Критерии — это наличие смыслооб-раэующих суждений в эмоциональной сфере. Показателями ЭНРЛ является: наличие нравственных мотивов поведения и ценностных установок. Психолого-акмеологическое обеспечение ЭНРЛ — наличие у субъекта положительных эмоций, использование научно-обоснованных рекомендаций, в том числе теоретической модели ЭНРЛ и практических условий ее оптимизации, учет уровней ЭНРЛ (их взаимосвязь), оказание помощи личности в выработке самосознания на основе этики и гуманизма.
11. Представлена проверенная на валидность система факторов, влияющих на процесс эмоционально-нравственного развития личности, характеризующих социально-экологические, социально-экономические, социально-культурные условия существования общества в целом и оказывающих косвенное воздействие на исследуемый процесссоциально-педагогические и психолого-педагогические факторы, содействующие воспитанию и заключающиеся в целенаправленном психолого-педагогическом влиянии на личность учителей, воспитателей, родителейсоциально-психологические факторы, характеризующие условия взаимодействия личности со своим ближайшим окружениемпсихологические и эмоциональные факторы, включающие различные благоприятные и неблагоприятные особенности психики и организма как личности взрослого, так и личности подростка, имеющие как наследственный, врожденный, так и приобретенный характер, а также обусловленные некоторыми кризисными явлениями возрастного психического развития ивдивида.
12. Оптимизация процесса ЭНРЛ может быть достигнута за счет разработки и внедрения в практику образования алгоритма оптимизации решения задач эмоционально-нравственного развития. Алгоритм процесса ЭНРЛ представляет собой систему действий, фундаментальной основой которой являются модифицированные принципы развития психики, сознания и деятельности, что позволило выявить показатели продуктивного развития личности.
Алгоритм стадии реализации эмоционально-нравственных и эстетических установок предполагает предварительное формирование позитивного эмоционального, потребностного, ценностного отношения к данному феномену или предмету, изучения с последующим включением дидактически обоснованной последовательности предъявления стимульного материала.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов и выработанных на его основе рекомендаций педагогами в работе по эмоционально-нравственному развитию учащихся-подростков и студентов. Полученные данные могут учитываться в школах и вузах в процессе прогнозирования моральной атмосферы среди молодежи, а также в целом моральной атмосферы общества.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и практические разработки исследования изложены в монографиях, книгах, статьях, методических пособиях. Внедрение результатов исследования осуществлялось также:
1) посредством лекций по курсу «Общая психология» в Сибирской академии государственной службына Новосибирском юридическом факультете Томского государственного университетаВ Новосибирском технологическом институте Московской государственной академии легкой промышленностив курсах для учителей, родителей в областном Институте повышения квалификации учителей Новосибирска и областив Новосибирском филиале центрального института повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образованияв Союзе писателей России, в Новосибирской областной писательской организации;
2) путем участия в беседе за «круглым столом» по проблеме «Рефлексивная психология развития творческого потенциала личности», г. Мэсква, I съезд практических психологов образования России)1994;
3) методика изучения и формирования нравственных свойств личности с помощью эмоциональноч? ственных механизмов (1992 $ апробирована и внедрена учителями в Новопокрэвской, Новотроицкой,.
Казачемысской средних школах Татарского района и других средних общеобразовательных школах Новосибирской области, школах г. Че-^4-лябинска, Кемерово, Красноярска, в средней общеобразовательной школе с гимназическими классами И134г. Москвы;
4) в РАГС, Психологическом институте РАО, в Санкт-Петербургском институте психоанализа, Челябинском институте повышения квалификации Уральской академии государственной службы, в Дальневосточной, Сибирской, Северо-Кавказской академиях государственной службы;
5) разработаны и внедрены программа курса «Психология и педагогика» по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Методики изучения переживаний ценностно-нормативных ориентаций личности: правовой, нравственный и социальный аспекты», система научно-методического обеспечения массового психолого-педагогического всеобуча родителей в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях в г. Новосибирске.
Результаты исследования докладывались на научных конференциях психологов «Мотивации, установки, интеллектуальные системы», Новосибирск (1991), «Психология и педагогика активности личности», Новосибирск (1992), «Проблемы организации и эффективности индивидуальной работы со студентами», Новосибирск (1994), «Проблема формирования профессиональной культуры у будущих специалистов», Новосибирск (1995), «Творчество как важный фактор педагогической деятельности», Новосибирск (1995), «Йнноватика и рефлексика в непрерывном образовании и в бизнесе», Красноярск (1995), «Гуманизация образования», Шйск (1995), «Актуальные проблемы использования современных психологических средств в обучении» Новосибирск (1995), на научно-практических конференциях «Принципы деятельности Всесоюзной пионерской организации как основа планирования единого учебно-воспитательного и оздоровительного процесса в условиях пионерского лагеря „Артек“, Крым (1977),» Воспитание творчеством", Новосибирск (1982), в выступлениях перед педагогическими коллективами школ города Новосибирска Ш 8,9,42,95,100,132,144,145, на районных январских и августовских педагогических конференциях, на заседаниях кафедры общей психологии Новосибирского государственного педагогического университета (1992), Сибирской академии государственной службы (1992;1997), гг. Москве, Бийске, Красноярске, Томске), РАГС (Москва, 1995;1997).
Теоретические идеи и экспериментальные исследования освещались в ходе проведения международных научно-практических и методических конференций «Формирование кадрового потенциала государственной и муниципальной службы: проблемы разработки и реализации образовательных программ и технологий», Новосибирск (1997)," Проблемы интеграции науки и образования: опыт и перспективы", Новосибирск (1997), «Формирование правовой системы России», Новосибирск (1997), «Развитие личности в системе непрерывного образования», Новосибирск (1997), «Развитие личности», Новосибирск (1997), «Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России», Ростов-на-Дону (1998).
Положения, выносимые на защиту.
I. Теория совершенствования нравственных качеств личности, полученная на основе анализа идей и взглядов по проблеме нравственности и многообразных эмпирических исследований, интегрирует: I) личностные, акмеологичеекие и социальные аспекты нравственного развития- 2) диагностический анализ уровней нравственных качеств личности учащихся соотносит с выявлением путей и условий оптимизации процесса формирования нравственных качеств личности учащихся- 3) эмоциональные переживания связывает механизмами когнитивного, оценочного, познавательного отношения к себе и людямнравственного осмысления жизни- 4) в эстетическое отношение к действительности, приобретающее активный характер, включает нравственно-этические оценки эстетических впечатлений на единой основе многообразных эмоциональных переживаниях.
2. Выявленная в исследованиях система факторов, способов и механизмов эмоционально-нравственного развития личности позволила нам разработать прогрессивно-прогностическую модель механизма ЭНРЛ. Эмоциональный механизм имеет многоуровневую структуру, сочетающую в себе психофизиологическую, личностную и собственно духовную составляющие.
Соотношение между уровнями не статично, а зависит от соотношения внешних и внутренних условий, определяющих активность или пассивность личности, ее качество как субъекта или относительно пассивного объекта воздействий.
Динамические, особенно негативно окрашенные эмоциональные тенденции берут верх (возрастают) в случае, когда социальная, жизненная и духовная позиция личности регрессирует, и в качестве ведущей выступает природная детерминанта. Эмоции, переживания (положительные, отрицательные, стенические, астенические, настроения, аффекты), лишь изначально детерминированы типом нервной системы. Эта детерминанта в дальнейшем определяет соотношение между различными составляющими, стадиями уже под контролем личностной регуляции. Психофизиологическая сторона механизма определяет соотношение между различными эмоциональными состояниями.
— 29.
Преобладание позитивных эмоций и накопление опыта нравственного поведения подростков и их позитивных переживаний делают их личность нравственно устойчивой и относительно независимой от регресса ценностей в обществе. Другого рода уровни характеризуют собственно нравственное развитие личности.
3. Процесс ЭНРЛ есть осмысление и принятие личностью нравственных норм, осуществление моральной самооценки, превращение нравственных качеств личности во внутренний регулятор поведения. Генезис ЭНРЛ проявляется в наличии уровней, отличающихся характером эмоциональных переживаний учащихся и студентов, наличием или отсутствием у них эмоциональной отзывчивости во взаимосвязи с нравственными свойствами личности, е мерой осознания своих стремлений, возможностей и сформированастью Я-концепции.
Критериями личностно-смыслового развития являются: конкретность переживаемых субъектом отношений к реализуемым им целям деятельности, субъективность и глубина личностных отношений, наличие в смыслообразующей сфере оценочного компонента.
Критериями и показателями оптимизации процесса эмоционально-нравственного развития личности подростков являются: а) уровень развития мотивационно-ценностного компонента.
ЭНРЛб) уровень нравственных знаний, нравственных самооценок, моральных качеств, нравственных притязаний, нравственных чувств.
В качестве показателей ЭНРЛ выступают: а) наличие нравственных мотивов поведения и ценностных установокб) стремление осуществить социально значимую функцию-. в) мера удовлетворенности участием в совместной со сверстниками деятельностиг) осознание переживания своего социального статусад) чувство ответственности за осуществление деятельности по реализации своего социального статуса.
Высокий уровень эмоционально-нравственной активности учащегося интегрирует в себе нравственные представления, чувства, убездения и привычки. Основу ЭНРЯ составляют принятые личностью нравственные ценности, регулирующие ее поведение. ЭНРЛ регулируется системой мотивов, выполняющих для личности смыслообразу-ющую функцию.
4. Эмоционально-нравственное развитие личности обеспечивается специфическими и неспецифическими эмоциональными механизмами. Под первыми понимаются эмоциональные механизмы и отношения, конституирующие процессы психической регуляции, под вторымиэмоциональные характеристики субъектности, избирательности, в предметном и социальном мире и ситуативность психической активности.
Механизмы эмоций, обеспечивающие развитие, имеют многокомпонентный состав и многоуровневую структуру. Они имеют актуальную форму, проявляющую себя в процессе эмоциональной регуляции, и потенциальную — систему эмоциональных установок, изменение личностью своих внутренних жизнеотношений, появление собственных интеллектуальных моделей жизнеотношений.
Отношения между уровнями в системе эмоциональных механизмов подвижны и связаны с активностью субъекта. Чем выше уровень эмоциональных реакций, вызывающих эмоциональный отклик и эмпа-тию, тем большее влияние он оказывает на возвышение уровня развития нравственных качеств личности. Под высшим и средним оптимальным уровнем понимается развитие эмоционального отклика, сопереживания, эмпатии, формирующих нравственную сферу личности, под низшим — угасание отклика, эмпатии, ведущей не к развитию, а к деформации личности.
5. ЭНРЛ происходит в общении с людьми, обладающими определенным потенциалом эмоционально-нравственной активности, которая в силу сложности своей структуры может иметь множество проявлений. В этом процессе возрастает роль личностного фактора, то есть собственного активного отношения личности к выбору и осуществлению форм и способов жизнедеятельности. Полученные нами данные показывают, что на каждом возрастном этапе эмоционально-нравственная активность имеет тенденцию к изменению в соответствии с объемом нравственных и социальных обязанностей и того опыта, который приобретает личность. Как актуальная потребность эмоционально-нравственная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных отношений, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, склонностей, выбор способов деятельности. Ценностные отношения и ориентации выступают важнейшим показателем эмоцио-нально-нраветвенной активности личности. Они определяют оценочную деятельность человека, в них аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в. индивидуальном развитии человека, и направляется решение многих жизненных для него вопросов.
6. Одним из важнейших психологических механизмов эмоционально-нравственного развития личности является превращение серии ситуативных воздействий и поступков в устойчивые общеличностные характеристики, превращение актов микроразвития при решении нравственных задач в акты макроразвития. Однако действие этого механизма не является автоматическим и однозначным. Эффект влияния позитивных и негативных, стихийных и целенаправленных воздействий на личность носит неоднозначный, нелинейный характер. Оудьба этих эффектов определяется психологическими особенностями личности, способствующими или блокирующими такие эффекш. функцию стимуляции или блокирования как позитивных, так.
— 306 и негативных влияний могут выполнять особенности возраста, типологического склада, направленности, социального статуса, позивии в коллективе, сложившихся психологических барьеров.
7.Для выбора средств профилактики и коррекции, компенсирующих дефицитность процесса эмоционально-нравственного развития личности, необходима диагностика ее эмоциональных особенностей.
8. Важным акмеологическим принципом развития личности, включая эмоционально-нравственное, и условием достижения личностью своей вершины, акме, является оптимальное сочетание дифференцированного, индивидуального подхода (рассмотрение личности как уникальной, неповторимой) — и принципа стандартности, единства требований (фиксация общечеловеческих, общепсихологических закономерностей и алгоритмов развития).
9. Акмеологичеекий подход к анализу развития личности подчеркивает важность разработки психологических механизмов устойчивости личности к стрессовым ситуациям и негативным нравственным и эстетическим влияниям. Механизмы устойчивости личности связаны как с объективными факторами (образ жизни, социальное положение, сфера социальных взаимодействий), так и субъективными (направленность, позиция, нравственный иммунитет, эмоциональное неприятие и т. д.). Причем механизмы первого типа носят в основном психодинамический характер и слабо осознаются, а механизмы м второго типа носят в основном личностно-смысло-вой и осознанный характер.
10. Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эмоционально-нравственное развитие личности, являются актуализация у субъекта положительных эмоций, использование научно обоснованных рекомендаций, в том числе теоретической модели эмоционально-нравственного развития, обеспечение условий оптими.
— ЗОв зации, учет уровней эмоционально-нравственного развития учащихся и их взаимосвязи, оказание им помощи в выработке этического и гуманного самосознания.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и выводов, списка использованной литературы 438 наименований, шести приложений. Основное содержание диссертации изложено на 555 страницах текста, включает 15 графиков, 40 рисунков и 20 диаграмм, 25 таблиц.
Результаты исследования студентов по характерологическому опроснику Леонгардо. Описание акцентуаций по Леонгардо.
Возбудимый тип. Ниже нормы (41.8'.
Выше ноомы (58.2%)ч л'.
Рис. 58.
Описание акцентуаций по Леонгардо * Аффективно — экзальтированный тип.