Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы создания плакатов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как начинающему, так и профессиональному дизайнеру необходима книга «Самый полный справочник. Графический дизайн» («The Complete Graphic Designer») автора Хембри Райна. В этом руководстве по графическому дизайну объяснено все то, с чем дизайнеры сталкиваются в своей работе каждый день, — основные принципы дизайна и стратегии коммуникации. Все это должно помочь дизайнерам добиваться успехов… Читать ещё >

Теоретические основы создания плакатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретические основы создания плакатов

Реферат Курсовая работа посвящена созданию серии плакатов для фестиваля музыки и актуального искусства «Соседний мир».

Искусство плаката и постера в последнее время активно развивается и является весьма интересной и плодотворной почвой для создания проектных предложений в области графического дизайна и рекламной графики. В последние годы в Крыму большое внимание стали уделять развитию и продвижению проектов, связанных с музыкальной, этнической культурой, с возрождением ремесел, традиций, и наряду с этим проводят различные музыкальные акции и фестивали, которые способствуют наибольшему привлечению гостей и жителей Крыма этим мероприятием. Это способствует повышению культурной жизни людей и экономики полуострова.

Искусство плаката помогает привлечь внимание к мероприятию, задать или выразить стиль и донести необходимую информацию.

Чтобы обратить внимание к фестивалю, необходим плакат, который отражает суть и привлекает внимание зрителя.

Во введении раскрывается актуальность темы, обзор литературы, объект предмет, цель, задачи и методы исследования.

В первой главе рассказывается об истории возникновения и развития плаката. Проводится анализ используемой литературы и существующих проектных предложений. Рассказывается о развитии фестивальной культуры в Крыму. Сделаны обобщения и краткие выводы.

Во второй главе представлен основной замысел дизайн-проекта.

В заключение сделаны обобщения и выводы о проделанной работе.

Объектом исследования является фестиваль музыки и актуального искусства «Соседний мир».

Предметом исследования является серия плакатов к фестивалю музыки и актуального искусства «Соседний мир».

Целью работы является создание серии плакатов к фестивалю музыки и актуального искусства «Соседний мир».

Ключевые слова: плакат, реклама, фестиваль «Соседний мир», полиграфия.

Содержание Введение Глава 1. Предпроектное исследование

1.1 Анализ используемой литературы и существующих проектных предложений

1.2 Развитие фестивальной культуры в Крыму. Фестиваль «Соседний мир»

1.3 Искусство плаката, его основные функции Глава 2. Разработка серии плакатов к фестивалю «Соседний мир»

Заключение

Введение

Курсовая работа посвящена созданию серии плакатов для фестиваля музыки и актуального искусства «Соседний мир».

Искусство плаката и постера в последнее время активно развивается и является весьма интересной и плодотворной почвой для создания проектных предложений в области графического дизайна и рекламной графики. В последние годы в Крыму большое внимание стали уделять развитию и продвижению проектов, связанных с музыкальной, этнической культурой, с возрождением ремесел, традиций, и наряду с этим проводят различные музыкальные акции и фестивали, которые способствуют наибольшему привлечению гостей и жителей Крыма этим мероприятием.

Тема является весьма актуальной, так как фестивали различных видов искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом, благодаря чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целым регионам. Среди множества фестивалей, пожалуй, самыми распространёнными на сегодняшний день являются музыкальные.

Крым, с его богатой историей и культурными традициями является наиболее подходящим местом для проведения культурно-массовых мероприятий, фестивалей (Международный молодежный джазовый фестиваль «Джалитон», Международный фестиваль творческой молодежи и студентов — хоровые коллективы, оркестры и инструментальные ансамбли, индивидуальные исполнители авторской, современной и эстрадной песни, конкурс ди-джеев; Международный фестиваль авторской песни «Крымское Приазовье» и др.). Они разнообразны по тематике и стилевому решению и каждый гость может выбрать близкое ему мероприятие и не только отдохнуть, но еще и пополнить свой культурный опыт.

Искусство плаката помогает привлечь внимание к мероприятию, задать или выразить стиль и донести необходимую информацию.

Любой фестиваль старается привлечь наибольшее количество посетителей, а умело созданный плакат поможет справиться с этой задачей. Чтобы обратить внимание к фестивалю, необходим плакат, который отражает суть и привлекает внимание зрителя.

Плакат должен быть не только носителем информации, но и обладать сильным эмоционально-психологическим воздействием на человека. Это достигается использованием простых, но выразительных и лаконичных изобразительно-выразительных средств, точного и доходчивого текста, удачного выбора масштабов, форм и цветовых решений.

Плакат призван ознакомить прохожих со своим содержанием быстро и издалека, как правило, на расстоянии до 15 — 20 м. Поэтому он не содержит перечни преимущества услуги, а указывает на некоторые из его основных черт. Плакат должен быть простым, понятным и выразительным.

Действенным является только тот плакат, который родился в процессе творческого поиска, жизненных наблюдений, в результате продуманного выбора наиболее удачных способов и приемов его изготовления.

При достаточном количестве переводной и отечественной литературы по рекламе ощущается острый дефицит эффективных идей и новых решений, касающейся данной проблематики. Было замечено, что полных и содержательных исследований по этой теме недостаточно. Основная масса источников представляет собой рекомендации для практиков рекламы и не содержит научного обоснования.

В дипломной работе в основном использовались литература: А. Р. Дегтярев «Изобразительные средства в рекламе», Устин В. Б. «Композиция в дизайне», Миронова Е. «Воздействие цвета в рекламе» .

«Структура дизайна. Стильное руководство» — самый полный и понятный учебник, в котором изложены основные принципы использования цвета, формирования пространства, создания изображения и главное, как все это соединить вместе. Книга не только аккумулирует базовые правила дизайна, но также подсказывает, как можно их нарушить, не подвергая опасности передаваемое сообщение и не смущая аудиторию.

Объектом исследования является фестиваль музыки и актуального искусства «Соседний мир».

Предметом исследования является серия плакатов к фестивалю музыки и актуального искусства «Соседний мир».

Целью работы является создание серии плакатов к фестивалю «Соседний мир». Здесь необходимо передать всю яркость и энергетику фестиваля и его участников, насыщенность красок и впечатлений от его посещения, поэтому он должен быть броский и стильный.

Задачи данной дипломной работы:

1) изучить и проанализировать литературные и визуальные источники;

2) изучить процесс развития фестивальной культуры в Крыму;

3) проанализировать существующие плакаты различных музыкальных фестивалей;

4) выявить графические особенности рекламного плаката фестивалей;

5) раскрыть основной замысел дизайн-проекта;

6) разработать концептуальное решение серии авторских плакатов;

7) выполнить работу в материале.

В работе были использованы такие научные методы:

1) анализ специализированной литературы и проектных предложений;

2) компьютерных технологий;

3) исторический;

4) проектирование и эскизирование.

Глава 1. Предпроектное исследование

1.1 Анализ используемой литературы и существующих проектных предложений плакат фестивальный искусство культура Социально-экономические преобразования привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации системы. Как следствие этого произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм, а также национальной культуры. Таким образом, восстановление общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а, значит, большое значение приобретают новые методы, помощью которых пользуется общество и социальные институты, стремясь обеспечить общественное и личностное равновесие. К таким методам относится реклама, так как, помимо информационной функции она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же, эмоциональная насыщенность рекламных носителей позволяет оперативно включать индивида в систему межличностных отношений и связей, так что вполне понятно, почему роль рекламы в вопросе информирования общества за последнее время значительно возросла.

Но, тем не менее, встает вопрос об эффективности рекламы как одного из основных источников информации. В связи с этим является актуальным изучение влияния рекламы на общественное мнение. Обусловленное интересами и ценностями общества и общественного мнения, реклама необходима для удовлетворения его потребностей и интересов. Чтобы влиять на мнение людей, необходимо обладать максимально широкими знаниями о том, как люди мыслят, и что способно наиболее привлечь их внимание и повлиять на них.

Разнообразные стороны рекламы явились объектом внимания многих ученых. В ее изучении сложились определенные подходы, как в зарубежной, так и в отечественной науке. За рубежом наиболее выражены два подхода к исследованию рекламы: маркетинговый и коммуникационный. В первом подходе реклама трактуется как один из компонентов маркетинга, здесь исследуется, в основном, экономическая сторона рекламной деятельности. В рамках коммуникационного подхода реклама рассматривается как средство коммуникации; главное внимание при этом уделяется изучению психологических аспектов рекламы (Ю.Л.Борисов, Б. Грушин, Л. Ю. Гермогенова, Б. С. Разумовский и др.). Отечественные ученые также неоднократно обращались к данной тематике. Начиная с прошлого века, стали появляться работы, посвященные психологии рекламы. В советское время особое внимание уделяли пропагандистским возможностям рекламы. Однако, проблема использования знаний в рекламной деятельности актуальна и сегодня.

На сегодняшний день существует огромный выбор литературы о дизайне. К этой литературе причисляют статьи и книги, написанные, начиная с конца прошлого столетия, на темы промышленного, прикладного и декоративного искусства. Это объясняется тем, что многие аспекты дизайнерской деятельности сложились намного раньше, чем дизайн сложился как отдельная профессия. Первые книги, посвященные становлению дизайна, включали в себя все аспекты, которые появились раньше, и объединили их в одно целое. Возможно, это связано также с тем, что литература по дизайну становится общедоступной, лишь начиная с 30-х годов нашего столетия. С этого времени и начинается независимый уровень теоретических описаний дизайна.

В США и Англии к наилучшим исследованиям рекламы, с серьезными теоретическими обобщениями и выводами, несомненно относятся монографии Д. Пранискаса «Взаимосвязь рекламы и поэзии» и Д. Лича «Реклама».

Д. Лич объединяет рекламу, религию и политический журнализм, так как считает, что все эти три области имеют одну общую цель — убеждение. Его книга вызывает огромный интерес у читателя, но, тем не менее, не все, что должно было, получило должное освещение. Например, об использовании выразительных средств языка говорится вскользь, хотя автор отмечает «полезность» фразеологизмов для рекламы благодаря их удивительной способности запоминаться. (Leech, 1966)

Д. Пранискас в своей монографии «Взаимосвязь рекламы и поэзии» анализирует процесс создания торговых марок и выделяет их наиболее продуктивные структурные модели. Он роднит поэзию и рекламу относительно к созданию торговых марок и демонстрирует поэтические приемы, популярные в рекламе. (Praniscas, 1968)

После 70-х годов 20 столетия произошло возрастание интереса лингвистических исследований рекламы, о чем свидетельствует немалое количество работ, посвященных рассмотрению разнообразнейших черт рекламы. Очень большую роль в становлении современного плаката сыграла «польская школа плаката». К ней относятся Криштоф Дыдо, Сергей Серов, Михаил Аникст. Польские плакаты того времени несли свободу, что-то новое, несмотря на эпоху социализма. Польским плакатистам подражали художники многих стран. Для польской школы плаката характерна эмоциональность, экспрессионизм, живописность. Польская школа начала складываться еще на рубеже XIX — XX веков под влиянием французской школы. Польский плакат является признанным явлением культуры, прочно занявшим свое место в истории искусства. Определение «Польская школа плаката» принадлежит художнику Яну Ленице, на счету которого более ста пятидесяти произведений, многие из которых стали мировой классикой.

В контексте современности актуальное значение приобретает книга «Структура дизайна. Стильное руководство», автором которой является Тимоти Самар — графический дизайнер, работающий в Нью-Йорке. Семнадцать лет он посвятил брэндингу и информационному дизайну, в рамках которого участвовал в самых разных проектах: печать, упаковка, среда, дизайн интерфейса для пользователей и анимация. Опираясь на его богатый опыт в сфере дизайнерской деятельности, можно смело довериться его книге. В этой книге говорится о том, что компании используют графический дизайн, стараясь донести до аудитории свое сообщение, и преобразовать его в эмоции. Работа графического дизайнера —визуально отразить передаваемое сообщение, сделать его понятным, выразительным и запоминающимся. Дизайнеру, для осуществления задуманного, нужно вооружиться определенными знаниями, навыками и интуицией. «Структура дизайна. Стильное руководство» — всеобъемлющее издание для практиков. На страницах книги можно найти сотни советов и примеров, которые позволят дизайнеру систематизировать собственный опыт, и будут способствовать созданию интереснейших работ. Это один из самых полных и понятных учебников, в котором можно найти основные принципы использования цвета, построения страниц, формирования пространства, создания изображения и главное, как все это соединить вместе. Книга не только аккумулирует базовые правила дизайна, но также подсказывает, как можно их нарушить, не подвергая опасности передаваемое сообщение и не смущая аудиторию.

Логическое продолжение книги «Структура дизайна. Стильное руководство» — это книга «Эволюция дизайна. От теории к практике» все того же Тимоти Самара. Издание фиксируется на фундаментальных аспектах и принципах дизайна, показывает, как профессионалы пользуются этими принципами, чтобы принимать креативные решения, в результате которых получается выразительная и эффективная визуальная коммуникация. Анализ реализованных проектов демонстрирует воплощение визуальных принципов дизайна, обсуждаемых в академичном, образовательном контексте. Читатели поймут как изображение, шрифт и цвет работают вместе для воплощения общей концепции проекта. Работы графических дизайнеров можно встретить во многих книгах, но только в некоторых дается тщательный, скрупулезный анализ концепции, стратегии, визуальных приемов, которые использовал дизайнер для решения тех или иных проблем. В результате просмотра иллюстрированных альбомов читатель получает поверхностное понимание того, как проект был реализован. В издании не только показываются интереснейшие работы, но и анализируется использование принципов дизайна необходимых для достижения коммуникативных целей.

«Эволюция дизайна» — это курс повышения квалификации по темам: форма, цвет, шрифт, изображение и макет — пяти основным областям, в которых дизайнеру постоянно требуется совершенствоваться. Книга показывает, как использовать теорию на практике. В ней наглядно продемонстрированы 40 практических примеров, которые проведут вас от стратегии к концепции, от наброска к макету и, в конце концов, к непосредственному производству и печати. О вдохновении, рабочем процессе, придумывании разных подходов и креативном решении возникающих проблем расскажет целый интернациональный отряд профессиональных дизайнеров.

Как начинающему, так и профессиональному дизайнеру необходима книга «Самый полный справочник. Графический дизайн» («The Complete Graphic Designer») автора Хембри Райна. В этом руководстве по графическому дизайну объяснено все то, с чем дизайнеры сталкиваются в своей работе каждый день, — основные принципы дизайна и стратегии коммуникации. Все это должно помочь дизайнерам добиваться успехов в своей работе. Книга начинается с обзора основ дизайна, включая правила размещения материала на странице, подбор цветов и шрифтов. Далее в ней изложена теория коммуникации. На этом фундаменте автор Райн Хембри обращается к таким элементам повседневной работы дизайнера, как фирменные знаки, брошюры, конверты, фирменные бланки, приглашения, печатные публикации, ежегодные отчеты, каталоги, корпоративные идентичности и бренды. Понимание того, что — и, главное, кому — должна сообщить каждая очередная работа дизайнера, будет придавать ему уверенности и помогать справляться с очередной сложной задачей. В этой книге можно найти советы, как наладить совместную работу с клиентами и учиться у них, как определить и создать визуальную иерархию, как разработать удачный фирменный знак и хорошую рекламную брошюру, как создать сильный бренд и корпоративную идентичность, также там расписаны основные правила хорошего дизайна и почему они так важны, составляющие творческого резюме, тонкости процесса печати и многое другое.

Грамотному дизайнеру никак не обойтись без книг, помогающих в создании и разработке идей. Одной из таких книг является «Сборник графических идей"(«Graphic Idea Notebook») Яна В. Уайта. Книга, посвященная созданию иллюстраций для печатных изданий и уже ставшая классикой, написана и проиллюстрирована признанным мастером в области оформления печатных изданий и наверняка поможет любому, кто хочет выпустить интересный, запоминающийся, красивый печатный продукт. Буквально на каждой странице можно найти подсказки, как графически выразить те абстрактные понятия, которые постоянно ставят в тупик редакторов и иллюстраторов — например, «усовершенствование продукции», «пространственное соотношение» или такое понятие, как «принятие решения». Более 2000 образов, передающих идеи, сгруппированы по ключевым разделам: клише (символы, идеограммы), жесты (язык тела), время (изменение, эволюция), факты (статистика, отношения) и шрифт (слова в графическом выражении).

Второй такой книгой является книга автора Жана Патернотта «Разработка и создание логотипов и графических концепций» («Creation de logos et de chartes graphiques»). Настоящее пособие предназначено для начинающих создателей графических товарных знаков лого-дизайнеров, стремящихся усовершенствовать имеющиеся навыки разработки логотипа и разобраться в методах и способах его создания. Эта книга является обобщением личного опыта работы над созданием графического товарного знака. Помимо изложения способов работы над созданием и практическим воплощением профессионально разработанного логотипа в настоящем пособии рассматриваются некоторые основные культурные и технические аспекты, которые являются непременным условием развития и роста творческой фантазии. Это своеобразная культурная почва, которая, как и любая другая, обогащается за счет постоянного получения новых образов и ощущений, что свойственно человеку, жаждущему открытий и способному их проанализировать и переосмыслить. В данной книге рассматриваются методы работы над созданием логотипа предприятия (компании). Описанный процесс разработки и поэтапного создания проекта графического товарного знака может найти другие области применения. Главная задача автора пособия — поделиться своим опытом с читателем, и автор постарался сделать все возможное, чтобы эта книга стала не нудным изложением свода правил, а полезным помощником в работе.

Книга «Просто дизайн» Владимир Лаптева содержит лучшие примеры лаконичного дизайна, выполненные известными графиками конца XX — начала XXI века. «Мы должны стремиться к мудрой простоте» , — эти слова, сказанные Александром Весниным в адрес архитектуры, как нельзя лучше подойдут современной графике. Мудрая простота — в знаках Пола Рэнда, в рекламных идеях Алана Флетчера, в оптических иллюзиях Шигео Фукуды. Ее талантливо иллюстрируют Владимир Чайка и Александр Фалдин, Лех Древински и Киости Варис, упрямо не замечая модных течений в современном графическом дизайне. Книга предназначена для профессиональных дизайнеров-графиков, арт-директоров, студентов и преподавателей профильных учебных заведений.

«Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре» («Designs of the Times»), автором которой является Лакшми Бхаскаран — это книга для тех, кто хочет изучать дизайн, начиная с истории возникновения каждого стиля. Эта книга посвящена основным стилям и направлениям в искусстве XX века. Мы часто рассуждаем о современном дизайне, однако насколько глубоко мы с ним знакомы? Знаем ли мы, что отличает один стиль от другого, известны ли нам имена основных представителей разных направлений? Эта книга дает ответы на эти и другие вопросы. В издании подробно описывается история возникновения каждого стиля, приводятся имена ведущих дизайнеров, с которыми связано возникновение и развитие определенного направления в искусстве. Читатель познакомится с именами художников и архитекторов, работающих в рамках определенного стиля, а также увидит их всемирно известные произведения, хранящиеся в музеях и частных коллекциях. Прекрасные иллюстрации, включающие образцы промышленного дизайна, графики, живописи и архитектуры, помогают проследить за развитием каждого стиля и увидеть, как он может быть использован в настоящее время. В современном дизайне воедино слились два направления — от функции к форме и от формы к функции. Дизайн превратился в самостоятельный язык, который следует выучить, чтобы использовать с максимальной эффективностью. Книга «Дизайн и время» поможет в этом. Этот подробный, удобный в использовании справочник будет полезен студентам, изучающим историю искусства, профессиональным художникам, дизайнерам и архитекторам, ищущим собственные творческие пути и решения, а также всем, кто интересуется историей современного искусства, его основными стилями и направлениями.

Международный фестиваль Nordbeat

Международный фестиваль Nordbeat представляет всё разнообразие современной музыкальной культуры северных стран. В логотипе и плакатах использованы минималистичная графика, холодный синий цвет, который показывает нам, что фестиваль проводится в северных странах и ироничное изображение лося — животного, которое традиционно ассоциируется с северными странами Европы. Сам лось изображен белым цветом, за счет чего достигается контрастность в плакате. Плакат прост, лаконичен и запоминаем.

Восьмой фестиваль джазовой музыки в Донецке Дизайн плаката восьмого фестиваля джазовой музыки в Донецке 1983 года представляет собой изображение ноги человека, штанина которой изображена в виде саксофона, а ботинок — в виде пианино. Человек ступает по лестнице на сцену, и к его ногам кидают цветы. Цвета, в которых выполнен плакат — зеленый и черный, с красными и сиреневыми акцентами. Несмотря на то, что плакат был сделан 24 года назад, его идея интересна и оригинальна.

Второй международный фестиваль клейзмерской музыки.

Международный фестиваль клейзмерской музыки в Одессе. Клейзмер-музыка — это, прежде всего, инструментальная танцевальная музыка небольших ансамблей, чаще недоукомплектованных, в которых каких-то инструментов не хватает. Классический состав клейзмерского ансамбля — скрипка, цимбалы и контрабас (или виолончель), а также кларнет. Музыка клейзмер — традиционная музыка евреев. Изначально клейзмер игрался музыкантами-любителями на ярмарках, свадьбах, бар-мицвах и других еврейских праздниках для увеселения публики. Для широкой концертной публики эта музыка остается закрытой, хотя во всем остальном мире она пользуется заслуженной популярностью последние два десятка лет, активно развивается, впитывая все новые веяния современной музыкальной культуры и, в свою очередь, влияя на мировой музыкальный процесс.

Сегодня клейзмер — это респектабельный и бурно развивающийся музыкальный жанр, стремительно завоевывающий популярность, как среди евреев, так и среди остальной публики. Клейзмеры прочно вошли в мэйнстрим музыкальной культуры.

Плакат фестиваля выполнен в иллюстративном стиле, на нем изображены силуэты людей, играющих на различных музыкальных инструментах, цветным изображен молодой человек, похожий на еврея. Цвета плаката — голубой, черный и белый. Композиция всего плаката разбросана, он не имеет идеи. Плакат недостаточно выразительный, не показывает всю направленность данного фестиваля.

Международный фестиваль «АртПоле»

Фестиваль «АртПоле» проходит на территории курорта «Куяльник». В нем принимают участие музыканты из 15 стран мира.

Афиша фестиваля представляет собой смешанное изображение — фотографию и графику. На ней изображен берег моря, на котором стоят буквы названия фестиваля. Сразу становится ясным, что фестиваль проводится на побережье. Также в плакате довольно много информационной части — помимо места и времени проведения здесь указаны имена всех участников фестиваля и информационная поддержка. Все это композиционно решено и в целом смотрится гармонично и уравновешено.

Moloko Music Festival

Организатором этого фестиваля является компания Esthetic Music. Здесь выступают украинские и русские музыканты, играющие электро и рок.

На плакате к этому фестивалю на красном фоне изображена голова гипсового человека, которой подрисованы глаза и усы. Это довольно необычное решение для афиши фестиваля музыки, оно привлекает внимание и удивляет, что и требуется для такого рода рекламы.

Future Sound Of Russia

Future Sound Of Russiaежегодно проводимый фестиваль независимой музыки, объединяющий одних из самых ярких представителей современной сцены. Первый и второй фестивали состоялись в 2008;2009 годах, собрали наиболее актуальные команды страны и породили целую волну одноименных вечеринок по всей России. Здесь звучат по-европейски звучащие песни и перспективные команды — за четыре дня можно услышать всё самое актуальное, что есть в стране сегодня.

Цветовая гамма плаката — красная. На ней изображена пластина и 2 скрещивающиеся трубы — логотип фестиваля. Под логотипом крупным шрифтом написано название фестиваля. Плакат прост и композиционно правелен, но не указывает на главные особенности мероприятия и на направленность фестиваля.

Джаз Коктебель фестиваль

Джаз Коктебель — точка зрения на актуальную джазовую и альтернативную импровизационную сцену: незамутненная, последовательная и осознанная. Фестиваль убедительно демонстрирует молодежи, что джаз — это часть современного искусства, способная вдохновить тысячи людей выдвинуться навстречу радости и познанию.

Сегодня каждый хотя бы немножко слышал о фестивале, где царит дружеская атмосфера свободы, культурное общение и доброжелательное отношение друг к другу. Джаз Коктебель помогает забыть о чуждой нашему существу суете обыденной городской жизни. Повод, чтобы остановиться и посмотреть вокруг, увидеть красоту мира, ощутить гармонию жизни. Фестиваль Джаз Коктебель начал свою историю в 2003 г. с мероприятий по сбору средств на реконструкцию площади перед домом-музеем М. Волошина. За 8 лет своего существования фестиваль стал одним из самых узнаваемых символов курортного поселка Коктебель, позволив ему по новому раскрывать свой рекреационный потенциал, привлекая ежегодно дополнительные десятки тысяч туристов и создавая новые экономические стимулы для развития индустрии гостеприимства региона.

Джаз Коктебель фестиваль представлен серией плакатов, на которых изображены различные предметы, ассоциирующиеся с летом, такие как солнцезащитные очки, бумажный кораблик, бумеранг и др., но все они стилизованы под пианино — на них изображены клавиши. Это интересно и ново.

1.2 Развитие фестивальной культуры в Крыму. Фестиваль «Соседний мир»

Южное и приморское положение Крыма, климат южного берега, красота горного пейзажа, а также краткость переезда из местностей средней России привлекают сюда ежегодно, в особенности на летние и осенние месяцы, десятки тысяч приезжих. Начало развития Крыма как курорта относится ко второй половине XIX века. С улучшением транспортного сообщения жителям Центральных губерний Российской империи стало проще добираться на морские курорты. На рубеже веков происходит бум строительства летних резиденций: дач, вилл и дворцов, сохранившиеся по сей день, они представляют облик крымских городов. Новый, массовый этап истории крымского туризма связан с ленинскими декретами; Крым становится «Всесоюзной здравницей», принимая сотни тысяч туристов. Однако, после 1991 года резко меняется курортная специализация, теперь санаторному лечению предпочитается пляжный и активный отдых. Неорганизованные туристы значительно превосходят по численности отдыхающих в санаториях. Большинство является в Крым с лечебными целями: лечатся виноградом, морскими купаньями, грязевыми ваннами, морским и горным воздухом и др. Но все они приезжают также получить моральное и эстетическое удовольствие от поездки.

Исходя из этого, на крымском полуострове есть множество мест, где можно интересно и с пользой провести свой досуг. Летом здесь представляется возможность активно отдыхать: подниматься в горы, прыгать с парашютом, летать на параплане, нырять в открытое море с корабля или с вышки в Гидропарке, бегать, заниматься спортом, танцевать. Но важно то, что лето — главная пора всех украинских фестивалей, и с каждым годом эта отрасль развивается все сильнее и сильнее. Фестиваль — это мероприятие, собирающее людей определенных кругов для творческого общения.

И, как следствие этого, каждым летом курорт может предложить отдыхающим активно и позитивно провести время в ритме любимой музыки, будь то джаз или электро; посидеть на траве возле сцены на «Чайке» или там же потанцевать под зажигательные сеты мировых диджеев; искупаться в Чёрном море, наслаждаясь игрой любимых джазистов; прогуляться Аллеей мастеров на Певческом поле; посетить множество интересных мастер-классов, ночных кинопоказов, огненных шоу; послушать игру рок-музыкантов в Дубно или в Поповке и многое другое.

Одной из главных целей любого мероприятия в таком месте, как Крым, должно быть привлечение туристов и популяризация самого курорта. Именно этой цели служит и большинство фестивалей во всем мире. Только такие мероприятия несут высокое искусство в массы и приобщают народ к духовному богатству человечества.

Столицей фестивалей Крыма принято считать Ялту. Здесь проходит очень много различных фестивалей, музыкальных и не только, крупных и мелкомасштабных. Они помогают раскрыть духовное богатство людей, приблизить их к той или иной сфере творчества, настроить на отдых. Но, к сожалению, большинство ялтинских фестивалей часто становятся всего лишь формой отчетности, а не праздником. Зачастую качество фестивалей переходит в их количество, что, конечно же, ни в коем случае допускаться не должно. Фестиваль должен быть доступным и зрелищным — ярким, красочным и интересным зрителю. Естественно, такие фестивали также проходят в городе Ялта. Это — фестиваль фейерверков, который проходит каждый год и очень интересен как отдыхающим, так и местным жителям, потому что это красиво и захватывающе. Тысячи зрителей собирают фольклорный фестиваль «Ялта», фестиваль уличной культуры «Битва года», потому что это красочные и грамотно организованные шоу.

Также одним из известнейших фестивалей Крыма является «Джаз Коктебель» (Koktebel Jazz Festival) — один из самых крупных ежегодных фестивалей contemporary world and jazz музыки, проводящийся с 2003 года в Коктебеле. Время проведения этого фестиваля — вторая половина сентября, когда поселок переполняется артистами и любителями музыки. Из наиболее известных имен, отметившихся на фестивале, стоит упомянуть Stanley Clarke, Billy Cobham, De Phazz, Shibusa Shirazu Orchestra, Us3, Нино Катамадзе Insight, Red Snapper, Mamanet, Rekevin, Karl Frierson, OSIMIRA. В 2008 году с 19 по 21 сентября на трех сценах фестиваля, расположенных прямо на набережной, выступили Archie Shepp, Richard Galliano Tangaria Quartet, Red Snapper, Geoffrey Oryema, Karl Frierson с проектом Soulprint. Основателем фестиваля является известный российский тележурналист Дмитрий Киселев. Автор идеи и организатор фестиваля — компания Promo.Ua (Киев). Этот фестиваль с самого начала своего существования стал любимым мероприятием и местом отдыха всех любителей джаз-музыки, его посещают тысячи людей.

Республика KaZaнтип, или, как ее еще называют, Оранжевая республика, Республика Z — это ежегодный международный музыкальный фестиваль, проводящийся в Крыму, наиболее известный фестиваль электронной музыки из проводящихся на территории бывшего СССР. На фестивале играет клубная и электронная музыка всех направлений, на танцполах фестиваля выступает множество ди-джеев и музыкальных коллективов со всего мира.

История этого фестиваля берет свое начало в 1993 году, а первое масштабное мероприятие, которое организовал Никита Маршунок, ныне «президент республики», прошло в 1998 году под слоганом «главный проект лета». Раньше постоянным местом проведения фестиваля был город Щёлкино на побережье Азовского моря, в районе мыса Казантип, от которого фестиваль и получил свое название. Тогда тысячи молодых людей собирались на вечеринках, проводившихся на пляжах Азовского моря, а также на территории атомного реактора недостроенной Крымской АЭС. В 2000 году фестиваль проводился близ села Весёлого, что рядом с Судаком, с 2001 года — в селе Поповка под Евпаторией, где он и проходит каждое лето и по сей день. «КаZантип-2007» проводился с 21 июля по 26 августа 2007 года; его ещё называли «Z.15», так как отмечалось 15-летие этого мероприятия. С 2007 года фестиваль расширил свои границы, и открылся под-фест под названием «Марс». Идея была выдвинута еще в 2005 году, но реализована лишь на Z.15.

Этот фестиваль необычен во всем, даже в символике. Символ фестиваля — «Жёлтый чемодан», дающий его владельцу право бесплатного входа на территорию «республики КаZантип». Подобный образ чемоданчика с таблетками, дающими радость, есть в советском фильме 1970 года «Приключения жёлтого чемоданчика».

Но не только в Ялте, Поповке и Коктебели проходят фестивали. В летнее время года в каждом городе Крыма проходит огромное количество музыкальных фестивалей, как например Благотворительный Международный Фестиваль популярной песни и инструментальной музыки «Жемчужный Рай» (Севастополь); Театральный фестиваль «Земля. Театр. Дети», Фестиваль Рок За Мир (Евпатория); Фестиваль камерной музыки «В гостях у Айвазовского», Фестиваль авторской музыки (Феодосия); Молодежный фестиваль «Музыкальный лидер Крыма» (Симферополь); Молодежный музыкальный фестиваль «Соседний мир» (Керчь) и многие другие. Фестивалей должно быть много, хороших и разных по своему направлению и стилистике, чтоб каждый отдыхающий и житель крымских городов смог найти фестиваль, который будет отражать его сущность, и будет наиболее близок по духу.

Фестиваль музыки и актуального искусства «Соседний МИР» — международный open-air, сочетающий в себе отдых на море, cовременную качественную музыку, видеои арт-искусство, разнообразные развлечения, который в 2012 году будет проходить уже в 5 раз. Место проведения: Крым, Азовское море, село Мысовое (рядом с г. Щёлкино), Татарская бухта, база отдыха «Казантип».

Это музыкальное событие интересно не только меломанам, но и всем, кто не равнодушен к спорту, активному отдыху на море, визуальному и литературному искусству, а также экстремальным развлечениям. Каждый гость Фестиваля сможет найти себе занятие по душе.

В МИРе Спорта в дни проведения Фестиваля можно будет взять мастер-класс по паркуру, создать свою футбольную команду и сыграть против «звезд» — хедлайнеров Главной сцены, устроить чемпионат по пейнтболу и слэклайну. И это не все! Только в «Соседнем МИРе» вас ждут ежедневные прогулки на велосипедах, лошадях, серфах и байдарках, соревнования по пляжным видам спорта — волейболу и фрисби. Каждый желающий сможет помедитировать и почистить карму на территории Йога-пространства, где, кроме стандартных мастер-классов, ожидаются консультации, тренировки, одиночные и парные выступления, беседы и чайные церемонии. Также в МИРе спорта будет работать передвижной арбалетный тир, где можно устроить соревнования, и, конечно, просто отдохнуть, а в объединенном тире — пострелять из лука, духовых ружей и метательных ножей.

И это не все границы «Соседнего МИРА»: свои умения каждый желающий сможет продемонстрировать в МИРЕ искусства. На фестивале «Соседний МИР» пройдут выставки художников и фотографов, поэтические вечера и театральные перформансы, мастер-классы по граффити, барабанное и огненное шоу, а также всех любителей необычных поделок ждет ярмарка hand-made. Также в МИРе Искусства можно будет насладиться креативом автомобильного стайлинга от компании «Brandcar». На территории Фестиваля будет выделена специальная зона с представленными необычно оклеенными авто. Естественно, вы сможете не только любоваться, но также принять участие в подобном стайлинге: в программу включены мастер-классы, веселые конкурсы и розыгрыш главного приза, а также подарочные сертификаты.

Ночью, под открытым звездным небом, на территории фестиваля состоятся показы независимых мультипликационных и художественных фильмов. А в музыкальном МИРе Фестиваля в одну из ночей под названием «акустическая» — пройдет выступление многих звезд, заявленных на Главной сцене, но уже в тихой, уютной и спокойной атмосфере.

1.3 Искусство плаката, его основные функции В русском языке слово плакат (от немецкого «das Plakat») появилось в XIX веке. В Англии и Америке использовали слово poster, а во французском варианте это слово звучит как «affich» — афиша.

Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты (а вернее, их предтечи, поскольку эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.

Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и интересных торговых предложениях. В каком-то смысле, с тех пор мало что изменилось — до сих пор плакаты с успехом применяются, помимо прочего, и для этих целей.

Официальным днем рождения плаката считается 1482 г. Именно тогда английский книготорговец Батдольд, рекламируя новое издание «Геометрии Эвклида» впервые использовал для привлечения покупателей плакат. С этого времени начинается история возникновения плаката, но к сожалению, он не сохранился.

Современная жизнь плаката началась в XIX веке, именно тогда и появилось привычное для нас слово плакат — в переводе с немецкого «das Plakat». Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката — броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста «на ходу», лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама маскарадов, выставок.

Говоря о истории развития плаката, нельзя не упомянуть великого Анри де Тулуз-Лотрека. Афиши парижских кабаре, созданные им в 90-х годах XIX века, вознесли рекламное искусство плаката на недосягаемую высоту. Первый из них — плакат открывшегося в 1889 г. «Мулен Руж» со скандально известной танцовщицей Ла Гулю («Ненасытная») — произвел фурор.

Долгое время многие рекламные художники использовали в качестве основы написания своих плакатов различные популярные на то время стили изобразительного искусства. Поэтому с течением времени рекламный плакат перешёл в раздел художественных произведений. На нём всё чаще старались изобразить мир в радужных красках, привлечь потенциального посетителя или покупателя.

История плаката неотъемлемо связана с процессами, происходившими в социальной среде.

Художники моментально реагировали на это, и выпускали в свет новые, шагающие в ногу со временем произведения.

Ближе к концу XIX века рекламный плакат, получил официальное признание культурного факта, а организатором и инициатором этого важного в истории плаката события стала Россия. В конце 1897 года в Санкт-Петербурге была открыта Всемирная выставка плакатов и афиш, на которую собралось множество талантливых рекламных художников. Они привезли с собой свои лучшие на тот момент произведения и представили их взгляду широкой публики. Выставка имела ошеломительный успех и завоевала всеобщее признание.

В современном понятии под словом плакат подразумевают графическое изображение, крупного формата нанесенное на бумагу или ее аналог. Современные плакаты — это продукт высоких технологий в сфере изобразительного искусства и печати.

В последнее время все чаще на обсуждениях и в печати поднимается разговор о специфике плакатного искусства. Этот действительно важный вопрос и по сей день остается неясным и своей нерешенностью мешает практической работе художников.

Плакат — особая форма изобразительного искусства, отличная от станковой живописи и графики. В плакате самое важное—это заключенная в нем степень убедительности и умелая передача идеи.

Плакат с детских лет всюду сопутствует нам, начиная с почтовой марки на конверте до огромной рекламы на бигборде. Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Он прочно вошел в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны и всего мира, в наш быт и обычаи. Мы постоянно встречаем его на улицах, на заборах, на стенах учреждений или цехов, клубов, на фасадах кинотеатров, в витринах магазинов, на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог, и, наконец, зажигая газ или и закуривая, — держим и видим его в своих руках на спичечной коробке.

Словом, плакат знаком каждому из нас, но не все по-настоящему знают об особенностях, о специфике этого многообразного искусства.

Даже среди художников и искусствоведов до сих пор существует разноголосица в терминологии и классификации плаката в критериях, определяющих его качество и недостатки, в значении традиции и новаторства.

Всем известно, что плакаты бывают разные по величине. Но не только это отличает или роднит их между собой.

Название «плакат» происходит от позднелатинского «placatum» — объявление. Виды плакатов очень многообразны. Это наиболее массовый вид изобразительного искусства, выполняющий задачи наглядной агитации и пропаганды или служащий целям рекламы, инструктажа, информации и обучения.

Соответственно своему назначению плакаты (обычно представляющие собой изображение, сопровождающееся текстом) делятся на следующие:

политические — агитационные, пропагандистские и лубки;

рекламные — торговые и зрелищные (театральные, киноплакаты, цирковые, выставочные и т. д.);

инструктивные — по технике безопасности, сангигиене, агротехнике и т. д.;

информационные — лотерейные, библиотечные и т. п.;

учебные — пособия по различным областям знаний;

монографические, — посвященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.

По технике воспроизведения плакаты бывают:

печатные, — издающиеся массовым тиражом при помощи литографских или офсетных машин;

трафаретно-шелкографские, — тиражируемые ручным способом при посредстве трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой (как очень прочной) сетке. Раньше этот способ использовался художниками-оформителями рисованные от руки — в одном или нескольких экземплярах, например: реклама фильмов на фасаде кинотеатров, торговая или другая реклама на многоэтажных зданиях, разные по содержанию плакаты на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог и т. д.;

световые — статичные или динамичные, сочетающиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким использованием цветного неона и аргона (главным образом для городской рекламы) или обычных электрических ламп (при оформлении празднеств);

объемные — сложные по конструкции сооружения, широко распространенные в зарубежной торговой рекламе.

Различны плакаты и по средствам исполнения оригинала художником. Эти средства бывают графическими или живописными, В зависимости от них плакат делается плоскостным, объемно-пространственным или комбинированным, одноцветным или многоцветным.

Плакаты выполняются разными материалами: углем, сангиной, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом — на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. д.; реже — путем автолитографии, линогравюры или фотомонтажа.

В последнем случае имеется в виду творческое использование специальных фотоснимков, порой в сочетании с рисунком или цветными плоскостями, а не механическая склейка случайных фотографий.

Разнятся между собой плакаты по жанру.

Существуют плакаты призывные (героические) и сатирические, иногда сочетающие в себе ту и другую особенности, юмористические, декоративные и «чисто» шрифтовые.

И, наконец, самый важный признак различия в плакатах — это степень их идейно-художественного качества. Об этом лучше всего можно судить по политическому плакату, так как это самый массовый вид изобразительного искусства, одна из самых действенных и доходчивых форм агитации, обращенной к широким массам зрителей.

Назначение плаката — звать и убеждать. Он должен быть деловым, предельно ясным и доходчивым. А так как жизнь плаката проходит не в выставочных залах со специальным освещением, а в самых случайных местах — и под дождем, и под солнцем, — то плакат должен быть таким, чтобы при любых условиях делать свое дело. И содержание плаката, и его форма должны быть ударны. Таков идеал прекрасного в плакате. Такова его специфика. Мерило художественности в плакате другое, нежели в живописи или станковой графике.

Специфика заключается еще и в том, что большое содержание, большую идею надо высказать не на сотнях страниц романа, не в тысячах кадров кинофильма и не на любом размере холста многофигурной станковой композиции, а всего-навсего на одном стандартном листе бумаги. Вместе с тем при небольшом формате листа плакат обязан оперировать крупными изображениями, иначе он не будет достаточно заметен. Плакат, который демонстрируется в разных условиях, очень чувствителен и к формату и к размеру. И чем они больше и разнообразнее, тем лучше.

Работая над плакатом, художник обязан сделать его отточенным и острым и тем повысить уровень его воздействия на зрителя. Поэтому вопрос о сумме приемов, делающих плакат наиболее эффективным, не является излишним, а, наоборот, имеет практически важное значение.

Сейчас в плакатном искусстве прослеживается возросшее умение художников дать углубленную трактовку образа, видны определенные достижения в воплощении идеи.

Художник-плакатист порой встречается с такими темами, изобразить которые чрезвычайно трудно. Решая подобные темы, в ряде случаев надо прибегать к широкому использованию таких условных приемов, как сопоставление на одном листе разных сюжетов, разных пространств, разных масштабов; прибегать к локальной, обобщенной трактовке формы и цвета взамен неуместного в плакате пленера, «тонких» рефлексов и других художественных средств станкового произведения; применять символику; использовать натюрмортные и пейзажные решения. Расширение арсенала художественных средств — одна из дорог к разнообразию, свежести и новизне решений, усилению активности плаката.

Иногда художники-плакатисты забывают о специфике и особенностях жанра, в котором они работают. Искусство плаката имеет свои законы, свое понимание красоты, чувство цвета, которые составляют его природу и отличают его от живописи. Плакатист должен использовать приемы, свойственные данному виду искусства. Естественно, что канонизированной суммы таких приемов не существует, есть лишь несколько обязательных требований, которые должны развиваться всякий раз в абсолютной зависимости от темы плаката, его идеи, целенаправленности, от индивидуальных творческих наклонностей. Плакат должен восприниматься издали, не дробиться, поэтому в нем применяется локальный цвет, форма моделируется крупными объемами и плоскостями.

Также большое значение в плакате имеют литературная формулировка и композиционное размещение текста. На деле смысловая и композиционная связь между текстом и изображением плаката зачастую оказывается очень слабой. Нередко это происходит потому, что окончательный текст устанавливается только после того, как плакат закончен художником. Из-за этого, как правило, текст пишется внизу плаката, что усиливает впечатление шаблона.

В идеале текст плаката должен быть слитным с изображением, должен органически включаться в изобразительную плоскость, то есть быть составной частью плаката не только в смысловом, но и в композиционном отношении. Не хорошо, когда текст многословен и плохо запоминается.

Лаконизм и выразительность текста плаката имеют огромное значение в достижении ударной силы плаката, страстности агитационного призыва, в том, что этот призыв, это краткое словесное определение идеи, органически связанное с изобразительным образом плаката, усиливало бы эмоциональное впечатление от него и, хочет того зритель или не хочет, укоренялось в его сознании, внушало ему определенную мысль, убеждение.

Между тем в выборе, текста мы часто допускаем перестраховку и в ущерб лаконизму «размазываем» его, стремясь предупредить мнимые недоумения, которые якобы могут возникнуть у зрителя.

Из-за недоверия к зрителю (а вдруг не поймет, вдруг истолкует не точно?) многие плакаты и поныне портятся многословными, неэнергичными, незапоминающимися подписями. Именно подписями, а не призывами. К тавтологии, к ненужному повторению в тексте того, что ясно из изображения, прибегают потому, что на формулировку призыва смотрят изолированно, как будто текст его будет жить самостоятельно, без изображения. А это вовсе не так.

Для плаката очень существенными признаками является лаконизм, краткость и четкость выражения. Лаконизм в плакате — это отбор и обобщение как содержания, так и формы.

Существует суждение, что хорош тот плакат, который ясен и без подписи. Нет правил без исключения. Однако если быть принципиальным до конца, то это не совсем так.

Стремление молодых художников к поиску новых форм, методов и идей закономерно, так как рекламная деятельность, которой проникнута наша жизнь, требует от художников полнокровного, правдивого и в высшей степени эмоционального искусства.

Стремясь к обобщению и выразительности в плакате, художник проходит три стадии работы. Первая — поиски композиции из элементов, выражающих идею плаката, его образ. Этой стадии присуще общее, схематическое или, как принято говорить, эскизное определение формы. На второй стадии идет изучение и разработка элементов, отобранных для плаката. На третьей — такое обобщение формы, когда удаляется все лишнее и подчеркивается только существенное ради пластической выразительности формы, ради активности плакатного образа.

Коротко эти стадии можно определить тремя понятиями: схема, разработка, обобщение.

Ошибкой многих художников является то, что они начинают работу со схемы и ею же заканчивает. В результате они добиваются не обобщения, а обедненного упрощения формы. «Опущенные» детали в таких работах потому «не угадываются», что их не было. В глаза бросаются «непостроенность» и приблизительность формы. Эту приблизительность обычно пытаются оправдать плакатной условностью, ее спецификой.

То, что плакату действительно присуща условность, известно давно. Но этим никак нельзя оправдать приблизительность и схематизм. Художественность, а с нею и лаконизм в плакате — плод большого творческого труда, при котором путь к простоте далеко не прост.

Схематизация плаката — это не примитивность, не упрощение, Это использование общих законов искусства, приспособленных для решения своей, специфической задачи. Художник-плакатист так же пишет пейзажи и так же рисует, как и любой другой художник, но, приступая к работе над плакатом, он отбрасывает многое, не свойственное этому виду искусства, и внимательно выбирает именно те средства, которые ему необходимы в работе, В этом и заключается профессиональность плакатиста, трудность и увлекательность его деятельности.

Плакат прежде всего должен быть произведением искусства — броским, запоминающимся и обязательно образным. Хороший плакат всегда лаконичен. Если живописец предоставляет зрителю постепенно сделать нужный вывод, то плакат призывает к немедленному действию. Это то, о чем не должен забывать начинающий художник-плакатист. Чтобы лучше понять сказанное, можно вспомнить, как по-настоящему требовательный к себе художник Валентин Серов работал над иллюстрациями к басням И. А. Крылова. Добиваясь характерности, выразительности и лаконизма в своих работах, он без конца «калькировал» один вариант рисунка за другим, отсекая все лишнее и оставляя только существенное и необходимое, Это были иллюстрации. В плакате все иначе.

В плакате все должно быть собранным, концентрированным. Ведь только концентрированное, типичное производит большое впечатление.

В целях усиления активности плаката допустимы условные приемы: обобщение рисунка и цвета, опущение второстепенных деталей, совмещение разных масштабов и т. д.

Символичность образов является основным художественным свойством плаката. Это искусство обобщающего, органически вырастающего из жизни символа. Ведь лучшие плакаты, созданные на всем протяжении этого искусства, были всегда символичны.

Символика лучших плакатов всегда основывается на непосредственных жизненных впечатлениях. Всегда хорошо смотрятся и «работают» плакаты, в которых остроумно найдено узловое действие или деталь.

Известно много примеров, когда интересно, изобретательно освещенная подробность заставляет задуматься над сложными проблемами жизни, и мы знаем множество примеров того, когда безупречно в стилистическом отношении выполненная работа, но без яркого узла выдумки, оставляет нас равнодушными. Основное в плакате, — находчивость сюжета, остроумие в раскрытии темы.

Основа специфики плаката та, что плакат — это агитация средствами изобразительного искусства. В этой короткой формуле обе ее части одинаково важны — если будет агитация, но выраженная антихудожественно, то не будет искусства, если же будет только художественность, то не будет агитации, Здесь нужен естественный синтез, и очень важен такт.

Важнейшей чертой плаката является сочетание в нем изобразительных и текстовых моментов. Текст должен органически входить в плакат, быть связанным с ним и цветом и композицией.

Текст должен быть красноречивым. Трудно, например, представить себе хорошего оратора, произносящего речь в одном тоне, без оттенков. Опытный оратор обогащает свою речь интонациями, «нажимая» на ударные слова и фразы, приглушая образы, подготавливающие и связывающие главные мысли. Надпись в плакате должна «говорить» со зрителем, поэтому художник не только вправе, но и обязан разнообразить ее формы.

В последнее время художественный уровень плакатов в рисунке, композиции и цвете намного повысился, приобрел свой стиль. Выпускаемые плакаты стали разнообразны по форме, смелее в решениях. Именно поэтому особенно нетерпимы некоторые недостатки в развитии этого важного участка изобразительного искусства. Многие художники и дизайнеры начали объединяться в группы.

Очень известна на сегодняшний день Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» — общественное объединение дизайнеров, арт-менеджеров, заинтересованных в решении экологических проблем средствами искусства. Эта Ассоциация создана на добровольной основе с целью поддержки и развития творческих инициатив в области экологии, дизайна и культуры.

Ассоциация «4-Блок» названа так в память о взрыве ядерного реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года. Основными направлениями ее деятельности являются: проведение Международной триеннале плаката экологического направления «4-й Блок» (триеннале проводится с 1991 г. один раз в три года); пополнение коллекции современного экологического плаката, графики и дизайнерских проектов, связанных с экологией; создание Дизайн-Центра для демонстрации и пропаганды экологических идей средствами графического дизайна и искусства. Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» является единственным от Украины членом Международного координационного совета Ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA.

Таким образом, современный тип печатного плаката зародился в XIX в. в Европе, в условиях быстрого развития экономики, расцвета шрифтового творчества и усовершенствования цветной литографии. Тогда же возник принцип уникального, субъективного подхода художника к созданию плаката — плакат стал действительно художественным, авторским. Возникнув в отношении к иллюстративной рекламе, этот принцип в дальнейшем стал применяться и в работе над шрифтовым плакатом.

Активнейшее развитие различных художественных течений в Украине и Европе в XX в. окончательно сформировало облик современного шрифтового художественного плаката: асимметричная композиция текста и функционализм (минимум и важность информации, ясность структуры, выражение сути текстового сообщения художественными средствами шрифта). Плакаты такого типа продолжают создаваться и сегодня, являясь почти универсальным решением в работе над шрифтовыми плакатами рекламного назначения. Помимо таких, функциональных, сегодня существует большое количество сложных и художественно или информационно насыщенных шрифтовых плакатов. Их наличие связано с возникшим в конце XX в. постмодернистическим направлением в искусстве, особенно активно развившимся после начала использования компьютера в дизайне в 1990;х гг.

На сегодняшний день можно выделить два основных художественных типа плаката: минималистично-функциональный и сложно-экспрессивный. Первый тип обязан своим появлением традиции стандартизированного текстового блока, а также функциональной типографике XX в. Второй тип вобрал в себя национальные особенности шрифтовых культур разных народов, традиции каллиграфии, принцип живой асимметрии и выражает собой не только суть представляемого зрителю сообщения, но и творческое лицо автора плаката. Следует также отметить, что минималистично-функциональный тип шрифтового художественного плаката является международным, носит черты наднационального современного дизайна, а сложно-экспрессивный тип — наоборот — представляет собой современную интерпретацию национальных традиций и художественных особенностей конкретного народа.

Оба направления в настоящее время продолжают активно развиваться, возникают многочисленные произведения смежного типа. Многие факторы, в том числе непрекращающееся развитие компьютерных и полиграфических технологий, дают основания полагать, что настоящее столетие будет временем ещё более активных изменений в сфере художественного плаката.

Глава 2. Разработка серии авторских плакатов Концепцией мы называем основную идею, воплощенную в художественных образах в серии плакатов.

Для создания серии плакатов была выбрана фестивальная тематика, которая является весьма актуальной для полуострова. Летний Крым, с его морем и необъятным ночным небом и стали толчком для выбора темы музыкального фестиваля с названием «Звездное небо».

Фестиваль «Соседний мир» — это новый, не похожий на другие молодежный фестиваль, проходящий на берегу моря. Это культовое событие пройдет уже в четвертый раз и объединит всех, кто не равнодушен к музыке, спорту, визуальному искусству и летнему отдыху на море. Территория фестиваля разделена на несколько связанных между собой миров: МИР музыки, МИР спорта и МИР искусства. Каждый «сосед» сможет найти себе занятие по душе, и все это — под свою любимую музыку.

«Соседний МИР» — это трехдневный солнечный праздник не только для меломанов, но и для всей спортивной молодежи: в рамках фестиваля будут организованы мастер-классы по паркуру, туры по пейнтболу, а также уже полюбившиеся футбольные чемпионаты с участием рок-звезд. В МИРЕ спорта каждый желающий сможет сразиться в турнире по футболу с участниками музыкальных групп.

На фестивале «Соседний МИР» пройдут выставки художников и фотографов, поэтические вечера и театральные перформансы, мастер-классы по граффити, барабанное и огненное шоу, а также всех любителей необычных поделок ждет ярмарка hand-made. Ночью, под открытым звездным небом, на территории фестиваля состоятся показы независимых мульти художественных фильмов.

Разработка рекламных плакатов к фестивалю — это начало разработки всей рекламной кампании мероприятия. Ведь плакаты являются своего рода сообщением, они дают нам основную информацию о фестивале — концептуальное направление, стилистику, настраивают нас на определенное настроение мероприятия, на его «волну».

Профессиональная корректность плаката — это большая часть имиджа мероприятия. Все элементы серии плакатов (цвета, шрифты, графические части) должны содержать в своей основе общую идею и направленность.

Мы воспринимаем мир через образы. Поэтому визуальный фактор создает в подсознании человека своеобразный эмоциональный фон, резонанс, который и определяет приоритеты запоминания и силу воздействия выборочной информации. Визуальное восприятие в плакате обеспечивается предельно лаконичным изображением, способном заключать в себе уникальную информацию о рекламируемом продукте.

Визуальный фактор создает в подсознании своеобразный эмоциональный фон, резонанс, который и определяет приоритеты запоминания и силу воздействия выборочной информации. Визуальное восприятие в плакате обеспечивается лаконичным изображением, способном заключать в себе уникальную информацию о мероприятии.

Условно работу над проектированием фирменного стиля в рамках дипломного проекта можно разделить на следующие этапы:

· Создание образа музыкального фестиваля.

· Определение концепции фестиваля.

· Разработка возможных вариантов визуализации выбранной концепции.

· Поиск цветовых решений.

· Выбор композиционного решения дипломного проекта в рамках предъявляемых к нему требований.

Рекламный плакат — это комплексная система визуального материала, способствующая формированию благоприятного имиджа фестиваля и повышающая рост его известности и репутации на рынке.

Задачей плаката является привлечение внимания потребителя, создание запоминающегося и узнаваемого образа. Визуальное восприятие в плакате обеспечивается броским и лаконичным изображением, способном заключать в себе всю основную информацию о фестивале.

Заключение

Перед началам работы по созданию серии плакатов был проведен целый ряд исследований, анализов в сфере фестивальной культуры Крыма. И был сделан вывод, что в нашей республике не достаточно серьёзное отношение к проектам такого рода, их достаточно много, но уровень далёк от европейского. Поэтому идеей стало создание нового музыкального фестиваля «Соседний мир», с качественной организацией и серьезным подходом к его проведению. Изучение плакатов аналогичных мероприятий в Крыму позволило определить исходные концептуальные точки для стиля выбранной темы.

Основной замысел проекта — создать серию плакатов, максимально выделяющих фестиваль среди остальных фестивалей такого направления. В рамках постановки задачи на проектирование серии плакатов для музыкального фестиваля автором велся поиск концепции, максимально соответствующей тематике мероприятия, а также понятиям и представлениям потенциальных посетителей о фестивале.

Разработанные плакаты просты для восприятия, оригинальны по дизайну и соответствует общим задачам позиционирования фестиваля. Все плакаты связаны между собой по цвету, размеру, гарнитуре, а также они хорошо передают идею фестиваля.

Далее последовало создание плакатов, которые наиболее четко и ясно дают понять направленность фестиваля.

Все изображения, представленные автором на плакатах, являются очень наглядной и емкой формой представления информации. Человек легко оперирует со зрительными образами, а дизайнерское решение выражает особую индивидуальность фестиваля и не похоже ни на что из того, что могло быть предложено раньше.

Технологии выполнения Цифровые изображения, применяющиеся в издательской деятельности, подразделяются на две категории: растровые и векторные. Они существенно отличаются по способу, которым представляют графическую информацию. Как следствие, программы создания и редактирования изображения совершенно различны.

Для создания серии плакатов дипломной работы был использован редактор векторной графики Corel draw 12. Векторные изображения используются при создании различных иллюстраций, рекламных материалов, оформлении упаковок, и применяется в деловой и презентационной графике. Также в процессе разработки плакатов был использован редактор растровой графики Photoshop.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой