Методический журнал «Литература в школе»
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: В. С. РОЗОВ (писатель), С. Н. ЕСИН (писатель, ректор Литературного института), Ю. В. ЛЕБЕДЕВ (профессор, доктор филологических наук, Костромской ПГУ), С. А. НЕБОЛЬСИН (доктор филологических наук, ИМЛИ им М Горького), Л. А. ТРУБИНА (доктор филологических наук, профессор МПГУ), З. А. ШЕЛЕСТОВА (кандидат педагогических наук, доцент МПГУ), М. А. БОНДАРЕНКО (учитель школы № 1013… Читать ещё >
Методический журнал «Литература в школе» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа по дисциплине: «Теория и методика преподавания литературы»
на тему: «Методический журнал „Литература в школе“»
СОДЕРЖАНИЕ Введение Методический журнал «Литература в школе»
Структура журнала Журнал «Литература в школе» по рубрикам и статьям Анализ журнала Роль журнала в жизни страны Заключение Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Содержание школьного образование по литературе — одна из главных составляющих, которая определяет воспитание интеллигентного, мыслящего человека, неравнодушного к судьбе своей страны и своих близких.
Литература
— единственный предмет, который делает человека человеком. Именно она, а не история, расставляющая слишком много ловушек, которые могут завести молодого человека не туда, куда надо. В настоящее время идет агрессивное вытеснение литературы из школьного образования — ценятся знания экономики и иностранных языков. А ведь школьная литература восстанавливает шкалу нравственных ценностей, без которых не может быть ни одной экономической модели развития государства.
Журнал «Литература в школе» ставит своей главной задачей спасение литературы в школе. Это, в принципе, и есть решение вопроса, как воспитать для России думающих людей. Дети должны читать и размышлять на примерах самых лучших книг и самых достойных писателей. Журнал пытается решить проблему нового стандарта литературы в школе, прежде всего, через подготовку грамотных и методически подкованных педагогов.
Моя курсовая работа посвящена изучению журнала «Литература в школе» и выяснению его научной и педагогической роли.
Задачи работы:
— раскрытие понятия методического журнала;
— определение функций журнала;
— исследование структуры журнала «Литература в школе».
Основными источниками информации для моей курсовой работы являются:
· номера самого журнала «Литература в школе» ;
· статьи, которые опубликованы в других периодических изданиях и интернете;
· научная литература;
интервью с главным редактором Н. Л. Крупиной, опубликованное на сайте КГИМО.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ»
«ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ" — ежемесячный методический журнал, который издается с 1936 г. Он знакомит читателей с достижениями методики преподавания, теорией и историей литературы, вопросами литературоведения, пропагандой передового опыта, содержанием и объемом курса литературы в школе. Издание публикует статьи ведущих литературоведов, критиков, писателей о русской и зарубежной классике, современной литературе, знакомит с опытом работы лучших учителей, предлагает сценарии литературных вечеров, гостиных, праздников. В каждый номер включаются репродукции картин известных художников, портреты великих русских писателей, редкие фотографии. Основные рубрики журнала: «Актуальные проблемы преподавания», «Интегрированные уроки», «Фольклор», «Древнерусская литература», «Литература XX века» и др.
Цель данного журналанаучно-методическая поддержка процессов модернизации образования в области методики преподавания литературы.
Функции журнала:
· Связь между наукой и педагогической практикой
· Связь между социокультурной ситуацией и образованием
· Перестроение сознания, самосознания субъектов образовательного пространства
· Формированием потребности смены профессиональных установок
· Формирование нового образа педагога
· Освоение новой научно-педагогической лексики
· Обогащение творческого потенциала
· Совершенствование профессиональных личностных качеств
· Включен в систему непрерывного педагогического образования Миссия журнала в социуме:
1. Журналы не просто в системе образования, они в образовательном пространстве, а еще точнее — в социокультурном пространстве;
2. Журналы находятся между системой образования и педагогическим сообществом, между педагогической теорией и педагогической реальностью;
3.Для конкретного учителя — это встреча с наукой и культурой;
4.Журналы фиксируют образовательный опыт в социокультурную реальность;
5.Журналы можно понимать как научно-исследовательское пространство;
6.Журналы информационное пространство, они информируют о изменениях в образовательном пространстве;
7. Журналы — историческое пространство, т.к. пишется новая модель образования.
СТРУКТУРА ЖУРНАЛА Журнал «Литература в школе» рассчитан на профессиональную читательскую аудиторию — преподавателей русского языка и литературы. Издание содержит методические советы по построению уроков, по внедрению новых способов раскрытия изучаемой темы. Журнал предлагает учителям литературы уже готовые планы уроков по некоторым темам, в качестве образца. Для удобства поиска необходимого материала в журнале печатается алфавитный указатель статей за год. Помимо информации для преподавателей, издание содержит материалы в помощь учащимся. В частности, на страницах журнала печатаются материалы, призванные помочь школьникам в работе над сочинениями.
В Интернете размещаются онлайн журналы «Литература в школе». При желании можно прочитать любой журнал из архива, выложенный в Интернете. На сайте журнала «Литература в школе» опубликовано содержание журналов за несколько лет.
образование литература методический журнал
ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» ПО РУБРИКАМ И СТАТЬЯМ В рубрике «Наши духовные ценности» рассматривается вклад писателей и поэтов в нравственное и эстетическое воспитание человека. Духовные ценности рассматриваются на примерах литературных героев и сюжетов великих мастеров писательского искусства.
Рубрика «Готовясь к уроку» знакомит учителей с методическими приемами раскрытия отдельной темы, на примере программных произведений. Большая рубрика «Опыт. Поиск. Мастерство» разработана для совершенствования педагогического мастерства учителя литературы. В ней приведены примерные планы уроков на отдельном вкладыше, которые учителя могут использовать в своей деятельности, дается современный взгляд на произведения зарубежной литературы и обзор новых методических книг и пособий. Рубрика «Уча учусь» — это сборник критической литературы по программным произведениям.
АНАЛИЗ ЖУРНАЛА
1. Выходные данные:
· «Литература в школе», 10`2003
· Научно-методический журнал. Основан в августе 1914 года Выходит 10 раз в год.
· Учредитель — Министерство образования Российской Федерации, ООО «Редакция журнала «Уроки литературы» «
· Главный редактор: Н. Л. КРУПИНА
· Зам. главного редактора: Т. П. КАЗЫМОВА
· Редакторы: Е. И. БУШИНА, Н. Н. ЗУЕВ
· Отв. секретарь: И. С. ГОЛОВИНА
· Дизайн и верстка: А. Г. БРОВКО
· Компьютерный набор: Е. Г. ГРИШИНА
· Корректор: А. А. БАРИНОВА
· Общественный совет: Л. А. Аннинский, Е. А. Зинина, И. П. Золотусский, В. С. Непомнящий, Н. Н. Скатов, О. Ю. Богданова, А. Г. Кутузов, В. П. Журавлев, Т. А. Калганова, Л. Н. Пастухова, Н. А. Попова
· Адрес редакции: Покровский бульвар, дом 4/17, стр. 5, Москва, почтамт, ГСП-0, 101 990, Тел. 924−77−38 Факс 924−77−78
· Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ Регистрационный № 495 oт 20.12.1990 г.
· Отпечатано: ЗАО «Алмаз-пресс», г. Москва, Тираж 30 000
· © Журнал «Литература в школе». 2003
2. Содержание.
· НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.
· Б. Н. ТАРАСОВ — Жизнь. Игра. Смерть. Анализ создания представителя «среднего класса» в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
· Л. В. ЗАНКОВСКАЯ — Характерные черты стиля Сергея Есенина
· Ю.М. ПАВЛОВ — О поэме Сергея Есенина «Пугачев»
· В. А. ЧАЛМАЕВ — «Горница» Никотая Рубцова. Темы преодоления бездомности — растущей беды России в XXI веке.
· ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО.
· Т. А. КАЛГАНОВА — Содержание Гуманитарного образования Решение и проблемы нашего времени Уроки
· М. А. БОНДАРЕНКО — «А душу можно ль рассказать?» Поэзия Сергея Есенина в школе. XI класс.
· Е. Ю. ПОЛТАВЕЦ — Начало и конец споров о всеобщем мире. Первый урок по роману «Война и мир"X класс.
· Е.Н. ПЕЧЕНКИНА — Отец и дочь По роману-эпопее Л Н Толстого «Война и мир». X класс.
· Р.Я. ГАБДУЛХАКОВА — «Может быть я жил не так как должно?» Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». X класс.
· А. И. ШЕВЧЕНКО — Грех отцов падет на детей. Рассказ Л. Толстого «После бала» Материал для урока. VII класс.
· Т.А. КАЛГАНОВА — Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. V-VI классы.
· НАМ ПИШУТ.
· В. Б. БЕЛУКОВА — «Он был нравственным талантом». О поэте Алексее Гессене.
· Календарь знаменательных дат на 2004 год
· Указатель статей, опубликованных в журнале «Литература в школе» в 2003 году.
3. Общее впечатление.
· Журнал занимает 46 листов. 46 листов, от которых невозможно оторваться. Это странно, но на меня он произвел неповторимое впечатление.
· Во-первых, он глянцевый, его просто даже в руках приятно держать.
· Во-вторых, иллюстрированный — а это значит, что в нем собран не сухой материал, написанный мелким шрифтом, а действительно интересные работы, статьи, методические указания, причем все снабжены иллюстрациями, репродукциями картин, портретами писателей, фотографиями их музеев, портретами их современников, и др. И к тому же, каждая тема выделена разным фоном.
· В-третьих, материал подан не только теоретический, но в большинстве своем практический, который присылают учителя разных школ России.
· В-четвертых, статьи написаны живым языком, а не таким, когда за каждым словом надо лезть в словарь. Эти методические указания помогут не только учителям, ученикам, но и просто любому человеку, который не знает с какого «конца» подойти к произведению.
4. Приложение «Уроки литературы»
10−2003. Занимает 15 листов, и, надо заметить, очень гармонично вписывается в общую канву самого журнала.
Выходные данные:
· Научно-методический, культурно-образовательный журнал.
· УЧРЕДИТЕЛЬ: ООО «Редакция журнала «Уроки литературы» «
· Главный редактор Н.Л. КРУПИНА
· ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: В. С. РОЗОВ (писатель), С. Н. ЕСИН (писатель, ректор Литературного института), Ю. В. ЛЕБЕДЕВ (профессор, доктор филологических наук, Костромской ПГУ), С. А. НЕБОЛЬСИН (доктор филологических наук, ИМЛИ им М Горького), Л. А. ТРУБИНА (доктор филологических наук, профессор МПГУ), З. А. ШЕЛЕСТОВА (кандидат педагогических наук, доцент МПГУ), М. А. БОНДАРЕНКО (учитель школы № 1013, Москва), И. А. УЧАМБРИНА (методист научно-методического центра Юго-Восточного округа Москвы, учитель школы № 919)
· Зарегистрировано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
· Свидетельство № 77−1667 от 10 февраля 2000 г
· Отпечатано: ЗАО «Алмаз-пресс», Москва, Тираж 30 000
· АДРЕС: Покровский бульвар, д. 4/17, стр. 5, Москва, почтамт, ГСП-0, 101 990. Тел.: 924−77−78, 924−77−38
· © Журнал «Уроки литературы». 2003
· В номере:
· Разумное, доброе, вечное." Пусть станет чистым все и новым…" (Иллюстрации, репродукции картин, стихотворения, как нельзя лучше отражающие суть названной темы)
· Уча, учусь.
· Т.Г. СОЛОВЕЙ — Изучение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» IV класс.
· Т. ЕЛИСЕЕВА — Проза и поэзия жизни. Рассказ О`Генри «Дары волхвов», VII класс.
5. Анализ методического опыта.
ПЕЧЕНКИНА Елена Николаевна — учитель Вятской гуманитарной гимназии. Отец и дочь. По роману-эпопее Л Н Толстого «Война и мир». X класс.
· Статья снабжена 2-мя иллюстрациями: портретом Н. С. Волконского и матери Толстого (урожденной Волконской).
· Статья построена в виде урока: вопросы учителя — ответы, рассуждения, размышления, записи учеников.
· Интересен творческий подход к такому нелегкому материалу как «Война и мир»: детям выдаются цитаты о важности влияния отца на детей, приводится пример индивидуальных домашних заданий (отношение самого Толстого к детям, их отношение к нему с цитатой из дневников его дочери). Даются творческие задания (написать письмо князя Волконского после отъезда Курагиных)
· Тема дается не в отрыве от остальных произведений школьной программы: тема отцов-детей — «Отцы и дети», «Гроза», «Бесприданница»
· Идет непосредственная работа с текстом, а не «голый» монолог: дети вынуждены искать в тексте цитаты, чтобы отвечать на вопросы, вести диалог.
РОЛЬ ЖУРНАЛА В ЖИЗНИ СТРАНЫ Восемь десятилетий, почти совпавшие с существованием СССР, были прожиты журналом не в бездушном пространстве — вместе со страной и эпохой.
В одном из обращений к читателям, опубликованном в журнале, говориться о том, что свою важнейшую роль журнал видит в том, чтобы неустанно способствовать развитию педагогической практики и образования в целом.
«…Журнал сегодня и завтра падает зерном на почву местами иссохшую, выжженную солнцем зла, местами заболоченную и превратившуюся в трясину без чести и совести, но еще, смею верить, не обреченную там, где живая душа тянется к свету великих и трудных истин человеческого бытия. Вот здесь и прорастает зерно, и настанут иные времена, и появятся новые люди, открытые новой русской судьбе…»
Журнал «Литература в школе» является неотъемлемой частью научно-методического литературного процесса и продолжает оставаться востребованным своим читателем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Журнал на бессменном дежурстве. Являясь ковчегом великой традиции, заявляя о своей верности ей, он стойко держит эту вахту…».
Литература
играет важнейшую роль в культурной жизни нашей страны. «Литература в школе», как методический журнал, является срезом современной методической литературы. Только читая такие журналы можно быть в курсе новейших методов преподавания литературы.
Журнал «Литература в школе» — это гора, которую обтекают меняющиеся времена, нравы, эпохи, новые литературные направления. Он все тот же — с той же размеренной структурой и рубриками. Жалко, что лишь немногие в наше время могут оценить всю прелесть, понять все преимущества этого вида периодических изданий.
1. Александр Трифонович Твардовский [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные 2010.
2. Ганопольская Е. Интервью с главным редактором журнала «Литература в школе» Н. Л. Крупиной [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные.- М.: Топос, 2005.
3. Кардин В. «Литература в школе»: постюбилейные заметки [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные. 2008.
4. Коровин В. Методические журналы в России [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные 2009.
5. Твардовский Александр Трифонович [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные. 2012.
.ur