Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные тенденции развития народного образования Китая после революции 1949 года

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но одновременно приходится согласиться с тем, что в настоящее время у Китая, где имеется громадное количество населения, неравномерное развитие культуры и экономики в различных регионах, общий уровень образования все равно еще остается низким. Об этом можно легко узнать из данных о поступлении школьников в высшую школу после окончания начальной, средней школы первой ступени и средней школы второй… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние народного образования Китая накануне народной революции 1949 года
  • 2. Реформы в системе образования Китая в период реконструкции народного хозяйства и «большого скачка»
  • 3. Народно-образовательный хаос накануне 197 В года
  • ГЛАВА 2. РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КНР
    • 1. Ликвидация неграмотности и осуществление обязательного девятилетнего образования
    • 2. Формирования и развитие системы среднего профессионального образования и «образования для взрослых»
    • 3. Реформы в системе высшего профессионального образования
    • 4. Сотрудничество в области образования между странами и международными организациями

Основные тенденции развития народного образования Китая после революции 1949 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования заключается в том, что в российской историко-педагогической науке развитие образования Китая во второй половине XX века было недостаточно изучено из-за малой доступности историко-педагогических источников, непростых международных взаимоотношений, складывавшихся между СССР и Китаем, сложности языковых источников и по другим причинам. С другой стороны в последние годы, особенно после 1978 г., народное образование в Китае в соответствии с социально-экономическими условиями получило широкое развитие во всех аспектах. В этом отношении тоже стоит провести анализ процесса развития, обощения опыта реформ в области образования за последний полвек. Все это обуславливает актуальность выбранной нами темы.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с момента основания нового Китая после победы компартии над старым полуфеодальным и полукапиталистическим режимом в 1949 г. до сегодняшнего дня. Следует заметить, что в работе в первом параграфе первой главы проведены исторические материалы, касающиеся развития образования страны, которые автор считает составной частью данной диссертации.

Объектом исследования данной работы является процесс развития образования в КНР за период с 1949 г. по сегодняшний день.

Предмет исследования — основные тенденции и противоречия, развития образования в Китае в исследуемый период.

Целью исследования является анализ и определение причин, основных тенденций, проблем и успехов после реформ в сфере образования страны за весь этот период.

Достижение цели исследования обусловило постановку следующих задач:

1. обобщить опыт, накопленный за долгую историю страны в сфере народного образования Китая, изучить образовательные концепции воджей страны как Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, а также их влияние на развитие образования ;

2. выявить появившиеся проблемы и противоречия в области образования в исслсдусмый период и воссоздать целостную историческую картину развития образования в стране, динамику этого процесса;

3. охарактеризовать сотрудничество и обмен опытом в сфере образования между Китаем и внешним миром.

Методологической основой исследования явились философские законы единства и борьбы противоположностей, отрицание отрицания, перехода количества в качество, категории возможности действительности, причины и следствия, диалектика общего особенного и единичного, национального и общечеловеческого. Исследование опирается па методологические и теоретические основы и принципы теории и истории педагогики, в частности, на учение о развитии образования, его связи с социально-экономической, политической жизнью общества и т. д.

Методы исследования определились его целью и постановкой исследовательских задач. В частности, были проведены сбор, изучение и теоретический анализ научной литературы по вопросам развития образования в КНР, разнообразных источников на китайском и русском языках, историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение использованных источников, теоретический анализ, научная интерпретация и синтез конкретных исторических факторов, индуктивный и дедукттивный методы в их единстве, а также метод математической статистики.

Основными источниками являлись: официальные документы и материалы правительства (планы и программы развития системы образования, законодательные акты, отчеты высших госслужащих) — текущий архив Госкомитета Китая по развитию образования странымонографии, статьи, материалы китайских и российских ученых о китайском образовании.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем с учетом целого комплекса изучения истории страны в области образования, образовательных идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, привлечения передового иностранного опыта и экспериментов в области образования, совершенствования законодательных актов по развитию образования, долгосрочных программ и планов в дайной отрасли выявлены основные тенденции в развитии образования за последние 50 лет, а именно: демократизация структуры образования, усиление его доступности, масштабная ликвидация безграмотности, развитие специализации обучения, реформы системы приема студентов в вузы и распределения рабочих мест после окончания вуза, совершенстовование соответствующих систем и законов образования, расширение связей между Китаем и внешним миром и т. д. Основываясь на результатах нашего исследования и полученных выводах, мы можем более ясно и точно определить дальнейший курс развития образования, соответствующий сегодняшней социально-экономической ситуации в стране, избежать ненужных потерь, связанных с политической борьбой, приобщиться к достижениям мировой культуры и умело использовать национальные традиции в области образования.

Практическое значение исследования заключается в том, что его выводы и положения способствуют более полному и системному освещению развития образования в КНР, создают предпосылки для углубления исследовательских работ в данном направлении. Результаты, полученные автором после изучения имеющихся материалов, могут способствовать вооржению учителей и студентов педагогических вузов новой научно-педагогической информацией о развитии образования в современном Китае, особенно после проведения реформ, начатых с конца 70-х годов. Они так же могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории педагогики Китая, и могут найти практическое применение при создании спецкурсов по истории образования КНР. Представляется также возможность использовать материалы данного исследования в лекционной пропаганде, при написании учебных и методических пособий для учителей и студентов педагогических вузов, при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

Развитие образования КНР основывается не только на богатейшей истории образования страны, но и в большой степени на опыте реформ просвещения на «освободительных базах» компартии Китая во время освободительной войны от Японии и гражданской войны, а также на передовом опыте других стран, в том числе на опыте СССР и России.

Во время так называемой «культурной революции» под лозунгом «великой образовательной революции» система образования оказалась под влиянием идеологии «лево» уклонистов, что привело к неготивным последствиям в системе. Это стало поучительным уроком для государства.

Благодаря усилиям правительства страны, в борьбе с безграмотностью уже получены большие успехи, входит в силу и обязательное девятилетнее образование. Но в то же время правительство должно уделять побольше внимания данной задаче в северо-западных и экономически неразвитых регионах.

В соответствии с новыми социальными и экономическими требованиями, на основе достижений современной техники (телевидения, спутниковой связи, компьютера и пр.) широкое развитие получили среднее специальное образование и «образование для взрослых» .

Высшее профессиональное образование — еще одна важнейшая часть системного цикла реформ образования страны. За последние годы были представлены мероприятия по реформированию, в том числе система расходов учебы студентов в период перехода от бесплатного обучения к платному и мероприятия, связанные с самостоятельным поиском работы после окончания вуза (реньшс существует система распределения рабочих мест вузами или государством) — созданы передвижные пункты для последокторского научного исследованияпроведены реформы и в других областях, например, в финансированиях, в структуре управления вузами, в установке новых реестров специализаций, кроме того еще осуществляется проводится «Проект 211», направленный на повышение роли китайских вузов во всем мире в следующем веке.

Дальнейшее развитие системы образования и успехи осуществления мероприятий реформ неотделимы от мирового сообщества, других стран, а также китайских эмигрантов (Хуачяо) и соотечественников, живущих в Гонконге, Макао и на Тайване.

Вышеназванные положения еодержаются в данной диссертации в двух главах, состоящих из 3 и 4 разделов соответственно.

Заключение

.

Мы надеемся, что, прочитав данную диссертацию, можно будет более подробно познакомиться с историей развития народного образования в Китае после революции 1949 г. и с тем, как развивается эта система в настоящее время. Хотелось бы, что у читателей в памяти остались следующие понятия и основные положения, которые мы ранее изложили в ее содержании.

Влиятельные конфуцианские образовательные концепции, Хан-Танское процветание в области образования, образовательные эксперименты, проведенные демократами-представителями буржуазии Китая до 1919 г., создание новых систем образования по западному образцу с привлечением новой концепции образования, новых методик обучения и пр., кроме того опыт, полученный компартией Китая в ходе проведения реформ просвещения в освободительных базах во время антияпонской и гражданской войны и т. д. — все это, безусловно, сильно повлияло и будет еще влиять на создание необходимой системы образования в стране.

Победа новодемократической революции позволила КПК проявить свои способности в строительстве народного хозяйства страны, в том числе в области образования. В данной сфере все шло успешно по крайней мере до «культурной революции». Главные достижения реформ образования заключаются в создании новой системы и целой структуры образования, действующие до сих порв освобождении образовательного суверенитета от иностранных организаций и зарубежных религиозных представительств, в успешном проведении урегулирования структуры факультетов и институтов по советскому образцу, во внедрении новой политики по отношению к интеллигенции, хотя в течение «большого скачка» появились не допускаемые, на сегодняшний взгляд, действия в сфере образованияно до периода «культурной революции» эти нарушения успели ликвидировать. Другие же мероприятия, связанные с реформами, которые под воздействием образовательных идей Мао Цзэдуна позволили новой стране за короткое время создать свою систему народного образования. В ее создании народно-образовательные идеи Мао безусловно играют роль теоретической и методологической основы системы образования. Некоторые его идеи до сих пор являются актуальными в проведении реформ в системе образования страны, такие как: уделение внимания интеллигнции и моложежи, подготовка будущих работников, всесторонне развитых в нравственном, умственном и физическом отношениях, сочетание образования с производительным трудом, преемственность иностранной культуры и древней культуры Китая и т. Д.

Культурная революция" — это революция скорее всего политическая, произошедшая под влиянием «лево"уклонистского курса и проходившая в основном под лозунгом «культурной», где сфера образования являлась местом прорыва данной революции и поэтому нанесла системе образования сокрушительные удары в полном смысле этого слова. Хотя в ходе революции тоже проводились так называемые эксперименты в области образования, нельзя сказать, что этот опыт дал что-то конкретное и полезное, потому что в целом в стране царили анархия и хаос. Это стало хорошим уроком китайскому народу, да и, наверное, другим странам.

В настоящее время правительству КНР предстоит решить вопросы, в первую очередь, касающиеся проблемы ликвидации неграмотности и осуществления обязательного девятилетнего образования. С целью их решения Центральное и местные правительства приняли и принимают важные меры, к примеру, правительство уделяет данным сферам огромные средствакаждые соответствующие министерства и ведомства занимаются решением конкретных проблемнемало внимания уделено процессу ликвидации безграмотности и осуществлению проекту девятилетнего обязательного образования среди представителей нацменьшинствв этом отношении дети-инвалиды абсолюдно равноправныв результате этого в области образования уже достигнуты немалые успехи. Но это не значит, что там все уже в полном порядке, наоборот, еще надо много трудиться, предпринимать всевозможные меры, изучать новые обстоятельства жизни в стране.

Развитие системы среднего профессионально-технического образования заключается в том, что был представлен проект его реформ в соответствии с «Комментарием к решению о проведении реформ структуры среднего образования в городах, о развитии профессионально-технического образования" — определены различные уровни такого рода образованияконкретно обсуждались проблемы в области средней специальной школы: его специализации, дисциплины, практика и пр. По «образованию для взрослых» конкретно обсуждались разного типа «образования для взрослых», т. е. Центральная сельскохозяйственная школа по радиотелеканалам, «Университет по радиотелеканалам», университеты заочного и вечернего обучения, система сдачи государственных экзаменов на базе самостоятельного обучения по высшему образованию и образование для людей пожилого возраста. С возвращением Гонконга (Сянган) в КНР 1-ого июля 1997 г. была проведена работа, затронувшая систему профессионально-технического образования, которая в большой степени повлияла на развитие экономики данного региона.

В сфере высшего профессионального образования был сделан значительный прогресс. Конкретно говоря, он заключается в аспектах, например, системы приема студентов, аспирантов и их распределения на работу после окончания вуза, повышении среднего числа студентов в вузах, создании передвижных пунктов последокторского научного исследования, установки реестра специализаций в вузахдругая важная тема в данной главе — «Проект 211», осуществляемый навстречу конкурсам 21 -ого века при особом государственном финансировании 100 ведущим вузам и 300 отраслям науки. А также рассматривались образовательные идеи Дэн Сяопина, которые заложили теоретичиские основы для развития образования страны в современный период.

Развитие народного образования в Китае осуществляется не только благодаря своей богатейшей истории, правильной политике после реформ, но еще и благодаря связям и сотрудничеству между странами и мировыми организациями, в том числе помощи китайских эмигрантов и соотечественников в Гонконге, Макао и на Тайване.

Но одновременно приходится согласиться с тем, что в настоящее время у Китая, где имеется громадное количество населения, неравномерное развитие культуры и экономики в различных регионах, общий уровень образования все равно еще остается низким. Об этом можно легко узнать из данных о поступлении школьников в высшую школу после окончания начальной, средней школы первой ступени и средней школы второй ступени. По данным 1995 г., число поступления школьников после окончания начальной школы в среднюю школу первой ступени составляет 90,8%- после средней школы первой ступени в среди высшую среднюю школу, среднюю специальную школу или ПТУ — 48,3%- арбитуриентов в вузы — 45,92%. С другой стороны среди молодых людей данного возраста только 4% имеет возможность поступить в вузы. По выборочной статистике 1995 г. в размере 1% населения страны, среди 100 тысяч людей 2,065 человек получило высшее образование, 8,282 человек — образование высшей средней школы, 27,283 человек — образование начальной средней школы. Отсюда видно, что предстоит долгий путь перед народным образованием, чтобы удовлетворить требования развития общества и экономики страны, а также реализавать мечты молодых людей о получении образования высшей средней школы и вузовского образования.

В настоящее время во всем мире наука и технология бурно развиваются, конкурсы в области экономики, науки и техники день за днем становятся более напряженными, это и поставило перед образованием новые задачи. Кто в 21-ом веке займет в сфере образования передовое место, тот победит в конкуренции и в других областях. Китайское правительство со стратегической точки зрения уже перенесло позицию образования на одно из первых мест. Оно одновременно приняло немаловажных мероприятий и постепенно совершенствует законодательство страны в сфере образования. В 1993 году приняло постановление «Тезис реформ и развития народного образования КНР», в котором были поставлены общие задачи развития образования к 21-ому веку: к 2000 -ому году по всей стране в основном осуществляется девятилетнее обязательное образованиев основном должна быть ликвидирована безграмотность среди молодых и взрослых людейгромадные средства уделены строительству 100 ведущих вузов и важных профилей науки страны («Проект 211») — большое внимание уделяется планам развития «образования для взрослых» и профессионально-технического образования.

Для решения данных задач нужны величайшие силы народа всей страны, нужны большие государственные ассигнованиянадо улучшить условия в учебных заведениях, повысить уровень учительской квалификации, укрепить управленческие функции государства в области образования и т. д. Мы имеем достаточные основания надеяться на то, что к 21 -ому веку сформируется основная система социалистического народного образования, соответствующая китайским условиям.

— 160.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдел Хаким ясин Хиджази. Основные тенденции развития образования в Иордании, канд. дисс. Казань. 1996. 194 с.
  2. Адель Абдулмагид Алави Современные тенденции развития образования в арабских странах, канд. дисс. Казань. 1996.
  3. Азия и Африка сегодня. -1979. N 7. — с. 45.
  4. Ю. С. Роль общественнолсти в управлении образования в зарубежных странах. // Педагогика. 1994. № 3. С. 100−107.
  5. Ф. Б. Пролемы постранения методики исследования политических кампаний в КНР. Особенности современной политической борьбы в КНР. М., 1975.
  6. Ф. Б. Маоиская концепция всемирной истории и подлинная история народов Востока. Опасный курс. Вып. 4. М., 1973.
  7. С. И., Юргаева Б. И. Феномен моложежности на Востоке и его проблемы. М., 1991. -730 с.
  8. А., Делюсин Л. Политический кризис в Китае. М., 1977.
  9. Н. Е. Школа в КНР. М., 1974.
  10. Н. Е. Новые программы в КНР. // Педагогика. 1993. № 3. С. 101−108.
  11. Н. Е. О восприятии идей мировой педагогики в Китае. // Сов. Педагигика. 1991. № 9. С. 128−135.
  12. Н. Е. Образовательная политика в Китае и России:
  13. Сравнительный анализ. // Педагогика. 1996. № 1. С. 94−103.
  14. В. Политика группы Мао Цзэндуна в области культуры: теория и праактика. антимарсиская сущность взглядов и политики Мао Цзэдуна. М., 1969.
  15. Вопросы культурной революции в Китайской народной республики. М., 1970.
  16. Н. М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом. // Педагогика. 1994. № 2. С. 112−117.
  17. Воспитание аномальных детей и развитие специального обучения и образования в Китае. // Дефектология. 1989.№ 3, с. 54−58.
  18. Всеобщая декларация прав человека. Нью-Йорк, ООН, Департамент информации. 1948, декабрь, — с. 9
  19. В. В.(глав, ред.) Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. — т.1 с. 607
  20. Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972.
  21. О. К. Культурное преобразование в развивающихся странах. М.: Наука, 1995. — с. 21
  22. О. К. Образование и наука в развивающихся странах. -М.: Наука, 1974. 80 с.
  23. Е., Кривцо В., Фетов В. Всемирная история в крив ном зеркале маоизма. «Опасный курс». Вып. 4., 1977.
  24. М. В. Педагогика мира: постановка проблемы ее обоснование.// современнная педагогика. 1989.№ 1. С. 132−135.
  25. И. А., Петров Ф. Н. (глав, ред.) Педагогическая энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия. Т. 2, с. 912
  26. М. И. Образование в современном мире: Состояние и развитие. М.: Педагогика, 1986. — 245 с.
  27. Г. А. Народное образование за рубежом. -М., 1968. 48 с.
  28. М. В. Современная начальная школа Китая. // Нач. Шк. 1992. № 5−6. С. 60−63.
  29. В. 3. Развития системы научно-педагигических учреждений КНР. // Сов. Педагогика. 1989. № 2. С. 130−135.
  30. В. 3. Судьбы народного образования в Китае. // сов. Педагогика. 1968. № 8. С. 131−137.
  31. КНР в 1989 году: Политика, экономика, культура. / Ин-т. Дал. Востока АН СССР/ глав. ред. М. Л. Титаренко. М.: Наука, 1991. 339с.
  32. Курьер ЮНЕСКО 1958 1995 гг.
  33. Манькова 3. А., Вульфсон Б. Л. Борьба за демократизацию и прогрессивное обновление образования // Современная школа и педагогика в капиталистических старнах. М.: Просвещение, 1975.
  34. Г. Г. О математическом образовании в КНР. // Математика в школе. 1989.№ 4. С. 143−150.
  35. А. И. Экономический рост и социалные процессы в развивающихся странах. М.: Прогресс, 1988. — с. 5−6
  36. А. А. Национально-языковое строительство в КНР. / Инт. Дал. Востока. М.: Наука, 1992. — 180с.
  37. Очерки истории школы педагогической мысли древней и среднего востока, (сборник научных трудов). М.: 1988.
  38. Перестройка высшего образования в КНР. материалы сов. Кит. Семинара, Москва, 11−13 июня 1991 г. / НИИ высш. обр. АПН СССР- Хао Кэмин и др., отв. За вып. Л. И. Романкова. М. 1991.
  39. Л. П. Учебное телеведение за рубежом. // Советская педагогика. 1991.№ 12. С. 128−131.
  40. Просвещение в странах мира (словарь справочник). — М.: Просвещение, 1967. 320 с.
  41. Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Востока. -М.: Наука, 1971.-407 с.
  42. Равивающиеся страны: наука, техника, экономический рост. М., 1975. — с. 18
  43. Развивающиеся страны: Экономический рост и социальный процесс.- М.: Наука, 1983. 653 с.
  44. Г. Е. Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост. -М.: Наука, 1971. 368 с.
  45. А. Г. Интеллектуальный потенциал развивающихся стран. Проблемы образования М.: Наука, 1984. — 237 с.
  46. Сравнительная характеристика развития образования в странах Азии, Африки и Латинской Америки. М.6 АПН СССР, НИИ Теории и истории педагогики, 1991. — с. 45 — 62.
  47. Структура системы образования и школа развивающихся стран. Сборник научных трудов. М.: НИИ ОП, 1975. — 117 с.
  48. С. А. Образование и образовательный прогресс в равзвивающихся странах. -М.: Наука, 1975. с. 90−100
  49. С. А. Образование и проблемы его демократизации // Ежеквартальный обзор образования. ЮНЕСКО. — Париж. — N 1. -1977. — с.20
  50. С. А. Развивающиеся страны: образование и ЮНЕСКО.- М.: международные отношения. 1973. 168 с.
  51. С. Л. (глав, ред.) Китай: история в лицах и событиях. М.: Политиздат, 1991. — 254 с.
  52. С. Л. История Китая и современность. М., 1976.
  53. А. Е. Проблема образования в развивающихся странах. М.: Просвещение, 1985. — 311с.
  54. Экономика народного образования -М.: Просвещение, 1979. с. 20.
  55. Энциклопедия нового Китая.(перевод с англ.) / отв. Ред. А. Н. Кузнецов. М.: Прогресс, 1989. 519 с.
  56. Ю. В. «Большой скачок «и народные коммуны. М., 1968.
  57. Г. Н. Идеологическая борьба в КНР.(1957−1964). М., 1977. Ь-я Я?61. -rfiSi Сft Й a i9V3- >. / f.62. J /Л
Заполнить форму текущей работой