Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая теория как наука, ее основные направления развития в современных условиях

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическим субъектом выступает также государство, которое принимает экономические решения и реализует их посредством действий государственных органов. Государство преследует разнообразные и зачастую конфликтующие цели, как например, увеличение общественного богатства, рост благосостояния отдельных социальных групп и другие. Государство имеет в своем распоряжении большой арсенал инструментов… Читать ещё >

Экономическая теория как наука, ее основные направления развития в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПО ТЕМЕ

«Экономическая теория как наука, ее основные направления развития в современных условиях»

ВВЕДЕНИЕ

Великий английский философ и экономист Джон Стюарт Милль отмечал, что любая наука определяет предмет собственных исследований не в момент своего возникновения, а тогда, когда достигает определенная степень зрелости.

Такой характер развития научного знания Милль сравнил со строительством городской стены, которая возводится не для того, чтобы защитить будущие знания, а для того, чтобы отгородить те строения, которые уже существуют.

Как объяснить парадокс Милля?

Теоретики научного знания считают, что наука обретает способность вычленить предмет своих исследований из бесконечного множества проблем окружающей жизни только тогда, когда ученые могут увидеть общность некоторого круга проблем, которая данная наука в состоянии решить. Это, в свою очередь, становится возможным лишь после того, как складывается набор некоторых взаимосвязанных принципов и инструментов познания, присущих только данной науке. Эти рассуждения приведены для того, чтобы показать: вопрос о предмете и методе экономической науки, который зачастую кажется «дежурным», самоочевидным и неинтересным, на самом деле скрывает множество глубоких и интересных проблем. Более того, характер современной экономической теории таков, что из анализа ее предмета вырастает вся совокупность проблем и решений данной теории. Такое положение дел характерно для любой науки, пользующейся внутренне логичным и цельным набором исследовательских принципов и методов, но для экономической науки оно характерно в особой мере.

1. ПРЕДМЕТ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая наука уходит корнями в античную эпоху, когда великие древнегреческие мыслители Ксенофонт, Аристотель и другие написали трактаты, посвященные ведению хозяйства и обмену продукцией между людьми. Но как самостоятельная область человеческого знания, имеющая достаточно четко определенный предмет исследования, экономическая наука возникла в Западной Европе в XVII — XVIII веках в период первоначального становления и укрепления того общественного строя, который принято называть капитализмом.

Не случайно, что экономическая наука, которую часто называют просто экономикой, появилась именно в этот период.

Хотя материальные блага всегда были нужны человеку для поддержания жизни, на протяжении большей части истории люди добывали средства к существованию главным образом не путем рыночного обмена, а за счет непосредственного производства благ путем возделывания земли и содержания скота в рамках натурального хозяйства, охоты, а также путем освоения новых территорий, захвата и эксплуатации рабов, войн и грабежа соседних народов. Конечно, и в античные, и в средневековые времена существовали отношения собственности, торговля, деньги и другие атрибуты рынка, но они занимали подчиненное место по отношению к непосредственному производству благ или насильственному изъятию благ у других.

Но в Западной Европе в XVII — XVIII веках благодаря стечению исторических обстоятельств — Великим географическим открытиям, укреплению в ряде стран королевского абсолютизма, ряду грандиознейших научных открытий — стали быстро развиваться именно рыночные отношения.

Первоначально это проявлялось в форме расцвета торговли. Но параллельно с ростом торговли стремительно расширялась система финансов, укреплялось денежное обращение, возникали институты, коммерции (биржи, банки). Рыночные отношения стали проникать и в основную производственную сферу того времени — сельское хозяйство. На смену примитивным феодальным отношениям между землевладельцами и крепостными крестьянами приходили более сложные отношения аренды, найма и денежных расчетов. С разложением феодальной структуры общества социальное положение человека стало все в большей степени определяться тем, насколько велико его богатство, выраженное в недвижимости и деньгах.

Эти экономические и социальные процессы, сопровождавшие становление капитализма, породили быстрое развитие новой отрасли человеческого знания того, что впоследствии назовут экономической теорией.

Как известно из истории экономической мысли, первые экономические школы XVII И XVIII веков — меркантилисты, физиократы и другие — стремились объяснить происхождение богатства, исследовать средства увеличения общественного и индивидуального богатства и указать, каким образом государству следует регулировать хозяйственную жизнь подданных.

Наиболее влиятельной школой, фактически заложившей основы экономической теории как науки, является классическая английская политическая экономия. Она представлена в первую очередь двумя выдающимися мыслителями — Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

Классики политэкономии создали теорию стоимости и распределения доходов, исследовали возникновение, функционирование и накопление капитала, изучали фундаментальные условия и мотивы взаимоотношений между разными участниками экономического процесса, глубоко анализировали систему государственных финансов, механизмов внешней торговли и многие другие вопросы.

Систематизация и завершение классической политэкономии принадлежит Миллю. Эта великая теория создала систему взаимосвязанных утверждений фундаментального характера, в рамках которой преимущественно и развивалась экономическая наука в течение XIX века.

Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине XIX века и получившей широкое распространение во второй половине XIX и XX веке, был марксизм.

Это направление экономической теории было названо по имени его основателя Карла Маркса. Главным его трудом был «Капитал».

В отличие от классиков, Карл Маркс показал преходящий характер капиталистической системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории.

В марксистской экономической теории подчеркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит организация производства, распределение, обмен, потребление благ, а также богатство разных общественных классов.

Карл Маркс развил трудовую теорию стоимости. По Марксу, конкретным трудом создается потребительная стоимость товара, абстрактным трудом — стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд — это труд в физическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наемных работников собственниками капитала. Источник прибыли — это прибавочная стоимость, то есть стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих.

Маркс рассмотрел также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснил происхождение циклических экономических кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства.

Но подлинный переворот им был совершен в методе исследования. Карл Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

Такая влиятельная шкала, как марксизм, упорно подчеркивала свою связь с классической политэкономией, особенно с теорией трудовой стоимости Рикардо, хотя выводы из марксистской доктрины прямо отрицали частнокапиталистическое хозяйства, убежденными сторонниками которого были Смит и большинство его последователей.

Но в конце XIX — начале XX века на смену классической политэкономии как основополагающей и ведущей школе экономической мысли пришла неоклассическая теория, основоположником которой является английский ученый Альфред Маршалл. Маршалл синтезировал труды многих предшественников и современников, отразив в своих работах выдающиеся достижения европейской экономической мысли середины и второй половины XIX века. Особенно важными среди них являются техника анализа предельных величин, разработанная в рамках «маржиналистской революции» 1870-х и австрийская теория ценности, которая сложилась в основном в 1880−90-х годах. Предмет неоклассической школы принципиально иной, чем у классиков: как получить наибольшую прибыль при заданных ценах и ограниченном запасе достигнутых экономических ресурсах. Если у классиков центральными категориями выступают издержки, стоимость, доход и факторы производства, то неоклассики строит весь экономический анализ, исходя из потребностей, полезности и ограниченности экономических благ.

В течение XX века неоклассика постепенно заняла ведущее место в экономической науке, а также в преподавании экономической теории. Что же позволило неоклассике занять ведущее место в современной экономической науке?

Во-первых, неоклассика обращается к фундаментальным вопросам экономического поведения. Она не просто изучает проблемы экономического роста, распределения дохода и так далее, но стремится понять глубинные мотивы и условия экономической деятельности человека.

Во-вторых, эту теорию отличает поиск универсальных законов экономического поведения человека, имеющих силу не только для современного развитого рыночного хозяйства, но и для других экономических систем.

В-третьих, для неоклассики характерны внутреннее единство теоретических построений, четкость и последовательность анализа.

Неоклассическая теория служит одной из главных идейных основ современного рыночного демократического общества. Но в последние десятилетия выявились многие проблемы, которые неоклассическая теория не в состоянии решить. Но для правильного понимания экономических явлений необходимо хорошо усвоить неоклассику как фундамент современной экономической теории.

Что же касается политической экономии, то этот термин не ушел в небытие. Сегодня он используется для обозначения класса теорий, которые стремятся объяснить экономическими методами принятие решений в неэкономической сфере, особенно в политике. Но термин «политическая экономия» по прежнему применяется по отношению к классической традиции конца XVIII — первой половины XIX века, связанной с именами Смита, Рикардо, Милля и других.

Видное место в истории экономической мысли занимает марксизм, предложивший классовую модель человека. Согласно классовой модели экономическое и социальное поведение человека определяется исключительно наличием или отсутствием средств производства у него в собственности.

По этому критерию все люди разделялись на эксплуататоров и эксплуатируемых. Первые руководствуются исключительно интересами извлечения прибыли из эксплуатации других, а вторые — стремлением ослабить бремя угнетения и в конечном счете — покончить с неравенством и эксплуатацией. Соответственно первым приписывались только отрицательные человеческие характеристики, вторым — положительные. Классический марксизм категорически отвергал национальную мотивацию. Например, объединение эксплуататоров и эксплуатируемых на патриотической основе, тогда как его современные последователи приняли национализм как основу своей платформы.

Человеку присущи разнообразные потребности. Это простейшие потребности в пище, одежде, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни; более сложные потребности, например в чтении, слушании музыки, занятиях спортом и другие; высшие потребности: желание принести пользу другим, стремление к познанию, самореализация и другие.

Как возникают потребности и каким образом формируется их содержание — это вопросы, которыми занимаются философия, психология и другие науки. Для экономической теории принципиальное значение имеет безграничность человеческих потребностей. Это значит, что совокупность потребностей каждого человека никогда не может быть полностью удовлетворена. Более того, в процессе развития человечества происходит расширение и усложнение потребностей. Для производства того, что служит источником удовлетворения наших потребностей, требуются материалы, сырье, оборудование, в которых мы тоже испытываем потребности.

Способность удовлетворять человеческие потребности называется полезностью. Но то, что представляет полезность для одного человека, может быть совершенно безразлично для других.

Например, многие любят шоколад, но для тех, кто не ест сладкого, он не обладает полезностью. Субъективность категории полезности особенно наглядна в том, что некоторые вещи обладают полезностью даже вопреки тому, что объективно они вредны для человека, и он об этом знает (сигареты для курильщика).

Все то, что обладает полезностью, называется благом. Но безграничны ли блага, с помощью которых мы удовлетворяем потребности?

Некоторые блага действительно безграничны. Например, это воздух. Но подобных безграничных благ очень мало. Как правило, это даровые блага природы.

Почти все существующие в мире блага имеются в распоряжении отдельного человека и всего человечества в целом в недостаточном количестве. Благ всегда меньше, чем нам хотелось бы.

Недостаток благ по сравнению с нашими потребностями называется ограниченностью, или редкостью, благ.

Экономическая теория занимается только ограниченными благами. Поэтому эти ограниченные блага называются экономическими.

Экономическими благами являются природные ресурсы, то есть главным образом материалы и сырье, служащие для производства других благ, человеческие ресурсы, или способности и умения людей, деньги, предметы потребления и бесконечные множества других объектов. Только факт ограниченности делает благо экономическим. Как только в силу каких-либо обстоятельств возникает недостаток неограниченного блага, оно превращается в экономическое и может стать предметом купли-продажи.

Среди экономических благ особое место занимают ресурсы, или блага, используемые для производства других благ. В экономической теории их обычно называют факторами производства. Теория уделяет очень большое внимание факторам производства, к которым относятся:

1). Земля;

2). Труд;

3). Капитал;

4). Предпринимательская способность.

Все вышеперечисленные понятия экономической теории являются фундаментальными. Это потребности, полезность, ограниченность и экономические блага.

В жизни редко бывает так, чтобы экономические блага доставались человеку даром. Для получения благ человеку обычно приходится совершать некоторые затраты физического труда, интеллектуальных усилий и внимания, денег. Эти затраты в экономической теории называются издержками. Значение категории издержек для понимания основных принципов экономики состоит в том, что обретая в результате экономической деятельности некоторые блага, человек (как и фирма) на самом деле получает не всю полезность, носителем которого служит благо, а лишь разницу между полезностью блага и издержками.

Экономическая теория изучает процессы: производство благ, обмен, движение рынка к состоянию равновесия и так далее. В рамках человеческого общества процесс всегда предполагает деятельное участие некоторых субъектов. От их намерений, решений, ошибок и заблуждений зависит течение любого конкретного процесса.

Очевидно, что такие решения принимают люди, индивиды. Поэтому человек — главный и исходит экономический субъект. Значительная часть экономической теории описывает экономическое поведение людей.

В реальной жизни человек обычно не занимается экономической деятельностью в одиночку. Люди объединяются в малые или большие группы, куда каждый приносит свои «производственные ресурсы»: один — способность к физическому труду, другой — оборудование или деньги, третий знания и связи, позволяющие управлять работниками, техникой и обеспечивать сбыт продукции. Таким образом, возникает экономическая организация, и если она получает юридическое оформление, то становится кооперативом, корпорацией и так далее. В экономической теории все они обычно объединяются термином «фирма».

Деятельность фирм изучает особый раздел экономической теории — микроэкономика.

Однако микроэкономическая теория рассматривает фирму как экономический субъект и абстрагируется от интересов, входящих в нее индивидов.

Наряду с индивидом форма — наиболее распространенный субъект микроэкономики: именно фирма, а не конкретные люди, принимает решения о закупках, ценах, продажах и так далее. Конечно, это упрощение реальности: фирма — не более, чем юридическая условность. Она не существует как материальный субъект. Но такое упрощение помогает просто и наглядно представить важнейшие закономерности деловой жизни.

Экономическим субъектом выступает также государство, которое принимает экономические решения и реализует их посредством действий государственных органов. Государство преследует разнообразные и зачастую конфликтующие цели, как например, увеличение общественного богатства, рост благосостояния отдельных социальных групп и другие. Государство имеет в своем распоряжении большой арсенал инструментов воздействия на поведение других экономических субъектов. Например, законы, налоги, валютный курс. Деятельность государства, фирм и индивидов в масштабе национальной экономики служит объектом изучения одного из главных (наряду с микроэкономикой) разделов экономической теории макроэкономики.

Ознакомившись с некоторыми фундаментальными понятиями, которые относятся к экономической теории, можно перейти к определению предмета экономической теории.

В традиционной экономической науке, имеющей истоки в трудах меркантилистов, физиократов и классиков политэкономии, предметом исследований считалось увеличение материального богатства. Экономическая наука должна была ответить на вопрос, как увеличить объем материальных благ, который находится в распоряжении всего общества или отдельного человека.

Однако в дальнейшем углубленный анализ понятий, которыми оперирует экономическая наука, показал ограниченность и недостаточность такого подхода. В человеческой жизни очень большое место занимают такие виды деятельности, которые не ведут к росту материального богатства индивида или общества, но получают денежную оценку.

Например, это игра музыканта, которая не является «производительной» в традиционном смысле слова (то есть не производит материальных благ). Тем не менее музыкант получает денежное вознаграждение, причем нередко значительно более высокое, чем рабочий, производящий материальные блага. Следовательно, труд музыканта нельзя исключить из сферы экономического анализа.

Почему эти материальные блага получают денежную оценку и становятся объектом экономических исследований? Потому что они обладают полезностью для индивида и, следовательно, обладают экономической ценностью.

Это ученых наводит на мысль, что предметом экономической науки должно быть более широкое понятие, чем производство материальных благ, а именно — каковы источники полезности и формы ее обретения индивидом.

Именно это соображение лежит в основе знаменитого труда английского экономиста Роббинса «Предмет экономической науки», которое было написано в 1935 году и общепризнанно как классическая работа по этой проблеме. Роббинс отмечает, что полезность воплощается в экономических благах, фундаментальной характеристикой которых выступает ограниченность или редкость.

По его словам, совокупность проблем, которыми занимается экономическая теория, может быть проиллюстрирована тем, как индивид делит время между работой ради заработка и отдыхом.

Во-первых, человеку нужен заработок и отдых.

Во-вторых, и того, и другого у него недостаточно для того, чтобы удовлетворить его потребности полностью.

В-третьих, он может потратить время или на дополнительную работу ради заработка, или на дополнительный отдых.

В-четвертых, его потребность в заработке и отдыхе обычно бывает различной.

Человеку приходится выбирать между работой и отдыхом. При этом он вынужден экономить на отдыхе ради дополнительной работы (дополнительного заработка) или экономить на работе ради дополнительного отдыха. Следовательно, в этой ситуации человек сталкивается с классической ситуацией экономического выбора между взаимоисключающими благами.

С точки зрения экономической науки человеческое бытие характеризуется следующими фундаментальными условиями.

— человек стремится к различным целям;

— время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены;

— они могут быть направлены на достижение взаимоисключающих целей;

— в каждый момент времени разные цели обладают для человека различной важностью.

Ведь экономическая наука изучает не просто ограниченные блага, а именно ситуацию выбора между благами, имеющими альтернативное применение, и отвечает на вопрос: как, по каким критериям человек делает выбор между взаимоисключающими благами.

Роббинс в своем труде «Предмет экономической науки» так определяет предмет этой науки: «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

Сегодня большинство экономистов полагают, что наиболее удачным следует считать определение, которое исходит из того, что любое общество при своем функционировании сталкивается с проблемой конфликта между неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Марксистская политическая экономия определяет по-своему предмет экономической теории. Предметом марксистской политэкономии рассматриваются производственные отношения, то есть отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Причем главными признаются отношения между классами и социальными группами общества, обусловливающиеся в конечном счете отношениями собственности на средства производства.

Существует множество определений того, что изучает экономическая теория. Каждое из них следует считать правильным, так как оно отражает ту или иную важную сторону экономики, и в то же время каждое определение является ограниченным вследствие чрезмерной сложности явлений.

2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Экономическая теория представленная в нашем курсе, принадлежит к числу позитивных наук. Она описывает то, что есть, а не то, что должно быть (последнее — область исследования нормативных наук, наиболее ярким образцом которых служит марксизм).

Позитивные науки принципиально воздерживаются от моральных и идеологических суждений по поводу того, как следует относиться к описываемым явлениям и ограничивают себя исследованием закономерностей исследуемых объектов. Хотя на деле никогда нельзя провести четкую грань между позитивистским и нормативным подходами, разница между ними очевидна.

Принципы и методы научного познания действительности представляют собой один из сложнейших философских вопросов, который восходит еще к трудам Аристотеля и других великих мыслителей античного периода. Применительно к экономике традиционные методологические подходы были сформулированы в XIX веке.

К ним относятся следующие:

— анализ;

— синтез;

— индукция;

— дедукция.

При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. Это важно для решения последующей задачи теоретического объяснения тех особенностей, от которых отвлекаются первоначально. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительности к абстрактному мышлению, то есть от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций.

При синтезе происходит объединение расчлененных анализом частей, сторон, с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое.

В процессе синтеза изучаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сторон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благодаря чему открываются пути и формы их разрешения.

Для демонстрации использования анализа и синтеза обратимся к миру окружающих нас товаров.

Например, хлеб, вино, костюм, туфли и прочие товары нас интересуют как объекты для выяснения того, что лежит в основе их обмена.

Путем анализа можно выяснить следующее. Первая сторона — все блага приобретаются потому, что они способны удовлетворить ту или иную конкретную потребность человека.

В результате получаем экономическую категорию — потребительную стоимость, которая представляет свойство товара удовлетворить определенную потребность. Таким образом, можно сделать первое заключение, что все товары обладают полезностью или потребительной стоимостью.

Теперь обратим внимание на меновые пропорции в процессе обмена.

Допустим, что шесть буханок хлеба обмениваются на одну бутылки вина, один костюм — на две пары туфель.

Можно сказать, что все товары обладают меновой стоимостью, или способностью обмениваться в определенных пропорциях между собой. Итак, на уровне анализа выявлены две экономические категории: полезность (потребительская стоимость) и меловая стоимость.

Теперь необходимо воспринять данные товары не как расчлененные на отдельные свойства, а как единое целое.

Эту функцию и выполняет синтез, устанавливая взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью.

Эта взаимосвязь выражается в других категориях, а именно, в ценности и стоимости, которые отражают и полезность блага, и его меновую стоимость.

Иными словами, происходит определение «чего оно стоит» на самом деле в едином товарном.

Индукция является одним из основных методов научного познания, требующих сбора и изучения конкретных фактов и обобщения полученных выводов. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному.

А на уровне абстрактного мышления вырабатывается экономические категории. Для наглядности рассмотрим индуктивный метод на примере.

Человек анализирует окружающий его мир благ. Он видит, что костюм обменивается на другой товар или деньги.

Следовательно, это позволяет ему делать единичное заключение: костюм обладает меновой стоимостью. Затем он рассматривает другое благо туфли. Применительно к ним можно сделать такое же единичное заключение, как и в отношении костюма: туфли способны обмениваться на другие блага в определенной категории и, следовательно, тоже обладают меновой стоимостью.

Расширив круг благ с целью выявления у них данного свойства (меновой стоимости) человек приходит к обобщающему выводу: все блага, вступающие в обмен на другие, обладают меновой стоимостью. Отсюда дается определение меновой стоимости как способности одного блага обмениваться на другие блага. Таким образом, от единоличных, частных случаев человек приходит к обобщающему заключению.

Дедукция представляет собой способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям.

Дедукция характеризуется восхождением от абстрактного к конкретному.

Для лучшего восприятия обратимся к только что рассмотренному выше примеру.

Взяв поочередно вышеупомянутые блага (костюм и туфли), видно, что все они обладают меновой стоимостью, то есть любой товар обладает меновой стоимостью. Данная идея не может быть обменена на другие блага и, следовательно, не обладает меновой стоимостью, хотя имеет важное значение для экономических исследований.

К числу основных методологических принципов экономической науки относят также принцип «при прочих равных условиях». Этот принцип предполагает неизменность всех факторов и обстоятельств, кроме того, что является предметом изучения.

Например, считается, что при повышении цены спрос на товар падает.

При этом сознательно не принимается во внимание движение цен на товары-заменители. Если они растут слишком быстро, то спрос на товар, который мы рассматриваем, может возрасти.

Важным методологическим допущением является принцип «бритвы Оккама», впервые сформулированный английским философом Уильямом Оккамом в XIV веке. Он утверждал, что понятия, не имеющие основания в опытном знании или интуиции, должны удаляться из науки.

В современном понимании этот принцип обычно трактуется как принцип обычно трактуется как приоритет тех понятий и выводов, которые требуют меньше допущений, чем другие.

В XX веке проблемы методологии познания вновь привлекли огромное внимание философов в связи с бурным развитием науки. Выдающийся философ Карл Поппер выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости) как критерий разграничения между научным знанием (которое можно опровергнуть) и «метафизикой».

Большую известность получила разработанная американским философом Томасом Куном концепция научных парадигм — базовых принципов, разделяемых специалистами в той или иной науке. Смена парадигмы ведет к появлению принципиально нового видения в той же области научного знания.

Также широкое распространение получил методологический принцип, сформулированный одним из наиболее выдающихся экономистов XX века Милтоном Фридманом: истинность теории определяется не качеством исходных теоретических посылок, а ее способностью точно прогнозировать будущее.

Известный английский философ Имре Лакатос выдвинул получившую большую известность идею о «жестком ядре» и «защитной оболочке» в научной теории.

«Жесткое ядро» — это устойчивый и ограниченный набор исходных суждений (принимаемые без доказательств постулаты или результаты эмпирических наблюдений).

«Защитную оболочку» образуют все остальные суждения, опирающиеся на содержание «жесткого ядра».

По мере развития научной теории модифицируются положения, входящие в «защитную оболочку», но «жесткое ядро» остается неизменным.

Если же положения, входящие в «жесткое ядро», опровергаются наукой и практикой, то теория прекращает существование, поскольку теряют основание все ее выводы и рекомендации. Так, в «жесткое ядро» неоклассической теории входят положения об ограниченности ресурсов, максимизирующем поведении индивида и экономическом выборе.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Современные подходы в экономической науке обусловлены двойственной природой самой науки, ее промежуточным положением между наукой в узком смысле, с которой отождествляются естественные и точные науки, и гуманитарной наукой, то есть таким знанием, и предмет, и метод, и техника формирования которого зависят от человеческой субъективности. Именно критическое переосмысление «антропологического основания» экономической науки, то есть понимания природы субъекта и законов его деятельности, приводит чаще всего к выработке принципиально новых теоретических подходов в экономике.

На втором месте по относительному «вкладу» в современную экономическую мысль — освоение принципиально новых методов, ранее предложенных других науках: от математики до лингвистики, от химии до психологии, от социологии до биологии.

Третью по методологической важности, но первую по количеству публикаций роль играет поиск новых объектов приложения стандартной экономической мысли.

В книге «Общая теория занятости процента и денег», изданной в 1936 году, Джон Кейнс сформировал основные положения своей теории.

Великая депрессия, охватившая развитие капиталистические страны, заставила пересмотреть многие положения классической школы, казавшиеся до этого незыблемыми.

Рассматривая систему и взаимосвязь агрегированных показателей — национальный доход, потребление, сбережения, инвестиции, Кейнс разработал общую теорию, раскрывающую процесс формирования экономического равновесия.

При разработке модели совокупного спроса Кейнс основывался на следующих утверждениях и постулатах.

Экономика рассматривается не как экономика совершенной конкуренции, в которой рыночное равновесие достигается автоматически, а как система рынков несовершенной конкуренции. Такая система не способна к саморегулированию и достижению состояния полного использования ресурсов. Следовательно, объективно обусловлено существование вынужденной безработицы. Нарушение равновесия происходит в основном под влиянием внутренних причин.

Для восстановления нарушенного равновесия требуется активное вмешательство государства в экономические процессы. Спрос на товары является основой для формирования совокупного дохода и уровня занятости. Кейнс заменяет закон Сэя утверждением, что спрос создает собственное предложение товаров.

Ряд современных течений экономической мысли объединены теорией Кейнса как методологической базой. Исходной в неокейнсианстве остается центральная идея теории Кейнса о том, что стихийно развивавшаяся рыночная экономика не является идеальной системой саморегулирования.

Отрицание у капитализма способности стихийно обеспечивать наиболее полное и рациональное использование экономических ресурсов — главный критерий, отделяющих экономистов кейнсианского образа мышления от всех современных защитников экономики свободного предпринимательства. В неокейнсианстве наметились два основных подхода.

Один, подчеркивающий новизну теории Кейнса, ее революционизирующую роль, ее разрыв с неоклассической школой, породил левое кейнсианство.

Другой подход, наоборот, стремился подчеркнуть ее связь с неоклассической традицией. Это направление развития кейнсианства легло в основу создания неоклассического синтеза, то есть формального включения кейнсианской теории в неоклассическую систему общего равновесия. Однако важнейший недостаток кейнсианства — не разработанность его микроэкономических основ — до начала 80-х годов XX века так и не был преодолен. Неокейнсианские исследования так и не дали убедительного и логически непротиворечивого объяснения отсутствия у капиталистической экономики способности к саморегулированию.

Наряду с кейнсианством одним из наиболее распространенных школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление институционализм возник на рубеже XIX — XX веков в США в работах американских экономистов Т. Веблена, У. Митчелла, Д. Каммонса. С тех пор он распространился по сему миру. Более точное название институционализма — институционально-социологическая школа.

Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона, учреждения). Получается, что институты — это правила человеческого поведения в экономической, социальной и любой другой сфере.

Включение всех этих институтов в круг экономического анализа расширяло само толкование экономической науки, что сближало представителей институционализма с немецкой новой исторической школой. Отказываясь изучать «личные интересы» субъектов экономических отношений, институционалисты стали подчеркивать общественные мотивы в поведении людей, критикуя концепции автоматического регулирования рыночной экономики. В западноевропейских странах институционализм получил распространение после Второй Мировой войны на волне усиления монополизации и экономической роли государства. Рекомендации ранних институционалистов «о социальном контроле за механизмом воспроизводства» были развиты и конкретизированы, особенно в области планирования. Дальнейшая эволюция институционализма привела к возникновению в его рамках отдельных направлений: институционально-социологического, концепций трансформации капитализма, неоинституционализма.

Ведущими представителями неоинституционализма Джоном Гэлбрейтом, Р. Хейлбропером, К. Эйрсом на базе технологического подхода были созданы прогнозы и сценарии будущего, в которых предпринимались попытки преодолеть противоречия капиталистического хозяйства за счет научно-технического прогресса.

Лидер неринституционализма Джон Гэлбрейт в своей широко известной книге «Новое индустриальное общество» (1967 год) дал классические характеристики основным категориям неоинституционализма, таким как «индустриальная система», «техноструктура», «зрелая корпорация», «конвергенция дух мировых систем».

Помимо Гэлбрейта большой вклад в развитие неоинституционализма внесли Р. Коуз и О. Уильямсон. Ими была разработана теория трансакционных издержек и теория фирмы. Трансакционные издержки — одно из ключевых понятий неоинституционализма, ведущий современной теории которая значительно углубляет неоклассический анализ экономики, сохраняя при этом исходные неоклассические принципы. В упрощенном виде трансакционные издержки, связанные с получением информации, совершением сделок и защитой прав собственности. Несколько особенностей неоинституциональной трактовки прав собственности принципиально важны для понимания этой категории и ее роли в экономическом анализе.

Во-первых, делимость собственности на частичные правомочия дает возможность извлекать полезность из каждого правомочия по отдельности. Эта идея не является открытием неоинституциональной теории. Заслуга неоинституционализма в том, что он признал делимость одной из фундаментальных характеристик отношений собственности и подверг ее всестороннему анализу.

Во-вторых, всякий обмен (в том числе куплю-продажу) следует понимать не просто как переход товаров от одного лица к другому, но и как обмен правами собственности.

Теорема выдающегося американского экономиста Рональда Коуза, лауреата Нобелевской премии по экономике за 1991 год, изложенная в статье «Природа социальных издержек» считается одним из главных достижений теоретической мысли за последние десятилетия. Неоинституциональная теория Р. Коуза помогает понять механизм оптимального распределения ресурсов в рыночной экономике, то есть решить основную проблему экономической теории. Формулировка теоремы Коуза: «если права собственности четко определны и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности».

Монетаризм, как одно из важнейших направлений современной экономической мысли, является противником и главным оппонентом кейнсианства и институционализма, и одним из основных течений современного неоконсерватизма.

Монетаризм возник в США и стал распространяться в 1950;1960 годы. Его главным идеологом является Милтон Фридман — профессор Чикагского университета.

Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода». Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков, как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 1970;1980;е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета.

Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.

Важное значение в методологии монетаризма придается разграничению экономики на реальный и денежный секторы. Реальный сектор, в котором действуют исключительно рыночные силы, отожествляется с производством и продажей товаров и услуг.

Денежный сектор является сферой деятельности государства. Монетаристы считают необходимым сделать денежный сектор «нейтральным» по отношению к реальному, дать рыночному механизму благоприятные условия функционирования, товарные рынки нужным количеством денег.

Одним из самых сильных мест монетаристской теории является детальная проработка вопросов, связанных с организацией не инфляционной денежной политики.

Ряд положений этой политики выдержали проверку практикой. Свидетельства тому стабильно низкие темпы роста цен, сохранявшиеся в 80-е годы в экономике США, Великобритании и других стран, где государство стремилось придать денежному регулированию монетаристскую ориентацию.

Одно из основных течений неоклассического направления экономической мысли второй половины 70−80-х годов является неоконсерватизм.

Основными составляющими неоконсерватизма являются монетаризм и теория предложения. Принципиальные основы методологии и теории неоконсерватизма, заложенные работами И. Фишера, К. Викселя, Ф. фон Хайека, были развиты представителями Чикагской школы и, прежде всего, М. Фридманом. В центре проблематики неоконсерватизма находится оптимизация рыночной экономики с помощью антиинфляционной политики и внедрения достижений научно-технического прогресса.

Важную роль неоконсерватизм отводит экономическим функциям государства, поиску эффективного соотношения государственного регулирования с механизмами рыночной саморегуляции.

Неоконсервативные теории опираются на такие постулаты неоклассики как принцип рационального поведения человека в рыночной экономике и модель свободной конкуренции. К ним добавляется аксиома о ведущей роли денег в современном рыночном хозяйстве.

Господство частной собственности, стремление к максимилизации прибыли и конкуренция порождают значительные сложности в совмещении рынка с государственным регулированием.

Господствовавшая в развитых странах на протяжении большей части XIX века доктрина либерализма, в которой теория и практика рыночного саморегулирования нашли наиболее полное воплощение, отводила государству крайне ограниченное место в экономике. Принцип раннего либерализма можно перевести примерно так: «Пусть делают все, что хотят».

Либеральная доктрина прочила длительный путь развития и трансформации, сохранив заложенные в ее основу принципы свободы, безусловного уважения прав индивида, законности и ограниченной роли государства.

Но трактовка этих принципов и требования к полноте их реализации менялись, что неминуемо привело к признанию определенных позитивных возможностей государства в экономике.

Главным идейным соперником либерализма в экономической практике, начиная с первой половины XX века стали разнообразные формы государственных идеологий, или этатизма.

В XX веке этатизм проявляется как в сравнительно мягкой форме государственного участия в США, Великобритании и ряде других стран Центральной Европы.

В 70-х годах бюджеты ведущих западных государств уже не выдерживали огромных социальных расходов. Ухудшение позиций США и западноевропейских стран в мировой экономике потребовали возрождения динамических и конкурентных форм экономической деятельности и послужили причиной распространения неолиберальных принципов экономической политики в конце 70−80-х годах. Они основаны на неоклассической теории.

В отличие от авторов неоклассических теорий роста и производственных функций, сосредоточившихся на исследовании количественных аспектов капиталистического воспроизводства, неолибералы ставили во главу угла качественные, институциональные проблемы.

Весте с тем, неолибералы в отличие от традиционного либерализма оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических позиций, с не с микроэкономических, с точки зрения интересов отдельных частных предпринимателей-собственников предприятий. Главную роль в разработке теории неолиберализма сыграли немецкие экономисты, и в первую очередь В. Ойкен, заложивший его основы и создавший свою методологию.

Идеи неолиберализма получили широкое распространение после Второй Мировой войны в ФРГ, а также в ряде других стран Запада.

Неолиберализм складывался одновременно с кейнсианством. Оба учения выражали реакцию политэкономии на кризис 1929;1933 годов, подорвавший традиционные представления о саморегулируемости капитализма.

экономический наука теория

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Экономическая теория, — говорил выдающийся английский экономист первой половины XX века Джон Кейнс, — не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления».

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.

Экономическая теория изучает человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.

Экономическая наука сознательно упрощает используемую ее модель человека, рассматривая его как субъект, который стремится к максимилизации индивидуальной полезности в ситуации выбора из множества экономических благ. При этом наука опирается на ряд методологических принципов, сформулированных в прошлом (анализ и синтез, индукция и дедукция и другие), и на современные представления о методах научного познания.

Вместе с тем, как наука экономика сформировалась сравнительно поздно, на рубеже XVII — XVIII веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием «политическая экономия». Этот термин впервые ввел в 1615 году француз Антуан Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов: «политикос», что значит государственный, общественный; «ойкос» — домашнее хозяйство, дом; «номос» — правило, закон.

В конце XIX — начале XX веков это название все больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics). Впервые его ввел в 1890 году известный английский ученый-экономист Альфред Маршалл.

В течение четырех столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории.

1. А. И. Архипов, А. К. Большакова «Экономика: учебник для вузов» — 3-е издание, переработанное и дополненное, — М.: Проспект, 2009

2. Экономическая теория. Учебник./ Под ред. И. П. Николаевой. — М.: «Проспект», 2000

3. Камаев В. Д., Лобачева Е. Н. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт — Издат, 2006

4. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории: Учебник — 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. — Киров: «АСА», 2006

5. Сидорович А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: издательство «Дело и Сервис», 2001

6.

Введение

в экономическую теорию / под ред.А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. — М, 2005

7. Основы экономической теории. Курс лекций / Отв. ред. Г. К. Лукин, Л. А. Кормишкина. — Саранск 2003

8. Бартенев С. А. «Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций». — М.: Издательство Бек, 1996

9. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие для вузов/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т; Под ред. А. Н. Марковой.-2-е изд.- М.: АО «Финстатинформ», 1996

10. Борисов Е. Ф. «Экономическая теория» — 3-е издание, переработанное и дополненное, — М.: «Проспект», 2004

11. Райзберг Б. А. «Курс экономики». М: Инфра-М, 1999

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой