Цвет и его применение в дизайне
Промышленный дизайн, такой же вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн, но предметами промышленного дизайна чаще всего являются изделия бытового назначения промышленного изготовления (рисунок 26). В быту и на производстве цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия в правилах поведения. Так, сигнальные огни того или иного цвета на транспортных… Читать ещё >
Цвет и его применение в дизайне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Казанский государственный университет культуры и искусства Факультет информационно-документационных коммуникаций кафедра информатики Курсовая работа
Цвет и его применение в дизайне Исполнитель:
А. Рахимуллин Студент гр.11 150
Научный руководитель:
Профессор, доктор педагогических наук Т. И. Ключенко Казань 2012
Задание на курсовую работу 1 курса
Тема курсовой работы «Цвет и его применение в дизайне»
Хронологические границы | 2000;2012 | |
Видовые границы | Не регламентированы | |
Географические границы | Не регламентированы | |
Языковые границы | Не регламентированы | |
Тематические границы | Цвет, применение цвета, дизайн, графика. | |
- Введение
- 1.
Введение
в цвет. Определение цвета
- 2. Теория цвета, функции цвета
- 2.1 Теплые цвета
- 2.2 Холодные цвета
- 2.3 Цветовые гармонии
- 2.4 Понятия и термины теории цвета
- 3. Восприятие цвета
- 4. Применение цвета
- 4.1 Цвет в дизайне рекламы
- 4.2 Ландшафтный дизайн
- 4.3 Дизайн интерьера
- 4.4 Промышленный дизайн
- Заключение
- Список литературы
Восприятие цвета и само понятие цвета представляют собой чрезвычайно сложное явление. Закономерности цветового восприятия основаны на природных ассоциациях. Природа всегда была источником цветовых переживаний. Но природа не является статистической моделью, а научно-технический прогресс выдвигает нередко задачи, несовместимые с природными цветовыми закономерностями. В то же время, знание этих закономерностей является насущной социально-культурной задачей.
Изучением цветовых закономерностей природы, физических свойств цвета, законов смешивания и сочетания цветов, их психического воздействия на человека занимается наука цветоведение. Практические задачи, решаемые этой отраслью знаний, заключается в создании функционального и психофизиологического комфорта, направленного на повышение производительности труда, снижение утомляемости, улучшение гигиенических условий и освещенности.
Особое значение для дизайнера имеет выбор цвета. Здесь большую роль играют психологические моменты. Данные психологических исследований говорят о том, что для человека каждый цвет обладает определенными свойствами.
В данной курсовой работе мы и рассмотрим, как цвет может воздействовать на человека, какие вызывать эмоции. Также рассмотрим, как разные цвета могут влиять на восприятие каких-либо предметов и создавать иллюзии. Прочитав данную работу, можно будет заметить, что на первый взгляд такая обычная вещь как цвет может оказывать существенное влияние в сфере дизайна и рекламы.
цвет дизайн интерьер ландшафтный
1.
Введение
в цвет. Определение цвета
Цвет — важнейший элемент в дизайне. Именно цвет пробуждает у человека определенные чувства и настроение от какого-либо предмета. Что может вызвать одну реакцию у одного, вызывает иную у другого. Иногда это связано с личными предпочтениями, а иногда с культурными особенностями. Такая мелочь, как изменение конкретного оттенка или его интенсивности, может возбудить совершенно разные ощущения.
Цвет несет большое количество информации, которая не менее важна, чем форма, масса и другие параметры каждого физического объекта. Правильно подобранные цвета могут, как привлечь внимание к изображению, так и оттолкнуть от него. В зависимости от того, какой цвет видит человек, у него возникают различные эмоции, формирующие первое впечатление от объекта.
Глаза и мозг могут прийти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Человеческий глаз оценивает яркость разных цветов по-разному. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической.
Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что автор называет цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает изменённое, новое качество. Приведём здесь несколько примеров. Известно, что белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется тёмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чёрном воспринимается светлым.
На рисунке 1 (а) жёлтый квадрат дан на белом и на чёрном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На чёрном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер. На рисунке 1 (б) красный квадрат изображён на белом и на чёрном фоне. На белом красный цвет кажется очень тёмным и его яркость едва заметна. Но на чёрном тот же красный излучает яркое тепло.
Рисунок 1 (а, б)
Если синий квадрат изобразить на белом и чёрном фоне (рисунок 2), то на белом он будет выглядеть тёмным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с жёлтым квадратом. На чёрном же фоне синий цвет посветлеет и приобретёт яркий, глубокий и светящийся тон.
Рисунок 2
Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне (рисунок 3), то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого — синеватым.
Рисунок 3
Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно. Когда цвет и впечатление от него не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию даёт художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами. Вот еще некоторые примеры, когда один и тот же цвет, воздействуя с другими цветами, изменяет свое воздействие (рисунок 4).
Рисунок 4
Цвет также действует и на физическом уровне, вызывая физиологические реакции, влияя на работоспособность и жизнедеятельность отдельных органов. У каждого цвета имеется эмоциональная окраска, вызывающая определенное настроение, влияющая на самочувствие человека, аппетит или сон. У каждого человека в подсознании закреплена цепочка ассоциаций, связанных с цветами, и люди инстинктивно избегают цветов, которые их раздражают, вызывают чувство дискомфорта, беспокойства. И, напротив, стремятся к тем цветам, которые радуют глаз.
Один из мостов в Лондоне был окрашен в черный цвет, и было замечено, что наибольшее количество самоубийств совершалось именно на этом мосту. После того, как мост перекрасили в зеленый цвет, число самоубийств резко сократилось.
Цвета могут зрительно расширять помещения: к примеру, так воздействуют желтый и желто-зеленый цвет, или сужать их — красно-оранжевый (рисунок 5). В красной комнате кажется на 3−4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3−4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.
Рисунок 5 — Изменение зрительного восприятия в зависимости от цвета комнаты
Если ваше помещение для презентации плохо отапливается, а на улице — зима, мороз, торжествующие крестьяне на санях, то не стоит оформлять аудиторию в «холодных» цветах. Ваши слушатели рискуют замерзнуть и подхватить разнообразные простуды, совершенно не связанные с температурой в помещении, а лишь с психологическим восприятием цветовой гаммы. Что, конечно, никак не приблизит вас к достижению цели презентации.
Психологи на основании предпочтения того или иного цвета определяют характер человека, его склонности, склад психики и состояние здоровья. Существует мнение, что цветовые предпочтения являются биологически врожденными особенностями. И если вы хотите, чтобы ваша презентация была максимально успешной, этими врожденными особенностями нужно пользоваться!
2. Теория цвета, функции цвета
Все цвета можно условно разделить на два типа — холодные и теплые.
Всем известен цветовой круг (рисунок 6), состоящий из желтого, красного — теплых цветов, синего и зеленого — холодных цветов и их промежуточных составляющих. Это цветовой спектр, где смешением можно получить любой цвет. Но эти цвета не могут обойтись без монохромного спектра тонов. Они-то и определяют насыщенность цвета и незаменимы в сложных цветах, таких как хром-кобальт, металлик, хаки. Все цвета делятся на гармоничные и дисгармоничные. Гармонируют, как правило, цвета ближних зон спектра и контрастные. Но всегда желательно, чтобы в каждом претендующем на гармонию цвете были оттенки остальных цветов композиции. Цвета должны рефлексировать. Часто в композиции применяют кластерные — малооттеночные цветовые гаммы, когда цвета различаются нюансами. И последняя основная гамма разреженные — разбеленные цвета. Такие гаммы применяются в основном как ни на что не претендующий, но объединяющий композицию фон.
Рисунок 6
Цвета также делятся на основные и вторичные (рисунок 8). Основные — это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Вторичные — это цвета, получаемые при смешивании в равных частях двух основных цветов.
Рисунок 7
2.1 Теплые цвета
Теплыми считаются красный, оранжевый, желтый и вариации этих цветов. Это цвет огня, опавших листьев, заката и восхода, и в основном они бывают возбуждающими, горячими и позитивными.
Красный и желтый — оба являются основными цветами, между которыми находится оранжевый. Теплые цвета используются в дизайне, чтобы отразить страсть, счастье, энтузиазм и энергию.
Красный очень горячий цвет. Он ассоциируется с огнем, насилием, войной. Он также ассоциируется с любовью и страстью. В истории красный цвет ассоциировался как с дьяволом, так и с купидоном. Красный цвет может ассоциироваться со злостью, а также и с важностью событий. Красный также обозначает опасность. Вне западного мира красный имеет другие ассоциации. Например, в Китае, красный — это цвет процветания и счастья. В других восточных культурах невесты одеваются в красное на свадьбу. В Южной Африке красный — цвет траура.
В дизайне красный может быть мощным акцентирующим цветом (рисунок 8). Он может оказывать подавляющее воздействие, если его использовать слишком много в дизайне, особенно в чистом виде. Это прекрасный цвет, если хочется изобразить мощь или страсть в дизайне. Красный цвет может быть весьма многогранным, яркие тона — сильнодействующие, а тона потемнее более выразительны и элегантны.
Рисунок 8 — Натуральные красные акценты выделяются на фоне темно-черного фона и придают выразительность сайту
Оранжевый очень живой и сильнодействующий цвет. Приглушенный он ассоциируется с землей и осенью. Так как он ассоциируется с изменением времен года, оранжевый может символизировать изменение движения вообще.
Так как оранжевый ассоциируется с апельсинами, он может быть ассоциирован со здоровьем и жизнеспособностью. В дизайне оранжевый привлекает внимание, при этом, не являясь подавляющим, как красный. Он обычно считается более располагающим и привлекательным и менее вызывающим (рисунок 9).
Рисунок 9 — Оранжевый используется здесь, чтобы оставить располагающее и привлекательное впечатление
Желтый, как правило, из теплых цветов считается самым ярким и придающим энергию. Он ассоциируется со счастьем и солнечным светом. Однако желтый может быть ассоциирован с обманом и трусостью. Желтый также ассоциируется с надеждой, как можем увидеть в некоторых странах, когда желтые тесемки выставляются семьями, у которых любимые люди на войне. В некоторых странах желтый имеет совершенно иное значение. В Египте, например, желтый — цвет траура. В Японии он символизирует мужество, а в Индии — это цвет торговцев.
В вашем дизайне ярко-желтый может передать ощущение счастья и радости (рисунок 10). Светло-желтый, как правило, используется для младенцев разного пола (больше, чем голубой или розовый). Светло-желтый больше придает ощущение счастья, чем ярко-желтый. Темно-желтый и желтый с золотым оттенком иногда могут выглядеть антично и могут быть использованы в том дизайне, где хочется придать чувство постоянства.
Рисунок 10 — На этом сайте ярко-желтый подсолнух напоминает гостям лето, и в комбинации с антично-желтым фоном вызывает ощущение домашней обстановки и постоянства
2.2 Холодные цвета
Холодные цвета: зеленый, синий и фиолетовый, часто более сдержаны, чем теплые цвета.
Они цвета ночи, воды, природы и считаются успокаивающими, расслабляющими и в некотором роде сдержанными. Синий - единственный основной цвет в холодном спектре, другие цвета создаются, комбинируя синий с теплыми цветами — с желтым для зеленого, и с красным для фиолетового.
Используйте холодные цвета в вашем дизайне, чтобы придать ощущение спокойствия или профессионализма. З
еленый очень практичный цвет. Он может символизировать новые начинания и рост. Он также обозначает обновление и изобилие. И наоборот, зеленый может символизировать злость, ревность и отсутствие опыта.
Зеленый обладает большинством успокаивающих атрибутов, которые имеет синий и включает некоторую энергию желтого.
В дизайне зеленый имеет балансирующий и гармонизирующий эффект, и он очень стабилен. Он прекрасно подходит для дизайна, связанного с состоянием, стабильностью, обновлением и природой. Ярко-зеленый более возбуждающий и живой, тогда как оливково-зеленый лучше представляет натуральный мир (рисунок 11). Темно-зеленый самый стабильный и символизирует изобилие.
Рисунок 11 — Зеленый оливкового тона на этом сайте придает ему естественный вид, что очень подходит к содержанию
Синий в английском языке часто ассоциируется с грустью. Синий также используется в значительной степени тогда, когда нужно представить спокойствие и ответственность. Голубой может быть освежающим и дружелюбным (рисунок 12). Темно-синий сильнее и надежнее. Синий еще и ассоциируется с миром и имеет духовный и религиозный смысл во многих культурах и традициях (например, Дева Мария часто изображается в синих одеждах).
Синий сильно действует в зависимости от конкретного оттенка и тона. В дизайне определенные тона синего, которые вы выбираете, сильно влияют на то, как ваш дизайн воспримется. Голубой часто релаксирует и успокаивает. Ярко-синий может возбуждать и освежать. Темно-синий прекрасно подходит для корпоративных сайтов или дизайна, где важны сила и надежность.
Рисунок 12 — Этот сайт комбинирует ряд синих оттенков, что придает общее ощущение свежести и надежности
Фиолетовый долгое время ассоциировался с величием. Он ассоциируется с творчеством и воображением. В Таиланде фиолетовый — цвет скорби для вдов. Темно-фиолетовый традиционно ассоциируется с богатством и величием, тогда как светло-фиолетовый считается более романтичным. В дизайне темно-фиолетовый придает ощущение обеспеченности и роскоши (рисунок 13).
Рисунок 13 — Темный тон, использованный здесь, пробуждает величественное наследие фиолетового, что очень подходит для бренда роскошных вещей этой компании.
Итак, что мы узнали?
· Определение цвета;
· Влияние цвета на человека;
· Увидели, как изменяется один и тот же цвет в разных условиях
· Деление цвета на две группы — теплые и холодные;
· Рассмотрели основные и вторичные цвета из этих групп и их значение;
· Увидели примеры использования этих цветов.
2.3 Цветовые гармонии
Далее рассмотрим гармонии цветов. Как могут сочетаться вместе различные цвета? Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. Однако нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными.
Для того чтобы определить возможные гармоничные сочетания (рисунок 14), необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном, автор нашел две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, — и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — гармонию цветов равнозначной цветовой тональности
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т. е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в цветовом круге автора синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. Все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными (рисунок 15).
Рисунок 14 — Возможные гармоничные сочетания
Рисунок 15 — Схема определения гармоничных цветов
2.4 Понятия и термины теории цвета
Для эффективной работы с цветами необходимо познакомиться с некоторыми понятиями теории цвета такими, как цветность, яркость, насыщенность и др.
Цветовой тон — это самое основное понятие и обозначает цвет объекта. Когда мы говорим «синий», «зеленый» или «красный», мы говорим о цветовом тоне. Тона, которые вы используете в дизайне, передают важные сообщения посетителям вашего вебсайта.
Цветность означает чистоту цвета. То есть цветовой тон с высокой степенью цветности не имеет примесей черного, белого или серого. Добавление белого, черного или серого уменьшает его цветность. Это понятие связано с насыщенностью, но все же не идентично ему. Цветность можно рассматривать как яркость цвета в сравнении с белым. В дизайне нужно избегать использовать цветовые тона с близким уровнем цветности.
Насыщенность показывает, как цветовой тон выглядит в условиях различной освещенности (рисунок 16). О насыщенности можно говорить в терминах слабый — сильный или бледный — чистый цвет.
Рисунок 16 — Изменение насыщенности цвета
Цвета с одинаковым уровнем насыщенности помогают придать дизайну более цельный вид (рисунок 17). Как и в случае с цветностью, цвета похожей, но не идентичной насыщенности могут оказать неприятный эффект на посетителей.
Рисунок 17 — Уровень насыщенности большинства используемых здесь различных цветовых оттенков примерно одинаков, что делает цельным общий вид дизайна сайта
Яркость иначе можно назвать «светлота». Она означает, насколько светел или темен тот или иной цвет. Более светлые цвета имеют большую яркость. Например, оранжевый обладает большей яркостью, чем темно-синий или темно-пурпурный. У черного самый низкий уровень яркости, у белого — самый высокий.
Применительно к дизайну, лучше используйте цвета с различным уровнем яркости, особенно цвета с высокой хроматичностью. За счет сильного контраста цветов достигается более эстетически привлекательный дизайн (рисунок 18).
Рисунок 180 — Высокая яркость желтого, использованного в этом примере, сильно выделяет его на фоне черного и серого, цветов с низкой яркостью
Тональности получают путем добавления серого к первоначальному цвету. Тональности обычно более тусклые или более мягкие, по сравнению с чистыми тонами.
Тональности в каком-то смысле проще использовать в дизайне. Тональности с большим количеством серого могут сделать вебсайт более «винтажным». В зависимости от цвета, они также могут придать дизайну более изысканный и элегантный вид (рисунок 19).
Рисунок 19 — Тональности могут придать вебсайту утонченный вид, добавляя ощущение винтажа и старины
Тени получаются путем добавления черного к цветовому тону, что делает его темнее. Этот термин часто неправильно используют применительно к оттенку или тональности, но тенями называются лишь цвета, полученные путем добавления черного к какому-то цветовому тону.
В дизайне очень темные тени иногда используют вместо черного, и в этом случае они работают как нейтральные цвета. Лучший способ избежать мрачного и слишком темного внешнего вида — скомбинировать тени с светлыми оттенками (рисунок 20).
Рисунок 20 — Эффектное сочетание теней и оттенков, особенно в шапке
Оттенок получается тогда, когда белый добавляется к цветовому тону, осветляя его. Очень светлые оттенки иногда называют пастелями, но любой чистый цветовой тон, к которому добавлен белый цвет, называется оттенком.
Оттенки часто используются для создания женственного или более легкого дизайна (рисунок 21). Пастельные оттенки особенно часто используются для создания женских сайтов. Также они хорошо работают для винтажных сайтов и сайтов для родителей младенцев и маленьких детей.
Рисунок 21 — Голубые оттенки популярны для изображения неба и природных мотивов
Нет необходимости запоминать все эти термины, но нужно иметь представление о существующих понятиях. Повторим вкратце все определения:
· Тон - это цвет (голубой, зеленый, красный и т. д.);
· Цветность или хроматичность - это чистота цвета (чистая цветность без добавок белого, черного или серого);
· Насыщенность означает насколько силен или слаб цвет (высокая насыщенность означает сильный цвет);
· Яркость значит насколько светел или темен данный цвет (светлый обладает высокой яркостью);
· Тональности образуются путем добавления серого к цвету (что делает их более тусклыми по сравнению с оригиналом);
· Тени получаются путем добавления черного к цвету (что делает их более темными по сравнению с оригиналом);
· Оттенки получаются путем добавления белого к цвету (что делает их более светлыми по сравнению с оригиналом).
3. Восприятие цвета
Эстетические аспекты воздействия цвета могут быть изучены по трём направлениям:
1. Чувственно-оптическому (импрессивному).
К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.
Светлые цвета, например, белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно (рисунок 22).
Рисунок 22
2. Психическому (экспрессивному).
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета (рисунок 23). Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.
Абсолютно зеленый есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука, ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.
Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до пределов черного, синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо.
Часто белый цвет определяется как «не краска». Он есть как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а, наоборот, полное возможностей.
Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.
Равновесии белого и черного рождает серое. Естественно, серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое — беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами — желтым и синим. Поэтому серый цвет — это безутешная неподвижность.
Красный цвет мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет, не имеющий, однако, легкомыслия желтого. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.
Фиолетовый цвет — это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор любимого цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора.
Рисунок 23
3. Интеллектуально-символическому (конструктивному)
Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко на довольно простые: зеленое — это весна, пробуждение, надежда; синее — небо, чистота; красное — огонь, кровь; желтое — солнце, жизнь; черное — темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый — интуицию, красный — волнение, зеленый — функцию восприятия. Но бывает так, что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения, например, желтый — женственность и измена. С другой стороны, одному и тому же абстрактному понятию соответствуют различные цвета: материнская любовь — белый, любовь к Богу — синий, любовь к себе — желтый, любовь к любимому — красный, любовь к другу — зеленый, секс — черный.
Это можно сказать про максимально насыщенные цвета, т.к. при изменении цвета его символика тоже меняется, так, например, красный, символизирующий активность, страсть, при добавлении белого становится розовым, что символизирует нежность. С добавлением черного получается бордовый, который имеет «аморальный» символический смысл.
Самое торжественное сочетание — это белый, красный и позолота.
Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека.
Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности, для взрослых — холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых — ахроматические цвета пастельных тонов.
Цвет может успокоить и взволновать, радовать и печалить. Цветом можно лечить, вызвать чувства голода и холода, легкости и тяжести.
4. Применение цвета
Цвет является одной из важнейших составляющих любой композиции. С его помощью можно зрительно уменьшать и укорачивать, удлинять и увеличивать изображение, создавать ощущение равновесия и дисбаланса. Цветовое решение необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Обычно принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это в свою очередь способствует созданию у потребителя рекламы состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот — активности, динамики, броскости. Чтобы грамотно использовать цвет при создании композиции необходимо знать его пространственно-эмоциональные свойства.
Пространственные свойства самых распространенных цветов:
Желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет.
Оранжевый — визуально приближает, утолщает.
Фиолетовый — визуально снижает, сжимает.
Синий — визуально снижает, укорачивает, создает ощущение плотности.
Зеленый — визуально немного сужает, объединяет, уравновешивает.
Красный — визуально приближает, ограничивает, создает ощущение тяжести.
Белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает, создает ощущение легкости и рыхлости.
Черный — визуально приближает, уменьшает, создает ощущение угнетение тяжестью, густотой.
Серый — визуально ничего не меняет, создает ощущение умеренности, безразличия
Из всего ранее сказанного, мы теперь можем сделать вывод, что цвет действительно очень важная и неотъемлемая часть дизайна. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Давайте рассмотрим, как применяются все эти свойства цвета в реальной жизни.
Мы уже говорили, что применение цвета довольно широко. Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств. Мы чувствуем вкус «сладкого розового цвета», слышим «кричаще-красный», ощущаем «воздушно-белый», воспринимаем запах «свежей зелени». Поэтому, не удивительно, что сфера использования цветов огромна. Воздействие отдельных цветов и их оттенков были протестированы, после чего использовались более целенаправленно: в сфере моды, фильмах и на телевидении, журналах и фотографиях, но, прежде всего, в рекламе, так как цветная реклама действует значительно сильнее, чем черно-белая.
Рассмотрим, как применяется цвет в разных видах дизайна.
4.1 Цвет в дизайне рекламы
Цвет служит средством общения. Цвет помогает торговать. Цвет — это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского продукта. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару.
Красный — настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок и, применительно к теме нашего разговора, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, рекламируемый товар. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание. Семантика этого цвета — «внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам» .
Оранжевый — данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.
Желтый — настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров типа «хайтек» лучше всего сделать в желтом цвете. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.
Зеленый — все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.
Розовый — прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета может быть самым широким: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.
Голубой — тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Он способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу — глобальность и благоприятный исход.
Синий — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.
Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими. Если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть креативность товара, деталь в фиолетовом будет просто необходима!
Черный — цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в печатной рекламе лучше не использовать. Эта рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы.
Белый — цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.
Вот конкретные примеры использования цвета в целях привлечения покупателей. Компания Pepsi — Cola провела компанию по «перекрашиванию» банки Pepsi в синий цвет, который предпочли респонденты опроса, проводившегося компанией по всему миру в течение трех лет. Но особенно важным было для Pepsi то, что новая синяя гамма банок, постеров и рекламных роликов компании создали резкий контраст с «красной» рекламой Coca-Cola. Pepsi — Cola-постоянный конкурент Coca-cola, добились на российском рынке повышение узнаваемости на 10% и достигла 73% за счет изменения цвета банок на синий.
Существует масса примеров, доказывающих сильнейшее влияние цвета упаковки на выбор потребителя. Об этом свидетельствовали и такие интересные эксперименты: много лет назад фирма Procter & Gamble бесплатно разослала в разные концы Америки один и тот же стиральный порошок, но в упаковках разного цвета. Одна упаковка была желтая, другая — синяя, третья — желтая с синими разводами. Когда домохозяек спрашивали о качестве порошка, то ответы были такие: те, кто пользовался порошком из желтой коробки, жаловались, что порошок «слишком едкий» и в доказательство показывали дырки в стираном белье. Те, кто пользовались порошком из синий коробки, жаловались, что порошок «слишком слабый», и показывали оставшиеся пятна на белье. Те же, кто пользовался порошком из желто-синей коробки, были довольны результатом и давали порошку самую высокую оценку. Естественно, фирма выбрала для своего нового порошка последний вариант упаковки.
4.2 Ландшафтный дизайн
Цвет — это наиболее важный, хотя и требующий грамотного использования инструмент ландшафтного дизайнера.
Цвет используется в дизайне сада (рисунок 24) по разным причинам:
· С целью привнести в ландшафт естественности и добавить впечатлений:
· Сделать акцент на важной части сада, которую Вы хотите выделить.
· Расширить внутреннее пространство дома и объединить интерьерный стиль со стилем сада;
· Подчеркнуть цвет других растений;
· Привлечь в сад естественную природу — насекомых и птиц;
· Создать настроение;
· Обеспечить разнообразие и добавить декоративности саду.
Рисунок 24 — Создание причудливых форм и узоров с помощью растений разного цвета
4.3 Дизайн интерьера
Правильно подобранная, продуманная цветовая гамма сделает жизненное пространство уютным, самобытным и радующим глаз даже в лаконичном исполнении. А если пренебречь этим простым, но мощным инструментом, то можно испортить в остальном очень хороший дизайн-проект.
При помощи цвета делается зонирование, разделение квартиры на сегменты, акцентированные тем или иным образом в зависимости от предназначения. Кухонная зона отделяется от гостиной, а гостиная от спальни. Важно только, чтобы в результате сочетания контрастных цветов разных сегментов помещение представляло из себя единое гармоническое целое.
Использование сочетания холодных и теплых цветов позволяет зрительно увеличить объем помещения, создать иллюзию большего пространства. Кухня или гостиная могут быть решены при помощи сильноконтрастных оттенков одной гаммы, в то время как спальня больше тяготеет к пастельным и малоконтрастным сочетаниям (рисунок 25).
Рисунок 25 — Спальня в оформлении пастельного зеленого цвета
Чтобы потолок зрительно смотрелся более высоким, его окрашивают светлыми холодными тонами, а если необходимо наоборот припустить слишком высокий потолок, то его красят в более темный цвет, чем стены, и более теплого оттенка.
В случае использования архитектурных элементов в виде лепнины их окрашивают в более светлые цвета, но это справедливо только для помещений, имеющих большой объем.
Приведем далее несколько примеров, которые покажут, как может повлиять цвет на облик квартиры или комнаты:
· При светлой окраске стен, помещение кажется шире и выше;
· Темные контрастные стены визуально сужают вашу комнату;
· Потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен, и ниже, если темнее;
· Обои, с вертикальными элементами узора, делают комнату более высокой. Драпировки, например, подушки, гардины и абажуры из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой, могут оживить помещение, внеся необходимое разнообразие.
4.4 Промышленный дизайн
Словосочетание «промышленный дизайн» сейчас у многих на слуху. Но, представление о том, что это такое всех совершенно разное.
Промышленный дизайн, такой же вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн, но предметами промышленного дизайна чаще всего являются изделия бытового назначения промышленного изготовления (рисунок 26). В быту и на производстве цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия в правилах поведения. Так, сигнальные огни того или иного цвета на транспортных магистралях разрешают или запрещают движение, предупреждают, требуют внимания. В промышленности и другой коллективной деятельности цвета как символы применяются для маркировки трубопроводов с различными веществами или температурами, различных электропроводов, всевозможных жетонов, информационных карт, банковских документов, денежных знаков, спецодежды и др. В промышленности и быту цвет является одним из основных факторов производственного и бытового комфорта. Изучение психологического воздействия определённых сочетаний цветов — цветовых гармоний — составляет предмет эстетики цвета. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху.
Рисунок 26 — Дизайн огнетушителей. И жизнь спасут, и интерьер украсят
Заключение
Восприятие цвета у разных людей, в общем, сходно. У цвета есть объективные качества, их нужно знать, чтобы анализировать свои ощущения и пользоваться цветом как средством создания гармонической предметной среды.
Подбор цвета — трудная, а иногда и ответственная задача. Здесь имеет значение и «вкусовой» момент, особенно когда речь идет о жилище.
Зная объективные закономерности восприятия цвета, человек может сделать свое предметное окружение красивым. Он имеет возможность как бы со стороны оценивать цветосочетания, анализируя свои личные вкусы и пристрастия.
Итак, мы узнали, что цвет является мощным инструментом в руках дизайнера. Цвет обладает огромным функционалом. Им можно влиять на других людей, пробуждать в них какие-то чувства, располагать к предмету, стимулировать к какому-нибудь действию. Это очень важно, ведь именно эти цели и преследует само понятие дизайна — привлечение внимания к какому-либо предмету.
1. Символика цвета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lucom.ru/simvolika_cvet. htm.
2. Теория цвета для дизайнеров, часть 1: значение цвета, теплые цвета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: actualweb.ru/2010/03/08/Теория-цвета-для-дизайнеров-часть-1-зн/.
3. Теория цвета для дизайнеров, часть 1: значение цвета, холодные цвета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: actualweb.ru/2010/03/09/Теория-цвета-для-дизайнеров-часть-1-зн-2/
4. Теория цвета для дизайнеров (часть 2): понятия и термины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://justnotes.ru/teoriya-cveta-dlya-dizaynerov-chast-2-ponyatiya-i-terminy.html
5. Иттен И. Искусство цвета. [Текст]: учебное пособие/И. Иттен, 2-е издание, М.: Изд.Д. Аронов, 2001. — 96 с.;
6. Презентация. Для чего нужен цвет? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17 007/.
7. Колористика, психология восприятия цвета, цвет и человек [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rosdesign.com/design/kolorofdesign. htm.
8. Воздействие цвета на человека и его психику [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.566.org/~masha/psigilogiya_cveta.html.
9. Яньшин П. В. Национальные особенности восприятия цвета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2008/10/27/nacionalnoje_vosprijatije_cveta.html.
10. Шуванов В. И. Психология цвета в рекламе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/color9. htm.
11. Гаас С. А. Важность выбора цветовой гаммы при формировании фирменного цвета компании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://perspectives. utmn.ru/2009_9s/2.4 htm.
12. Цвет в ландшафтном дизайне [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.veststroi.ru/design-info/landshaftniy-dizain/cvet-v-landshafte/.
13. Творческое использование цвета в дизайне интерьера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azbuka-remont.ru/articles/cvet-v-designe-interiera/.
14. Что такое промышленный дизайн? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nikito. su/interesnie-stati/chto-takoe-promishlenniie-dizaien.html.