Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование институциональных условий развития малого бизнеса на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимодействие с территориальными правительственными структурами, общественными организациями, участие предпринимателей в районных мероприятиях, ежемесячный мониторинг результатов обращений субъектов малого предпринимательства в Общественную приемную предпринимателей, доведение до предпринимателей постановлений Правительства, разработка и предоставление справочных материалов, необходимых малому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблем развития малого инновационного бизнеса в городах Российской Федерации
    • 1. 1. Анализ роли малых форм инновационной деятельности в процессах формирования инновационной экономики России
    • 1. 2. Основные тенденции развития малого инновационного бизнеса в современном мире
    • 1. 3. Роль малого инновационного бизнеса в социально-экономическом развитии регионов
  • Выводы
  • Глава 2. Основные направления и механизмы воздействия сервисной инфраструктуры на развитие малого инновационного предпринимательства
    • 2. 1. Тенденции и направления государственной поддержки развития малого и среднего инновационного бизнеса в России
    • 2. 2. Организационные и экономические механизмы формирования региональной сервисной инфраструктуры обеспечения развития малого инновационного предпринимательства
    • 2. 3. Проблемы и механизмы кадрового обеспечения развития малых форм инновационного предпринимательства
  • Выводы
  • Глава 3. Разработка моделей и прогнозов развития сферы малого инновационного предпринимательства и обеспечивающей сервисной инфраструктуры российских регионов
    • 3. 1. Разработка методики оценки эффективности региональной сервисной обеспечивающей инфраструктуры
    • 3. 2. Разработка модели развития региональной сервисной обеспечивающей инфраструктуры
    • 3. 3. Разработка среднесрочного прогноза развития малого инновационного предпринимательства Санкт-Петербурга
  • Выводы

Формирование институциональных условий развития малого бизнеса на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и разработанность темы исследования. В условиях перехода к инновационной экономике значительного внимания требует малый инновационный бизнес, вклад которого в экономику России пока недостаточен. Инновационный бизнес в общей структуре малого бизнеса России, по выборочным статистическим данным, составляет всего лишь от 1,4 до 3,5%.

С одной стороны, необходимо привлечение малых инновационных предприятий для участия в развитии приоритетных, инновационно насыщенных отраслей экономики. В то же время, должна развиваться стратегия обеспечение участия малых инновационных предприятий в решении задач социально-экономического развития регионов, муниципальных образований на основе формирования новых территориальных кластеров (промышленных, инновационных, сервисных), использования механизмов государственного заказа, концессионных соглашений, участия в деятельности саморегулируемых организаций и пр.

Следует отметить работы, связанные с организацией малого и среднего бизнеса (Блинова, А .О., Борисова Ю. Ф., Брагина Е. А., Малинина A.M., Минер-вина И.Г., Орлова А., Родионова А. Л., Черненко В. А., Шестоперова О., Шелухи А., Ходова JL, и др. [7, 8, 9, 11, 12, 58, 62, 81, 102, 106]), особенностями развития территориальных инновационных систем (Фриман К., Нельсон Р., Лундвал Б., Кук Ф., Андерсен М. и Карлссон Ч.) [109, 110, 111].

Значительно меньше изучены вопросы развития малого инновационного бизнеса (в частности, работы Бортника И. М., Валдайцева C.B., Пилипенко A.B., Егоровой Н. Е., Клейнера Г. Б., Минаева C.B., Молчанова H.H. [14, 15, 31, 48, 63]), а также проблемы, связанные с оказанием инновационных услуг и созданием соответствующей сервисной поддерживающей инфраструктуры.

Соответственно, актуальность темы обусловлена необходимостью исследования процессов развития малого инновационного предпринимательства, организации сервисных инновационных услуг и создания инфраструктуры, обеспечивающей активное участие данного бизнеса в процессах формирования инновационной экономики.

Цели и задачи исследования. Цель исследования — обосновать и разработать эффективные организационные механизмы реализации государственной поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства и создания полноценной институциональной инфраструктуры обеспечения данного бизнеса в условиях крупного города.

Для достижения сформулированной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• проанализировать основные тенденции развития малых форм инновационной деятельности и их роль в процессах формирования инновационной экономики России;

• определить роль малого инновационного предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов;

• проанализировать особенности нормативно-правовой базы, регулирующей сферу государственной поддержки малого инновационного предпринимательства;

• обосновать организационные и экономические механизмы формирования региональной сервисной инфраструктуры обеспечения развития малого инновационного предпринимательства;

• определить механизмы кадрового обеспечения развития малых форм инновационного предпринимательства;

• разработать методику оценки эффективности региональной сервисной обеспечивающей инфраструктуры;

• разработать модель развития региональной сервисной обеспечивающей инфраструктуры;

• разработать укрупненную концепцию развития малого инновационного бизнеса применительно к Санкт-Петербургу;

• сформировать среднесрочный прогноз развития малого инновационного предпринимательства и обеспечивающей сервисной инфраструктуры Санкт-Петербурга;

• разработать предложения по совершенствованию системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства.

Объектом исследования являются предприятия малого инновационного бизнеса и институты сервисной инфраструктуры, обеспечивающей данный бизнес.

Предметом исследования являются процессы, связанные с эффективным развитием малого инновационного предпринимательства, и, соответственно, их влиянием на общее социально-экономическое развитие регионов и городов, созданием наиболее благоприятных условий для осуществления деятельности малых инновационных форм.

Теоретической базой работы являются научные труды специалистов в сфере развития малого предпринимательства и сфере государственной поддержки и сервисного обеспечения малого инновационного предпринимательства, а также формирования территориальных инновационных систем.

Информационную базу диссертации составили: федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной сферы, статистические и аналитические материалы. .

В работе использованы методы структурно-логического анализа, анализа статистических данных, социально-экономического конструирования, моделирования изменений институциональной системы поддержки малого предпринимательства на основе теории нечетких множеств (Лофти Заде), метод прогнозирования «Форсайт».

В работе использованы методы структурно-логического анализа, анализа статистических данных, социально-экономического конструирования, моделирования оценки изменений институциональной системы поддержки малого предпринимательства на основе теории нечетких множеств (Лофти Заде), метод прогнозирования «Форсайт».

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие малого и среднего бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации экономики и компенсации последствий кризиса (безработица, конъюнктурные колебания и пр.). Авторская точка зрения заключается в том, что успешность данного направления в значительной степени определяется развитием инфраструктуры сервисной поддержки малого и среднего бизнеса.

2. Среди механизмов, стимулирующих инновационную активность, можно назвать и приобретающее популярность направление региональной и местной экономической политики, связанное с созданием промышленных и инновационных кластеров. Для Санкт-Петербурга, в котором кластеры формируются как на базе традиционных развитых отраслей (машиностроение, энергетика, судостроение, туризм и пр.), так и новых отраслей (формирующиеся автомобильный• и фармацевтический кластеры, а также, в виде новой инициативы — кластер производителей космической техники, технологий и услуг), эти институциональные предпосылки для развития малых форм инновационного предпринимательства представляются исключительно актуальными.

3. В связи с тем, что традиционные показатели оценки результативности мер по развитию малого предпринимательства имеют абсолютный характер, их использование для обоснования форм влияния органов власти и обеспечивающей инфраструктуры на данную сферу требует рассмотрения их изменения в динамике, а также сравнения с другими российскими регионами (сопоставимыми по стартовому потенциалу) и с другими странами в режиме бенчмаркинга.

4. Для моделирования процессов, происходящих в системе «инфраструктура обеспечения развития малого и среднего бизнеса — предпринимательская сфера», целесообразно воспользоваться теорией нечетких множеств. Применение данной теории позволяет существенно повысить объективность полученных характеристик взаимодействия в данной системе при условии учета специфических особенностей региона, имеющих разный потенциал достижения оптимального результата в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Полученный на основе этого концептуального подхода «профиль» предложенных критериев состояния малого предпринимательства и его поддержки свидетельствует о наличии (на конец 2010 г.) определенных проблем с развитием малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге, что, прежде всего, касается низкого оборота предприятий (связанного вероятно со спецификой деятельности данной сферы бизнеса, недостатками в системе получения предпринимателями государственного заказа) и наличия определенного конфликта бизнес-среды с региональной властью.

5. В условиях трансформации экономики в направлении более широкого использования инновационных стратегий, прогнозирование изменений в сфере развития малого инновационного предпринимательства на среднесрочную перспективу должно базироваться на учете таких факторов, как развитие сетевых корпораций, реализация инновационных проектов (в том числе инициированных властью), динамики развития как традиционных, так и новых, перспективных для Санкт-Петербурга, кластеров. В авторской интерпретации использование результатов прогноза (по методу «Форсайт») создает предпосылки для обоснования процессов интеграции науки, образования и бизнеса.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических основ формирования институциональных условий развития малого бизнеса на региональном уровне.

К основным положениям и результатам, определяющим новизну диссертационного исследования, относится определение приоритетных стратегий развития малого бизнеса в инновационной среде, требующих:

• изменений в экономической политике государства, в том числе увеличения доли государственного и муниципального заказов для малого инновационного бизнеса;

• развития культуры инновационного обслуживания и венчурного инвестирования,.

• участия малого инновационного бизнеса в конструктивном партнерстве с крупными предприятиями, наукой и образованием и обеспечения его активного участия в социально-экономическом развитии территорий.

Элементы новизны содержатся также в следующих положениях работы:

• разработана модель развития региональной сервисной обеспечивающей инфраструктуры;

• разработана концепция формирования инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого инновационного предпринимательства в условиях крупного города;

• разработана методика оценки эффективности региональной сервисной обеспечивающей инфраструктуры;

• разработан среднесрочный прогноз развития малого инновационного предпринимательства и обеспечивающей сервисной инфраструктуры на примере Санкт-Петербурга.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что в ней предложены подходы и алгоритмы решения задачи оптимизации взаимодействия в системе «инфраструктура обеспечения развития малого и среднего бизнеса — сфера предпринимательства», применительно к конкретному региону. Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы при разработке конкретных моделей управленческих стратегий в области поддержки инноваций в области малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Практическая значимость работы также заключается в том, что в ней сформулированы в виде укрупненной концепции предложения административно-организационного, нормативно-правового и финансово-налогового характера по созданию условий для динамичного развития инновационно активных малых предприятий.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования неоднократно обсуждались на международных конференциях, а также на конференциях и семинарах, проводимых в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики, в котором используются и в учебном процессе.

Результаты диссертационного исследования использованы в практической деятельности малого предприятия ООО «Мир пластика», входящего в состав холдинга «Центр делового партнерства», осуществляющего предпринимательскую деятельность в регионах Северо-Западного федерального округа.

Публикации. По теме исследования автором опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,0 п. л., из них две статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикаций материалов диссертаций, предъявляемых на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Структура и объем работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, построенную с учетом последовательности и взаимосвязи представленного в ней материала, факторов и составляющих исследуемых проблем. Диссертация, представленная на 161 странице, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 174 наименования, и двух приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Проведенные исследования показали, что для моделирования процессов, происходящих в системе «инфраструктура обеспечения развития малого и среднего бизнеса — предпринимательская сфера», целесообразно воспользоваться теорией нечетких множеств. Применение данной теории позволяет существенно повысить объективность полученных характеристик взаимодействия в данной системе при условии учета специфических особенностей региона, имеющих разный потенциал достижения оптимального результата в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Полученный на основе этого концептуального подхода «профиль» предложенных показателей состояния малого предпринимательства и его поддержки свидетельствует о наличии определенных проблем с развитием малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге, что, прежде всего, касается низкого оборота предприятий, связанного со спецификой деятельности данной сферы бизнеса, недостатками в системе получения предпринимателями государственного заказа и наличия определенного конфликта бизнес-среды с региональной властью.

2. В условиях трансформации экономики в направлении более широкого использования инновационных стратегий, прогнозирование изменений в сфере развития малого инновационного предпринимательства на среднесрочную перспективу должно базироваться на учете таких факторов, как развитие сетевых корпораций, реализация инновационных проектов, в том числе инициированных властью, динамики развития как традиционных, так и новых, перспективных для Санкт-Петербурга, кластеров. В авторской интерпретации использование результатов прогноза (по методу «Форсайт») создает предпосылки для обоснования процессов интеграции науки, образования и бизнеса.

3.Разработаны модель и концепция формирования региональной сервисной инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого инновационного предпринимательства в условиях крупного города (мегаполиса).

4. Разработана методика оценки эффективности инфраструктуры поддержки малых предприятий, активно занимающихся предпринимательской деятельностью.

5. Сформирован среднесрочный прогноз развития малого инновационного предпринимательства и сервисной инфраструктуры Санкт-Петербурга, основанный на учете развития перспективных для региона промышленных и инновационных кластеров.

6. Разработана укрупненная концепция развития малого инновационного бизнеса применительно к Санкт-Петербургу, ориентированная на поддержку инновационно активных малых предпринимательских структур в условиях практического решения задачи трансформации экономики на инновационные стратегии развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертационного исследования следует сделать вывод, что именно предпринимательство, в том числе малый бизнес, способно обеспечить стабильный экономический рост, накопление национального богатства, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции, формировать цивилизованную рыночную экономику и в целом динамизм экономических отношений.

Сложность структуры предпринимательской деятельности обуславливает необходимость создания достаточно развитой системы управления, причем главным субъектом управления является государство. Вовлечение государства обычно связывается с функциональными недостатками рыночного механизма, где государство берет на себя предпринимательские функции не из-за координации рыночных отношений (здесь оно может ограничиться мерами экономического и нормативного регулирования), а в условиях, когда частная фирма предпринимательской деятельности не способна обеспечить решения стоящих перед экономикой задач.

Очевидно, что в российских условиях воздействие государства на предпринимательский процесс необходимо, так как оно играет большую роль в развитии и совершенствовании предпринимательства в целом.

Нужно отметить, что существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимательской деятельности. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни страны. Именно поэтому значительная часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социальноэкономические процессы, с одной стороны, приводит к недоверию людей к государству, с другой — к незаконным методам ведения деятельности.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что предпринимательские структуры при целенаправленной поддержке органов государственной власти регионов и местного самоуправления могут наиболее быстро и эффективно решать проблемы формирования и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, создавать дополнительные рабочие места и пополнять бюджет страны.

Таким образом, успешные результаты государственной поддержки малого предпринимательства могут быть достигнуты лишь коллективными усилиями федеральных, региональных и местных властей путем децентрализации, то есть переноса основной части компетенции и конкретных мер на органы местного самоуправления.

На наш взгляд, проблемы предпринимательской деятельности должны решаться не путем установления «правил игры» одной стороной для другой, а путем нахождения компромиссных вариантов. Необходимым условием является изменение отношения власти к предпринимателю, потому что именно он является основой продвижения общества к более высокоразвитому государству, которое является основой благосостояния каждого гражданина Российской Федерации.

Механизм государственного регулирования экономики (в том числе предпринимательской деятельности) — это сложная система, включающая четко структурированные подсистемы, основными элементами которой являются: правовое, бюджетно-финансовое, кредитное, налоговое регулирование и развитие рыночной инфраструктуры. Государственное регулирование — объективная необходимость развития рыночной экономики, степень которого зависит от уровня развития рыночных отношений.

Однако действующее федеральное законодательство по-прежнему содержит ряд препятствий для субъектов малого и среднего предпринимательства и, как следствие, требует дальнейшего совершенствования.

Общественные объединения предпринимателей, а также различные международные программы поддержки российского предпринимательства способны внести немалый вклад в дело становления новой экономики, предпринимательской, рыночной по своей сути. Но все же главную роль призвана сыграть государственная поддержка малого предпринимательства, которая, учитывая мировой опыт, опиралась бы на национальные, исторические, культурные особенности и традиции России.

Таким образом, в ходе исследования были выполнены поставленные нами задачи, то есть, проанализированы проблемы и особенности реализации государственных программ по поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербургеизучена нормативно-правовая база, регулирующей сферу государственной поддержки малого предпринимательства и осуществлена разработка предложений и рекомендаций по усовершенствованию системы государственной поддержки малого предпринимательства на территории Санкт-Петербурга.

Взаимодействие с территориальными правительственными структурами, общественными организациями, участие предпринимателей в районных мероприятиях, ежемесячный мониторинг результатов обращений субъектов малого предпринимательства в Общественную приемную предпринимателей, доведение до предпринимателей постановлений Правительства, разработка и предоставление справочных материалов, необходимых малому бизнесу, весь спектр мероприятий, проводимых районными Общественными советами, работают на достижение открытого конструктивного диалога бизнеса и власти, партнерства и взаимодействия, на преодоление информационного вакуума в среде малого бизнеса.

Развитие малого и среднего бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления). Авторская точка зрения заключается в том, что успешность данного направления в значительной степени определяется развитием инфраструктуры сервисной поддержки малого и среднего бизнеса.

Среди механизмов, стимулирующих инновационную активность, можно назвать и приобретающее популярность направление региональной и местной экономической политики, связанное с созданием промышленных и инновационных кластеров. Для Санкт-Петербурга, в котором кластеры формируются как на базе традиционных развитых отраслей (машиностроение, энергетика, судостроение, туризм и пр.), так и новых отраслей (формирующиеся автомобильный и фармацевтический кластеры), это направления стимулирования малых форм инновационного предпринимательства представляются исключительно актуальными.

В связи с тем, что традиционные показатели оценки мер по развитию малого предпринимательства имеют абсолютный характер, их использование для оценки изменений в сфере малого и среднего бизнеса, а также поддерживающего влияния органов власти и обеспечивающей инфраструктуры требует рассмотрения их изменения в динамике, а также сравнения с другими российскими регионами (сопоставимыми по стартовому потенциалу) и с другими странами в режиме бенчмаркинга.

Соответственно, для моделирования процессов, происходящих в системе «инфраструктура обеспечения развития малого и среднего бизнесапредпринимательская сфера», целесообразно воспользоваться теорией нечетких множеств. Применение данной теории позволяет существенно повысить Объективность полученных характеристик взаимодействия в данной системе при условии учета специфических особенностей региона, имеющих разный потенциал достижения оптимального результата и, соответственно, его сравнения с другими регионами (в том числе с более благополучными по сравниваемым характеристикам).

Полученный на основе этого концептуального подхода специфический «профиль» предложенных показателей состояния малого предпринимательства и его поддержки свидетельствует о наличии (на конец 2010 г.) определенных проблем с состоянием малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге, что, прежде всего, касается низкого оборота предприятий (связанного вероятно со спецификой деятельности данной сферы бизнеса) и наличия определенного конфликта бизнес-среды с властью, выраженного низким уровнем удовлетворенности предпринимателей качеством предоставляемых услуг (государством и инфраструктурой).

В условиях трансформации экономики в направлении использования инновационных стратегий, прогнозирование изменений в сфере развития малого инновационного предпринимательства среднесрочную перспективу, должно базироваться на учете таких факторов, как развитие сетевой экономики, реализация инновационных проектов (в том числе инициированных властью), динамики развития как традиционных для региона отраслей экономики, но и новых, перспективных для Санкт-Петербурга кластеров: автомобильной промышленности, фармацевтики. В авторской интерпретации использование данного прогноза создает предпосылки для углубления процессов интеграции науки, образования и бизнеса.

Анализ ситуации в нормативной базе и практике регулирования предпринимательства в Санкт-Петербурге показывает необходимость выработки целостной концепции создания благоприятных условий развития предпринимательства, максимально эффективно увязывающей интересы органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнес-структур. Необходимо создание вместе с региональными органами системы мониторинга состояния предпринимательского климата в регионе. При этом многие факторы, влияющие на условия осуществления предпринимательской деятельности, одновременно являются факторами конкурентной среды. Таким образом, политика поддержки предпринимательства фактически является инструментом демонополизации и развития конкуренции на региональных товарных рынках.

Основным назначением региональной инфраструктуры обеспечения развития малого и среднего бизнеса является создание благоприятных условий для оптимального функционирования этих предпринимательских субъектов на всех этапах их жизненного цикла (от создания и регистрации предприятий до их развития), содействие их участию в решении задач социально-экономического развития территории, содействия их участию в развитии региональной инновационной системы (в том числе через включение в кластерные инициативы, разработка и контроль мер по стимулированию предприятий и организаций и росту их вклада в пополнение территориального бюджета.

Государственная поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий характер, развивая при этом рыночные механизмы и создавая равные возможности для всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от их размера, максимально учитывая при этом интересы предпринимателей, и органов государственной власти и местного самоуправления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. E.H., Рындина И. В. Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности региона. // Региональная экономика: теория и практика, 2006, № 4, с. 11−21.
  2. И. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2009.
  3. А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник СПб.: AHO ИПЭВ, 2009. — 336с.
  4. И. В. Оценка нормативно-правового обеспечения поддержки и развития малого предпринимательства. — СПб.: Питер, 2008.
  5. Т.И., Лукин М. В., Шиянова Л. А. Формирование спроса на образовательные услуги с учетом потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах. — Калининград: Страж Балтики, 2010.
  6. В.А. Венчурный капитал — основа венчурного бизнеса // Инновации. 2005. — № 1(78). — с. 68−72.
  7. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. — М.: Ось-89, 1997.
  8. А.О. Новые формы организации инновационной и инвестиционной политики на региональном уровне. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, 2006, № 7, с. 18−24.
  9. А.О. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 2008. № 2.
  10. Н.И. Мировая практика инновационной деятельности. Минск: БелИСА, 2004.
  11. Ю.Ф. Роль мелкого бизнеса в рыночных отношениях в развитых капиталистических странах/ Автореф. дис. канд. эк. наук. М.: 1997.
  12. Е.А. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации. М.: Мировая экономика и международные отношения. 1998.
  13. Е.М., Виленский A.B. Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Издательство: Институт экономики РАН, 2002.
  14. C.B. Антикризисное управление на основе инноваций. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001.
  15. C.B., Евстафьев Д. С., Модиц Т. В. и др. Менеджмент технологических инноваций. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
  16. В.Г. Государственно-частное партнерство. Т. 1,2.-М.: ИМЭМО РАН, 2009.
  17. А.Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Н. — Новгород: PR-Эксперт, 2002.
  18. A.B. Совершенствование системы поддержки малого предпринимательства в России // Государственное регулирование в условиях перехода к рынку, М., 2003.
  19. А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2004. № 7.
  20. А. Концепция региональной инновационной системы. // Экономика и управление, 2004, № 5, с.81−87.
  21. Л.А. Интегральная характеристика инновационного развития территориальной экономики. // Финансы и кредит, 2006, № 32, с.51−55.
  22. А.Ф. Инновационный процесс в современной России: региональный аспект. СПб.: Береста, 2003.
  23. К.Л. Механизм обновления. Концепция развития национальной инновационной системы России. М.: Дашков и КО.- 2003.- 131 с.
  24. Н., Леонов О., Смирнов М. Важный бедный родственник. // Эксперт, № 28, 20−26 июля 2009, с. 38−39.
  25. Г. А. Системный подход к управлению инновационной деятельности в регионе. // Экономика и управление, 2006, № 3, с. 69−74.
  26. В. В., Лычагин М. В. Предпринимательство: проблемы и методы систематизации знаний. — М: ИЭиОПП СО РАН, 2003.
  27. В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия.- М: ИНФРА М, 2006.
  28. И. Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и ин-новационность российских промышленных предприятий /| Вопросы экономики, 2005, N 2, с.40−52.
  29. В. Роль малого бизнеса в экономике Тайваня// Мировая экономика и международные отношения. М., 2000. № 9. с. 104−109.
  30. A.A., Иванова Н. И., Данилин И. В. и др. Инновационные процессы в энергетическом комплексе: зарубежный опыт и российские проблемы. М.: ИМЭМО РАН, 2007.
  31. Н.Е., Котляр Э. А. Организационно-экономические основы эффективного взаимодействия российских предприятий, финансовых институтов и органов регионального управления. М.: Прометей, 2005.
  32. Л. Понятие лингвистической переменной и ее применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976.
  33. A.M. Некоторые правовые проблемы участи малого бизнеса в формировании экономического уклада России. СПб.: Питер, 2004.
  34. В.К. Инновационный потенциал восточных регионов России. // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, 2005, № 10, с. 40−52.
  35. В.Г. Подготовка управленческих кадров для инновационной деятельности: проблемы и решения // Социальные модели регионов России и инновационный фактор их устойчивого развития. Сб-к материалов. М.: Изд-е Совета Федерации, 2007, с. 129−130.
  36. B.B. Методологические аспекты формирования национальных (государственных) инновационных систем // Экон. стратегии. 2002. № 6. С. 95—99.
  37. В.В. Методологические проблемы формирования региональной инновационной политики. // Безопасность Евразии, 2006, № 1, с. 261−277.
  38. В.В., Петров Б. И., Плетнев К. И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС.- М.: Сканрус, 2001.
  39. Н.И. Национальные инновационные системы.- М.: Наука, 2002.
  40. Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М.: ООД ИМЭМО РАН, 2001.
  41. Инновации в стратегическом управлении региональным и муниципальным развитием: Монография / Гневко В. В. и др. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. акад. упр. и экономики, 2005. 286 с.
  42. Инновации и инвестиции в регионе / Под ред. Гусакова М.А.- РАН. Ин-т проблем регион. Экономики. СПб.: 2004. — 180 с.
  43. Инновационные перспективы США, ЕС, Японии (технологические приоритеты и методология формирования) / отв. ред. A.A. Дынкин. -М.: ИМЭМО РАН, 2004.
  44. Инновационные приоритеты государства / отв. ред. A.A. Дынкин, Н.И. Иванова- Институт мировой экономики и международных отношений РАН. -М.: Наука, 2005.
  45. И., Костина Г. Медовников Д., Механик А. Мозги России. // Эксперт, № 11,11−23 марта 2008, с. 55−64
  46. B.C. Региональные проблемы инновационного развития экономики России // Проблемы прогнозирования, 2004, № 3, с. 148−151.
  47. Г. Б., Голиченко О. Г., Самоволева С. А. Анализ реализации основных направлений государственной инновационной политики в России (2002 2010 гг.). — М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
  48. A.M. Инновационный характер управленческой деятельности предпринимателя: автореф. дис. на соискание учен. степ. к. социол. н. -М.: 2004.
  49. А.Д., Козловская А. Э. Пути развития бизнеса: социальная ответственность. М.: Новый Логос, 2007.
  50. Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2005.
  51. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избр. тр. / Сост. Ю. В. Яковец. — М.: Экономика, 2002. -767с.
  52. Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов и регионов: Монография. СПб.:. Нива, 2005, 242 с.
  53. С. А., Маркова В. Д. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.
  54. Г. М. Обслуживание малого и среднего бизнеса для повышения его конкурентоспособности: монография. — M.: Nota Bene, 2005.
  55. B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Проблемы эффективности государственного контроля малого бизнеса. М.: 2007.- 95 с.
  56. Е.А. Социально-экономическое развитие российских регионов: экономика, управление, организация. Монография. — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009.
  57. A.M., Подгосник A.A. Инновационное прогнозирование в рамках социально-экономической политики федерального округа // Журнал об инновационной деятельности «Инновации», СПб.: № 05 (127), май, 48−51,2009.
  58. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  59. Г. А., Ефимова Н. Ф. Инновационный менеджмент. -М.: ЭКСМО, 2010.
  60. Н.М. Государственное регулирование регионального развития в России: некоторые традиционные и современные механизмы. — СПб.: РГО, 2001.
  61. И.Г. Венчурный капитал эффективная форма инвестиционной активности. Венчурное финансирование: мировой опыт. М.: ИНИОНРАН. 2001.
  62. H.H. Инновационный процесс: организация и маркетинг. // автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. СПб.: 1995.
  63. Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе. М.: «Аудит», ЮНИТИ,. 2006.
  64. На пороге экономики знаний (мировая практика научно-инновационного развития) / отв. ред. А. А. Дынкин, А. А. Дагаев. М.: ИМЭМО РАН, 2004.
  65. O.JI. Элементы кластерной политики для малого промышленного бизнеса /Современные аспекты экономики.- № 4(141).- 2009.
  66. И. В. Бочко B.C. Формирование инновационной активности муниципальных образований // Проблемы региональной экономики, 2007, № 1−2, с. 188−205.
  67. А.И. Инновационная Россия как политический проект и как стратегия развития // Безопасность Евразии, 2004, № 3, с. 108−129.
  68. P.P., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. -М.: Изд-во «Дело», 2002, с.36−37, 181−182.
  69. JI.H., Богдан Н. И. Инновационные системы современной экономики. Минск: БГЭУ, 2003.
  70. Е.С., Лубашев Е. А. Предприятия и организации малого и среднего бизнеса в решении социально-экономических проблем территорий // Инновации, № 11, 2009, с. 76−84 .
  71. .П., Симонова Е. В. О некоторых административных барьерах, сдерживающих развитие экономики и бизнеса в Российской Федерации (правовой аспект). СПб.: Инфра, 2008.
  72. Носков-Дукельский А.И., Бабурин В. А. Антикризисное воздействие процесса образования и развития инновационных территориальных кластеров // Инновации, № 5 (127), май 2009, с. 75−78.
  73. Оценка бизнеса. /Под ред. А. Г. Грязновой и М. А. Федотовой. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  74. A.B. Инновационная активность российских предприятий: условия роста / Российская академия наук, Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. М.: Маркет ДС, 2003.
  75. O.A. Особенности управления финансами в малом бизнесе, М.: АЭБ МВД России, 2006.
  76. С.Г. Особенности взаимодействия государства и предпринимательства в научно-технической сфере // Инновации. — 2004. — № 8 (75). — С. 37−40.
  77. A.B., Богданов И.Г «Особые экономические зоны России: правовое регулирование» Альпина Бизнес Букс, 2009.
  78. Д.В. Концепция формирования сервисной инфраструктуры развития малого инновационного предпринимательства // Проблемы современной экономики: российский научный журнал. СПб, 2011, № 2.
  79. Д.В. Прогнозирование развития малого инновационного предпринимательства и обеспечивающей сервисной инфраструктуры Санкт-Петербурга // Экономическое возрождение Росссии. — СПб, 2011, № 2.
  80. Родионов AJI. Малые и средние предприятия в японской экономике Японский опыт для российских реформ. М.: РАН Институт востоковедения, 1998.-ВЫП.2.- С. 26−36.
  81. А. Возможности инновационного развития в регионе // Экономист, 2004, № 1, с. 34−39.
  82. В. Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы- проблемы формирования и регулирования). — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2006.
  83. П.Э., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. Пеляв-ского О.Л. 18-е изд. — М.: Издательство: ВИЛЬЯМС, 2004.
  84. И.М., Земляк C.B., Синяев В. В. Маркетинг в малом бизнесе. М.: Юнити-Дана, 2006.
  85. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. — М.: Наука, 2002.
  86. В.И. Сибирский фактор инновационного пути развития России: концептуальные положения // Регион: экономика и социология, 2004, № 1, с. 169−190.
  87. Е.В. Роль малого бизнеса в экономике. СПб.: Питер, 2003.
  88. А.В. Формирование и реализация инновационной модели социального развития региона // Безопасность Евразии, 2005, № 2, с. 140−143.
  89. . Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 1989.
  90. Теоретические основы управления инновационным развитием в регионах разного типа /РАН., Ин-т проблем регион, экономики. СПб.: 2004.-51 с.
  91. Управление наукой в странах ЕС. Т. 1 / под ред. Б. Ван дер Вейка. М.: Наука, 1999.
  92. П.А. Финансовые механизмы региональной инновационно-инвестиционной стратегии // Финансы и кредит, 2006, № 27, с. 33−39.
  93. Ф. Судьбы либерализма в XX веке. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2009.
  94. Хамидуллин Ф. Ф. Институциональные факторы становления и развития малого предпринимательства. — М.: Креативная экономика, 2007.
  95. П., Кастелс М. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель. М.: Логос, 2002
  96. А. Государственная поддержка малого предпринимательства//Экономист. 2006. № 12.
  97. B.C. Экономика городского хозяйства: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
  98. Л.Е., Бовин A.A. Инновационное развитие предприятий: методологический аспект. — Новосибирск: НГУЭУ, 2004.
  99. В.А., Денисов М. В. Малый бизнес на рынке услуг в Российской Федерации. — СПб.: Инфо-да, 2005.
  100. Т.А. Основные направления поддержки малого предпринимательства. М.: Модуль, 2009.
  101. Г. Состояние инновационной деятельности и тенденции ее развития // Федерализм, 2005, № 4, с. 133−154.
  102. Е.Е. Стратегическое планирование развития туристских организаций и гостиничных комплексов. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2005.
  103. О. Малое предпринимательство В Российской Федерации / Под общ. ред. Е. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева., О.М. Ше-стоперова. М.: Новое издательство, 2004. 268 с.
  104. И. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
  105. В.В., Шевченко С. Ю. Экономика и организация коммерции: основы научно-технического трансфера: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  106. Freeman С. The Economics of Hope Essays in Technical Change. Economic Growth and the Environment. London- New York: Pinter, 1992.
  107. Lundvall B.-A. (ed.). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: Pinter Publishers, 1992.
  108. R. (ed). National Innovation Systems. A Comperative Analysis. Oxford: Oxford University Press, 1993.
  109. Zadeh L.A. Toward a perception-based theory of probabilistic reasoning with imprecise probabilities // Journal of Statistical Planning and Inference № 105, 2002.
  110. В. Малый и средний бизнес в крупнейших городах мира// Бизнес для всех. М.: 1998. № 15−16 1999. № 8.
  111. О. Трудности понимания. // Эксперт, «Северо-Запад», № 7, 21−27 февраля 2011, с. 14−15.
  112. О. Ушли в минус. // Эксперт № 40, 10−16 октября 2011, с. 10−13.
  113. Великолепная дюжина. // Эксперт № 39, 12−18 октября 2009 г., с. 8.
  114. Н., Леонов О., Смирнов М. Важный бедный родственник. // Эксперт, № 28, 20−26 июля 2009, с. 38−39.
  115. В. Политика очень важна. //Эксперт «Северо-Запад», 6−12 февраля 2006, с.20−21.
  116. Т. Не стать слепыми муравьями. // Эксперт, № 14, 12−18 апреля 2010, с. 17−24.
  117. О. В одной туфле // Эксперт «Северо-Запад», № 48, 814 декабря 2008, с. 14.
  118. Т. По завету Кампанеллы. // Эксперт, № 12, 29 марта 4 апреля 2010, с. 88−92.
  119. Т., Медовников Д. Собака на сене. Эксперт, № 8, 28 февраля-6 марта, 2011, с. 59−62.
  120. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, 2007−2008 годы // Эксперт, № 49, 15−21 декабря 2008, с. 105.
  121. А. Цена сырьевого роста //Эксперт, № 37, 8−14 октября 2007, с. 28−29.
  122. Д. Сухим грибницам дождь не помеха // Эксперт «Северо-Запад», № 9, 3−9 марта 2008, с. 14.
  123. Эксперт «Северо-Запад», № 47, 29 ноября 2010, с. 5.
  124. Нормативно-правовые акты, статистические и методические материалы:
  125. И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. — М.: Издательство «Косалтбанкир», 2007.
  126. H.H. Доклад «Развитие системных инноваций как путь быстрого инновационного развития региона» // Материалы конференции «Приоритеты научно-технического и инновационного развития региона, 9 октября 2006. СПб.: ЗАКС, 2006.
  127. Инновационная политика и инновационный бизнес в России. Аналитический вестник. № 15 (146) М.: Аппарат Совет Федерации Федерального Собрания РФ, 2001.
  128. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М.: ИМЭМОРАН, ГУ — ВШЭ, 2008.
  129. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  130. Концепция Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» (от 6 июля 2006 года).
  131. А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России. // Подготовлен для системы Консуль-тантПлюс, 2008.
  132. В.Н. О развитии малого и среднего бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса. Подготовлен для системы Консуль-тантПлюс, 2009.
  133. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. —М.: ИСАРП, 2002.
  134. Методические рекомендации по организации государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне. — М.: б.и., 2004.
  135. О повышении эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность. Материалы к заседанию Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. — М.: Минэкономразвития России, 2010.
  136. О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации. Аналитический вестник, № 5 (350). М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ, 2008.
  137. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. -М.: Изд-во «Омега-Л», 2008.
  138. Отчет о научно-исследовательской работе «Инновационные кластеры и структурные изменения в Российской экономике», проект № 0908−0006. (итоговый). — М.: 2010, ГУ Высшая школа экономики, с.50−51.
  139. Роженцев С. В, Процессуальные особенности привлечения органов местного самоуправления к ответственности перед субъектами малого и среднего предпринимательства. Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2009.
  140. Российский статистический ежегодник. 2009. Стат. сб. М.: Госкомстат России. 2009.
  141. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007.
  142. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». — М.: Изд-во Омега-Л, 2005.
  143. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007−2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.
  144. ФЦП «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р.
  145. Закон Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» от 17 апреля 2008 года № 194−32.
  146. Постановление Правительства Санкт-Петербурга о мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге от 22 декабря 2008 года N 1624.
Заполнить форму текущей работой