Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методологические основы формирования органов управления промышленностью мегаполиса: На примере Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ состояния промышленной сферы Москвы показывает, что среди существующих многоплановых проблем устойчивого развития мегаполиса наиболее важными и актуальными являются проблемы организации управления и регулирования указанной сферой. При этом центральным вопросом является совершенствование структуры управленческих систем с определением их состава и численности. Установлено, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты управления промышленностью мегаполиса в современных условиях
    • 1. 1. Сущность и значение управленческой деятельности
    • 1. 2. Человеческий фактор в системе управления промышленностью мегаполиса
    • 1. 3. Исследование методов определения структуры органов управления промышленностью мегаполиса
  • Выводы
  • Глава 2. Промышленный потенциал — основа социально-экономического развития мегаполиса
    • 2. 1. Анализ состояния промышленности города Москвы и необходимость ее дальнейшего реформирования
    • 2. 2. Особенности реорганизации промышленности города Москвы на современном этапе социально-экономического развития мегаполиса
    • 2. 3. Совершенствование системы управления промышленностью мегаполиса и рекомендации по оценке ее эффективности
  • Выводы
  • Глава 3. Разработка и использование методики определения состава и численности органов управления промышленностью города Москвы
    • 3. 1. Принципиальная схема разработки методов формирования организационной структуры органов управления промышленностью
    • 3. 2. Методические подходы обоснования численности органов управления промышленностью
    • 3. 3. Разработка приемов и обоснование методов оптимизации органов управления промышленностью
    • 3. 4. Практическое использование разработанных методов и моделей в условиях мегаполиса Москвы
  • Выводы

Методологические основы формирования органов управления промышленностью мегаполиса: На примере Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Урбанизация жизненного пространства неизбежно приводит к появлению мегаполисов, которые практически всегда оказываются и технополисами. Это означает, что проблема жизнедеятельности мегаполиса прямо связана и зависит от уровня развития последнего и, соответственно, органов управления его промышленностью. Немаловажное значение при этом имеет степень дифференциации с одновременной интеграцией органов управления на современном этапе промышленного развития технообразований.

Исходя из того, что промышленность мегаполиса является его экономической базой и одновременно питательной средой для формирования и рационального использования трудового потенциала, одной из актуальных проблем современного этапа экономического развития мегаполиса является выявление путей непротиворечивого развития объектов промышленного производства рациональному использованию занятых в нем. В связи с этим одной из главных проблем является определение места и роли управления в рассматриваемом процессе. Наиболее актуальным в этом случае становится необходимость решения задач, связанных с определением структуры и численности органов управления промышленностью такого мегаполиса как город Москва.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что устойчивость среды обитания мегаполиса зависит от сбалансированности и степени реализации экономических, политических и социокультурных интересов как городского, так и пригородного населения. Указанный аспект проблемы устойчивости функционирования конгломератов в сочетании с миграционными особенностями также входит в компетенцию органов управления промышленностью мегаполиса. Экономическое развитие города Москвы нуждается в сосредоточении основных усилий, направленных на повышение эффективности промышленного производства, при рассмотрении путей развития которого следует иметь ввиду два аспекта: технический и организационный. В последнем решающую роль играет «человеческий фактор». В связи с этим, в первую очередь, следует найти методы научного обоснования величины (количественный показатель) и дееспособности качественный показатель) трудового потенциала мегаполиса и органов его управления, одновременно решая задачу занятости населения. Учитывая органическую связь и взаимодействие технического и организационного аспектов развития промышленности мегаполиса в диссертации последовательно рассматривается два разреза решения рассматриваемой проблемы.

Первый — это эволюция и современное состояние промышленности мегаполиса — основы экономического базиса. Восприятие экономического базиса как непрерывно эволюционизирующей системы не случайно, оно обусловлено содержанием разнонаправленных и многоуровневых управленческих процессов, способствующих накоплению, использованию и перераспределению ресурсов общества. Достижение положительных результатов в эволюции экономического базиса невозможны без создания условий для ускоренного технического перевооружения и модернизации промышленного производства с целью обеспечения гармонизации технологической среды города с учетом взаимодействия с развитыми странами в области технологической совместимости, менеджмента, инжиниринга, систем обеспечения качества и сертификации продукции.

Второй — это методологическая база научного исследования организационных аспектов промышленного производства на основе привлечения экономически активного населения с учетом влияния процесса совершенствования органов управления промышленностью мегаполиса. Особая роль в развитии и использовании трудового потенциала коллективов промышленных предприятий и общества в целом принадлежит всей иерархической структуре органов управления мегаполиса. Диссертационное исследование выполнено в развитие «Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004;2006 гг.», цель которой заключается в «создании условий для сохранения ускоренного развития высокопроизводительного научно-технического, производственного и кадрового потенциала промышленности, обеспечивающего рост налоговых поступлений в бюджет и производства конкурентоспособной продукции, внедрение инноваций, сохранение и рост занятости в промышленности, а также для защиты имущественных и производственных интересов товаропроизводителей».

Сложившаяся система управления промышленностью российских мегаполисов не отвечает современным требованиям. Проведенные автором исследования показали, что более половины структурных подразделений органов исполнительной власти отраслевого и территориального управления Москвы не соответствует нормам управляемости. В этих условиях система управления мегаполисом и его промышленным сектором требует совершенствования с учетом мировых тенденций.

Степень научной разработанности темы. Существенный вклад в решение проблем управления городами, регионами и отраслями городского хозяйства внесли отечественные ученые и практики: Абалкин Л. И., Аганбегян А. Г., Билык М. С., Воронин А. Г., Гринчель Б. М., Дунаев О. Н., Епифанов В. А., Зотов В. Б., Ивантер В. В, Лапин В. А., Литовка О. П., Лужков Ю. М., Мельников С. Б., Одегов Ю. Г. Норкин К.Б., Сетдиков Р. А., Яковлев В. А., другие российские и многие зарубежные авторы.

Исследованию различных подсистем управления городом посвящены, в частности, работы Бузырева В. В., Булгакова С. Н., Варламова Н. В., Горбунова А. А., ИсляеваФ.А., Кабакова B.C., Каплана Л. М., Гусакова А. А., Кулибанова В. А., Панибратова Ю. П. Результаты этих работ способствовали решению отдельных направлений рассматриваемых в диссертации проблем.

Вместе с тем многие проблемы совершенствования системы управления мегаполисом остаются неисследованными. К ним относится отсутствие методического аппарата обоснования состава органов управления, в частности, промышленностью мегаполиса, а также их численности.

Практическая значимость и научная актуальность указанных проблем определили выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка принципов разграничения полномочий в области управления промышленностью города между структурами исполнительной власти и методических подходов по оптимизации структуры и численности системы органов управления промышленностью мегаполиса, а также выработка рекомендаций по их использованию в условиях проводимых рыночных преобразований с целью обеспечения существенного экономического роста и решения социальных проблем мегаполиса.

В соответствии с указанной целью в рамках диссертационного исследования определены следующие задачи:

— проанализировать систему функционирования органов управления мегаполиса с выделением промышленной сферы города Москвы.

— исследовать современное состояние промышленности, выявить основные проблемы её развития, определить перспективные направления реформирования промышленности мегаполиса;

— исследовать задачи и функции органов управления промышленностью Москвы;

— разработать основные принципы формирования органов управления промышленностью мегаполиса;

— разработать и обосновать методику определения структуры и численности органов управления промышленностью мегаполиса;

— обосновать выбор модели оптимизации состава и численности органов управления промышленностью мегаполиса.

В рамках данной темы объектом исследования являются органы управления промышленностью города Москвы как определяющего фактора в выборе приоритетных направлений её развития.

Предмет исследования — это процессы проектирования, построения и функционирования органов управления промышленностью мегаполиса. Поставленная в диссертации научная задача по разработке методики обоснования состава и численности органов управления промышленностью мегаполиса может рассматриваться как управленческая среди важнейших вопросов экономической политики государства.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концептуальные положения теории управления, ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных разработке механизмов формирования организационных структур, решению проблем повышения эффективности деятельности органов управления промышленностью мегаполиса.

В рамках общего системно-функционального подхода к исследованию проблемы применялись следующие методы: системный и факторный анализсинтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщениедетерминированные, вероятностныестатистические, эвристические и экстраполяционные.

В качестве фактического материала для проведения анализа использовались статистические и отчетные данные по промышленности мегаполиса. Кроме того, в работе использованы законодательные акты РФ, постановления Правительства РФ и Правительства Москвы, а также официальные материалы органов исполнительной власти города Москвыэлектронные источники информационной сети «Интернет», результаты исследований МГУУ ПМ и авторские разработки по теме исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— исследованы функции органов управления Правительства Москвы;

— выявлены факторы, обусловливающие особенности функционирования органов управления промышленностью мегаполиса;

— рассмотрены основные модели взаимосвязи между численностью сотрудников и нормообразующими факторами;

— доказано, что решение проблемы обеспечения устойчивого развития мегаполиса сводится к его управляемости, в том числе и за счет оптимизации структур и численности органов управления;

— разработан методический подход к обоснованию рационального состава и численности органов управления промышленностью;

— разработана модель оптимизации структуры и численности органов управления промышленностью мегаполиса;

— выработаны рекомендации по дальнейшему разграничению полномочий в области управления промышленностью города между структурами исполнительной власти города и сделаны предложения по их оптимизации.

На защиту выносится комплекс методов и моделей оптимизации рационального состава и нормирования численности органов управления промышленностью мегаполиса.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной модели оптимизации численности аппарата управления промышленностью мегаполиса, обеспечивающей большую гибкость решения управленческих задач развития промышленности мегаполиса.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались: на научно-практической конференции «Московская наукапроблемы и перспективы» (2003 г.) в выступлении «Методический подход к обоснованию оптимального состава и численности структур социально-экономической сферы" — на научно-практической конференции «Московская наука — проблемы и перспективы» (2004 г.) в выступлении «Методы оптимизации численности структурных элементов органов управления" — на научно-практической конференции «Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития» (2004 г.) в выступлении «Направления реформирования промышленной сферы города Москвы на период до 2010 года».

Основные научные положения, выносимые на защиту, опубликованы автором в 4-х статьях общим объемом 3,16 п.л.

Основные выводы могут быть отражены следующим образом:

1. Проведенный анализ состояния промышленной сферы Москвы показывает, что среди существующих многоплановых проблем устойчивого развития мегаполиса наиболее важными и актуальными являются проблемы организации управления и регулирования указанной сферой. При этом центральным вопросом является совершенствование структуры управленческих систем с определением их состава и численности. Установлено, что организационно-техническая и технологическая реорганизация промышленности мегаполиса тесным образом связана с адекватной реорганизацией органов управления города.

2. Доказано, что состояние системы управления промышленностью такого мегаполиса как Москва не соответствует современным требованиям гибкости и непрерывного реагирования на изменяющиеся рыночные условия. Основными причинами неэффективного управления, низкого его качества и отсутствия оперативности являются:

— отсутствие оптимального распределения функций между ступенями и звеньями органов управления на уровне города;

— чрезмерное количество структурных подразделений в отраслевых и территориальных органах управления с численностью, не соответствующей нормам управляемости;

— наличием значительного объема дублирующей информации в системе документооборота в подсистеме управления промышленностью городаотсутствие в инструментарии управления современных методов оптимизации решений по управлению промышленным сектором города;

— нерациональное распределение управленческого персонала в отраслевых и территориальных органах управления и применение устаревших информационных технологий;

— отсутствие информационной и технической совместимости между органами отраслевого и территориального управления промышленным сектором Москвы и другие.

3. Доказано, что повышение эффективности управления промышленностью города невозможно без оптимизации состава органов управления и численности управленческих кадров, занятых управлением промышленной сферой, что является главной составляющей комплексного процесса реформирования всей системы управления. При этом сформулированы основные принципы, которые должны быть положены в основу построения органов управления промышленностью.

4. Даны рекомендации по совершенствованию основной подсистемы управления мегаполисом — промышленности, а именно:

— с целью исключения дублирующих функций необходимо перераспределение функций между органами отраслевого и территориального и местного самоуправления;

— требуется реинжиниринг структуры органов управления с уменьшением числа структурных подразделений и приведением их штата в соответствие с нормами управляемости.

5. Разработана методика обоснования рационального состава и численности органов управления промышленностью на основе использования нормативного метода. Представлена экономико-математическая модель с разработанной укрупненной блок-схемой формирования рационального состава органа управления. Указанная модель построена на основе методов теории массового обслуживания. При этом определена последовательность обоснования состава и численности органа управления с использованием специально разработанных логико-математических и экспертных методов.

6. Предложены научно-обоснованные методы оптимизации состава и численности организационных структур промышленности, включающие следующие разработанные модели: модель построения оптимальной организационной структурымодель определения рациональных сфер деятельности подразделений органов управлениямодель оптимизации численности органов управления промышленностью.

Предложенный комплекс методов и моделей, учитывающих гибкость, устойчивость и, соответственно, управляемость промышленной сферой мегаполиса обеспечит эффективную реализацию принятой «Комплексной программы развития промышленности г. Москвы на период с 2001 по 2006 год» с достижением запланированных ее макро-, микроэкономических и социальных показателей.

Заключение

.

Эффективное функционирование промышленного сектора мегаполиса, обеспечивающего его жителей и прилегающие территории не только всевозможными товарами и услугами, но и занятость экономически активного населения, требует внедрения адекватных органов управления.

В диссертации поставлена и выполнена задача по определению состава и численности органов управления промышленностью в мегаполисе на примере города Москвы.

В работе проведен эволюционный анализ развития органов управления в различных секторах деятельности в г. Москве. Выявлена роль и значение управляемости в развитии и обеспечении устойчивости функционирования промышленного сектора мегаполиса с определением персональной значимости в этом руководителей на различных уровнях управления. Разъяснены и конкретизированы принципы саморазвития и самореализации различных функций управляемости в условиях всё усложняющейся структуры мегаполиса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.
  2. Р.А., Абзаков Н. М., Шахназаров М. М. Производственные системы с искусственным интеллектом. М.: Радио и связь, 1990. — 261 с.
  3. Э.М., Гапоненко Н. В. Современная Россия: проблемы трансформации системы управления. Красноярск: 2003
  4. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский диалог, 1996
  5. Н.М. Кадровый потенциал органов власти: опыт социологического анализа. Хабаровск, 2002
  6. А. Организационные структуры управления. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003
  7. П. Искусство менеджмента / Пер. с анг. М., 1993
  8. Ю.Волгин Н. А., Одегов Ю. Г., ред. Экономика труда: социально-трудовые отношения. М.: Экзамен, 2004
  9. Вопросы формирования рыночных отношений. Сб. тр. Под ред. Н. И. Аристера, М.: 2003
  10. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителяпрактика / Пер. с анг. М., -1991
  11. Н. Инновационная стадия развития — новая модель использования «человеческих ресурсов» / Проблемы теории и практики управления. М., 1994, № 1
  12. М.Г. Принятие решений при многих критериях. М.: Знание, 1979.
  13. Д.М. Организация и управление. М: 1998.
  14. Гибсон Дж. JL, Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000
  15. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИПУ, 1997
  16. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Социально -экономическое положение России. Ежемесячный сборник, 1996 2003 гг.
  17. Грачёв М.В.. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 1993
  18. М.В. Управление трудом (теория и практика капиталистического хозяйствования). -М.: Наука, 1990
  19. B.C. Миграция: причины, проблемы, пути государственного регулирования. // Вопросы формирования рыночных отношений. Сб. тр. Под ред. Н. И. Аристера, М.: 2003
  20. Данилов-Данильян В.И., Торояк В. О. Модель целевой программы в системе оптимального перспективного планирования //Экономика и мат.методы. 1978. т. 14, вып. 4.
  21. Г., Кохонен Т. Анализ финансовых данных с помощью с помощью самоорганизующихся карт. М., 2001.
  22. В.В., Конторов Д. С. Актуальные проблемы управления. М., 1972.
  23. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2000
  24. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.
  25. B.C. Стратегическое управление ПС России в современных условиях. М: 2000.
  26. В.Н., Иванов А. В., Доронин А. О. Управленческая парадигма XXI века. Том 1., М.: 2002
  27. В. В. Перспективы экономики России. М.: Begin Group, 2003
  28. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. М.: Дело, 1993
  29. А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. 2000. № 1
  30. Исследование систем управления / Мишин В. М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  31. Исследование систем управления / Мыльник В. В., Титаренко Б. П., Волочиенко В. А. М.: Академический Проект, 2003
  32. Н.А. Принципы организационного управления. М.: Финансы и статистика, 2003
  33. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогноз будущего. 2-е изд. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. 288 с.
  34. А.Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом. -М.: ГАУ, 1993
  35. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика.- М.: Прогресс, 1982.
  36. К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. СПб.: Питер, 2004
  37. В.И. Искусство управления М., 1997.
  38. И.К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. -М., 2001
  39. Г. Дж., ШерманА.У. Зарубежный опыт управления персоналом, ч. III: Обеспечение кадрового потенциала организации. М., 2001
  40. В.Н. Структуризация и анализ межотрослевых связей целевых программ. Новосибирск: Наука, 1985.
  41. JI.M. Основы социологии и политологии. — М.: Финансы истатистика, 2001.
  42. О. Оптимальные решения. М.: Прогресс, 1967.
  43. О.И. Наука и искусство принятия решений. М., 1978.
  44. В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
  45. Ю.М. Путь к эффективному государству. М: МГУ, 2002.
  46. Ю.М., Прокофьев А. И., Норкин К. Б., Ужва Т. В. и др. Год Москвы.2002. Реформа управления современным городом: принципы и кадры. — М, 2003.
  47. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992
  48. Московский городской комитет государственной статистики. Социально-экономическое положение г. Москвы в январе-сентябре 2004 г. Информационно-аналитический доклад М.:МГКГС, 2004
  49. В.И., Малин А. С. Исследование систем управления. М: 2002.
  50. Официальный сервер Правительства Москвы, www.mos.ru
  51. В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973
  52. Проблемы разработки и реализации комплексных программ. М.: Наука, 1984.
  53. А.И., Ужва Т. В., Глущенко В. М., Селезнев А. И. и др. Москва на пути модернизации и кадровый потенциал как решающий фактор ееэффективного развития. М: 2002.
  54. Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты. Коллектив авторов — М.: Экономика, 2004
  55. Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России / Безопасность Евразии, 2004, № 1
  56. П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе. Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т. 2000
  57. A.M. Менеджмент: основы организации. М., 2001
  58. JI.B. 2000. Управление в условиях неопределенности: В поисках моделей устойчивого развития. — Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность. СПб. 2000.
  59. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Л. И. Абалкин, И. А. Погосов, Н. Г. Гловацкая и др.- Под общ. ред. Л. И. Абалкина- Рос. акад. наук, Ин-т экономики. М.: Экзамен, 2004
  60. Стэнли Янг. Системное управление организацией. — М.: Советское радио, 1972
  61. В. Л., Тихомиров А. А. Организация управления комплексными программами. М.: МГУ, 1982.
  62. .Т. Три особенных лика власти. М., 2002.
  63. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело ЛТД, 1995
  64. А.И., общ. ред. Управление персоналом. М.: РАГС, 2003
  65. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336 «О федеральной целевой программе «Реформирование социально-экономической сферы Российской Федерации (2003−2005 годы)».
  66. Управление персоналом в системе государственной службы / Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Х. А. Беков. М., 1997
  67. Управление персоналом организации: учебник для Вузов. Под ред. Кибанова А. Я. М.: Инфра — М, 1997
  68. Федералист. Инновационный менеджмент / Под ред. Оголевой Л. Н. М., 2001
  69. Н. Н. Организационная структура управления предприятием. М.: Издательство: ТК Велби, 2003
  70. В.И. Основы построения организационных систем: М.: Экономика, 1991
  71. В.А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) в современных условиях. Монография М.: Изд. «Гос.университет управления», 1999
  72. В.А. Концепция, методы и модели управления мегаполисом // Регион. -2000. № 3.
  73. В.А. Социальные и экономические проблемы жизнедеятельности и развития мегаполиса. Пути решения // Регион. — 2001
  74. A.Zhandarov. Summary of the Socio-Economic Situation in Russia. The Russian Magazine. USA Calif., Dec. 1995.
  75. G. Poya. Mathematics and plausible reasons. Princeton University, Princeton, New Jersey, 1954.
  76. Wrong D. H. Some Problems in Denning Power // Power Critical Concepts/ ed by Gohn Scott. Vol. 1. London: Routledge, 1994.
Заполнить форму текущей работой