Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Расчет ущерба, который наносит предприятие окружающей среде

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще одно крупное производство — изготовление синтетического каучука. Каучук как сырье используется для изготовления шин (65 — 70%) и резинотехнических изделий (около 25%). Производство каучука возникло на базе пищевого спирта (из картофеля) — в Центральном, Поволжском, Центрально-Черноземном районах; и на базе гидролизного спирта — в Красноярске. Первые предприятия возникли в Ярославле, Воронеже… Читать ещё >

Расчет ущерба, который наносит предприятие окружающей среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский государственный технический университет

(ФГБОУ ВПО СамГТУ)

КАФЕДРА «НАЦИОНАЛЬНАЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика природопользования»

Выполнила: студентка II-ИЭФ;

специальность 80 101

Приняла: д. эконом. наук, проф.

Косякова И. В.

Самара, 2015

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Описать отрасль, к которой относится предприятие, как источник загрязнения окружающей среды (ОС).

По исходным данным рассчитать ущерб, наносимый ОС (сбросы в водоем и выбросы в атмосферу) заданного предприятия и определить плату за загрязнение ОС (поправочный коэффициент — 1,2).

Выбрать природоохранное мероприятие по сокращению загрязнения ОС и описать его.

Рассчитать новый (сокращенный) уровень ущерба ОС.

Рассчитать эколого-экономическую целесообразность проведения мероприятия

Рассчитать новый уровень платежей за загрязнение ОС.

Заключить договор на проведение природоохранного мероприятия.

Написать вывод об общем экологическом положении предприятия, описать мероприятия проводимые предприятием, для улучшения экологической ситуации. Дать рекомендации.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование предприятия Серный завод

Месторасположения предприятия Ленинградская обл., р. Нева

Характеристика сточных вод завода

№ пп

Ингредиенты

Производственные стоки

Бытовые стоки

Уменьшение концентрации %

Временно согласован. сбросы,

м .м3/год

Концентрация, г/м3

Объем мм3/год

Концентрация, г/м3

Объем мм3/год

БПК полн.

7,3

7,1

Нефтепродукты

0,07

0,35

Взвешенные в-ва

26,6

16,3

Сухой остаток

Сульфаты

Хлориды

Фосфор общий

7,7

2,3

Азот аммонийный

0,5

15,7

0,6

СПАВ

0,6

0,8

0,5

0,12

0,5

0,4

ИТОГО

Характеристика выбросов завода

Высота источника (метров) 17

Тип загрязняемой территории № 16

№ п/п

Вещества загрязнители

Годовой выброс, т/год

Уменьшение концентрации %

Временно согласованные выбросы, т/год

Сернистый ангидрид

0,043

0,01

Пыль известково-цементная

Окислы углерода

0,89

2,6

Окислы азота

0,01

0,01

Серная кислота

0,002

0,002

Аммиак

0,05

0,01

ИТОГО

Наличие передвижных источников на предприятии

Наименование

Количество

Легковой автомобиль

Грузовой автомобиль (бензин)

Грузовой автомобиль (диз. топливо)

Строительно-дорожные машины

Грузовой тепловоз

Маневренный тепловоз

Пассажирское судно

Грузовое судно

Вспомогательный флот

Условия проведения природоохранного мероприятия

Наименование

Величина показателя

Капитальные вложения, руб.

452 100,00

Текущие затраты, %

Эффективность кап. вложений, %

О том, что природу нужно беречь и охранять, а окружающая среда истощена и загрязнена человечеством настолько, что это угрожает его будущему, сегодня известно любому дошкольнику. Но, констатируя этот факт и призывая к немедленному решению экологических проблем, немногие задумываются о том, что за охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов человечеству тоже нужно платить. Любая природоохранная деятельность требует материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов, которые можно было использовать в производственной сфере, создав с их помощью новые товары и услуги.

На языке экономической науки это означает, что забота об экологическом благополучии всегда связана с альтернативными издержками. Отсюда вытекает главная задача: обеспечить достижение целевых параметров качества окружающей среды с минимальными затратами, совершив компромиссный выбор между экономическим развитием и экологической безопасностью в зависимости от ситуации в той или иной стране. Решение этой задачи — одно из ключевых направлений современной экономики природопользования при всем разнообразии ее конкретных разделов и направлений.

Говоря иными словами, в рамках экономики природопользования рассуждения об экологических проблемах приобретают экономический смысл. Это означает, что взгляд на эти проблемы строится на базовом принципе современной экономической науки — ограниченности ресурсов по сравнению с желаниями и потребностями членов общества.

Понять этот принцип несложно, поскольку каждый человек ежедневно сталкивается с его проявлениями, а жизненный опыт убеждает в том, что его потребности никогда не будут удовлетворены полностью. Кроме того, всем известно, что по своей природе планета Земля располагает конечными запасами ресурсов. Однако применять этот принцип на практике — значит постоянно помнить, что любое наше решение связано с выбором, и, выбирая тот или иной вариант расходования ресурсов, мы обязаны пожертвовать чем-то другим, поскольку выбрать все желаемые варианты мы все равно не сможем из-за ограниченности ресурсов.

Например, если говорить об окружающей среде, следует осознать, что невозможно сохранить все виды животных и растений, оставить нетронутыми все девственные леса, полностью отказаться от загрязнения природы, если мы собираемся и дальше наращивать экономический рост.

Экономический образ мышления предполагает, что любой выбор осуществляется на основе сопоставления издержек и выигрышей каждого возможного решения, и предпочтение отдается тому варианту, который обеспечивает как минимум полное покрытие затрат (но все же лучше, если выигрыш превысит затраты). Но каждый человек по-своему оценивает свои затраты и выгоды, а его решения определяются стимулами, которые носят индивидуальный характер. Поэтому одни люди предпочитают прогулки в лесу, а другие — изделия из натуральной древесины, и в каждом из этих случаев у них имеются аргументы, основанные на сопоставлении их издержек и выигрышей.

Более того, очень часто решения отдельных людей оказывают заметное влияние на экономическое положение других людей. Это явление, получившее название внешнего эффекта или экстерналии, может носить как позитивный, так и негативный характер, причем индивид, принимающий решение, может и не догадываться о его существовании.

Следовательно, можно сформулировать цель и задачи данной работы.

Целью работы будет являться то, что я должна рассчитать ущерб, который наносит предприятие окружающей среде, рассчитать платы предприятия за загрязнение окружающей среды. Должна узнать на сколько сократится ущерб, после проведения природоохранного мероприятия. Узнаю новую плату предприятия, после проведения ПОМа.

На современном этапе взаимодействия общества и природы основой, базой для разрешения почти всех накопившихся экологических проблем является экономика, ее экологизация и эффективное функционирование в целом. За последние десятилетия сформировалась и начинает бурно развиваться тема, экономики природопользования, которая призвана более детально изучать воздействие экономики на природу и показывать пути рационального природопользования.

Природопользование в широком смысле — это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием природных ресурсов и условий и изменением состояния окружающей природной среды. В узком же смысле природопользование — это система специализированных видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а также охрану окружающей среды.

В целом же природопользование — это воздействие людей на природную среду в процессе их хозяйственного использования; это также и научная дисциплина, изучающая присущими ей методами использование человеком природной среды для удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время природопользование рассматривается, как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды; как система отношений между обществом и природой, возникающих в процессе их взаимодействия.

Природопользованием можно считать особый вид человеческой деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях. При этом выделяют следующие виды природопользования: основной (сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика и т. д.); вспомогательный (водопользование в производственных процессах); побочный — загрязнение окружающей среды.

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 История и развитие химической промышленности До революции в России химическая промышленность была развита довольно слабо. Вся техника была устарелой, и всё развитие в значительной мере зависело от иностранных капиталовложений. Уже в 1913 году было 348 небольших кустарных предприятий. Само производство химической продукции складывалось из: минеральных удобрений, серной кислоты, кальцинированной соды и красителей.

Как ни странно, но по общим объемам выпуска химической продукции Россия была на восьмом месте. В 1916 году был построен новый завод синтетических смол — «Карболит». Немного позже был достроен завод для производства аммиака и азотной кислоты.

В военные годы (время первой мировой войны) развивалась активнее, так как были повышенные потребности у армии. Особой популярностью пользовались взрывчатые разные вещества. Уже после Октябрьской революции, русское государство восприняло развитие хим. промышленности в полной мере. Была поставлена задача, развить данную отрасль производства до высокого уровня. Был разработан специальный план. Время шло, и крупные предприятия по выпуску хим. продукции появлялись, как грибы после дождя. Производство синтетических смол и пластмасс значительно возросло. В 1940 году выпуск нефтехимической и химической продукции превысил все ожидания (если сравнить с 1913 г, то оборот вырос в 18 раз). Продукция СССР вышла на пятое место в мире.

В 1941 началась Великая Отечественная война. Химическая промышленность, да и вся в целом понесла большой урон. Число выпуска таких компонентов как: серная кислота, аммиак, кальцинированная сода упало более чем на 60%. Война вынудила все крупные предприятия перейти на новый режим. Часть заводов была расформирована, а часть перевезена на восток. Немного позже были установлены новые производственные стандарты мощности. После войны выпуск всей промышленности стал постепенно возрастать. Все предприятия развивались за счёт перестройки. Проводилось расширение существующих предприятий. Были построены новые предприятия по выпуску пластмасс и красителей. Уже в 1960 году начали работать заводы, производившие хим. волокна. В это непростое время увеличились затраты на научную деятельность.

В периоды с 1971 — 1975 хим. промышленность развивалась особо быстрыми темпами. Выпуск минеральных удобрений произвел целый мировой рекорд. В 1973 году СССР вышла на первое место в мире, в этом виде продукции. Химическая промышленность — эта та отрасль, которая, прежде всего, опирается на сырьевую базу.

Самое большое количество соли (поваренной) находится в Белоруссии и на Украине. Это сырье используется для садовой промышленности. Так же на территории этих государств находятся запасы природного газа.

Химическая промышленность является одной центральных отраслей современной экономики России. Достаточно посмотреть данные по объемам продаж крупнейших отечественных химических компаний, чтобы представить этот уровень:

Сибур Холдинг, Москва — 142,7 млрд руб. продаж в 2007 г. (нефтехимия);

Салаватнефтеоргсинтез, Башкортостан — 63 997,8 млрд руб. в 2005 г. (нефтехимия);

Еврохим, Москва — 53 490,3 млрд руб. (производство удобрений);

Нижнекамскнефтехим, Татарстан — 48 069 млрд руб. (синтетические каучуки);

Акрон, Великий Новгород — 23 547,3 млрд руб. (минеральные удобрения);

Уралкалий, Пермский край — 20 721,2 млрд руб. (калийные удобрения).

Химический комплекс включает в себя 15 крупных подотраслей. Структура современной химической промышленности постоянно усложняется, география химического производства расширяется.

1.2 Рассмотрим химические предприятия согласно отраслям химии Горно-химическая промышленность. Горно-химические комбинаты ориентированы на добычу сырья: апатитов, фосфоритов, калийной и поваренной соли, самородной серы. Запасы апатитового сырья сконцентрированы на Кольском полуострове (Хибинское месторождение), в Северном экономическом районе (около 2/3 всех запасов фосфорсодержащего сырья). Запасы фосфоритов находятся в Северо-Западном регионе (Кингисепп), Волго-Вятском (Вятско-Камское месторождение) и в Центральном (Егорьевское и Полпинское месторождения). А также в Западной Сибири (Таштагольское и Телецкое), в Восточной Сибири (Черногорское, Белозиминское, Ощурковское месторождения).

Основные запасы калийной соли найдены на Урале (Соликамск, Березники). Месторождения серы и серного колчедана тоже размещены на Урале, а залежи самородной серы сосредоточены в Поволжье (Водинское — Самарская обл.). Поваренная соль добывается и в Поволжье (озера Эльтон и Баскунчак), и на Урале (Соликамское, Соль-Илецкое месторождения), в Западной Сибири (Бурла), Восточной Сибири (Усолье-Сибирское), на Дальнем Востоке (Кемпендяйское месторождение).

1.3 Химия органического синтеза и полимеров Это главная отрасль нефтехимии (производство смол, пластмасс, синтетического каучука, химических волокон). В этой подотрасли начальные стадии технологического процесса привязаны к источникам сырья, а последующая переработка смол ориентируется на потребителя и потому может производиться в других регионах. Исторически предприятия полимерной химии появились в начале 20-х годов прошлого века в Центральном районе — городах Москва, Владимир, Орехово-Зуево, Новомосковск (Тульская обл.). Постепенно возникли комбинаты в Санкт-Петербурге, Дзержинске, Казани, Кемерово, Новокуйбышевске, Нижнем Тагиле, Новосибирске, Волгограде, Салавате, Тюмени, Екатеринбурге, Уфе.

Химия полимеров использует в качестве сырья продукты переработки нефти и природный газ — бензин, пропан, бутан и др. Предприятия топливной промышленности, использующие привозные нефть и газ, вырабатывают, таким образом, сырье для химической промышленности «своего» производства. Эти предприятия располагаются в конечных пунктах нефтеи газопроводов или вдоль них, а также в районах добычи топлива. В химии полимеров выделяются несколько направлений:

Производство пластмасс и синтетических смол — наиболее крупное направление. Оно исторически сложилось в Центральном, Волго-Вятском, Уральском районах на привозном сырье. Сейчас такие химические комбинаты широко распространены во многих регионах РФ: Центральный экономический район (Москва, Владимир, Орехово-Зуево); Северо-Западный (Санкт-Петербург); Поволжье (Казань, Волгоград, Самара); Волго-Вятский район (Дзержинск); Урал (Екатеринбург, Нижний Тагил, Уфа, Салават); Западная Сибирь (Тюмень, Новосибирск, Кемерово, Томск).

Производство химических волокон и нитей, которые бывают искусственными и синтетическими. Искусственные волокна из природных полимеров служат для производства ацетата и вискозы. Предприятия по их производству расположены в городах Балаково, Рязань, Тверь, Санкт-Петербург, Шуя (Ивановская обл.). Синтетические волокна из синтетических смол служат для изготовления капрона, нитрона, лавсана. Комбинаты по их изготовлению работают в Саратове, Волжском. Совместное производство искусственных и синтетических волокон находится в городах Клин, Серпухов, Энгельс. Как видим, основное количество химических волокон вырабатывается в европейской части страны, ориентируясь на текстильную промышленность — это Центральный экономический район, Северо-Западный, Поволжье. Лишь отдельные крупные предприятия размещаются в Центрально-Черноземном районе (Курск), Западной Сибири (Барнаул), Восточной Сибири (Красноярск).

Еще одно крупное производство — изготовление синтетического каучука. Каучук как сырье используется для изготовления шин (65 — 70%) и резинотехнических изделий (около 25%). Производство каучука возникло на базе пищевого спирта (из картофеля) — в Центральном, Поволжском, Центрально-Черноземном районах; и на базе гидролизного спирта — в Красноярске. Первые предприятия возникли в Ярославле, Воронеже, Казани, Ефремове. Отсутствие в нашей стране источников натурального каучука (основное растение — бразильская гевея) способствовало изобретению в 30-хгг. в СССР синтетического каучука. Сегодня синтетический каучук получают из синтетических углеводородных спиртов и из продуктов попутных газов при нефтепереработке. Поэтому химические предприятия по его производству уже не привязаны к картофелю, они размещаются на Урале, в Поволжье и Западной Сибири: Нижнекамск, Тольятти, Самара, Саратов, Стерлитамак, Волгоград, Волжский, Пермь, Уфа, Орск, Омск, Красноярск. Также производство синтетического каучука приближено к центрам шинного и резинотехнического производства. Существуют целые комплексы взаимосвязанных производств: нефтепереработка — синтетический каучук — шинное производство (Омск, Ярославль). Или пример с другим исходным сырьем: гидролиз древесины — этиловый спирт — синтетический каучук — шинное производство (Красноярск). Производство синтетического каучука осуществляется и в странах СНГ: Азербайджане (Баку, Сумгаит); Казахстане (Караганда).

1.4 Производства основной химии Это производство удобрений, серной кислоты, соды. Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам калийных солей.

1) Производство минеральных удобрений. Удобрения бывают азотные, калийные, фосфатные (или фосфорные). Их соотношение в общем производстве удобрений 3:2:1. Азотные удобрения получают из соединения азота воздуха с водородом. Самый дешевый источник водорода в наше время — попутный, природный, и коксовый газы. Поэтому заводы азотных удобрений тяготеют к магистральным газопроводам и районам газовых ресурсов (Поволжье, Центр Северный Кавказ, Северо-Запад). Предприятия, работающие на коксовом газе, находятся либо в угольных бассейнах (Березники, Губаха, Кизел, Кемерово, Ангарск), либо не привязаны к ним (Держинск, Москва), т.к. кокс легко перевозится на большие расстояния. А также предприятия химии, нуждающиеся в коксовом газе, комбинируются с черной металлургией, где водород получается как отход производства (Череповец, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк). Калийные удобрения получают из калийно-натриевых солей, растворяя их в воде, с последующей кристаллизацией отдельно солей калия (KCL) и солей натрия (NaCL). Производство это целиком ориентируется на месторождения калийных солей Урала (Березники, Соликамск). Из стран СНГ крупные залежи калийных солей есть в Беларуси (Солигорск) и Украине (Калуша, Стебник). Фосфатные удобрения получают из апатитов и фосфоритов. При производстве суперфосфата из тонны обогащенного апатита получают две тонны удобрений, поэтому суперфосфатные заводы тяготеют к земледельческим районам. Основные запасы фосфатного сырья находятся в европейской части страны (на Кольском полуострове в Хибинских горах). Запасы фосфоритов имеются в Центральном экономическом районе — это Егорьевское (Воскресенский химкомбинат) и Полпинское месторождения. Крупные предприятия размещаются в также Центрально-Черноземном районе (Уварово), Северо-Западном районе (Санкт-Петербург, Волхов). Промышленные запасы фосфоритов имеются в Брянской области — Полтенское месторождение, в Кировской области — Верхнекамское, в Курской области — Шелровское месторождение. Но их сырье пригодно только для производства фосфоритной муки. Для производства фосфатных удобрений требуется большое количество серной кислоты. Поэтому часто производство серной кислоты совмещено с производством фосфатных удобрений. Фосфатные удобрения производят некоторые центры черной металлургии (Череповец) и цветной металлургии (Красноуральск, Ревда, Владикавказ), где сырьем для серной кислоты служат производственные отходы, — например, сернистые газы. Из стран СНГ по производству суперфосфата и двойного суперфосфата на крупном месторождении фосфоритов хребта Каратау выделяется Казахстан (Каратау-Джамбулский ТПК).

2) Сернокислотная промышленность. Серная кислота широко применяется при производстве минеральных удобрений, в металлургии, для очистки нефтепродуктов, выработки искусственных волокон, красителей, лекарственных и моющих средств, взрывчатых веществ. Ископаемое сырье для этой отрасли — серный колчедан (пирит), находится на Урале, а самородная сера разрабатывается на Алексеевском месторождении (Самарская обл.). Важным источником серы могут быть отдельные газоконденсатные месторождения — Астраханское, Оренбургское. Поскольку главный потребитель кислоты — фосфатно-туковая промышленность, то центры производства серной кислоты и фосфатных удобрений совпадают друг с другом. Основные предприятия размещены в Центральном районе — Воскресенский, Щелковский, Новомосковский заводы; в Волго-Вятском районе — Чернореченский завод в Дзержинске; в Уральском районе — Березниковский, Пермский заводы.

3) Содовая промышленность. Сода применяется в химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, в цветной металлургии, в быту. Предприятия по производству каустической и кальцинированной соды размещаются, в основном, возле сырьевых баз — месторождений поваренной и калийной соли. Это связано с тем, что на калийных комбинатах есть большое количество поваренной соли в виде отходов. Запасы естественной соды есть в Алтайском крае — это Михайловское месторождение. Основные предприятия содового производства: Березники, Стерлитамак (Башкортостан), Михайловское (Алтайский край), Усолье-Сибирское (Иркутская обл.).

4) Производство синтетических красителей и фотохимической продукции. Концентрируется в районах развитой химической промышленности: Уральском (Березники), Центральном (Переяславль), Центрально-черноземном (Тамбов), Поволжском (Казань). Сырьевая основа этих производств — кислоты, щёлочи, соли, продукты коксохимии и др. органические соединения.

Микробиологическая химическая промышленность. Это новая отрасль, которая приобрела самостоятельное значение в 60-е годы и сегодня очень значима в связи с интенсификацией сельского хозяйства. Существуют две основных группы производств микробиологической химии, которые используют разное сырье:

— Производство кормовых дрожжей из углеводородного сырья.

— Производство кормовых дрожжей из сырья растительного происхождения (гидролиз древесины и растительных отходов сельского хозяйства).

Промышленные предприятия первого типа ориентируются на центры нефтепереработки, что обусловлено высокой материалоемкостью производства (для получения 1 тонны белка необходимо 2,5 тонны углеводородного сырья). Такие комбинаты расположены в Поволжье, Волго-Вятском районе (Нижний Новгород).

Заводы второго типа взаимодействуют с предприятиями гидролизной промышленности, которые перерабатывают отходы лесопиления, пищевые отходы и отходы сельского хозяйства. Гидролизные производства ориентируются на сырьевые базы, размещаясь вместе с предприятиями лесопиления (Красноярск, Камск, Зима (Иркутская обл.), Архангельск, Волгоград) или комбинируются с целлюлозно-бумажным производством (Архангельск, Соликамск и Краснокамск — Пермская обл.).

ГЛАВА 2. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ГОДОВОГО УЩЕРБА ОТ СБРОСОВ загрязняющий выброс ущерб Таблица № 1. Расчет приведенной массы сброса

В-ва загрязнители

Производственные стоки

Бытовые стоки

Годовой сброс по в-вам, т/год

Относит. опасность сброса, ТУВ/год

Приведенная масса сброса, ТУВ/год

Концентрация, г/м3

Объем м. м3/год

Масса стоков, т/год

Концентрация, г/м3

Объем м. м3/год

Масса стоков, т/год

БПК полн.

7,30

31,00

226,30

7,10

5,00

35,50

261,80

0,33

86,39

Нефтепродукты

0,07

6,00

0,42

0,00

0,00

0,00

0,42

20,00

8,40

Взвешенные в-ва

26,60

44,00

1170,40

16,30

9,00

146,70

1317,10

0,05

65,86

Сухой остаток

409,00

1340,00

548 060,00

401,00

300,00

120 300,00

668 360,00

0,00

401,02

Сульфаты

104,00

402,00

41 808,00

104,00

106,00

11 024,00

52 832,00

0,00

105,66

Хлориды

353,00

84,00

29 652,00

324,00

40,00

12 960,00

42 612,00

0,00

127,84

Фосфор общий

2,00

7,70

15,40

2,00

2,30

4,60

20,00

5,00

100,00

Азот аммонийный

0,50

15,70

7,85

0,60

5,00

3,00

10,85

0,11

1,19

СПАВ

0,60

0,80

0,48

0,50

0,12

0,06

0,54

2,00

1,08

ИТОГО

897,44

Годовой ущерб от сбросов:

В таблице была найдена приведенная масса сбросов, с помощью которой можно найти экономическую оценку годового ущерба от сбросов завода.

экономическая оценка ущерба от сброса сточных вод молочно-консервного завода.

j-const (443,5 руб/ТУВ) дк-показатель относительной опасности загрязнения водоемов, имеет разное значение для различных водохозяйственных участков. Справочная величина в данном случае

— приведенная масса годового сброса примесей данным источником в водохозяйственный участок завода.

Ус=187 066,57 руб/год

2.1 Расчет экономической оценки ущерба от выбросов Таблица № 2. Расчет приведенной массы выбросов

Вещества загрязнители

Годовой выброс, т/год

Относительная опасность выброса, ТУВ/год

Приведенная масса выброса, ТУВ/год

Сернистый ангидрид

0,043

0,86

Пыль известково-цементная

Окислы углерода

0,89

0,33

0,2937

Окислы азота

0,01

0,25

Серная кислота

0,002

0,02

Аммиак

0,05

1,25

ИТОГО

877,6737

Годовой ущерб от выбросов:

В таблице была найдена приведенная масса выбросов в атмосферу, с помощью которой можно найти общую годовую оценку ущерба от выбросов завода.

Yв=j*д**f

экономическая оценка годового ущерба от выбросов загрязняющих веществ молочно-консервного завода в атмосферу.

j-const, численное значение д-показатель относительной опасности загрязнения атмосферы. Это справочная величина.

— приведенный годовой выброс загрязнений.

f-безмерная const, зависит от высоты выбранного источника выбросов.

Yв=31 170,59 руб/год

2.2 Расчет экономической оценки общего годового ущерба Общий ущерб, наносимый окружающей среде молочно-консервным заводом, представляет собой сумму годового ущерба от сбросов и годового ущерба от выбросов:

Уобщ.=Ус+Ув Уобщ.= 210 237,15 руб/год

2.3 Оценка платы за сбросы загрязняющих веществ в водоемы и выбросы в атмосферу Таблица № 3. Расчет предельно допустимой массы сбросов

В-ва загрязнители

ПДК, г/м

Объем сточных вод, м/г

ПДС за год, т/год

БПК полн.

3,03

36,00

109,09

Нефтепродукты

0,05

6,00

0,30

Взвешенные в-ва

20,00

53,00

1060,00

Сухой остаток

1666,67

1640,00

2 733 333,33

Сульфаты

500,00

508,00

254 000,00

Хлориды

333,33

124,00

41 333,33

Фосфор общий

0,20

10,00

2,00

Азот аммонийный

9,09

20,70

188,18

СПАВ

0,50

0,92

0,46

ИТОГО

3 030 026,70

ПДК=1/Ai

значение относительной агрессивности загрязняющих веществ.

ПДС=ПДК*объем сточных вод Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водоем представлен в таблице № 4.

Пс=(П1+П2+П3)*кэ.с.*кп Пс=3 030 026,70*1,11*1,2= 40 359 955,64 руб/год Кэ.с.-коэфф-т экологической ситуации, в данном случае равен 1,11

Кп-поправочный коэффициент, равен 1,2.

2.4 Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водоем Таблица № 4. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водоем

В-ва загрязнители

Факт.

сброс за год

ПДС, т/год

ВСС, т/год

Превышение

Норма платы

Сумма платы

Всего платы, руб/год

ВСС над ПДС

Факт.над ПДС

ПДС, руб/год

Превыш.

ВСС над ПДС

Превыш.

факт.над ВСС

БПК полн.

0,33

109,09

70,91

0,00

9927,27

32 263,64

42 190,91

Нефтепродукты

20,00

0,30

0,35

0,05

19,65

1653,00

1377,50

2 706 787,5

2 709 818,00

Взвешенные в-ва

0,05

1060,00

140,00

0,00

387 960,00

256 200,00

644 160,00

Сухой остаток

0,00

2 733 333,33

0,00

0,00

0,2

546 666,67

0,00

0,003

546 666,67

Сульфаты

0,00

254 000,00

0,00

0,00

2,5

635 000,00

0,00

0,125

635 000,13

Хлориды

0,00

41 333,33

666,67

0,00

0,9

37 200,00

3000,00

40 200,00

Фосфор общий

5,00

2,00

13,00

0,00

5510,00

179 075,00

184 585,00

Азот аммонийный

0,11

188,18

18,82

0,00

129 657,27

64 828,64

194 485,91

СПАВ

2,00

0,46

0,4

0,00

1,60

551,6

253,74

0,00

22 317,74

ИТОГО

536 744,77

2 728 851,63

5 019 424,35

2.5 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Таблица № 5. Расчет предельно-допустимой массы выбросов

Вещества загрязнители

ПДК

Годовой сброс

ПДВ

Сернистый ангидрид

0,860

0,043

0,037

Пыль известково-цементная

875,000

35,000

30 625,000

Окислы углерода

0,294

0,890

0,261

Окислы азота

0,250

0,010

0,003

Серная кислота

0,020

0,002

0,000

Аммиак

1,250

0,050

0,063

ИТОГО

30 625,363

2.5 Расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу Таблица № 6. Расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

В-ва загрязнители

Факт.сброс за год

ПДВ, т/год

ВСВ, т/год

Превышение

Норма платы

Сумма платы

Всего платы, руб/год

ВСВ над ПДВ

Факт.над ПДВ

ПДВ, руб/год

Превыш.ВСВ над ПДВ

Превыш.факт.над ВСВ

Сернистый ангидрид

0,043

0,037

0,037

0,000

0,006

21,000

0,777

0,000

3,161

3,937

Пыль известково-цементная

35,000

30 625,000

30 625,000

0,000

0,000

21,000

643 125,000

0,000

0,000

643 125,000

Окислы углерода

0,890

0,261

0,261

0,000

0,629

0,600

0,157

0,000

9,429

9,586

Окислы азота

0,010

0,003

0,003

0,000

0,008

35,000

0,088

0,000

6,563

6,650

Серная кислота

0,002

0,000

0,000

0,000

0,002

21,000

0,001

0,000

1,029

1,030

Аммиак

0,050

0,063

0,063

0,000

0,000

52,000

3,250

0,000

0,000

3,250

ИТОГО

643 129,272

0,000

20,181

643 149,453

Таблица № 7. Характеристика загрязнений, после очистки

Примечание

Вещества загрязнители

Старый уровень загрязнения

Уменьшение

Новый уровень концентрации загрязнения,%

Производственные стоки

Взвешенные в-ва

5,5

4,51

Нефтепродукты

0,7

0,63

Цинк

0,3

0,09

Формальдегид

2,4

0,38

Аммиак

0,09

0,09

Стирол

1,1

1,10

Медь

0,5

0,36

Сухой остаток

15,6

12,32

Цианиды

0,9

0,68

Бытовые стоки

Взвешенные в-ва

4,2

3,44

Нефтепродукты

0,05

0,05

Цинк

0,4

0,12

Формальдегид

0,32

Аммиак

0,1

0,10

Стирол

0,00

Медь

0,4

0,28

Сухой остаток

12,5

9,88

Цианиды

0,00

Выбросы в атмосферу

Стирол

5,50

Уайт-спирит

55,25

Этилацетат

94,2

22,61

Изопропиловый спирт

68,82

Соединения свинца

0,09

0,01

Окись углерода

749,23

606,88

Таблица № 8. Расчет платы за транспорт

Наименование

Количество

Плата за 1 трансп.ср., руб/год

Плата за трансп.ср.с учетом их кол-ва, руб/год

Легковой автомобиль

2,70

18,90

Грузовой автомобиль (бензин)

4,00

24,00

Грузовой автомобиль (диз. топливо)

2,50

5,00

Строительно-дорожные машины

0,50

0,00

Грузовой тепловоз

21,40

42,80

Маневренный тепловоз

0,00

0,00

0,00

Пассажирское судно

15,00

15,00

Грузовое судно

20,00

20,00

Вспомогательный флот

6,00

6,00

Итого

131,70

ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ХИМИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ Ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований экономического развития общества. Необходимо найти такие методы ведения хозяйства, которые учитывали бы природные равновесия в сторону либо минимальных вредных воздействий, либо приводили к улучшению природного потенциала. Поэтому важна оценка воздействия на окружающую среду отдельных предприятий и проведение ими природоохранных мероприятий.

Оценка воздействий на окружающую среду — это процедура учета экологических требований государственного законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Такая оценка организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Природоохранная деятельность необходима обществу и она является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности предприятий, в ходе которой должен осуществляться комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение или ликвидацию последствий вредного воздействия основной производственной деятельности на окружающую среду и тре-фющих особого учета, контроля и стимулирования в силу их низкой рентабельности для предприятий и важности для общества.

Природоохранная деятельность предприятий регулируется Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Земельным кодексом РФ, Законом РФ «О плате за землю», «Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия «Законом РФ «Об экологической экспертизе» и другими.

Для обеспечения реализации законодательных актов Правительство Российской Федерации приняло около 350 постановлений и распоряжений. Это обусловило переход к новым экономико-правовым взаимоотношениям между субъектами хозяйственной деятельности, между предприятиями и региональной администрацией, местными и центральными органами власти, необходимость компенсации ущерба за загрязнение окружающей природной среды практически полностью возложена на предприятия-виновников негативных экологических воздействий.

Однако ограниченность в средствах, как предприятий, так и государства приводит к тому, что на практике только незначительная часть ущерба покрывается за счет виновников и государства, а более 80% вообще не компенсируется.

К тому же к началу экономических реформ российская экономика оказалась неэффективной с экологической точки зрения. Спад производства не навлек аналогичного снижения загрязнений, поскольку в экономически кризисных условиях предприятия стали экономить и на природоохранных затратах. Такая ситуация обусловлена: отсутствием действенного организационно-экономического механизма эффективного управления природопользованием; отсутствием действенных стимулов у предприятий к использованию ресурсов и энергосберегающих технологий; стремление акционированных предприятий и предпринимателей к максимизации разовой прибыли и игнорирование потребностей в обновлении основных производственных фондов, в том числе природоохранного назначения; необходимостью создания дополнительных производств из-за разрушения имевшихся хозяйственных связей (часто эти предприятия вредно воздействуют на окружающую среду); недогрузкой имеющихся производственных мощностей, использованием неоптимальных режимов работы оборудования при существующем перерасходе энергоресурсов.

В целом хозяйственный механизм государственного регулирования не предусматривает экологической заинтересованности предприятий в увеличении затрат на природоохранную деятельность.

Воздействие химического производства на окружающую среду характеризуются комплексностью и более сильным воздействием сразу на все ее элементы: воздушный бассейн, водный бассейн, земную поверхность, недра.

Химическая промышленность является крупнейшей и наиболее сложной отраслью материального производства. Она отличается большим разнообразием технологических процессов. Продукция химических производств встречается повсеместно, как в промышленных отраслях, так и в быту.

Предприятия химической промышленности производят средства производства, используемые как в самой химической, так и другими отраслями промышленности в качестве орудий труда (катализаторы, сорбенты, пресс формы и другие), предметов труда (химическое сырьё и материалы), а также средств потребления, поступающие в сеть розничной торговли (товары бытовой химии).

Под природоохранной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая производственными предприятиями, в ходе которой должен осуществляться комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение или ликвидацию последствия основной производственной деятельности, на все элементы окружающей среды и требующих особого учета, контроля и стимулирования в силу их низкой рентабельности для предприятия и важности для общества.

Ключевыми проблемами обеспечения экологической безопасности на транспорте являются снижение загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, земельных ресурсов, защита от транспортного шума и вибраций, предупреждение экологических последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение экологической безопасности населения, снижение ущерба природным ресурсам, сохранение качества природной среды, обеспечивающее процессы саморегулирования.

Для реализации политики экологической безопасности проводится комплекс природоохранных мер, подразделяемых на четыре группы: организационно — правовые, архитектурно — планировочные, конструкторско — технические, эксплуатационные. Перечисленные группы мероприятий реализуются независимо друг от друга и позволяют достичь определенных результатов. Но комплексное их применение обеспечит максимальный эффект.

3.1 Организационно-правовые мероприятия Включают создание нормативно-правовой базы экологической безопасности и меры государственного, административного и общественного контроля за выполнением функций по охране природы. Они направлены на исполнение природоохранного законодательства на транспорте, разработку экологических стандартов, норм и нормативов.

3.1.1 Архитектурно-планировочные мероприятия Для снижения загазованности воздуха в городах большое значение имеют планировочные мероприятия по застройке, реконструкции территорий и организации транспортного сообщения.

Снижение уровня экологической опасности от воздействия транспорта возможно путем:

· создания объездных кольцевых железнодорожных и автомобильных дорог;

· строительства путепроводов, транспортных развязок на разных уровнях, тоннелей и пешеходных переходов;

· расширения магистралей и развития улично-дорожной сети;

· внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением, позволяющих использовать принцип «зеленой волны» и сократить простои автотранспорта перед светофорами;

· организации одностороннего движения на участках городской застройки с узкой проезжей частью;

· выделения в центральной части городов территорий с запретом или ограничением на движение большегрузного автотранспорта.

Проблемы экологической безопасности находят свое отражение

в эколого — градостроительных планах крупных городов.

Архитектурно-планировочные мероприятия по защите водных объектов подразумевают рациональную планировку портов, строительство каналов и шлюзов, проведение дноуглубительных работ, спрямлении фарватеров и судовых трасс.

3.1.2 Конструкторско-технические мероприятия Направлены на улучшение экологических показателей транспортных средств и сокращение выбросов вредных веществ от стационарных источников.

Конструкторско-технические мероприятия, осуществляемые на подвижном составе, группируются по направлениям:

1) повышения экономичности двигателей;

2) снижения массы конструкции;

3) уменьшения сопротивления движению;

4) снижения токсичности отработавших газов;

5) использования экологически более чистых видов топлива;

6) применения комбинированных источников энергии.

Повышение экономичности двигателей достигается совершенствованием их конструкции и позволяет сократить потребление топлива и, соответственно, снизить выбросы загрязняющих веществ. Одновременно обеспечивается сбережение топливно-энергетических ресурсов, что является еще одной важной экологической задачей. Основой сокращения расхода топлива и выброса вредных веществ является улучшение процесса сгорания в двигателях транспортных средств.

Снижение расхода топлива имеет большое значение в первую очередь для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями большого рабочего объема. Применение на этих двигателях вихревого движения рабочей смеси, улучшающего качество смесеобразования и распределения по цилиндрам, способствует снижению расхода топлива на 5−6%.

Улучшение рабочего процесса двигателя достигается применением различных устройств в карбюраторе, например, экономайзеры принудительного холостого хода снижают расход топлива на 2%. Почти все современные карбюраторы оснащены автоматами пуска и прогрева, точное соблюдение температурного режима при пуске и прогреве двигателя способствует снижению расхода топлива.

На некоторых моделях автомобилей, в основном отечественного производства, используются двигатели с форкамерно-факельным зажиганием. При этом способе зажигания обедненная рабочая смесь в камере сгорания двигателя воспламеняется от факела продуктов неполного сгорания, выбрасываемых через сопловые отверстия из дополнительной камеры (форкамеры) малого объема. Это позволяет снизить расход топлива на 8−10%, содержание оксидов азота и углеводородов в отработавших газах.

В современных условиях наилучшим техническим решением остается применение электронных систем впрыска топлива с точным дозированием топлива по отдельным цилиндрам на всех режимах работы двигателя. Применение таких систем также позволяет снизить расход топлива на 8−10%.

Дизельный двигатель экономичнее карбюраторного на 20−30%, токсичность отработавших газов дизеля значительно ниже, поэтому их широко применяют на большегрузных автомобилях, автобусах. Система питания дизельного двигателя обеспечивает более точное дозирование топлива по сравнению с карбюраторными двигателями при различных режимах работы, что наряду с высоким коэффициентом избытка воздуха и высокой степенью сжатия способствует боле полному сгоранию топлива в цилиндрах двигателя и снижению токсичности выбросов (табл. 5).

Высокая топливная экономичность может быть достигнута при использовании и дизельно-газовых двигателей, способных работать попеременно как на дизельном, так и на газовом топливе. Газодизельный двигатель не уступает по мощности дизелю и позволяет экономить в эксплуатации до 80% дизельного топлива.

Таблица № 9. Структура токсичных компонентов при сжигании 1 кг топлива

Основные компоненты

Карбюраторный двигатель

Дизельный двигатель

г

%

г

%

Оксид углерода

73,8

25,5

Оксиды азота

18,1

38,8

Углеводороды

6,6

8,2

Оксиды серы

0,7

21,4

Альдегиды

0,3

1,0

Сажа

1,5

0,5

5,1

Итого

304,5

100,0

100,0

Снижение массы конструкции транспортных средств может осуществляться за счет изменения конструкции агрегатов, совершенствования технологических процессов изготовления автомобилей и замены материалов на более легкие. Важность этого направления подтверждается таким примером: на каждую дополнительную тонну снаряженной массы автомобиля расходуется на 100 км пути 2,5 л бензина или 1,6 л дизельного топлива. Снижение собственной массы автомобиля дает экономию энергоресурсов на 8−10%.

Уменьшение сопротивления движению является важным условием сокращения расхода топлива. Для автомобилей это направление определяется правильным выбором передаточных чисел главной передачи и коробки передач. С увеличением числа передач, применяемых на грузовых автомобилях, возрастают трудности в выборе оптимальной передачи при изменении условий движения, поэтому наблюдается перерасход топлива. Требуется разработка специальных автоматических приборов, сигнализирующих о необходимости включения нужной передачи, что повысит экономичность автомобилей.

При движении с высокой скоростью значительная часть энергии затрачивается на преодоление сопротивления движению в воздушной или водной среде. Эти затраты в воздушной среде прямо пропорциональны квадрату скорости и определяются фактором обтекаемости. Аэродинамические свойства автомобилей повышаются за счет придания обтекаемой формы, правильного расположения груза, установки специальных обтекателей (дефлекторов) на крыше кабины грузового автомобиля, что приводит, в конечном счете, к снижению расхода топлива.

Снижение токсичности отработавших газов достигается рядом технических решений, которые включают установку нейтрализаторов выхлопных газов, фильтров, присадок к топливу.

Системы нейтрализации отработавших газов применяются как дополнительное оборудование, которое без значительных изменений в конструкции двигателя легко встраивается в выпускной тракт двигателя. Различают следующие виды нейтрализации токсичных отработавших газов: термический, каталитический, жидкостный и комбинированный. В самостоятельную группу выделяют способы удаления из газов твердых частиц (сажи).

Термическая нейтрализация вызывает протекание реакций окисления оксида углерода и углеводородов и превращения их в продукты полного сгорания _ углекислый газ и пар при высоких температурах.

Каталитическая нейтрализация помимо окислительных реакций предполагает использование и восстановительных _ для восстановления оксидов азота в исходные вещества: кислород и азот. В окислительных и восстановительных реакциях могут применяться относительно дешевые оксидные катализаторы на основе меди, марганца, никеля, хрома, но они обладают малой долговечностью и эффективностью. Поэтому распространение получили платино — палладиевые катализаторы.

Жидкостные нейтрализаторы основаны на растворении или химическом связывании токсичных компонентов при пропускании отработавших газов через активную жидкость. В качестве активной жидкости могут использоваться вода и водные растворы разных веществ, в частности 10%-й водный раствор сульфита натрия, ингибированный гидрохиноном с целью замедления окисления сульфита натрия кислородом воздуха, и 10%-й водный раствор двууглекислой соды.

В отличие от термического и каталитического нейтрализаторов жидкостный не требует времени для перехода в рабочее состояние после пуска холодного двигателя. Недостатком жидкостного нейтрализатора являются большие масса и габариты, а также необходимость частой смены рабочего раствора.

Оборудование системы выпуска двигателей внутреннего сгорания фильтрами и специальными улавливателями способствует задержанию твердых частиц отработавших газов.

Применение присадок к топливу оказывает заметное влияние на процесс сгорания в дизелях и качество отработавших газов. По характеру действия присадки к топливу подразделяют на присадки, интенсифицирующие горение, и антидымные.

Интенсификаторы горения повышают цетановое число и уменьшают количество светлого дыма, появляющегося при работе холодного двигателя. В качестве присадок могут использоваться метилацетат, ацетонпероксид, этилнитрат, изоамилнитрат и др. Их целесообразно добавлять к топливу с низким цетановым числом.

Антидымные присадки применяют для уменьшения темного дыма (сажи). Наиболее эффективны присадки, содержащие барий, метилцик-лопентадиенилтрикарбонилмарганца (МЦТМ) и тетраэтилсвинец. Эти металлосодержащие присадки практически не влияют на выделение дизельными двигателями оксида углерода, но существенно снижают выделение альдегидов, бензпирена и ускоряют выгорание сажи.

Использование экологически более чистых видов топлива на подвижном составе транспорта является радикальным средством снижения загрязнения атмосферного воздуха. С этой целью для карбюраторных и дизельных двигателей разработаны и успешно применяются системы питания, работающие на газовом топливе. В качестве газового топлива для ДВС используют сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ).

Сжиженный нефтяной газ получают при переработке нефти как побочный продукт, состоящий в основном из пропан-бутановых фракций. Его выпуск составляет 2−3% от выхода основной продукции при перегонке нефти. Но этого вполне достаточно для удовлетворения многих потребностей, включая потребности транспортных средств, переведенных на питание нефтяным газом. По калорийной способности нефтяной газ уступает не более чем на 3−4% бензину, поэтому при переводе карбюраторного двигателя на газ его мощность снижается незначительно.

Сжатый природный газ в качестве основного компонента содержит метан и в небольшом количестве примеси других газов. Сжатый газ хранится в высокопрочных металлических баллонах под давлением 200 МПа. Калорийность природного газа ниже калорийности бензина на 10−15%.

Применение СНГ и СПГ позволяет снизить токсичность отработавших газов по контролируемым веществам: оксиду углерода в 3−4 раза, оксидам азота в 1,2−2,0 раза, углеводородам в 1,2−1,4 раза.

Применение электрической энергии и комбинированных источников энергии на транспортных средствах позволяет улучшить их экологические показатели и способствует сохранению топливно — энергетических природных ресурсов.

На железнодорожном транспорте успешно используется перевод локомотивного парка на электрическую тягу. Электровозы работают на постоянном и переменном токе и практически не загрязняют атмосферный воздух.

На морских судах применяют энергоустановки, работающие от нескольких дизель-генераторов и обеспечивающие электропривод главного судового винта.

В течение многих лет создаются и испытываются экспериментальные образцы и опытные партии электромобилей, однако не созданы конструкции для серийного производства. Основным препятствием на пути широкого внедрения электромобилей является несовершенство источника энергии _ аккумуляторных батарей. Представляет практический интерес комбинированная энергоустановка для автомобилей _ сочетание буферного накопителя электроэнергии и мотор-генератора.

3.1.3 Конструкторско-технические мероприятия Конструкторско-технические мероприятия по защите водных объектов направлены на предотвращение и уменьшение последствий загрязнения водоемов, морей при функционировании транспорта. При разработке водоохранных мероприятий учитывается способность водных объектов к самоочищению, которое происходит в виде естественного процесса распада органических веществ в результате деятельности микроорганизмов. Процесс биохимического самоочищения нарушается токсичными веществами, например металлами, нефтепродуктами, что приводит к кислородному дисбалансу водоема. Поэтому технические мероприятия по борьбе с загрязнением воды должны прежде всего способствовать очистке от токсичных примесей известными методами.

3.1.4 Эксплуатационные мероприятия Эксплуатационные мероприятия осуществляются в процессе эксплуатации транспортных средств и направлены на поддержание их технического состояния на уровне заданных экологических нормативов.

Важная роль отводится обеспыливанию дорог и аэродромов. Такая необходимость возникает на дорогах и аэродромах с гравийным, щебеночным, грунтовым покрытиями. Наиболее эффективным способом обеспыливания является нанесение на покрытия органических вяжущих материалов: вязких и жидких битумов, дегтя и смол, нефти, масел, эмульсий и других. В этом случае на поверхности дороги образуется эластичная поверхностная пленка.

Проводится работа по защите земель в полосе отвода транспортных магистралей. На землях полосы отвода железных и автодорог осуществляются лесонасаждение, рекультивация земель с подсыпкой плодородного слоя почвы.

На трубопроводном транспорте разрабатываются и осуществляются меры по ликвидации последствий утечек нефти и нефтепродуктов из трубопроводов и резервуаров. Это же относится и к утечкам газа, который создает взрывоопасные смеси с воздухом.

На стационарных источниках сокращение вредных выбросов достигается внедрением очистных сооружений.

3.2 Снижение транспортного шума и вибраций На комплексное решение проблемы шума направлено составление карты шумового загрязнения города, куда наносятся стационарные и передвижные источники шума. Такая карта может стать основой градостроительных мер по защите жилой застройки от шума. К градостроительным факторам относятся этажность и композиция жилой застройки, рельеф местности, озеленение, ширина улицы в линиях застройки. Транспортно-планировочными факторами являются ширина проезжей части, ширина тротуара, газонов, разделительных полос, инженерные сооружения по защите окружающей среды.

Шумные промышленные производства и транспортные объекты следует выносить за пределы города на значительное удаление. В их числе аэропорты, крупные сортировочные и грузовые станции, авиаремонтные заводы. Вокруг них создаются санитарно-защитные зоны и зоны ограничения застройки.

Акустическое воздействие автотранспортных потоков, железнодорожных составов, самолетов гражданской авиации очень велико, поэтому постоянно ведутся поиски технических решений и конструкторские работы по снижению шума.

На автомобильном транспорте улучшение акустических показателей достигается за счет сокращения шума от основных источников его образования: двигателя, систем впуска воздуха и выпуска отработавших газов, агрегатов трансмиссии, шин и др. Уменьшение шума двигателя достигается применением в его конструкции нетрадиционных решений, широким использованием в узлах и деталях пластмассы, резины, керамики, алюминия и других композиционных материалов. Системы впуска воздуха оборудуют одно- и многоступенчатыми воздушными фильтрами, которые вместе с эффективной очисткой воздуха осуществляют функцию глушения шума впуска. Системы выпуска отработавших газов ДВС снабжают глушителями выпуска. В последнее время на зарубежных автомобилях устанавливают глушители — нейтрализаторы отработавших газов, обеспечивающие эффективное глушение шума и каталитическую нейтрализацию выбросов.

Шины автомобиля являются источником шума на скоростях движения свыше 50 км/ч. Уровень шума в значительной степени определяется рисунком протектора шины. Гладкий рисунок протектора предназначается для скоростных шин и создает меньший шум. Рельефный рисунок предназначен для движения в условиях низкокачественного дорожного покрытия с малыми скоростями. При движении с повышенными скоростями такие шины создают очень сильный шум.

Кузов автомобиля при движении контактирует своей внешней поверхностью с потоками воздуха, в результате чего образуется аэродинамический шум. Для снижения этого шума разработаны новые компоновочные схемы автомобилей, обтекатели на грузовых автомобилях.

Повышению комфортности и других потребительских качеств автомобилей служит шумоизоляция салона и кабины водителя с применением современных синтетических материалов. Этой же цели служат наносимые на днище и боковые панели кузова, двери, панели моторного отсека вибропоглощающие и противокоррозионные пасты.

Шумовое воздействие автомобильного транспорта во многом определяется профилем дороги и типом покрытия. Наименьший шум регистрируется при движении по асфальтобетону. Другие виды покрытий вызывают прирост шума, особенно на больших скоростях движения. Ведутся работы по совершенствованию технологии строительства, ремонта и содержания автодорог.

На железнодорожном транспорте к конструкторским мероприятиям относятся оборудование маневровых тепловозов глушителями шума, применение резиновых подрельсовых прокладок, переделка звеньевого пути на бесстыковой, совершенствование тормозных устройств, уменьшение массы подвижного состава и др.

На морском и речном транспорте меры по снижению шумового воздействия направлены на защиту пассажиров и команды судна. С этой целью внутренняя планировка составляется с учетом требования максимально возможного удаления кают и салонов от источников шума _ гребных винтов, машинного отделения и др. Осуществляется звукои виброизоляция помещений.

На воздушном транспорте для снижения шума от двигателей летательных аппаратов применяют конструкторские меры, которые реализуются как на стадии проектирования газодинамического тракта, так и при изготовлении узлов и деталей двигателя в целом. Эти меры, обеспечивая определенный эффект снижения шума, приводят к повышению расхода топлива и увеличению выброса вредных веществ.

Своевременное техническое обслуживание транспортных средств способствует поддержанию деталей конструкций не только в исправном состоянии, но и на заданном уровне шума. Наиболее простой способ снижения шумового воздействия _ рассредоточение источников шума по территории аэропорта и их максимально возможное удаление от мест пребывания людей, технологически не связанных с выполнением необходимых работ.

Таким образом, ТДК вносит определяющий вклад в загрязнение атмосферного воздуха России. Особенно существенна его доля по выбросам оксида углерода и углеводородов (¾ общероссийского объема). Вклад ТДК в загрязнение водных объектов незначителен.

4. Оценка ущерба наносимого окружающей среде, после проведения природоохранных мероприятий

4.1 Расчет новой экономической оценки годового ущерба от сбросов Таблица № 10. Расчет приведенной массы сброса

В-ва загрязнители

Производств.стоки

Бытовые стоки

Годовой сброс по в-вам, т/год

Относительная опасность сброса

Приведенная масса сброса, ТУВ/год

Концен трация

Объем

Масса Стоков

Концентр.

Объем

Масса

БПК полн.

7,30

31,00

226,30

7,10

5,00

35,50

261,80

0,33

86,39

Нефтепродукты

0,07

6,00

0,42

0,00

0,00

0,00

0,42

20,00

8,40

Взвешенные в-ва

26,60

44,00

1170,40

16,30

9,00

146,70

1317,10

0,05

65,86

Сухой остаток

409,00

1340,00

548 060,00

401,00

300,00

120 300,00

668 360,00

0,00

401,02

Сульфаты

104,00

402,00

41 808,00

104,00

106,00

11 024,00

52 832,00

0,00

105,66

Хлориды

353,00

84,00

29 652,00

324,00

40,00

12 960,00

42 612,00

0,00

127,84

Фосфор общий

2,00

7,70

15,40

2,00

2,30

4,60

20,00

5,00

100,00

Азот аммонийный

0,50

15,70

7,85

0,60

5,00

3,00

10,85

0,11

1,19

СПАВ

0,60

0,80

0,48

0,50

0,12

0,06

0,54

2,00

1,08

ИТОГО

897,44

4.2 Расчет новой экономической оценки годового ущерба от выбросов Таблица № 11

Расчет новой приведенной массы выбросов

В-ва загрязнители

Годовой выброс

Относит. опасность выброса

Приведенная масса выбросов

0,043

0,043

0,86

0,89

0,89

0,33

0,2937

0,01

0,01

0,25

0,002

0,002

0,02

0,05

0,05

1,25

877,6737

4.3 Оценка новой платы за сброс загрязняющих веществ в водоем и выбросы в атмосферу Таблица № 12. Расчет новой платы за сброс загрязняющих веществ в водоем

В-ва загрязнители

Факт.сброс за год

ПДС, т/год

ВСС, т/год

Превышение

Норма платы

Сумма платы

Всего платы, руб/год

ВСС над ПДС

Факт.над ПДС

ПДС, руб/год

Превыш.ВСС над ПДС

Превыш.факт.над ВСС

Взвешенные в-ва

1067,49

Нефтепродукты

2,6125

0,2725

1,1

0,8275

1,5125

1501,475

22 797,63

208 346,9

Цинк

1,63

0,044

1,2

1,156

0,43

1212,112

159 227,4

456 580,6

Формальдегид

25,01

1,1197

16,8803

7,01

3084,774

232 526,1

482 813,8

718 424,7

Аммиак

6,848

3,665

4,2

0,535

2,648

20 194,15

14 739,25

399 695,4

Стирол

10,164

2,269

7,5

5,231

2,664

6251,095

72 057,03

261 791,1

Медь

3,54

0,081

1,1

1,019

2,44

22 313,96

Сухой остаток

56,144

6508,333

0,2

1301,667

1301,667

Цианиды

2,25

0,125

1,2

1,075

1,05

688,75

29 616,25

144 637,5

174 942,5

ИТОГО

4.4 Расчет новой платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Таблица № 13

В-ва загрязнители

Факт.

сброс за год

ПДВ, т/год

ВСВ, т/год

Превышение

Норма платы

Сумма платы

Всего платы, руб/год

ВСВ над ПДВ

Факт.над ПДВ

ПДВ, руб/год

Превыш.

ВСВ над ПДВ

Превыш.

факт.над ПДВ

Стирол

0,044

14,956

45,1

76 649,5

256 069,6

Уайт-спирит

2,5

162,5

162,5

Этилацетат

94,2

9,42

40,58

44,2

197,82

4260,9

27 663,72

Изопропиловый спирт

66,46 707

13,53 293

3,7

245,9281

250,3593

2867,5

3363,787

Соединения свинца

0,09

2,7E-05

— 2,7E-05

0,09

0,184 491

— 0,92 246

15 374,25

15 373,51

Окись углерода

749,23

2270,394

— 0,39 394

— 1520,77

0,6

1362,236

— 1,18 182

— 22 811,6

— 21 450,5

Итого

2013,769

81 158,66

198 010,2

281 182,6

Договор

на проведение мероприятий по снижению загрязнений природной среды и уменьшению размера платежей

Костромская область

20.12.05

Ростовский областной комитет по охране природы именуемой в дальнейшем «ЗАКАЗЧИК» в лице Иванов И. В., председателя областного комитета по охране природы, действующего на основании положения о Комитете по охране природы с одной стороны и Волгоградский Химический завод, именуемый в дальнейшем «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ» в лице директора Петрова Н. А, действующего на основании Устава с другой стороны в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 09.01.91 № 13 «Об утверждении с 1991 года нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» и решением Администрации Красноярского края от 08.05.01 № 29 заключили договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1 «ЗАКАЗЧИК» поручает «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЮ» выполнить природоохранные мероприятия:

-обследование очистных сооружений;

-разработка проектов нормативов ПДВ предприятия;

-оформление лицензии на специальное водопользование;

1.2.Содержание и объем работ отражены в календарном плане.

2. Права и обязанности

2.1." ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ" обязан исполнить природоохранные мероприятия, в результате которых произойдет сокращение производственных и бытовых стоков, а также выбросов.

2.3 «ЗАКАЗЧИК» осуществляет контроль 1 раз в год.

3. Порядок сдачи и приемки работ

3.1 Уведомление о выполнении каждого этапа работ производить за 150 дней до окончания работ.

4. Ответственность сторон

4.1 В случае неисполнения «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ» пункта 2.1 «ЗАКАЗЧИК» востребует плату в полном объеме.

4.2 Требования о взыскании платы действительно в течении 6 месяцев со дня нарушения.

4.3 Спорные вопросы рассматриваются в Арбитражном Суде.

6. Ответственность

6.1 Сторона нарушившая договор обязана возместить другой стороне причиненные нарушением убытки.

7. Заключительное положение

7.1 Во всем остальном, что не предусмотрено данным договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

7.2 Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.

8. Юридические адреса сторон

Заказчик Природопользователь

Ростовский ТЭЦ

комитет по охране природы ИНН: 10 083 258 922 011

ИНН:1 000 354 702 590 310 Адрес:

Адрес: Р/С: 12 588 800 965 525 987 328

Банк «Газбанк

Р/С:12 000 001 111 980 052 480 Кор/с 45 677 839 002 334 674 944

В филиале ОАО Банк «Инкеп» БИК 66 774 ОКПО 77 335 649

Кор/с 21 036 582 687 410 597 888

БИК28 894 ОКПО 55 987 631

Подпись Подпись

Расшифровка подписи Расшифровка подписи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Масштабы воздействия человека на окружающую среду огромны. Интенсивному воздействию подвергаются все компоненты окружающей среды, из которых наиболее важны для человека атмосферный воздух, пресная вода и почва.

Виды, источники и пути загрязнения окружающей среды различны и многообразны: выбросы в атмосферу химических соединений и смесей; слив в водную среду (реки, моря, подземные воды) всевозможных производственных отходов и сточных вод, попадание в нее нефтепродуктов; засорение почвы твердыми отходами; повышение уровня ионизирующей радиации, шума, вибрации, а также тепловые выбросы в атмосферу и водный бассейн.

Самыми распространенными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, а также пыль. Известно более 200 загрязняющих атмосферу веществ, причем по мере освоения новых технологических процессов их число возрастает. В некоторых случаях влияние на окружающую среду усиливается в результате образования в атмосфере под воздействием солнечного света новых веществ из содержащихся в выбросах.

Серьезное опасение вызывает загрязнение пресных вод, являющихся и природным ресурсом деятельности человека, и одновременно жизненно необходимым благом. Промышленные предприятия, сельское хозяйство и транспорт загрязняют водоемы всевозможными химическими соединениями: соли, кислоты, основания, углеводороды, различные взвеси, поверхностно-активные вещества, удобрения и ядохимикаты. Одним из опасных видов органического загрязнения воды является загрязнение нефтью и нефтепродуктами.

Исключительно важной современной проблемой является сохранение почвы. Немалые потери почвы происходят из-за отчуждения пахотных и других пригодных для сельскохозяйственного использования земель под городскую застройку, прокладку дорог, промышленные площадки, свалки отходов и др.

Таким образом, экологические последствия деятельности человека сводятся к нарушению естественно протекающих процессов в отдельных компонентах окружающей среды и во всей биосфере.

1. Калыгин В. Г. Промышленная экология: учебное пособие — М.: Академия, 2006. — 432 с.

2. Бородин Ю. В. Промышленная экология: учебное пособие ;

Томск: Изд-во ТПУ, 2005. — 120 с.

3. Черепанов К. А., Темлянцев М. В., Темлянцева Е. Н. Промышленная экология: учебное пособие — Новокузнецк: СибГИУ, 2005. — 212 с.

4. Николайкина Н. Е., Николайкин Н. И., Матягин А. М. Промышленная экология. Инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта: учебное пособие — М.: Академкнига, 2006. — 239 с.

5. Гарин В. М., Кленова И. А., Колесников В. И. Промышленная экология: учебное пособие — М.: Маршрут, 2005. — 327 с.

6. Звягинцев Г. Л. Промышленная экология и технология утилизации отходов — Харьков: Вища школа, 1986. — 143 с.

7. Бесков В. С., Сафронов В. С. Общая химическая технология и основы промышленной экологии: учебник для вузов. — М.: Химия, 1999.

— 472 с.

8. Спичак Ю. Н., Ткачев В. Л., Кипко А. Э. Охрана окружающей среды и рациональное использование месторождений полезных ископаемых: учеб. для техникумов. — М.: Недра, 1993. — 170 с.

9. Степанов В. А. Охрана природы: Текст лекций. — Л.: ЛГИ, 1983.

— 66 с.

10. Николин В. И., Матлак Е. С. Охрана окружающей среды в горной промышленности. — Киев, Донецк: Вища шк. Головное изд-во, 1987. — 192 с.

11. Захаров Е. И., Лебедкова А. А. Охрана окружающей среды для студентов горн. спец. — Тула: Тул. политехн. ин-т, 1987. — 92 с.

12. Панов Г. Е., Петряшин Л. Ф., Лысянский Г. Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. — М.: Недра, 1986. — 244 с.

13. Булатов А. И., Макаренко П. П., Шеметов В. Ю. Охрана окружающей среды в нефтегазовой промышленности. — М.: Недра, 1997. — 484 с.

14. Пиковский Ю. И. Природные и техногенные потоки углеводородов в окружающей среде. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993 — 206 с.

15. Экологические проблемы энергетики. / Отв. ред. А. А. Папин. ;

Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. — 322 с.

16. Скалкин Ф. В., Канаев А. А., Копп И. З. Энергетика и окружающая среда. — Л.: Энергоиздат. Ленингр. отделение, 1981. — 280 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой