Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основы логистики

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Виды логистики В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики… Читать ещё >

Основы логистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Основные понятия в логистике, ее функции и виды

Для понимания смысла существования логистической системы предприятия необходимо знать основные исходные понятия логистики.

Логистика — это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в производстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистическая операция представляет собой любое действие, которое не подлежит дальнейшей декомпозиции и направлено на преобразование материального и сопутствующих ему иных видов потоков (погрузки, разгрузки, сбор информации, передача информации и т. д.).

Логистическая функция — это одно из базовых понятий логистики, определяемое как совокупность логистических операций, направленных на достижение целей, обозначенных перед логистической системой или ее элементами (звеньями). Базисные логистические функции: снабжение, производство и сбыт (распределение). Кроме того различают функции: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузопереработку, сервисное обслуживание и т. п.

Логистическая система представляет собой комплекс элементов (звеньев), состоящих в определенных отношениях и связях между собой и образующих некую целостность, ориентированную на управление потоками.

Эффективность логистической системы — показатель для характеристики качества работы рассматриваемой системы при заданном уровне логистических издержек. 2 показателя: качество обслуживания, цена обслуживания.

Звено логистической системы — это функционально выделенный объект системы, не подлежащий дальнейшей декомпозиции (расчленению на подсистемы) в ходе построения логистической системы, добивающийся своей определенной локальной цепи, описываемой определенными логистическими функциями и операциями.

Логистический канал — частично упорядоченное множество, состоящие из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т. д.

Потребитель или поставщик в условиях рыночной экономики имеют возможность выбора по различным критериям с помощью применения различных методов вычисления рейтингов. После сделанного выбора логистический канал превращается в логистическую цепь.

Логистическая цепь — это упорядоченная совокупность физических и (или) юридических лиц, ведущих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией; это определенная последовательность технологических и логистических операций в любом производственном процессе, находящаяся под единой системой контроля.

Параметрами логистической цепи могут быть орг. коэффициент звенности, который показывает, сколько раз продукция была перепродана и складской коэффициент звенности — сколько перевалок прошла продукция на том же пути; логистический цикл — интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой продукции на склад потребителя.

Логистический цикл в общем виде включает в себя:

· время на формулировку заказа и его оформление в установленном порядке.

· время на доставку или передачу заказа поставщику.

· время выполнения заказа (время ожидания постановки заказа на выполнение,

· время выполнения заказа, время простоев, комплекса услуг).

· время доставки изготовленной продукции заказчику.

· время на подготовку продукции к потреблению.

Производственный цикл — часть логистического цикла (от запуска на операцию до полного изготовления).

Логистические издержки — затраты на выполнение логистических операций (складирование, сбережение…). В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки могут быть определены в% от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, гот. продукции или в% от условно чистой продукции.

Ключевыми понятиями в логистике являются материальный и информационный потоки.

Материальный поток — отнесенная к временному интервалу совокупность материально товарных ценностей, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование — элементарный материальный поток). Исчисляется в шт./час, т./год.

Множество элементарных материальных потоков формирующихся на предприятии составляют общий материальный поток, обеспечивающий функционирование предприятия. Материальный поток имеет размерность (объем, время, количество, масса), формой существования материального потока может быть грузооборот склада или грузовой поток (кол-во грузов, перевезенное отдельными видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения за опр. период времени).

Различают материальные потоки:

· внешние, то есть протекающие во внешней системе по отношению к данной логистической системе;

· внутренние, то есть протекающие во внутренней системе по отношению к данной логистической системе.

Также имеется деление материальных потоков на:

· входящие — внешние потоки, входящие в данную логистическую систему;

· выходящие — выходящий во внешнюю среду поток.

Информационный поток — это совокупность циркулирующих внутри логистической системы между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистической системой.

Выделяют информационные потоки: внешние и внутренние; входящие и выходящие.

В логистических системах материальные потоки и информационные могут опережать друг друга, могут иметь одинаковое направление (прямое) и противоположное (встречное).

Информационный поток характеризуется: источником возникновения, направленностью, объемом, периодичностью, скоростью передачи.

В логистике для управления потоками использую функции:

· Планирование (установление оптимальной траектории движения, разработка расписания или графика следования потока, расчет потребностей в ресурсах для осуществления потока).

· Оперативное регулирование (отслеживание каждого объекта потока, согласно графику движения, выработка и применение управленческих воздействий).

· Учет (сбор, обработка, хранение и выдача информации о материальном потоке, составление отчетности).

· Контроль (степень соответствия фактических параметров потока плановым).

· Анализ (причины несоответствия плану).

· Координация (координация процессов закупки, сбыта).

Правила логистики:

· потребитель должен нуждаться в продукте;

· продукт должен быть необходимого качества;

· продукт всегда должен быть в необходимом количестве;

· продукт следует доставить в нужное время;

· продукт необходимо доставить в нужное место;

· продукт необходимо доставлять с минимальными издержками;

Виды логистики В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную логистику). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой. Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции. Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а о ее функциональных областях. [1, 10−14]

Функции логистики.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия — производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис. 1).

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула — «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» — имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений — оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

Функциональная схема логистики Более глубокому раскрытию сущности логистики и ее взаимосвязей с процессами, происходящими в различных областях деятельности промышленно развитых стран, служит анализ факторов, способствующих развитию логистики. [1, 16−19]

2. Принципы и проблемы формирования транспортных потоков

логистика планирование потребитель К управлению грузовыми перевозками относится:

· создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров (части национальной или международной транспортной системы, совокупность транспортных средств и стационарных устройств, а также правовых условий на данном направлении)

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса, совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным,

· выбор вида транспортного средства,

· выбор типа транспортного средства.

· определение рациональных маршрутов доставки.

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица — это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица — это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на складах, так и на производственных участках.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются:

· размеры грузовой единицы;

· способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций. Рассмотрим грузовые единицы, одной из характеристик которых является базовый модуль.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Можно выделить два основных вида грузовых единиц:

· первичная грузовая единица — груз в транспортной таре, например, в ящиках, бочках, мешках и т. п.

· укрупненная грузовая единица — грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, т. е. грузов в транспортной таре.

Первичная грузовая единица проходит канады товародвижения как правило без переформирования, т. е. ящик из гофрированного картона с конфетами, упакованный на кондитерской фабрике, скорее всего пройдет всех оптовиков и дойдет до магазина нераспечатанным. Укрупненная грузовая единица, сформированная из ящиков с конфетами на этой же фабрике, на какой-либо стадии товародвижения скорее всего будет расформирована, возможно при подборке ассортимента у првого же оптовика.

Расформирование грузовой единицы ведет к дополнительным издержкам. Поскольку вероятность расформирования прямо пропорциональна ее размерам, то, очевидно, что сокращение размеров снижает издержки данного вида.

С другой стороны, известно, что расходы связанные с погрузкой, разгрузкой и транспортировкой грузовой единицы, обратно пропорциональны ее массе и, соответственно размеру. Таким образом при выборе размеров грузовой единицы необходим поиск компромисса.

Задача выбора размера единицы может решаться как на уровне склада отдельного предприятия, так и прои формировании сквозной логистической цепи. При этом следует принимать во внимание тенденцию укрупнения грузовых единиц в перевозках.

Верное решение по выбору грузовой единицы при проектировании логистического процесса обеспечивает:

· единовременное транспортирование большего количества товара;

· эффективное использование площади и объема склада;

· возможность использования стандартного оборудования при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, а также ускорение этих работ;

· минимизацию риска повреждения товара;

· повышение безопасности логистических процессов.

3. Задача

Определить коэффициент неравномерности перевозок по каждому варианту, если на участке железной дороги перевозки одного из грузов имеют следующий объем в тыс. т по вариантам:

№ варианта

МЕСЯЦЫ

I

II

Решение:

Коэффициент неравномерности перевозок определяется по формуле:

где Q max — максимальный объем перевозки, тыс. т

Q cp — средний объем перевозки, тыс. т.

Определим коэффициент неравномерности для каждого варианта.

1. Q max=60 тыс. т.

Q cp==(30+30+40+40+50+50+50+60+50+40+30+20)/12=40,83 тыс.т.

Кн=60/40,83=1,47

2. Q max=80 тыс. т.

Q cp==(50+40+60+60+70+70+80+80+60+60+50+40) / 12=60 тыс. т.

Кн=80/60=1,33

Ответ: Коэффициент неравномерности по варианту №I равен 1,47; по варианту №II равен 1,33.

Список используемой литературы

1. Аникин Б. А. «Логистика», Москва, ИНФРА-М, 2001.

2. Гаджинский А. М. «Основы логистики» учебное пособие, Москва, Маркетинг, 1996.

3. Киршина М. В. «Коммерческая логистика», Москва, Центр экономики и маркетинга, 2001.

4. Неруш Ю. М. «Логистика», Москва, Проспект, 2006.

5. Новиков О. А., Уваров С. А. «Логистика» учебное пособие, Санкт — Петербург, Бизнес-пресса, 2000.

6. Малашенко Н. П. «Логистика» учебно-методический комплекс, Новосибирск, 2005.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой