Обоснование структур государственной лесной службы в условиях рыночной организации лесного хозяйства: На примере Московской области
Существующая система лесоуправления, представленная на низовом уровне лесхозами, соединяющими в себе государственные и хозяйственные функции, оказалась не способной решить главные задачи, стоящие перед лесным хозяйством, а именно повысить доходность лесопользования и обеспечить финансовыми средствами расширенное воспроизводство, охрану и защиту лесов. В результате проектирования структур… Читать ещё >
Содержание
- 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ 7 ХОЗЯЙСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
- 1. 2. Опыт зарубежных стран в управлении лесами, находя- 27 щимися в государственной собственности
- 1. 2. 1. Структурные (институциональные) реформы в лесном 29 секторе Латвии
- 1. 2. 2. Организация государственного и хозяйственного управ- 37 ления лесами в Эстонии
- 1. 3. Развитие экономических исследований в области форм 46 организации производства и управления в лесном хозяйстве. Постановка проблемы и задачи исследования
- 1. 2. Опыт зарубежных стран в управлении лесами, находя- 27 щимися в государственной собственности
- 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 54 СТРУКТУР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ СЛУЖБЫ
- 2. 1. Концептуальные основы структурных реформ, их пра- 54 вовое и нормативное обеспечение
- 2. 2. Функции государственного управления лесами, их клас- 66 сификация
- 2. 3. Методика оценки трудоемкости выполнения государст- 77 венных функций управления лесами
- 2. 4. Организационные основы выполнения хозяйственных 82 функций при использовании и воспроизводстве лесных ресурсов
- 2. 4. 1. Выполнение хозяйственных функций по использованию 83 и воспроизводству лесных ресурсов лесопользователями
- 2. 4. 2. Выполнение лесохозяйственных работ унитарными фе- 91 деральными государственными предприятиями
- 3. 1. Лесные ресурсы Московской области, показатели их 96 использования и воспроизводства
- 3. 2. Исследование трудоемкости выполнения государствен- 121 ных и хозяйственных функций в лесхозах Московской области
- 4. 1. Социологическое обследование руководителей и спе- 136 циалистов лесхозов (методы проведения и результаты)
- 4. 2. Проектирование потребностей в специалистах для 157 структур государственной лесной службы и затрат на их содержание
Обоснование структур государственной лесной службы в условиях рыночной организации лесного хозяйства: На примере Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
Проведение структурных реформ в системе государственного управления лесным хозяйством обусловлено необходимостью создания конкурентоспособной рыночной среды в области лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.
Существующая система лесоуправления, представленная на низовом уровне лесхозами, соединяющими в себе государственные и хозяйственные функции, оказалась не способной решить главные задачи, стоящие перед лесным хозяйством, а именно повысить доходность лесопользования и обеспечить финансовыми средствами расширенное воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Исходя из сказанного разделение государственных (монопольных) и хозяйственных (конкурентоспособных) функций в лесном хозяйстве становится важнейшим элементом стратегии его развития.
Планом мероприятий по реализации Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003;2010 гг., одобренной Правительством РФ 18.01.03, в частности предусмотрено в разделе «Совершенствование государственного управления в сфере лесных отношений» совершенствование функционирования лесхозов в направлении разграничения функций государственного управления и хозяйственной деятельности.
При решении данного вопроса первоочередной задачей становится обоснование состава государственных функций управления лесным хозяйством, их классификация, обоснование структур государственной лесной службы для тех условий ее функционирования, когда государственные и хозяйственные функции будут разъединены.
Связь темы с планом научно-исследовательских работ.
Диссертационное исследование является составной частью научно-исследовательских работ, выполненных ВИПКЛХ в 1999;2002 гг. с участием автора в качестве исполнителя по проблемам институциональных преобразований в системе управления лесами в Московской области: «Разработка проекта лесного законодательства Московской области», «Оценка эффективности рубок промежуточного пользования лесом в лесхозах Московской области», «Разработать организационные и правовые основы раздельного исполнения государственных и хозяйственных функций управления лесами в Московской области», «Правовое и экономическое обоснование структурных реформ в лесном хозяйстве Московской области».
Научные результаты, полученные лично соискателем.
Новыми научными результатами в исследовании являются:
— концепция структурных реформ системы лесоуправления, представленная мероприятиями, обеспечивающими рыночную организацию лесопромышленного и лесохозяйственного производств,.
— классификация функций государственного управления лесным хозяйством, осуществляемых на уровне лесхозов, по объектам управления и по характеру управленческой деятельности,.
— методы оценки трудоемкости функций государственного управления на базе социологического обследования руководителей и специалистов,.
— метод моделирования потребностей в работниках государственной лесной службы в зависимости от характеристик лесных ресурсов, условий их эксплуатации и воспроизводства.
Достоверность полученных научных результатов и выводов исследования.
Достоверность результатов исследования определяется анализом большого количества статистических и нормативных данных о деятельности лесхозов Московской области и обработкой этих данных методами математического моделирования.
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость выполненного исследования определяется его результатами,-которые могут быть использованы на региональном уровне для обоснования структур Государственной лесной службы, осуществляющих только государственные функции.
Результаты исследования адресуются:
1) классификация функций государственного управления лесным хозяйством, методы оценки их трудоемкости — Государственной лесной службе Министерства природных ресурсов, Всероссийскому научно-исследовательскому институту лесоводства и механизации лесного хозяйства;
2) рекомендации по структурам Государственной лесной службы в Московской области — Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Московской области.
Исследование ограничено только оценкой функций государственного управления лесным хозяйством, вопросы обоснования форм организации хозяйствующих субъектов даны лишь в порядке их постановки и рассматриваются в качестве предмета для дальнейших исследований.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Существующая система лесоуправления, представленная на низовом уровне лесхозами, соединяющими в себе государственные и хозяйственные функции, оказалась не способной решить главные задачи, стоящие перед лесным хозяйством, а именно повысить доходность лесопользования и обеспечить финансовыми средствами расширенное воспроизводство, охрану и защиту лесов.
2. Одним из важных мероприятий по реализации Концепции развития лесного хозяйства РФ на 2003;2010 гг. заключается в совершенствовании функционирования лесхозов в направлении разграничения функций государственного управления и хозяйственной деятельности.
3. Реформирование существующей системы лесоуправления следует осуществлять с учетом опыта стран с развитой экономикой, а также стран с переходной экономикой, уже осуществивших структурные реформы системы управления лесами.
4. Основным элементом в новой системе управления должны стать функции, которые государство реализует, управляя своей собственностьюлесным фондом. Функции управления должны устанавливаться только законодательством и определять собой организационные структуры, а не наоборот, как это имеет место в настоящее время.
5. Управленческий процесс может быть представлен следующими четырьмя этапами: установление правил принятия решений в виде законодательных и нормативных актовформулирование самих решенийосуществление комплекса организационных мер, необходимых для выполнения принятых решенийконтроль за результатами выполнения управленческих решений.
6. Сущность предложенной методики оценки трудоемкости функций государственного управления лесами заключается в сборе информации о затратах рабочего времени специалистов на выполнение тех или иных управленческих работ посредством анкетирования и определении на этой основе штата работников службы управления.
7. В результате проектирования структур государственной лесной службы в Московской области на уровне лесхозов экономически обоснован вариант, когда государственная лесная служба выполняет функции по организации лесохозяйственных работ, их планированию и контроль за качеством работ, а исполнителями работ становятся подрядные организации (контрактеры).
8. Для обеспечения финансирования проектируемых структур средствами лесного дохода, получаемого от использования лесных ресурсов в Московской области, необходимо в области увеличить размер лесопользования на 727,3 тыс. м3 при ставке лесных податей — 50 руб./м3.
9. Рассмотренный в диссертации вариант разделения функций государственного и хозяйственного управления не является единственно возможным. Исследование будет продолжено в направлении экономического обоснования структур хозяйственного управления лесами в области, организуемых на принципах предпринимательства.
Список литературы
- Буераков Н.Я. Организация финансирования лесного хозяйства за счет средств лесного дохода (на примере Удмуртской республики). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М., 1995.
- Бурдин Н.А. Тенденции производства и потребления лесоматериалов в развитых зарубежных странах. М.: Лесной экономический вестник, 1994, N4, с. 16−21.
- Бурдин Н.А., Рыженков А. И. Методы и практика разработки региональных программ реструктуризации лесопромышленного комплекса.М.: Лесной экономический вестник, 1998, N 1, с.3−7
- Бурдин Н.А., Шлыков В. М., Егорнов В. А., Саханов В. В. Лесопромышленный комплекс. Состояние, проблемы, перспективы. М., 2000, МГУЛ, 473 с.
- Варанкин В.В. Методологические вопросы региональной оценки природных ресурсов.М., «Наука», 1974, 240 с.
- Васильев П.В. Экономика использования и воспроизводства лесных ресурсов. М., Изд-во АН СССР, 1963, 484 с.
- Воронин И.В., Васильев П. В., Судачков Е. Я. Экономика лесного хозяйства. М., Лесная промышленность, 1978, 264 с.
- Воронков П.Т. Экономическая оценка лесных угодий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.наук. Красноярск, 1974,23с.
- Воронков П.Т. Платежи за лесные ресурсы в XXI веке. Материалы международной научной конференции, ОАО НИПИЭИлеспром, М., 2000. с.122−128.
- Воронков П.Т., Туркевич И. В. Экономическая оценка и управление лесами России в условиях перехода к рынку. Сб."Материалы конференции Международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО)". М., ВНИИЛМ, 1993, с.143−145.
- Грегерсон X., Контрерас А. Экономическая оценка влияния лесохозяйственных проектов. НИПИЭлеспром, М., 1995, 140 с.
- Гофман К.К. Методологические основы экономической оценки природных ресурсов. В кн. «Экономические проблемы оптимизации природопользования». Под ред. академика Н. П. Федоренко. М., Наука, 1973, с.22−34
- Джикович B.JI. Экономика лесного хозяйства. М., Лесная промышленность, 1970, 320 с.
- Иванюта В.М., Кожухов Н. И., Моисеев Н. А. Экономика лесного хозяйствам., Лесная промышленность, 1983, 272 с.
- Ильин В.А. Порядок реализации продукции лесохозяйственного производства в условиях хозрасчета. Лесное хозяйство, 1980, № 12, с.6−7
- Ильин В.А. Вопросы экономической организации промежуточного пользования лесом. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук, Л., 1973.
- Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М., Изд-во АН СССР, 1960, 347 с.
- Каракчиев А.А. Экономические основы формирования региональной лесной политики (на примере Республики Коми). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2000.
- Клинов М.Ю., Петров А. П. Финансовые основы государственного управления лесным хозяйством. Лесное хозяйство, № 5, 1996
- Клинов М.Ю. Финансовые потоки в лесном хозяйстве Российской Федерации". М., ВНИИЦлесресурс, обзорная информация 1999 г. Выпуск 910, 40 с.
- Клинов М.Ю. Принципы и методы государственного управления лесным доходом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000.
- Кожухов Н.И. Основы управления в лесном хозяйстве и лесной про-мышленности.М., Лесная промышленность, 1984.
- Кожухов Н.И. Экономика воспроизводства лесных ресурсов. М., 1988, 264 с.
- Ковалевский Е.П. Методы оценки эффективности территориальных программ использования и воспроизводства лесных ресурсов (на примере Тверской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1999
- Концепция устойчивого управления лесами Российской Федера-ции.М., 1998
- Концепция формирования и ведения государственного лесного кадастра. М., Рослесхоз, 1995
- Короткое С.А. Роль лесных податей в формировании себестоимости лесозаготовок. М., Лесной экономический вестник, 1, 2000, с.28−31
- Концептуальные основы и исторический опыт развития социального рыночного хозяйства (Рук.автор.коллектива А.Н.Нестеренко). М., ИЭ РАН, 1998.
- Критерии и индикаторы для сохранения и устойчивого управления умеренных и бореальных лесов. Монреальский процесс. М., ВНИИЦлесре-сурс, 1995, 25 с.
- Кудряшов М.М. Новая система финансирования лесного хозяйства -проблема номер один. Ж. «Лесное хозяйство», N 5, 1994, с.10−12
- Кураков Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М., ЛОГОС, 1998.
- Лазарев А.С. Лесной доход. М., 1988,143 с.
- Лазарев А.С., Аскеров Д. Ю. Лесные таксы 1992 г. Ж."Лесное хозяйство", N 5, 1993, с.18−19
- Лазарев А.С. Совершенствование методов определения попенной платы. Ж. «Лесное хозяйство», N 2−3, 1992, с.16−17
- Лазарев А.С. Лесной доход в условиях рыночных отношений. Ж. «Лесная промышленность», N 1, 1994, с.12−13
- Лесной кодекс Российской Федерации. М., Изд-во «Ось-89″, 1997, 64с.
- Лесное хозяйство на рубеже XXI века. Материалы X Мирового лесного конгресса. Под ред.А. С. Исаева. М., Экология, 1991, 332 с.
- Лобовиков М.А. Контрактная экономическая организация лесного хозяйства. СПб, ЛТА. 1997, 269 с.
- Лобовиков М.А. Определение экономической эффективности рубок ухода в молодняках. Лесной журнал, 1984, № 2, с. 108−112
- Лобовиков М.А., Лосев М. В. Сметная организация лесного хозяйства в России и немецкое наследие XIX века. Сб. Устойчивое лесоуправление и критерии его оценки в период перехода к рыночной экономике. СПб, СПбНИИЛХ, 1997
- Лобовиков Т.С. Проблемы внедрения хозрасчета в лесное хозяйство. В кн. Вопросы экономики лесного хозяйства СССР. М., Лесная промышленность, 1968, с.73−92
- Лобовиков Т.С. Лес как экономическое явление. В кн. Вопросы экономики лесного хозяйства. Воронеж, 1968, с. 126−140
- Лобовиков Т.С. Концепция хозрасчетной организации лесохозяйст-венного производства. Изв.вузов. Лесной журнал. 1986, № 3, с.89−98
- Лобовиков Т.С. Продукция лесного хозяйства и вопросы возмещения затрат в нем. Лесное хозяйство, 1964, № 5, стр.50−54
- Ловцова Н.В. Правовое регулирование лесных отношений. Учебное пособие. Изд. ВНИИЛМ, Группа „Стагирит“, 2001, 15.0 п.л.
- Ловцова Н.В., Лысенко В. П. Организационно-правовые формы юридических лиц в лесном хозяйстве. Лесохозяйственная информация, № 9, 2002 г. с.2
- Логацкий В.Н. Формирование экономических отношений комплексных лесных предприятий на базе аренды лесных ресурсов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Санкт-Петербург, 1992
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23
- Методические рекомендации по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду.М., Федеральная служба лесного хозяйства, 1994
- Методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса (Департамент экономики лесного комплекса Минэкономики России, ОАО „НИПИЭИлеспром“, М., 1999
- Методика расчета нормативов оплаты (цен) на законченные лесохозяйственные объекты. М., Госкомлес СССР, М., 1989
- Моисеев Н.А. Основы прогнозирования использования и воспроизводства лесных ресурсов. М., Лесная промышленность, 1974, 224 с.
- Моисеев Н.А., Писаренко А. И. На пути к новой парадигме (XX конгресс ИЮФРО), Лесное хозяйство, 1996, N 2
- Моисеев Н.А. Система управления лесами на основе принципа не-истощительного многоцелевого их использования. Сб. Материалы конференции международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО). М., ВНИИЛМ, 1993, с. 14−26
- Моисеев Н.А. О необходимости дальнейших реформ в лесном хозяйстве. Что должно быть в фокусе их? Ж. „Лесное хозяйство“, N 4, 1994
- Моисеев Н.А. Экономическая теория принятия решений в лесном хозяйстве (исторические аспекты). Лесное хозяйство, 1995, № 4, с.5−7
- Моисеев Н.А., Бурдин Н. А. Планирование лесного комплекса в условиях рыночной экономики. Лесной экономический вестник, 1977, № 2, с. З-8
- Новожилов В.В. Измерение затрат и результатов. М.,"Экономика», 1967, 376 с.
- Общее положение о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России (утверждено приказом РослесхозаЫ 188 от 13.11.98 г).М., 1998
- Об утверждении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации. Приказ Рослесхоза N 21 от 05.02.1998
- Основы лесного законодательства Российской Федерации. ЭКОС-информ. Вестник комитета ВС РФ по вопросам экологии, 1993 г., N 3
- Основные положения о порядке и условиях взимания лесных податей. Ж. «Законодательство и экономика». N 3−4,1994, с.155
- Петров А.П., Мамаев Б. М., Тепляков В. К., Щетинский Е. А. Государственное управление лесным хозяйством. М., ВНИИЦлесресурс, 1997 -304 с.
- Петров А.П., Мелниш А., Талиярв А., Наслунд Б. А., Густафсон М. Управление лесами в переходной экономике (опыт реформ в России и странах Балтии). Пушкино М.о., 2001, 159 с.
- Петров А.П., Ловцова Н. В., Ельчев Н. М., Хазинов И. Б. Институциональные реформы в лесном хозяйстве. М., МГУЛ, 2001, 153 с.
- Петров А.П. Экономические основы устойчивого управления лесами. Сб. Проблемы устойчивого развития лесного сектора экономики Республики Коми. Сыктывкар, 1998, с.39−50
- Петров А.П., Ильин В. А., Николаева Г. Н. Экономика лесного хозяйства. М., Экология, 1993, 320 с.
- Петров А.П. Методы определения попенной платы и стоимостной оценки лесных ресурсов. Ж. «Лесное хозяйство», N 8, 1989
- Петров А.П. Развитие форм и прав собственности на леса России в условиях конституционной реформы. Ж. «Лесное хозяйство», N 1, 1994
- Петров А.П. Налоги и платежи за лесные ресурсы в условиях рынка. Ж."Лесное хозяйство", N 8−9. 1992
- Петров А.П. Права собственности на леса России. Ж. «Лесное хозяйство"^ 10,1992
- Петров А.П. Экономика лесопользования в условиях аренды. Ж. „Лесная промышленность“, N 4, 1993
- Петров А.П. Методы определения платежей за лесные ресурсы. Ж. „Лесное хозяйство“, N 1, 1993
- Петров А.П. Экономическая оценка лесных ресурсов в условиях их аренды (лицензирования). Ж."Лесное хозяйство», N 4, 1993
- Петров А.П. Финансирование лесного хозяйства: баланс интересов Федерации и ее субъектов. Ж. «Лесное хозяйство», N 4, 1994
- Пирс Питер X. Введение в лесную экономику. М., Экология, 1992, 224 с.
- Петров А.П., Бурдин Н. А. Хозяйственный механизм в лесном комплексе. М., «Лесная промышленность», 1990,296 с.
- Петров А.П. Лесной кодекс Российской Федерации: обеспечение балансов интересов в лесопользовании. Лесной экономический вестник. 1997, № 1, с.14−16
- Петров А.П., Клинов М. Ю., Лубова Т. В., Якунина В. И., Русова И. Г. Государственное управление лесным доходом. Пушкино М.о., 2000 г. 82 с.
- Петров А.П. Развитие экономического механизма взаимоотношений органов государственного управления лесным хозяйством и лесопользователей. Материалы межр. научной конференции, ОАО НИПИЭлеспром, М., 2000, с.25−28
- Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995, 557 с.
- Петров В.Н. Лесная политика и охрана лесов. СПб, Наука, 1998. 253с.
- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 № 552. Экономика и жизнь. 1992, № 33
- Положение об аттестации (приемке) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг. Рослесхоз, 1994
- Полянский Е.В., Тришин B.C. Состав и строение механизма лесохо-зяйственного хозрасчета. Лесное хозяйство, 1989, № 11, с. 19−20.
- Положение о переводе лесохозяйственных предприятий, объединений и организаций Госкомлеса СССР на хозяйственный расчет. М., Госком-лес СССР, 1989.
- Положение об аттестации (приемке) законченных производством лесохозяйственных объектов, продукции и услуг. М., Госкомлес СССР, 1989
- Починков С.В. Экономическое регулирование лесных отношений. Лесное хозяйство, 1996, № 6, с. 18−21
- Методика исчисления планово-расчетных цен на работы и продукцию лесного хозяйства. М., ВНИИЛМ, 1979, 133 с.
- Русова И.Г. Методы обоснования экономических нормативов для стоимостной оценки древесных ресурсов. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н., М., 1998
- Самуэльсон П. Экономика. М., Прогресс, 1964, 844 с.
- Саханов В.В., Сапожникова Т. А., Николаев О. А. Управление издержками производства на лесопромышленных предприятиях в рыночных условиях. М., Лесной экономический вестник. № 1, 2000, с.9−16
- Солдатова В.В. Методы формирования платежей за лесные ресурсы в условиях рынка. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. М., МГУЛ, 1994
- Скоробогатов А. Е Об итогах социально-экономического развития предприятий лесозаготовительной промышленности в 1997 г. и задачах на 1998 г. Сб. Материалы международной научно-практической конференции, Сыктывкар, 1998
- Страхов В.В. Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами России. Сб. Проблемы устойчивого развития лесного сектора экономики Республики Коми. Сыктывкар, 1988, с.23−38
- Страхов В.В., Писаренко А. И., Кузнецов Г. Г., Соколов Д. М. Устойчивое управление лесами России и Европейский рынок лесоматериалов. «Лесное хозяйство», 1998, N2
- Судачков Е.Я. Основные вопросы экономики лесного хозяйства. М., «Лесная промышленность», 1969, 152 с.
- Туркевич И.В. Кадастровая оценка лесов. М., «Лесная промышленность», 1977, с. 168
- Устойчивое управление лесным хозяйством: научные основы и концепции. Под редакцией А. В. Селиховкина. Учебное пособие. СПб-Йоэнсуу, 1998, 222 с.
- Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. Под редакцией проф.Ю. Б. Осипова, доц.Е. М. Львовой.
- Федеральная целевая программа «Леса России» на 1997−2000 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1240 от 26.09.1997), М., 1997
- Хазинов И.Б. Экономические основы контрактной (подрядной) организации лесохозяйственного производства (на примере ОЛХ «Русский лес»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М., 2002 г.
- Филимонов Б.К. Федеральная целевая программа использования и воспроизводства лесных ресурсов. Сб. Материалы межр.научно-практической конференции. Сыктывкар, 1988
- Шубин В.А. Леса и лесное хозяйство России. Состояние и перспективы развития в условиях перевода на рыночные отношения. Сб. Материалы конференции международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО). М., ВНИИЛМ, 1993, с.7−14
- Шубин В.А., Моисеев Н. А. Проблемы лесоуправления в условиях экономического кризиса. Ж. «Лесное хозяйство», N 11,1992, с.2−5
- Шубин В.А. Первоочередные задачи лесного хозяйства. Ж. «Лесное хозяйство», N 4,1994
- Шубин В.А. Главное дело лесоводов. Ж."Лесное хозяйство", N6, 1993, с.2−4
- Шубин В.А., Страхов В. В. Всемирная лесная конвенция и лесной кодекс России. М., ЭКОС, 1997, N 10, с.5−15
- Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997 гг. (под редакцией Е. Т. Гайдара. Институт экономических проблем переходного периода).М., 1998
- Экономические основы организации хозяйственного расчета в лесном хозяйстве (под редакцией проф. Петрова А.П.). Пушкино М.о., 1990. 76 с.
- Юслин Хейкки, Неуволлен Йорма. Маркетинг продукции лесной и целлюлозно-бумажной промышленности (перевод с финского). Йоэнсуу, 2000
- Явлинский Г. А. Экономика России. Наследство и возможности. М., ЭПИцентр, 1995.