Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность коммуникации

Конспект урокаПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эту мысль продолжает философ М. К. Мамардашвили: «По обыденной привычке мы, как правило, вписываем акты сознания в границы анатомического очертания человека. Но, возможно сознание размещено вне индивида и представляет собой какое-то пространственно-подобное или полевое образование». Здесь уместно вспомнить еще раз текст, как «атом общения». Текст включает в себя голоса той или иной эпохи… Читать ещё >

Эффективность коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конспект к семинарскому занятию

Эффективность коммуникации

План

1. Диалог как понятие

2. Культурологическая концепция диалога как формы коммуникации в культуре М. М. Бахтина и В.С. Библера

3. Диалог как принцип организации сознания

1. Диалог как понятие Проблема диалога в современных условиях приобретает особое значение. Современный мир характеризуется все большими процессами глобализации, в соответствии с этим усиливаются процессы, противоположные им. К сожалению это не свидетельствует о том, что человечество научилось жить, если не в согласии, то хотя бы в режиме диалога. В связи с этим, возникает необходимость обратиться к истокам диалога, его пониманию с точки зрения философии и культурологии.

Слово «диалог» происходит от греческих dia — «два» и logos — «понятие», «мысль», «разум», «язык», и означает, следовательно, «встречу» двух сознаний, логик, культур.

Диалог — универсальный способ существования культуры. Культура с древнейших времен для выживания, развития и обновления форм своего существования использует диалог как универсальное средство реализации целей человека в мире. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиция, и вместе с тем, обновляется ценностное содержание культуры. Диалог является и важнейшей формой коммуникации, т.к. только посредством диалога внешнего и внутреннего происходит обмен и усвоение информации, необходимой для существования и развития личности.

2. Культурологическая концепция диалога как формы коммуникации в культуре М. М. Бахтина и В. С. Библера В философии и культурологии основные положения идеи диалога культур разработаны М. М. Бахтиным и В. С. Библером. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспектив.

М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения». В диалоге человек вкладывает в речь, в слово всего себя, и это слово «входит в диалогическую ткань человеческой жизни, мировой симпозиум». Диалог всеобщ, он в самих средоточиях человеческого духа.

Самоопределение индивида в горизонте личности в культурном контексте возможна лишь в диалоге, который базируется согласно концепции М. М. Бахтина на трех смыслах:

* диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания;

* диалог как всеобщая основа всех речевых жанров: летописи, юридические документы, хроники, научные тексты, бытовые тексты: приказ, брань, жалоба, похвала и т. д.;

* диалог, как форму общения. «Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, — с ними можно только диалогически общаться…»

Диалог рассматривается как условие жизни духовной переживающей личности, ибо путь спасения «Я» возможен через спасение души, а душа — это «дар моего духа другому». Только вступая в со-бытие (диалог) с уникальностью другого, личность достигает подлинной жизни и обретает собственную уникальность, творя новый мир понимающего и самоутверждающегося духа, т. е. культуру.

В.С. Библер, развивая идеи М. М. Бахтина, также предостерегает от примитивного понимания диалога как разных видов диалога, встречающихся в речи человека (научный, бытовой, моральный и т. д.), которые не имеют отношения к идее диалога в рамках диалоговой концепции культуры. В «диалоге культур» речь идёт о диалогичности самой истины, о том, что понимание другого человека предполагает взаимопонимание «Я — ты» как различных личностей, с различными культурами, логиками мышления, различными смыслами истины, красоты и добра.

Диалогическое общение может быть непосредственным (как правило, оказываясь при этом двусторонним) и опосредованным текстами (часто являясь односторонним, контакт читателя с автором).

Таким образом, общение личностей в диалоге происходит благодаря некоторому атому общения — тексту. М. М. Бахтин в своей «Эстетике словесного творчества» писал, что человека можно изучать только через тексты, созданные или создаваемые им. Текст, по Бахтину, может быть представлен в разных формах:

* как живая речь человека;

* как речь, запечатлённая на бумаге или любом другом носителе (плоскости); культурологический диалог коммуникация самоопределение

* как любая знаковая система (иконографическая, непосредственно вещная, деятельностная и т. д.)

В любой из этих форм текст может быть понят как форма общения культур. Каждый текст опирается на предшествующие и последующие ему тексты, созданные авторами, имеющими своё миропонимание, свою картину или образ мира. И поэтому текст несет смысл прошлых и последующих культур, он всегда на грани, он всегда диалогичен, так как всегда кому-то направлен.

Таким образом, диалог — это универсальная форма коммуникации в культуре, всеохватывающий способ существования культуры как таковой и человека в культуре.

3. Диалог как принцип организации сознания Сознание начинается там, где начинается диалог, вызванный каким-то противоречием, выраженным в логической форме. Человек в результате диалогического общения с самим собой вырабатывает свои ответы на вопросы человеческого бытия. Именно в диалоге рождаются особо значимые смысловые структуры, которые переживаются личностью и оставляют в ее сознании глубокий след, а затем оказывают влияние на ее нравственный выбор.

Значение диалога как формы существования сознания отражено у М. М. Бахтина в работе «Проблемы поэтики Достоевского». Бахтин считал, что существует особая сфера бытия человека, которая не поддается освоению с монологических позиций. Анализируя диалоги в романах Достоевского, он выделяет в них подлинную полифонию самостоятельных голосов и сознаний. Диалог — это взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

Эту мысль продолжает философ М. К. Мамардашвили: «По обыденной привычке мы, как правило, вписываем акты сознания в границы анатомического очертания человека. Но, возможно сознание размещено вне индивида и представляет собой какое-то пространственно-подобное или полевое образование». Здесь уместно вспомнить еще раз текст, как «атом общения». Текст включает в себя голоса той или иной эпохи, благодаря тексту идеи одной культуры встречаются с идеями культуры других эпох в диалогическом пересечении. Диалог двух культур происходит в особом интеллектуальном пространстве — «пространстве истории», где формируется и получает дальнейшее развитие уже историческое сознание.

Таким образом, сознание имеет диалогическую природу и существует в диалоге. Диалог между двумя людьми, культурами, историческими эпохами по философии М. М. Бахтина есть элемент бытия, духовная действительность. В книге о Достоевском М. М. Бахтин говорит, что «быть — значит общаться диалогически» .

Сегодня это становится как никогда актуальным, потому что диалог как форма коммуникации в культуре раздвигает границы общения между народами и государствами. Основа бытия и мышления человека конца XX в. — диалог, полилог по самым главным, вечным проблемам бытия. Это всеобщий способ освоения духовно-ценностных основ жизни, форма поиска самого себя в мире общечеловеческих ценностей: истины, добра, красоты, любви, счастья. Это и способ познания мира, и способ «самовозделывания», самоосуществления, самоопределения. Человек должен научиться жить в условиях множества культур, типов сознаний, логик, точек зрения. Следуя современному пониманию диалога, можно утверждать, что осознанная жизнь есть участие в непрерывном диалоге бытия, предполагающее умение слушать и вопрошать, соглашаться и сомневаться, удивляться и восхищаться, спорить и убеждать.

Источники

1. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации. http://www.evartist.narod.ru/text16/074.htm

2. Теория и история культуры в персоналиях Бахтин Михаил Михайлович (1895−1975)

http://ortlib.narod.ru/perso/perso006.htm

3. Бобрикова Ж. Е. Место диалога в культуре повседневности http://analiculturolog.ru/journal/new-number/item/730-place-of-dialogue-culture-of-everyday-life.html

4. Викторов, Л. Г. Диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина — В.С. Библера/ Парадигма: Журнал межкультурной коммуникации. № 1 http://res.krasu.ru/paradigma/1/6.htm

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой