Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональное образование осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении как средство его ресоциализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая ценность результатов исследования: разработано критериально-диагностическое сопровождение протекания ресоциализации осужденного к лишению свободы, включающее критерии, показатели и стадийные характеристики развития ресоциализации осужденного (ситуативная, устойчивая, интегративная стадии), которое позволяет совершенствовать образовательный процесс и диагностировать исследуемое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Перспективы ресоциализации осужденного к лишению свободы в процессе его профессионального образования
    • 1. 1. Ресоциализация осужденного к лишению свободы как социально-педагогическая цель работы с ним в исправительном учреждении
    • 1. 2. Социально-педагогический потенциал профессионального образования как средства ресоциализации осужденного к лишению свободы
  • Выводы первой главы
  • Глава 2. Организация профессионального образования осужденного к лишению свободы, направленного на его ресоциализацию
    • 2. 1. Факторы и дидактические условия успешной ресоциализации осужденного к лишению свободы как субъекта профессионального образования в исправительном учреждении
    • 2. 2. Принципы и логика профессионального образования, направленного на ресоциализацию осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении
  • Выводы второй главы

Профессиональное образование осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении как средство его ресоциализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования объясняется современной ситуацией, в которой безработица сочетается с большим количеством свободных рабочих мест. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его слоев, групп, каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, психических заболеваний, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д. В России в числе безработных оказываются в первую очередь социально «слабые» демографические группы (пожилые работники, женщины с детьми, молодежь, беженцы и др.) — в их числе и лица, освобожденные из исправительных учреждений. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда. Однако после освобождения из мест лишения свободы многие бывшие осужденные при поиске работы не соответствуют жестким требованиям работодателей: наличие опыта работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура общения, владение компьютером и т. д. Массовый характер этих трудностей в процессе ресоциализации осужденных к лишению свободы во многом объясняется неразработанностью научного понимания ресоциализации осужденного к лишению свободы как социально-педагогической цели работы с ним.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ получение общего образования и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы называется одним из средств, направленных на исправление и ресоциализа-цию. Таким образом, в местах лишения свободы сохраняется возможность получения осужденным рабочей специальности и повышения им образовательного уровня. Однако особенности современного рынка труда предопределяют необходимость владения не только конкретной профессиональной специальностью, но и способностью человека к постоянному профессионально-личностному самоопределению, профессиональной самореализации и профессиональному саморазвитию, которые являются неотъемлемыми компонентами ресоциализации осужденного к лишению свободы после его освобождения из мест лишения свободы. Поэтому лицу, отбывающему наказание важно осознать, что условия рынка потребуют от него, помимо определенных профессиональных знаний, умений и навыков, в первую очередь готовность формировать себя, ориентируясь на конкретную профессиональную деятельность. Следовательно, для успешного протекания процесса ресоциализации осужденного к лишению свободы после освобождения необходимо выявить социально-педагогический потенциал профессионального образования в исправительном учреждении как средства ресоциализации осужденного.

Переход на гуманитарную парадигму образования на современном этапе развития общества влечет за собой смену ценностно-целевых ориентиров, приоритетных средств образования. Несмотря на это осужденный к лишению свободы продолжает рассматриваться лишь как объект социально-воспитательных воздействий. Осужденный — это человек, обладающий особыми типобразующими признаками, которых нет у представителей других социальных групп (например, сам факт осуждения, изоляция от общества, узкоэгоистичные мотивы поведения и т. д.) и находящийся в специфических условиях жизни. Данные обстоятельства приводят к необходимости обоснования ведущих факторов и дидактических условий успешной ресоциализации осужденного к лишению свободы, как субъекта профессионального образования в исправительном учреждении.

Профессиональное образование осужденных организуется в исправительных учреждениях, то есть в процессе отбывания ими наказания. И здесь возникает закономерное противоречие: образование организуется в благих целях (для исправления осужденного), а воспринимается им как дополнительное наказание, через призму кары. Отрицательное отношение к образованию естественно сказывается на его результативности. Таким образом, обнаруживается необходимость разработки и обоснования иной логики и принципов профессионального образования в исправительном учреждении, для восприятия его как позитивно-воспитательного воздействия, способствующего ресоциализации.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов ресоциализации осужденного к лишению свободы в процессе его профессионального образования.

Первую группу составляют выводы о социальных характеристиках человека (К. Магер, М. А. Галагузова, JI.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, Б.Т. Лихачев), о развитии Первую группу составляют выводы о социальных характеристиках человека (К. Магер, М. А. Галагузова, JT.B. Мардахаев,.

A.B. Мудрик, Б.Т. Лихачев), о развитии личности в обществе (Л.С. Выготский, Дж. Мид, Т. Парсонс), социальном воспитании (И.Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, М. А. Галагузова, A.B. Мудрик), причинах социальных отклонений в развитии и воспитании человека и определенных групп, и возможностях их предупреждений и преодолений (A.C. Макаренко, В. Н Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий), психологических характеристиках осужденного (Ю.А. Алферов, М. М. Исаев,.

B.Ф. Пирожков, В. М. Поздняков, C.B. Познышев, М. В. Тимашев,.

B.А. Семенов), о сущностных характеристиках процессов и результата социализации и ресоциализации человека в обществе (М. Вебер, К. Маркс, A.B. Мудрик и др.).

Во вторую группу входят исследования профессионального образования (А.П. Беляева, X. Бендрочик, Н. М. Борытко, Е. В. Бондаревская, В. И. Данильчук, А. Н. Лейбович, Н.К. Сергеев), психологии образования взрослых (Б.Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Колюткин, Е. Е. Рыбалко, Е.И. Степанова), профессиональной подготовки осужденных (А.И. Зубков, А. И. Васильев, Я. Г. Крахмальник, H.A. Беляев, Н. И. Панкин, Д. И. Пиранчук, H.A. Тюгаева), непрерывного профессионального образования (Н.М. Борытко, Б. С. Гершунский, Н.К. Сергеев), особенностей профессионального образования различных групп населения (С.Я. Баев, А. П. Беляева, М.А. Петухов).

Третья группа — психологические и социально-психологические и социально-педагогические исследования проблем социальной реабилитации различных групп населения (А.Я. Герд, A.C. Макаренко, A.B. Наприс,.

C.B. Познышев, И. Я. Фойницкий, С. Т. Шацкий, Г. Шнайдер, Н.М. Ядринцев), о влиянии условий жизни и деятельности осужденных в местах лишения свободы на их личность, процесс адаптации и ресоциализации (В.Ф. Пирожков, В. М. Поздняков, P.A. Сабитов, Т. Г. Татитдинова Г. А. Туманов, H.A. Тюгаева), субъектного характера образования (Е.П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, М. С. Каган, И. А. Колесникова, Н.К. Сергеев).

Предпосылки четвертой группы составили выводы о проектировании процесса профессионального образования, исследования аспектов профессионально-личностного самоопределения (Н.М. Борытко, И. А. Колесникова, Н. С. Пряжников, Т. С. Реброва, H.A. Тюгаева, O.A. Шкилева), дея-тельностный подход к профессионально-личностному самоопределению (Н.М. Борытко, В. В. Сериков).

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие разработке путей ресоциализации осужденного к лишению свободы в процессе его профессионального образования. К ним, в первую очередь следует отнести, принятие национальной доктрины образования Российской Федерации, Федеральной целевой программы развития образования на 2011;2015 гг., Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, концепций воспитательной работы, психологической службы, нарастание инновационных процессов в образовании, открытие новых училищ и филиалов при исправительных учреждениях, осуществляющих программы подготовки рабочих кадров различного уровня квалификации, разработка новых гуманизированных программ пенитенциарной психологии, психокоррекционной работы с осужденными, программ социально-психологического консультирования и психотехники.

К сожалению, эти предпосылки не получили еще должного теоретического осмысления, поскольку не разработаны теоретические основы ресоциализации осужденного к лишению свободы посредством организации профессионального образования в исправительном учреждении, не выявлена специфика работы с осужденным как субъектом профессионального образования. Все более остро обнаруживаются противоречия между: потребностью общества в успешной ресоциализации осужденных к лишению свободы и неопределенностью современного научного понимания ресоциализации таких людей как социально-педагогической целипризнанием большинством социальных педагогов, психологов развивающих возможностей профессионального образования в исправительном учреждении и недостаточным теоретическим обоснованием потенциала профессионального образования как средства ресоциализации осужденного к лишению свободыпопытками широкого применения в исправительных учреждениях профессионального образования как средства ресоциализации осужденного к лишению свободы и недостаточной изученностью ведущих факторов и дидактических условий протекания данного процессастимулирующими возможностями профессионального образования при ресоциализации осужденного к лишению свободы и неразработанностью соответствующих дидактических принципов и способов их реализации.

Эти противоречия объясняют актуальность проблемы разработки и обоснования теоретических основ ресоциализации осужденного к лишению свободы средствами профессионального образования.

Несмотря на всю ценность результатов исследования проблемы ресоциализации осужденного к лишению свободы, многие важные вопросы остаются малоразработанными. Необходимо существенное уточнение современного понимания сущности процесса ресоциализации осужденного к лишению свободывыявление уровней и критериев его ресоциализацииобоснование стимулирующего потенциала профессионального образованияопределение дидактических условий и принципов организации профессионального образования в исправительном учреждении. С учетом этого и была избрана тема исследования: «Профессиональное образование осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении как средство его ресоциализации».

Объект исследования — профессиональное образование осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении.

Предмет исследования — ресоциализация осужденного к лишению свободы в процессе профессионального образования в исправительном учреждении.

Цель исследования — выявить и обосновать способы реализации возможностей профессионального образования осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении как средства его успешной ресоциализации.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что профессиональное образование осужденного в исправительном учреждении будет обеспечивать более эффективную в сравнении с имеющейся практикой ресоциализацию осужденного к лишению свободы при соблюдении следующих условий:

1. Ресоциализация осужденного к лишению свободы понимается как процесс подготовки к вхождению в социальную среду после освобождения от наказания, центральное место в котором занимает профессионально-личностное самоопределение осужденного.

2. Профессиональное образование позволяет осужденному к лишению свободы оценить и создать перспективы развития собственной личности, повышая значимость таких ценностей как образование, интересная работа, материальная самообеспеченность.

3. Основанием для выделения дидактических условий ресоциалйзации осужденного к лишению свободы являются уровневые характеристики процесса ресоциализации.

4. Профессиональное образование в исправительном учреждении является формой организации свободного времени осужденного к лишению свободы и строится на принципах субъектности, толерантности и диалогического общения.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Уточнить научное понимание ресоциализации как социально-педагогической цели работы с осужденным к лишению свободы в исправительном учреждении.

2. Раскрыть социально-педагогический потенциал профессионального образования как средства ресоциализации осужденного к лишению свободы.

3. Выявить факторы и дидактические условия успешной ресоциализации осужденного к лишению свободы как субъекта профессионального образования в исправительном учреждении.

4. Обосновать принципы и логику профессионального образования в исправительном учреждении, направленного на ресоциализацию осужденного к лишению свободы.

Методологическую основу исследования составили: на философском уровне — идеи о социальной обусловленности поведения, общения и деятельности человека, о социальной сущности человека, о его субъектности во взаимодействии с социальной и природной средой, о профессиональной деятельности как социальной функции человекана общенаучном уровне — методология целостного подхода к изучению педагогического процесса (научная школа проф. B.C. Ильина) — онтологический подход к пониманию воспитания (Н.М. Борытко, JI.M. Лузина, И.А. Соловцова) — идеи воспитания в контексте социализации (Г.М. Андреева, Л. И. Божович, A.B. Мудрик и др.) — на конкретно-научном уровне — выводы о социально-психологических и социально-педагогических особенностях личности и среды осужденных (М.М. Исаев, А. Г. Ковалев, C.B. Познышев, В. М. Поздняков, H.A. Тюгаева) — личностный, деятельностный подходы к отбору содержания и средств профессионального образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Давыдов, В. И. Данильчук, В. В. Сериков и др.) — на технологическом уровне — концепция непрерывного педагогического образования Н. К. Сергееваосновные положения гуманистической психологии (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, И.С. Кон) — методы активизации профессионального и личностного самоопределения (Н.С. Пряжников).

Исследование проводилось в 2004;2011 гг. и включало в себя три этапа:

На первом этапе (2004;2006 гг.) проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, необходимой для получения информации о сущности ресоциализации осужденного к лишению свободы, ее отличительных особенностей, была определена проблема исследования, обоснованы цель, задачи, рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (2007;2009 гг.) в процессе опытной работы с осужденными накапливался эмпирический материал, проводился его теоретический анализ, в экспериментальной работе проводилось уточнение гипотезы, целей, задач исследования, разрабатывались и экспериментально апробировались система дидактических условий и принципов их реализации в процессе профессионального образования осужденного к лишению свободы.

Третий этап (2009;2011 гг.) осуществлялась отработка и систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, контрольный эксперимент по уточнению отдельных условий ресоциализации осужденных к лишению свободы в процессе их профессионального образования.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов: на первом этапе исследования — анализ литературы и опыта наблюдений за осужденными, обучающимися в местах лишения свободы, моделирование общей и частных гипотез исследованияна втором этапе исследования — проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), обобщение педагогического опыта, опытная работа, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их группна третьем этапе исследования — экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, формирующий эксперимент, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов, расчет распределения, коэффициентов корреляции, оценка статистической значимости гипотезы и др.

Эмпирическую базу исследования составили: опытно-экспериментальная работа в Профессиональном училище № 225 при исправительном учреждении ИК-10 и филиале ПУ № 225 при ИК-8 г. Астраханивсего в исследование были включены более 300 чел. осужденных в возрасте от 19 до 62 лет с образованием от неполного среднего до среднеспециального и до 9 чел. преподавателей и мастеров производственного обученияанализ планов занятий, образовательных программ, методических рекомендаций для преподавателей и мастеров профессионально-технического образованияпилотный диагностический эксперимент в 2007;2008 гг. проводился на выборке 51 чел. осужденных из числа обучающихся в Профессиональном училище № 225 при исправительном учреждении ИК-8- из их числа была выделена представительная выборка в составе 15 чел., с которыми проводилась углубленная диагностикафрагментарным формирующим экспериментом в 2008;2009 гг. было охвачено более 200 обучаемыхсистемный формирующий эксперимент проводился в 2009;2010 гг. в экспериментальной группе из 22 обучаемых, контрольную группу составили 24 обучаемых Профессионального училища № 225 при исправительном учреждении ИК-8.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ресоциализация осужденного к лишению свободы представляет собой процесс подготовки к вхождению осужденного в социальную среду после освобождения от наказания посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности, который предполагает не только адаптацию к социальным условиям, но и активную деятельность человека по их преобразованию через реализацию функций целеобразования, смыслообразования, рефлексивной и активного взаимодействия. Структура ресоциализации осужденного к лишению свободы включает такие компоненты как профессионально-личностное самоопределение, саморазвитие и самореализация и детерминирована ведущей функцией ресоциализации — целеобразования.

2. Потенциал профессионального образования в исправительном учреждении как средства ресоциализации заключается в выполнении им следующих ролей: обучающей, воспитательной, профориентационной, нормативно-регулятивной, коммуникационной. Реализация данных ролей ведет к повышению интеллектуального уровня осужденного к лишению свободы, развитию познавательных потребностей и интересов, перестройке иерархии ценностных ориентаций и, как следствие, облегчает вхождение заключенного в общество после освобождения из мест лишения свободы.

3. Ресоциализация осужденного к лишению свободы проходит в процессе становления своей целостности от стихийной стадии к стадиям ситуативной, устойчивой и интегративной. Каждая стадия характеризуется особым составом факторов и дидактических условий, стимулирующих процесс ресоциализации осужденного средствами профессионального образования. Ведущими инвариантными условиями являются рефлексивные, творческие формы работы с целью развития самопонимания и формирование мотивации профессиональной деятельности и самореализации.

4. В системе профессионального образования принципы субъектности (опора на активность, самостоятельность и рефлексивность личности осужденного к лишению свободы), толерантности (осознание и принятие общечеловеческих норм и ценностей), диалогического общения (признание педагогом ценности личности осужденного в процессе конструктивного взаимодействия) реализуются в педагогическом взаимодействии, включающем следующие этапы: мотивационно-диагностический (изучение социально-психологических особенностей осужденного, стимулирование мотивации к образованию, осознание значимости образования для успешной ресоциализации и самореализации), ценностно-проектировочный (развитие смысложизненных ориентаций осужденного, осознание своего призвания, своих возможностей, проектирование своего жизненного и профессионального пути) и организаторско-управленческий (развитие организаторских способностей осужденного, овладение умениями и навыками делового общения, подготовка к принятию социальнои профессионально-ценностных решений в сложных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности).

Научная новизна результатов исследования состоит в теоретическом обосновании принципов и технологических этапов педагогического взаимодействия, которое оптимальным образом обеспечивает ресоциализацию (как подготовку к конструктивному вхождению в общество после освобождения от наказания) осужденного к лишению свободы в процессе получения профессионального образованияразработана модель ресоциализа-ции осужденного средствами профессионального образованияуточнены научное понимание и дидактические условия ресоциализации осужденного к лишению свободы, практическая реализация которых приводит к более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, профессионально-личностному самоопределению осужденного.

Принципиальная новизна исследования состоит в том, что впервые ре-социализация осужденного рассматривается через его профессиональное образование в исправительном учреждении.

Теоретическая значимость результатов исследования: определено научное понимание процесса ресоциализации осужденного к лишению свободы (профессионально-личностное самоопределение, саморазвитие и самореализация), что является вкладом в разработку научных основ процесса социализациивыявлен стимулирующий потенциал профессионального образования как средства ресоциализации осужденного к лишению свободы, что может служить теоретической базой для решения проблем профессионально-личностного самоопределения осужденного к лишению свободыобосновано отношение к осужденному как к субъекту профессионального образования, что способствует развитию концепции гуманитаризации образования в пенитенциарных учрежденияхразработаны основы педагогического взаимодействия (принципы и этапы) в системе профессионального образования в исправительном учреждении, направленного на профилактику рецидивной преступности, что расширяет представления о способах проектирования профессионального образования осужденных в контексте пенитенциарной педагогики.

Достоверность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работыличным участием автора в экспериментальной работеустойчивой повторяемостью её основных результатовсоответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической деятельности пенитенциарных учрежденийсоотнесением материалов и выводов педагогического поиска с результатами психологических, социологических и юридических исследований в сфере пенитенциарной деятельностирепрезентативностью объема выборкисочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым образовательным опытом.

Практическая ценность результатов исследования: разработано критериально-диагностическое сопровождение протекания ресоциализации осужденного к лишению свободы, включающее критерии, показатели и стадийные характеристики развития ресоциализации осужденного (ситуативная, устойчивая, интегративная стадии), которое позволяет совершенствовать образовательный процесс и диагностировать исследуемое качество личностивыявленный потенциал профессионального образования в исправительном учреждении при создании и соблюдении выделенных в исследовании социально-педагогических условий, способствует эффективному решению исправительным учреждением проблем ресоциализации осужденного к лишению свободыреализация субъектного подхода при образовании осужденного к лишению свободы позволяет преподавателю сформировать положительное отношение и стремление осужденного к образованию, что может служить основой для успешной ресоциализации осужденного к лишению свободы после освобождения от наказанияподготовлены научно-методические рекомендации по внедрению технологии профессионального образования, способствующего ресоциализации осужденного к лишению свободы, которые используются преподавателями пенитенциарных учреждений.

Апробация материалов исследования осуществлялись через участие в работе межвузовской лаборатории гуманитарно-целостных исследований в образовании при кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, заочное участие в региональных научных конференциях, публикацию материалов исследования в научных, научно-методических изданиях, периодической печати.

Внедрение проводимого исследования осуществлялось через практическую деятельность исследователя и других преподавателей в исправительных учреждениях ИК-10, филиала при ИК-8 Астраханской области (всего — 5 мастеров производственного обучения и преподавателей училища). Результаты исследования изложены в шести публикациях автора.

Структура и объем диссертации

обусловлена логикой проведенного научного исследования. Диссертация (151 с.) состоит из введения (12 с.), двух глав (35 и 66 е.), заключения (6 е.), списка использованной литературы (216 наименований) и 7 приложений. Диссертация содержит в тексте 6 таблиц, 4 иллюстрации.

Выводы второй главы.

1. Ресоциализация осужденного представляет собой процесс, состоящий из последовательно чередующихся стадий: стихийной, ситуативной, устойчивой, интегративной. Проведенный диагностический эксперимент подтвердил характерные особенности осужденных, находящихся на различных стадиях ресоциализации, которые представлены в монографических характеристиках. Стадийная модель является ориентиром в отборе не только диагностических методик, но и отборе условий ресоциализации осужденных в исправительном учреждении.

2. Динамика становления ресоциализации осужденного определяется рядом вариативных для каждой стадии и инвариантных факторов и условий. К числу инвариантных факторов относятся: стремление к самосовершенствованию и реализации личностного потенциалазабота о будущем трудоустройстве после освобожденияусиление сознательного отношения к трудукоммуникация со значимым Другимсмысловая наполненность деятельностигармонизация ценностей индивида и принятие норм общества. Инвариантные условия: индивидуальные беседы, рефлексивные, творческие формы работы с целью развития самопонимания и формирование мотивации профессиональной деятельности и самореализациианализ опыта позитивного поведениятренинговые занятия методом конструктивного спора, вербальной дискуссии в коллективесоздание ситуации успеха.

3. Проектирование процесса ресоциализации как системной последовательности педагогических ситуаций, структура которых инвариантна, а содержание вариативно в зависимости от стадии ресоциализации осужденного, выявило следующие ступени развития педагогической ситуации: нахождение себя, поиск себя в обществе, возвращение Человека.

4. Реализация ступеней развития педагогической ситуации выявила типичные затруднения осужденных на каждой ступени развития педагогической ситуации, преодоление которых и способствует становлению ресоциализации. Среди характерных затруднений осужденных обнаружены: индивидуально-личностные, профессионально-проектировочные, коммуникативно-эмоциональные. Соответственно данным затруднениям были выделены и методы педагогической помощи.

5. Основные принципы организации образования в исправительном учреждении, способствующие ресоциализации осужденных, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, и задают логику организации педагогической деятельности. Принципы: субъектности (опора на активность, самостоятельность и рефлексивность личности осужденного), толерантности (осознание и принятие общечеловеческих норм и ценностей), диалогического общения (признание педагогом ценности личности осужденного в процессе конструктивного взаимодействия). Реализуя выявленную систему принципов на практике через организационно-педагогические условия ресоциализации осужденных, мы можем последовательно совершенствовать педагогическую деятельность в направлении ее технологизации для успешной ресоциализации осужденных.

6. Выявленные принципы реализуются в педагогическом взаимодействии, включающем следующие этапы: мотивационно-диагностический (изучение социально-психологических особенностей осужденного, стимулирование мотивации к образованию, осознание значимости образования для успешной ресоциализации и самореализации), ценностно-проектировочный (развитие смысложизненных ориентаций осужденного, осознание своего призвания, своих возможностей, проектирование своего жизненного и профессионального пути) и организаторско-управленческий (развитие организаторских способностей осужденного, овладение умениями и навыками делового общения, подготовка к принятию социальнои профессионально-ценностных решений в сложных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности).

7. Представленная модель педагогического взаимодействия была проверена в эксперименте, который показал устойчивую тенденцию ускоренного становления ресоциализации осужденных экспериментальной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование позволило выявить и обосновать возможности профессионального образования осужденного в исправительном учреждении как средства его успешной ресоциализации. Выявлен развивающий потенциал профессионального образования в исправительном учреждении, способствующий эффективному решению проблем ресоциализации осужденного на практике. Ресоциализацию осужденного мы определяем как процесс подготовки к вхождению осужденного в социальную среду после освобождения от наказания посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности, который предполагает не только адаптацию к социальным условиям, но и в первую очередь, активную деятельность человека по их преобразованию.

Специфика ресоциализации осужденного наиболее полно раскрывается ее функциями в субъектном становлении человека, его социальном поведении и развитии: целеобразования (выступает основополагающей, побуждает к деятельности и делает осужденного творцом своей жизни, когда он сам ставит перед собой цели, и выступает как субъект ресоциализации) смыслообразования (проявляется умением в решении жизненных проблем делать осознанный выбор нравственным путем, позволяет оценивать и регулировать деятельность не с ее целесообразной, прагматической стороны, а со стороны нравственной, смысловой), рефлексивная (определяет готовность осужденного через оценивание, самооценивание проявлять личностное отношение к самому себе, помогает адекватно реагировать на происходящую ситуацию), активного взаимодействия (позволяет человеку соотносить внешние условия среды со своим опытом, с имеющейся у него системой ценностных ориентаций и установок, что влияет на его активность, мотивацию, волю, эмоции). Каждая функция отражает многообразие решения задач и подчеркивает многоаспектность содержания процесса ресоциализации. Ведущей функцией выступает функция целеобразования, которая детерминирует структуру ресоциализации осужденных.

Реализовать перечисленные функции позволяют следующие компоненты ресоциализации: профессионально-личностное самоопределение (выражается в самостоятельном построении своего личного профессионального плана, осмысленном осуществлением выбора профессии на основе понимания, осознания и оценки самого себя в профессии), профессионально-личностная самореализация (проявляется в становлении связной системы личностных смыслов, активном выделении и усвоении норм и эталонов взаимоотношений, целостном представление, знание о содержании, способах и средствах своей деятельности и критичном отношении к себе и своей деятельности, ориентации на ресоциально-значимые ценности) и профессионально-личностное саморазвитие (раскрывается через наличие ответственности за собственную жизнь, принятии себя и других, готовности к конструктивному диалогу, к взаимопониманию, способности к самопринятию и самопрогнозированию, стремления к самосовершенствованию).

Наиболее мощно функции ресоциализации активизируются в процессе профессионального образования осужденного в исправительном учреждении. Потенциал профессионального образования как средства ресоциализации осуществляется через выполнение следующих ролей: обучающей, воспитательной, профориентационной, нормативно-регулятивной, коммуникационной. Реализация данных ролей ведет к повышению интеллектуального уровня осужденного, развитию познавательных потребностей и интересов, перестройке иерархии ценностных ориентаций и, как следствие, снижению рецидивной преступности, то есть, обучаясь, осужденный усваивает не только профессиональные и специальные знания, умения и навыки, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры.

Обоснование модели становления ресоциализации осужденного как ориентир в педагогическом целеполагании включает в себя разработку критериально-диагностического сопровождения становления ресоциализации. Критериями выделения стадий служат: самооценка, самосознание, целенаправленность обоснованность), рефлексия, субъектность, деятельность, стремление к самосовершенствованию, ответственность, социальная активность (социально полезные связи с внешней средой).

На основании изучения сущностных характеристик и структуры ресоциализации, а также типичных особенностей осужденных и своих наблюдений мы выделяем четыре основные стадии становления ресоциализации осужденного: стихийная, ситуативная, устойчивая, интегративная Последовательность стадий становления ресоциализации осужденного определяет логику их развития.

Разработанная стадийная модель явилась основой для отбора диагностических методик, направленных на выявление ведущих внутренних факторов и дидактических условий становления ресоциализации осужденного. В качестве критериев диагностики была выбрана сформированность компонентов: профессионально-личностного самоопределения, самореализации и саморазвития, а показателями служили выраженность выделенных функций целеобразования, смыслообразования, рефлексивной, активного взаимодействия.

Выявленные особенности становления ресоциализации осужденного и результаты собственного диагностического эксперимента дали понимание факторов и условий, стимулирующих становление ресоциализации. Динамика становления ресоциализации осужденного определяется рядом вариативных для каждой стадии и инвариантных факторов и условий. К числу инвариантных факторов относятся: стремление к самосовершенствованию и реализации личностного потенциалазабота о будущем трудоустройстве после освобожденияусиление сознательного отношения к трудукоммуникация со значимым Другимсмысловая наполненность деятельностигармонизация ценностей индивида и принятие норм общества. Инвариантные условия: индивидуальные беседы, рефлексивные, творческие формы работы с целью развития самопонимания и формирование мотивации профессиональной деятельности и самореализациианализ опыта позитивного поведениятренинговые занятия методом конструктивного спора, вербальной дискуссии в коллективесоздание ситуации успеха.

Условия становления ресоциализации осужденного к лишению свободы успешно реализуются в процессе его профессионального образования в исправительном учреждении при разработке иных принципов и логики организации образования. Данные выводы привели нас к проектированию образовательного процесса как системной последовательности педагогических ситуаций в виде ступеней: первая ступень — «нахождение себя» характеризуется побуждением осужденных к осознанию себя в окружающем миревторая ступень— «поиск себя в обществе» определяется социальной активностью осужденных при организации совместной деятельноститретья ступень развития педагогической ситуации — «возвращение Человека» характеризуется реализацией личностного потенциала, заботой о будущем трудоустройстве, принятием норм общества.

Осужденные различных стадий ресоциализации неодинаково проходят данные ступени развития педагогической ситуации, испытывая некоторые затруднения и требуя соответствующих методов педагогической поддержки. Основные затруднения с которыми сталкиваются осужденные мы объединили в три группы: индивидуально-личностные, профессионально-проектировочные, коммуникативно-эмоциональные.

Педагогическая помощь в индивидуально-личностных затруднениях будет реализовываться через условия развития самопонимания и формирование мотивации профессиональной деятельности и самореализации, анализ опыта позитивного поведения, тренинговые занятия, создание ситуации успеха.

Помощь при профессионально-проектировочных затруднениях реали-зовывается через создание ситуации развития и скоординированную социальную среду, что предполагает «планирование и посильную и доступную практическую деятельность».

Педагогическая помощь в решении коммуникативно-эмоциональных затруднений реализовывается через условия: формирования мотивации профессиональной деятельности и самореализации, анализа опыта позитивного поведения.

Решение затруднений ресоциализации осужденных определило принципы, обусловливающие успешное становление ресоциализации осужденных в процессе профессионального обучения в исправительном учреждении: субъектности (опора на активность, самостоятельность и рефлексивность личности осужденного), толерантности (осознание и принятие общечеловеческих норм и ценностей), диалогического общения (признание педагогом ценности личности осужденного в процессе конструктивного взаимодействия). Все выявленные принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя систему, функционирование которой и задает логику профессионального образования в исправительном учреждении, направленного на ресоциализацию осужденного.

Выявленные принципы реализуются в педагогическом взаимодействии, включающем следующие этапы:

1) мотивационно-диагностический (по содержанию соответствует первой ступени развития педагогической ситуции — нахождение себя) — изучение социально-психологических особенностей осужденного, стимулирование мотивации к образованию, осознание значимости образования для успешной ресоциализации и самореализации;

2) ценностно-проектировочный (соответствует второй ступени развития педагогической ситуации — поиск себя в обществе) — развитие смыс-ложизненных ориентаций осужденного, осознание своего призвания, своих возможностей, проектирование своего жизненного и профессионального пути;

3) организаторско-управленческий (реализует третью ступень развития педагогической ситуации — возвращение Человека) — развитие организаторских способностей осужденного, овладение умениями и навыками делового общения, подготовка к принятию социальнои профессионально-ценностных решений в сложных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

Кроме того, для успешного прохождения ресоциализации осужденных на основании методов педагогической поддержки нами выделены и реализованы в исправительном учреждении пространства поддержки.

Пространство помощи" — пространство, где оказывается социально-психологическая помощь в связи с лишением свободы, в контакт с осужденным вступает преподаватель исправительного учреждения: организация медико-психолого-педагогической помощи, изучение, состояния индивидуальных особенностей осужденныханализ факторов дезадаптациипривитие навыков общения с товарищами на основании норм общественностисохранение физического здоровья осужденных (беседы с врачами различных направлений) — правовое обучение (беседы с работниками правоохранительных органов).

Пространство образования" — получение образования в исправительном учреждении, использование потенциала других учебных учреждений — университетов, институтов, колледжей, профессиональных училищ, имеющих возможность принять бывшего осужденного для продолжения образования. На занятиях осуществляется реализация тем: «Трудовой кодекс РФ», «Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ», «Занятость как социально-экономическая проблема».

Пространство профориентации" — пространство, которое способствует укреплению уверенности в себе, передачи накопленного опыта, определению себя, выбору будущей профессиипрофессиональный мониторинг на занятии, в коллективе, в социуме.

Пространство освобождения" — пространство, которое способствует осознанию себя гражданином своей страны, полноценным членом общества. На выходе из исправительного учреждения помощь преподавателя должна быть направлена на адаптацию осужденных к современным условиям жизни через социально-психологическую службу района по будущему месту жительства после отбывания наказания, центр реабилитации осужденных, инспекцию по делам несовершеннолетних и др.

Представленная модель педагогического взаимодействия была проверена в эксперименте, который показал устойчивую тенденцию ускоренного становления ресоциализации осужденных экспериментальной группы. Апробация и внедрение результатов исследования позволяет говорить о воспроизводимости разработанной в исследовании методики и устойчивой повторяемости ее результатов. Это позволяет утверждать, что гипотеза истинна или, во всяком случае, она не противоречит полученным в исследовании фактам.

В качестве технологических выводов следует выделить: (1) в целевых установках профессионального образования осужденного воздействие на процесс его социализации- (2) как закономерность выбор получаемой осужденным в исправительном учреждении профессии в зависимости от перспектив ее применения после освобождения из заключения- (3) тесное взаимодействие с воспитательными службами исправительного учреждения с целью отслеживания и коррекции результативности профподготовки на процесс становления ресоциализации осужденного (изменеий его поведения в отряде, на досуге и в выполнении трудовых обязанностей) — (4) не только системность, но и систематичность в такой работе с осужденными, широкое информирование их о результативности профподготовки для конструктивного вхождения в общество.

Данное исследование сознательно ограничивалось кругом вопросов, связанных со становлением ресоциализации осужденных в процесс профессионального обучения в исправительном учреждении. Однако не менее важным представляется более детальное изучение ресоциализации с применением типологии осужденных, в том числе с разбивкой возрастных границ, разработка системы поддержки ресоциализации осужденных на межпредметном материале. Решение этих задач раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 19−44.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности—М.: Наука, 1989. — 334 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 300 с.
  4. Ю.М., Деев В. Г. Программа изучения личности осужденного в ИТУ. М., 1973. — 68 с.
  5. .Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Уральского Университета, 1986.
  6. Ю.А. Адаптированные методы изучения человека в условиях ИТУ: Учебное пособие. М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1996. — 192 с.
  7. Ю.А. Личность преступника: Диагностика ценностных ориентации: осужденных и воспитательный процесс в ИТУ. — М.: РИПК МВД РФ, 1993. — 125 с.
  8. Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных: монография. — Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994. — 205 с.
  9. Ю.А., Петков В. П., Соловьев В. П. Социальная адаптация освобождаемых из мест лишения свободы: учеб. пособие / под ред. Ю. А. Алферова. — М.: МВД РФ, 1992. 70 с.
  10. Г. А., Аминев Э. Г. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа, 1997.
  11. . Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  12. Н. А. Социология исполнения уголовных наказаний. М.: Права человека, 2001. — 137с.
  13. Ю.М. Исправление преступников возможно //Человек, преступление и наказание. Материалы международной конференции. Рязань, 1994.
  14. Ю.М. Психологические особенности осужденных за кражи и индивидуальная работа с ними. М., 1991.
  15. Ю.М. Психологическое отчуждение лиц, осужденных к лишению свободы // Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права. — М.: Юрид. лит., 1990. — С. 101 — 107.
  16. Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристь, 1996. — 166с.
  17. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1993.
  18. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  19. В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  20. Ю.К. Избранные педагогические труды.—М.: Педагогика, 1988. —560 с.
  21. Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. — М.: ВНИИ МВД РФ, 2001. —164с .
  22. Ф.У. Дидактические условия самореализации будущего учителя в процессе его подготовки в вузе: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. — 154 с.
  23. А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2003. —с. 145.
  24. Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. — СПб.: Изд.Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. — 275 с.
  25. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993.
  26. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  27. Е.П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей // Советская педагогика. — 1982. — № 9. — С. 84−89.
  28. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. —М.: Высшая школа, 1991. — 206 с.
  29. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 152 с.
  30. А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. — СПб.: Высшая школа, 1995. — 63 с.
  31. А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. — СПб., 1995. — 238 с.
  32. А.П. Теоретические основы содержания образования в средних профтехучилищах: автореф. дис.. д-ра пед. наук / НИИ общего и профессионального обучения. М., 1979. — 36 с.
  33. X. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование / под ред. X. Бендрочик. — СПб., 1997.
  34. Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна. — изд. 2-е. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с
  35. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. —223 с.
  36. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000. / Кирилл и Ме-фодий, Большая Российская энциклопедия. — Электронное издание. — М.: Нью Медиа Дженерейшн, 1999.
  37. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. // Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич / Ростов н / Д., 1999. — 560 с.
  38. E.B. Теория и практика личностно ориентированн-ного образования: монография. Ростов н /Д.: Изд-во РГПУ, 2000. — 352 с.
  39. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29−36.
  40. JI.H. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: дис.. канд. пед. наук. — Курск, 1999. — 190 с.
  41. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
  42. Н.М. Введение в педагогическую деятельность: учебник для студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, A.M. Байбаков, И.А. Соловцова- под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: изд. ВГИПК РО, 2006. — 40 с.
  43. Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, A.B. Моложавенко, И.А. Соловцова- под ред. Н. М. Борытко. Волгоград, 2006. — 284 с.
  44. Н.М. Педагогические технологии: учебник для студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, A.M. Байбаков- под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: изд. ВГИПК РО, 2006. — 59 с.
  45. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.
  46. Н.М. Теория и методика воспитания: семинарско-практ. учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений и системы повышения квалификации работников образования / Н.М. Борытко- науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград, 2002. — С. 18 19.
  47. Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, A.M. Байбаков- под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: изд. ВГИПК РО, 2006. — 98 с.
  48. Н.М. Теория обучения: учебник для студ. пед. вузов / Н. М. Борытко. Волгоград: изд. ВГИПК РО, 2006. — 72 с.
  49. Н.М. Этапность в освоении учителем педагогических технологий // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона: тез. докл. четвертого годичного собрания Южного отделения РАО и Ростов н / Д., — 1997, 4.1. — С. 18−19.
  50. Н.М., Мацкайлова О. А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография. — Волгоград, 2002. — 131 с.
  51. Г. Г. Изучение правонарушителям с целью предупреждения рецидива. Материалы из опыта работы сотрудников трудовых колоний для несовершеннолетних. — М., 1965.
  52. Н.В. Ситуация выбора «единица» процесса формирования самостоятельности личности школьника // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: сб. науч. тр. Ч. 2. — Волгоград: Перемена, 1992.
  53. .С. Аномалии личности.— М.: Мысль, 1988.— 301с.
  54. А.И. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы. — Рязань: Изд-во РВШ МВД СССР, 1981. — 46с.
  55. В.Л. Юридическая психология. — 5-е изд., доп. и пере-раб. — СПб., 2002. — 627с.
  56. М. Основные социологические понятия / пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
  57. Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  58. Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М, 1996,—510 с.
  59. Л.С. Собрание сочинений. — В 6 т. Т. 2. — 1982- Т. 3. —1983- Т. 4.—1984.
  60. М.А. Социальная педагогика: курс лекций. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416 с.
  61. .С. Философия образования для XXI века. — М., 1997. —697 с.
  62. М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте // Мир психологии.— № 1.— 1998.— С. 49.
  63. А.Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М, 1975.
  64. Гординец Ф. М, Самарин Н. Ю. Формирование ответственности осужденных (психолого-педагогический аспект). СПб, 1998.
  65. О.С. Общая педагогика: курс лекций. — Калининград, 1996. — 107 с.
  66. В.И. Личностно-гуманитарный компонент в естественнонаучном образовании // Личностно ориентированное образование: Феномен, концепция, технологии: монография / В. И. Данильчук, В. М. Симонов. — Волгоград, 2000. С. 44 — 45.
  67. В.Г. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста и особенности их перевоспитания в ИТУ. — М, 1982.
  68. И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. —С. 20−22.
  69. Ф.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Наука, 1956. —384 с.
  70. Ю.А. Пенитенциарная пихология / Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 681с.
  71. A.B. Судебная психология. Минск, 1976.
  72. В.А. Воздействие наказания на осужденных: учеб. пособие. — Рязань, 1980. — 85 с.
  73. В.А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности: учеб. пособие. —Рязань, 1979. — 83 с.
  74. М.И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. —М.: Юристъ, 1997.
  75. М.И. Юридическая психология: учебник для вузов. — М.: Норма, 2000 — 480с.
  76. М.П. Исправление и перевоспитание особо опасных рецидивистов (правовые и организационные вопросы). —М., 1975. — 155с.
  77. Д. Исправительные колонии для малолетних преступников. М., 1868.
  78. Г. З. Психология мировоззрения и убеждений личности М., 1994.
  79. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М., 1996. — 272с.
  80. А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2008. — 271 с.
  81. А.И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. М., 1998.
  82. И.О. Процесс социализации как основа взаимодействия социальных и социально-психологических свойств личности // Теоретические вопросы изучения причинного комплекса преступности: сб. науч. тр. — М, 1981. —С. 51−57.
  83. А.А. Уголовно-исполнительное право: учебник. — М.: Новый Юрист, 1997. — 304с.
  84. К. Е. Воспитание правовых чувств молодежи и его значение для профилактики правонарушений // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних". М., 1977. —С. 106−107.
  85. В.Н. Психология воли. Спб., 1998.
  86. B.C. Процесс воспитания в обучении как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования. //Совершенствование учебно-воспитательного процесса. — Волгоград: 1976. — 147 с.
  87. B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  88. С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.
  89. М.М. Основа пенитенциарной политики. — М., 1927. — 86 с.
  90. Исправительно-трудовая педагогика /под ред. В. Ф. Пирожкова, М. С. Утевского, М. М. Дейнеюо. М., ВШ МООП СССР, 1967.
  91. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985.
  92. Исправительные программы различных категорий преступников // Научный поиск, передовая практика, зарубежный опыт. Домодедово, 1991.
  93. К вопросу изучения личности осужденных к лишению свободы / В. Т. Лашко // Советское государство и право. — 1965. — № 5. — С. 98 101.
  94. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. — М., 1974.
  95. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. — СПб., 1997. — 160 с.
  96. Р. Преступность в США. — М., 1975.
  97. Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Изд. МГУ, 1988. — 199 с.
  98. А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. — М., 1968.
  99. А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. М. 1968.
  100. А.Г. Психология личности. — изд. 3 переработ, и доп. — М.- «Просвещение», 1969, — 391с.
  101. , Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Коджаспирова, А. Г. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. 176 с.
  102. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии — СПб., 1999. — 242 с.
  103. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: дис.. д-ра пед. наук — JL, 1991. — 449 с.
  104. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  105. Кон И. С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  106. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  107. М.И. Логический словарь справочник. — М., 1976. — 720 с.
  108. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно исполнительной системы (утв. Минюстом РФ 20.04.2000) Электронный ресурс. URL: http://bestpravo.ru/fed2000/data05/texl9358.htm (дата обращения: 20.05.2011).
  109. Концепция реформы уголовно-исполнительной системы (до 2005 года) Проект // Ведомости уголовно-исполнительной системы (спецвыпуск). — М., 1999.
  110. А.И. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных, М., 1992.
  111. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя. — Самара: СамГПИ, 1994. —164 с.
  112. Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. — Саратов: изд-во Саратовского университета, 1963. — С.40.
  113. В.В. Достоинство как нравственная ценность: Дис.. канд. филос. наук. — СПб., 1998. —148 с.
  114. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. —М., 1990.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — 320 с.
  116. А.Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М.: 1981. — 126 с.
  117. А. Г. Петренко М.И., Яковлева М. И. Тюремная система Российского государства в XVIII начале XIX веков. М., 1996.
  118. Л.В. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук. —1. СПб, 1998. — 86 с.
  119. A.C. Воспитание гражданина. / сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова. —М.: Просвещение, 1988. —304 с.
  120. A.C. Педагогические сочинения: в 8 т. Т4.: Режим это только средство. — М.: Просвещение, 1984. — С. 81 — 85.
  121. A.C. Цель воспитания.Т.5 — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.—556 с.
  122. А.Г. Педагогика: учебник для ВУЗов. — М.: Просвещение, 2003. — 592с.
  123. Jl.В. Словарь по социальной педагогике. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  124. А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. A.M. Талдыдаевой. — науч. ред., вступ. ст. и коммент. H.H. Акулиной. — СПб., 1997. —430 с.
  125. А.Г. Психология бытия / пер с англ. — М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.— 304 с.
  126. Д. Тюремный бизнес. М., 1970.
  127. С. Эмпирическое социологическое исследование / пер. с болг. — М.:Прогресс, 1975. — 384 с.
  128. A.C. Классификация осужденных по уровню их исправ-ленности и факторы, его определяющие. — Труды ВНИИ МВД СССР, 1973, —с. 15−26.
  129. , A.B. Введение в социальную педагогику: учеб. пособ. для студ. — М., 1997. —365 с.
  130. Наказание и исправление преступников: пособие / под ред. проф. Ю. М Антоняна. — М.: НИИ МВД РФ, 1992.
  131. A.B. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук. — Рязань, 1997.
  132. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Утв. Постановлением Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751) Электронный ресурс. URL: http://doctrin.ru/2010−03−22−15-ll-57/naczionalnaya-doktrina-obrazovaniya.html (дата обращения: 20.05.2011).
  133. P.C. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. — Кн. 1. —Общие основы психологии. М.: Просвещение, Владос, 1994. — 576 с. — Кн. 2. — Психология образования. — М.: Просвещение, Владос, 1994. — 496 с.
  134. A.C. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условия ресоциализации личности осужденных. Пермь 1998.
  135. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- РАН, Рос. фонд культуры. — 2-е изд., перераб. и доп. —М., 1998. — 944 с.
  136. Основные направления социальной переориентации исправительно-трудовой системы («ИТС-2000») М, 1989.
  137. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., ст. 7. // Ведомости ВС СССР, 1969, — № 29, — с. 247.
  138. Педагогическое наследие A.C. Макаренко и проблемы исправления и перевоспитания осужденных: тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию A.C. Макаренко. — Рязань: РВШ МВД, 1988. — 68 с.
  139. Л.В. Исполнение наказания в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. Тюремная библиотека. Выпуск 10. М., 2000.
  140. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. -М., 1981.-Т. 2. -217с.
  141. A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996. —512 с.
  142. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. —М., 1982. —255 с.
  143. A.B. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 2000. — 384 с.
  144. H.A. Особенности исполнения лишения свободы в отношении осужденных за хулиганство: автореф.канд.дисс., — М.: ВНИИ МВД СССР, 1979. —с. 11.
  145. В.Ф. Криминальная психология. М., 1998.
  146. В.Ф. Преступный мир молодежи. Тверь, 1994.
  147. В.Ф. Психологические основы перевоспитания осужденных в воспитательно-трудовых колониях. М., 1993.
  148. В.Ф., Туманов Г. А. Принципы исправления и перевоспитания осужденных // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1969. -Вып. № 9. — 36 с.
  149. A.B. Исправительные программы различных категорий преступников. Домодедово, 1991.
  150. В. Критерии оценки исправления осужденного: каким им быть? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003, № 8 — С.42−45.
  151. В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: монография. — М., 2000. — 286с.
  152. В.М. Состояние и перспективы развития криминальной психологии. Рязань. 1998.
  153. C.B. Основы пенитенциарной науки: монография. — М., 1924.—218с.
  154. C.B. Очерки тюрьмоведения: монография. —М., 1915. — 100 с.
  155. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд. ИПП- Воронеж: НПО МОДЭКЮ, 1996. — 256 с.
  156. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: дис.. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1995. — 340 с.
  157. , Н. С. Оценка эффективности профессионального самоопределения // Школа и производство. — 1997. — № 2 — С. 92 95.
  158. Психодиагностика осужденных. Вологда, 1997. —193 с.
  159. Психология: учебное пособие для пед. институтов / А. Г. Ковалев и др.- под ред. А. Г. Ковалева. — М.: Просвещение, 1966. — 147 с.
  160. А.Р. Правовая психология и преступное поведение: теория и методология исследования. — Красноярск, 1988. — 253 с.
  161. Т.С. Работа классного руководителя по педагогической поддержке профессионально-личностного самоопределения подростка: дис.. канд. пед. наук. —Волгоград, Перемена, 2006. — 140 с.
  162. С. JI. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. —М., 1969. — 384с.
  163. М.С. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания // Вестник Саратовской Государственной Академии права. — 1998. — № 4(15). —С. 44.
  164. М.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. — Саратов: Сарат. гос. акад. права, 1997. — 368с.
  165. В.А., Толкачев К. Б., Хабибулин А. Т. Формирование правомерного поведения лиц, осужденных к лишению свободы. Уфа, 1991.
  166. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие. — JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 256 с.
  167. В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие. Свердловск: Изд. СГПИ, 1986. — 142 с.
  168. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. —1996. — № 6. — С. 3−42.
  169. Н.К. Теория и практика целостного педагогического процесса: три десятилетия исканий. / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. — 2007. — № 1 (19). — С. 9−18
  170. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): монография. — СПб.- Волгоград, 1997. — 166 с.
  171. Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: дис. в виде науч. докл. .д-ра пед. наук. — Волгоград, 1998. — 80 с.
  172. Н.К. Целостный подход в системе методологических ре-гулятивов педагогического исследования // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. — 2004. — № 1 (06). — С. 12−16
  173. В.В. К вопросу о методологии изучения движущих сил саморазвития личности // Социальная активность личности. —Волгоград, — 1978.
  174. В.В. Личностно ориентированное образование новое направление развития педагогической теории и практики // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. — Волгоград, 2000. — С. 13 — 26.
  175. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 16−21.
  176. B.B. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография. —Волгоград, 1994. — 152 с.
  177. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. —М.: Логос, 1999. 272 с.
  178. О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
  179. В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов / под ред. В. А. Сластенина. —М.: Академия, 2004. — 576 с.
  180. Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: монография. — Волгоград, 2000. —250 с.
  181. П.И. Объект и предмет дидактического системного исследования.— М., 1963.
  182. Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмео-логия. — СПб.: Алетейя, 2000. — 288с.
  183. A.M. Юридическая педагогика: курс лекций. — М. Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 2000. — 496 с.
  184. Е.Г. Проблемы адаптации женщин, освобождаемых из ИТУ, к условиям жизни на свободе и их ресоциализация // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности ОВД в свете новой Конституции Российской Федерации. — М., 1995. — С. 132.
  185. М.П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений Авто-реф. дисс. на соиск. степени докт. педагогич. наук. М., 1991.
  186. М.П. Оценка эффективности воспитательной системы органов, исполняющих наказания. Влияние организационно-структурных изменений в системе ИТУ на состояние и эффективность воспитательной работы.— Домодедово, 1991. — с. 35.
  187. М.П. Педагогика социальной реабилитации осужденных: поиски и находки // Наказание: законность, справедливость, гуманизм: матер. науч.-практ. конфер. — Рязань: РВШМВД РФ, 1993. — С. 125−127.
  188. Н.С. Русское уголовное право: лекции. Часть общая: в 2-х т. Т.2 / Таганцев Н.С.- сост. И отв. Ред.: Загородников Н. И. — М., 1994. — 393 с.
  189. H.A. Адаптация осужденных к учебе в школе при ИТК : Учеб.-практ. пособие / H.A. Тюгаева. — Рязань, 1978. 49 с.
  190. H.A. Образовательные программы исправления осужденных / H.A. Тюгаева — Рязань, 1997. — 107 с.
  191. H.A. Исправительные программы для осужденных к лишению свободы: зарубежный и отечественный опыт: учеб. пособие / H.A. Тюгаева, С. А. Тарабрина. — Рязань, 2007. — 112 с.
  192. Уголовно-исполнительный кодекс российской федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/popular/uikrf/ (дата обращения: 20.05.2011).
  193. А.И., Казак Б. Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Рязань, 2000.
  194. А.И., Серов В. И., Новоселовой A.C. Основы психологической коррекции в ИТУ. М., 1996.
  195. К.Д. Собр. соч.: В 11-ти т.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.—Т.9.— 514 с.
  196. P.M. Лишение свободы: его социальное назначение и функции: дис. канд. юрид. наук. — Казань, 2000. — 156с.
  197. Об утверждении федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ.
  198. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат. 1986. — 590 с.
  199. Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. 840 с.
  200. В. Введение в криминологию. М, 1980.
  201. В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов. — СПб. 2000. — С. 245−255.
  202. , В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — 356 с.
  203. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М, 1990.
  204. Характеристика осужденных к лишению свободы: По материалам специальной переписи / Под ред. д-ра юр. наук, проф. A.C. Михлина. М.: Юриспруденция, 2003. — 464 с.
  205. Ю.В. Социально-педагогические основы деятельности пенитенциарной системы США : автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1993.
  206. A.B. Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях: правовые и организационные вопросы: дис. канд. юрид. наук. — М, 1990.
  207. Г. Юридическая психология. М, 1998.
  208. O.A. Дидактические условия самоопределения будущих учителей в профессионально-педагогической культуре: дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1999. — 207 с.
  209. Г. Криминология. М, 1994.
  210. Щерба С. П, Плешаков A.M. Характеристика осужденных, отбывающих наказание за хулиганство. Выпуск 11. М, 1982.
  211. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с.
  212. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 21 100 «Юриспруденция» / под ред. проф. В. Я. Кикотя, проф. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2004. — 895 с.
  213. Яндекс словари Электронный ресурс. URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 14.02.2008).
Заполнить форму текущей работой