Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия подготовки специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическими источниками исследования явились фундаментальные положения общей педагогики (С.И. Архангельский, Э. Д. Днепров, A.B. Муд-рик, В. А. Сластенин и др.) — теории профессиональной деятельности (И.Б. Ба-гаева, A.A. Деркач, М. И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович и др.) — теории и методики высшего профессионального образования (Е.В. Бондаревская, A.A. Вербицкий, В. И. Горовая, A.A. Греков, H. H… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования проблемы подготовки специалиста в области социальной деятельности
    • 1. 1. Проблема безработицы как социальный и психолого-педагогический феномен
      • 1. 1. 1. Региональный аспект проблемы безработных и способы ее разрешения в условиях Ставропольского края
    • 1. 2. Специфика профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения
    • 1. 3. Модель специалиста по социальной работе в службе занятости населения и состояние практики его подготовки в современном вузе
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущего специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения
    • 2. 1. Психолого-педагогические предпосылки подготовки студентов к деятельности социального работника в службе занятости населения
    • 2. 2. Методическая система формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в службе занятости населения
    • 2. 3. Анализ динамики готовности специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения
  • ВЫВОДЫ

Психолого-педагогические условия подготовки специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Ситуация развития Российского общества на рубеже XXI века характеризуется кардинальными социально-экономическими, политическими, демографическими переменами, нашедшими свое отражение во многих сферах жизни общества. Наиболее значительными среди них являются проблемы занятости населения и безработицы.

В этой связи, в современных условиях необычайно актуализируется деятельность социальных служб. Профессиональная социальная работа, являясь мощным средством стабилизации общественной жизни, становится реальным механизмом реагирования общества на новую социальную ситуацию, ее задачи, проблемы и возможности.

С 1991 года в вузах России начата подготовка специалистов по социальной работе, деятельность которых определена запросами общества. Ориентиром для осуществления такой подготовки в регионах является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «22 100 — социальная работа». Региональный фактор социальной политики государства требует дифференциации различных картин социума, а следовательно, учет их интеграции, взаимовлияния в содержании и формах подготовки специалистов по социальной работе.

Начало деятельности службы занятости как государственной структуры, предопределил Закон «О занятости населения в Российской Федерации».

Современный уровень готовности специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности характеризуется рядом противоречий:

— между традиционным подходом к решению профессиональных задач, организацией социальной работы и современными требованиями социальной защиты населения, которые обусловливают необходимость учета социальной политики государственного и регионального уровня, социальноэкономических, психолого-педагогических, этно-национальных, образовательных и других проблем;

— между востребованностью общества в профессионалах социальной работы и готовностью самих специалистов к осуществлению своей деятельности в соответствии с требованиями времени.

Готовность специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в службе занятости населения опирается на упорядоченную совокупность социально-экономических и психолого-педагогических знаний.

Проблема безработицы в современной науке рассматривается с различных позиций.

Как феномен современной социальной действительности эта проблема отражена в исследованиях экономистов H.JI. Антипиной, P.M. Ахмадинурова,.

B.JT. Беловой, JI.B. Вальневой, Г. Гендлер, М. Гильдингерш, Е. Е. Евстратовой, Е. Катульского, А. Э. Котляр, JI.B. Кочетовой, И. В. Маркевич, Л.С. Ржаници-ной, Г. П. Сергеевой, В. Г. Силкина, П. С. Тарасова и др.

Динамика социальной и половозрастной структуры занятости и безработицы представлена в социологических исследованиях Г. К. Азаматовой, Е. С. Баженова, С. С. Балабанова, A.A. Гордиенко, Н. В. Зверевой, Г. С. Пошевне-ва, Ю. М. Плюснина, Г. В. Разинского, З. М. Саралиевой, Г. Н. Соколовой, А. Ф. Татарченко, К. А. Феофанова, Н. В. Черниной и др.

Психолого-педагогические аспекты безработицы рассматривали О. Большакова, Е. П. Боровикова, Е. Б. Бреева, Е. Ю. Гончар, Т. К. Горохова,.

C.Гуртовая, C.JI. Дановский, Л. В. Демидова, И. Кузнецова, О. В. Малкова, А. П. Санникова, В. Я. Солончева и др.

Социальные издержки и последствия безработицы были исследованы многими зарубежными учеными. В русле нашего исследования наибольший интерес представляют труды К. Х. Брайера, М. Х. Бреннера, С. Л. Брю, В. Верма, Ф. Мехрана, К. Спирингена, С. Уилдмена, Р. Хуссманса. и др.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что специалисты различных областей знаний рассматривают причины, издержки, последствия безработицы со своей специфической точки зрения и только интегративный характер социальной работы позволяет исследовать эту проблему в комплексе.

Рассматривая эту проблему деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения мы обратились к трудам философов (Л.П.Буева, П. В. Капнин, М. С. Каган и др.) и психологов (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.). В последние годы появились исследования, посвященные профессиональной деятельности специалистов по социальной работе (В.Г. Бочарова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Н. С. Данакин, А. И. Ляшенко, Л. В. Топчий, Е. И. Холостова и др.), специфике профессиональной деятельности специалистов различных специализаций (М.Н. Коныгина, Г. М. Мансурова, И. В. Неретин, K.M. Оганян, Н. Б. Шмелева, М. Ф. Черкасова, А. Ю. Чернов и др.). Психологи С. А. Беличева, И. А. Зимняя, Б. Ю. Шапиро отмечают личностно-ориентированный характер социальной работы как профессиональной деятельности, ее гуманистический характер. Ю. В. Кайнова, Д. В. Лыфенко, B.C. Мерлин, Л. Е. Сикорская исследуют психологическую компетентность и готовность социального работника к деятельности.

Проблемы теории и методики подготовки специалистов социальной сферы отражены в работах В. П. Беспалько, С. Е. Борисовой, В. Н. Гурова, М.А. Га-лагузовой, A.B. Иващенко, М. А. Кавальчук, A.A. Козлова, И. Н. Крещенко и др.

В помощь специалистам по социальной работе службы занятости населения методические рекомендации опубликовали В. И. Власов, И. А. Волошина, Т. С. Гикорашвили, Л. В. Демидова, C.B. Кушнир, В. П. Марков, А. К. Осницкий, А. П. Ситников, И. Ускова, Н. В. Чекина, Т. С. Чуйкова, Н. П. Щукина и др.

Систематизация исследовательского поиска позволяет сделать вывод о том, что он имел два аспекта — теоретический и прикладной. Теоретические исследования были связаны с разработкой проблемы подготовки специалиста по социальной работе с позиции личности, деятельности, содержательного наполнения понятия «профессиональная готовность», поиском к созданию про-фессиограммы специалиста по социальной работе службы занятости населения. Прикладной аспект исследований был направлен на разработку путей и способов формирования общепрофессиональной культуры специалиста и готовности к отдельным видам деятельности.

Проведенный нами анализ различных литературных источников не позволяет сказать, что уровень разработанности проблемы подготовки специалиста по социальной работе является достаточным и тем более исчерпывающим. Несмотря на значительное количество публикаций остаются еще не исследованными психолого-педагогические предпосылки подготовки специалистов по социальной работе в службе занятости населения в условиях современного вуза. Научного решения требуют такие стороны проблемы, как единый подход к классификации профессиональных умений, технология процесса формирования готовности к деятельности, определение содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную подготовку студента к специфической профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения.

Таким образом, налицо недостаточная научно-теоретическая разработанность этой проблемы.

В исследованиях Т. Глебович, С. И. Григорьева, Ю. А. Ефимова, А.Н. Руба-ника, Л. В. Топчий и др. ставится проблема подготовки специалистов к деятельности в регионах, отличающихся экономической, демографической, национальной, культурной спецификой норм жизнедеятельности.

В то же время анализ реального состояния проблемы показал, что в региональной практике (в частности, Ставропольском крае) имеет место недостаточная готовность специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в службе занятости населения. Это порождает определенные противоречия между теорией и объективными потребностями практики.

Учитывая данное обстоятельство, мы отмечаем существование теоретической и практической проблемы, которая сформулированна следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, содержание и пути подготовки будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в службе занятости населения? Решение этой проблемы и составило цель нашего исследования.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе.

Предмет исследования — содержание и технология профессиональной подготовки студентов к социальной работе в службе занятости населения.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть проблему безработицы в социально-экономическом, социологическом и психолого-педагогическом контексте;

— выявить региональные особенности социальной помощи безработным, определить функциональные особенности и специфику профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения;

— разработать профессиограмму специалиста по социальной работе службы занятости населения;

— определить и экспериментально обосновать совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения.

В качестве гипотезы нами принято положение о том, что подготовка студентов к социальной работе в службе занятости населения как результат профессионального становления будущего специалиста может быть обеспечена при следующих условиях:

— осуществления профессиональной подготовки как системно и вариативно организованного педагогического процесса, формирующего мотивационно-личностное отношение к социальной работе, профессиональное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста;

— наполнения содержания подготовки специальными профессиональными знаниями, являющимися основой профессиональной компетентности специалиста по социальной работе;

— построения педагогических технологий профессиональной подготовки на основе личностно-деятельностного, практико-ориентированного, индивидуально-творческого и полисубъектного подходов;

— реализации целенаправленности и систематичности образовательного процесса по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности в службе занятости населения через применение активных форм и методов обучения и активного взаимодействия преподавателей и студентов.

Методологическую основу исследования составил аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Теоретическими источниками исследования явились фундаментальные положения общей педагогики (С.И. Архангельский, Э. Д. Днепров, A.B. Муд-рик, В. А. Сластенин и др.) — теории профессиональной деятельности (И.Б. Ба-гаева, A.A. Деркач, М. И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович и др.) — теории и методики высшего профессионального образования (Е.В. Бондаревская, A.A. Вербицкий, В. И. Горовая, A.A. Греков, H.H. Нечаев и др.) — теории социальной работы и подготовки специалистов к ней (И.Ф. Албегова, В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, В. И. Жуков, И. Г. Зайнышев, И. А. Зимняя, А. И. Ляшенко, П. Д. Павленок, A.M. Панов, Л. В. Топчий, Е. И. Холостова, Б. Ю. Шапиро, Т. Д. Шевеленкова, Н. Б. Шмелева и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений нами была использована совокупность общенаучных и педагогических методов, дополняющих друг друга. При этом при изучении каждого аспекта проблемы был определен метод, адекватный исследуемому вопросу. На теоретическом уровне применялся метод теоретического анализа философской, экономической, социологической, психолого-педагогической, методической литературы, а также литературы по социальной работе. Для сбора эмпирических данных использовались опросно-диагностические и обсервационные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос, интервьюирование. Экспериментальные методы представлены моделированием, организацией и анализом опытно-экспериментальной работы. В исследовании реализованы статистические методы обработки экспериментальных данных, их систематический и качественный анализ.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап — поисково-теоретический (1995 — 1996 гг.). Этот этап связан с теоретическим осмыслением проблемы, разработкой общей концепции исследования на основе анализа научной и методической литературы, накапливался и изучался опыт профессиональной подготовки студентов к социальной работе. В эти годы определены составляющие системы формирования готовности к профессиональной деятельности в службе занятости населения, а также ведущие методы исследования.

Второй этап — экспериментальный (1997 — 1999 гг.). Разрабатывалась методическая система формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в службе занятости населения. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотезе? исследования и авторская модель формирования готовности к профессиональной деятельности специалистов по социальной работе.

Третий этап — обобщающий (1999 — 2000 гг.). Осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, коррекции выводов, полученных на первом и втором этапах исследования, систематизированы и обработаны экспериментальные данные, разработаны научно-практические рекомендации для специализированной подготовки специалистов по социальной работе.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали: Ставропольский государственный университетДепартамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краяУправление государственной службы занятости по г. Ставрополю. В экспериментальном исследовании приняли участие 115 будущих специалистов по социальной работе, обучающихся на экономическом факультете, 48 работающих специалистов службы занятости, а также преподаватели кафедры социальной работы СГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Представление о специфике профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения как профессиональной активности ее субъекта, мотивационная основа которой базируется на гуманистическом подходе к процессам межличностного взаимодействия. Такая деятельность направлена на формирование ситуации развития личности клиента как субъекта социальной работы, поддержание его жизнедеятельности, индивидуальной и социальной субъектности, мобилизации самозащитных усилий по решению собственных проблем.

2. Теоретическая модель специалиста по социальной работе в службе занятости населения (профессиограмма специалиста) включает следующие структурные компоненты: профессионально-активная направленность личности, профессиональные знания, профессиональные умения, нравственные качества личности.

3. Методическая система формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в службе занятости населения как системно и вариативно организованный педагогический процесс, обеспечивающий мотивационно-личностный, интеллектуально-содержательный, организационно-деятельностный компонент готовности и креативность.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в постановке проблемы исследования, в определении функциональных обязанностей и специфики профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения, в разработке профессио-граммы специалиста, в обосновании структуры и содержания готовности студентов к данной профессиональной деятельности и выявлении психолого-педагогических условий ее формирования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и технологии подготовки специалистов по социальной работе в службе занятости населения, в разработке и апробации учебного курса «Занятость населения и ее регулирование», организации и проведении учебно-производственной практики, в разработке дисциплин специализации «Социально-экономические и психологические проблемы безработицы и политика в области занятости населения», «Социально-трудовая реабилитация, коррекция и социотерапия безработных», «Организационно-правовые аспекты деятельности специалиста по социальной работе в учреждениях служб занятости населения».

Достоверность результатов исследования достигнута методологической обоснованностью его исходных позиций и применением комплексной методики, адекватной природе изучаемого феномена и соответствующей задачам исследования, достаточной источниковой базой, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимопроверяемостью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной работы СГУна краевой научно-практической конференции психологов и социальных работников учреждений социальной защиты населения (г. Ставрополь, 1997 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития» (г.Ставрополь, 1999 г.) и ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава СГУ (1995 — 1999 гг.).

Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, в научно-методических рекомендациях, которые внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного университета.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения. В диссертации 8 рисунков и 21 таблица. В приложения включены программы дисциплин специализации. Общий объем работы составил 181 страницу.

Список литературы

включает 223 источника.

ВЫВОДЫ.

1. Теоретические выводы, сделанные в первой главе, и результаты констатирующего эксперимента позволили нам гипотетически выделить психолого-педагогические предпосылки подготовки студентов к деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения.

Психологический аспект подготовки специалистов неразрывно связан с проблемой формирования учебных потребностей и мотивов. Без мотивации познавательная и учебная деятельность будут неплодотворными и неэффективными. Изучение мотивации студентов к деятельности позволило раскрыть истоки и содержание их активности, а также возможности в качестве субъекта учебной и профессиональной деятельности.

Педагогический аспект системы подготовки специалистов по социальной работе заключался в определении основополагающих принципов ориентации образовательного процесса и выбора стратегии построения содержания профессионального образования.

2. Формирующий эксперимент мы определили как системно и вариативно организованный процесс, обеспечивающий профессиональное развитие и саморазвитие будущих специалистов по социальной работе. Данный процесс заключался в моделировании и реализации методической системы формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в службе занятости населения. Структура практико-ориентированной системы формирования готовности включает: цели подготовки, содержание подготовки, организационный формы, методы и средства подготовки, контрольно-оценочную деятельность.

3. Экспериментальная проверка функционирования методической системы подготовки будущего специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения выявила устойчивую динамику качественных и количественных изменений в готовности студентов, а также позволила скорректировать программы вариативных курсов специализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование теоретических основ проблемы подготовки специалиста в области социальной деятельности включало несколько аспектов: изучение проблемы безработицы как социального, экономического и психолого-педагогического феноменарегионального фактора этой проблемы и способов ее разрешения в условиях Ставропольского краяспецифики профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в службе занятости населения. Таким образом, мы получили всестороннее представление о предмете подготовки будущего специалиста.

Региональные особенности обусловливают специфику деятельности специалиста по социальной работе и требования к его теоретической и практической подготовке.

Данное диссертационное исследование направлено на теоретическое осмысление поставленной проблемы и поиск путей ее решения.

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе задается спецификой направлений и функциональных обязанностей специалиста, что позволило определить данную деятельность как профессиональную активность ее субъекта, мотивационная основа которой базируется на гуманистическом подходе к процессам межличностного взаимодействия. Такая деятельность направлена на формирование ситуации развития личности клиента как субъекта социальной работы, мобилизации его самозащитных усилий по решению проблем трудоустройства. Ярко выраженная практическая направленность профессиональной деятельности социального работника выдвигает в качестве факторов, определяющих ее результативность, деловые и нравственные качества специалиста.

Это положение было отражено в разработанной профессиограмме специалиста по социальной работе службы занятости населения, которая явилась моделью его личности и деятельности. Профессиограмма включает в себя еледующие компоненты: профессионально-активная направленность личностипрофессиональные знанияпрофессиональные умения и нравственные качества личности.

В соответствии с разработанной профессиограммой выявлена сущность и содержательные характеристики готовности к социальной работе в службе занятости населения.

При рассмотрении основных требований к профессии социального работника нами выделены структурные компоненты готовности специалиста: моти-вационно-личностный, интеллектуально-содержательный, организационно-деятельностный и креативность.

Опираясь на теоретико-прикладной научный опыт моделирования и прогнозирования образовательного процесса, мы разработали методическую систему формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности. Она включала: цель, содержание, организационные формы, методы, средства, контрольно-оценочную деятельность. Динамичность системы предполагала и описание планируемых результатов обучения.

Освоение студентами знаний осуществлялось в различных формах обучения (коллективной, индивидуальной, самостоятельной) с использованием дея-тельностно-ориентированных методов активного обучения.

Трансформация знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность осуществлялось в период учебно-производственной практики за счет выполнения исследовательских заданий и апробирования авторских методических разработок.

Гуманистическая направленность профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе обеспечивалась личностно-деятельностным подходом к отбору содержания курсов общепрофессиональных и специальных дисциплин. Индивидуально-творческий, практико-ориентированный и полисубъектный подходы составили основу построения технологической части учебного процесса и внеаудиторной работы со студентами.

Реализация выделенных в исследовании психологических и педагогических условий формирования готовности студентов к социальной работе в службе занятости населения позволила оптимизировать процесс подготовки к профессиональной деятельности в конкретном регионе.

В ходе опытно-эспериментальной работы с помощью специально разработанных методик (анкеты, опросники, тесты, контрольные задания и др.) прослеживалась динамика готовности студентов к профессиональной деятельности.

Результаты формирующего эксперимента показали, что у половины студентов на достаточном и высоком уровнях сформировалась система профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в практической работе специалиста по социальной работе. Высокие показатели уровня сформированное&tradeмотивационно-личностной готовности студентов к социальной работе в службе занятости населения свидетельствуют о личностном принятии профессионально-этических ценностей данной деятельности, а также психологической готовности к социальной работе в конкретном регионе.

Вместе с тем следует отметить, что наличие студентов со средним и низким уровнем сформированности готовности к профессиональной деятельности, свидетельствует о недостаточности одной общепрофессиональной подготовки для выпуска высококвалифицированных специалистов. Решить эту проблему может более целенаправленная подготовка студентов по вариативным курсам специализации.

Таким образом, процесс подготовки специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в службе занятости населения еще незакончен, но опытно-экспериментальная работа в основном подтвердила первоначальную гипотезу о том, что формирование готовности студентов возможно, если подготовка будет осуществляться как системно и вариативно организованный процесс, обеспечивающий профессиональное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста.

Проведенное исследование определило направление дальнейшего изучения проблемы: реализация программ специализациисопоставление опыта подготовки специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в различных учебных заведенияхразработка методических рекомендаций, учебных пособий по данной проблеме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. К. Социальные аспекты демографической ситуации и проблема занятости населения в КБР // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. — М., 1997. — С.97−101.
  2. И.Ф. Введение в специальность «социальная работа». Учебно-методическое пособие. Ярославль, ОО «Социум», 1997. — 38с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
  4. Н.Л. Проблемы занятости женщин как объект современной региональной политики: Дисс.. канд. эконом, наук. Тюмень, 1995. — 186с.
  5. Антология социальной работы. В 5 т. Сост. Фирсов М. В. М., 1994.
  6. М. В. Бирженюк Б.М. Формирование культуры личности как функция социальной работы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997, С. 107−114.
  7. С.И. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64с.
  8. P.M. Формирование рынка труда и активной политики занятости в регионе: Дис.. .канд. эконом, наук. М., 1996 — 247с.
  9. Р. Словарь социальной работы. -М., 1994. 134с.
  10. С.А. Научно-методическое обеспечение подготовки социальных работников // Социальная работа, 1992. — № 6, С. 65−68.
  11. В.Л. Введение в макроэкономику. Безработица // Социально-политический журнал. 1998. — № 1 — С. 63−81.
  12. В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вест, высш. шк. 1988. — № 1 — С. 63−81.
  13. Библиографический указатель по социальной работе. Сост. Л.Г. Гусля-кова. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. университета. — 1994. — 56с.
  14. О., Гуртовая С., Кузнецова И. Психологи о личности безработного // Человек и труд. 1996. — № 12 — С. 36.
  15. С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. 1999. — № 4 — С. 52−57.
  16. Е.П. Педагогические условия социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1997. -210с.
  17. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. — 207с.
  18. В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. М., 1996.
  19. В.Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития // Педагогика. 1992. — №¾. — С. 20−27.
  20. К.Х. Безработица и неполная занятость // Социс. 1993. — № 10. -С. 101−108.
  21. Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями.-М., 1994.-75с.
  22. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
  23. Л.В., Маркевич И. В. Становление российского рынка труда // Социально-политический журнал. 1997. — № 5. — С. 138−142.
  24. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа., 1991. — 208с.
  25. В.И. Комментарий к закону о занятости населения в Российской Федерации. М.: Фонд Правовая культура, 1997. — 283с.
  26. И.А. и др. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы // Вопросы психологии, 1999. -№ 4.-С. 43−51.
  27. А.Э. Философия духовной поддержки // Российский журнал социальной работы. 1997. — № 1. — С. 18−23.
  28. М.А. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. — № 6. — С. 79−85.
  29. Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы // Человек и труд. 1996. — № 3. — С. 47−49.
  30. Т.С. Профессиональная реабилитация социальных работников // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. -М., 1997.-С. 133−138.
  31. Т. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессия // Социальная работа. 1992. — № 1 — С. 73−78.
  32. Е.Ю. Дидактические условия профессиональной подготовки безработных граждан: Дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 157с.
  33. A.A., Пошевнев Г. С., Плюснин Ю. М. Структура поведения безработного // Социс. 1996. — № 11 — С. 99−108.
  34. В.И. Государственный образовательный стандарт и проблема целей высшего профессионального образования // Проблемы внедрения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Вып.2. Ставрополь, 1998. — С. 5.
  35. В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровнего высшего педагогического образования: Дис. доктора пед. наук. Ставрополь, 1995.
  36. Т.К. Профессионально-образовательная мобильность молодых безработных в современном российском обществе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 23с.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Гос. ком. РФ по выш. образованию. М., 1995. — 383с.
  38. И.И. Социальная служба России и актуальные проблемыподготовки кадров социальных работников // Социальная работа. 1992. — № 1 -С. 160−166.
  39. A.A., Бондаревская Е. В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов // Сов. педагогика. 1982. — № 8 -С. 3−87.
  40. С.И., Гуслякова Л. Г., Демина Л. Д. Особенности подготовки социальных работников на базе социологических факультетов // Социальная работа, 1992.-№ 1 С. 167−169.
  41. С.И. Социальная работа в России в свете социологической концепции жизненных сил и социальной субъективности человека // Социальная работа, 1992 № 6 — С. 18−25.
  42. С.И. Социальное развитие и образование в провинциальном регионе России: контекст сохранения и эволюции жизненных сил человека // Рос. журнал социальной работы. 1997. — № 1 — С. 24−29.
  43. С.И. Социология социальной работы как содействие осуществлению и реабилитации жизненных сил человека // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 2 — С. 10−14.
  44. С.И. Формирование региональных моделей развития социального образования как несущая задача стабилизации общественного развития России середины 1990-х годов // Проблемы социальной работы в России. М., 1995.-С. 96−106.
  45. Г. А., Фатеева О. И. Проблемы формирования рынка труда России и Ставропольского региона // Социально-экономические проблемы современного системного кризиса России: Материалы научно-методической конференции. Ставрополь: СГУ, 1999. — С. 82−88.
  46. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. -М.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 198с.
  47. Л.Г., Кувшинникова В. А. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М.: Наука, 1994. — 111с.
  48. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. -М., 1997.-187с.
  49. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Рос. журнал социальной работы. 1995. — № 1 — С. 30−31.
  50. С.Л. Социальная типология безработных // Человек и труд. -1993. -№ 5−6. -С. 22−24.
  51. С.Л. Социологическая и психологическая характеристика безработных // Социс. 1994. — № 5 — С. 82−89.
  52. Л.В. Бесконфликтные методы взаимодействия с безработными. Учебно-методическое пособие. М.: Государственная служба занятости. -1995.-39с.
  53. Л.В. Технология коллективного решения проблем в службе занятости населения. Методические рекомендации. М.: Государственная служба занятости, 1995. — 27с.
  54. Диагностика профессиональных способностей, систем профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994.-127с.
  55. М. И. Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976.
  56. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. .докт. пед. наук. -М., 1983. -356с.
  57. Е.Е. Женская занятость и безработица: современные экономические теории и практика: Дис.. .канд. эконом, наук. М., 1997. — 217с.
  58. Ю.А. Организационно-педагогические условия подготовки специалистов социальной сферы в региональной системе образования. Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М., 1998. — 24с.
  59. В.И. Социальное образование в России: опыт и проблемы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. -С. 4−7.
  60. И.Г. Социальная работа как система гуманитарных знаний // Социальная работа. 1996. — № 1 — С. 34−36.
  61. И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. 1992. — № 6 — С. 25−29.
  62. И.Г., Злобин П. Е. Социологический портрет будущего специалиста социальной сферы // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 1 -С. 105−109.
  63. Закон «О занятости населения в Российской Федерации». -М., 1995
  64. Законодательные, нормативные, методические материалы и консультации по вопросам безработицы и занятости населения. М., «Экопрофсервис» ФНПР, 1992.-95с.
  65. Занятость и безработица в странах развитого капитализма (Борьба программ и концепций 70−80 годов). М., 1982. — С. 179−182.
  66. Н.В., Баженова Е. С. Некоторые демографические аспекты региональных рынков труда в России. М., Федеральная служба занятости, 1994. -83с.
  67. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. 1992. — № 6 — С. 85−91.
  68. И.А. Профессиональные роли и функции социального работника // Рос. журнал социальной работы. 1995. — № 1 — С. 79−82.
  69. A.B. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа. 1992. — № 1 — С. 170−172.к*
  70. М. Меняющаяся форма профессиональной подготовки социальных работников // Бюллетень научной информации № 5, М.: Изд-во «Союз», 1993. — С. 76−88.
  71. Искусство общения. В помощь сотрудникам региональных центров занятости населения. -М., Государственная служба занятости. 1995. — 32с.
  72. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190с.
  73. В.А. Инновационные технологии в образовании взрослых и проблем занятости / Современные проблемы региональной безопасности: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 1997. -С. 84−85.
  74. Как быть с конфликтами. В помощь сотрудникам региональных центров занятости населения Российской Федерации. М., Государственная служба занятости, 1995. — 58с.
  75. Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Человек и труд. 1998. — № 1 — С. 47−49.
  76. В.И. Особенности подготовки социальных работников в условиях университета // Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник науч. трудов. Пермь, 1994. — С. 53−56.
  77. М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. 1992 — Вып. 1 — С.81−88.
  78. A.A. Общепрофессиональная компонента подготовки специалиста по социальной работе: возможности и перспективы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалиста. М., 1997. — С. 103−106.
  79. A.A. Социальная работа и проблемы духовности // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 1 — С. 22−26.
  80. Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1996.-212с.
  81. Р. Новая форма подготовки специалистов по труду и занятости // Человек и труд. 1995. — № 6 — С. 109.
  82. М.Н. Подготовка специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде: Дис.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1998. 225с.
  83. А.Э. Занятость населения: Изучение и регулирование. — М.: Финансы и статистика, 1983. 183с.
  84. А.Н. Скрытая безработица среди специалистов // Социс. -1992. -№ 5 с. 14−23.
  85. JI.B. Рынок труда и обеспечение занятости населения в Российской Федерации: Дис. .канд. эконом, наук. Воронеж, 1997. — 154с.
  86. В.И. Занятость и безработица. Минск: Профессионал, 1991. -61с.
  87. C.B. Деятельность службы профориентации и занятости в подготовке школьников к выбору профессии (1970 1990 гг.): Дис. .канд. пед. наук. — М., 1996. — 174с.
  88. И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Рос. журнал социальной работы. -1996.-№ 2-С. 110−119.
  89. И.М. Подготовка кадров для социальной сферы в институте молодежи: опыт, проблемы, поиск решений // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. — С. 50−56.
  90. И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника) // Рос. журнал социальной работы. 1995. — № 2 — С. 55−60.
  91. Ю.А. Интегративная модель подготовки социального работника // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 2 — С. 102−104.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  93. У. Социальная защита человека: региональные модели. М., 1995.
  94. Личность, труд, занятость. Словарь социально-психологических терминов. Челябинск, Областной центр занятости, 1995. — 222с.
  95. А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. М.: Наука, 1995. — 74с.
  96. А.И. Профессиональное становление социального работника (опыт системного аксиологического исследования): Дис.. канд. псих. наук. -М., 1994.-144с.i
  97. Д.В. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений будущих социальных работников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калуга, 1998. — 19с.
  98. Г. М. О специфике подготовки социального работника к профессиональной деятельности // Социальная работа. 1992. — № 6 — С. 104 107.
  99. В.П., Кияница Л. А. Основы дидактики профессионального обучения. Учебно-методическое пособие. М.: Центр учебных и информационных технологий Федеральной службы занятости России, 1995. — 76с.
  100. В.П. В центр занятости пришел клиент (советы сотрудникам службы занятости) М., 1995. — 67с.
  101. Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. В 2 част. Орел, 1994.
  102. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. Пермь: Изд-во Пермского пед. института, 1971. — 120с.
  103. Методические рекомендации по проведению профотбора по профессии «социальный работник». Астрахань, Областной центр занятости населения, 1995.- 16с.
  104. Мониторинг регистрации безработных. Ставрополь, 1996 — 1999.
  105. H.A., Албегова И. Ф. Исследовательская подготовка социальных работников: проблемно-организационный аспект // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. — С. 91−94.
  106. А .Я. Международный опыт социальной работы. Учебное пособие. М.: Государственная академия сферы быта и услуг, 1994. — 96с.
  107. И.В. Подготовка социального работника к организации куль-турно-досуговой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 156с.
  108. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: МГУ, 1985. — 113с.
  109. И.В. Направления и проблемы в совершенствовании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. — С. 14−20.
  110. Обучение социальной работе. Преемственность и инновации. / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. М., 1996. — 157с.
  111. Общедоступный словарь по социологии, психологии и социальной работе. / Под ред. С. И. Григорьева. Барнаул, 1991. — 140с.
  112. Общие основы методики социальной работы / Под ред. Г. И. Филонова. М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. — 101с.
  113. K.M. К проблеме подготовки социального работника и формирования профессиональной компетентности // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 2 — С. 92−95.
  114. Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация // Рос. журнал социальной работы. 1996. -№ 2-С. 3−9.
  115. Л.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 92−103.
  116. Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: Инфра-М, 1997.-368с.
  117. П.Д. Система подготовки социальных работников в России и роль в этом процессе ГАСБУ // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 1 -С. 117−122.
  118. A.M. Социальная работа как наука: обоснование и структура // Проблемы социальной работы в России. М., 1995. — С. 6−14.
  119. А., Ярошевский М. История психологии. М.: Изд-во Рос. гос. гуманитарного ун-та, 1994. — 448с.
  120. А., Минахан А. Практика социальной работы: формы и методы. -М.: «Союз», 1993. -225с.
  121. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук. М.: ГК РФ по высш. образованию, 1995. — 88с.
  122. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216с.
  123. И.М. Особенности внедрения инновационных технологий обучения в муниципальном образовательном учреждении // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. — С. 61−65.
  124. А.И. Образование и социальная служба: сфера взаимодействия и формы контактов. Вестник Ставропольского университета. — Вып. 1.-1996.-С. 235−236.
  125. А.И. Подготовка специалистов для социальной работы // Психолого-педагогические проблемы образования и воспитания: Материалы научной конференции «Университетская наука региону». — Ставрополь: СГУ, 1997.-С. 70−71.
  126. А.И. Социальные проблемы безработных и их социально-трудовая реабилитация // Социально-экономические проблемы современного системного кризиса России: Материалы научно-методической конференции. -Ставрополь: СГУ, 1999.-С. 133−137.
  127. А.И. Университет: социальная работа и социальное образование. Вестник Ставропольского гос. университета. — Вып. 8. — 1996. -С. 39−42.
  128. Политика занятости: новые приоритеты // Социальная защита. 1998. — № 1 — С. 24−28.
  129. Положения о порядке регистрации безработных граждан и условия выплаты пособий по безработице. М.: Гос. служба занятости, 1993.
  130. Положение рабочей силы на рынке труда и деятельность органов Государственной службы занятости в 1997 г. М.: Гос. служба занятости, 1998.
  131. Практика применения законодательства о занятости населения в Российской Федерации. Люберцы: Промышленная академия, 1993. — 72с.
  132. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб: ИГУП, 1997. — 308с.
  133. Примерный перечень показателей для оценки квалификации (профессиональной компетентности) служащих: Минтруд и Минюст РФ // Учит, газета. 1992. -№ 41−45. — С. 3.
  134. Проблемы и перспективы организации социальной защиты населения Ставропольского края: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 1994.- 110с.
  135. Проблемы трудовой занятости несовершеннолетних и криминогенная напряженность в обществе: Материалы научно-практической конференции. -М.: ТОО «Янус», 1995. 91с.
  136. Программа содействия занятости населения Ставропольского края на 1998 2000 годы. — Ставрополь, 1998. — 30с.
  137. Ф.Т. Координация политики занятости на федеральном и региональном уровне. -М.: Федеральная служба занятости России, 1993. 16с.
  138. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. Библиотека социального работника. М.: «Институт молодежи», 1993. — 34с.
  139. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов работающих с персоналом). М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400с.
  140. Г. В. Проблемы социальных служб пермского региона: социологический аспект // Рос. журнал социальной работы. 1997. — № 1 -С. 81−85.
  141. Р. Создание общей концепции социальной работы «наука -профессия» // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. -М.-Тула, 1993. Т. 1. — С. 89−105.
  142. JI.C., Сергеева Г. П. Женщины на российском рынке труда // Социс. 1995. — № 7 — С. 57−62.
  143. JI.C. Ликвидация безработицы в СССР (1917 1930 гг.) -М.: Наука, 1973.-382с.
  144. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. Панова A.M., Холостовой Е. И., в 2-х т. — М., 1997.
  145. H.A. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 1 — С. 117−122.
  146. H.A. О гуманистическом общении как условии реализации концепции самопомощи в социальной работе // Рос. журнал социальной работы. 1997. — № 1 — С. 29−34.
  147. А.Н. Учет профиля вуза и региона при подготовке специалистов по социальной работе // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. — С. 77−78.
  148. Рынок труда в крае за 1998 год. Ставрополь: Департамент Федерал. Гос. службы занятости, 1999.
  149. А.Л., Малкова О. В. Социально-психологические проблемы безработных и основные направления их коррекции // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. — № 2. — С. 49−52.
  150. M., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. V М.: Институт социальной работы, 1994. — 114с.
  151. З.М., Татарченко А. Ф., Балабанова С. С. Тендерные различия в социальной самоидентификации нижегородцев // Рос. журнал социальной работы. 1997. -№ 1 — С. 92−96.
  152. А. Работа будет у всех // Социальная защита. 1996. -№ 6−7. -С. 107−109.
  153. В.А. Техника общения в работе с клиентами службы занятости // Социальная работа: теория и практика. Ярославль, 1997. — С. 54−55.
  154. В. Прогнозирование и моделирование в системе социального образования // Социальная работа. 1996. — № 1 — С. 77−79.
  155. Сборник документов и материалов для документационного обеспечения управления органов Федеральной службы занятости населения Российской Федерации. В 2-част. М.: Гос. служба занятости, 1996.
  156. Сборник нормативных документов и учебно-методических материалов по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения. М.: Гос. служба занятости, 1995. — 116с.
  157. В.В. Социальное содержание занятости населения в условиях H? перехода к рыночным отношениям: Дис.. .канд. эконом, наук. Саратов, 1995.-131с.
  158. Л.Е. Психологическая готовность социальных работников к реабилитации подростков группы риска: Дис. .канд. психол. наук. М., 1997.-212с.
  159. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428с.
  160. В.А. Социальный педагог и социальный работник: лич-щ ность и профессия // Теория и практика социальной работы: отеч. и зарубеж.опыт. В 2-х т. М.-Тула, 1993. — С. 265−274.
  161. Словарь прикладной социологии / Отв. ред. Г. П. Давидюк. Минск, 1984.-С. 110.
  162. Словарь терминов применяемых в деятельности служб занятости. -М.: Фирма Инфограф, 1997. — 111с.
  163. В.Я. Управление непрерывным профессиональным развитием персонала центра занятости населения (психолого-педагогический аспект): Дис.. .канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 220с.
  164. Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социс. 1995. — № 9 — С. 65−68.
  165. Г. Н. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции // Социс. 1996. — № 2 — С. 19−24.
  166. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой. М.: АСПиР РФ, 1995. — 185с.
  167. Социальная защита населения: социальные, правовые, психолого-педагогические аспекты проблем. Пермь, 1997. — 88с.
  168. Социальная политика государства. Учебно-методическое пособие / Сост. В. Н. Ткаченко, Т. А. Донцова. Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1996. — 24с.
  169. Социальная работа: история, теория и технологии / Сборник под ред. И. Ф. Албеговой, В. К. Козлова. Ярославль, 1997. — 125с.
  170. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник статей и материалов. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 343 с.
  171. Социальная работа: Журнал АСОПиР и РАО, №№ 1−9. 1992−1997гг.
  172. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Жукова. М.: Союз, 1997. — 359с.
  173. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1996. — 460с.
  174. М. Социальная работа в России // Социальная защита. -1995. №№ 5−6, 1996. — № 1.
  175. П.С. Социальная защита населения в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис. .канд. эконом, наук. Саратов, 1995. — 186с.
  176. Теория и методика социальной работы. Вып. 2. М.: Гос. Академия сферы быта и услуг, 1995. — 233с.
  177. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. В 2 частях. -М.: «Союз», 1994.
  178. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов. М.: Наука, 1994. — 185с.
  179. Теория и практика социальной работы: методические материалы. -М., 1997.-113с.
  180. Технологии повышения психологической компетентности специалистов службы занятости. М.: Российский учебный центр, 1996. — 100с.
  181. Л.В. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики // Рос. журнал социальной работы. — 1996. № 1 -С. 32−37.
  182. Л.В. На пути к новому качеству подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997. — С. 25−30.
  183. Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М.: Институт социальной работы, 1997. — 128с.
  184. Л.В. Проблемы теоретического обоснования модели развития личности социального работника в современной социокультурной реальности // Социальная работа. 1992. — Вып. 1 — С. 109−122.
  185. Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе // Социально-политический журнал. -1997.-№ 2.-С. 214−222.
  186. Л.В. Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия // Рос. журнал социальной работы. 1997.-№ 1-С. 8−17.
  187. Труд, занятость и социально-правовая защита граждан Российской Федерации. Сборник нормативных актов и документов. В 2 т. СПб.: АО «Литера плюс», 1995.
  188. Трудоустройство школьников в летний период. Опыт работы: Экспресс-информация. М.: Федеральная служба занятости России, 1994. — № 3.
  189. В.И. Организационно-педагогические основы подготовки специалистов среднего звена в условиях рынка рабочей силы: Дис. .канд. эконом, наук. Саратов, 1995. — 186с.
  190. Управленческая психология. М.: Гос. служба занятости, 1995. — 70с.
  191. И. Безработица и закон // Человек и труд. 1997. — № 1 -С.67−69.
  192. Учебные планы и программы подготовки социальных работников (из зарубежного опыта). М.: Институт молодежи, 1992. — 150с.
  193. В., Черемушкин В. Лекарство от безработицы // Человек и труд. 1998. — № 2 — С. 72−74.
  194. К.А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России // Социс. 1995. — № 9 — С. 69−74.
  195. Г. Н., Яркина Т. Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России Н Педагогика. 1993. — № 3. — С. 29.
  196. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 670.
  197. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986, -392с.
  198. Е.И. Направления деятельности по совершенствованию учебного плана и программы подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. — М., 1997. — С. 31−38.
  199. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника (библиотечка социального работника). М.: «Союз», 1993.-35с.
  200. Е.И. Социальные процессы, социальная политика и социальная работа: проблемы взаимопонимания // Проблемы социальной работы в России. -М., 1995.-С. 15−25.
  201. Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты // Социальная работа. — 1992. Вып. 6. — С. 58−64.
  202. Р., Мехран Ф., Верма В. Занятость, безработица и неполная занятость. В 2-х книгах. М.: Финстатинформ, 1994.
  203. .Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация // Социальная работа. — 1993. -Вып. 5.-С. 89−100.
  204. .Ю. Об опыте организации послевузовского образования в области социальной работы // Рос. журнал социальной работы. 1997. — № 1 -С.115−124.
  205. В.К. Профессиональная карьера: Учебное пособие для студентов. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 152с.
  206. Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа. 1992. — Вып. 2 — С. 77−83.
  207. Т.Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. 1992. — Вып. 5. — С. 50−55.
  208. Школа социальных педагогов и социальных работников / Ред сост. В. Г. Бочарова, А. Н. Дашкина. М., 1991. — Вып. 1−6.
  209. Н.Б. Профессиональная подготовка студентов — будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 1 — С. 109−113.
  210. Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. Ульяновск: научно-исследовательская авторская бизнес-школа «ОНИ», 1997. — 115с.
  211. Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Рос. журнал социальной работы. 1997. — № 1 — С. 115−124.
  212. Н.П. проблемы клиента в деятельности социальных служб // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 1 — С. 122−126.
  213. Человек на рынке труда // Липсиц И. В. Экономика. М., 1996.-С. 169−187.
  214. Н.В. К вопросу о мотивациях безработных граждан. И Социальная работа: теория и практика (материалы «круглого стола»). Ярославль, 1997.-С. 72−75.
  215. М.Ф. Специализации в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе: Дис.. .канд. пед. наук. М., 1996. — 165с.
  216. Н.В. Социальные проблемы безработных // Социс. 1996. -№ 11-С. 91−98.
  217. А.Ю. Профессиональная подготовка социальных работников к консультированию: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1997. — 179с.
  218. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: Учебное пособие. Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1992. — 121с.
  219. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
  220. С.Э. Формирование гуманистических ценностей в процессе подготовки социальных работников // Социальная работа. 1996. — № 1 -С. 83−84.
  221. Программа курса специализации «Социально-экономические и психологические проблемы безработицы и политика в области занятости населения»
  222. Название темы Содержание программного материала
  223. Раздел I. Актуальные проблемы занятости населения и безработица на современном этапе экономического развития
  224. Предмет, цели и задачи курса Социально-экономические и психологические проблемы безработицы как основные направления исследования в области занятости населения. Учет этих проблем в формировании государственной политики занятости.
  225. II. Государственная политика в области занятости населения.
  226. Программа курса специализации «Социально-трудовая реабилитация, коррекцияи социотерапия безработных»
  227. Название темы Содержание программного материала
  228. I. Теоретико-методологические основы социальной помощи безработным.
  229. Предмет, цели и задачи курса Социально-трудовая реабилитация, коррекция и социотерапия безработных как основные направления практической деятельности специалистов службы занятости.
  230. П. Технологии профессиональной деятельности специалистов Службы занятости.
Заполнить форму текущей работой