Ноосферная картина мира
Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно… Читать ещё >
Ноосферная картина мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
20-е гимназические дни науки
Ноосферная картина мира
Ганиева Мария Николаевна
9 «Г» класс Гимназия «Лаборатория Салахова»
Руководитель:
Сидорова Наталья Николаевна Преподаватель истории и обществознания Сургут
2015 год
Введение
Глава 1: Формирование ноосферной картины мира В. И. Вернадский — выдающийся представитель русского космизма Основные положения ноосферной картины мира Глава 2: Анализ условий становления ноосферы Заключение и выводы.
ноосфера вернадский космизм биосфера
Я хочу представить вам свою работу под названием Ноосферная картина мира. Ноосфера давно была мне интересна, поэтому она и стала темой данной исследовательской работы.
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности, наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком и самим собой.) Картина мира включает в себя три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим образом данной эпохи.
Картины мира, как модели общества, стали появляться с незапамятных времен, так как на протяжении всей жизни человечество стремилось построить и описать идеальное общество. Картины мира бывают религиозные, научные и многие другие. В наше время существует множество различных научных картин мира, многие из которых являются несбыточными или утопичными. Одной из таких, по нашему предположению, является ноосферная картина мира, сформированная В. И. Вернадским.
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека… Семенова С. Г., Гачева А. Г. Русский космизм: Антология философской мысли. В. И. Вернадский. Автотрофность человечества. «
Уникальность ноосферной картины мира в том, что она объединяет в себе научные теории и описание определенного социального строя, которые могут привести человечество к ноосфере. Следовательно, она носит и научный, и религиозно-философский характер.
В процессе нашей работы мы попробуем доказать гипотезу: Если ноосферная картина мира строится на несбыточных в действительности основаниях, то и переход к ноосфере может считаться невыполнимым, а картина мира несостоявшейся в принципе.
Следовательно, объектом нашей работы будет являться ноосфера, ноосферная картина мира и основные факторы, приводящие к её становлению.
Цель работы: изучить основные положения ноосферной картины мира и доказать их несбыточность т. е. утопичность данной научной картины мира.
Задачи:
· ознакомиться с источниками по данной теме;
· изучить суть ноосферы и ноосферной картины мира;
· определить её составляющие и факторы, приводящие к переходу к ноосфере;
· проанализировать факторы и сделать выводы, касающиеся возможности перехода к ноосфере;
· определить сферу дальнейших исследований.
Глава 1: Формирование ноосферной картины мира
В. И. Вернадский — выдающийся представитель русского космизма
Как упоминалось выше, теория о ноосфере была сформирована российским и советским учёным конца XIX века и первой половины XX века, Владимиром Ивановичем Вернадским, создателем науки биогеохимии и представителем русского космизма (ряда религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира»).
Владимир Вернадский родился в Санкт-Петербурге 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1863 года в либерально-дворянской семье. В 1885 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета, в последующем считавшимся альма-матер советского учёного и мыслителя.
В круг его интересов входили многие науки: геология, кристаллография, радиогеология, биогеохимия, метеоритика, философия, история и многие другие. Кроме того, он занимался организаторской научной и общественной деятельностью.
Начиная с 1908 года В. И. Вернадский, как профессор Московского университета, постоянно проводил огромную работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов. Также участвовал в создании Радиевого института в январе 1922 г.
В период с 1922 по 1926 год он работал за границей: в Праге и Париже. Читал лекции в Сорбонне, работал в Музее естественной истории и Институте Кюри. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия».
По возвращению в 1926 г. сформулировал концепцию биологической структуры океана. Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба.
В 1927 году организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества. Однако термин «живое вещество» он употреблял в смысле, отличном от работ О. Б. Лепешинской — как совокупность живых организмов биосферы, о которой пойдет речь в описании ноосферной картины мира.
За рубежом Вернадский работает над книгой «Научная мысль как планетное явление», которая будет издана только после его смерти — в 1977 г.
В. И. Вернадский при жизни опубликовал 473 научные работы, основал новую науку — биогеохимию и внёс огромный вклад в геохимию. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.
Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере; он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм.
Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.
Основные положения ноосферной картины мира Учение о ноосфере неразрывно связано с биосферой. Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.
Стадии биосферы по В.И. Вернадскому
Азойская (безжизненная) эра | |||
Археозойская (древнежизненная) эра ; образования и развития живого вещества | |||
Мезозойская эра ; образования и развития растительной и животной жизни | |||
Эра появления и развития разумной жизни (человека) | |||
Эра возникновения Ноосферы | |||
Эра развития Ноосферы — конечная стадия | |||
Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле и на мировоззрение многих людей: несмотря на то, что Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского, понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа, который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. При этом он подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом, основываясь на лекциях Вернадского по геохимии.
Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. «Несмотря на довольно малую эффективность своей деятельности, человек всё же берет на себя функции всех царств биосферы. Эту ношу взвалила на человека эволюция, так как он обладает новой формой активности — деятельностью и разумом. Человек не может избавиться от этого груза, потому что отказ от разумной деятельности будет означать деградацию человека… уничтожение его как биологического вида» С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева. Естественные и технические науки в мире культуры: Учеб. Пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. Стр. 350
Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечал он. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» В. И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление, 1936;1938, Гл. 1, 11 Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
Для достижения задачи, а именно, определения составляющих факторов, приводящих к переходу к ноосфере, под данным понятием мы будем подразумевать сферу разума, сознательно формируемую совместными усилиями людей.
Совместные усилия людей, а именно их деятельность, результатом которой будет являться становление ноосферы и реализация ноосферной картины мира, можно изобразить по следующей схеме, используемой нами на уроках обществознания:
Деятельность общества Согласно представлениям Вернадского о переходе к ноосфере, в данной схеме целью будет являться изменение окружающей человека природы, преобразование Земли и всего Космоса (так как, опираясь на традиции философии космизма, «выживание человека возможно только посредством преобразования планетарных и космических сил… С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева. Естественные и технические науки в мире культуры: Учеб. Пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. Стр. 355»).
Мотивом может послужить широкий спектр явлений: от потребности человека в преобразовательной деятельности до каких-либо личных интересов.
Средством преобразовательной деятельности человека справедливо назвать разум, так как «для достижения цели деятельности человек вынужден регулировать предметную структуру, контролировать протекание в ней природных процессов» Там же, стр. 358, в чём и обнаруживается природная необходимость разума.
Субъектом деятельности, безусловно, является человек или общество в его широком значении, а именно, население земного шара. Следует отметить, что Вернадский, формулируя ноосферную картину мира, подразумевал под обществом часть мира, обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней: «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли — с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту» В. И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере. 1943;1944. 3
И, наконец, объектом деятельности будет являться биосфера, или же природные и космические силы, исходя из вышеописанной цели и определения ноосферы (высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы) Кроме того, как утверждал Вернадский и его единомышленники, основными предпосылками создания ноосферы являются:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
13. Учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства.
Выполнение вышеперечисленных условий приведет к достижению результата совместной деятельности людей, а именно, реализации ноосферной картины мира.
Глава 2: Анализ условий становления ноосферы
Выполнив первые три задачи, мы выявили основные факторы (условия), приводящие к становлению ноосферы. Для достижения цели нашей работы и доказательства гипотезы об утопичности ноосферы, необходимо проанализировать вышеперечисленные условия. Их можно разделить на три группы:
1. Выполненные, действующие на сегодняшний день
2. Возможные, но не существующие сегодня.
3. Невыполняемые, утопичные.
К первой группе можно отнести большинство главных условий:
Заселение человеком всей планеты: на сегодняшний день нет места, куда не ступала нога человека, он приспособился к выживанию в самых экстремальных условиях: на крайнем севере и в необычайно жарких уголках планеты.
Радикальное усовершенствование средств связи: появление интернета практически стёрло барьеры международного общения, то есть обмена информацией. Общение стало практически безграничным и неконтролируемым.
Расширение границ биосферы: несомненно, величайшее достижение СССР и всего XX века — первый полёт человека в космос. Он открыл перед человечеством не только новое пространство для исследований, но, как упоминал Вернадский, и огромную ответственность за судьбу Космоса и всего человечества.
Открытие новых источников энергии: человечество действительно освоило новые источники энергии, такие, как атомная энергия, различные виды природной энергии (энергия приливов, солнечная энергия), но, к сожалению, не было способно должным образом контролировать их (авария на Чернобыльской АЭС) и находить им должное применение (бомбардировка Хиросимы и Нагасаки).
Увеличение роли народных масс в решении политических вопросов, или «победа демократии»: на сегодняшний день данное условие достигнуто путем демократизации подавляющего большинства стран.
Свобода научной мысли и научного искания: на данный момент в большинстве стран, в частности в России, наука освободилась от политического и религиозного гнёта и в её развитие вкладывается большое количество средств из бюджета государства. Более того, развитие науки стало одним из главных показателей развития страны.
К числу возможных, но не достигнутых в настоящее время условий относятся:
Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами: человек действительно активно использует природные ресурсы в виде полезных ископаемых, водоёмов и растений и, бесспорно, наносит больше вреда, чем пользы, меняя геологический состав биосферы, но на Земле существует стихия, которую человек не может контролировать полностью. Так или иначе, природа способна в какой-то степени восстанавливаться от результатов деятельности человека.
Разумное преобразование первичной природы Земли: предыдущее условие, выполнение которого может привести к трагичным последствиям для биосферы и человека в частности, делает разумное преобразование первичной природы Земли практически невозможным. В любом случае, на территории нашей страны преимущество отдается разведке нефтяных и газовых месторождений по сравнению с альтернативными ресурсами природы, что точно нельзя назвать разумным. Возможно, сейчас данные ресурсы и могут удовлетворить конкретные потребности общества, но не в дальнейшем, если общество не предпримет меры к более разумному использованию первичной природы.
Равенство людей всех рас и религий: на сегодняшний день, вопреки законам и установленным в правовых документах нормам, дискриминация людей по религиозному и национальному признаку до сих пор проявляется в обществе. Такие явления, как терроризм и современные продолжатели фашистской идеологии являются тому подтверждением.
И, наконец, невыполняемыми условиями, ведущими к становлению ноосферы, являются:
Исключение войн из жизни общества: данное условие не выполняется в современном мире, где примером этому может служить обстановка на Украине или же в Афганистане, и не может быть выполнено в принципе, так как на данный момент, к сожалению, не ведется решительных действий к полному искоренению локальных войн. Некоторые страны-лидеры, напротив, лишь разогревают военные конфликты.
Создание единого планетарного марксистско-ленинского государства: оно также относится к числу невыполняемых и утопичных, так как была предпринята попытка создать подобное непланетарное государство, но оно оказалось не жизнеспособным, вопреки вере Вернадского в мировую революцию.
Стоит отметить, что многие учёные отрицают возможность перехода к ноосфере, называя её вовсе не научной, а религиозно-философской теорией. Так, к примеру, считает Ф. Р. Штильмарк: «Нет, природа не признает людских авторитетов, мнений и „установок“, будь то библейские мечты о царстве Божьем, сомнительные ли представления о „научном“ коммунизме или научные — без кавычек — мысли о Ноосфере как Обществе Разума (все эти идиллии уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными)» Штильмарк Ф. Р. К спорам о дикой природе, заповедности и антропоцентризме// Гуман. экол. журн. — 2002. — Т.2(спецвыпуск). — С.49−51.
Впоследствии, многие учёные сочли ноосферную картину мира утопической и научно несостоятельной идеей.
Заключение
и выводы
В процессе анализа условий, позволяющих биосфере перейти в новую конечную стадию, ноосферу, выяснилось, что некоторые из них являются невыполнимыми в действительности или утопичными. Такими условиями являются исключение войн из жизни общества, учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства и близкое к утопичному разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Таким образом, пока что актуальные и неизбежные политические действия и принципы не позволяют обществу перейти в ноосферу, где основным принципом было бы разумное отношение человека к природе и единство природы и культуры. Предположительно, вышеупомянутые условия никогда не будут выполнены, делая переход к ноосфере невозможным, а саму картину мира несостоявшейся. Гипотеза доказана.
Результаты проделанной работы соответствуют поставленной цели: мы изучили основные положения ноосферной картины мира и доказали несбыточность некоторых из них, а, следовательно, утопичность данной научной картины мира.
Сферой наших дальнейших исследований может стать поиск научных теорий и/или картин мира, которые могут быть осуществлены посредством совместной деятельности людей.
1. В. И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. 1936;1938 http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/thought.html
2. В. И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере. 1943;1944. http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/noos.html#tthFtNtAAD
3. Википедия: Вернадский https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.A3.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BE_.D0.B1.D0.B8.D0.BE.D1.81.D1.84.D0.B5.D1.80.D0.B5_.D0.B8_.D0.BD.D0.BE.D0.BE.D1.81.D1.84.D0.B5.D1.80.D0.B5
4. Википедия: Научная картина мира https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0
5. Википедия: Ноосфера https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0
6. Википедия: Картина мира https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0
7. Википедия: Космизм https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC
8. С. Г. Семенева, А. Г. Гачева. Русский космизм: Антология философской мысли http://nffedorov.ru/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC:_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B8
9. С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева. Естественные и технические науки в мире культуры: Учеб. Пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997.
10. Штильмарк Ф. Р. К спорам о дикой природе, заповедности и антропоцентризме// Гуман. экол. журн. — 2002. — Т.2(спецвыпуск). http://humane.evol.nw.ru/ideol11.html
11. Электронный архив В. И. Вернадского http://vernadsky.lib.ru/