Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие предприятий промышленности с научно-технологическими парками вузов (формы методы результативность)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Oz свой ресурс. Помимо этого в России накопилось много отечественных автомобилей которые не эксплуатируются. Экологические организации, а потом и Правительство России задумалось над тем, что автомобиль это ценный источник сырья и его надо перерабатывать. Исследование показало, что развитие переработки и утилизации автомобилей связано с решением ряда задач: политических, обусловленных общественной… Читать ещё >

Содержание

  • Содержание страница
  • 1. Научно-технологические парки в системе управления инновационным развитием предприятий промышленности
    • 1. 1. Научно-технологические парки в мировой системе ускорения инновационного цикла (роль, функции)
    • 1. 2. Развитие научно-технологических парков России
    • 1. 3. Основные направления деятельности и взаимодействия научно-технологического парка «Автопрогресс-21» с предприятиями промышленности
  • 2. Организация и управление венчурным производством научно-технологических парков
    • 2. 1. Экономико-организационные условия функционирования венчурных предприятий и фондов
    • 2. 2. Особенности финансирования венчурного производства научно-технологических парков
    • 2. 3. Риски научно-технологических парков и методы их снижения
  • 3. Государственное регулирование развития научно-технологических парков
    • 3. 1. Основные направления государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности научно-технологических парков

    3.2 Инновационные программы, проекты и бизнес планы научно-технологических парков. Управление научно-технологическими парками на основе бизнес планирования. (Предложения по законодательному регулированию инновационной деятельности технопарков) 115

    3.3 Бизнес-план «Утилизация и переработка автомобильных шин» 131

    3.4 Эколого-экономический эффект утилизации и переработки автомобильной техники 144

Взаимодействие предприятий промышленности с научно-технологическими парками вузов (формы методы результативность) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кризисное состояние национальной экономики поставило многие сферы общественного производства перед дилеммой либо выжить, либо прекратить свое существование. Способы выживания хозяйственная практика искала самостоятельно, при отсутствии законодательной базы, разрыве практически всех хозяйственных связей, откровенном протекционизме различных ветвей власти отдельным отраслям промышленности. Проведенная в стране приватизация завершила денационализацию прибыльных отраслей промышленности, оставив в ведении государства социальную сферу, науку, образование, в гом числе и высшее профессиональное образование. Высшая школа страны оказалась в крайне тяжелом положении, являясь исторически, с одной стороны, ядром научно-технического прогресса и продолжая готовить кадры высшей квалификации и для частного сектора общественного производства, с другой, оказалась за бортом проведенной приватизации. Кадры высшей квалификации, которые выпускают вузы, — это стратегический ресурс любой развитой страны. Произошедшая в России в последнее десятилетие «утечка мозгов» — наиболее дешевый способ для многих стран укрепить свои стратегические ресурсы.

Высшая школа в процессе проведения «реформ» в общественном производстве была вынуждена искать пути выживания, позволяющие сгладить отрицательные последствия первого и второго этапов приватизации, привлечь научно-педагогических работников к организации наукоемких высокотехноло! пчсских производств, реализовать инновационный потенциал, накопленный всеми предшествующими десятилетиями «дорыночной» жизни.

Научно-технологические парки как новая форма взаимодействия промышленности и вузовской науки стремительно «вошли» в научно-к'хничеекую сфер> с iраны и заявили о себе как важный фактор влияния на преобразования в экономике и производстве. К концу 2001 г. более чем в 50 городах страны проходит период становления, развития, ведет активную инновационную Деятельность большая группа технопарков, в том числе 75 университетских технопарков, созданных за последние десять лет. [38].

На рубеже начала реформ это стало важным явлением, которое позволило привлечь внимание специалистов и общественности к проблеме стимулирования и поддержки инноваций, оценке их особой роли на этапе технологического обновления производства и необходимости усиления экспортных возможностей на основе активного использования интеллектуального потенциала страны.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании возможности инновационного пути развития, широко используемого в ведущих странах мира, как эффективного средства преодоления кризисных явлений, диверсификации производства, приоритетной поддержки конкурентоспособной продукции, формирования качественно нового рынка высоких технологий, овладения механизмом их коммерциализации, технологическим менеджментом.

Технопарки оказались практически первыми из числа новых организационных структур, которые выступили в регионах в роли опорных центров формируемой новой инновационной инфраструктуры, одним из средств интеграции и объединения усилий вузовских и других научных организаций, специалистов с целью поддержки и развития инновационной деятельности, в первую очередь в сфере малого наукоемкого п ре д при н и м ател ьст ва.

В соответствии с изложенной целью в диссертации поставлены следующие задачи.

— обобщить зарубежный и отечественный опыт создания и функционирования технопарков в качестве нового подхода к условиям реализации и обеспечения инновационного прогресса, к созданию наиболее благоприятной среды, в которой научные идеи воплощаются в конкурентоспособную научно-т е х н ол о г и че с к у ю продукциюобосновать практическую возможность организации инновационной деятельности путем объединения малых, наукоемких предприятий в научно-технических парках, технополисах и других структурах, составляющих основу венчурного бизнесаразработать методику снижения рисков при финансировании венчурных предприятий, созданных для реализации конкретных инновационных проектов в структуре технопарка;

— разработать бизнес-план запуска венчурного производства по переработке изношенных автомобильных шин в структуре технопарка «Автопрогресс-21»;

— подготовить предложения в Законодательные органы Московской области по законодательному обеспечению инновационной деятельности технопарков и других инновационных структур.

В качестве объекта исследования в диссертации рассматривается создание территориальных научно-технологических и производственных систем, как следствие объективного процесса ускорения научно-технического прогресса, получившее свое воплощение в форме самостоятельных организационных структур — научно-технологических парков высшей школы.

Предметом исследования являются факторы, обеспечивающие становление новых организационных структур технопарков и влияющие на развитие венчурного бизнеса, такие как: вузовские инфраструктуры, риски в инновационной деятельности технопарков, особенности финансирования венчурных производств, условия функционирования венчурных фондов для обеспечения коммерциализации наукоемких технологий.

Методы исследования основываются на методах системного, логического и сравнительного анализа. Применены технико-экономические расчеты, методы прогнозирования, методы маркетингового (ситуационного) анализа, экономико-математические методы моделирования реальных хозяйственных структур. В процессе исследования проанализированы и изучены законодательно-нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность вузов и промышленных предприятий. В ходе исследования использованы разработки, выполненные научными коллективами, отечественными и зарубежными учеными.

Для проведения экономических расчетов использовались компьютерные технологии Excel 7,0 и Mathcad 6,0 PLUS.

Источниками исходной статистической информации послужили данные, публикуемые Государственным комитетом по статистике РФ, Международной организацией автопроизводителей, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, информационным агентством «Анализ, Консультации и Маркетинг» («АКМ»), открытыми периодическими изданиями.

Теоретической и практической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления общественным производством.

Вузовская наука оказалась готовой к восприятию новых идей, организационных решений и оказалась наиболее благоприятной средой для создания первых в России технопарков.

Уже в начале 90-х годов в системе высшей школы начали свой нелегкий путь первые технопарки в городах Томске, Зеленограде, Саратове, Санкт-Петербурге, Уфе, Москве. Сегодня свыше 90% технопарков, действующих в научно-технической сфере, организованы в университетской среде, в системе Минобразования России [38].

Вклад вузовской науки в разработку проблемы и создание в регионах России первой группы научно-технологических парков, нет сомнения, займет свое достойное место в истории реформ.

В 1990 I од были объединены усилия единомышленников и учреждена Ассоциация научно-технологических парков высшей школыв 1992 году Комитет по высшей школе Миннауки России сформировал межвузовскую научно-техническую программу «Технопарк», которая придала исследованиям и разработкам по программе, практической деятельности по организации технопарков в сфере высшего образования системный характер.

Особое значение на начальных этапах становления новых технопарковых структур имели отношение и поддержка органов государственного управления субъектов Российской Федерации. Правительства Республики Татарстан и Республики Башкортостан, администрации Свердловской, Новгородской, Томской и Саратовской областей, мэрии Москвы и Санкт-Петербурга придали формируемым технопаркам статус опорных региональных центров поддержки инноваций и развития малого наукоемкого бизнеса. к.

Важнейшие факторы влияния — университетская среда, поддержка нового дела руководством вузов, открытость и заинтересованность в новых инновационных структурах, усилении отдачи вузовской науки.

Среди руководителей технопарков, президентов и председателей советов технопарков 44 ректора ведущих вузов, в том числе: В. А. Садовничий (МГУ), Ю. С. Васильев (СПбГТУ), С. Г. Кусимов (УфГАТУ), Э. М. Соколов (ТулГУ), В. В. Евстигнеев (АлтГТУ), Е. В. Аметистов (МЭИ), АЛ. Белоконь (РГУ), Г. П. Турмов (ДвГТУ). А. Л. Карунин (МГТУ «МАМИ»), С. С. Набойченко (УрГТУ), В. В. Ефимов (УлГТУ), В. А. Журавлев (УдГИ), Ю. Г. Кабалдин (КнАГТУ), Б. С. Мишин (MATH), Ю. А. Чаплыгин (МГИЭТ), В. Г. Захарович (ТГРТУ), А. Н. Кудинов (ТвГУ).

И это одно из главных условий успешного развития научно-технологических парков, их органичного вхождения и утверждения в университетской среде, в сфере вузовской и отечественной науки.

Новизна и необычность проблемы, ее относительная сложность требовали повседневного внимания, координации научных исследований и разработок, корректировки практической деятельности технопарков в рамках программы «Технопарки и инновации».

Высокий интеллектуальный потенциал высшей школы стал основой для формирования уже в течение первых лет, на начальном этапе разработки проблемы команды единомышленников, высококвалифицированных специалистов в области инновационного менеджмента, которые выступили в роли директоров технопарков.

Сегодня они признанные в вузовской и отечественной науке лидеры в области передачи и коммерциализации технологий, создания новых технопарковых структур, ведения активной инновационной деятельности.

В.И. Кравцова, М. В. Рычев, С. Г. Поляков, Н. Н. Ермилов, Н. Д. Рогалев,.

A.Н. Петровский, А. Н. Коптев, Р. А. Бадамшин, А. Д. Новоселов, О. Б. Стрекалов, В. Р. Атоян, М. В. Золотое, С. З. Ямпольский, Ю. А. Кононов, А. Б. Шабаров, А. Э. Чеботаревский, А. О. Черепица, А. А. Корецкий, М. А. Плетнев,.

B.В. Овсянников, Г. Ф. Осипова стояли у истоков развития науки и практики в области инноваций, их организационных форм и во многом являются гарантом его дальнейшего успешного развития.

Тверской Инновационный Центр Минобразования России и его бессменный руководитель Лурье Е. А. был в числе тех, кто находился у истоков технопаркового движения в высшей школе и стране. Начиная с конца XX века, Центр выполнял функции координации, научно-технического, информационного и нормативно-правового сопровождения работ по созданию и развитию технопарков, обобщению зарубежного и отечественного опыта, непосредственно участвовал в создании большой группы технопарков.

Функции головной организации межвузовской научно-технической программы «Технопарки и инновации», которая объединяла университетские технопарки, выполняло все эти годы Управление научно-исследовательских работ Минобразования России. Этим не только подчеркивалось внимание к одному из направлений развития вузовской науки, но закладывались определенные нормы и формы поддержки участников программы.

В 1997 году на государственном уровне впервые была отмечена проводимая высшей школой работа по стимулированию инновационной деятельности и созданию технопарковых структур.

В 1997 году особая роль университетских технопарков отражена в «Концепции реформирования российской науки на период 1998;2000гг.», где подчеркивается, что в основу развития инновационной инфраструктуры будет положено создание в регионах научных и технологических парков, инновационно-технологических центров (ИТЦ) с последующим объединением их в сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на всей территории России. Важная роль в активизации этой деятельности отводится вузам регионов [41].

В подтверждение этого важного положения первая группа ИТЦ, организованных в соответствии с Программой активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере, создается на базе университетских технопарков: Научного парка МГУ, Зеленоградского технопарка, Технопарка «Измайлово», технопарков ЭТУ, МАТИ, Фонда «ТВН», КазГТУ, Уральского регионального технопарка, технопарка «Автопрогресс-21» МГТУ «МАМИ».

Университетские технопарки стали организационной и материальной основой, «инновационной площадкой» для создания на их базе первой группы современных инновационно-технологических центров. Прошедший с начала их создания короткий период подтвердил, что органичное единство технопарка и ИТЦ, формируемых в университетской среде, наиболее оптимальная и перспективная форма их создания, как главных опорных центров в составе региональной инновационной инфраструктуры.

В Программе активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере значителен вклад Миннауки России, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, которые осуществляют широкую поддержку малого наукоемкого бизнеса и его становлению как одной из важнейших составляющих инновационной среды в стране.

Утверждение Программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере, создание первых ИТЦ, одобрение «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998;2000 гг.», принятие 9.

Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной полигике в Российской Федерации» — все это первый опыт, обобщение которого и послужило теоретической и практической основой исследования.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в адаптации зарубежного и отечественного опыта в создании инновационных структур для организации и функционирования технопарка «Автопрогресс-21», в технико-экономическим обосновании венчурного предприятия по переработке изношенных автомобильных шин, в разработке предложений по подготовке закона Московской области об инновациях и инновационной деятельности.

Получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

• Научные и технологические парки как самостоятельные организационные структуры интеграции вузовской науки с промышленностью относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов и возникают как необходимость внедрения наиболее эффективных форм организации инновационного процесса.

• Инновационные предприятия технопарков по своей сути являются рисковыми. Риски в инновационной деятельности многообразны по форме, наиболее сложные из которых — социально-психологические барьеры инновациям, проявляющиеся на различных стадиях разработки инновационного проекта. Предлагается методика анализа инноваций в инженерно-психологическом, дифференциально-психологическом, психолого-трудовом и социально-психологическом аспектах.

• Для снижения финансовых рисков инновационные предприятия технопарков требуют особого венчурного финансирования, механизм которого адаптирован к российским условиям.

• Для обеспечения основной деятельности технопарков — продвижения инновационных проектов, требуются специальные венчурные фонды, где страхованием риска выступает государство. Банковский капитал в России ещё слишком молод для того, чтобы экспериментировать с финансированием инновационных проектов.

• Технико-экономическое обоснование предприятия по переработке изношенных автомобильных шин технопарка «Автопрогресс-21» показывает перспективность данного производства, его высокую рентабельность и реальность возврата средств.

• Ввиду особых условий деятельности технопарков необходимы региональные законы, регулирующие инновационную деятельность и позволяющие страховать инвестиции в наукоёмкие и высокотехнологичные производства.

Практическое значение диссертационного исследования.

Диссертационное исследование включает опыт создания и функционирования технопарка «Автопрогресс-21», непосредственное участие в котором принимал диссертант. Формирование современной инновационной среды для создания материально-технической, экономической, информационной и социально-культурной базы становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, производственною освоения новых знаний и наукоёмких технологий, передачи технологий на рынок научно-технической продукции — основная практическая задача, решаемая технопарком. Не менее значимое практическое направление деятельности технопарка — подготовка команд менеджеров по инновациям, вырастающих из студенческих маркетинговых фирм, которые выполняют маркетинговые услуги для малых инновационных предприятий. Практическая подготовка кадров по инновационному менеджменту, предпринимательству позволили создать благоприятную почву для развития предпринимательства в сфере науки и подготовить к запуску ряд венчурных производств (производство «светящегося» пластиката для автомобильных заводов, переработка изношенных автомобильных шин и других).

Внедрение и апробация. Исследование выполнено в рамках плана научных работ МГТУ «МАМИ» в пределах следующих тем.

1. Формирование конкуренции и конкурентной среды в условиях России. 2000 г. Регистрационный номер 01.200.7 321 (Тема по единому заказ-наряду МГТУ «МАМИ»).

2. Образование и защита населения в XXI веке. Создание национальной г инновационной системы для разрешения глобальных проблем РФ. 2000 г.

Регистрационный номер 01.200.7 320 (Тема по НТП Минобразования РФ).

3. Разработка и использование инновационного продукта для привлечения инвестиций и укрепления материально-технической базы вуза. 2000 г. Регистрационный номер 01.200.7 322 (Тема по НТП Минобразования РФ).

4. Механизм участия вузов в управлении госсобственностью, как основы создания инновационных зон развития. 2001 — 2002 г. Регистрационный номер 01.200.1 10 751 (Тема по НТП Минобразования РФ).

5. Проблемы становления и развития менеджмента в России в условиях перехода к рыночной системе хозяйства. 2001 г. Регистрационный номер 01.200.1 10 732 (Тема по единому заказ-наряду МГТУ «МАМИ»),.

6. Изучение возможности использования инновационного потенциала как фактора конкурентоспособности РФ в условиях глобализации мировой экономики. 2002 г. Регистрационный номер 01.200.2 11 042 (Тема по единому заказ-наряду МГТУ «МАМИ»),.

• Основные положения диссертационного исследования использовались:

• при разработке технико-экономического обоснования венчурных предприятий по производству светящегося пластиката и переработке изношенных автомобильных шин (подтверждается актом внедрения);

• при подготовке аналитических материалов для законопроектов в.

Г осударственной Думе РФ (подтверждается актом внедрения):

• при подготовке аналитических материалов по развитию инновационных зон в СФО (подтверждается актом внедрения).

Инновационные проекты и продукция технопарка «Автопрогресс-21» участвовали в выставках и были отмечены:

• на Выставке достижений высшей школы при Правительстве РФ (Москва, 1995);

• на Выставке достижений высшей школы по линии ЮНЕСКО (Москва, 1995);

• на Международной выставке высоких технологий (Рим, 1996);

• на Международной выставке конверсионных технологий (г.Уфа, 1996);

• на 3-й Межрегиональной универсальной научно-производственной инновационной выставке-ярмарке «Интеграция-98» (г.Томск, 1998);

• на Всероссийской выставке-ярмарке «Потребительская кооперация-99» (г.Чебоксары, 1999).

Основные научные результаты диссертации докладывались:

• на ежегодных научно-практических конференциях в рамках Межвузовской программы «Технопарки и инновации» (1995;98г.г.);

• на Международной научно-технической конференции «Системные проблемы надёжности, математического моделирования и информационных технологий» (Сочи, 1998 г.);

• на Международной научно-технической конференции «Единое образовательное пространство XXI века: проблемы организации и технологии» (г.Минск, 2000);

• на Всероссийской научно-технической конференции «Технический вузнаука, образование и производство в регионе» (г.Тольятти, 2001);

• на научных симпозиумах и конференциях МГТУ «МАМИ» (2000;01г.г.);

• на заседаниях кафедры «Маркетинг и менеджмент» .

Результаты диссертации апробированы в процессе чтения лекций и проведении семинарских и практических занятий по курсу «Инновационный менеджмент» со студентами по специальностям «Менеджмент» и «Маркетинг» в МГТУ «МАМИ».

Выводы 3 главы.

Переработка и утилизация автомобилей и автомобильной техники приобретает все большую актуальность не только для крупных промышленных центров, но и для приграничных районов России, превращающихся в кладбища отработанной техники. Переход России на рыночные отношения, лоббирование на правительственном уровне интересов отдельных субъектов хозяйственной деятельности, привели к тому, что автомобильный рынок страны оказался перенасыщенным импортными автомобилями, практически выработавшими.

1 oz свой ресурс. Помимо этого в России накопилось много отечественных автомобилей которые не эксплуатируются. Экологические организации, а потом и Правительство России задумалось над тем, что автомобиль это ценный источник сырья и его надо перерабатывать. Исследование показало, что развитие переработки и утилизации автомобилей связано с решением ряда задач: политических, обусловленных общественной необходимостью разработки законодательных мер по ограничению доступа на территорию России отработанной техники, пригодной практически только для утилизации, а также государственной поддержкой венчурных предприятий технопарков по утилизации автомобилейэкономических, определяющих механизм перераспределения федеральных и региональных налогов в пользу предприятий, осуществляющих утилизацию автомобилей, введение специального налога по утилизации на товаропроизводителей материалов и композитов, используемых в автомобильной технике (металл, пластмассы, резина, красители, масла, ткани и т. д.) — эколого-технологических, связанных с созданием экологически чистой системы переработки и утилизации автомобильной техники, способной объединить в единый комплекс разрозненные исследования и разработки по утилизации материалов и композитов, используемых в автомобиляхорганизационно-управленческих, определяющих порядок создания и функционирования венчурных предприятий, по переработке и утилизации автомобильной техники, а также подготовке и переподготовке кадров для этих целейправовых, регламентирующих весь комплекс мер по инновационной деятельности, в том числе и по переработке и утилизации автомобилей. Начиная с отчуждения прав собственности на брошенную технику до захоронения неперерабатываемых материалов и композитов.

Заключение

.

Высшая школа в процессе проведения «реформ» в общественном производстве оказалась в крайне тяжёлом положении и была вынуждена искать пути выживания, позволяющие сгладить отрицательные последствия первого и второго этапов приватизации, привлечь научно-педагогических работников к организации наукоёмких высокотехнологичных производств, реализовать инновационный потенциал, накопленный всеми предшествующими десятилетиями стабильного развития общественного производства.

Одним из таких путей явились научно-технологические парки, как новая форма взаимодействия промышленности и вузовской науки, которые стремительно «вошли» в научно-техническую сферу страны и заявили о себе как важный фактор влияния на преобразования в экономике и производстве. К концу 2001 г. более чем в 50 городах страны проходит период становления, развития, ведет активную инновационную деятельность большая группа технопарков, в том числе 75 университетских технопарков, созданные за последние десять лет.

На рубеже начала реформ это стало важным явлением, которое позволило привлечь внимание специалистов и общественности к проблеме стимулирования и поддержки инноваций, оценке их особой роли на этапе технологического обновления производства и необходимости усиления экспортных возможностей на основе активного использования интеллектуального потенциала страны.

В диссертационной работе показаны возможности инновационного пути развития, широко используемого в ведущих странах мира, как эффективного средства преодоления кризисных явлений, диверсификации производства, приоритетной поддержки конкурентоспособной продукции, формирования качественно нового рынка высоких технологий, овладения механизмом их коммерциализации, технологическим менеджментом.

Технопарки оказались практически первыми из числа новых организационных структур, которые выступили в регионах в роли опорных центров формируемой новой инновационной инфраструктуры, одним из средств интеграции и объединения усилий вузовских и других научных организаций, специалистов с целью поддержки и развития инновационной деятельности, в первую очередь в сфере малого наукоёмкого предпринимательства.

Зарубежный и отечественный опыт создания и функционирования технопарков в качестве нового подхода к условиям реализации и обеспечения инновационного процесса показывает, что технопарки создают наиболее благоприятную среду, в которой научные идеи воплощаются в конкурентоспособную научно-техническую продукцию.

В процессе исследования обоснована практическая возможность организации инновационной деятельности путём объединения малых, наукоёмких предприятий в научно-технологических парках, технополисах и других структурах, составляющих основу венчурного бизнеса на примере действующего технопарка МГТУ «МАМИ».

Разработанная методика снижения рисков при финансировании венчурных предприятий, созданных для реализации конкретных инновационных проектов в структуре технопарка позволили подготовить бизнес-план запуска венчурного производства по переработке изношенных автомобильных шин в структуре технопарка «Автопрогресс-21» и обосновать предложения в Законодательные органы Московской области по законодательному обеспечению инновационной деятельности технопарков и других инновационных структур.

Проведённое диссертационное исследование позволяет сделать выводы: • Научные и технологические парки как самостоятельные организационные структуры интеграции вузовской науки с промышленностью относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов и возникают как объективная необходимость внедрения наиболее эффективных форм организации инновационного процесса.

Инновационные предприятия технопарков по своей сути являются рисковыми. Риски в инновационной деятельности многообразны по форме, наиболее сложные из которых — социально-психологические барьеры инновациям, проявляющиеся на различных стадиях разработки инновационного проекта. Предлагаемая методика анализа инноваций в инженерно-психологическом, дифференциально-психологическом, психолого-трудовом и социально-психологическом аспектах позволяет снизить риск в инновационной деятельности технопарка. В том числе и финансовый риск.

При всём многообразии видов рисков и методов управления ими, риск — это прежде всего финансовый риск, для минимизации которого существуют экономические механизмы, получившие широкое распространение за рубежом и успешно реализуемые через технопарковые структуры. Для снижения финансовых рисков инновационные предприятия технопарков требуют особого венчурного финансирования, механизм которого должен быть адаптирован к российским условиям. Венчурный механизм сыграл важную роль в реализации многих крупнейших нововведений в различных областях деятельности, как показывает зарубежная практика. Непременным условием рисковых капиталовложений является предоставление финансовых средств без выплаты процентов и погашения долга в течение достаточно длительного периода времени. Инвесторы предпочитают идти по пути совместных инвестиций (создание венчурных фондов), что значительно снижает риск отдельных вкладчиков и позволяет в случае успеха инновационного предприятия многократно окупить вложенные средства. Для обеспечения основной деятельности технопарков — продвижения инновационных проектов, требуются специальные венчурные фонды, где страхователем риска выступает государство. Российские банки не идут на венчурное финансирование — всем известны «особенности» формирования банковского капитала в России. Банковский капитал в России ещё слишком молод для того, чтобы экспериментировать с финансированием инновационных проектов, где велик риск потери ввиду практического отсутствия маркетинговых исследований из-за высокой их стоимости и недостаточных знаний для их проведения у авторов инноваций. Технико-экономическое обоснование венчурного предприятия по переработке изношенных автомобильных шин технопарка «Автопрогресс-21» показывает перспективность данного производства, его высокую рентабельность и реальность возврата средств.

Ввиду особых условий деятельности технопарков необходимы региональные законы, регулирующие инновационную деятельность и позволяющие страховать инвестиции в наукоёмкие и высокотехнологичные производства. Подготовленный проект закона «Об инновациях и инновационной деятельности в Московской области» может быть направлен в Законодательное Собрание Московской области для рассмотрения и принятия.

Опыт создания и функционирования технопарка «Автопрогресс-21», непосредственное участие в котором принимал диссертант, показывает, что основная практическая задача — формирование современной инновационной среды для создания материально-технической, экономической, информационной и социально-культурной базы становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, производственного освоения новых знаний и наукоёмких технологий на рынок научно-технической продукции. Новое в направлении деятельности технопарков — подготовка команд менеджеров по инновациям, вырастающих из студенческих маркетинговых фирм, которые выполняют маркетинговые услуги для малых инновационных предприятий. Практическая подготовка кадров по инновационному менеджменту, предпринимательству позволили создать благоприятную почву для развития предпринимательства в сфере науки и подготовить к запуску ряд венчурных производств (производство «светящегося» пластиката для автомобильных заводов, переработка изношенных автомобильных шин и других).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный доклад «О состоянии окружающий природной среды Российской Федерации в 1999 году». М.: Гос. комитет РФ по охране окружающей среды, 1999 г., 380с.
  2. Закон города Москвы от 22.12.99 № 39 «О ставках и льготах по налогу на прибыль». http://www.mos.ru
  3. Постановление Правительства Москвы от 16 апреля 1996 г. № 34 «О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в Москве». http://garant.auto.ru
  4. Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. № 1202 ПП «О перечне затрат, связанных с улучшением экологической обстановки вгороде Москве». http://www.mos.ru
  5. Постановление Правительства Москвы от 5 марта 1996 г. № 211 «Об организации сбора и переработки вторичного сырья в г. Москве». -http://www.mos.ru
  6. Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 1999 г. № 1125 «О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации». http://www.mos.ru
  7. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации». http://www.mos.ru
  8. Распоряжение Мэра Москвы от 03.11.97 № 858-РМ «О состоянии и мерах по совершенствованию системы сбора, переработки и утилизации брошенных и разукомплектованных транспортных средств». -http://garant.auto.ru
  9. И. Распоряжение Мэра Москвы от 18 марта 1998 г. № 241-РМ «О создании сети стационарных технических постов по замене и сбору отработанных автомобильных масел». http://www.mos.ru
  10. Распоряжение Мэра Москвы от 28 декабря 1997 г. № 645-РМ «Об эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств на территории г. Москвы». http://garant.auto.ru
  11. Распоряжение Мэра Москвы от 5 июля 2000 г. № 708-РМ «О финансовой поддержке предприятий и организаций, занимающихся деятельностью посбору и переработке автотранспортных средств, подлежащих утилизации». -http://garant.auto.ru
  12. Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 17 февраля 1999 г. № 104-РЗП «О создании производственного комплекса по переработке отходов городского автотранспорта» (с изменениями от 20 апреля 1999 г.). -http://garant.auto.ru
  13. Распоряжение Премьера Правительства Москвы и Губернатора Московской области от 31.07.98 № 847-РП-677-РГ «О проведении конкурса по созданию региональной системы сбора и переработки отработавших свинцово-кислотных аккумуляторов», -http://garant.auto.ru
  14. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 13 апреля 1999 г. № 316-РП «Об упорядочении деятельности по заготовке и утилизации отходов черных и цветных металлов на территории города Москвы». -http://www.mos.ru
  15. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ №Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000 г.). -М.: «Юридическая лит-ра» Собрание законодательства РФ № 26 29 июня 1998 г. -С. 5527−5537
  16. В. М. Маркетинг нововведений, Москва: РЭА им. Плеханова, 1994.
  17. Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. Кишинев, 2000.
  18. Бизнес-планы малых инновационных предприятий научно-технологических парков. Под ред. Шукшинова В. Е. и Тихонова А. Н. -Тверь: Тверской университет, 1994. -60с.
  19. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 63с.
  20. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Филинъ, 1997 г., 280с.
  21. Высшее образование в России. 1998: Статистический сборник. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. -564с.
  22. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997. -298с.
  23. Н. П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса. Киев, 1998. -456с.
  24. Г. А. Конненецкий М. И., Остапенко В. В. Прикладная наука и инновационная деятельность. Экономика и управление. М.: Диалог-МГУ, 1998. -396с.
  25. Зель Аксель. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. М.: Дело, 1999. -80с.
  26. Инновации в России: Статистический сборник. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. -258с.
  27. Инновационная модель развития/Под редакцией д. э. н., проф. Кравцовой В. И., Ковалева Г. Д. Инновационные коммуникации. М.: «ЮНИТИ». 2000, -190 с.
  28. Инновационный менеджмент./Под редакцией д. ч. н. проф. Илышовой С. Д., Москва. «Банки и биржи» «ЮНИТИ», 1997. 154с.
  29. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЦИСН, 1998. -232с.
  30. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, JI.M. Гохберг, С. Ю. Ягу дин и др., под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2000.-340с.
  31. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2001. — 272с .
  32. Инновационный процесс в странах развитого капитализма / под ред. д.э.н. Рудаковой И. Е. М.: МГУ, 1991, — 192с.
  33. Каталог научно-технической продукции, разработанной малыми инновационными предприятиями университетских технопарков. 1996−1997 годы. -Тверь: Тверской государственный университет, 1998 г. Вып.1. -270с.
  34. Л. Примешь ты смерть от коня своего. // ОП. -1998. -№ 31.
  35. Каталог университетских научно-технических парков России. Выпуск 1, 1998. Под редакцией Ю. В. Шленова, Е. А. Лурье. -Тверь: Тверской государственный университет, 1998 г.-360с.
  36. Г., Пономаренко А., Семенцева Г. «Российские предприниматели в инновационном бизнесе», // РЭЖ. -2000. -№ 4
  37. Ю.С., Святкин И. А. Словарь-справочник по экологической безопасности автомобильного транспорта. М.:АТАР, 1998. -156с.
  38. Концепция перестройки и развития науки в высшей школе в условиях радикальной экономической реформы. М.: 1990. -60с.
  39. Р. От рассвета до заката. // Свежий номер. -2000. -июнь № 19.
  40. А. Машина убивающая своего создателя. // Автопилот. -2000. -№ 31.
  41. Е. Авторециклинг: покупая автомобиль, оплати его похороны. // Тверская, 13. -2000. -№ 2.
  42. В.И., Карунин А. Л., Осипова Г. Ф. и др. Инновационная модель развития. Теория и практика нововведений. М.: Информпечать. ИТРК РСПП, 1998. -192с.
  43. В.И., Никитина Т. Е. и др. Системы моделей, механизмов и схем управления инвестициями в инновациях. М.: Славянская школа, 2002. -304с.
  44. С. Самарская область: будет ли в Тольятти кладбище автомобилей // Площадь свободы. -2001. № 14.
  45. Ф.В. Бизнес-план тюнинговой фирмы (ТТ) технопарка «Автопрогресс 21»: Сб. «Проблемы современной экономики: инвестиции, маркетинг». М.: Новый Логос, 2001. -С. 157- 165
  46. Ф.В. Концепция переработки и утилизации автомобилей и автомобильной техники в сложившейся экологической и сырьевой ситуации: Сб. науч. тр. «Государство и конкуренция в условиях глобализации». -М: «Адолень», 2003. -С. 46−59
  47. Ф.В. Научно-технологические парки ВУЗов: проблемы и перспективы развития: Материалы Международной конференции и Российской научной школы. -М.: МАМИ, 2001. -С. 82−91
  48. А.Я., Бобович Б. Б., Бровак Г. В. и др. Химик автолюбителю. -СПб.: Химия, Санкт-Петербургское отделение, 1999. -84с.
  49. Мединский В. Г, Ильдсменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. -М.: «ЮНИТИ», 1994. -112с.
  50. К. Сирополис. Управление малым бизнесом. М.: Дело, 1997. -354с.
  51. Организация и развитие в системе высшей школы научных технологических парков. Тверь: Тверской университет, 1994. -1, 2, 3. -256с.
  52. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебное пособие/ Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. М.: Экономика, 2000. -376с.
  53. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. -384с.
  54. А.В., Абалонин С. М. Бизнес-план автотранспортного предприятия. -М.: Транспорт, 1998. -62с.
  55. С.Г., Рычев М. В. Инкубаторы бизнеса российский опыт. -М, % 1996.-68с.
  56. Проблемы развития инфраструктуры технопарков в высшей школе// Материалы научно-методического семинара. -Тверь: Тверской университет, 1991.
  57. Роу Джуман. Что внутри автомобилей? М.: Слово, 1995. -74с.
  58. А. Европейским заводам придется не только строить новые ^ автомобили, но и разрушать старые // Финансовая неделя. -1999. -№ 27.
  59. . Инновация как средство экономического развития. Пер. с венгр. -М.: Прогресс, 2000. -342с.
  60. В.М. Экономика предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. -202с.
  61. . Вильнюс: переработка автомобильных покрышек может ^ принести выгоду. // Business & Baltia. -2001. -№ 2.
  62. Справочник бухгалтера. Составитель Ивашкин Б. Н. М.: ИКЦ «ДИС», 2000. -1 12с.
  63. Е.Н. Бизнес-план. Финансовый анализ инвестиционного проекта. М.: Ось-89, 2000. -84с.
  64. Л.Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 2000. -68с.
  65. . Управление научно-техническими нововведениями. Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1999. -94с.
  66. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике./Под редакциейпроф., д. ч. и. академика РАЕН, Яковца Ю. В. М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1997. -164с.
  67. В. Великобритания: нефть из старых покрышек? // Автобизнес-Weekly. -2000. -№ 39.
  68. Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. -М.: Акалис, 1997. -76с.
  69. В. «Гермес финансирует науку»: о разработке новых технологий АО «Технопарк Астро-Гермес». //Деловой мир -2001. -№ 21.
  70. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Преспектива, 1996. -302с.
  71. Финансы: Учеб. Пособие / Под ред. проф. A.M. Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 1998. 3 изд., перераб. и доп. -510с.
  72. Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.2: Создание и развитие нового предприятия. -М.: Прогресс, 1999. -210с.
  73. А. Исскуство невозможного. Найти ржавый погост.// Версты. -2000. -№ 50.
  74. В.Е. Фабрики высоких технологий/ Беседа с президентом Ассоциации «Технопарк»., //Независимая газета. -1998. -№ 16.
  75. Boskin M.Y. and Lan L.I. Capital, Technology and economic Growth In: //Technology and the Wealth of Nations. Stanford. 1992. P. 17−55.
  76. AMA Board Approves Decinition // Marketing News. 1998. March 1.
  77. Berni G. De L’Ewope et l’industrie//Problemes econ. P., 1990.25 juill.-No2185.
  78. Boskin M.Y. and Lan L.I. Capital, Technology and economic Growth In: //Technology and the Wealth of Nations. Stanford. 1999.
  79. Chemnitz. ErfolgKommentiert. CWE, 1994.
  80. Drucker P. The Practice of Management. New York, 2000.
  81. Edward C. Bursk, The World of Business. New York: Macmillan, 1998.
  82. Engineering Management Review. 2001. № 2, № 9.
  83. European Venture Capital Association. Yearbook 1995.
  84. Forbes. 1990. 30/04. P. 286 326.
  85. Fortune. 1991.25/02. P. 37 38.
  86. Industrie und Handelskammer Sudwestsachen. Chemnitz, Plauen, Zwickau, 1993.
  87. Les promesse d’Eureka//Monde diplomatique.?., 1990. A.37.№ 440.P.25−27.
  88. Malik F., Stelter. D. Krisengefahren in der Weltwirtschaft: Uberlebens -Strategien fur das Untemehmen Zurich: Neue Zuricher Z tg., 1990.
  89. Marvin Bower. The Will to Manage. Washington: U.S. Government Prinling Office, 1997.
  90. . V. 367.1994. February 17.
  91. Prioritea a la recherche industrielle// Recherche technologique. P., 1990. № 67.
  92. Research Technology Management. V. 37. № 1.1998.
  93. Reversing industrial decline? mdustr. Structure a Policy in Britain and her competitors. L., 1998.
  94. Sabin Russel, What Investors Hate Most About Business Plans. New York: Macmillan, 1998. — p.199.
  95. Science Technology and Innovation Policies, Federation of Russia. V. 1. Paris: OE CD, 1994.
  96. Techno'95. Stadt Anzeiger Chemnitz. 2000. № 5.
  97. Tokyo Business Today. 1993. April.
  98. Tropman J.E., Momingstar G. Entrepreneurial Systems for me 1990 / Forew by Ze 11 s. N.V. etc- Quorum book, 1999.
  99. Undostrie und Handelskammtr Sudwestssachsen Chemnitz-Plauen-Zwickau. Organisations. Plan. 1994.
  100. Vale Medical News. 2001.26.02.
  101. William R. Osgood. How to Plan and Finance Your Business. Boston: CBI Publishing Company, 1998.
  102. Woehe G. Einfuehrung in die allgemeine Betriebswirtschafitsllehre. -Muenchen, 1995.1. Для записей
Заполнить форму текущей работой