Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая теория

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным, определяющим в содержании собственности является присвоение. Присвоение есть отчуждение объекта собственности субъектом от других субъектов, осуществляемое, наряду с экономическими также насильственными и юридическими способами. Исследуя категорию присвоения, можно выделить присвоение посредством труда, посредством обращения и как акт, совершаемый в самом процессе производства, в момент… Читать ещё >

Экономическая теория (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета» в городе Твери КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Экономическая теория Тверь 2011

Содержание Глава 1. Отношение собственности: ее виды и специфика

1.1 Собственность: теоретический аспект

1.2 Виды и формы собственности Глава 2. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена

2.1 Понятие спроса

2.2 Понятие предложения

2.3 Взаимодействие спроса и предложения

2.4 Рыночное равновесие и равновесная цена Глава 3. Рынок оборотного капитала

3.1 Оборотный капитал

3.2 Рынок оборотного капитала Библиографический список собственность спрос цена рынок

Глава 1. Отношение собственности: ее виды и специфика

1.1 Собственность: теоретический аспект Понятие о собственности формировалось в науке и в жизни в течение многих веков. Категория собственность вошла в научный оборот задолго до возникновения экономической науки. Повышенный интерес к собственности объясняется тем, что изменения в отношении собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей. Затрагивает их кровные интересы. Собственность порождает уверенность в человеке, побуждает действовать ради её сохранения и рационального использования.

Собственность сложное явление, которое с различных сторон изучает несколько общественных наук. Первым делом предстоит выяснить: так что же такое собственность?

Выявление содержания отношений собственности как экономической категории — важнейшая методологическая проблема экономической теории. Она является предметом самого пристального изучения многих экономистов-учёных, уже не один десяток лет она выступает объектом споров и дискуссий Отношения собственности отвечают на следующие вопросы:

— кто является хозяином производства ;

— ради каких целей оно осуществляется;

— кто присваивает результаты производства.

Классики считали, что собственность — накопленные средства производства, неоклассики под собственностью понимали ресурсы, французский экономист Прудон считал, что собственность — это кража, теоретик анархизма Бакунин считал, что собственность — зло, которое нужно уничтожить, то есть освободить людей от собственности. Согласно современной науке собственность как экономическая категория выражает отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.

Из определения вытекает:

собственность всегда находит воплощение в товарах, деньгах, средствах производства, ресурсах и т. д.;

собственность — это экономическое отношение, в которое вступают люди по поводу товаров, денег, средств производства, ресурсов и т. д.;

содержание этого экономического отношения состоит в присвоении людьми товаров, денег, ресурсов, средств производства и т. д.

Отношения собственности есть объективно-субъективные отношения, где объектом выступают материальные условия производства и жизни человека (средства производства и рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и услуги), а субъектами — человек, товарищества, ассоциации, трудовые коллективы, представители государства, работники государственного аппарата.

Отношения собственности охватывают процессы присвоения, отчуждения, пользования, владения и распоряжения факторами производства и продуктами труда, стратегию и тактику развития производства, направления использования средств, выбора форм организации труда и производства, а также контроля за ними. Собственность тесно связана с экономической властью. Строго говоря, управление производством является функцией собственности, одной из ее обязательных сторон. Как правило, управляет производством тот, кто является собственником средств производства. Собственность является одним из ключевых (хотя и не единственным) элементов экономической власти — ее источником.

Главным, определяющим в содержании собственности является присвоение. Присвоение есть отчуждение объекта собственности субъектом от других субъектов, осуществляемое, наряду с экономическими также насильственными и юридическими способами. Исследуя категорию присвоения, можно выделить присвоение посредством труда, посредством обращения и как акт, совершаемый в самом процессе производства, в момент производства. От собственности как полной формы присвоения и отчуждения следует отличать владение, пользование и распоряжение. Владение — это неполное, частичное присвоение. Владелец — представитель средств производства. Он является персонифицированным представителем собственника. Владение — функционирующая собственность при условиях, определяемых собственником, например, аренда, кредит, которые предполагают срочность, платность, возвратность, а также присвоение части дохода. Пользование — фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Пользование представляет собой форму реализации владения и собственности. Если владение есть функция собственности, то пользование есть функция владения. Распоряжение — это принятие решений владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности, основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником. В связи с этим важно отметить, что предприниматель в рыночной экономике может не быть собственником, но обязательно должен обладать правами владения, пользования и распоряжения — триадой полномочий собственности. В российском законодательстве это положение зафиксировано следующим образом: собственник не имеет права вмешиваться в деятельность предприятия после заключения договора с управляющим, за исключением случаев, предусмотренных договором, Уставом предприятия и действующим законодательством.

1.2 Виды и формы собственности Форма собственности — законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. В РФ признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:

— государственная собственность;

— муниципальная собственность;

— частная собственность;

+ Конституция РФ допускает существование иных форм собственности. По субъекту собственность может быть:

личной;

частной;

коллективной;

государственной;

общественная собственность;

интеллектуальной;

сакральной (посвящённой божеству);

смешанной.

По объектам собственности:

материальные;

неживые;

— вещи;

— земля, недра;

живые

— животные

— рабы (в современном мире рабство не признаётся) нематериальные;

интеллектуальная собственность.

Рассмотрим наиболее значимые формы собственности.

Глава 2. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена

2.1 Понятие спроса Спрос — это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене.

Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т. е. обладать покупательской способностью.

Количественно спрос можно измерять показателем «величина спроса» .

Величина спроса — это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса.

На основании этого можно сформулировать закон спроса:

" При прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара" .

2.2 Понятие предложения Предложение — это желания и способность продавца реализовать товар по данной цене.

Желания продавца (производителя) определяются количеством прибыли от бизнеса. Способности характеризуются знаниями технологического процесса при производстве товара и навыками торговли.

Количественно предложение можно измерять показателем «величина предложения» .

Величина предложения — это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения величины предложения определяется шкалой предложения и графическим изображением в виде кривой предложения.

На основании этого можно сформулировать закон предложения:

" При прочих равных условиях изменение величины предложения находится в прямой зависимости от изменения цены данного товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже" .

2.3 Взаимодействие спроса и предложения Взаимодействие спроса и предложения — процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 2.1.

На рис. 2.1 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Рис. 2.1. Взаимодействие спроса и предложения

2.4 Рыночное равновесие и равновесная цена Равновесное состояние рынка позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя, и производителя (рис. 2.2 и 2.3).

Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т. е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (выигрыша, ренты) потребителя — разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой). На рис. 2.2 — это заштрихованная область.

Рис. 2.2 Излишек потребителя При рыночном равновесии выигрыш (излишек) получает и производитель. Излишек производителя (продавца) равен разнице между ценой равновесия и той минимальной ценой, по которой производителю стоило бы продавать товар, не неся убытков (на рис. 2.3 — заштрихованная область).

Рис. 2.3. Излишек производителя Производитель готов продать: 1-ую единицу товара за 1 ден. ед., но продает ее за 4 ден. ед. — выигрыш 3 ден. ед.; 2-ую ед. товара продавец готов продать за 2 ден. ед., а продает за 4 ден. ед. — выигрыш 2 ден. ед., 3-ю ед. продавец готов продать за 3 ден. ед., а продает за 4 ден. ед. и т. д.

Итак, в условиях рыночного равновесия в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т. е. рыночное равновесие ведет к выигрышу общества в целом, который равен сумме выигрыша покупателя и производителя.

Основное достоинство и ценность рыночного механизма, автоматически поддерживающего рыночное равновесие, состоит в том, что он обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с потребностями общества.

Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо покупателя, либо продавца (призводителя), а это означает, что соблюдается принцип эффективности или оптимальности по Парето, согласно которому, ресурсы распределены оптимально или эффективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось.

Если же существует возможность для отдельных участников рынка улучшить свое положение, не нанося ущерба другим, то такое распределение экономических благ неэффективно.

Однако, все это относится к совершенно конкурентному рынку. Но последний является скорее научной абстракцией, чем реальностью, и для хозяйственной практики характерна несовершенная конкуренция.

В этих условиях рынок автоматически не может обеспечить эффективное распределение ресурсов, и становится необходимым государственное вмешательство.

Распределение ресурсов в условиях рыночного равновесия являясь Парето-эффективным, предполагает максимизацию общественной полезности, но это не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между членами общества. Говорят, что «эффективность по Парето является социально нейтральным критерием». Распределение же общественной полезности, достигаемой в условиях рыночного равновесия, зависит от распределения доходов.

Равновесная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

· цена, при которой спрос и предложение равны;

· цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

· цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

Глава 3. Рынок оборотного капитала

3.1 Оборотный капитал Оборотный капитал (оборотные средства) — это часть капитала фирмы (предприятия), вложенного в его текущие активы. По материальновещественному признаку в состав оборотного капитала включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т. д.), готовая продукция на складах, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.

Характерной особенностью оборотных средств является скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную, производственную и сбытовую.

Любой бизнес начинается с некоторой суммы наличных денег, которые развертываются в определенное количество ресурсов для производства.

Элементы оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности; производство ведет к росту готовой продукции; реализация ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и денежным платежам.

Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство. Часть оборотного капитала постоянно находится в сфере производства (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и т. д.), а другая часть — в сфере обращения (отгруженная продукция, денежные средства, ценные бумаги и т. д.).

В практике планирования, учета и анализа оборотный капитал группируется по следующим признакам:

1) в зависимости от функциональной роли в процессе производстваоборотные производственные фонды и фонды обращения;

2) в зависимости от практики контроля, планирования и управления — нормируемые и ненормируемые оборотные средства;

3) в зависимости от источников формирования оборотного капитала — собственный и заемный оборотный капитал;

4) в зависимости от ликвидности — абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые средства, медленно реализуемые средства;

5) в зависимости от степени риска вложения капитала — оборотный капитал с минимальным, малым, средним, высоким риском вложений;

6) в зависимости от стандартов учета и отражения в балансе фирмы — оборотные средства в запасах, денежные средства, расчеты и прочие активы;

7) в зависимости от материально-вещественного содержания — предметы труда, готовая продукция и товары, денежные средства и средства в расчетах.

3.2 Рынок оборотного капитала Рынками капитала называются те сегменты рынка, где совершаются торговля финансовыми активами. Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг (среднеи долгосрочных) и рынок среднеи долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок представляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. В связи с этим и в принципах его организации, и в механизмах установления на нем равновесия имеется много общего с аналогичными процессами на уже рассмотренном мною рынке трудовых ресурсов. Так, объем спроса на материальные ресурсы, используемые в качестве оборотного капитала, носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию и зависит от размеров последнего. При этом максимизация прибыли достигается в точке равенства предельного денежного продукта и предельных издержек соответствующего материального ресурса. Другими словами, при оптимизации фирмой спроса на оборотный капитал действует правило МRР = МRС.

Точно так же на рынке оборотного капитала могут сложиться совершенная конкуренция, монопсония, монополия и взаимная монополия, т. е. все те основные типы рыночных структур, детальный анализ которых был представлен в предыдущем разделе применительно к рынку труда (см. предыдущий раздел). Соответственно для материальных ресурсов, входящих в состав оборотного капитала типичны уже описанные для каждого из этих типов рынка кривые спроса и предложения.

Совершенная конкуренция Типы рынков оборотного капитала Монопсония (олигопсония) Монополия (олигополия) Взаимная монополия Совершенная конкуренция (в чистом виде или с элементами монополистической конкуренции) наблюдается на рынках тех материальных ресурсов, где и поставщики, и покупатели многочисленны. Например, ситуацию такого рода можно наблюдать на рынках универсальных, простых комплектующих изделий (резиновых прокладок, металлоизделий, электрической арматуры и пр.). Достаточно часто встречаются монопсония и олигопсония. Именно такое положение имеет, например, место на многих предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Местный молокозавод выступает по отношению к колхозам и фермерам в роли монопсониста, т.к. других перерабатывающих предприятий поблизости нет, а при длительной транспортировке молоко скисает. Кстати, рыночное всевластие таких монопсонистов-переработчиков служит важной причиной тяжелого положения отечественных сельскохозяйственных предприятий. Последние именно в силу монопсонической структуры рынка вынуждены мириться с навязываемыми им закупочными ценами.

Особого комментария заслуживает монополистический (олигополистический) тип рынка. Если на рынке труда соответствующее этому типу одностороннее господство профсоюза можно считать исключением, то на рынках материальных ресурсов такое положение весьма распространено. «Газпром», РАО «ЕЭС России», Транснефть, МПС и другие гигантские предприятия являются именно поставщиками ресурсов, служащих для других фирм в качестве оборотного капитала. Поэтому обычные для нашей страны жалобы директоров промышленных предприятий на то, что в годы реформ цены на электроэнергию, железнодорожные перевозки и сырье росли быстрее цен на готовую продукцию, имеют под собой прочное теоретическое обоснование. Монополисты имеют возможность навязывать своим потребителям завышенные цены на поставляемые ресурсы. Как, например, отдельно взятая фирма может бороться с завышенными железнодорожными тарифами? С ней никто и говорить-то на железной дороге не станет: Не хочешь платить — вези свой товар хоть на лошадях.

Наконец, встречается и взаимная монополия (олигополия). При типичном для России высоком уровне монополизации ситуация, когда поставщиком тех или иных материальных ресурс выступает один, а покупателем — другой монополист, отнюдь является редкостью.

Важной особенностью оборотного капитала, является то, что его элементы легко трансформируются в денежные средства, быстро и постоянно меняют товарную форму на денежную и обратно. На деньги закупается сырье, оно перерабатывается в готовую продукцию, та продается вновь превращаясь в деньги и т. д. Денежная компонента оборотного капитала называется оборотными, средствами фирмы.

Постоянное наличие достаточного объема оборотных средств является одним из важнейших условий нормального ведения текущего бизнеса, ведь без них становится невозможной (или, по меньшей мере, резко осложняется) закупка сырья, электроэнергии и других элементов оборотного капитала. С объемом оборотных средств тесно связана и финансовая устойчивость предприятия. Действительно, как бы велика ни была стоимость принадлежащего предприятию имущества, мгновенно реализовать ее оно не может: не продавать же заводские помещения, чтобы расплатиться по текущим долгам за электроэнергию! На практике все подобные платежи осуществляются за счет оборотных средств.

Рассчитывается даже специальный показатель — коэффициент текущей ликвидности, равный отношению оборотных средств к сумме наиболее срочных обязательств фирмы. В развитых странах падение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы обычно служит предвестником банкротства фирмы. В России этот коэффициент упал в среднем по всему народному хозяйству ниже единицы еще в 1996 г., что является показателем тяжелейшего положения всех предприятий страны.

Библиографический список

1) Видяпина, В. И. Экономическая теория. Учебник / В. И Видяпина, А. И. Добрынина. — М.: ИНФРА — М, 2008. — 713 с.

2) Грязнова, А. Г. Экономическая теория. Экспресс — курс: учебное пособие / А. Г. Грязнова, Н. Н. Думова. — М.: КНОРУС — М, 2005. — 608 с.

3) Камаева, В. Д. Экономическая теория. Учебник /В.Д. Камаева. — М.: ВЛАДОС — М, 2007. — 375 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой