Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Источник возникновения дифференциальной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня эта область знания, максимально развернутая на запросы практики и поэтому является быстро развивающейся. Любое вновь выявляемое явление, свойство, вновь определяемое психологическое понятие, разрабатываемые психодиагностические методики, преломляются сквозь призму дифференциальной психологии. Развитие измерительных техник создало экспериментальную базу для выявления индивидуальных… Читать ещё >

Источник возникновения дифференциальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. Однако в поисках общего, как правило, утрачивается своеобразие индивидуального. Тем не менее каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта [20] (рис. 1.2).

Источник возникновения дифференциальной психологии.

Рис 1.2. Источник возникновения дифференциальной психологии.

В качестве предмета дифференциальной психологии выступают индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природа, источники и последствия этих различий. Дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществление различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и т. д.).

Задачи дифференциальной психологии:

  • — установление закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;
  • — разработка теоретических основ психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Сегодня эта область знания, максимально развернутая на запросы практики и поэтому является быстро развивающейся. Любое вновь выявляемое явление, свойство, вновь определяемое психологическое понятие, разрабатываемые психодиагностические методики, преломляются сквозь призму дифференциальной психологии. Развитие измерительных техник создало экспериментальную базу для выявления индивидуальных различий (психологического тестирования), но само по себе не могло привести к возникновению дифференциальной психологии, поскольку служило всего лишь вспомогательным средством для новой науки. Нужно было перейти от рассмотрения индивидуальных и — в принципе бесконечных — количественных различий между людьми к рассмотрению типических (качественных). Следовало обратиться к тому, что не только отличает людей, но и объединяет их по тем или иным признакам. Это потребовало дихотомического (дихотомия — сопоставленность или противопоставленность двух частей целого) анализа результатов тестирования, т. е. следовало отнести людей по тем или иным признакам к полярным группам: к способным или неспособным, смелым или трусливым, вспыльчивым или выдержанным, общительным или замкнутым и т. п. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность (рис. 1.3).

Актуальность изучения индивидуальности.

Рис. 1.3. Актуальность изучения индивидуальности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой