Вордсворт: баллады, сонеты, поэмы
Сын адвоката, рано потерявший родителей, он учился в Кембриджском университете и увлекался идеями Руссо, призывавшего к возвращению к природе. В молодости Вордсворт проявлял интерес к просветительству, в котором разочаровался, как и во Французской революции, особенно после развязывания якобинского террора. Уильям Вордсворт (1770—1850), старший из лейкистов, был среди них и наиболее впечатляющей… Читать ещё >
Вордсворт: баллады, сонеты, поэмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Уильям Вордсворт (1770—1850), старший из лейкистов, был среди них и наиболее впечатляющей фигурой — выдающимся мастером слова, поэтом-философом, певцом сельской Англии и ее природы, запечатлевшим трагическую судьбу крестьянина в пору промышленного переворота.
На родине Вордсворта его даже ставят выше Байрона и отдают ему пальму первенства среди поэтов XIX столетия.
Ф. фон Крсмер. Уильям Вордсворт. Литография. XIX в.
Сын адвоката, рано потерявший родителей, он учился в Кембриджском университете и увлекался идеями Руссо, призывавшего к возвращению к природе. В молодости Вордсворт проявлял интерес к просветительству, в котором разочаровался, как и во Французской революции, особенно после развязывания якобинского террора.
Эстетическая программа.
В 1795 г. Вордсворт знакомится с С. Кольриджем и начинается их дружба. Совместно они приступили к выработке новой эстетической программы, которую сформулировали в предисловии ко второму изданию тома «Лирических баллад» (1800). Это предисловие по праву относится к числу важнейших литературно-эстетических манифестов романтизма. Вордсворт и Кольридж настаивали на необходимости обращения поэзии к обыденному, повседневному, простому, к тому, что до сих пор считалось тематикой «непоэтической». Авторы писали: «Быт самого необразованного класса общества характеризуется теми же горестями и радостями, что и быт всех других классов». Но чувства простых людей проявляются с большей непосредственностью; они должны вызывать понимание и сострадание. Особую роль в поэзии призвана играть интуиция художника, его воображение, талант проникать в глубинную суть вещей. Выступали лейкисты и против искусственного, рафинированного поэтического языка, ратуя за тот, которым люди пользуются в их повседневном общении. Очень значимым для них был мир природы, гармонирующий с эмоциональным состоянием героев, природы, в которой разлито скрытое божественное начало. Уловить и выразить его — высшее благо поэта.
Для Вордсворта поэтический гений — способность в простом, внешне обыденном, обнаружить нечто новое, прежде неведомое, «открыть очарование и чудеса окружающего нас мира». В лучших произведениях Вордсворта перед нами предстают простые люди, жизненно достоверные события. Если Кольриджа влечет фантастическое, сверхъестественное, красочное, то Вордсворта, напротив, — заурядное, обычное. В его ранних стихах налицо влияние сентименталистов.
Демократизм Вордсворта, сочувственное понимание горестной участи простых людей проявились уже в ранней поэме «Вина и скорбь» (1793— 1794), героем которой является матрос-бедняк. Когда матрос увольнялся на побывку, офицер отнял у него скромное жалование. Моряк сходит на берег без гроша в кармане. Его семья обнищала. Скитаясь, но дорогам Англии, он превращается в несчастного бродягу. Матрос убивает случайного попутчика, чтобы завладеть его деньгами. Но тот оказывается таким же нищим, как матрос. Так герой поэмы становится преступником, жертвой нищеты и бесправия. За ним охотится полиция. Его ждет виселица.