Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Заключение. 
Роль психологических знаний в педагогической теории и практике К.Д. Ушинского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого существования, и, во-вторых, он представляет собой источник физического, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда — труд основной фактор и средство воспитания человека в умственном, физическом, социальном (гражданском… Читать ещё >

Заключение. Роль психологических знаний в педагогической теории и практике К.Д. Ушинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К. Д. Ушинский родился 2 марта 1824 г. в г. Туле в небогатой дворянской семье и вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Он придавал большое значение выбору методов и их разнообразию, стремясь освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер.

К.Д. Ушинский считал необходимым положить в основу теории обучения основное и коренное стремление человека — свободную и целесообразную творческую деятельность, которая должна осуществиться под руководством учителя. Он внес ценнейший вклад развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

В педагогической системе К. Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Воспитание должно быть народным. Это, прежде всего, значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ.

Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно — центр его педагогической концепции.

Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого существования, и, во-вторых, он представляет собой источник физического, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда — труд основной фактор и средство воспитания человека в умственном, физическом, социальном (гражданском) и нравственном аспектах.

Важное следствие, вытекающее из воспитательного и психического значения труда, по мнению, состоит «в том правиле, что воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Центральное место в педагогической системе Ушинского занимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, — факторе и средстве воспитания человека. Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно являться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.

В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и вопрос о школе, о её роли и её задачах. Человек — существо общественное, то его подготовку к жизни лучше и легче всего, возможно, осуществить через общественное воспитание. Основным органом этого воспитания должно быть специально устроенное учебно-воспитательное учреждение — школа. К. Д. Ушинский уделял первостепенное внимание необходимости изучения в народной школе родного языка и литературы, родной истории, природы.

Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения.

В середине XIX века во главе с К. Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Теория развивающего обучения имела большое значение в развитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияние на прогрессивных педагогов второй половины XIX — начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи развивающего обучения, как в теории, так и в практике передовые идеи развивающего обучения К. Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста.

В психологической составляющей своей дидактической системы К. Д. Ушинский считал фундаментальной категорией «полурефлексы», к которым относилось все многообразие навыков и привычек.

Большое внимание К. Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики.

К.Д. Ушинский придавал большое значение выбору методов и их разнообразию, стремясь освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер.

К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы. Также огромное воспитательно — образовательное значение он придавал игре как методу обучения и воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой