Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, необходимыми составными частями профессиональной подготовки учителя любого профиля является как его специальное обучение в области определенной дисциплины, так и общепедагогическая подготовка, обязательно учитывающая специфику его будущей профессии. В то же время анализ литературы и современного состояния педагогической практики свидетельствует о заметном противоречии между этими… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
    • I. I. Структура педагогической деятельности
      • 1. 2. " Специфика педагогического мастерства учителя музыки 38 1.3. Роль и место педагогической импровизации в структуре профессионального мастерства учителя музыки
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРО ВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
    • 2. 1. Общие условия и организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержание и методика обучающего эксперимента. ИЗ
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание развитию и совершенствованию системы народного образования. В документах ХХУ1 съезда КПСС, в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе, в материалах июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивается особое значение повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы, указывается на необходимость формирования у учащихся высоких эстетических вкусов.

Задачи улучшения всего дела образования молодежи, ее политического, трудового и нравственного воспитания в соответствии с развитием нашего общества диктуют необходимость проведения реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Именно школа должна растить и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом всех общественных условий, в которых они будут жить и работать.

В решении этих сложных задач важнейшая роль, как подчеркивается в партийно-государственных документах, принадлежит учителю. «Народный учитель — ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное — детей, свою надежду, свое будущее» , — записано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва (10, с.68).

Большое значение, которое придает советское общество работе учителя, вполне закономерно. Личность учителя и его деятельность оказывают огромное воздействие на учащихся, формируя их марксистско-ленинское мировоззрение, любовь к социалистической Родине,.

Н.А.Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, — заложивших фундамент современной теории общего музыкального образования.

Музыкальное воспитание представляет собой синтез «педагогики» и «искусства» (О.А.Апраксина), Цель уроков музыки в общеобразовательной школе обоснована Д. Б. Кабалевским в новой программе «Музыка»: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры» (82,с, 59). Если учесть, что в нашей стране в общеобразовательной школе обучаются все дети, то, следовательно, учитель музыки получает возможность формировать любовь к музыке и потребность заниматься теми или иными формами музицирования у каждого ребенка.

Реализация цели музыкального воспитания учащихся в средней школе предъявляет особенно высокие требования к личности учителя музыки, его профессиональной подготовке к осуществлению музыкально-педагогической деятельности. На необходимость «обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами» указано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы (10, с.59).

Исследователи, изучавшие различные аспекты обучения учителя-музыканта, справедливо отмечают универсальный характер его труда: дирижер хора и певецлектор-музыковед, объясняющий сложнейшие явления музыкальной культурыпианист-солист и пианист-концертмейстер, постоянно выступающий перед учащимися своего класса, а иногда и всей школыорганизатор музыкально-эстетической работы во внеучебное времяпедагог, ведущий занятия в музыкальном кружкепсихолог, управляющий процессом музыкального восприятия воспитывая активную жизненную позицию, развивая их творческое мышление и воображение, способности и другие качества советского человека.

На современной этапе развития советского общества осуществление педагогической деятельности выдвигает перед учителем общеобразовательной школы все более сложные задачи* Одна из таких задач — всестороннее и гармоническое формирование личности растущего человека. Бе решение возможно лишь на основе диалектического единства процессов воспитания, обучения и развития при активном взаимодействии школы и внешкольных учреждений, семьи и общественности*.

В процессе всестороннего и гармонического развития учащихся важное место занимает эстетическое воспитание. «Сущность эстетического воспитания, — как отмечает Б. Т. Лихачев, — сос*оит в формировании и развитии у ребенка образного, идейно-эмоционального восприятия и отношения к явлениям искусства и действительности, способности к творчеству, художественного вкуса, умений и навыков деятельности и поведения «по законам красоты» (121, с.123).

Улучшение художественного образования и эстетического воспитания — важнейшая задача, стоящая перед общеобразовательной школой: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы» (Ю, с.59). В этих целях следует лучше использовать возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства и эстетики.

Проблемам музыкально-эстетического развития учащихся общеобразовательной школы посвящены труды крупных советских ученых в области массового музыкального воспитания — О. А. Апраксиной,.

— б учащихся, знающий и учитывающий индивидуально-возрастные особенности детей,.

В деятельности учителя музыки компоненты названных выше музыкальных специальностей выступают не изолированно друг от друга, а чаще всего одновременно и в самых различных сочетаниях. При этом разнообразные знания, навыки, умения, а также личностные качества учителя музыки, необходимые для осуществления указанных видов деятельности должны быть интегрированы в целостный комплекс его музыкально-педагогического мастерства.

Структура профессионального мастерства учителя определяется требованиями, которые выдвигает перед ним процесс осуществления педагогической деятельности как в учебной, так и во внеклассной работе" Эта структура тесным образом связана с личностью педагога-воспитателя, Развитие мастерства протекает в диалектическом единстве с формированием всего комплекса профессионально-педагогических качеств будущего учителя.

Проблема воспитания педагогического мастерства учителя общеобразовательной школы любой специальности является одной из важнейших в дидактике высшей педагогической школы. Установлено (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин и другие), что хотя высокий уровень сформированности педагогического мастерства не может быть достигнут в стенах вуза, однако, его основы необходимо закладывать и развивать с первых дней обучения студентов учительской профессии. Понятие «педагогическое мастерство» чрезвычайно сложно и многоаспектно. Его содержание не сводится к простой сумме знаний, навыков и умений по педагогике и психологии, а представляет собой сложнейшую интегративную систему разнообразных теоретических и практических знаний, навыков, умений, а также важнейших качеств личности, таких, как творческое мышление и воображение, интуиция, общепедагогические и специальные способности, многие другие важные качества. Бесспорно и то, что на формирование основ педагогического мастерства самое непосредственное влияние оказывает углубленная профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего учителя.

Проблема формирования основ педагогического мастерства у студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов представляется одной из самых актуальных, но вместе с тем малоисследованных. В ряде работ рассматривались отдельные аспекты специальной подготовки учителя музыки. В частности, исследовались вопросы содержания учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете (Л.Г.Арчажникова, З. С. Квасница, Т. Г. Мариупольская, И. Н. Немыкина, Л. В. Осипова, В. И. Пустовит, М. М. Перельштейн, К. А. Цатурян, В.Л.Яконюк), развития музыкального мышления (Н.П.Антонец, Т. Н. Воронова, М.А.Зильберквит), музыкальных способностей (Р.Н.Гржибовская, Н. И. Миронова, В.И.Муцмахер). Однако вышеназванные авторы не ставили перед собой задачу специально исследовать проблему формирования основ педагогического мастерства учителя музыки.

Как известно, необходимыми составными частями профессиональной подготовки учителя любого профиля является как его специальное обучение в области определенной дисциплины, так и общепедагогическая подготовка, обязательно учитывающая специфику его будущей профессии. В то же время анализ литературы и современного состояния педагогической практики свидетельствует о заметном противоречии между этими двумя важнейшими составными компонентами подготовки учителя музыки. Вопросам специального обучения уделяется значительно больше внимания, чем проблемам педагогическим. Таким образом, исследование формирования основ педагогического мастерства учителя музыки с учетом специфики его профессии представляется несомненно актуальным.

Практика свидетельствует, что трудности адаптации начинающих учителей музыки чаще всего возникают вследствие недостаточной сформированности у них основ педагогического мастерства, из-за неумения управлять учебно-воспитательным процессом, гибко использовать различные сочетания музыкально-исполнительской и лекторской деятельности. У многих выпускников музыкально-педагогических факультетов недостаточно сформирована готовность к осуществлению педагогической деятельности в условиях общеобразовательной школы, не развиты в должной мере педагогические и специальные способности.

Ученые-педагоги и психологи, а также учителя-практики подчеркивают творческий характер педагогического труда" Однако в реальном педагогическом процессе даже небольшое заранее незапланированное отступление от плана урока или внеклассного занятия для многих начинающих учителей чрезвычайно затруднительно. Они часто оказываются не подготовленными к осуществлению учебно-воспитательного процесса со всей его сложностью и противоречивостью.

Деятельность — форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Педагогическая деятельность — одна из разновидностей творческой деятельности самого высокого уровня сложности. Она требует от учителя овладения основами мастерства, которое включает в себя способность к педагогической импровизации. И несмотря на то, что понятие «педагогическая импровизация» появилось в дидактике сравнительно недавно, необходимость исследования данной проблемы отмечается многими крупными учеными (В.И.Загвязинский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В.А.Сластенин).

В ряде работ, посвященных проблемам педагогического мастерства (Э.А.Гришин, В.А.Кан-Калик), педагогическая импровизация определяется как способность учителя принимать решения без предварительной подготовки, действовать гибко в постоянно изменяющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в ситуациях, не предусмотренных заранее составленным планом урока или внеклассного занятия. Таким образом, указанная способность — важная составная часть профессионально-педагогического мастерства учителя. Необходимость в ее использовании возникает в работе учителя лю- } бого профиля. В деятельности учителя музыки педагогическая импровизация встречается особенно часто. Потребность в ней обусловлена целым рядом причин: а) необходимостью отступлений от заранее составленного плана, соответствующих логике развертывания учебно-воспитательного процесса и задачам творческого развития учащихся средствами музыкального искусстваб) универсальностью деятельности учителя музыки (дирижер хора, певец, лектор, пианист-солист, пианист-концертмейстер и т. д.) — в) одновременным использованием сочетаний различных видов музыкально-исполнительской и лекторской деятельности (например, пение под собственный аккомпанемент, пение мелодии песни и подбор сопровождения, аккомпанемент и дирижирование хором, рассказ о том или ином музыкальном произведении и чтение с листа (или подбирание по слуху каких-либо отрывков из него).

Ситуации, в которых учитель музыки должен использовать способность к педагогической импровизации, многообразны и возникают вследствие самых различных причин. К ним можно отнести настрой учащихся, их заинтересованность и активностьнеобходимость для учителя отвечать на самые разнообразные, подчас неожиданные вопросы учащихсямысли, возникающие у преподавателя в ходе занятия, немедленная практическая реализация которых педагогически целесообразна, и многие другие.

Анализ опыта работы учителей музыки, системы обучения студентов на музыкально-педагогических факультетах педвузов показал, что навыками и умениями педагогической импровизации специалисты данного профиля владеют совершенно недостаточно, что отрицательно сказывается на осуществлении музыкально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе*.

Толчком к изучению роли и места педагогической импровизации в деятельности учителя явилось стремление ряда исследователей использовать в процессе профессиональной подготовки студентов педвузов элементы системы воспитания актера, разработанной К. С. Станиславским (Э.А.Гришин, В.А.Кан-Калик).

Период 60−70-х годов и по настоящее время характеризуется постоянно возрастающим интересом ко всем сторонам формирования личности учителя советской школы. В трудах Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, А. И. Щербакова и других разрабатываются общетеоретические вопросы профессиональной подготовки будущих учителей: структура педагогической деятельности, формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя, развитие педагогических способностей, воспитание педагогического мастерства и многие другие. Исследователи, изучавшие вышеперечисленные проблемы, заложили основу для разработки вопросов, связанных с формированием У будущих учителей музыки основ педагогической импровизации.

Неразработанность проблемы педагогической импровизации и ее теоретическая и практическая важность определили выбор темы исследования.

Объектом исследования явилось изучение процесса овладения основами педагогического мастерства студентами музыкально-педагогических факультетов, будущими учителями музыки, в условиях обучения в музыкально-исполнительских классах.

Предметом исследования избрано формирование у будущих учителей музыки педагогической импровизации как составной части их педагогического мастерства.

Цель исследования: научно-теоретическая и методическая разработка наиболее эффективных путей и методов, способствующих формированию основ педагогической импровизации в процессе обучения студентов в фортепианном и концертмейстерском классах музыкально-педагогических факультетов.

Методологическим фундаментом исследования явилась марксистско-ленинская теория развития. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» указывал на жизненность той концепции развития, которая рассматривает его как единство противоположностей. Учение о диалектическом единстве логического и интуитивного позволило нам обосновать роль и место педагогической импровизации в структуре профессиональной деятельности учителя музыки*.

Работы классиков марксизма-ленинизма, посвященные вопросам развития личности, роли учителя в общественной жизни, важнейшие партийно-государственные документы, труды крупных педагогов, психологов, музыкантов послужили основой для разработки проблемы педагогической импровизации учителя музыки.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение: если в процессе обучения в музыкально-исполнительских классах на музыкально-педагогических факультетах педвузов целенаправленно и систематически формировать у студентов навыки и умения педагогической импровизации, то их готовность к осуществлению музыкально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе значительно повышается.

Определение предмета, цели, гипотезы исследования позволило нам сформулировать его задачи;

1. Выявление сущности педагогической импровизации учителя музыки, ее структуры и составляющих компонентов.

2. Исследование взаимосвязи общепедагогических и специально-музыкальных компонентов в педагогической импровизации учителя музыки*.

3. Разработка конкретных путей и методов формирования навыков и умений педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Важной составной частью структуры профессионального мастерства учителя музыки является педагогическая импровизация.

2. Использование метода педагогического моделирования (педагогических игр) в процессе обучения студентов в музыкально-исполнительских классах создает оптимальные условия для формирования навыков и умений педагогической импровизации.

Необходимость решения поставленных в диссертации задач потребовала использования следующих методов исследования: анализ литературы по проблеме исследованияанализ и обобщение педагогической практикипедагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный этапы), основным компонентом которого являлось педагогическое моделирование (педагогические игры) — оценка комиссией компетентных судей и самооценка испытуемыми изучаемых качеств по специально разработанной программе.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые педагогическая импровизация рассмотрена как составная часть педагогического мастерства учителя музыки. Выявлены педагогические условия и определены дидактические принципы развития основ педагогической импровизации у студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов. Разработаны конкретные пути комплексного формирования основ педагогической импровизации в процессе специальной подготовки в фортепианном и концертмейстерском классах.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что методика, предложенная автором, дает возможность связать учебно-воспитательный процесс по указанным дисциплинам с практической деятельностью учителя музыки в общеобразовательной школе. Методические положения, разработанные диссертантом, могут быть успешно использованы на музыкально-педагогических факультетах педагогических институтов, на факультетах начальных классов педвузов, в институтах культуры, музыкальных и музыкально-педагогических училищах, в работе различных курсов повышения квалификации учителей музыки общеобразовательных школ.

Апробация результатов работы осуществлялась в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на вечернем и заочном отделениях музыкально-педагогического факультета Московского государственного заочного педагогического институтачерез публикацию статей, отражающих основные теоретические и практические положения исследованияв процессе выступлений с докладами на координационном методическом совещании преподавателей кафедр музыкальных дисциплин педагогических институтов Центральной зоны по теме: «Методы формирования музыкального мышления студентов-заочников в процессе обучения» (Москва, 1978 г.) и на методическом совещании преподавателей кафедр музыкальных дисциплин Поволжской.

— и зоны по теме: «Межпредметные связи и их роль в профессиональной подготовке учителей музыки в заочных условиях» (Саратов, 1982 г.). Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр музыкальных инструментов МГЗПИ, Казанского и Саратовского педагогических институтов, и разработанные диссертантом методические рекомендации по формированию педагогической импровизации учителя музыки были приняты для практического использования.

Публикация материалов. Материалы исследования отражены в пяти публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования основ педагогической импровизации учителя музыки в процессе обучения студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в музыкально-исполнительских классах в настоящее время приобрела большую актуальность. Опыт нашего теоретического и экспериментального исследования дает основание утверждать, что основы педагогической импровизации являются важной составной частью музыкально-педагогического мастерства учителя музыки и что их формирование возможно осуществлять в процессе обучения студентов в фортепианном и концертмейстерском классах.

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное изучение проблемы педагогической импровизации учителя музыки позволило нам сделать следующие выводы.

1. Педагогическая импровизация представляет собой необходимый компонент музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, осуществляемой в общеобразовательной школе как в учебной, так и внеклассной работе. Импровизационный компонент пронизывает всю структуру музыкально-педагогической деятельности.

2. Реализация четкого, заранее разработанного плана урока или внеклассного занятия в процессе педагогического общения неизбежно предполагает от учителя музыки владение и использование педагогической импровизации, отсутствие которой препятствует творческому осуществлению педагогической деятельности.

3. К важнейшим факторам успешного воспитания педагогической импровизации учителя музыки относится использование метода педагогического моделирования (педагогических игр). Опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о необходимости организации части занятий в музыкально-исполнительских классах в виде педагогических игр. Такая организация позволила придать комплексному формированию навыков и умений чтения с листа, транспонирования, подбирания по слуху, рассказа о музыке без предварительной подготовки профессионально-педагогическую направленность.

4. Применение метода педагогического моделирования в фортепианном и концертмейстерском классах способствует интеграции разнообразных навыков и умений в области музыкального исполнительства, теории музыки и лекторской деятельности с психолого-педагогическими и методическими знаниями в целостную структуру музыкально-педагогического мастерства учителя музыки. Формирование навыков и умений педагогической импровизации эффективно способствует синтезированию указанных выше знаний, навыков и умений в целостный комплекс музыкально-педагогических качеств учителя музыки.

5. Навыки и умения чтения с листа, транспонирования, подбирания по слуху, рассказа о музыке без предварительной подготовки являются специальными компонентами педагогической импровизации учителя музыки. В ходе нашей работы удалось установить, что эффективное их формирование в первую очередь возможно на основе комплексного развития. Нами были разработаны и использованы в опытной работе методические рекомендации и специальные упражнения, стимулирующие воспитание вышеперечисленных компонентов педагогической импровизации.

6. Функционирование импровизационности на педагогическом и музыкально-исполнительском уровнях создает неповторимый индивидуальный стиль деятельности учителя музыки, свойственный подлинным мастерам педагогического труда.

7. Педагогическая импровизация возникает только в условиях общения учителя и учащихся. Информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные функции, свойственные процессу общения, определяют также внутреннюю природу педагогической импровизации учителя музыки.

8. Являясь сложным по своей структуре явлением, педагогическая импровизация учителя музыки общеобразовательной школы включает в себя общепедагогические и специальные компоненты,.

К наиболее важным специальным компонентам, как было установлено в нашем исследовании, относятся навыки и умения чтения с листа, транспонирования, подбирания по слуху, рассказа о музыке без предварительной подготовки.

9. В ходе констатирующего и обучающего эксперимента нами были разработаны анкеты, критерии оценок комиссии компетентных судей и самими испытуемыми уровней сформированности специальных компонентов педагогической импровизации учителя музыки.

10. В ходе обучающего эксперимента были установлены пять этапов в развитии способности мысленного исполнения музыки, являющейся очень важной для формирования специальных компонентов педагогической импровизации учителя музыки, а также была выявлена структура музыкально-исполнительской деятельности при чтении с листа, транспонировании, подбирании по слуху.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с.339−626.
  2. В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т. 29, с.1−620.
  3. В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45, с.363−368.
  4. В.И. Ученикам каприйской школы. Полн.собр.соч., т.47, с.194−202.
  5. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.-256с.
  6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.-223 с,
  7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. M. s Политиздат, 1983. — 80 с.
  8. О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. -Правда, 19 843 29 апр.
  9. Э.Б., Цыпин Г. М. Программа, устремленная вбудущее. Советская музыка, 1978, № 10, с.45−56.
  10. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  11. Э.Б. Новая программа. Ведущие методы. Музыка в школе, 1983, № 2, с.9−14.
  12. О.А. Проблемы организации педагогической практики студентов. В кн.: Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей: Сб. науч.тр./ Отв. ред. В.А.Сласте-нин. М., 1978, с. 16−43.
  13. Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепианной педагогики): Ав-тореф. дис. .канд. пед.наук. М., 1979. — 13 с.
  14. О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы. В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Сб. трудов / Отв. ред. О. А. Апраксина. М., 1973, с.3−32.
  15. О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.13: Сб. статей /Сост. О. А. Апраксина. М., Музыка, 1978, с.66−76.
  16. О.А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе: В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.15: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина. М., Музыка, 1982, с.5−31.
  17. О.А. Современные требования к школьному учителю-музыканту. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.15: Сб. статей / Сост.О. А. Апраксина. М., Музыка, 1982, с.32−43.
  18. О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов. Музыка в школе, 1983, № I, с.30−35.
  19. О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  20. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  21. Л.Г. Подготовка будущего учителя музыки. -Советская педагогика, 1980, № 7, с.100−103.
  22. Л.Г. К вопросу исследования функциональной структуры музыкально-педагогической деятельности. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики: Сб. науч. тр. М., 1980, с. 19−32.
  23. Л.Г. Творческое мышление основа профессиональной деятельности учителя музыки. — В кн.: Методы формирования музыкального мышления студентов-заочников в процессе обучения: Методические рекомендации. М., 1980, с.4−8.
  24. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984, — III с.
  25. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд.- Л.: Музыка, 1973. 144 с.
  26. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  27. Ю. К. Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
  28. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. M. s Знание, 1981. — 96 с.
  29. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  30. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения.-Вопросы психологии, 1984, № I, с.51−57
  31. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов (к вопросу о сущности педагогической культуры). Советская педагогика, 1981, № I, с. 71−77.
  32. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. — 336 с.
  33. Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп.- Л.: Советский композитор, 1979. 352 с.
  34. В.П. Опыт применения профессиональных игр в решении воспитательных задач. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978, с.124−126.
  35. В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников / Под ред. М. А. Румер.- М.: Педагогика, 1975. 160 с.
  36. Е.П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Советская педагогика, 1982, № 9,с.86−90.
  37. Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано: Пособие для студентов-заочников муз.-пед. ф-тов. -М.: Просвещение, 1977. 103 с.
  38. В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1977. -304 с.
  39. С.Н. Импровизационность в музыке. Советская музыка, 1977, № 3, с. ПЗ-118.
  40. Д. Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. В кн.: Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / Ред. — сост. К. Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979, с.5−31.
  41. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1979, т. I. 304 с.
  42. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  43. Н.И. Классный руководитель. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1978. 271 с.
  44. А.В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  45. И.А., Поплукный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
  46. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 415 с.
  47. Ю. Игры.всерьез. Правда, 1979, 5 июня.
  48. Л.И. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента: Учебно-методическое пособие.- М., 1978. 46 с.
  49. Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  50. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  51. Воображение. В кн.: Философский энциклопедический словарь. 1983, с. 91.
  52. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.2: Сб. статей / Под общей ред. В. А. Натансона. М.: Музыка, 1967. — 239 с.
  53. Восприятие музыки: Сб. статей ! Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — 256 с.
  54. В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей / Под общей ред. В. А. Натансона. Вып. 4. М.: Музыка, 1976, с.31−45.
  55. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. Вопросы психологии, 1980, № I, с.31−38.
  56. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В кн.: Способности и интересы / Под ред. Н.Д.Ле-витова и В. А. Крутецкого. М.: изд-во АПН РСФСР, 1962, с.232−274.v
  57. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: изд-во МГУ, 1982. — 208 с.
  58. Л.В. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.8: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина, 1972, с.49−59.
  59. Т.А., Королева Ш. Ш. Путь к профессии учителя.j1. М.: Знание, 1981. 96 с.
  60. А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия. В кн.: Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Под ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974, с.230−251.
  61. И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М.: Музгиз, 1961. — 224 с.
  62. Э.А. Социально-экономические и педагогическиепроблемы подготовки учителя. Ростов-на-Дону, 1970. — 257 с.
  63. З.А. Чтобы стать учителем (идущему на первые ^ уроки). Владимир, 1974. — 142 с.
  64. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. — 77 с.
  65. Н.Ф. Условия и факторы, влияющие на развитие профессиональных умений учителя. В кн.: Педагогические проблемы и способы их решения учителем / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С.Су-хобской. Л., 1979, с.14−21.
  66. И.А. Психология общения и развитие личности.-В кн.: Психология формирования и развития личности / Отв.ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981, с.127−153.
  67. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  68. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  69. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  70. Л.В. Беседы с учителями (Вопросы обучения в начальных классах). 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1975. -191 с.
  71. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  72. М.А. Формирование опорных музыкальных понятий при обучении игре на инструменте на музыкальных факультетах педагогических институтов: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 198I. — 17 с.
  73. А.В. Слово как одно из средств формирования нравственных убеждений учащихся. Советская педагогика, 1982, ^ № 2, с.42−46.
  74. Импровизация. В кн.: Советский энциклопедический словарь. 2-е изд., 1983, с. 486.
  75. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. М.: Наука, 1978. — 191 с.
  76. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1977. — 254 с.
  77. Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. Вып.1 / Под общ. ред.Л.А.Ба-ренбойма. М.: Советский композитор, 1978, с. 58−93.
  78. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя /Сост. В. И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  79. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога). Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1976. — 286 с.
  80. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического * общения: Учебное пособие. Грозный, 1979. — 138 с.
  81. Е.В. О путях повышения нравственно-эстетического влияния искусства слова на учащихся средней школы. -Советская педагогика, 1981, № 2, с.16−22.
  82. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависи-, мости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1969. — 278 с.
  83. М.С. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста. Советская пе- v дагогика, 1983, № 3, с.90−93.
  84. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев- g Одесса: Вища школа, 1978. — 287 с.
  85. А.Г., Мясшцев В. Н. Психические особенности человека. Способности. Л.: изд-во ЛГУ, I960, т.2. — 304 с.
  86. Г. М. Вопросы пианизма: Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1968. — 461 с.
  87. Г. М. Работа пианиста. 3-е изд., доп. М.: Музыка, 1979. — 182 с.
  88. Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955. 651 с.
  89. С.В. Понимание учителем личности учащегося.-Вопросы психологии, 1980, № 5, с.143−148.
  90. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива (Проблемы общей методики воспитательного процесса). М.: Педагогика, 1974. — 280 с.
  91. .Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, tf 1984. — 89 с.
  92. Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть v хорошим советским педагогом. Педагогические сочинения: В 6-тит. М.: Педагогика, 1980, т. 5, с.373−374.
  93. В.А. Основы педагогической психологии.- М.: v Просвещение, 1972. 255 с.
  94. В.А. Психология обучения и воспитания: Книгадля учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303 с.
  95. И.А. Развитие концертмейстерских навыков в работе над школьным песенным репертуаром педагога-музыканта. В «кн.: Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М., 1979, с.33−42.
  96. И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в процессе концертмейстерской подготовки. В кн.: -Вопросы фортепианной педагогики: Сб.науч.тр. М., 1980, с.124−131.
  97. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей «школы. Вопросы психологии, 1981, № 2, с.20−30.
  98. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психо- v логическая структура деятельности учителя и формирование его личности. -Л.: изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.
  99. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя (Тексты лекций). Гомель, 1976. — 57 с.
  100. Н.В. Закономерности педагогической деятельное-ти. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4. Л.: изд-во ЛГУ, 1978, с.66−74.
  101. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы * профессионально-педагогической подготовки учителя. Советская педагогика, 1982, № 3, с.63−66.
  102. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как * фактор развития способностей учащихся. Вопросы психологии, 1984, № I, с.20−26.
  103. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
  104. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: изд-во МГУ, 1979, с. 22−28.
  105. НО. Кухарев Н. В. Педагогическая теория и школьная практика. Экспериментально-дидактическое исследование на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся. Минск: изд-во БГУ, 1978. — 296 с.
  106. Т.И. Воображение как компонент профессиональных способностей учителя музыки. В кн.: Профессиональная направленность музыкального образования: Межвузовский сб.науч.тр./ Отв. ред. Г. В. Яковлева. Саратов, 1980, с.44−51.
  107. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  108. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  109. А.А. Психологические особенности деятельности лектора. М.: Знание, 1981. — 80 с.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  111. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980. 96 с.
  112. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  113. Л.Н. Учитель в дискуссионной ситуации (Социально-педагогический анализ проблемы). В кн.: Учитель и его профессия. Таллин, 1977, с.141−150.
  114. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? M.s Знание, 1982. — 96 с.
  115. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 160 с.
  116. .Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 167 с.
  117. .Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы-(Научно-теоретическая концепция исследования НИИ художественного воспитания АПН СССР). Советская педагогика, 1980, к 7, с.27−37.
  118. .Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития. Советская педагогика. 1981, № 3, с.86−93.
  119. .Т. К вопросу о формировании содержания среднего общего образования. Советская педагогика, 1982, № 10,с.53−57.
  120. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. — 277 с.
  121. .Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения). В кн.: Проблема общения в психологии / Отв.ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981, с.3−23.
  122. .Ф. Об исследовании законов психики. Психологический журнал, 1982, № I, с.18−30.
  123. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. -127 с.
  124. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  125. А.А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. Л.: Музыка, 1972. — 80 с. л|
  126. С.С. Задачи воспитания учащихся. Педагогические способности / Под ред. Л. Н. Раабена. Л.: Музгиз, 1963. — ^ 48 с.
  127. А.С. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. Выступления по вопросам семейного воспитания. Соч.: В 7 т. II.: изд-во АПН РСФСР, 1957, т.4. — 552 с.
  128. В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности. Советская педагогика, 1981, № 2, с.96−104.
  129. Мастерство педагогическое. В кн.: Педагогическая энциклопедия. 1965, т.2, стб. 739.
  130. A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: изд-во МГУ, 1979, с.29−34.
  131. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. М.: Музгиз, 1963. — 92 с.
  132. Методы педагогических исследований (Под ред.А.И.Пис-кунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  133. Н.й. Диагностика двигательных способностей как условие активизации обучения игре на музыкальном инструменте (На материале учебной работы со школьниками в классе фортепиано): Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1983. — 15 с.
  134. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повы- iшения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 198I. — 120 с.
  135. В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений (в процессе обучения игре на фортепиано): Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1974. 19 с.
  136. В.К. О некоторых факторах успешной работы над фортепианным сочинением. В кн.: Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства: Сб.трудов. — М., 1978, с.58−64.
  137. В.Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей / Сост.А. Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980, с.14−29.
  138. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  139. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 4-е изд.- М.: Музыка, 1982. 300 с.
  140. Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. 2-е изд., исправ. и доп. -М.: Советский композитор, 1983. 526 с.
  141. И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1982. — 16 с.
  142. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие v профессиональной подготовки будущего учителя. Советская педагогика, 1982, № 4, с.90−92.
  143. А.А. Очерки по истории фортепианной педаго- v гики и теории пианизма.: Учеб. пособие для студентов фортепианныхфакультетов музыкальных вузов. М.: Музыка, 1980. — 112 с.
  144. В.А. Шопен педагог. — М.: Музыка, 1980. — v93 с.
  145. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учи- у телей. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  146. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Образование взрослых как 7 предмет исследования. Советская педагогика, 1981, № 6, с.86−94.
  147. Г. Структурная функция времени в музыке (Исполнение и импровизация). В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.13) (отв. ред. Л. Н. Раабен. Л.: Музыка, 1974, с.32−57.
  148. Л.В. Развитие навыков самостоятельности студентов на уроках фортепиано. В кн.: Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Республиканский сб. Свердловск, 1977, с.66−75.
  149. Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие для студентов университета / Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина. Л.: изд-во ЛГУ, 1972. — 311 с.
  150. Л.Т. Психологические основы урока: В помощь учителю. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.
  151. К.Г. Великий сказочник. В кн.: Ганс Христиан Андерсен. Пер. с датского. — М.: Гослитиздат, 1955, с.3−16.
  152. Педагогическая практика: Учеб. пособие для студентов 4 педагогических институтов / В. К. Розов, В. С. Морозова, Е.П.Бело-зерцев, О. А. Абдуллина. Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 198I. — 160 с.
  153. О.В. Формирование профессионального мастерствауучителя физкультуры: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец.№ 2114 «Физическое воспитание», М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  154. К.К. Система психологии и теория отражения.-М.: Наука, 1982. 309 с.
  155. В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. В кн.: О работе концертмейстера: Учеб. пособие для фортепианных факультетов музыкальных вузов /Ред.-сост. М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1974, с.88−110.
  156. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деяvтельности начинающих учителей / Предисловие действ.чл.АПН СССР Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  157. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, * 1976. — 303 с.
  158. Я.А. Психология творчества и педагогика. v М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  159. Я.А. К вопросу об исследовании психологиvческого механизма «принятия решения» в условиях творческих задач. В кн.: Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976, с.82−105.
  160. К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., исправ. и доп. М.: Просвещение, 1980. -144 с.
  161. Проблема общения в психологии / Отв.ред.Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981. 280 с.
  162. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И.Монос-зона. М.: Педагогика, 1980. — 224 с.
  163. Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект) / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  164. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: изд-во МГУ, 1979. — 232 с.
  165. Психологические исследования творческой деятельности / Отв.ред.O.K.Тихомиров. М.: Наука, 1975. — 253 с.
  166. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1981. 224 с.
  167. Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бо-далева. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  168. Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1979. — 161 с.
  169. В.И. К вопросу о развитии музыкально-творческих способностей студентов музпедфакультетов. В кн.: Вопросы теории и методики музыкального воспитания: Сб.науч.тр. Минск, 1977, с. 48 56.
  170. В.И. Некоторые особенности распределения внимания учителем музыки общеобразовательной школы. В кн.: Вопросы теории и методики музыкального воспитания: Сб.науч.тр. Минск, 1978, с.59−70.
  171. В.И. Формирование распределенного внимания в процессе профессиональной подготовки учителя-музыканта (На материале концертмейстерского класса педвуза): Автореф.дис.. канд. пед.наук. М., 1981. — 16 с.
  172. В.Н. Оперативное мышление в больших системах.
  173. М.-Л.: Энергия, 1965. 375 с.
  174. О.В. Транспонирование в классе фортепиано / ы Под ред. Л. Н. Раабена. Л.: Музгиа, 1963. — 37 с.
  175. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. — v 208 с.
  176. Г. С. Вокальная импровизация в первом классе.
  177. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1978, с.82−91.
  178. Г. С. Уроки музыки в начальных классах. Из опыта работы в первом и втором классах / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  179. С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высших педагогических учебных заведений и университетов. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  180. С.Л. О мышлении и путях его исследования.-М.: изд-во АН СССР, 1958. 146 с.
  181. И.Д., Цуккерман И. И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия. В кн.: Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Под ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974, с.207−229.
  182. .М. О психологии импровизации. В кн.: Психо- < логия процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980, с.45−57.
  183. С.И. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. М.-Л.: Музгиз, 1950. — 189 с.
  184. М.А. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982. — 77 с.
  185. Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельноети человека (Психологические исследования) / Под ред. А. Н. Соколова, Л. Л. Гуровой, Н. И. Жинкина. М.: Педагогика, 1979. — 184 с.
  186. И.Е. О такте и мастерстве (Беседы с молодымипедагогами). Киев.: Радянська школа, 1976. — 168 с.
  187. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  188. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего сред- J него образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. -96 с.
  189. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  190. В.А. Система связи учебных занятий по педагогике со школой. В кн.: Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей: Сб.науч.тр. / Отв.ред. В. А. Сластенин. М., 1978, с.5−15.
  191. В.А. Формирование социально-активной личности учителя. Советская педагогика, 1981, № 4, с.76−84.
  192. В.А., Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Теорети- ^ ко-методологический аспект формирования активной личности учителя. Советская педагогика, 1983, № II, с.80−84.
  193. М.А. От составителя. В кн.: О работе концертмейстера: Учеб. пособие для фортепианных факультетов музыкальных вузов / Ред.-сост. М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1974, с.3−8.
  194. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  195. В.А. Сто советов учителю. Избранные ^ произведения: В 5 т. — Киев: Радянська школа, 1979, т.5, с.445−698.
  196. Н.Ф. Как управлять усвоением знаний? Советская педагогика, 1983, № 3, с.94−98.
  197. Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч.тр. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978. -102 с.
  198. Творческое и социальное познание: Сб. статей /Под ред. А. М. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.: изд-во МГУ, 1982. — 256с.
  199. Теория и практика педагогического эксперимента Под ред. А. И. Пискунова Г. В.Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. — 208с.
  200. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  201. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ (Развитие творческих навыков): Учебно-методическое пособие / Ред.- сост,^ Н. П. Толстых. М.: 1976. -120 с.
  202. К.Д. Вопросы воспитания. Избранные педагогические соч.: В 2 т. М.: Учпедгиз, 1953, т.1. — 638 с.
  203. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога: Учеб. пособие для музыкальных училищ. 2-е изд., перераб., доп. М.: Музыка, 1975. — НО с.
  204. С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. -M.s Музыка, 1969. 598 с.
  205. Формирование личности. Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983. — 256 с.
  206. Хавкина-Трахтер Р. Работа в концертмейстерском классе. i
  207. Некоторые общие соображения. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей / Под общ. ред. В. А. Натансона. Вып.4. М.: Музыка, 1976, с.134−146.
  208. Г. М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.8: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1972, c. III-123.
  209. Г. М. Я.В.Флиер. М.: Музыка, 1972. — 128 с.
  210. Г. М. Развитие музыкального слуха и чувства ритма у учащихся фортепианного класса. В кн.: Музыкальное развитие учащегося. Вопросы теории и методики фортепианного обучения: Сб. трудов / Отв.ред. И. П. Кулясов. М., 1973, с.62−183.
  211. Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб.пособие. М., 1975. — 106 с.
  212. Г. М. Развитие учащегося фортепианного класса: формы и методы. В кн.: Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В. А. Натансон. М.: Музыка, 1979, с.44−57. ^г
  213. В.Д. Проблемы профессиональных способностей.-» Психологический журнал, 1982, № 5, с.13−26.
  214. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  215. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980, т.2. 416 с.
  216. .И. Импровизация на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1977. — 96 с.
  217. Л.С. Ролевые игры как метод профессиональной «адаптации будущего учителя. В кн.: Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Республиканский сб.науч.тр., Пермь, 1979, с.37−47.
  218. А.И. Психологические основы формирования лич- / ности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  219. Г. И. Деятельность основа педагогического про- </ цесса. — Советская педагогика, 1982, № 8, с, 74−77.
  220. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и техни- •/ ке. Л.: изд-во ЛГУ, 1979. — 200 с.
  221. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  222. В.Л. Профессиональная ориентация студентов музыкально-педагогического факультета на индивидуальных занятиях.-Йузыка в школе, 1983, № 4, с.26−28.
  223. И.М. Импровизация. В кн.: Музыкальная энциклопедия. 1974, т.2, стб. 508−510.
  224. И.М. Исполнительство музыкальное. В кн.: Музыкальная энциклопедия. 1974, т.2, стб. 583−591.
Заполнить форму текущей работой