Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура личности. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В большинстве самых разнообразных психологических определений личность предстает как «совокупность», «сумма», «система», «организация» и т. п., т. е. как некое единство определенных элементов, определенная структура. И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в психологии отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Г. У… Читать ещё >

Структура личности. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В большинстве самых разнообразных психологических определений личность предстает как «совокупность», «сумма», «система», «организация» и т. п., т. е. как некое единство определенных элементов, определенная структура. И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в психологии отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Г. У. Олпорт, К. К. Платонов, В. С. Мерлин и др.). Вместе с тем осмысление проблемы структуры личности с общетеоретических позиций и последующий учет важнейших моментов при построении собственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработок могут служить структуры личности, созданные К. К. Платоновым и Г. Айзенком.

Согласно динамической функциональной структуре личности К. К. Платонова, личность состоит из четырех иерархических подструктур: 1) подструктура направленности и отношений личности; 2) знания, навыки, умения, привычки, т. е. опыт; 3) индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 4) типологические, возрастные, половые свойства личности, т. е. биопсихические. Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры.

Некоторые авторы помимо подструктур выделяют в структуре личности и уровни личности. Высший уровень включает ядерную подструктуру личности, или основу, на которую налагаются остальные черты и особенности. На этом уровне актуализируются самоопределение, варианты выбора, ответственность, смысл жизни, возможности понимания, индивидуаальности и неповторимости. Согласного Д. А. Леонтьеву, второй уровень в структуре личности выражает внутренний мир человека, его содержательные характеристики в связях с другими. Третий уровень личности называется внешней оболочкой личности. Данный уровень включает характер, способности и роли: это те средства, которые неопределяют содержание действий, но выступают вспомогательными в ходе выбора человеком вариантов поступков. Личность способна иметь ту или другую оболочку, но сама этими особенностями не исчерпывается и даже способна их оценивать и корректировать.

Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты. Одним из первых в этом направлении работал Г. У. Олпорт[1]. Его теория личности так и называется — «теория черт». Олпорт выделяет черты личности (или общие черты) и личные диспозиции (индивидуальные черты). Но наибольшей известностью из работ в этом направлении пользуется 16-факторная структура личности Р. Б. Кеттела[2], включающая такие факторы, как отзывчивость — отчужденность, интеллект, эмоциональная устойчивость — неустойчивость, доминантность — подчиненность, рассудительность — беспечность и др. В теории Г. Айзенка[3] личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт. На самом общем уровне Айзенк выделяет три типа черт, или суперчерты: экстраверсию — интроверсию, нейротизм — стабильность, психотизм — сила Супер-Эго. На следующем уровне черты носят характер поверхностных отражений черт основополагающего типа; например, в основе экстраверсии лежат такие черты, как общительность, живость, настойчивость, активность, стремление к успеху. Ниже располагаются привычные реакции; внизу иерархии — специфические реакции, или реально наблюдаемое поведение. Для каждой из суперчерт Айзенк устанавливает нейрофизиологическую основу.

  • [1] Олпорт Гордон Уиллард (1897−1967) — американский психолог, инициатор системного подхода к изучению личности, развил концепцию личности как динамической организации мотивационных систем, привычек, установок и т. д., определяемой перспективой реализации будущих возможностей личности.
  • [2] Рэймонд Бернард Кеттея (1905−1998) — американский психолог, автор факторной модели личности.
  • [3] Айзенк Ганс Юрген (1916−1997) — английский психолог немецкого происхождения, один из ведущих современных исследователей интеллекта, придерживающийся идеи его генетической предопределенности. Пользуясь факторным анализом, создал четырехуровневую иерархическую модель личности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой