Психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе
Данные, полученные в формирующем эксперименте, свидетельствуют о положительных изменениях уровня социальной адаптации леворуких первоклассников, о чем свидетельствует: а)-увеличение числа леворуких первоклассников с высоким уровнем наглядно-образного мышления, учебной мотивации, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, положительного отношения к школе… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты социальной адаптации леворуких 22 детей в начальных классах общеобразовательной средней
- I. | школы
- 1. 1. Социальная адаптация и дезадаптация: понятие и сущность
- 1. 2. Леворукость как проявление левостороннего профиля 35 латеральной организации распределения психических функций головного мозга
- 1. 2. 1. Особенности обучения и возможные трудности детей с 47 левосторонним профилем латеральной организации функций головного мозга
- 1. 2. 2. Методики выявления ведущей руки
- 1. 3. Психоло-педагогические условия эффективного обучения: принципы, сущность, управление и условия оказания помощи
- I. | школы
- 2. 1. Общая характеристика программы и методов проведения 656 опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Эмпирические показатели исследования уровня социальной 74 адаптации леворуких первоклассников в ходе констатирующего' эксперимента
- 3. 1. Формирование адаптационно-развивающей образовательной 98 среды как одного из главных аспектов социальной адаптации леворуких учеников начальных классов средней школы
- 3. 2. Программа по формированию адаптационно-развивающей 100 образовательной среды для успешной социальной адаптации леворуких детей начальных классов общеобразовательной школы
- 3. 2. 1. Семинарские занятия для родителей первоклассников
- 3. 2. 2. Работа с педагогами
- 3. 2. 3. Профилактическая работа с леворукими первоклассниками
- 3. 2. 4. Физические упражнения для леворуких первоклассников
- 3. 2. 5. Коррекционная работа с леворукими первоклассниками
- 3. 3. Исследование социальной адаптации леворуких детей после проведения формирующего эксперимента
Психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ч.
Актуальность исследования: Поступление в школу и начальный период учебной деятельности при переходе к организованному школьному обучению вызывает перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Эта перестройка называется «школьной адаптацией» [43]. В последние годы данный термин используют для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Школьная адаптация является составной частью адаптации в обществе, определяющей постоянный процесс активного приспособления индивида условиям социальной среды, и сам результат этого процесса [29].
Начало обучения в школе, переход от домашних условий и условий детского сада к систематической учебе представляет для ребенка серьезную психологическую нагрузку, вызывающую у многих детей состояние, которое называют дезадаптацией, школьным стрессом. М. М. Безруких [41] среди негативных факторов, приводящих к социальной дезадаптации детей, особо выделяет именно комплекс педагогических факторов, утверждая, что современная школа действительно стала «зоной риска» для ребенка. При этом она также указывает на «стресс, испытываемый детьми из-за постоянной гонки, ограничения времени, неудач и неудовлетворенности взрослых, который длится бесконечно».
Возникновение школьного стресса у детей младшего школьного возраста обычно происходит по двум направлениям. Первое связано с появлением у ребенка явных трудностей в усвоении школьных знаний и в овладении учебными навыками. В этом случае ребенок либо выпадает из учебного процесса, либо взрослые заставляют его тратить много времени на учебную деятельность, на подготовку домашних заданий, не оставляя достаточного времени на отдых и сон. Следствием такого режима является общее ослабление организма ребенка, приводящее к частым хроническим заболеваниям. Кроме того, ребенок, хронически находящийся в ситуации неуспеха, теряет веру в себя, что снижает учебную мотивацию.
Другой путь возникновения стрессовой ситуации и нарушения процесса социальной адаптации связан с рассогласованием между возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми к нему социальной ситуацией, приводящий к повышению тревоги, беспокойства, напряжения и неуверенности в себе. Эти чувства являются первичными признаками невротического состояния, которое при определенных особенностях темперамента и личностных качеств ребенка может провоцировать возникновение у него неврозов и других отклонений.
Третье направление стрессовой ситуации, которая свойственна только леворуким детям, — это особенности эмоционального реагирования, имеющие более негативную окраску, нежели у праворуких, в связи с особенностями психоэмоциональной сферы [31].
Отмеченное рассогласование требований школы и психофизиологических возможностей детей настоящее время является скорее правилом, чем исключением: Н. И. Гуткина [35] отмечала, что среди 7-летних детей только 17% готовы к школе. Среди причин неготовности детей к школьному обучению, в первую очередь необходимо отметить установку на скоростную подготовку ребенка к школе, которую часто рассматривают как главную задачу детских дошкольных учреждений. Ориентация на прохождение отбора детей ведет к сосредоточенности всех субъектов образовательного пространства на завтрашнем дне ребенка, что затрудняет индивидуальное полноценное проживанию ребенком каждого возрастного этапа в настоящем.
Ребенок может безболезненно включиться в процесс обучения только при условии, если его возможности соответствуют внешним требованиям новой социальной ситуации развития. В этом случае он будет испытывать эмоциональное удовлетворение от пребывания в школе, которое служит показателем социально-психологического аспекта адаптации ребенка и создает благоприятные условия для его дальнейшего психического развития.
С другой стороны, несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям вызывает у него болезненное отношение к окружающим и способствует образованию внутреннего психологического конфликта, снижением познавательной активности, пассивной позицией или возникновением конфликтных отношений с учителем и сверстниками. Психологическая защита, возникающая в случае угрозы «структуре Я» ребенка может искажать получаемую им информацию, сужать полученный опыт и ограничивать сферы деятельности.
Вместе с тем, как показывает реальная практика, а также данные специальных исследований [11], педагог без психологической подготовки способен лишь констатировать факт нарушения процесса социальной адаптации, однако в большинстве случаев он не может определить ее истинные причины, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции. И хотя в этой связи и у учителя, и у дезадаптированного ребенка немало серьезных проблем, порождаемых, прежде всего неадекватностью педагогических воздействий и формирующихся на этом основе взаимным чувством неприязни и открытой конфронтации (или дискриминации), вряд ли корректно упрекать педагога в подобной диагностической несостоятельности. Природа социальной адаптации может быть представлена самыми различными факторами, в связи с чем углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется как с позиций педагогики, так и с позиций педагогической, медицинской и социальной психологий, дефектологии, психиатрии и психофизиологии.
Атмосфера школьного обучения, которая складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к ребенку как к личности, находящейся на соответствующем этапе развития. Различные аспекты проблемы соответствия психофизиологии, интеллекта и социальных качеств ребенка этим требованиям, издавна привлекали внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов.
Под нарушением процесса социальной адаптации подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социои психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой, по ряду причин, становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.
В настоящее время подобные затруднения испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества [95]. С учетом таких масштабов, и наиболее вероятных негативных последствий этого явления — в формировании устойчивых видов социально-психической дезадаптации, [11 и др.], проблему нарушения процесса социальной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.
Рассматривая социальную адаптацию леворукого первоклассника, особое внимания следует уделить психофизиологическим особенностям личности ребенка, а именно межполушарной асимметрии. Функциональная асимметрия головного мозга имеет непосредственное отношение к проблеме образования [39], именно — особенностям протекания психических процессов у детей с левосторонним профилем латеральной организаций психических функций.
Современное образование почти целиком построено на развитии вербально-логического мышления, то есть ориентируется на правосторонний профиль латеральной организации, которое осуществляет последовательную рациональную обработку информации. При доминантности левого полушария стратегия переработки информации состоит в' целостном, комплексном восприятии параметров и явлений, в одновременной обработке многих параметрову многих левшей отмечается часто встречающиеся нарушения или недостатки развития зрительно-моторной координации (Н.Н.Брагина, Т. А. Доброхотова [70]), зрительной памяти (В.Л.Бианки, Е. Б. Филлипова, В. А. Шрам, К. Б. Магницкая, Е. В. Харитонов [60], И. В. Ефимова [104], А. В. Семенович [190]) и зрительно-пространственного восприятия.
Э.А.Костадантов [125], В. В. Суворова [199], Д. Леви [134]), а так же мелкой моторики. Большие трудности возникают у левшей и в межличностных отношениях связи с противоречивостью их психоэмоциональной сферы (Э.М.Александровская [14,15]).
Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось во II половине XX столетия: как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации (в том числе и монографического плана) по проблеме левшества. (Н.Н. Брагина, 1981, 1988; Т. А. Доброхотова, 1991, 1994; В. М. Мосидзе, Р. С. Рижинашвили, З. В. Самадашвили, Р. И. Турашвили, 1977; Е. Д. Хомская, 1987; Н. Я. Батова, 1998; А. П. Чуприков, А. Н. Линев, И. А. Марценковский, 1994; и др.). Важной эта проблема является и для дифференциальной психофизиологии (В.В. Суворова, 1975; В. В. Суворова, М. А. Матова, З. Г. Туровская, 1988; М. К. Кабардов, М. А. Матова, 1988; М. К. Кабардов, 2001; С. А. Изюмова, 1995) [168].
Работы по изучению левшества ведутся в разных аспектах. j.
Многочисленные исследования посвящены статистике левшества в разных странах (Т. А. Доброхотова, Н. Н. БрагинаS. J. Ellis et al.- А. N. Gilbert, С. J.WysockiS. Iwwasaki и др.). Разрабатываются различные теории происхождения левшества (В. Л. Бианки, Н. Н. Брагина, Т. А. ДоброхотоваМ. A. AnnetU. Tan) — дискутируется проблема наследования леворукости (D. А. Harkins, G. F. MichelА. М. KeaneН. L. KochMelekianВ. J. Spiegler, G. H. Yeny-KomsyianU. Tan, 1990; Y. Yetkin) — изучаются психологические и психофизиологические особенности левшей (М. М. БезрукихН. Н. Брагина, Т. А. ДоброхотоваН. В. Искольдский, С. Б. МалыхВ. А. Москвин, 1988; А. Л. СиротюкВ. В. СувороваКураев Г. А., 1983; Кураев Г. А., Сорокалетова Л. Г., R. A. Hick, P. J. PellegriniJ. Е. Orme), связь левшества с определенными соматическими и нервно-психическими заболеваниями (А. П. ЧуприковС. Е. КазаковаС. И. МихайленкоA. ShimuzuМ. Tyler) и т. д.
В свете убедительных доказательств о травматичности переучивания леворукого ребенка в работах В. А. Айропетянца [8], А. Д. Беридзе,.
Е.Н.Соколовой [194] и А. П. Чуирикова [215], предметом многих исследований стала методика обучения письму леворуких детей в начальных классах (М.М.Безруких [43−55], И. В. Ефимова [104], М. Е. Князева [120]). Учитывая гуманистические принципы обучения, возникает необходимость выбора индивидуальных способов обучения таких детей.
В настоящее время образовательные учреждения* не в полной мере реализуют условия, способствующие повышению уровня социальной адаптации первоклассниковпо-прежнему преобладает, авторитарный, подход к ученику. И, хотя учителямизвестно о трудностях, возникающих у леворуких. детей при поступлении в школу, физиологами объяснён феномен леворукости, психологами, разработаны методики формирования школьных навыков, до сих пор нет четкого алгоритма поэтапной психолого-иедагогической помощи в социальной адаптации леворуких детей в. начальных классах средних школ.
Числом леворуких людей в мире постоянно возрастает: если в, 1928 году было выявлено 3,3% леворуких женщин: и 4.7% леворуких мужчин, то в 1973 году — уже 8,8% леворуких женщин и 10,4% леворуких мужчин,. в 1988'- г. число леворуких женщин достигло 12, 4%, а мужчин 13,9%.
Увеличение числа леворуких было показано и нашими исследованиями: в школы города Новомосковска’Тульской области в 1998 г. поступило- 5−2% леворуких детей, в 1999 г. — 6,1%, в 2000 г. — 5,5%, в 2001 г. — 7,5%, в 2002 г. 7,9%, в 2003 г.- 8,3%, в 2004 г. — 8,6%, в 2005 г. — 9.3%, 2006 г. — 11.4%., в 2007 г. — 13,2%, в 2008 г. —14,1%. Предположительно это связано с неблагоприятной экологической ситуацией: город находится: в зоне, подвергшейся! воздействию Чернобыльской АЭС,. также существует 3 предприятия. по 2, категории • вредности, а также-отягощённая-наследственность.,.
Противоречивость психоэмоциональных особенностей, характерная для • большинства леворуких, отсутствие на момент поисковой'. работы альтернативной комплексной методики обученияприсущие леворуким детям трудности овладенияписьмомпроблемы зрительно-двигательной координации, зрительно-пространственной ориентации, неподготовленность леворукого ребенка к учебной деятельности, недостаточно развитые навыки коммуникативного общения, а так же увеличение числа леворуких детей в г. Новомосковске Тульской области — все это определило актуальность данной работы.
Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований и школьной практики определяет тему исследования: «Психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе».
Цель настоящего исследования: выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективную социальную адаптацию леворуких детей в начальных классах общеобразовательной средней школы, учитывающие особенности латерального распределения психических функций.
Объект исследования: процесс социальной адаптации леворуких первоклассников в начальных классах средней школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в начальных классах средней школы.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблемам адаптации первоклассников к обучению в школе и психофизиологическим особенностям детей в зависимости от профиля латеральной организации высших психических функций.
2. Выявить и классифицировать факторы, влияющие на процесс социальной адаптации леворуких первоклассников.
3. Разработать и апробировать программу эффективной помощи в успешной социальной адаптации для леворуких первоклассников в первом полугодии обучения. I.
В основу исследования положены следующие гипотезы:
1. Структура процесса социальной адаптации леворуких учащихся начальных классов и их праворуких сверстников существенно различается по таким компонентам как отношение к школе, учебная мотивация и самостоятельность.
2. При создании образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности леворуких детей и ориентированной на обеспечение взаимодействия педагогического коллектива, психолога и родителей, уровень социальной адаптации леворуких детей в начальных классах существенно возрастает.
3. Изменение уровня социальной адаптации леворуких первоклассников в результате создания развивающей образовательной среды проявляется в таких показателях, как продуктивность наглядно-образного мышления, учебная мотивация, самооценка и положительное отношение к школе, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-двигательная координация.
Методологическую и теоретическую основу составили отечественные и зарубежные концепции, в которых раскрывается понятия адаптации, левостороннего профиля латеральной организации, психолого-педагогической поддержки, которые могут быть положены в основу эмпирического исследования:
• диалектико-материалистическое учение о личности, о социальной сущности человека, его целостности и творческой самореализации, учение о личности как субъекте целостного освоения действительности (С.Ф.Анисимов,.
В.Г. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, Э. В. Ильенков. Л. И. Коган, А. Ф. Лосев, А. Бим-Бад и др.) [181];
• о ведущей роли воспитания в процессе развития личности, о социально-исторической обусловленности роли учителя в системе общественных отношений (Б.С.Гершунский, Э. Д. Днепров, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Я. С. Туровской и др.) [208];
• культурноисторическая теория развития ценностей (М.С. Каган, Л. Н. Столович и др. [181]);
• особенности межполушарной организации мозга (Н.Н. Брагина, Т. А. Доброхотова [70], А. П. Чуприков [215] и др.), теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга (В.М. Мосидзе [162, 163], С. Спрингер, .Г.Дейч [196] и др.),.
• гуманистические концепции обучения и воспитания (Ш.А.Амонашвили [19], В. И. Загвязинский [107], А. Маслоу [150], К. Роджерс [183], Е. А. Ямбург [225] и др.).
• учение о зонах развития ребенка Л. С. Выготского [78],.
• теория личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев [17], Е. В. Бондаревская [69], В. В. Сериков [191], И. С. Якиманская [215] и др.),.
• деятельностный подход (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин и др. [181]),.
• индивидуальный подход (В.И. Андреев, Е. Я. Голант, А. А. Кирсанов, В. М. Монахов и др. [181]), Представленные в исследованиях теоретические аспекты социальной адаптации леворуких первоклассников можно свести к следующим:
• разработка теории личности (Б.Г.Ананьев [21], Л. С. Выготский [78], А. Н. Леонтьев [136], С. Л. Рубинштейн [185]) — ставящей на первое место деятельность и сознание;
• изучение влияния педагогики среды на развитие личности ребенка (Л. В. Мудрик, В. Л. Назаров, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов и др.) [148]- признающие главными роль наставников, обеспечивающих всестороннее развитие задатков и способностей- • исследование понятия «социальная адаптация» отечественными учеными (Г.А.Гусев, А. В. Петровский, А. А. Налчаджян и др.) [133] и зарубежными (А.Маслоу, К. Роджерс и др.) [130]- представляющие данный процесс как постепенное вхождение, в социум, возникновение новых форм взаимодействия, с ним, обеспечивающие и поддерживающие возможность деятельности субъекта в социуме;
• особенности адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М:Безруких [52], С. А. Беличева [95], Л. И. Божович [124], М. Р. Битянова [57], А. Л. Венгер и JI.А.Венгер [74], Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина [184], А. Н. Жмыриков [106], Н.Г. .Лусканова [144], Р. В. Овчарова [169], Д. В. Рязанова [187], Д. Б. Эльконин [219]) — учитывающих индивидуальные характеристики развития ребенка и степень, готовности к школе, а также профиль латеральностиконцепции педагогической помощи и поддержки (В.П. Бедерханова [39], О. С. Газман [81], Н. Б. Крылова [129] и др.).
В качестве методов исследования были использованы:
1. Анкетирование: а. родителей леворуких первоклассников по проблеме адаптированности их ребенкаб. учителей по проблеме особенностей адаптации первоклассников.
2. Анализ продуктов деятельности детей — школьные тетради, выполненные поделки.
3. Тестирование, выявляющее комплексы показателей испытуемых: а. Социометрический статус в классе выявлялся с помощью методики «Социометрическое: исследование». — методики* «Социометрия"< Дж. Морено в адаптации Коломинского. б. Самооценка диагностировалась с помощью теста «Как у тебя с самооценкой?» в интерпретации Р. С. Немова [169]: в. Ведущая рука определялась с помощью методики М. Озьяс, состоящая из 20 заданий [223]. г. Мотивация учащихся определялась с помощью методикиj «Беседа, о школе» [169]. д. Для выявления отношения к школе была использована проективная! методика «Что мне нравится в школе?». е. Для определения объема зрительного произвольного запоминания была использована методика «Зрительная произвольная память» [169]! ж. Для изучения состояния, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-двигательной координации были использованы методики: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Вырежи фигуры» [169] з. Для определения объема слухового произвольного запоминания была использована методика «Запомни цифры» [169]. и. Для изучения объёма внимания применялась методика «Запомни и расставь точки» [169]: к. Для диагностики уровня> наглядно-образного. мышления использовалась методика «Матрицы Ровена» [169]. • л. Изучение уровня сформированное&tradeкоммуникативных навыков проводилось с помощью методики О. В. Овчаровой [ 170]. м. Для выявления личностных качеств детей былаиспользована проективная методика «Несуществующее животное» в интерпретации Е. И. Рогова [184]. н. Для выявления уровня адаптации первоклассников к обучению в школе использовался опросник Л. М. Ковалевой [106]. г. Формирующий эксперимент по применению комплекса разработанных мероприятий, способствующих повышению, степени социальной адаптации в первомклассе МОУ «Центр образования № 12» г. Новомосковска, и проведено сравнение количественных показателей начального и конечного результатов.
Эмпирическая база и этапы исследования:
Исследование проводилось с 2002 по 2008 гг.
На первом этапе (2002;2003 гг.) изучалась и анализировалась психологическая и педагогическая литература по теме исследования, осуществлялся сбор эмпирического материала, формулировалась первоначальная гипотеза, составлялась программа опытно-поисковой работы, определялась база исследования.
На втором этапе (2004;2006 гг.) проведена опытно-поисковая работа, сутью которой стали:
1. выявление отличий факторов, влияющих на процесс социально адаптации праворуких и леворуких детей;
2. разработка комплекса мер по оказанию педагогической помощи леворуким детям в первый год их обучения в школе, отслеживались её ход и результаты.
На третьем этапе (2007;2008 гг.) проводился формирующий эксперимент, осуществлялись обобщение и описание результатов опытно-поисковой работы, систематизация и анализ результатов исследования, формулирование выводов и рекомендаций, литературное оформление диссертации.
Исследование проводилось в 2002;2008 гг. в г. Новомосковске Тульской области в общеобразовательных средних школах № 5, 11, 12, 14, 25.
Эмпирическую выборку составили 41 леворукий учащийся 1-х классов. В качестве контрольной группы были взяты 41 праворукий учащийся этих же классов.
В формирующем эксперименте было задействовано 10 леворуких детей I в качестве экспериментальной группы и 10 леворуких детей в качестве контрольной группы.
Средний возраст испытуемых: 6,5 лет.
Научная новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании программы эффективной помощи леворуким первоклассникам в первом полугодии обучения в школе, построенной с учетом индивидуальных особенностей латерального распределения психических функций и взаимодействии педагогического коллектива, психологов и родителей.
Основными компонентами разработанной системы мер являются:
• активное включение леворуких в контакты с окружающими, ситуации выбора (при условии помощи в преодолении медлительности, неуверенности в себе, страхов, обусловленных прежним опытом);
• применение на уроках труда и физкультуры специального комплекса упражнений и приёмов, способствующих развития у левшей мелких мышц руки, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, содержащих наименование операций, алгоритм их выполнения, эскизы, образцы выполняемых действий,.
• включение в программу занятий обязательные задания на преодоление индивидуальных затруднений, испытываемых леворукими детьми при выполнении того или иного действия, и задания, требующие сочетания предписываемых и индивидуально-творческих приемов их выполнения;
• тесное сотрудничество учителя начальных классов, психолога и родителей леворуких детей путем проведения совместных занятий, семинаров и открытых уроков.
Теоретическое значение.
1. полученные результаты расширяют теоретические познания в области социальной психологии, а именно адаптации детей в начальных классах с учетом свойств психофизиологической индивидуальности и латерального распределения психических функций человекаи педагогической психологии, а именно создание ещё одной из педагогических технологий, обеспечивающей эффективность обучения леворуких детей;
2. уточнены механизмы взаимодействия школьного психолога, учителя и родителей детей, что позволяет увеличить эффективность психолого-педагогической помощи леворуким первоклассникам.
3. определено содержание психолого-педагогической помощи леворуким первоклассникам в овладении письмом, формировании трудовых умений и коммуникативных навыков, обеспечивающей их успешную адаптацию к школе, успешность обучения, снятие и профилактику дидактических стрессов;
4. представлен целостный концептуальный подход к организации обучения леворуких детей в первом полугодии первого класса, основанный на психологической концепции о социальном генезисе высших психических* функций, формирующемся в предметной деятельности и. общении с окружающими людьми. Это дало возможность использовать:
• совокупности методов и диагностических методик, адекватно идентифицирующих леворукость детей,.
• комплекс упражнений и приёмов способствующих развитию мелких мышц руки, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, содержащих наименование операций, алгоритм их выполнения, эскизы, образцы выполняемых действий, применяемых на уроках труда и физкультуры;
• командных игр для формирования коммуникативных навыков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы:
1. для повышения эффективности и результативности формирования у леворуких первоклассников важнейших учебных умений, знаний и навыков;
2. для разработки учебных программ и методических пособий для учителей начальных классов и родителей леворуких детей;
3. как методическая основа для повышения квалификации педагогов-психологов, работающих с леворукими детьми;
4. для дальнейшей работы по выявлению эффективных психолого-педагогических условий, способствующих успешности обучения леворуких детей и гармоничному развитию их личности.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивалось выбранными методологическими основаниями, опорой на достижения психолого-педагогической науки и передовой^ образовательной практики, определенностью и аргументированностью теоретических позиций, использованием комплекса методов исследования, репрезентативного характера выборки, апробированностью содержания, способов и средств оказания психолого-педагогической помощи леворуким детям., а так же обработкой результатов. при помощи современных статистических процедур, включающих средства описательных статистик, дисперсионный и факторныйанализ и др. (система BIOSTAT).
Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие' положения:
1. В структуру процесса: социальной адаптации леворуких детей в начальных классах средней школы входят отношение к школе, учебная мотивация, самостоятельность и уверенность в себе, тогда как у праворуких учащихся эти компоненты находятся в другом соотношении — учебная мотивация, самостоятельность, отношение к школе и рациональность. Уровень социальнойадаптации и самооценки у школьников не связан с вариантом латеральной организации психических функций.
2. Разработана система психолого-педагогических условий. социальной адаптации леворуких детеш в начальных классах общеобразовательной школы, основанная на созданииобразовательной среды, учитывающая психофизиологические особенности леворуких детей, ориентированная на обеспечение взаимодействия, педагогического коллектива, психолога и семьи, способствующая развитию коммуникативных навыков ребенка, тренирующая моторику, обучающая способам манипуляций с предметами и организующая рабочее место.
3. Трудности в социальной адаптации леворуких первоклассников связаны с недостаточной сформированностью у них коммуникативных навыков, зрительно-моторной координации, предметных видов деятельности.
Апробация результатов работы проводилась через обсуждение материалов в педагогических коллективах и их публикациюосновные положения и результаты исследования были доложены в следующих научных статьях:
1. Арбузова Е. С., «Конкретизация объективно-социальных условий и факторов психологических особенностей леворуких детей». Сборник научных трудов Новомосковского филиала Университета Российской академии образования. Т.2. — Новомосковск: НФ УРАО, 2005. — 130 с.
2. Арбузова Е. С., «Психолого-педагогическое содержание подготовки учителей для обучения леворуких детей». Пси-Фактор: Психологические факторы жизнедеятельности: Материалы четвёртой межрегиональной научно-практической конференции (Новомосковск, 14 февраля 2007 г.), Новомосковск: НФ УРАО, 2007. — 103 с.
3. Арбузова Е. С., Тимошина Е. Г., «Индивидуальный профиль асимметрии учащихся как основа для выбора системы обучения». Материалы XI научно-практической конференции студентов Новомосковского филиала УРАО. — Новомосковск: НФ УРАО, 2006. — 68 с.
4. Арбузова Е. С., Цветков А. В. Об адаптации леворуких детей к обучению в начальных классах по данным анкетирования родителей и самоотчета. Современное состояние теоретических и прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: ИГУ, 2007. — С. 92−95.
5. Арбузова Е. С, Цветков А. В. G трудностях, адаптации, леворуких детей к обучению в школе по данным анкетирования родителей. Вестник Тамбовского государственного университета: Сер. Гуманитарные науки. — 2007. — С. 69—71.
6. Арбузова E.G. Психологические обоснования для успешной социальной адаптации леворуких детейМатериалы. IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и просвещение». -М., 2007.-С. 333−334.
7. Арбузова E.G. Выявление эффективности применения методики «Гимнастика мозга» для психолого-педагогической адаптации леворуких первоклассников. Сборник научных трудов НФ УРАО. — Новомосковск: НФ УРАО, 2007. — Т. 5. — Ч. 2. — С. 5−7.
8. Арбузова Е. С. Пути психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации леворуких детей в начальных классах средней школы. Сборник научных трудов НФ УРАО. — Новомосковск: НФ УРАО- 2007. — Т. 5. — Ч. 2.-С. 7−12.
9. Арбузова Е. С. Этнопсихологические особенности речевых функций в аспекте теории доминантности полушарий. Пси-фактор: психологические факторы жизнедеятельности: Материалы V международной научно-практической конференции (Новомосковск, 1 марта 2008 г.). В 2-х ч.-Новомосковск: НФ УРАО, 2008. — Ч.1-С. 10−16.
10. Арбузова Е. С., Клычкова А. И. Экологическое сознание леворуких детей в начальных классах средней школы. Сборник научных трудов НФ УРАО. — Новомосковск: НФ УРАО, 2008 — Ч. 1. — С. 4−7.
Внедрение в практику осуществлялось следующим образом:
1. «Программа психолого-педагогической поддержки процесса социальной адаптации леворуких учеников в начальных классах общеобразовательной средней школы» внедрена в образовательный процесс вМуниципальных, общеобразовательных учреждениях. «Центр образования: №.
12″ и «Средняя общеобразовательная школа № 11» в г. Новомосковске Тульской области.
2. Материалы исследования легли в основу программы курсов повышения квалификации учителей начальных классов.
3. Комплекс физических упражнений для синхронизации работы полушарий головного мозга введён в программу уроков физической культуры в 1−3 классах в школах № 11, 12, 14 г. Новомосковска Тульской области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован рисунками и таблицами.
Список литературы
включает 239 наименования.
выводы.
1. Выявлены значимые различия в структуре социальной, адаптации праворуких и леворуких детей: ведущую роль в адаптации леворукого ребенка играет отношение к школе, учебная мотивация, самостоятельность и уверенность в себе, тогда как у праворукого — учебная, мотивация^ самостоятельность, отношение к школе и рациональность. Уровень взаимосвязи социальной адаптации и самооценки у школьников с обоими вариантами латеральной организации психических функций одинаков.
2. Успешная социальная адаптация леворуких детей в начальных классах средней школы возможна при v применении разработанной* «Программы по формированию адаптационно-развивающей образовательной среды для успешной социальной адаптации леворуких учеников начальных классов средней школы», учитывающей выполнение следующих условий: а) организация образовательнойсреды, учитывающей психофизиологические особенности распределения психических функцийа именно: специальной организацией рабочего места для леворукого ребенка, тренировки моторики и зрительной координации, четкой организованности процессов постижения навыков манипуляций с предметами и орудиями труда, а так же развитием коммуникативных навыков у учащихся, испытывающих затруднение в общенииб) обеспечение взаимодействия школьного коллектива, психолога и семьи в вопросах формирования необходимой адаптационно-развивающей образовательной среды;
3. Данные, полученные в формирующем эксперименте, свидетельствуют о положительных изменениях уровня социальной адаптации леворуких первоклассников, о чем свидетельствует: а)-увеличение числа леворуких первоклассников с высоким уровнем наглядно-образного мышления, учебной мотивации, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, положительного отношения к школе, самооценки, уверенности в себе, энергичности, и творческих возможностейб) снижение количества леворуких первоклассников с высоким уровнем агрессивности, страха перед школой, демонстративным поведением и тревожностьюв) увеличение числа леворуких первоклассников, имеющих высокий уровень адаптацииг) снижение тревожности и появление позитивной мотивации к обучению и общению. i 125.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Несмотря на то, что в настоящее время в школах отказались от переучивания леворуких детей, возникающие у них трудности в обучении письму, в формировании трудовых умений и коммуникативных навыковкак правило, не связывают с левосторонним профилем латеральной организации распределения психических функций. Многие учителя до сих пор считают, что отличие леворуких от праворуких детей заключается лишь в том, какой рукой они преимущественно владеют, не учитывая, что свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между левым и правым полушарием коры головного мозга.
Дезадаптация детей с правосторонним профилем латеральной организации психических функций помимо присущих леворуким проблемам в моторно-зрительной сфере, усугубляется тем, что поступление в школу совпадает с возрастным кризисом 7 лет, а у родителей и педагогов чаще всего нет необходимых психолого-педагогических знаний для успешного решения данной проблемы. Жесткое регламентирование времени, отпущенного на" урок, не позволяют учителям акцентировать внимание на особенностях детских психики, ввести в преподавание приёмы, могущие помочь леворуким детям в успешной социальной адаптации в начальных классах общеобразовательной школы.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил определить основные теоретические положения, на которые опиралось данное исследование.
Во-первых, была выявлена сущность понятий «адаптированность», «адаптация». Адаптированность можно охарактеризовать, как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же — это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
Этап адаптации к школеявляется переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена. В это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения и закладываются, переживания, на-многие годы определяющие их отношение к учебной деятельности, общениюс. учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в-школе. То, по какому пути пойдет развитие школьника, будет ли заложен фундамент дальнейшегоуспешного обучения и общения в школьной среде, будет ли* расти социальный статус ребенка, во многом зависит от профессиональной, личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных педагогов и психолога.
Социальная адаптация ребенка в начальной школе осуществляется в ходе взаимодействия педагога с ребенком, использования всего арсенала средств, возможностей, применения целого комплекса методик и технологий (педагогических, психологических, социальных, медицинских, правовых и т. д.). Этот процесс в значительной степени детерминируется условиями, в которых он осуществляется. Педагогические технологии предусматривают научение новым способам обеспечения своего существования и жизни, воспитание уверенности в себе, адекватной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, самовоспитанию.
Во-вторых, очень важным явились, положения о том, что с началом обучения в школе от 15 до 40% детей испытывают затруднениясвязанные с обучением, поведением, межличностными отношениями. Нами были установлены факторы, влияющие на социальную адаптацию леворукого-ребенка, выявлены связи между ними.
В-третьих, нашими исследованиями было показано, что успешная социальная адаптация леворуких детей в. начальных классах средней школы возможна при применении «Программы по формированию адаптационно-развивающей образовательной среды для успешной социальной адаптации леворуких учеников начальных классов средней школы», учитывающей выполнение следующих условий: а) организация образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности распределения психических функций, а именно: специальной организацией рабочего места для леворукого ребенка, тренировки моторики и зрительной координации, четкой организованности-процессов постижения навыков манипуляций с предметами и орудиями труда, а так же развитием коммуникативных навыков у учащихся, испытывающих затруднение в общенииб) обеспечение взаимодействия школьного коллектива, психолога и семьи в, вопросах формирования необходимой адаптационно-развивающей образовательной среды;
Данные, полученные в результате формирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что произошёл качественный сдвиг в уровне социальной адаптации леворуких первоклассников, о чем мы можем судить по следующим, подтвержденным методами математической статистики, результатам: а) увеличилось число леворуких первоклассников с высоким уровнем наглядно-образного мышления, учебной мотивации, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, положительного отношения к школе, самооценки, уверенности в себе, энергичности, и творческих возможностей. б) снизилось количество леворуких первоклассников с высоким уровнем агрессивности, страха перед школой, демонстративным поведением и тревожностьюв) увеличилось число леворуких первоклассников, имеющих высокий уровень адаптацииг) снизилась тревожность и появилась позитивная мотивация к обучению.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что процесс социальной адаптации леворуких детей в начальных классах общеобразовательной школы будет протекать успешно, если в организация этого процесса будет отвечать следующим требованиям:
• своевременное выявление ведущей руки как показателя доминантности полушарий;
• определение и классификация основных факторов, влияющих на процесс социальной адаптации леворуких детей;
• создание удобной рабочей зоны с учётом зрительно-пространственного восприятия;
• специальное преподнесение нового материала для тренировки мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия:
• использование комплекса физических упражнений и игр для устранения трудностей в межличностном общении, навыков коллективного труда и группового взаимодействия;
• постоянное сотрудничество педагога, психолога и родителей ребенка.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации родителям и учителям леворукого первоклассника (См. Приложение 10, 11).
Поэтому считаем возможным рекомендовать к внедрению в образовательный процесс начальной школы разработанную нами «Программу по формированию адаптационно-развивающей образовательной среды для успешной социальной адаптации леворуких учеников начальных классов средней школы».
В данном исследовании была сделана попытка осветить все аспекты совершенствования процесса социальной адаптации леворукого первоклассника. Проведенная работа не является исчерпывающей, многие вопросы требуют дальнейших проработок и уточнений. Но даже в предъявленном виде опыт и результаты могут быть использованы для решения проблем обучения первоклассников с правосторонним профилем распределения психических функций.
Дальнейшая работа по проблеме исследования может затронуть следующие вопросы:
• внедрение материалов исследования в практику работы школы и дошкольных образовательных учреждений, где имеется большой процент леворуких детей;
• система подготовки учителей начальных классов к обучению леворуких дошкольников и первоклассников;
• разработка дополнений к профессиограммам и психограммам, учитывающая профиль асимметрии в профессиональном отборе, что будет способствовать повышению производительности труда, уменьшению числа аварийных ситуаций, сохранению психического здоровья каждого члена общества.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
- Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация с позиции патологии. М.: Клиническая медицина, 1974. — 157 с.
- Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984. — 143 с.
- Агеева С.ГТ. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.-е. 54−61.
- Агеева С.Р. Учет профиля моторной асимметрии психофизиологическая основа дифференцированного обучения и воспитания. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. — М., 1990. — 153 с.
- Адрианов О. С. Проблемы структурной организации правого и левого полушарий мозга. .Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.-1986,120 с.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982,240 с.
- Айрапетянц В.А. Исследование рукости и других латеральных признаков среди практически здоровых школьников г.Москвы //Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребёнка. М., 1983. С.88−97.
- Айрапетянц В.А. Организация мероприятий по охране леворуких детей: Метод.указания. М., 1989. 85 с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с
- Алмазов Б.Н. Становление личности и средовая адаптация // Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск, 1982. — С. 67 101
- Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. / Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988 с. 38−45.
- Александрова Е.А., Алешина Н. В., Паринова Г. К. Педагогическая поддержка учения школьников / Классный руководитель, 2000. № 3. с. 104−113.
- Александровская Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста /Журнал прикладной психологии, 2001. № 1. С.41−61.
- Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. Заведений. Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М.: Академия, 2002.208 с.
- Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей в школе. Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. /Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1983. С.32−39.
- Алексеев И.А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. / Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун., 1996. С. 216.
- Алексеев Н.А. Психолого-педашгические проблемы развивающего дифференцированного обучения. / Тюмен. Науч. Центр СО РАН и др. Челябинск: Факел, 1995.174 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. С. 495.
- Ананьев Б.Г. Пространственное различие. JL: Изд-во ЛГУ, 1955. с. 184
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. — 339 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988.236 с.
- Андрианова Т.М., Остроумова А. В., Андрианова И. Л. Русский язык. Тетрадь по письму. 1 класс. Часть I. Самара: Издательский дом «Федоров», 2001.32 с.
- Андрианова Т.М., Остроумова А. В., Андрианова И. Л. Русский язык. Тетрадь по письму. 1 класс. Часть П. Самара: Издательский дом «Федоров», 2001. 32 с.
- Андрианова Т. М-, Остроумова А. В., Андрианова И. Л. Русский язык. Тетрадь по письму. 1 класс. Часть Ш. Самара: Издательский дом «Федоров», 2001. 32 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Анохина Т., Крылова И. Педагогическая поддержка иная культура воспитания. /Народное образование, 1997. № 3. С. 27−32.
- Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования/ЛСлассный руководитель, 2000. № 3, С.63−81.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX В. /СОСТ. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990.608 с.
- Ануфриев А. Ф. Костромина СИ. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось -89», 2000. С. 272.
- Андреев В. И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Казан, ун-та, 1988.215 с.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1985. С. 270.
- Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.183 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997.-254с.
- Базарный В.Ф. Трагедия детей, порождённая традиционным образом организации учебного процесса/ Школа здоровья, 1996. т.З. № 4. С.
- Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе (в контексте личностно ориентированного подхода): Монография. Сургут: РИО СурГПИ, 2003.105 С.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности /Вопросы психологии, 1989. № 1. С. 92−100.
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л: Наука, 1979. С. 218.39: Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка. / Классный руководитель, 2000. № 3. С.39−51.
- Безруких М.М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. В. Грамота: Раб. тетр. № 1−4 для 1 кл. четырехлет. нач. шк. М.: Вентана-Графф, 2003.64 с.
- Безруким М.М. Обучение первоначальному письму по системе Д.Б. Эльконина: Метод, пособие к Прописям. М.: Просвещение, 2002.32 с.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2001. С. 256.
- Безруких М: М. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург: ЛИТУР, 2001.320 с.
- Безруких М.М. Обучение письму. М.: Просвещение, 1998.126 с.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Ребёнок идёт в школу, М.: Академия. 2000:248 с.
- Безруких М.М. и др. Хорошо ли быть левшой? Безруких М., Ефимова С, Круглов Б.// Семья и шк., 1995. № 9, С. 13−15.
- Безруких М. М: Трудности обучения1 письму в начальной- школе. М.: Новая школа. 1999.75 с.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Трудности, письма. Тула: Арктоус. 1998.51с.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.176 с.
- Безруких М.М. Обучение письму леворуких детей. Информационнное письмо. /Нач.шк., 1996. № 10. С. 76−81.
- Безрзасих М.М. Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей. М.: №д-во «Ювента», 2001. 80 с.
- Безруких М., Ефимова С, Круглов Б. Почему учиться трудно? М.: Семья и шк., 1995.95 с.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Актоус, 1996. 85 с.
- Безруких М.М. Каких детей называют медлительными и отчего им трудно учиться. М.: Новая школа, 1994.105 с.
- Безруких М.М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша. Тула: Актоус, 1991.70 с.
- Белкин А. С Ситуация успеха. Как её создать. М.: Педагогика, 1991.215 с.
- Беллман Р. Процессы регулирования и адаптации. М.: Наука, 1964. 359*с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л-.:Наука, 1988.-267 с.
- Березин Ф: Б., Соколов Е. Д. Некоторые методические подходы к проблеме психического здоровья населения с позиции психической адаптации. Тез. докл. /Восьмой всесоюз. сьезд невропатологов, психиатров, и наркологов, т. 1, Москва, 1988.
- Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука Ленингр., 1989.262 с.
- Бианки BJL, Филиппова Е. Б., Шрамм В. А., Магнитская К. Б., Харитонов Е. В. Слухоречевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем//Физиология человека, 1996. Т.22. № 3. С. 48−53.
- Бианки В. JI. Асимметрия головного мозга./ Отв. редактор Н. Н. Трауготг. М.: Наука. Ленинградское отделение, 1985.98 с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод, мат. для админ., педагогов и шк.психологов. -М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.-112 с.
- Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой//Вопросы психологии, 1997. № 2. С. 76−87.
- Богданов Н. Н. Солониченко В.Г. Синдром Вильямса модель генетически детерминированного правополушарного доминирования // Физиолог. журн, 1995.Т.81.№ 8. С.81−84.
- Большая медицинская энциклопедия. Главн. Ред. Б. В. Петровский. М.: Сов. энциклопедия, 1980. Т 12.536 с.
- Большой толковый психологический словарь/Ребер Артур (Penguin). Том 1 (АО). Пер. с англ. М.: Вече, Аст. 2000.546 с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 2001. № 1. С. 54−62.
- Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.183 с.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988.240 с.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987.93 с.
- Введенский Г. Е. Функциональные асимметрии больных в механизмах формирования психологической картины шизофрении //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та. 1983. С. 192−193.
- Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников/ О. А. Величенкова, Б. Иншакова, Т.В.Ахугина// Школа здоровья, 2001. № 4. С.23−30.
- Венгер А.Л. Воспитание и обучение. М.: Знание, 1969.103 с.
- Верещак Е.П., Гильбух Ю. З. Психологические основы формирования двигательных навыков/ /Школа и производство. 1995. № 5. С 14−19.
- Вильдавский В.Ю., Князева М. Г. Метод определения и характеристики, мануальной асимметрии в онтогенезе. // Физиология человека, 1989. Т. 15. № 53−58.
- Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. // Начальная школа. 1997. — № 12. — С. 53−57
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.536 с.
- Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. Метод, рекомендации. /Под ред. А. П. Чуприкова. М., 1985.76 с.
- Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Наука, 1974.138 с.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М.: Институт педагогический инноваций. 1996.-№ 3.-68с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 1−3 / Ред. Н. Б. Крылова. М., 1995.
- Глазачев О. С, Гавриков К. В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации в шкале. Физиология человека, Т. 18.-1992.-№ 6.-76с
- Голант Е.А. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1957. 15с.
- Гильбух Ю.З. Псходиагностика в школе. М.: Знание, 1989.79 с.
- Голиков Н.А. Школа здоровья (из опыта начальной школы валеологической направленности). Тюмень, Вектор Бук, 2000.263 с.
- Гольдин A.M. Школа-парк, как одна из моделей свободного образования //Педагогическиетехнологии, 1998. № 4. С. 43−54.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: ЧеРо, 2000.240 с.
- Гребнева Н.Н., Кривощёков С. Г. Адаптационный потенциал подростка и его связь с функциональной межполушарной асимметрией//Физиология человека, 2001. Т.27. № 5. С. 23−29.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ Хрестоматия возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994, с. 160−163
- Давыдоов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.240 с.
- Двирский А.Е. Частота леворукости и её антропофизиологическая характеристика/Врачебное дело, 1975. № 9. С. 121−123.
- Двирский А.Е. Влияние наследственности и генотипических факторов на проявление леворукости//Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Моск. НИИ психиатрии, 1976. С. 175−186.
- Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. -127 с.
- Дичев Т.Е. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека: Дис. .канд. филос. наук. М., 1973.201 с.
- Доброхотова Т.А., БрагинаНЛТ. Левши. М.: Книга, 1994.230 с.
- Доброхотова Т.А., Федорук А. Г., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия в деятельности человека. //Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. С. 119−126.
- Доброхотова Т.А., Федорук П. Г. Количественные показатели функциональных асимметрий человека. // Леворукость, антропоизометрия и материальная адаптация. М., 1985. С. 19−20.
- Дорофеева Г. А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению//Нач. шк.: плюс-минус, 2001. № 2. С. 20−26.
- Дробинская А. Школьные трудности нестандартных детей. М.: Книга, 1999.83 с.
- Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости// Вопросы психологии, 1989. № 6. С. 53−61.
- Ерофеева Т.И. Локальная окрашенность разговорной речи. Пермь: ГГУ, 1979.91 с.
- Ефимова И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности// Физиология человека, 1996. Т.22. № 1. С. 37−49.
- Желтовская ЛЛ., Соколова Е. Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.225 с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1986 — 34 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1990.96 с.
- Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников//Нач.шк., 1997. № 12″. С. 57−59.
- Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвящение, 1986.27 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 1999.382 с.
- Ильин Е.П. О возрастных особенностях функциональной асимметрии у человека. //Мат. 1 научн. конф. по вопросам возрастной морфологии, физиологии, биохимии. М., 1963. С. 79−83.
- Ильюченко Р.Ю. Взаимодействие полушарий мозга у человека. Установка, обработка информации, память. Новосибирск, 1989.79 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999. — 304 с.
- Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982.224 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении.Казанъ: Таткнигаиздат, 1966.95 с.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб, Лань, 1997. 83с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.: Изд-во «Интел. Тех», 1994.64 с.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003.176 с.
- Князева М.Г., Безруких М. М. Методика определения леворукости у младших школьников/Нач.шк., 1987. № 6. С. 17.
- Коломинский Я.И. Психология общения. М.: Знание, 1974.96 с.
- Коновалов В.Ф., Огмахова Н. А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации/Вопросы психологии, 1984. № 4. С. 79−86.
- Конюхоы Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: НПО «МОДЕК» 1996.224 с.
- Королёва О.Ф., Гайнова СЕ. Адаптационный период в первом классе/ Образование в современной школе, 2003. № 6. С. 37−45.
- Костандов ЭЛ. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983.169 с.
- Кравец Г. В., Сиротюк A.JI. Мозг, эмоции, индивидуальность. Йошкар-Ола, 1997.120 с.
- Крылова Н.Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001.448 с.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 126−127.
- Крылова Н. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как?// Народное образование, 2000. № 3: С. 91−98. ,
- Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребёнка и взрослого// Классный руководитель, 2000. № 3. С. 92−104.
- Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированное&trade- личности: Автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 1980 — 26 с.
- Кузнецов М.Е. Учитель и ученик в личностно ориентированном образовательном процессе: концептуально-дидактический аспект/ЛТедагог, 1999.№ 1.С. 87−91.
- Куклина Н.Б. Формирование адаптивных качеств учащихся/ Нач.шк., 2002. № 11.С.71−75.
- Леви Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание // Красота и мозг, биологические аспекты эстетики / Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергера, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. С. 227−250.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.585 с.
- Леутин В.П., Николаева Е. Т. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988.193 с.
- Личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии./ Ред. кол.: Е. В. Бондаревская и др. Ростов н/Д: Изд-во Рост, гос. пед. ун-та, 1995.285 с.
- Лунева Е.Н. Некоторые аспекты билатерального регулирования в онтогенезе. /Проблемы общей и инженерной психологии. Л.: 1976. Вып. 7. С.83−95
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Акад. пед. наук РСФСР 1963.Т.1.479с.
- Лурия А. Р: Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. Т.2.495 с.
- Лурия A.P., Соколов Е. Н., Климовский М. О некоторых нейродинамических механизмах памяти// Жури. ВНД, 1976. т. 17, № 2. С. 7587.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Наука, 1966.239 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М.: Форум, 1993.32 с. ,
- Макарьев И. Если ваш ребёнок левша. СПб: Лань, 1995.128 с.
- Марютина Т.М. Об использовании понятия «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психол.журн. -Том1., 1981.-С. 145−153I
- Марютина Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии // Вопросы психологии, 1999. № 3. С. 75−83.
- Маслова Н.Ф. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитательных воздействий учителя. // Психолого педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. / Под ред. А. А. Бодалева, В Л.
- Ляудис В. Я. : Учебное пособие по психологии мышления. М 1985.с.179.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.352 с.
- Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. — 104 с.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1974. — 38 с.
- Михайлова Н.Н., Юсфин СМ. Педагогическая поддержка как предмет управления //Директор школы, 1997. № 2. С. 58−71.
- Михайлова Н.Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической под держки ребёнка. /Народное образование, 1998. № 6. С. 37−42.
- Михайлова Н.Н. Свободоспособность как результат развития субъектности ребёнка в процессе педагогической поддержки/ЛСлассный руководитель, 2000. № 3. С 51−58.
- Михайлова Н. Н, Поляков С. Д. К истории идеи педагогической поддержки // Классный руководитель, 2000. № 3. С. 58−63.
- Михайлова Н.Н., Юсфин СМ. Педагогическая поддержка и международный опыт// Классный руководитель, 2000. № 3. С. 81−87.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.198 с.
- Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных заведений. СПб: Изд-во Союз, 2000:576 с.
- Морозов В.П., Дмитриева Е.С, Зайцева К. А. О функциональной асимметрии мозга при восприятии пения с различными эмоциональными оттенками//Физиология человека, 1982. № 6. С. 71−82.
- Морозов В.П., Вартанян И. А., Галунов В. И. и др. Восприятие речи// Вопросы функциональной асимметрии мозга. Л.: Наука, 1988. С. 54−73.
- Мосидзе В.М., Рашинешвили Р.С, Самадашвили У .В., Турашвили P.M. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1977.163 с.
- Мосидзе В.М., Эзрохи B.JI. Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1986.158 с.
- Москвин в.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования// Вопросы психологии, 1988. № 6. С. 116−120.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.488 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка. // Психологический журнал. 1980. — № 5. — TJI. — С. 43−53.
- Налчаджян А.А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988. — 178 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера». 1998.240 с.
- Огнев Б.В. К вопросу о влиянии внешней среды на состояние и функции организма человека и животных// Вестник АМН СССР, 1955, № 4.
- Олейников B.C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности: Дис. канд. филос. наук. Л., 1977.147с.
- Орлов В.Б. Ситуация. Проблемные ситуации по курсу «Педагогика физической культуры и спорта»: Учеб. пособие для студентов ИФК. Челябинск, ЧГИФК, 1992.66 с. .
- Павлова Л.П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.239 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1994.680 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. Шадриков В. Д., М.: Просвещение, 1990.138 с.
- Полюхов A.M. «Сцепление пальцев» и «скрещивание рук»: Популяционные, наследственные и нейрофизиологические аспекты // Генетика, 1980. Т. 16: № 7.С. 1294−1300.
- Понятийный аппарат педагогики и образования./Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. Вып.1.224 с.
- Попова СИ. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.176 с.
- Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990.96 с.
- Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1 990 168 с.
- Пронина Л.Н. Программа помощи в адаптации вновь прибывшим учащимся//3авуч, 2000. № 6. С.127−129.
- Роджерс К. Становление личности. М.: Эксмо-Пресс, 2001.416с.
- Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога»: уч. пособ: В 2 кн. Москва.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г., кн. 1.384 стр.: ил.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.
- Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1989.158 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.416 с.
- Рязанова Д.В. Социальная адаптация школьников средствами специального учебного предмета. Дис. канд.пед.наук. -М., 1995. -237 с.
- Семаго Н.Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и её влияние на межличностные отношения в детском коллективе // Школа здоровья, 1994. № 4. С. 54−63.
- Семейное воспитание. Словарь для родителей. М.: Просвещение, 1967.149 с.
- Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.- Изд-во МГУ, 1991.95 с
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.271 с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985.248 с.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.128 с.
- Соколова Е.Н., Беридзе А.Д, Обучение письму леворуких детей // Новая школа. 1982. № 2. С.25−27.
- Сорокин А.П., Стрельников Г. В., Вазин А. Н. Адаптация и управление свойствами организма. М.: Медицина, 1977.262 с.
- Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. Академия, 2003.384 с.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.250 с.
- Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике// Педагогика, 2002. № 4. С. 20−27.
- Суворова В.В., Матова М. А., Тзфовская З. Г. Асимметрия зрительного восприятия. Психофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1988.239 с.
- Тамуриди Р.И. Леворукие дети и индивидуальный подход к ним в процессе обучения письму // Нач. шк., 1953. № 10. С. 39−43.
- Трауготт Н.Н. Межполушарные взаимодействия при локальных поражениях головного мозга//Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. Н.: Наука, 1986. С. 79−85.
- Ульянова Т.А. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения учащихся первых классов // Нач.шк., 1996. № 7. С. 53−57.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980,160 с.
- Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация)// Вопросы философии, 1998. № 12. С. 21−36.
- Феоктистова СВ., Кутнюк С. Ф. Адаптация к школе леворуких детей // Школьные технологии, 2002. № 2. С.232−233.
- Федосова Н.А. Охрана здоровья леворуких детей // Нач. шк., 1987. № 2. С.29−30.
- Фингелькурц Ан.А., Фингелькурц Ал.А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одарённость и близнецы //Вопросы психологии, 2000. № 5. С. 111−122.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998.321 с.
- Френе С. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвюш. 1997.219 с.
- Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М.: РПА, 1997.281 с.
- Хомская Е.Д., Татова Н. Я. Мозг и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1992. 179с.
- Хомская Е.Д., Шуаре М. О. Нарушение динамики интеллектуальной деятельности при поражении лобных долей мозгаШсихология и медицина, М., 1978.193 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
- Ченцов Н.Н., Симерницкая Э. Г., Обухова Л. Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных функций у детей и взрослых// Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1980. № 3. С. 63−71.
- Чуприков А.П. Антропоизометрия и охрана здоровья леворуких. // Леворукостъ у детей и подростков. М.: Изд-во Мин.здрав., 1987. С. 7
- Чуприков А.П. История взглядов на леворукость. // Мат, ГВсес. Школьн. семинара «Охрана здоровья леворуких детей», Ворошиловград, 1985. С. 81−86.
- Шалимова О. Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения // Нач. шк., 1989. № 8. С. 39−43.
- Шапкин С.А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации // Вопросы психологии, 2000. № 3. С. 102 111.
- Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. Т.1.304С.
- Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: МПСИ, 1995.229 с.
- Эрдели А.К. Исследование функциональной асимметрии тактильного восприятия // Вопросы психологии, 1979. № 2. С. 59−71.
- Юдин. Н. О феномене леворукости // Воспитание школьников, 2002. № 10. С. 33−35.
- Юдин Н. О. Психокоррекционная работа с леворукими детьми // Воспитание школьников, 2003. № 2. С. 25−27.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая шк., 1997.352 с.
- Ярошенко Н.К. Игровые программы для младших школьников // Нач. шк., 1997. «2. С. 67−69.
- Archives of General Psychiatry 1997, № 12−13.-С.18−21
- Annett М/ // Ptroept. Motor Skills. 1996. V.82. P. 115−137.
- Bishop D.V. Handedness and developmental disordes. Oxford. 1990.271 p.
- Chamberlain H.D. The interitaince of lefthandedness/ZJ.Heredity. 1982.V. 19.P.557−558.
- Crovitz Y.F. Zener K.A. A group-test assessing hand and eye dominance. // Am. J.Psychol., 1962, V.75. P. 25−31.
- Fontain.Ch. A., Kelnan D.M. Dulaney C. Oral Cjmmunication Methods for the classroom Teacher, Dubugue (Iowa): Kendall/ Hunt, 1986 215 p.
- Galabm"dia A.M., Sanides F., Geschwid M: N. Humen brain. Citoarchitectonic left-right assimetries in the tempotal speech region // Arch. NemAol. 1978. V. 35,12. P. 812−817.
- Laland K. et al. A gene — Genetics. 1995. V.25.5. P.433−455.
- Levy J., Nagilaki T. A model for genetics of hendeness // Genetick. 1972. V. 72. «3. P. 117−128.
- McManus I.C. et. al. The development of handedness in children // Brit. J. Devel. Psychol. 1988. V.6.P. 257−273.
- NeivarkJ. Twins: Natures clons // Psychol. Todey. 1997. V. 30.» 4. P536−69.
- Raczkovski D., Kalal G.W., Nebes R. Reliability and validity of some handeness guestionare items // Neurops. gia. 1974, v. 12. P. 63−75.
- Rasmussen Т., Milner B. The role of early left brain injury in determining lateralization of cerbral speech fimction // Evolution and4 lateralization of the brain / Dimond S., Blizzard D. (eds) N.Y.: Acad. Of Sciences, 1977. P. 134−147.
- Rife D. Handedness with a special reference to twins/ZGenetics. 1940.V. 25.D. 178−186.
- Rife D.S. Heredity handedness. //Scient. Nonthly., 1951, v. 73.P. 139−147.
- Sakano N. Latent lethandedness its relation to hemispheric and psychological fimction. Jena Fisher, 1982.58 p.
- Sanford N. Selfand Social Change and Individual Development N.Y., 1988
- Thierry J.P. Les problemes sociales et psychologiques. P., 1982