Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проверка гипотезы обеспечивалась комплексом следующих методических процедур: для анализа интеллектуальных способностейтест «Стандартные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена», тест «Структуры интеллекта Р. Амтхауэра», тест «Диагностики креативности Е. Торренса», тест «Фигуры К. Готтшальдта» на «полезависимость-поленезависимость» — для анализа особенностей репрезентации пространственно-предметной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Общая характеристика интеллектуальных способностей
    • 1. 2. Традиции и современные тенденции исследования проблемы репрезентации пространственно-предметной среды
    • 1. 3. Исследование взаимосвязи индивида и среды в экоориентированных направлениях психологии
    • 1. 4. Направления анализа взаимосвязи интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. Цели, организация и методы исследования
    • 2. 2. Взаимосвязь конвергентных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды
    • 2. 3. Взаимосвязь дивергентных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды
    • 2. 4. Взаимосвязь полезависимости-поленезависимости с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды
    • 2. 5. Сравнительный анализ особенностей репрезентации пространственно-предметной среды респондентами с разными показателями уровнево-структурной организации интеллектуальных способностей
  • Выводы по второй главе

Взаимосвязь интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обращение к поиску и анализу психологических детерминант, обеспечивающих создание эффективной пространственно-предметной среды жизнедеятельности человека, актуализирует необходимость изучения ментальных структур, которые в условиях познавательного контакта субъекта с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также избирательность интеллектуального отражения и управление процессами переработки информации.

Современные тенденции в интерпретации принципа отражения, связанные с активным использованием в науке понятия репрезентации (Дж.Андерсон, О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер, В. А. Лекторский, Т. А. Ребеко, Е. А. Сергиенко, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова и другие), позволяют рассматривать особенности репрезентации пространственно-предметной среды в контексте проблемы интеллектуальных способностей, которые определяются как производные по отношению к особенностям устройства ментального опыта конкретной личности.

Несмотря на существование разнообразных подходов и аспектов в проблеме взаимодействия индивида и пространственно-предметной среды его жизнедеятельности, пока не ставился вопрос об анализе интеллектуальных способностей, связанных с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды. Такую возможность предоставляют основные положения структурно-интегративного подхода к исследованию интеллекта (М.А.Холодная) и теоретическая модель психологической репрезентации пространственно-предметной среды (Т.М.Марютина, В.И.Панов).

Анализ научных исследований по проблеме психологической репрезентации пространственно-предметной среды позволил выделить ряд противоречий, а именно:

— между объективными характеристиками пространственно-предметной среды и свойствами пространственно-предметной среды, которые представлены в сознании субъектов с разными уровнево-структурными характеристиками интеллектуальных способностеймежду свойствами пространственно-предметной среды, которые предлагаются средоорганизующими институтами, и теми свойствами, которыми наделяют ее субъекты с разными уровнево-структурными характеристиками интеллектуальных способностей;

— между наличием в пространственно-предметной среде ресурса для развития интеллектуальных способностей и недостаточной востребованностью данного ресурса средоорганизующими институтами.

Перечисленные выше противоречия свидетельствуют о том, что выявление особенностей репрезентации пространственно-предметной среды во взаимосвязи с интеллектуальными способностями является актуальной психологической проблемой, недостаточно полно решаемой в современной психологии, что и определило выбор темы исследования: «Взаимосвязь интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды».

Цель исследования — выявить специфику взаимосвязи интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды.

Объект исследования — интеллектуальные способности (конвергентность, дивергентность и полезависимость-поленезависимость) и иерархически организованная система ментальных структур, в которых представлена в индивидуальном сознании пространственно-предметная среда жизнедеятельности человека.

Предмет исследования — взаимосвязь интеллектуальных способностей с особенностями компонентно-параметрического состава психологической репрезентации пространственно-предметной среды.

В основу исследования положена гипотеза: структурно-уровневая характеристика интеллектуальных способностей связана с особенностями «соотношения компонентов, параметров и степенью дифференцированности репрезентации пространственно-предметной среды.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить интеллектуальные способности, которые связаны с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды.

2. Выявить компоненты и параметры репрезентации, которые связаны с определенными интеллектуальными способностями.

3. Проанализировать взаимосвязь уровневых характеристик интеллектуальных способностей с особенностями компонентного состава репрезентации пространственно-предметной среды.

4. Проанализировать взаимосвязь уровневых характеристик интеллектуальных способностей со степенью дифференцированности репрезентации пространственно-предметной среды.

5. Выделить типы репрезентации пространственно-предметной среды, основанные на различиях в уровне и структурной организации интеллектуальных способностей.

Методологическую базу исследования составили фундаментальные теоретические положения отечественной философии и психологии: теория психического отражения (Б.Г.Ананьев, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и другие), представления об образе как результате присвоения субъектом предметного мира (А.Н.Леонтьев), отдельные положения системно-структурного подхода (Л.И.Анцыферова, В. А. Барабанщиков, И. В. Блауберг, Б. Ф. Ломов, В. Н. Садовский, Б. Г. Юдин и другие), представления о репрезентации и репрезентативных структурах (О.Е.Баксанский, Б. М. Величковский, В. А. Лекторский, Е. А. Сергиенко, М. А. Холодная, Н. ИЛуприкова и другие), положения экологической психологии (Г.А.Ковалев, В. И. Панов, ВЛ. Ясвин) и экспериментальной психосемантики (Е.Ю.Артемьева, В. Ф. Петренко, А.Г.Шмелев).

Теоретической основой нашей работы являются структурно-интегративный подход к исследованию интеллекта (М.А.Холодная) и модель психологической репрезентации пространственно-предметной среды (В.И.Панов).

Проверка гипотезы обеспечивалась комплексом следующих методических процедур: для анализа интеллектуальных способностейтест «Стандартные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена», тест «Структуры интеллекта Р. Амтхауэра», тест «Диагностики креативности Е. Торренса», тест «Фигуры К. Готтшальдта» на «полезависимость-поленезависимость" — для анализа особенностей репрезентации пространственно-предметной средыпроективный рисунок, «пространственный» семантический дифференциал, методика свободного описания и процедура когнитивного картографирования. Для анализа полученных данных использовались статистические методы: корреляционный анализ, метод определения достоверности различий, факторный анализ, реализованные в стандартизированных пакетах программ SPSS, Excel.

Организация, база и этапы исследования. Всего в исследовании приняли участие 256 респондентов в возрасте от 18 до 45 лет. Базой для исследования стали высшие учебные заведения г. Красноярска. В исследовании приняли участие студенты очного отделения Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева (исторический факультет, факультет информатики и математики), очного отделения Сибирского университета бизнеса, управления и психологии (психологический факультет), заочного отделения Красноярского филиала Университета Российской академии образования (юридический и психологический факультеты), слушатели Сибирского юридического института МВД России.

Исследование проводилось с 2001 по 2006 годы и включало три этапа. На первом этапе работы (2001 — 2003 гг.) изучалась теория и практика исследуемой проблемы, определены предмет, цель, задачи, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (2003 — 2005 гг.) был связан с организацией и проведением экспериментального исследования связи интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) оформлялись результаты исследования и внедрялись в практику основные положения.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично, их научная новизна.

1. Обнаружено, что в системе интеллектуальных способностей выделяются отдельные показатели, которые связаны преимущественно с содержательным компонентом репрезентации, преимущественно с формальным компонентом репрезентации и только с формальным компонентом репрезентации пространственно-предметной среды.

2. Выявлено, что в системе параметров репрезентации пространственно-предметной среды выделяются показатели, связанные со всеми типами интеллектуальных способностей и с отдельными типами интеллектуальных способностей.

3. Установлено, что уровневые характеристики интеллектуальных способностей связаны со спецификой компонентного состава репрезентации пространственно-предметной среды.

4. Определено, что уровневые характеристики интеллектуальных способностей связаны со степенью дифференцированности репрезентации пространственно-предметной среды.

5. Выделены типы репрезентации пространственно-предметной среды, которые соотносятся со структурно-уровневыми характеристиками интеллектуальных способностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе структурно-интегративного подхода к анализу интеллекта и теоретической модели психологической репрезентации пространственно-предметной среды проанализирована система связей между структурно-уровневой организацией интеллектуальных способностей и особенностями репрезентации пространственно-предметной среды, что обогащает теорию общей психологии (раздел психологии восприятия), дифференциальной психологии (раздел психологии интеллектуальных способностей) и экологическую психологию.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные об особенностях репрезентации пространственно-предметной среды могут рассматриваться в качестве дополнительных признаков, свидетельствующих о специфике уровневой и структурной организации интеллектуальных свойств. Полученные данные позволяют выделить те свойства пространственно-предметной среды, которые являются наиболее значимыми для индивида, что может быть использовано при организации среды различных типов. Результаты исследования могут быть использованы дизайнерами, психологами, педагогами при организации жилой, производственной и рекреационной пространственно-предметной среды, а также преподавателями учебных курсов по проблемам общей, дифференциальной и экологической психологии.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены логикой исходных методологических позиций автора, применением диагностических методов в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к использованию применяемых методик, использованием статистических методов обработки и качественным анализом полученных результатов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин Красноярского филиала Университета Российской академии образования, кафедры философии Сибирского юридического института МВД России, использовались на спецкурсах. Материалы исследования неоднократно обсуждались на всероссийских конференциях (Москва, 2005; Красноярск, 2005, 2006; Нижний Новгород, 2006). По материалам диссертации опубликовано 7 работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разные типы интеллектуальных способностей связаны с разными компонентами и параметрами репрезентации пространственно-предметной среды: конвергентность (общий интеллект, пространственные представления, аналитико-синтетическая деятельность, математические способности, формально-логическое мышление) — с формальным и содержательным компонентами, с преобладанием содержательногодивергентность (сопротивление замыканию, разработанность, образная креативность) — с формальным и содержательным компонентами, с преобладанием формальногополезависимость-поленезависимость — с формальным компонентом репрезентации пространственно-предметной среды.

2. Разные компоненты и параметры репрезентации пространственно-предметной среды связаны с разными типами интеллектуальных способностей: содержательный компонент (прагматический, эстетический и этический параметры) — преимущественно с конвергентностьюформальный компонент (параметры размера, прочности, динамики и структуры) -преимущественно с дивергентностью и полезависимостью-поленезависимостью.

3. Общий уровень интеллектуальных способностей связан с характером соотношения компонентов и параметров репрезентации: высокому уровню интеллектуальных способностей соответствует доминирование содержательного компонента репрезентации пространственно-предметной среды, а в его рамках — эстетического параметра репрезентациидля низкого уровня интеллектуальных способностей характерно доминирование формального компонента репрезентации, а в его рамках — упорядоченности-хаотичности как свойства пространственно-предметной среды.

4. Общий уровень интеллектуальных способностей связан со степенью дифференцированности — недифференцированности репрезентации пространственно-предметной среды, которая выражается в представленности в сознании субъекта большего или меньшего числа выделенных компонентов и параметров репрезентации: высокий уровень конвергентности связан с дифференцированностью как формального, так и содержательного компонентов репрезентации, с преобладанием содержательноговысокий уровень дивергентности и поленезависимость связаны с дифференцированностью формального и содержательного компонентов репрезентации с преобладанием формального.

5. На основе обнаруженных различий в структурно-уровневой организации интеллектуальных способностей выделены типологические варианты репрезентации пространственно-предметной среды, которые определены как «ресурсный» (превалирует формальный компонент), «оптимальный» (гармоничное соотношение формального и содержательного компонентов) и «дефицитарный» (отсутствие или слабая выраженность какого-либо из компонентов и параметров).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 9 параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В анализе взаимосвязи конвергентности с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды выделяются отдельные показатели конвергентности, с которыми обнаруживается наибольшее количество значимых связей. Система этих способностей выглядит следующим образом: общий интеллект, пространственные представления, аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, математические способности и формально-логическое мышление. Интеллектуальная деятельность, инициируемая этими способностями, может быть объединена по своим содержательным характеристикам (А.В.Белошистая, М. А. Холодная, Л.А.Ясюкова) и связана с представленностью в сознании респондентов свойств как формального, так и содержательного компонентов репрезентации, но с преобладанием содержательного.

Необходимо отметить, что те интеллектуальные способности, которые фиксируют успешность в выявлении содержательных аспектов проблемной ситуации, связаны, преимущественно с содержательными свойствами среды, а те способности, которые инициируют работу с «формой», образуют связь с формальными свойствами среды. Обнаружено, что уровневые показатели развития интеллектуальных способностей также определяют специфику репрезентации среды: более высокие показатели интеллектуальных способностей связаны с более высокими значениями параметров содержательного компонента репрезентации среды.

В целом, по анализу взаимосвязи между конвергентностью и особенностями репрезентации обнаружено, что отдельные показатели конвергентности связаны преимущественно с содержательным компонентом репрезентации, а уровнево-структурные различия в показателях конвергентности связаны со спецификой компонентного состава и дифференцированностью репрезентации среды.

В анализе связи дивергентности с особенностями репрезентации среды выделяются отдельные показатели, с которыми обнаруживается наибольшее количество значимых связей. Система этих способностей выглядит следующим образом: сопротивление замыканию, разработанность и образная креативность. Интеллектуальная деятельность, инициируемая такими способностями, как сопротивление замыканию, разработанность и образная креативность, связана с представленностью в сознании индивида преимущественно формального компонента репрезентации, в частности, таких параметров, как динамика и структура, и в меньшей степенисодержательного компонента репрезентации, а именно — эстетических свойств среды. Такие характеристики дивергентности, как «чувственность», «интуитивность», «метафоричность», «символизм» позволяют соотнести связи данного типа интеллектуальных способностей в большей степени с чувственным уровнем репрезентации, который представлен ее формальным компонентом.

В целом, по анализу взаимосвязи между дивергентностью и особенностями репрезентации обнаружено, что отдельные показатели дивергентности связаны преимущественно с формальным компонентом репрезентации, а уровнево-структурные различия в показателях дивергентности связаны со спецификой компонентного состава и дифференцированностью репрезентации среды.

По данным корреляционного анализа между показателями полезависимости-поленезависимости и особенностями репрезентации было обнаружено существование значимых связей только с таким свойством репрезентации, как структурированность. Полезависимость-поленезависимость как стилевая характеристика когнитивной деятельности связана с представленностью в сознании индивида исключительно формального компонента репрезентации. Данный результат может быть объяснен с помощью обращения к определению стилевых характеристик когнитивной деятельности и, в частности, полезависимости-поленезависимости, как к форме непроизвольного интеллектуального контроля, обеспечивающего оперативную регуляцию процесса переработки информации на субсознательном уровне (М.А.Холодная).

В целом, по анализу взаимосвязи между полезависимостью-поленезависимостью и особенностями репрезентации обнаружено, что этот показатель связан исключительно с формальным компонентом репрезентации, а уровневые различия в данном показателе связаны со спецификой компонентного состава и дифференцированностью репрезентации пространственно-предметной среды.

Свойства среды, которые образовали значимые корреляционные связи с показателями конвергентности, дивергентности и полезависимости-поленезависимости сформировали определенную иерархию, как по числу связей, так и по их силе. В рамках формального компонента репрезентации доминирует такое свойство, как «упорядоченность-хаотичность» среды, то есть структурированность среды, а в рамках содержательного компонентапоказатель «красивый-уродливый», то есть эстетический параметр репрезентации. Данные представлены в Приложении 9 и 10.

Представленные результаты, в целом, соответствуют базовым положениям, разработанным в психологии архитектуры (Р.Арнхейм), согласно которым дифференцированность и эстетичность определяются в качестве важнейших характеристик архитектурного пространства.

Для респондентов с разными уровневыми и структурными показателями интеллектуальных способностей характерны типологические варианты репрезентации, которые определены как «ресурсный» (превалирование формального компонента), «оптимальный» (гармоничное соотношение формального и содержательного компонентов) и «дефицитарный» (отсутствие или слабая выраженность какого-либо из компонентов или параметров).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Понимание интеллектуальных способностей в контексте системно-структурного подхода (М.А.Холодная) позволяет рассматривать интеллект (интеллектуальные способности) как «форму ментального самоуправления» (Р.Стернберг), как «набор персональных конструктов) (Дж.Келли), как «механизм когнитивной репрезентации мира» (О.Е.Баксанский). Такое «функциональное» понимание интеллектуальных способностей делает теоретически возможным и практически востребованным исследование взаимосвязи интеллектуальных способностей и восприятия окружающего мира субъектом.

Разработанная в экопсихологии теоретическая модель психологической репрезентации пространственно-предметной среды, предоставляет условия для операционализации проблемы специфики репрезентации пространственно-предметной среды, как фундаментального атрибута среды жизнедеятельности субъекта, поскольку описывает иерархию универсальных свойств пространственно-предметной среды обыденной жизни.

Для выявления интеллектуальных способностей, структурно-уровневая организация, которых находится во взаимосвязи со спецификой репрезентации пространственно-предметной среды, было организовано и проведено экспериментальное исследование.

Обнаружена взаимосвязь интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды, которая заключается в том, что определенной уровнево-структурной характеристике интеллектуальных способностей соответствует специфическое соотношение компонентов и параметров репрезентации.

Общий интеллект, пространственные представления, аналитико-синтетическая деятельность, математические способности, формальнологическое мышление, сопротивление замыканию, разработанность, уровень образной креативности и полезависимость-поленезависимость могут рассматриваться как система интеллектуальных способностей, связанных с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды.

Структурированность и эстетические свойства пространственно-предметной среды могут рассматриваться как доминирующие параметрические составляющие репрезентации, связанные с интеллектуальными способностями.

Такие составляющие конвергентности, как общий уровень интеллекта, пространственные представления, аналитико-синтетическая деятельность, математические способности, формально-логическое мышление связаны в равной степени как с формальным, так и с содержательным компонентами репрезентации пространственно-предметной среды.

Такие составляющие дивергентности, как сопротивление замыканию, разработанность, показатель образной креативности связаны в большей степени с формальным компонентом репрезентации пространственно-предметной среды.

Полезависимость-поленезависимость как показатель стилевой специфики когнитивной деятельности связан исключительно с формальным компонентом репрезентации пространственно-предметной среды.

Такие параметры репрезентации, как структурированность (формальный компонент) и эстетический (содержательный компонент) связаны в равной степени с конвергентностью, дивергентностью и полезависимостью-поленезависимостьюв свою очередь, содержательный компонент репрезентации связан преимущественно с конвергентностью, а формальный компонент — с дивергентностью и полезависимостью-поленезависимостью.

Уровневые характеристики интеллектуальных способностей связаны с особенностями репрезентации, которые заключаются в соотношении ее компонентов и параметров: чем выше уровень способности, тем более высокие значения имеют показатели содержательного компонента репрезентации.

Уровневые характеристики интеллектуальных способностей связаны с особенностями репрезентации, которые заключаются в степени ее дифференцированности-недифференцированности: чем выше уровень способности, тем более дифференцирована репрезентация, то есть тем большее количество параметров в ней выделяется.

Специфика связи интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды выражается в типах репрезентации: «ресурсном», «оптимальном» и «дефицитарном», которые определяются уровнево-структурными характеристиками интеллектуальных способностей.

Таким образом, в исследовании на основе структурно-интегративного подхода к анализу интеллекта и теоретической модели психологической репрезентации пространственно-предметной среды проанализирована система связей между структурно-уровневой организацией интеллектуальных способностей и структурной организацией особенностей репрезентации пространственно-предметной среды.

Прикладное значение проведенного исследования определяется тем, что полученные данные об особенностях репрезентации пространственно-предметной среды могут рассматриваться в качестве дополнительных признаков, свидетельствующих о специфике структурной и уровневой организации интеллектуальных свойств, которые, в конечном итоге, детерминируют особенности индивидуального умозрения или того, как человек мысленно видит в конкретный момент времени конкретное событие. С другой стороны, полученные данные могут быть использованы при организации пространственно-предметной среды различных типов, поскольку, в свою очередь, сложность и дифференцированность пространственно-предметной среды обусловливает развитие интеллектуальных способностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии Текст. / К. А. Абульханова. -М.: Наука, 1973.-288 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1994. — № 4. — С. 39 — 55.
  4. , Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении Текст. / Ю. И. Александров. М.: Наука, 1989. — 208 с.
  5. , И.О. Комплексное исследование структуры индивидуального знания Текст. / O.E. Александров, Н. Е. Максимова, А. Г. Горкин, Д. Г. Шевченко, И. В. Тихомирова, Е. В. Филиппова, Ю.Б. Никитин// Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 1. -С. 49−69.
  6. , P.A. Интеллектуальные нарушения Текст.: учебное пособие / P.A. Амасьянц, Э. А. Амасьянц. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 448 с.
  7. , Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
  9. , Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей Текст. / Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. -М.: Педагогика, 1972.
  10. Ю.Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 2001. 279 с.
  11. , А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении Текст. / А. Анастази. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с.
  12. , А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази, С. Урбина. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 688 с.
  13. , Дж. Когнитивная психология Текст. / Дж. Андерсон. -5-е изд. СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
  14. , П.К. Теория отражения и современная наука о мозге Текст. / П. К. Анохин. М.: Знание, 1970. — 46 с.
  15. Анцыферова, J1.A. Психология повседневности: Жизненный мир личности и «техники» ее бытия Текст. / JI.A. Анцыферова // Психологический журнал. 1993. -№ 2. — С. 3 — 16.
  16. , О.Н. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства Текст. / О. Н Арестова, И. А. Пахомов // Вопросы психологии. 2002. — № 2. — С. 112 — 123.
  17. , Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм. -М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  18. , Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
  19. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей Текст. /Т.И. Артемьева. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  20. , O.E. Образ мира: когнитивный подход Текст. / O.E. Баксанский, E.H. Кучер. М., 2000.
  21. , O.E. Репрезентирование реальности: когнитивный подход Текст. / O.E. Баксанский, E.H. Кучер. М., 2001.
  22. , В.А. Системогенез чувственного восприятия Текст. / В. А. Барабанщиков. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 464 с.
  23. , В.А. Восприятие и событие Текст. / В. А. Барабанщиков. СПб: Алетейя, 2002. — 512 с.
  24. , Ж. Дети и город Текст. / Ж. Баррэ // Техническая эстетика. -1976.-№ 3−4.-С. 7- 11.
  25. , Дж. Принципы психологии развития Текст. / Дж. Баттерворт, М. Харрис. М.: Когито-Центр, 2000. — 350 с.
  26. , Т. Психическое развитие младенца Текст. / Т. Бауэр. М.: Прогресс, 1979.-320 с.
  27. , A.B. Новая методическая система развития пространственного мышления учащихся I-VI классов Текст. / A.B. Белошистая // Вопросы психологии. 2006. — № 1. — С. 16 — 23.
  28. , Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся Текст. / Г. А. Берулава. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990.
  29. , Э. Структурирование пространства Текст. / Э. Бест // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С. 60 — 66.
  30. , И.В. Роль зрительного опыта в репрезентации окружающего пространства Текст. / И. В. Блинникова // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — С. 101−132.
  31. , И.В. Зрительный и пространственный опыт в мысленных репрезентациях: исследование слепых от рождения, поздноослепших и зрячих испытуемых Текст. / И. В. Блинникова // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. -№ 1. — С. 101 — 115.
  32. , И.В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций Текст. / И. В. Блинникова. М.: ИП РАН, 2003. — 142 с.
  33. , И.В. Функциональные и эмоциональные искажения в пространственных представлениях Текст. / И. В. Блинникова, М. С. Капица, Т. В. Барлас // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. — № 3. — С. 62 — 73.
  34. , Ж. Ребенок архитектор Текст. / Ж. Борис, Ж. Гиршлер // Современная архитектура. — 1971. — № 2. — С. 14−19.
  35. , Р. Пространства для жизни Текст. / Р. Боффиль. М.: Стройиздат, 1993. — 136 с.
  36. , O.A. К вопросу о факторах, опркеделяющих особенности восприятия городской среды Текст. / O.A. Браун, Н. В. Вернер // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово, 2002. -С. 203−208.
  37. , Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  38. , A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. — 109 с.
  39. , A.B. Проблемы субъекта в психологической науке Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Академический проект, 2000. -320 с.
  40. , A.B. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии Текст. / A.B. Брушлинский, Е. А. Сергиенко //
  41. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — С. 5 — 22.
  42. , М.Д. Интеллект и подверженность психологическому влиянию Текст. / М. Д. Бугаева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. — Т. 2. — № 2. — С. 110−118.
  43. , Л.Ф. Психология жизненных ситуаций Текст. / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М., 1998.
  44. , Л.Ф. К психологической теории ситуации Текст. / Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова // Психологический журнал. 2002. -Т. 23. -№ 1.-С.5−17.
  45. , Ф. Новая Атлантида Текст. / Ф. Бэкон. М.: Изд-во АН СССР, 1953.-243 с.
  46. , A.B. Особенности репрезентации реального и виртуального пространств у лиц с нормальным зрением и у слепых Текст. / A.B. Вартанов, Г. В. Лосик, С. Н. Сыромятников // Психологический журнал.-1998.- Т. 19.-№ 2.-С. 51−60.
  47. , Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов Текст. / Л. М. Веккер. М.: Смысл- Per Se, 2000. — 685 с.
  48. , Б.М. Когнитивная наука и современная психология Текст. / Б. М. Величковский // Психологический журнал. 2005. -Т. 26.-№ 5.- С. 79−85.
  49. , Б.М. Психологические проблемы изучения интеллекта Текст. / Б. М. Величковский, М. С. Капица // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. — С. 120 — 141.
  50. , Б.М. Представление реального и воображаемого пространства Текст. / Б. М. Величковский, И. В. Блинникова, Е. А. Лапин // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 103 -112.
  51. , Б.М. Психология восприятия Текст. / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1973. -246 с.
  52. , JI.А. Педагогика способностей Текст. / Л. А. Венгер. М.: Знание, 1973.-96 с.
  53. , Г. А. Социально-когнитивное развитие в раннем возрасте Текст. / Г. А. Виленская, Е. А. Сергиенко // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. -С. 199−215.
  54. , Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций Текст. / Л. В. Виноградова // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. -№ 6.-С. 21 -28.
  55. , Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов Текст. / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии. 1993.-№ 2. — С. 63 — 71.
  56. Вопросы психологии способностей: сб. ст. / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
  57. , А.Н. Соотношение сходства/ различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся Текст. / А. Н. Воронин, И. Г. Трифонова // Психологический журнал. 2003. -Т. 24.-№ 6.-С. 77−85.
  58. , Л.С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008 с.
  59. , С.Э. Психосемантика городской среды (объективные и субъективные факторы отношения горожан к элементам городского ландшафта): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / С. Э. Габидулина. М., 1991.-23 с.
  60. , С.Э. Опыт комплексного социально-диагностического исследования взаимодействия человека и среды Текст. / С. Э. Габидулина // Прогнозное проектирование и социальная диагностика: Труды ИС АН СССР. М., 1991. — С. 56 — 74.
  61. , Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия Текст. / Ф. Гальтон. М.: Мысль, 1996. — 272 с.
  62. , М.А. О роли пространственных представлений при чтении топографической карты и дешифровании аэроснимков Текст. / М. А. Гамезо, В. Ф. Рубахин // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  63. , В.А. Восприятие целостных объектов Текст. / В. А. Ганзен. -Л.: ЛГУ, 1974.-153 с.
  64. , К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании Текст. / К. А. Гельвеций. М.: Соцэкгиз, 1928. — 484 с.
  65. , В.А. Эволюционная логика дифференцирования полов и долголетие Текст. / В. А. Геодакян // Природа. 1983. — № 1. — С. 70 -80.
  66. , Дж. Экологический подход к зрительному восприятию Текст. / Дж. Гибсон. -М.: Прогресс, 1988.-464 с.
  67. , B.C. Соотношение форм когнитивного развития и типов его проектирования Текст. / B.C. Гончаров // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 11 — 19.
  68. , O.A. Возрастная динамика зрительного восприятия перспективы Текст. / O.A. Гончаров, Ю. Н. Тяповкин // Вопросы психологии.-2005.-№ 6.-С. 110−119.
  69. , Дж. Из лягушек в принцы Текст. / Дж. Гриндер, Р. Бэндлер. -Воронеж, 1993.
  70. , Г. А. Современные проблемы когнитивного обучения Текст. / Г. А. Гусева, С. И. Кудинов // Педагог: наука, технология, практика. -Изд-во БГПУ, Барнаул. 2000. — № 2 (9). — С. 93 — 96.
  71. , В.В. К исследованию предметной среды детей Текст. /
  72. B.В. Давыдов, Л. Б. Переверзев // Техническая эстетика. 1976. — № 3 -4.-С.4−6.
  73. , С.Д. Экологическая педагогика и психология Текст. /
  74. C.Д. Дерябо, В. А. Левин. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. -480 с.
  75. , С.Д. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Левин // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 4 — 18.
  76. , С.Д. Экопсихология и здоровье человека Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Левин, В. И. Панов // Прикладная психология. 2000. — № 4. — С. 52−66.
  77. , Д. Собрание сочинений Текст.: в 10 т. Т. 2. Философия / Д. Дидро. -М.: Академия, 1935. 582 с.
  78. , H.A. Собрание сочинений Текст.: в 9 т. Т. 8. Стихотворения. Проза. Дневники / H.A. Добролюбов. М.- Л.: Гослитиздат, 1964.-714 с.
  79. Дрейфус-зе, Ж. Дом и ребенок Текст. / Ж. Дрейфус-зе // Современная архитектура. 1971. — № 2. — С. 8 — 13.
  80. , В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» Текст. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 2. — С. 61 — 70.
  81. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 368 с.
  82. , В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие Текст. / В. Н. Дружинин. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2001.-224 с.
  83. , Н.О. Формирование архитектурной среды в университетских городах Великобритании (Оксфорд и Кембридж): автореф. дис.. канд. архитектуры: 18.00.02 / Н. О. Душкина. М., 1982. — 23 с.
  84. , Н.И. Когнитивные стили и интеллектуальные способности: структура и соотношение Текст. / Н. И. Евсикова, М. А. Тесля // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2003. -№ 3.- С. 44−51.
  85. , Т.П. Формирование вторичного образа сложного пространственного статического объекта (на примере городского района): автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Т. П. Елохина. -Л., 1985.-23 с.
  86. , Г. И. Формирование пространств для жизнедеятельности старшей возрастной группы Текст. / Г. И. Иванова, Б. Л. Крундышев // Обзор, информ. ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. Жилые здания. 1979. — Вып. 1. — 58 с.
  87. , В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации Текст. /
  88. B.В. Игнатова. Красноярск: СибУП, 2005. — 239 с.
  89. , A.B. Функция, форма и образ в архитектуре Текст. / A.B. Иконников. -М.: Стройиздат, 1986. 286 с.
  90. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. -М.: Педагогика, 1981.
  91. , Ю.В. Критерии интеллектуального развития детей Текст. / Ю. В. Карпов, Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1995. — № 2.1. C. 52−59.
  92. Ю4.Ковтунович, М. Г. Исследования Н.А.Менчинской по формированию научного мировоззрения в контексте современной когнитивной психологии Текст. / М. Г. Ковтунович // Вопросы психологии. 2005. -№ 3. — С. 133−141.
  93. Ю5.Колга, В. А. Возможные миры когнитивных стилей Текст. / В. А. Колга // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара. Таллин, 1986. — С. 32 — 37.
  94. Юб.Колга, В. А. Семинар по когнитивным стилям Текст. / В. А. Колга, Н. М. Лебедева, В. Г. Агеев // Вопросы психологии. 1986. -№ 5. — С. 187−188.
  95. Ю7.Консулова, H.A. Принципы формирования архитектурной среды школьных зданий с учетом ее воспитательного воздействия: автореф. дис.. канд. архитектуры: 18.00.02 / H.A. Консулова. Киев, 1989. -23 с.
  96. Ю8.Копытин, А. И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности Текст. / А. И. Копытин // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. — № 5. — С. 90 — 97.
  97. Ю9.Кордон, С. Опыт эмпирического изучения семиотических средств замыкания пространства на себя Текст. / С. Кордон // Человек и среда: психологические проблемы: сб. ст. Таллин, 1981. — С. 111−114.
  98. Ю.Корнилова, Т. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя Текст. / Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 140 — 147.
  99. , М. Культура и мышление Текст. / М. Коул, С. Скрибнер. М.: Прогресс, 1977.-261 с.
  100. , В. А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  101. ПЗ.Круусвалл, Ю. Детерминация образа жизни в городской среде Текст. / Ю. Круусвалл // Человек. Среда. Общение: сб. ст. Таллинн, 1980. -С. 50−89.
  102. , С.Я. Принципы и методика формирования рекреаций в системе школы: автореф. дис.. канд. архитектуры / С. Я. Кузнецов. -М., 1974.-21 с.
  103. Пб.Купер, К. Индивидуальные различия Текст. / К. Купер- пер. с англ. Т.М. Марютиной- под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000. — 527 с.
  104. , Е.А. Пространственные репрезентации в деятельности человека: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. А. Лапин. -М., 1987.-23 с.
  105. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 608 с.
  106. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление Текст. / К. Леви-Стросс. -М.: ТЕРРА, Республика, 1999. 392 с.
  107. , К. Определение понятия «поле в данный момент» Текст. / К. Левин // История психологии. Период открытого кризиса начала 10 середины 30-х годов. — М.: МГУ, 1992. — С. 190 — 203.
  108. , К. Теория поля в социальных науках Текст. / К. Левин. -СПб., 2000.-368 с.
  109. , Т.Е. К проблеме изучения гибкости мышления как личностного ресурса психического здоровья школьников Текст. / Т. Е. Левицкая, С. А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. -2002.-Вып. 16−17.-С. 45−51.
  110. , Н.С. Умственные способности и возраст Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1981.-407 с.
  111. , В. А. Субъект, объект, познание Текст. / В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1980.-359 с.
  112. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: МГУ, 1959.-495 с.
  113. , А.Н. О путях исследования восприятия Текст. / А. Н. Леонтьев // Восприятие и деятельность. М.: МГУ, 1976. — С. 3 -27.
  114. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  115. , А.Н. Психология образа Текст. / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1979. -№ 2. — С. 3 — 14.
  116. , Д.А. Психология смысла Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-486 с.
  117. , Д.А. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления Текст. / Д. А. Леотьев, Е. Ю. Патлеева // Психологический журнал. 2001. — № 5. — С. 5 — 16.
  118. , К. Образ города Текст. / К. Линч. М.: Стройиздат, 1982. -328 с.
  119. , А. Д. Порождение предметного образа Текст. / А. Д. Логвиненко // Психологические исследования. М.: МГУ, 1976.-С. 65−70.
  120. , А.Д. Чувственные основы восприятия пространства Текст. / А. Д. Логвиненко. М.: МГУ, 1985. — 223 с.
  121. , А.Д. Психология восприятия Текст. / А. Д. Логвиненко. -М.: МГУ, 1987.-82 с.
  122. , А.Д. Восприятие пространственных свойств предметов Текст. / А. Д. Логвиненко, В. В. Столин // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. — С. 246 — 276.
  123. , Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков Текст. / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. 2003. -№ 6.-С. 40−52.
  124. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 350 с.
  125. , Б.Ф. Антиципация в структуру деятельности Текст. / Б. Ф. Ломов, E.H. Сурков. М.: Наука, 1980. — 350 с.
  126. , Н.Е. Структура и актуалгенез субъекта с позиций системно-эволюционного подхода Текст. / Н. Е. Максимова, И. О. Александров, И. В. Тихомирова, Е. В. Филиппова, Л. Ф. Фомичева // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. — № 1. — С. 17−40.
  127. , A.M. Концепция творческой одаренности Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29 — 33.
  128. , A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5 — 17.
  129. Ментальная репрезентация: динамика и структура / РАН. Институт психологии- под общ. ред. A.B. Брушлинского, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 320 с.
  130. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  131. Мб.Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание Текст. / B.C. Мерлин. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1990. -110с.
  132. , JI.A. Новые образы познания и реальности Текст. / JI.A. Микешина, М. Ю. Опенков. М., 1997. — 22 с.
  133. , В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности Текст. / В. А. Моляко // Вопросы психологии. 1994. -№ 5. — С. 86−95.
  134. , А.И. Обобщенная модель познавательной деятельности индивида Текст. / А. И. Назаров // Психологическая наука и образование. 2000. — № 3. — С. 40−61.
  135. , У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии Текст. / У. Найссер. М.: Прогресс, 1981. — 230 с. 151 .Небылицин, В. Д. Основные свойства нервной системы Текст. / В. Д. Небылицын. М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
  136. , Т. Методологическая модель для изучения семьи в жилище Текст. / Т. Нийт // Средовые условия групповой деятельности. -Таллинн, 1988.-С. 59−70.
  137. , H.H. Психология творчества Текст.: учебное пособие / H.H. Николаенко- под ред. JI.M. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. -277 с.
  138. , И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды Текст. / И.П. Павлов- под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. -320 с.
  139. , М.А. Когнитивно-личностные аспекты переживания посттравматического стресса Текст. / М. А. Падун, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. — № 5. — С. 5 — 15.
  140. , В.И. Экопсихологические аспекты детства Текст. / В. И. Панов // Мир психологии. 1997. — № 1. — С. 55 — 68.
  141. , В.И. Что следует понимать под экопсихологией Текст. /
  142. B.И. Панов // Прикладная психология и психоанализ. 1997. — № 2.1. C. 19−26.
  143. , В.И. Введение в психологию экологического сознания Текст. / В. И. Панов. М., 2000. — 38 с.
  144. , В.И. Введение в экологическую психологию Текст.: учебное пособие. Ч. 1 / В. И. Панов. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 144 с.
  145. , Ю.Г. Психология среды: человек и его пространственно-предметное окружение: Монография Текст. / Ю. Г. Панюкова. -Красноярск, 2002. 183 с.
  146. , В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм презентации в обыденном сознании Текст. / В. Ф. Петренко. -М.: МГУ, 1983. 176 с.
  147. , В.Ф. Психосемантика сознания Текст. / В. Ф. Петренко. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 208 с.
  148. , A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / A.B. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  149. , A.B. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении Текст. / A.B. Петровский, Л. М. Кларина. М.: МПГУ, 1993.-68 с.
  150. , В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / В. В. Петухов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1984. — № 4. — С. 13 — 20.
  151. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. -М.: Просвещение, 1969. 659 с. 173 .Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация Текст. / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. М.: Изд-во иностр. литер. — 1963. — 448 с.
  152. , Ж. Психология интеллекта: Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. М., 1994 — 205 с.
  153. , К.К. Проблемы способностей Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
  154. , Ю.М. Пространственное поведение человека (методы проксемических исследований). Препринт Текст. / Ю. М. Плюснин. -Новосибирск, 1990. 46 с.
  155. , В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств Текст. / В. В. Подпругина, И. В. Блинникова // Психологический журнал. 2002. -Т. 23.-№ 3.-С. 31−44.
  156. Психология высших когнитивных процессов / РАН. Институт психологии- под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М.: ИП РАН, 2004.-304 с.
  157. Психологическая диагностика: учеб. пособие для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, K.M. Гуревича. СПб.: Питер, 2006. — 652 с.
  158. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: «ЧеРо», 2000. 776 с. 181 .Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. 2-е изд. — М.: «ЧеРо», 1999. -610 с.
  159. , О.М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности Текст. / О. М. Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии. 1999. -№ 5.-С. 130−139.
  160. , Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие Текст. / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. 4-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. — 320 с.
  161. , Т.А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации Текст. / Т. А. Ребеко // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. -С. 25−54.
  162. Ришар, Ж.-Ф. Ментальная активность Текст. / Ж.-Ф. Ришар. М.: ИПРАН, 1988.-232 с.
  163. Рок, И. Введение в зрительное восприятие Текст.: в 2 кн. / И. Рок. -М.: Педагогика, 1980.
  164. , Л. Человек и ситуация Текст. / Л. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 430 с.
  165. , С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории Текст. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 3 — 15.
  166. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
  167. , С.Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.-191 с.
  168. , С.Л. О восприятии времени и пространства Текст. / С. Л. Рубинштейн // Мир психологии. 1999. — № 4. — С. 16 — 25.
  169. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
  170. , Е.Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля Текст. / Е. Ф. Рыбалко. Л.: ЛГУ, 1969. — 123 с.
  171. , Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности в научной деятельности Текст. / Е. Ю. Савин // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. — № 5.-С. 50−69.
  172. , Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсациитрудностей освоения программы начальной школы Текст. / Н. Я. Семаго // Дефектология. № 1. — 2000.
  173. , Н.Я. Пространственные представления ребенка Текст. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго // Школьный психолог. 2000. — № 34, 35, 37.
  174. , Н.Я. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст Текст. / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
  175. , A.B. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике Текст. / A.B. Семенович, С. О. Умрихин. М., 1998. — 50 с.
  176. , Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека Текст. / Е. А. Сергиенко. -М.: Наука, 1992. 138 с.
  177. , Е.А. Современное состояние исследований когнитивных процессов Текст. / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. -2002. Т. 23. -№ 2. — С. 19−35.
  178. , Е.А. Исследование по когнитивной психологии Текст. / Е. А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2004. — 478 с.
  179. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996.-350 с.
  180. , К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям Текст. / К. В. Сизов // Вопросы психологии. 1988. -№ 2.-С. 160−166.
  181. Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы / Под ред. В. И. Аршинова, И. Н. Трофимовой, В. М. Шендяпина. М.: «Когито-Центр», 2004. — 416 с.
  182. , С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения Текст. / С. Д. Смирнов. М.: МГУ, 1985. -231 с.
  183. , С.А. Образные стереотипы среды в исследовании и проектировании города: автореф. дис.. канд. архитектуры: 18.00.02 / С. А. Смоленская.-М., 1993.-24 с.
  184. , JI.H. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики Текст. / JI.H. Собчик. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. -624 с.
  185. , Е.Т. Связь феномена диффузной тендерной идентичности с когнитивным стилем личности Текст. / Е. Т. Соколова, Н. С. Бурлакова, Ф. Лэонтиу // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С. 41 -51.
  186. Ю.Степанов, A.B. Архитектура и психология Текст. / A.B. Степанов, Г. И. Иванова, H.H. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. — 1993. — 295 с.
  187. Сол со, Р. Когнитивная психология Текст. / Р. Солсо. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2006. — 589 с.
  188. , В.Ф. Механизмы решения задач и проблем в свете «экологического» подхода Текст. /В.Ф. Спиридонов // Культурно-исторический подход и проблемы творчества: сб. ст. М., 2003. — С. 391 -402.
  189. , Р.Дж. Практический интеллект Текст. / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд [и др.]. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  190. , В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа Текст. / В. В. Столин // Восприятие и деятельность. М.: МГУ, 1976. — С. 101 — 208.
  191. , Ю.К. Психические процессы в операторском труде Текст. / Ю. К. Стрелков. М.: МГУ, 1989. — 80 с.
  192. , Э.Д. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников Текст. / Э. Д. Телегина, В. В. Гагай // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 47 -55.
  193. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  194. , Б.М. Способности и одаренность Текст. / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий. М., 1982. — С. 129 — 139.
  195. , Б.М. Избранные труды Текст.: в 2 т. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — 328 с. — Т.2. — 360 с.
  196. , В.И. Как избежать неудачных решений (о стилевой репрезентации альтернатив решения): Монография Текст. / В. И. Терентьева. Красноярск: КрасГУ, 2004. — 175 с.
  197. , O.K. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров. -М.: МГУ, 1984.
  198. , И.В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход Текст. / И. В. Тихомирова // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 106 — 115.
  199. , И.В. Типологический и димензиональный подходы в изучении ориентировочной активности Текст. / И. В. Тихомирова // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова- под ред. Э. А. Голубевой. Дубна: Феникс, 1991. — С. 219−230.
  200. , Э. Когнитивные карты у крыс и у человека Текст. / Э. Толмен // История психологии (10 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — М.: МГУ, 1992. — С. 124 — 143.
  201. , Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство Текст. / Е. Е. Туник. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2004. — 192 с.
  202. , Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория Текст. / Д. В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2003. — 262 с.
  203. , Д.В. Тесты интеллекта или горечь самопознания Текст. / Д. В. Ушаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2004.-№ 2.-С. 76−93.
  204. , ДЛ. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе. Психофизиологический анализ Текст. / Д. А. Фарбер // Мир психологии. 2003. — № 2. — С. 114 — 124.
  205. , Д.И. Психология развивающейся личности: Избранные психологические труды Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 512 с.
  206. , Л. Теория когнитивного диссонанса Текст. / Л. Фестингер. СПб.: Речь, 2000. — 317 с.
  207. , С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников. Текст. / С. А. Хазова // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. — № 5.-С. 59−69.
  208. , Г. Синергетика, межуровневые нейронные сети и когнитивные карты Текст. / Г. Хакен, Дж. Португали // Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы. М.: «Когито-Центр», 2004.-416 с.
  209. , Б.И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола Текст. / Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 32 — 39.
  210. , М. Обзор исследований о пространственном факторе в межличностных отношениях Текст. / М. Хейдметс // Человек. Среда. Пространство. Исследования по психологическим проблемам пространственно-предметной среды: сб. ст. Тарту, 1979. — С. 4 — 28.
  211. , М. Социально-психологические факторы формирования пространственной структуры жилой среды: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / М. Хейдметс. Таллинн, 1989.-21 с.
  212. , К.А. Лонгитюдное исследование одаренности Текст. / К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. -№ 2.-С. 120−127.
  213. , М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность Текст. / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 121 -128.
  214. , М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности Текст. / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1993. -№ 1.-С. 32−39.
  215. , М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности Текст. / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 61 — 69.
  216. , М.А. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научной деятельности Текст. / М. А. Холодная, О. Г. Берестнева, И. С. Кострикина // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 1. — С. 29−37.
  217. , JI.B. Психология мнемических способностей: автореф. дис. .докт. психол. наук: 19.00.01 / A.B. Черемошкина. М., 2000. -43 с.
  218. Н.Г. Избранные педагогические произведения Текст. / Н. Г. Чернышевский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 772 с.
  219. , Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития Текст. / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 31 — 41.
  220. , Н.И. О природе несохранения в задачах Пиаже Текст. / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 41 — 52.
  221. , Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучении и интеллект Текст. / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 31 — 39.
  222. , Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации Текст. / Н. И. Чуприкова. М.: Столетие, 1997. — 480 с.
  223. , Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников Текст. /
  224. Н.И. Чуприкова, Т. А. Ратанова // Вопросы психологии. 1995. — № 3. -С. 104−114.
  225. , В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. -1983.-№ 5.-С. 3−10.
  226. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во Логос, 1994. — 320 с.
  227. , В.Д. Способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.-288 с.
  228. , Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений Текст. / Ф. Н. Шемякин // Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969. — С. 32−35.
  229. , Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений Текст. / Ф. Н. Шемякин // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 18 — 28.
  230. , Ф.Н. Ориентация в пространстве Текст. / Ф. Н. Шемякин // Психологическая наука в СССР: сб. ст. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-Т. 1.-С. 140−192.
  231. , Л.М. Зрительные механизмы формирования категориальных структур Текст. / Л. М. Шехтер // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. — № 1. — С. 58 — 67.
  232. , Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека Текст. / Х. Э. Штейнбах. СПб., 1997. — 25с.
  233. , Х.Э. Психология жизненного пространства Текст. / Х. Э. Штейнбах, В. И. Еленский. СПб: Речь, 2004. — 239 с.
  234. , В. Умственная одаренность Текст. / В. Штерн. СПб.: Союз, 1997.-128 с.
  235. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  236. , И.С. Основные направления исследования образного мышления Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии, 1985. — № 5. С. 5 — 16.
  237. , И.С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  238. , И.С., Зархин В. Г., Кадаяс Х.-М. X. Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения Текст. / И. С. Якиманская, В. Г. Зархин, Х.-М. X. Кадаяс // Вопросы психологии.- 1991.-№ 1.-С. 128−134.
  239. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. — 248 с.
  240. , В.А. Психология отношения к природе Текст. / В. А. Ясвин. -М.: Смысл, 2000.-456 с.
  241. , В.А. Психологическое моделирование образовательных сред Текст. / В. А. Ясвин // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. -С. 79−88.
  242. , JI.A. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей Текст. / JI.A. Ясюкова // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 72 — 81.
  243. , JI.A. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1ST) Текст. / JI.A. Ясюкова. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002. — 80 с.
  244. Altman, I. The Environment and the Social Behavior: Privacy, Personal Space, Territory, Crowding /1. Altman. Monterey, 1975.
  245. Amthauer, R. Der Intelligenz Struktur — Test / R. Amthauer. -Handanweisung, Gottingen, 1953.
  246. Barker, R. Ecological psychology: Concepts and Methods for Studying the Environment of Human Behavior/R. Barker. Stanford, 1968.
  247. Berry, J. Temne and Eskimo perceptual skills / J. Berry // International Journal of Psychology. 1966. — V. 1(3). — P. 207 — 229.
  248. Cattel, R.B. Abilities: Their structure, growth and action / R.B. Cattel. -Boston: Houghton Mifflin, 1971.
  249. Dawson, J. Cultural and psychological influences upon spatial-perceptual processes in West Africa, Part 1 / J. Dawson // International Journal of Psychology. 1967 — V. 2. — P. 115 — 128.
  250. Dykman, B.M. Personality Correlates of Classroom Seating / B.M. Dykman, H.T. Reis.// Journal of Education Psychology 1979. -V. 71.-№ 3.-P. 346−354.
  251. Evans, G.W. Design Modification in an Open-Plan School / G.W. Evans, B. Lowell // Journal of Education Psychology. 1979. — V. 71.-JST° l.-P. 41 -49.
  252. Fraser, B.J. Classroom Environment / B.J. Fraser. London, Groom Helm, 1986.
  253. Eysenk, H.J. Revolution in the theory and metasurment of intelligence / H.J. Eysenk // Psychol. Assesment. 1985. — V. 1. — n. 1 — 2. — P. 108 -134.
  254. Eysenk, H.J. The theory of intelligence and the neurophysiology of cognition / H.J. Eysenk // In Sternberg R.J. (ed.). Advances in the physiology of human intelligence. Hullsdale, N.J.: Erlbaum. 1986. — P. 1 -34.
  255. Globerson, T. Mental capacity, mental effort and cognitive style / T. Globerson // Development Review. 1983. — V. 3. — P. 292 — 302.
  256. Guilford, J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford. N. Y.: MC. GrawHill, 1967.-P. 250.
  257. Hart, R. Children*s experience of Place A Developmental Study / R. Hart. -New York, 1978.
  258. Harvey, 0.J. Conceptual system and personality organization / O.J. Harvey, D.E. Hunt, H.M. Schroder. -N.Y.: Wiley Sons, 1961.
  259. Humphreys, L.G. Critique of Cattel’s theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment / L.G. Humphreys // Journal of Education Psychology. 1967. — V. 58 (3). — P. 129 — 136.
  260. Hunt, E.B. The mechanics of verbal ability. Psychological Review / E.B. Hunt. 1978. — P. 109 — 130.
  261. Koprela, K. Place-identity as a product of environmental Psychology / K. Koprela // Journal of Environmental Psychology. 1989. — V. 9. -P. 241−256.
  262. Koprela, K. Adolescents favorite places and environmental Self-Regulation / K. Koprela // Journal of Environmental Psychology. 1992. — V. 12. — № 3.-P. 249−258.
  263. Mayer, R.E. Tree Facets of Visual and Verbal Learners: Cognitive Ability, Cognitive Style, and Learning Preference / R.E. Mayer, L.J. Massa // Educational Psychology. 2003. — V. 95. — № 4. — P. 833 — 847.
  264. Rosh, E. Principles of categorization / E. Rosh. In: // Rosh E., Lloyd B.L. (Eds.). Cognition and categorization. -N.Y.: Lawrence Erlbaum association, 1978.-P. 27−48.
  265. Reed, T.E. Mechanism for the heritability of intelligence / T.E. Reed. Nature 311.- 1984.-P. 417.
  266. Royce, J.R. Theory of personality and individual differences: systems, factors and processes / J.R. Royce, A. Powel. Englewood Cliffs (N.J.) Prentive Hall, 1983.
  267. Shoggen, P. Behavior settings: a revision extension of R. Barker’s Ecological psychology / P. Shoggen. Stanford, 1989.
  268. Spearman, C. General Intelligence, objectively determined and measured / C. Spearman // Amer. Journal of Psychology. 1904. — V. 15. — P. 201 -293.
  269. Spearman, C. The abilities of man / C. Spearman. N.Y.: MacMillan, 1927.
  270. Sternberg, R.J. Intelligence, information processing and analogical reasoning: the componential analysis of human abilities / R.J. Sternberg. -Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum. 1977. — P. 180.
  271. Sternberg, R.J. Human intelligence: The model is the message. Science / R.J. Sternberg. 1985. — V. 230. — P. 1111 — 1118.
  272. Thurstone, L.L. The nature of intelligence / L.L. Thurstone. N.Y.: Harcourt. Brace and Company, Inc, 1924.
  273. Thurstone, L.L. Factorial studies of intelligence / L.L. Thurstone, T.G. Thurstone // Psychometric Monographs. 1941. — № 2.
  274. Thurstone, L.L. The structure of intelligence / L.L. Thurstone, T.G. Thurstone // Psychol. Bulletin. 1956. — V. 53. — P. 267 — 293.
  275. Torrance, E.P. Education and the Creative Potential / E.P. Torrance. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1963.
  276. Wechsler, D. The measurement and appraisal of adult intelligence / D. Wechsler. Baltimore: Williams and Wilkins. — 1958. — P. 150.
  277. Vernon, P.E. The structure of human abilities / P. E. Vernon. N.Y.: Wiley, 1965.
  278. O.Vernon, P. Mori M. Intelligence, reaction times and peripheral nerve conduction velocity / P. Vernon. Intelligence. — 1992. — P. 273 — 288.
  279. Werner, H. Comparative psychology of mental development / H. Werner. -New York, 1961.
  280. Wickett, J. Peripheral nerve conduction velocity, reaction time, and intelligence: an attempt to replicate Vernon and Mori (1992) / J. Wickett, P. Vernon. Intelligence. — 1994. — P. 127 — 131.
  281. Witkin, H. A cognitive-style approach to cross-cultural research / H. Witkin // International Journal of Psychology. 1967. — V. 2. — P. 233 -250.
Заполнить форму текущей работой