Современное звучание принципа системности
Системы бывают открытые и закрытые. Физические системы отличаются от живых систем тем, что закрыты по отношению к внешней среде. Человек — это всегда открытая система. Жизненный процесс организма человека предполагает наличие входящего из окружающей среды потока энергии, источника ресурсов. Это могут быть ресурсы тип и объем, которых определяется в соответствии с системными характеристиками… Читать ещё >
Современное звучание принципа системности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принцип системности
Системный подход тесно связан с общей теорией систем, выдвинутый Людвигом фон Берталанфи и является конкретизацией его принципов и методов. В основе принципа системности, во-первых, лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, то есть любое психологическое явление мы должны рассматривать как структуру, которая позволяет рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Во-вторых, как совокупность взаимодействующих объектов, то есть включенное в другую систему, как элемент чего-то ещё, который расположен на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. В-третьих, как совокупность сущностей и отношений, то есть как нечто в контексте, позволяющее анализировать элементы системы и их взаимосвязи. Одно и то же решение может совершенно измениться в зависимости от контекста. Также одним из принципов системного подхода является множественность, позволяющая использовать множество моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Мы должны помнить, что система может быть однородной или система может быть включена в другую систему.
Принцип системности — это некоторый способ организации наших действий, который охватывает любой род деятельности, выявляет закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом принцип системности является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос? половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.
Системы бывают открытые и закрытые. Физические системы отличаются от живых систем тем, что закрыты по отношению к внешней среде. Человек — это всегда открытая система. Жизненный процесс организма человека предполагает наличие входящего из окружающей среды потока энергии, источника ресурсов. Это могут быть ресурсы тип и объем, которых определяется в соответствии с системными характеристиками организма: внешние социальные ресурсы, эстетические ресурсы. Так же осуществляется выход из системы в окружающую среду, как результат функционирования системы: процесс потери энергии. Процесс потери и обретения энергии происходит всё время, что обеспечивает устойчивость системы по отношению к среде. принцип системность подход устойчивость Системы бывают простые и сложные. Живые системы всегда сложные. В сложной системе, как правило, много элементов. Сложная система обычно связана с пересекающимися функциями, т. е. каждый элемент может быть включён в разные контексты, то есть система должна быть многофункциональна. В системе есть скрытые (латентные) или запасные элементы, но никогда не бывает «лишних» элементов. Для развития системы важно, чтобы в ней находились элементы с определёнными функциями, но без определённого предназначения, которые впоследствии могут стать основными в развитии системы. Каждый из нас обладает способностями, навыками, ресурсами о которых мы просто не догадываемся.
Ещё одна важная особенность систем. Они бывают устойчивые и неустойчивые. Когда на систему оказывается воздействие и это воздействие возвращается к источнику, а в системе ничего не меняется, то такая система устойчивая. В устойчивой системе нет развития. В неустойчивом состоянии система постоянно находится в развитии, всё время происходит смена мест функционирования того или иного элемента системы. Доминанта реакции на внешние и внутренние раздражения постоянно меняется. Например, генезис сознания в раннем возрасте, дошкольном и школьном. Вначале основой развития сознания является восприятие, потом основой развития сознания становится память, затем основой развития сознания становится речь. Это не значит, что восприятие и память перестали функционировать. Просто их место в системе поменялось.
- 1. Нартова-Бочавер Софья Кимовна, профессор, доктор психологических наук. Лекции 2013 г.
- 2. Нартова-Бочавер С. К., Введение в психологию развития: учеб. пособие/ С.К. Нартова-Бочавер, А. В. Потапова. М.:Флинта: МПСИ, 2005;216 с.
- 3. Лубовский Д. В.
Введение
в методологические основы психологии. — 2-е издание, стер. — Москва: МПСИ;Воронеж: МОДЭК, 2007. — 224 с.
- 4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, СПб: Изд-во «Питер», 2000, 594 с.