Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессиональных качеств сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе эмпирического исследования были выявлены, различия в представлениях о значимости профессиональных качеств у курсантов и сотрудников ОВД: для курсантов значимыми оказались такие качества, как настойчивость в достижении цели, быстрое принятие решений, оптимистичное отношение к трудностямв то время как сотрудники ОВД особо отметили правовую грамотность и регламентированность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Содержание процесса профессионального развития в системе ОВД
    • 1. 2. Акмеологические критерии профессионализма сотрудников ОВД
    • 1. 3. Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОВД В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
    • 2. 1. Специфика методов эмпирического исследования деятельности сотрудников ОВД
    • 2. 2. Психотехники по формированию стрессоустойчивости у сотрудников ОВД
    • 2. 3. Результаты эмпирического исследования деятельности сотрудников ОВД^ в экстремальных условиях и их интерпретация
  • Выводы

Развитие профессиональных качеств сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного исследования. Происходящие в российском обществе процессы предъявляют к сотрудникам органов внутренних дел, к уровню их профессионализма, компетентности повышенные требования (К.А. Абульханова — Славская, Л. И. Анциферова, А.А. ДеркачА.А. Волков, Г. А. Волковицкий, В. В. Данилов, А. В. Дулов, Л. Ф. Железняк, М. С. Каган,. Е.А.КлимовН.В. Костенко, В. Л. Марищук, А. К. Маркова, М. В. Петряков, А. И. Подольский, В. И. Черненилов, Л. Б. Филонов и др.): Одним из важнейших качеств сотрудников ОВД выступают профессионально-деловые качества, от развития которых напрямую зависит эффективность и продуктивность всей правоохранительной сферы (Л.И. Анциферова, С. Е. Борисова, В. В. Ворчук, В. В. Данилов, Э. Ф. Зеер, А. И. Китов, Е. С. Романова и др.). Резко возросла «психологическая цена» принимаемых решений людьми этой профессиональной группы, когда ошибки и промахи могут лривести к аварии, к человеческим жертвам, к невосполнимому урону для личности и общества;

Деятельность сотрудников ОВД рассматривается как экстремальная, что осложняет формирование их профессионально-психологической готовности действовать в особых условиях (Е.А. Пономарева, В. Л. Марищук, А. К. Маркова, И. Б. Пономарев, А. Е. Тарас, К. В. Сельченок, Ю. В1 Слесарев, A.M. Столяренко, В. Д. Шадриков и др.).

Работа в ОВД позволяет многим сотрудникам достичь определенного общественного признания, личностного и профессионального роста и самореализоваться (Н.В. Кузьмина, А. А. Бодалев, В. Г. Зазыкин, В. П. Зинченко, А. А. Деркач, Е. М. Борисова, И. Н. Семенов, P.M. Янбухтин и др.).

Вместе с тем проблема совершенствования профессиональных качеств сотрудников ОВД пока еще не достаточно изучена, особенно в отношении выявления условий и факторов, предупреждающих негативные тенденции в развитии личности сотрудников внутренних органов.

Состояние и степень разработанности проблемы. Изучение профессиональных качеств сотрудников ОВД в отечественной и зарубежной психологической науке, связано с исследованием условий их деятельности, влияющих на формирование данных качеств (Л.И. Анциферова, Е. Ю. Артемьева, Ф. Б. Березин, Ф. Е. Василюк, Я: Я. Велик, М. А. Громов, Т. А. Дегтяренко, А. В. Дулов, A.M. Зеличенко Т. Б. Карцева, Е. П. Клубов, В. И: Ковалев, B.C. Лури,.ММагомед — Эминов, А. Е. Тарас, W.E. Garrison, D. Katz, R. Kahn и др.).

Формирование профессиональных качеств рассматривается в психологии через высокий уровень мотивации (В.Г. Асеев, М. У. Майнер, А. ВОрлов, ФХерцбер и др.), потребность в достижении неординарных результатов (А.А. Деркач, А. М:-Земченко, с.Б. Каверин, В: Н. Футин и др.), профессионально-личностные стандарты, самодвижение к вершинам профессионализма (Н.В. Кузьмина, А. В. Кириченко,. JI.А. Степнова и др.), через потребности, мотивацию и социальный престиж (B.F. Асеев, с.Б. Каверин, В. В. Комлева, В.'Д! Шадриков и.др.), через взаимоотношения личности с социальной средой (Г.М.Т Андреева, Г. М. Денисовская, А. ИДонцов и др.), как обеспечение достаточно надежного поведения индивида в конкретных, типичных и профессиональных условиях (В.А. Бодров, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, В. И. Слободчиков и др.).

Для данного исследования важным в изучениипрофессиональных качеств, необходимых для развития личности сотрудников органов внутренних дел, является понимание профессиональной пригодности как некой совокупности, соответствующей требованиям профессии и способствующей успешности профессиональной деятельности (Е.А. Климов, К. М. Гуревич, П. В. Петровский и др.), связи профессиональной пригодности с трудовой эффективностью и удовлетворенностью своим трудом, с формированием ее в деятельности (Т.И. Артемьева, А. А. Баталов, с.Г.

Геллерштейн и др.) — рассмотрение профессиональной пригодности как динамического свойства в русле общего развития личности. (М.Р. Гинзбург и др.). Данное качество неотделимо от профессиональной направленности развития личности специалиста.

Профессиональная направленность изучается как стремление к совершенству своего профессионального мастерства со стороны субъекта деятельности. Выделяются компоненты профессиональной направленности (Е.А. Козловская и др.), которые обусловлены личностным, выбором и формируют смыслообразующие факторы профессиональной направленности субъекта деятельности (Э.Ф. Зеер и др.).

В психологической науке рассматривается также профессионально-психологическая подготовленность, которую исследователи определяют через содержание психологической подготовки (A.M. Столяренко), мобилизованности (В.П. Трубочкин), коммуникативной подготовленности (B.C. Красник, В.В. Овсянникова), устойчивой готовности личности к деятельности (В.М. Поздняков), через деятельность на уровне высоких заданных стандартов, в том числе в новых неопределенных условиях и ситуациях, при решении незнакомых профессиональных задач (А.И. Подольский, Ф.И. Иващенко), через систему профессиональных взаимоотношений личности с субъектами профессиональной деятельности (Е.Ю. Артемьева и, др.). Целью профессионально-психологической подготовленности является формирование, проектирование личности специалиста, эффективно осуществляющей трудовую деятельность, наиболее полно реализующей себяв труде (ПЛ. Гальперин, Т.П. НиковА.И. Подольский, Е. А. Пономарева, В. Ф. Сафин, Н. Ф. Талызина и др.).

Очень важным среди профессиональных качеств сотрудников ОВД является профессиональная адаптированность, которая в отечественной психологической науке понимается как приспособление индивида к конкретной профессиональной среде (А.Н. Жмыриков, И. Г. Колызаева, И.А.

Милославова, В. А. Сластенин, и др.), как уравновешивание субъекта со средой (Н.Н. Авдеева, Ф. Б. Березин, Г. А. Балл, Н. Г. Григорьева, О. И. Зотова, Ф. З. Меерсон и др.), как овладение индивидом рядом социальных требований (В.ВБойко, Д. Г. Господинов, А. Г. Ковалев и др.), При этом учитывается нормативный уровень выполнения профессиональной деятельности (Л.Л. Буева, Б. Д. Парыгин, Б. А. Румянцев, А. Г. Ростунов, Р.Х. Шакуров), рассматривается способность сотрудника ОВД к морально-психологической адаптации относительно условий службы и взаимоотношений с коллективом и руководством подразделения, в котором он работает (И.А. Латкова и др.).

Важным представляется рассмотрение влияния характерологических особенностей личности на динамику проофессионального самоопределения (Т.В. Кудрявцев, А. В. Сухарев, В. Ф. Сафин и др.), исследование профессионального самоопределения как изменение отношения к самому себе и изменение критериев этого отношения (А.К. Маркова, А. Ф. Караваев, Е. А. Кирьянова, Е. Г. Симонова, Е. Ю. Литвина и др).

Самоопределение, профессиональная направленность, психологическая профессиональная подготовленность, адаптированностьсоставляют сущность профессионального развития личности сотрудника органов внутренних дел. Профессиональное развитие в научной литературе понимается как преодоление затруднений путем рефлексивного самоопределения, обогащение личности новыми способами видения профессиональных ситуаций, новыми средствами самоорганизации в процессе профессионализации (Е.Ю. Литвинова, Л. М. Карнозова, И. Н. Семенов, с.Ю. Степанов, Д. В. Сочивко и др.). Значимым для данного исследования является положение о том, что результат профессионального развития субъекта деятельности намного шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта, знаний, умений, навыков (А.А. Бодалев, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис и др.), что на определенной стадии своего профессионального становления человек выступает субъектом собственного личностного развития и достигает определенного уровня профессиональной компетентности (Л.И. Анциферова, Л. А. Петровская и др.).

Профессиональная компетентность в отечественной психологии рассматривается как сочетание психических качеств, как состояние готовности, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способности и умений выполнять трудовые функции (Т.Ю. Базаров, И. В. Михайлов, Л. А. Петровская, В. М. Поздняков, А. Н. Сухов, Я. Н: Украинский, Л. Б. Филонов и др.). Готовность сотрудника ОВД к профессиональной деятельности в правоохранительной системе включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты (В.Л. Васильев и др.), этапы профессионализации сотрудников ОВД (В.Г. Михайловский и др.).

В этот круг проблем также включена профессиональная деформация и возможные ее проявления в личности сотрудников ОВД, развивающаяся под воздействием экстремальных ситуации (С.П. Безносов, с.Е. БорисоваА.В. Буданов, B.C. Медведев, А. Р. Ратинов идр.). В исследованиях В: Д. Небылицына, К. К. Платонова, Ю. А. Александровского, Я. Я. Велика, М. И. Дьяченко, П. П. Короленко, В. И. Лебедева, О. С. Лобасова, М. Магомед — Эминова, А. В. Махнач, А. К. Марковой, И. Б. Пономарева, К. В. Сельченок, Л. С. Спивака и др. выявлены условия, типы, особенности экстремальных ситуаций и деятельности личности в этих ситуациях, связь экстремальной ситуации со спецификой работы в ОВД.

Проблема развития профессиональных качеств в экстремальных ситуациях является акмеологической по своей сути, поскольку с необходимостью требует ее решения через рост стрессоустойчивости, важной для деятельности сотрудников ОВД (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Р. Л. Кричевский, О. В. Москаленко, А. А. Налчаджян, А. В. Ратинов и др.).

Однако следует отметить, что в современной психологической науке пока еще нет полного и всестороннего психологического рассмотрения влияния экстремальных ситуаций на развитие профессиональных качеств сотрудников ОВД. В связи с этим возникает актуальная потребность более глубокого изучения данной проблемы с тем, чтобы расширить систему представлений о взаимосвязи развития профессиональных качеств сотрудников ОВД и действия экстремальных ситуаций.

Объект исследования: деятельность сотрудников органов внутренних дел в условиях экстремальных ситуаций.

Предмет исследования: психологические особенности развития профессиональных качеств сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях их деятельности.

Цель исследования: выявление психологической сущности профессиональных качеств сотрудников ОВД, формируемых под влиянием экстремальных ситуаций, их структуры, динамики, факторов и разработка психотехник для оптимального развития личности сотрудников ОВД.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1) изучить теоретико-методологические аспекты профессионального развития личности специалиста в> системе ОВД в отечественной и зарубежной психологической науке;

2) рассмотреть особенности влияния экстремальных ситуаций в деятельности сотрудников органов внутренних дел на развитие их профессиональных качеств;

3) исследовать влияние экстремальных ситуаций на развитие негативных качеств у сотрудников ОВД, включая деформацию личности;

4) разработать психотехники по формированию стрессоустойчивости у сотрудников ОВД для предоления негативного воздействия экстремальных ситуаций.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формируемые под влиянием экстремальных ситуаций негативные качества в личности сотрудников органов внутренних дел, могут успешно корректироваться, если используемые психотехники будут направлены на формирование стрессоустойчивостипроактивной^ позиции личностиадекватной самооценкинастойчивости в достижении целипрофессиональной осведомленностинравственной ориентированности поступковбыстрого принятия решений;

Теоретико-методологической основой данного исследования стали принципы общей психологии и акмеологии — детерминизма, системности, развития, активности (CJT. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач и др.) — фундаментальные исследования в психологии личности и развития (Б.Г. Ананьев, И. В. Дубровина, Н.В. КузьминаК.К. Платонов, Д. И. Фельдштейн и др.) — исследования профессионализма деятельности и личности (С.А. Анисимов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, А. А. Реан и др.) — оптимизации деятельности и развития^ специалистов- (Л.Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, А. К. Маркова и др.) — развитии личности в особых и экстремальных условиях (А.Н. Леонтьев, B. Hi Лебедев, В. П. Зинченко и др-).

Выбор комплекса методов исследования определяется целями и задачами диссертации. Применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование. Использовались рисуночный тест Розенцвейга, опросник Басса-Дарки, опросник негативного влияния стресса (НВС) О. В. Хлудовой и опросник преодоления стрессовой ситуации (ПСС) О. В. Хлудовой. Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования корреляционный и факторный анализы. Обработка и вычисления проводились с использованием программы SPSS 1105 for Windows.

Научная новизна исследования.

В диссертации раскрыты структурные компоненты развития профессиональных качеств, условия, при которых формируются профессиональные качества сотрудников ОВД.

Выявлены типы экстремальных ситуаций, показана психологическая сущность их влияния, на развитие профессональных качеств сотрудников ОВД.

Обнаружена и изучена группа факторов, влияющих на развитие положительных и отрицательных профессиональных качеств сотрудников ОВД, развивающихся в экстремальных ситуациях.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что развитие негативных качеств личности сотрудников ОВД под влиянием экстремальных ситуаций не является неизбежным, если путем психотехник развивать срессоустойчивость. Конкретизировано и уточнено содержание используемых терминов: «профессиональное развитие», «профессиональная деформация», «экстремальная ситуация»,. «стрессоустойчивость» применительно к объекту исследования.

Разработана акмеологическая концепция профессионализма сотрудников ОВД, включающая теоретико-методологический анализ данной проблемы, его содержание, структуру, динамику.

Практическая значимость исследования. В диссертации разработана психологическая технология развития стрессоустойчивости у сотрудников ОВД. В практику психологического консультирования внедрен набор психологических методик для диагностики развития профессиональных качеств сотрудников ОВД, обусловленных экстремальными ситуациями. Результаты диссертационного исследования дают возможность не только психологически изучать развитие профессиональных качеств сотрудников ОВД, обусловленных экстремальными ситуациями, но и осуществлять коррекцию. Материалы диссертации вошли в программу подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях и были использованы в курсе «Акмеология».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования освещались в научных докладах и сообщениях на научных конференциях аспирантов и преподавателей Тамбовского Государственного Университета им. Г. Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2002, 2003), на заседаниях кафедр общей и социальной психологии Тамбовского Государственного Университета им. Г. Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное развитие личности сотрудников ОВД есть целостный динамический процесс, включающий такие профессиональные качества, как профессиональная пригодность, профессиональная направленность, психологическая готовность к деятельности, профессиональная компетентность, профессиональная адаптированность, профессиональное самоопределение, что обеспечивает успешность осуществления деятельности.

2. Наблюдаемая в ряде случаев деформация личности сотрудников ОВД под влиянием экстремальных ситуаций не является неизбежной и может успешно корректироваться через формирование стрессоустойчивости сотрудников.

3. Негативные тенденции в развитии личности, сотрудников ОВД возможны под влиянием пяти основных факторов: «риск», «сверхзадача», «квалификация», «стресс», «регламент».

4. Позитивные факторы, влияющие на развитие личности сотрудников ОВД включают: «самореализацию», «профессиональную компетентность», «деловую атмосферу», «ответственные взаимоотношения», «результативность деятельности».

5. Стрессоустойчивость сотрудников ОВД может формироваться через целенаправленное развитие проактивной позиции личности, адекватной самооценки, настойчивости в достижении цели, профессиональной осведомленности, нравственной ориентированности поступков, прагматизма, быстрого принятия решений.

Организация исследования. Базу проведения исследования составили сотрудники УВД Тамбовской области, курсанты Тамбовского филиала юридического института МВД РФ.

Эмпирическое исследование проводилось в течение трех лет с 2001 по 2004 годы. В исследовании приняло участие 112 человек, из них 85 сотрудников правоохранительных органов со стажем свыше пяти лет, 27 — курсанты последнего года обучения юридического института.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обусловлена методологическими и теоретическими предпосылками исследованияопорой на достижения современной психологии и акмеологиииспользованием комплекса методов адекватных предмету и задачам исследованиякорректным применением статистических методоврепрезентативностью выборки.

Проведенный опрос экспериментальной и контрольной групп выявил различия в представлениях о значимости профессиональных качеств у курсантов и сотрудников ОВД, причем курсанты в своих ответах следуют некоему романтическому идеалу, тогда как для сотрудников органов внутренних дел важны компетентность, дисциплинированность и ответственность. На процесс формирования у сотрудников ОВД стрессоустойчивости, как Jщc' ведущего качества в преодолении экстремальных ситуаций влияют две группы факторов — негативные факторы и позитивные факторы. Проведенные тренинговые занятия оказались эффективными в формировании стрессоустойчивости у сотрудников ОВД, что подтверждается результатами беседы, опроса и тестирования, поэтому подобные занятия могут применяться в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов внутренних дел. Общие выводы эмпирического исследования:

1. На первом этапе эмпирического исследования были выявлены, различия в представлениях о значимости профессиональных качеств у курсантов и сотрудников ОВД: для курсантов значимыми оказались такие качества, как настойчивость в достижении цели, быстрое принятие решений, оптимистичное отношение к трудностямв то время как сотрудники ОВД особо отметили правовую грамотность и регламентированность профессионального поведения, что говорит о компетентности, дисциплинированности и ответственности профессионала.2. На втором этапе эмпирического исследования было выявлено две группы факторов, оказывающих влияние на деятельность сотрудников ОВД • негативные факторы: риск, сверхзадача, квалификация, стресс, регламент, и позитивные факторы: самореализация, профессиональная компетентность, деловая атмосфера, ответственные взаимоотношения и результативность деятельности.3. На третьем этапе эмпирического исследования было доказано, что формируемые под влиянием экстремальных ситуаций негативные качества личности сотрудников органов внутренних дел могут успешно корректироваться, если используемые психотехники будут направлены на целенаправленное формирование стрессоустойчивости, проактивной j ^ позиции личности, адекватной самооценки, настойчивости в достижении цели, профессиональной осведомленности, нравственной ориентированности поступка, быстрого принятия решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование показало, что в.

4frсовременной психологической науке проблема профессионального развития личности сотрудника органов внутренних дел конструктивно проработана как в плане содержания, так и в процессуальном аспекте. Однако, несмотря на данный интерес к этой теме и ее непреходящую актуальность, до сих пор пока еще недостаточно исследована проблема влияния экстремальных ситуаций на развитие профессиональных качеств личности сотрудника ОВД. Структура профессиональных качеств сотрудников ОВД, включает в себя профессиональную направленность, профессионально-психологическую готовность к деятельности, профессиональную компетентность, профессиональную адаптированность и самоопределение в профессииусловия их развития, причем разделение условий на внутренние.

(субъективные) и внешние (объективные) позволяет лучше понять взаимодействие внешних условий и внутренних причин как реализацию основного принципа детерминизма в психологии. Развитие профессиональных качеств в системе ОВД, достижение сотрудником ОВД вершины профессионального развития связано с выделением ряда акмеологических критериев — профессиональная компетентность, самореализация и профессиональная интуиция, по которым можно определить его профессионализм. Различные экстремальные ситуации, возникаюшие в работе сотрудников ОВД (ситуации «реального риска», «хронической нестабильности», «антиципации опасности») могут приводить к деформации личности, снижающей эффективность профессиональной деятельности." г м препятствующей достижению профессиональной цели, и в конечном итоге, приводящей к развитию профессиональной непригодности. Проведенное нами исследование показывает, что деформация личности происходит в трех основных аспектах: внутриличностном, нравственно-регулятивном, межличностном. Анализ данного психологического явления показывает, что наиболее уязвимым оказывается нравственно-регулятивный аспект деформации личности, сопровождаемый внутриличностными и межличностными осложнениями. В данном исследовании выделена совокупность качеств, определяющих профессионализм сотрудников ОВД как способность успешно действовать в экстремальных условиях. К ним относятся: психологическая готовность сотрудника ОВД к экстремальным ситуациям, которая проявляется в умении контролировать свои чувства и поведение в экстремальной ситуацииумение прогнозировать развитие экстремальной ситуацииумение осуществлять саморегуляциюумение быстро и точно ориентироваться в экстремальной ситуации в зависимости от ее динамики, а также опыт работы в экстремальных ситуациях. Другой группой качеств являются коммуникативные качества, то есть умение оказывать влияние на людей, умение организовывать совместную деятельность. К третьей группе относятся интеллектуально-деловые качества, то есть умение принимать точные и своевременные решения, интеллектуальные качества личности. Экстремальные условия всегда объективны, они существуют независимо от личности сотрудника, возникают всегда внезапно, что может привести к психологическим трудностям в их преодолении. Это обусловлено тем, что ограничено время на изучение обстановкизатруднено принятие решений в ситуации неопределенностисотрудники опасаются реальной угрозы для жизнисопротивляются принятию ответственностизатрудняются в выборе адекватных стратегий и тактикоказывает также влияние неблагоприятные внутригрупповые отношенияподозрительность к окружающим. Действие экстремальных факторов может привести к возникновению у сотрудника ОВД негативных психологических состояний типа динамических рассогласований, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность. При этом негативные психологические состояния воспринимаются как отрицательные эмоции и неприятные соматические ощущения. Поэтому в деятельности сотрудников ОВД можно выделить две важных группы факторов, оказывающих разноплановое влияние на развитие их профессиональных качеств: негативные факторы, такие как риск, сверхзадача, квалификация, стресс, регламент, — и позитивные факторы: самореализация, профессиональная компетентность, деловая атмосфера, ответственные взаимоотношения и результативность деятельности. Таким образом, система психологических факторов, влияющих на развитие профессиональных качеств сотрудников ОВД, включает в себя пять позитивных и пять негативных факторов, оказывающих разноплановое влияние на успешное выполнение деятельности, на процесс формирования у сотрудников органов внутренних дел стрессоустойчивости, как ведущего качества в преодолении экстремальных ситуаций. Исследование стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел осуществлялось в условиях психологического тренинга. Результат тренинга показал, что в стрессоустойчивости сотрудников ОВД произошли положительные изменения, которые позволили сделать вывод о возросшей способности сотрудников переносить экстремальные ситуации. Поэтому, следует отметить, что развитие негативных качеств личности сотрудников ОВД под влиянием экстремальных ситуаций не является неизбежным, если путем психотехник целенаправленно формировать у^ стрессоустойчивость личности, повышающую эффективность деятельности работника ОВД в экстремальных ситуациях, а также такие качества, как проактивная позиция личности, адекватная самооценка, настойчивость в достижении цели, профессиональная осведомленность, нравственная ориентированность поступков, быстрота в принятии решений. Диссертационное исследование подтвердило гипотезу, правильность постановки задач и адекватность методов исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская Авдеев В. В. К. А. Деятельность основы и психология повышения личности. М.: Наука, 1980. 325 с.
  2. Психологические эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных условиях. М.: Академия МВД СССР, 1999. 80 с.
  3. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Материалы 3-й Республиканской научно-практической конференции. Уфа, 1998.
  4. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. (По материалам научнопрактической конференции). Ред. Л. М. Колодкин, В. И. Черненилов. М., 1992. 128 с.
  5. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки .>*r" личного состава ОВД: Сборник статей МВД РФ Республиканский институт повышения квалификации работников МВД РФ, Г. П. Асуатуров, Г. Б. Лебедев. Домодедово, 1993. 58 с. 6. 7. 8.
  6. Ю.А., Лобасов О. С., Спивак Л.С, Щукин Б. П. Андреев Н.В. Изучение психологического климата в Психогигиена в экстремальных ситуациях. М.: Наука, 1991. 376 с.
  7. Л.И. Системный подход в психологии личности// Артемов Д. Социальные проблемы адаптации рабочего на Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. 61−78. предприятии. М., 1990. 138с.
  8. Е.Ю., Лучко Л. М., Стрелков Ю. К. Методика оценки Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение трудовых действий/ЛВопросы психологии, 1984. № 5.С. 121−126. возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития //Вопросы психологии. 1992. 1−2. G. 6. 14. 52−63.
  9. Батышев Л. С, Дулов А. В., Лапшин Е. В., Чапко Е. Е. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России: нормативные и аналитические материалы. М., 1998. 16. 17. М
  10. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: ЛГУ, 1978. 189 с. Бизюкова И. В. Кадры: подбор и оценка. М.: Знание, 1984. 159 с. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Практическое Бакеев В. А. Построение модели личности специалиста в решении кадровых проблем// Социально-психологическая служба ОВД. М., 1990. пособие по проведению тренинга личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 64 с. 19.
  11. Вологда: Вологодский институт права и экономики Минюста России, 2000. i 7−9.
  12. А.А. Психологическая подготовка слушателей рядового и младшего начальствующего состава милиции в учебных центрах МВД, УВД: Дис. канд. псих. наук. М., 1987. 257 с.
  13. F.A. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Автореф. Дисс… канд. психол. наук. М., 1994. 32. 302 с. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984.
  14. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание
  15. А. Профессиональная адаптация в социальной психологии. М., 1991.120 с.
  16. Н.Л. Прогноз психологической профессиональной подготовленности к следственной работе// служба ОВД. М., 1990. 91−100.
  17. Вологда: Вологодский институт права и экономики Минюста России, 2000. 11−13.
  18. В.В., Ломов Б. Ф. (Ред.) Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. 448с.
  19. В.В. Пути совершенствования профессиональной подготовки инспекторского состава уголовного розыска. М., 1981. 63 с. 41. планов в Дегтяренко Т. Д. Значение развития личностных жизненных профессиональной подготовке курсантов образовательных учреждений Минюста России. Сборник научных трудов института. Вологда: Вологодский институт права и экономики Минюста России. 2000 1 2−8.
  20. А.Д., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993- 71с.
  21. Духовность. Правопорядок. Преступность. Материалы научноДырда G.r. О проблемах повышения профессионализма кадров практической конференции. М.: Академия МВД, 1996. 47. органов внутренних дел Труды Академии МВД Российской Федерации. Проблемы организации работы с личным составом органов внутренних дел. М., 1995 .С. 53 48. 49. 132.
  22. Г. М. Социальные и социально-психологические аспекты становления и развития личности оперативного сотрудника отдела государственной безопасности: Дисс… канд. психол. наук. Минск, 1993.
  23. Ю.Н. Активные групповые методы социальнопсихологической подготовки специалистов. Л., 1985. 168 с. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению готовности к деятельности. Минск, 1976. 128 с. экстремальной устойчивости Вопросы психологии. 1990. 1. 106 it-
  24. Л.Ф. Формирование воспитательно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1968. 53.
  25. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и Завалишина Д.Н. Когнитивные регуляторы профессиональной //Образ в регуляции Э.Ф. деятельности. основы Тезисы доклад к развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. 104 с. деятельности 55. 1988.
  26. A.M. и др. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора//Вести Московского университета. Серия 14 Психология. 1987. 4. 33−43. 57.
  27. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социальнороссийской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с. психологических аспектов адаптации личности./ Методология и методы социальной психологии, М.: Наука, 1977. 248 с. 59. 60. 61. международной Конференции. М., 1997. 43-
  28. Зеер Психологические профессионального становления личности инженера-педагога: Дисс. док. психол. наук. М., Иванова Ильин Е. М. Е. П. Технология психологической оценки и профессионала Вопросы психологии. 1991. 4. 35
  29. Успешность деятельности, компенсация компенсаторные отношения//Вопросы психологии. 1983.№ 5. 95-
  30. М.С. Система и структура Системные исследования. Караваев А. Ф., Симонова Е. Г., Гаврилова М. В. Управление самовоспитания сотрудников ОВД. Материалы научноМетодологические проблемы. Ежегодник 1983. М.: Наука, 1983. 86−106. 62. процессом педагогической конференции. (18−19 октября 1994 г.). СПб.: МВД РФ
  31. Т.Б. Личностные изменения в ситуации жизненных Кирьянова Е.А. Психология формирования личности перемен Психологический журнал. 1988. 5. 47 62. профессионала Психологический журнал. 1995. 4. 147
  32. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. М: Наука, 1983. 203 с. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Клубов Е. П. Использование данных психологии при отборе и Клубов Е. П. Профессионально важные условия деятельности и Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 1996, 512 с. расстановке кадров в ОВД: Методическая разработка. М., 1986. 32 с. основные требования к личности милиционера: Методическая разработка. М., 1985.24 с. 70. 71.
  33. Е.Н., Кудрюшов СП. Интуиция как самодостраивание Ковалев В.И., Дружинин В. Н. Мотивы труда и адаптации Коваленко В. И. Психологическая подготовка участковых Вопросы философии. 1994, 2. 110- 122. рабочих// Психологический журнал, 1985, 6. 35−42. инспекторов милиции к работе в условиях расширения демократии и гласности. Дне. …канд. псих. наук. М 1990 300 с. 73. 74. 1983.
  34. Л.М. Методы изучения и оценки персонала ОВД. Кодекс профессиональной этики психолога органов внутренних Кожарская Г. В. Социально-психологический анализ управления дел. ГУК МВД РФ, № 21/13/1779 от 05.07.1996 г. 1- личным составом полиции США: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.,
  35. В.К. Вопросы специальной психологической подготовки работников милиции. М., 1979. г.
  36. А.В. Психологическая служба образовательного учреждения МВД России как системообразующий фактор профессиональной подготовки курсантов Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: Сборник тезисов выступлений участников всероссийскою совещания руководителей
  37. Конопкин О, А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности/ТВопросы психологии. 1989. 5. 18−27.
  38. Т.В., Долныкова А. А. Диагностика импульсивности и склонности к риску Вест. Моск. ун та. Сер.
  39. Психология. 1995. 3. 46−67.
  40. П.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. М.: МГУ, 1976. 175с.
  41. Н.В., Оссовский В. Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986.
  42. И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел. Автореф. дис. канд. психол.наук. М.: Академия МВД России. 1994.
  43. B.C. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными. Дис канд. псих. наук. М., 1992. -386 с.
  44. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Дисс… канд. психол. наук. М., 1980.
  45. Кукушин В. М. Психологические особенности профессиональных
  46. Н. Методы психологического анализа профессиональной деятельности. Л., 1
  47. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Литвинова Е. Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения Политиздат., 1977.- 304 с. личности в особой жизненной ситуации (смена профессии): Дисс… канд. психол. Наук. М., 1992. 92. 93. М., 1991. 94.
  48. Магомед Эминов М. Личность и экстремальная жизненная Малыгин А. Я. Мулукаев Р.С. Развитие системы подбора, ситуация Вест. Моск. ун-та. Сер.
  49. Психология. 1996. 4. 26−51. расстановки и обучения кадров в ОВД. Лекции. Академия МВД СССР. Кафедра истории ОВД. М, 1978. 40 с. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы Лури B.C. Анализ современного опыта психологической психологии. М.: Наука, 1984.- 265 с. подготовки сотрудников полиции США: Дисс. …канд. психол. наук. 19.00.
  50. И.А. Педагогические условия профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД: Дисс… канд. пед. наук. М., 1987 г. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Наука, VI Всесоюзного съезда общества психологов СССР: АНСССР. 1983. 233−235 с. Курбатова Т. Н. К вопросу о подготовке кадров по юридической психологии// Преподавание юридической психологии. Ч. I. Тарту, 1986,
  51. Марищук В. Л, Об устойчивости психических процессов и о различных функциональных состояниях в экстремальных условиях Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. М., 1971. 48 59. Lr 308 с.
  52. А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности Психологический журнал. 1991.-№ 1.-С. 66−81.
  53. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Дисс. …доктора психол. наук. М., 1995.
  54. А.В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высших образовательных учреждениях МВД России: Дисс. …канд. психол. наук. М., 2000.
  55. В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности//Вопросы психологии. 1991.№ 1.С. 121−127.
  56. А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). М., 1995.
  57. Г. С., Максианов Ц., Зимичев A.M. Психология профессиональной подготовки //Диалог. 1989. 4. 27 34.
  58. Д.В. Становление профессиональной направленности педагогов и психологов: Дисс. …канд. психол. наук. М., 1992.
  59. Общая психодиагностика Под ред. Бодалёва А. А., Столина В. В. -М.: Луч, 1987. 285с.
  60. В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней// Вопросы психологии, 1981.№ 5 55−61.
  61. Организация работы с кадрами в ОВД. М.: Академии МВД
  62. А.К. Психология профессионализма. М.: МГУ, 1996.
  63. А.Б. Склонность и профессия. М.: Знание. 1981. 96с.
  64. З.А. Психологический анализ динамики профессионального становления студентов педагогических вузов: Дисс. …канд. психол. наук. Баку, 1985. ПО. Панасюк А. Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М., 1991. 111, Панкин А. И. Совершенствование социально-психологического климата в
  65. М.В. Возможности психологической службы учебных заведений МВД СССР в совершенствовании обучения курсантов// Социально-психологическая служба в ОВД. М., 1990. 128−135.
  66. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986,
  67. А.И. Планомерное формирование деятельности в практике профессионального обучения// Вопросы психологии, 1985. 5. 29−36.
  68. В.М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях: Дисс. …канд. психол. наук. М., 1989.
  69. И.Б. Психологическая подготовка личного состава в экстремальных условиях. М.: Академия МВД РФ, 1992. 133 с.
  70. Пономарев специалистов для Н. Совершенствование процесса обучения Проблемы уголовно-исполнительной системы
  71. Е.А. Психологические аспекты управления профессиональным развитием сотрудников ОВД// Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления ОВД. М., 1986. 108−112.
  72. В.И. Психолого-педагогическая основа обучения личного состава ОВД: Методическое пособие МВД РФ РРШК работников МВД РФ. М.: Домодедово, 1995. 211 с.
  73. Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних пути дел. Материалы и научно-практической развития конференции. М, 1995.
  74. Проблемы, -Iff становления дальнейшего психологической службы органов внутренних дел. Материалы конференции практических психологов ОВД. М.: Домодедово, 1998.
  75. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Методические рекомендации (под ред. В. П. Сальникова, А. С. Никитченкова, В.В. Федорова). Санкт-Петербург, 1998. 80 с.
  76. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Материалы Всесоюзной научно-методической конференции МВД РФ, Омская высшая школа, Омск, 1994. 59 с.
  77. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Под ред. Дунаева А. Ф., Батышева А. С. Научнометодический центр юридической и психолого-педагогической подготовки «Инновация», Ассоциация «Профессиональное образование» в 5 частях.
  78. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.
  79. Психология. Словарь Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат., 1990. 494 с.
  80. Психолого-педагогические проблемы в деятельности органов внутренних дел. Под. Ред. В. И. Черненилова. М., 1992.
  81. М.М., Баранов Ю. А. Психофизиологические аспекты состояния поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия Психологический журнал, М., 1989, Т. 10. 4, с. 125 -128.
  82. В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы)//Вопросы психологии, 1994. 3. 94−108,
  83. РошаА.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в ОВД.: Учебное пособие: Академия МВД СССР. 1989. 22 с.
  84. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 424 с.
  85. О.Е. Професионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД и пути ее совершенствования (на материалах деятельности оперуполномоченных уголовного розыска): Дисс. …канд. псих. наук. М., 1990.-288 с.
  86. В.Ф., Ников Т. П. Психологический аспект самоопределения личности// Психологический журнал. 1984. 4. 65−73.
  87. Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор саморазвития личности: Дисс. …канд. психол. наук. СПб., 1992.
  88. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// В опросы психологии. 1986. 6. 14−22.
  89. В.Н. Использование нетрадиционных психотехник в профессионально-психологической наук. Рязань, 1999. -V подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях Дис. .канд. псих,
  90. Е.Э. (Ред.) Становление специалиста. Л., 1986. 135 с.
  91. Проблемы совершенствования практического обучения в условиях реформирования УИС Сборник материалов
  92. Вологда: Вологодский институт нрава и экономики Минюста России, 2000. 48−50.
  93. Е.Н. Морально-психологическая подготовленность следователя и ее формирование у курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России: Дисс… канд. психол. наук, М., 1999.
  94. Социально-психологическая служба в органах внутренних дел. Современное состояние и перспективы развития Бакеев В. А. и др. М., 1990.
  95. Д.В. 10−17. -ф 110с.
  96. A.M. Обеспечение морально-психологической подготовки личного состава горрайорганов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач. М., 1990.10 с.
  97. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: ИздвоМГУ, 1975.344 с.
  98. Н.А. Профессионально-психологическая Формирование личности специалиста //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991.
  99. A.M. Морально-психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1987. А.Н., Поздняков В. М. Основы формирования профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными. Рязань, подготовка рядового и младшего начальствующего состава милиции
  100. А.П., Степанович Д. Л. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки// Вопросы психологии. 1987. 2. 128 133. 4ь.
  101. О.В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников органов внутренних дел: Дисс… канд. психол. наук. М., 2000.
  102. Н.М., Ладжун Л. И. Участие исследовательской работе как фактор слушателей в научноу них формирования профессиональных качеств Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России- Сб. материалов науч.практ. семинара. Рязань: Ин-т права и эконом. МВД России. 1999. 75−77.
  103. В.П. Проблема психологического изучения мобилизации исполнителей в ОВД// Актуальные вопросы психологии и педагогики в ОВД. М., 1985. 3−12.
  104. В.П. Психологические вопросы мобилизации сотрудников правоохранительных органов на выполнение служебных задач// Преподавание юридической психологии. 4.
  105. А.В. Работах кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. 168 с.
  106. Л.Б. Тренинг делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1992. 368 с.
  107. Философский энциклопедия, 1983. 840 с.
  108. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации Вопросы психологии. 1997 г. 2.
  109. Херцбер энциклопедический словарь. М.: Советская Ф., Майнер М. У. Побуждение труду производственная мотивация// Социологические исследования. М., 1990. I e 45−56.
  110. Чебыкин А. Я. Проблемы психологической устойчивости
  111. В.И. Морально-психологическая подготовка личного состава: сущность, проблемы становления в ОВД// Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД. М., 1992. 38
  112. Черненилов функционирования В. И. Проблемы научного ОВД// обеспечения Социально// психологической Г. К. Личность: службы проблемы психологическая служба в ОВД. М., 1990. 5−20.
  113. Чернявская Т самореализации Социально-политический журнал. 1996 г. 4.
  114. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: М.: Наука, 1982. 185 с.
  115. В.В. Мотивационно-ориентированный личности руководителя ОВД/Психологическое социальнообеспечение психологический тренинг как метод развития профессиональной мотивации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.- М., 2000.-с. 176−181.
  116. А.Г. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дисс. докт. психол. Наук. СПб., 1997.
  117. Шпалинский Ь исследование групповой ILB. Экспериментально психологическое проблемы системного сплоченности// Г. П. Методологические методологии социальной психологии. М., 1975.
  118. Щедровицкий исследования. М., 1964.48 с. Проблемы
  119. А.В. Психологические характеристики экстремальных ситуаций в управленческой деятельности. М.: МААН, 1997.
  120. Garrison W.E., Alien S.W. The Application of Neuro-Linguistic Programming as a Communication Strategy in Hostage/Barricaded Crises//Police Psychology: Operational Assistance. Washington, D.C., 1988. P.p. 131−136.
  121. Gleen M., Cascio Wayne F. Cumulative evidence of the relationship between employees age and job performance. J.Appl. Psychology, 1989. № 1 P.p. 11−17.
  122. Graunke В., Roberts K. Neuro-Linguistic Programming: The Impact of Imagery Tasks on Sensory Predicate Usage, Journal of Counseling Psychology, 1985,32(4). P.p. 525−530.
  123. Jancech Darthema «Soziale Kommunikation» in der Polizeia-kademie Bratislava// Fktuelleprobleme der entwieklung der polizeiwisscn-schaften und der polizeilichen praxis. Bratislava, 2001, с 162−169. «t*
  124. Katz D., Kahn R. The social psychology of organizations N.Y., 1
  125. Lamiell J.T. The psychology of Personality: An Epistemological Inquiry. New York: Columbia University Press, 1987. 217p. 176, Police Psychology: Operational Assistance. By edition J.T.Reese, J.M.Hom (SSA FBI). Washington, D.C., 1988. 448 p. 177. Van NagelC, Studzinski R., Reese E.J., Reese M. Megateaching and Learning: Neuro-Linguistic Programming Applied to Education. Volume
  126. Southern Institute Press, Inc. 1985.
Заполнить форму текущей работой