Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов: на примере курса «Концепции современного естествознания»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются: работы по философии и методологии науки (П.В. Копнин, Т. Кун, И. Лакатос, H.H. Моисеев, B.C. Степин, А. Н. Чанышев и др.) — работы по исследованию проблем становления системного мышления и формирования мировоззрения (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, H.A. Менчинская, И. Б. Новик, З. А. Решетова, С. А. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении естествознания
    • 1. 1. Формирование научного мировоззрения студентов как одна из основных целей естественнонаучного образования
    • 1. 2. Зарубежный опыт формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся
    • 1. 3. Анализ подходов к уровневому заданию целей образования
    • 1. 4. Психолого-педагогические аспекты формирования основных компонентов естественнонаучного мировоззрения студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Методика формирования естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов в процессе изучения курса «Концепции современного естествознания»
    • 2. 1. Составляющие стандарта вузовского естественнонаучного образования
    • 2. 2. Уровневая конкретизация целей формирования естественнонаучного мировоззрения студентов
    • 2. 3. Принципы формулирования требований к естественнонаучной компетенции студентов
    • 2. 4. Описание измерителей достижений студентов
    • 2. 5. Реализация конкретных целей формирования научного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания»
  • Выводы по второй главе
  • Глава I. I1. Экспериментальная проверка эффективности предложенной методики
    • 3. 1. Цели и задачи педагогического эксперимента
    • 3. 2. Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента
      • 3. 2. 1. Оценка уровня сформированности естественнонаучных знаний студентов
      • 3. 2. 2. Влияние дидактических характеристик факта на уровень его усвоения учащимися
    • 3. 3. Методика проведения и результаты поискового эксперимента
      • 3. 3. 1. Изучение деятельности студентов при проведении тестирования
      • 3. 3. 2. Изучение основных факторов, определяющих уровень усвоения студентами естественнонаучного факта
      • 3. 3. 3. Апробация предлагаемой методики изучения естественнонаучных явлений и методов оценки уровня сформированности мировоззренческих знаний
    • 3. 4. Методика проведения и результаты обучающего эксперимента
    • 3. 5. Математические методы обработки результатов педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Формирование естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов: на примере курса «Концепции современного естествознания» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Популяризация достижений в области естествознания или ее отдельных наук, таких как физика, химия, биология, география и др. всегда была предметом интересов многих крупных учёных — Альберта Эйнштейна, Нильса Бора, Иосифа Шкловского, Льва Ландау.

Широкий мировой резонанс вызвала лекция «Две культуры и научная революция», прочитанная английским писателем Чарльзом Сноу в 1959 г. в Кембридже (Англия), затем его книга «Две культуры», в которых рассматривались вопросы взаимодействия гуманитарной и естественнонаучной культур. Несколько позднее появилась книга выдающегося английского астрофизика Стивена Хокинга «Краткая история времени: от Большого взрыва до черных дыр», популярно излагавшая представления о рождении и эволюции Вселенной.

Эти книги и поднятые в них проблемы, предопределили появление в середине 90-х гг. в вузах России новой учебной дисциплины — «Концепции современного естествознания», основные идеи которой были заложены в работах математика и философа, академика Никиты Моисеева. С тех пор эта дисциплина является обязательным федеральным компонентом по специальностям и направлениям гуманитарного и социально-экономического профиля.

Актуальность исследования. Формирование естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов является одной из составляющих современной реформы высшего образования. «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы» рассматривает формирование у молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения как приоритетные задачи современного образования. Как показали проведённые исследования, студенты гуманитарных факультетов, ориентированные на профессиональную деятельность в гуманитарной сфере, не владеют знаниями, соответствующими современной научной парадигме, не имеют представления о целостности, системности окружающего мира и о системном анализе, не владеют естественнонаучным мышлением, способным обеспечить бесконфликтный, сбалансированный характер в системе Человек ^ Природа ^ Общество. Если в современных условиях императив гуманитаризации является очевидным, то вопрос о естественнонаучном мировоззрении остаётся открытым, хотя мировоззрение формируется не только гуманитарной культурой, но и наукой. Это мировоззрение включает в себя систему обобщенных представлений о единой картине мира и месте в нем человека, определяет основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Проблема формирования естественнонаучного мировоззрения в учебном процессе курса «Концепции современного естествознания» исследовалась Н. С. Пурышевой, A.A. Сенявиной, А. Н. Малининым, А. И. Тимошенко, К. Г. Эрдынеевой, Э. Д. Новожиловым, В. Ф. Ефименко, В. В. Мултановским,.

A.B. Усовой, Л. Я. Зориной, В. Г. Ивановым, Н. В. Шароновой,.

B.И.Загвязинским, Г. М. Голиным, Р. Н. Щербаковым и другими учеными. Ими доказано, что систематизация материала курса «Концепции современного естествознания» на основе фундаментальных теорий физики, химии, биологии и экологии, принципов глобального эволюционизма, самоорганизации и саморазвития, а также представлений о единой картине мира являются главными условиями ее решения. При разработке критериев сформированно-сти естественнонаучного мировоззрения студентов, применяемых в учебном процессе по курсу «Концепции современного естествознания», были использованы результаты психолого-педагогических исследований H.A. Менчинской, Э. И. Моносзона, А. Н. Леонтьева, Т. И. Шульги, P.A. Амасьянца и др.

В.Н. Мощанским, А. Д. Сухановым, В. И. Аршиновым, В. Г. Будановым определены философские положения, которые должны раскрываться при изучении курса «Концепции современного естествознания» на гуманитарных факультетах вузов: материальность мира, диалектика природы, диалектико-материалистический характер процесса познания природы.

Б.И. Спасским, Н. П. Семыкиным, В. А. Любичанковским разработаны методические подходы к рассмотрению методологических вопросов в курсе «Концепции современного естествознания" — пути раскрытия ценностного аспекта науки выявлены И. М. Авдеевой и С. А. Чандаевой. В кандидатских диссертационных исследованиях рассмотрены мировоззренческий (Н.В.Колкова) и аксиологический (Е.Ю.Григорьева) аспекты естественнонаучной подготовки учителейА.В.Теремовым исследованы процессы развития интегративных тенденций в естественнонаучном и гуманитарном образовании на примере общеобразовательной школыА.В.Балахоновым исследовано системное естественнонаучное знание как основа фундаментализации высшего медицинского образования.

Анализ теории и педагогической практики позволил выявить в образовательной системе ряд объективно существующих противоречий:

— между ростом требований сферы труда к специалистам с навыками системного естественнонаучного мышления, формирующимися на основе естественнонаучного мировоззрения, — с одной стороны, и нарастанием дисбаланса естественного и гуманитарного знания в образовательной сфере — негативного фактора формирования естественнонаучного мировоззрения — с другой стороны;

— между возрастающей потребностью самореализации, саморазвития при формировании профессионально важных качеств, обеспечиваемых естественнонаучными компетентностями и естественнонаучным мировоззрением, -с одной стороны, и снижением мотивации учебной деятельности и интереса у студентов гуманитариев к дисциплинам естественнонаучного блока — с другой стороны;

— между необходимостью возрастания качества естественнонаучной подготовки применительно к условиям гуманитарных факультетов вузов — с одной стороны, и снижением исходного уровня естественнонаучной компетентности студентов гуманитарных факультетов вузов — с другой стороны;

— между возрастающими требованиями к уровню профессионально важных качеств, базирующихся на естественнонаучном мировоззрении, — с одной стороны, и недостаточной разработанностью технологий организации видов деятельности, средств, методов и форм обучения, способствующих формированию естественнонаучного мировоззрения как основы становления профессионально важных качеств в условиях вариативности учебных планов для различных специальностей — с другой стороны.

Данные противоречия определили проблему исследования: привести в соответствие методику преподавания курса «Концепции современного естествознания» на гуманитарных факультетах вузов с современными требованиями к формированию естественнонаучного мировоззрения студентов.

Теоретическая значимость и актуальность рассматриваемой нами проблемы, её недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов» (на примере курса «Концепции современного естествознания»).

Цель исследования — разработка и обоснование методики формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания» на гуманитарных факультетах вузов.

Объект исследования — формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся при обучении естествознанию.

Предмет исследования — учебно-воспитательный процесс при изучении курса «Концепции современного естествознания».

Гипотеза исследования: эффективность формирования естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов повысится, если:

— будет проанализировано современное состояние профессионального обучения студентов гуманитарных факультетов вузов, и на этой основе будут выявлены тенденции, определяющие направленность формирования естественнонаучного мировоззрения применительно к выбранной специальности;

— будут определены условия интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки студентов гуманитарных факультетов вузов;

— будет разработана методика формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания», включающая цели, содержание, дидактические средства, методы обучения и воспитания, систематический контроль за усвоением пройденного материала путём дистанционного компьютерного тестирования (промежуточного и заключительного) с использованием принципа обратной связи преподаватель ^ студент);

— будет разработан учебно-методический комплекс по курсу «Концепции современного естествознания», отражающий интегративность, этапность, приоритетность личностно-ориентированного и индивидуально-группового подходов в обучении, инновационных методов и форм организации учебного процесса.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Выявить тенденции, определяющие направленность формирования естественнонаучного мировоззрения применительно к выбранной специальности;

2. Определить условия интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки студентов гуманитарных факультетов вузов;

3. Разработать методику формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания, включающую цели, содержание, дидактические средства, методы обучения и воспитания, систематический контроль за усвоением пройденного материала путём дистанционного компьютерного тестирования (промежуточного и заключительного) с использованием принципа обратной связи преподаватель ^ студент);

4. Разработать учебно-методический комплекс по курсу «Концепции современного естествознания», отражающий интегративность, этапность, приоритетность личностно-ориентированного и индивидуально-группового подходов в обучении, инновационных методов и форм организации учебного процесса;

5. Экспериментально проверить педагогическую эффективность предлагаемой методики.

Методологической основой исследования являются: работы по философии и методологии науки (П.В. Копнин, Т. Кун, И. Лакатос, H.H. Моисеев, B.C. Степин, А. Н. Чанышев и др.) — работы по исследованию проблем становления системного мышления и формирования мировоззрения (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, H.A. Менчинская, И. Б. Новик, З. А. Решетова, С. А. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.) — идеи теории систем и синергетики (A.A. Богданов, В. Г. Буданов, И. Пригожин, Г. Хакен и др.) — идеи интеграции содержания образования и теории межпредметных связей (М.Н. Берулава, А. И. Гурьев, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, A.B. Усова, В. А. Энгельгардт и др.) — работы, посвященные вопросам естественнонаучной подготовки в высшей школе (В.Г. Буданов, А. Д. Гладун, О. Н. Голубева, В. Г. Кинелев, B.C. Леднев, А. Д. Суханов и др.), вопросам личностно-ориентированного обучения (И.Я. Зимняя, В. В. Сериков, A.M. Новиков, И. С. Якиманская и др.), инновационным моделям и технологиям обучения и воспитания (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, A.M. Новиков, В. Ю. Питюков, В. А. Сластенин и др.) — работы по вопросам мониторинга и оценки качества образования (В.А. Кальней, С. Е. Шишов и др.) — работы по психологии адаптации личности (Л.Ф. Бурлачук, А. Б. Георгиевский, Ж. Пиаже, A.A. Реан).

Методы исследования:

— теоретические: анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта формирования естественнонаучного мировоззрения студентов;

— эмпирические: наблюдение, беседа (индивидуальная и групповая) со студентами и преподавателями, анкетирование, тестирование;

— методы математической статистики при проверке достоверности результатов.

Этапы исследования. На первом этапе (2005;2006 гг.), в ходе которого был проведён констатирующий эксперимент — оценивался исходный уровень естественнонаучной компетентности студентов, осуществлялся анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, формулировалась тема исследования, определялась его гипотеза, объект, предмет, цель и задачи.

На втором этапе (2006;2008 гг.) был проведён поисковый экспериментразработаны дидактические материалы и методика формирования естественнонаучного мировоззрения студентов, выявлен критериально-оценочный параметр и на его основе осуществлён анализ экспериментальных результатов, апробирована дидактическая модель естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных факультетов вузов в рамках формирования их естественнонаучного мировоззрения.

На третьем этапе (2008;2009 гг.) был проведён обучающий эксперимент — обучение осуществлялось на основе разработанных дидактических материалов и предложенной методики формирования естественнонаучного мировоззрения, определена эффективность их применения, уточнены теоретические и практические выводы, оформлена рукопись диссертации.

Научная новизна исследования:

— с позиции формирования естественнонаучного мировоззрения общества уточнено содержание естественнонаучного образования для студентов гуманитарных факультетов;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию естественнонаучного мировоззрения студентов в образовательном процессе;

— разработана методика формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания». Она включает конкретные цели обучения и воспитания, содержание учебного материала, дидактические средства и методы их использования, презентации и другие средства современных компьютерных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— предложена структура процесса формирования естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов, отражающая во взаимосвязи цель, содержание, формы, средства и результаты исследуемого процесса;

— содержательно обогащены сущностные характеристики компонентов естественнонаучной компетентности студентов — когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельностно-практический.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— созданы учебные материалы («Физические величины, единицы и символы в естествознании», «Основы естествознания. Часть 1. Химия», «Практикум по КСЕ», «Современная теория эволюции» (обзор), «Основные термины, понятия и тесты по курсу КСЕ», «Концепции современного естествознания» (учебно-методический комплекс)), раскрывающие содержательную сторону методики формирования информационной компетентности и естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания» на гуманитарных факультетах вузов;

— разработан комплекс дидактических средств (тесты, лабораторные и практические работы исследовательского характера, презентации, хрестоматийный и историко-биографический материал), ориентированный на формирование естественнонаучного мировоззрения студентов в учебном процессе по курсу «Концепции современного естествознания»;

— созданы методические рекомендации по использованию предлагаемого комплекса дидактических средств.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ, разработке учебно-методического комплекта для преподавателей и студентов.

На защиту выносятся:

1. Уровневая система требований, конкретизирующая цели формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся по составляющим стандарта вузовского естественнонаучного образования (методы научного исследования, диалектика научного познания, информационные технологии и основные направления научного прогресса, взаимосвязь естественных, технических и гуманитарных наук, влияние человеческой деятельности на биосферу Земли).

2. Естественнонаучная компетентность как интегрированная способность, состоящая из ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельност-но-практического компонентов, составляющих основу для формирования естественнонаучного мировоззрения студентов;

3. Методика формирования естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных вузов при изучении курса «Концепции современного естествознания».

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечивается длительностью эксперимента, его повторяемостьюприменением в исследовании методов математической статистикиположительной оценкой разработанной методики формирования естественнонаучного мировоззрения преподавателями, принявшими участие в эксперименте и внедрившим полученные результаты в процесс естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей в системе высшего и среднего профессионального образования.

Апробация работы осуществлялась в форме докладов автора на научно-практических конференциях МГОУ (г. Москва, 2007;2009 гг.), 53-ей- 56-ой Всероссийских научно-практических конференциях химиков-педагогов с международным участием (г. Санкт-Петербург, 2006;2009 гг.), Международной научно-практической конференции в честь 175-летия великого русского учёного Д. И. Менделеева (г. Москва, 2009 г.) — путём участия автора в региональном проекте «Охрана окружающей среды Московской области» областной целевой программы «Экология Подмосковья на 2007;2008 гг.», а также посредством публикации ряда статей и работ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Текст иллюстрирован таблицами, схемами и рисунками.

Выводы:

1. Цель, содержание, формы и методы дидактической модели формирования естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов вузов определяются наличием противоречий в, образовательной системе, современными тенденциями направленности" естественнонаучной подготовки и комплексом требований, раскрывающим сформированность естественнонаучного мировоззрениямышления и компетентности выпускников гуманитарных факультетов вузов:

2. Конкретизированы условия формирования естественнонаучного мировоззрения студентов гуманитарных факультетов > вузов путем интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки согласно требованиям к результатам обучения по курсу «Концепции современного естествознания», сгруппированным по составляющим: «Методы научного исследования», «Диалектика научного познания», «Информационные технологии и основные направления научно-технического прогресса», «Влияние естествознания и техники на жизнь на Земле». Они взаимосвязаны с требованиями, зафиксированными в блоке «Естественнонаучные знания».

3. Разработана методика формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания» на гуманитарных факультетах вузов. Она включает конкретные цели достижений, соответствующее им содержание учебного материала, задания-тесты, методы и дидактические средства.

4. Разработан, апробирован и внедрен в учебный процесс учебно-методический комплекс по курсу «Концепции современного естествознания», отражающий интегративность, этапность, приоритетность личностно-ориентированного и индивидуально-группового подходов в обучении, инновационных методов и форм организации учебного процесса.

5. Осуществлена экспериментальная проверка педагогической эффективности созданной методики. Показано, что ее использование в учебном процессе по курсу «Концепции современного естествознания» на гуманитарных факультетах вузов повышает компетентность и уровень усвоения студентами естественнонаучных знаний, овладения методами научного исследования, осознания диалектичности познания и взаимосвязи человека с природой. Зафиксировано повышение у студентов уровня знаний мировоззренческого характера, а также интереса к предмету и мотивации к его изучению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации поставлена проблема совершенствования методики формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся при изучении курса «Концепции современного естествознания» для гуманитарных факультетов вузов. Учитывая необходимость отражения в курсе «Концепции современного естествознания» системного подхода в методологии философского мировоззрения, материальности мира, диалектики природы, диалектико-материалистического характера процесса познания природы, в диссертации обоснована необходимость выделения новых составляющих стандарта вузовского естественнонаучного образования. На основе положений теории поэтапного формирования умственных действий нами была проведена конкретизация целей формирования естественнонаучного мировоззрения в виде требований к результатам обучения, сформулированным с использованием терминов содержательного базиса предмета и способов познавательной деятельности. Целью достижения студентов является приобретение научных знаний, которые включают в себя следующие составляющие образовательного стандарта: «Методы научного исследования», «Диалектика научного познания», «Информационные технологии и основные направления научно-технического прогресса», «Влияние естествознания и техники на жизнь на Земле».

Важнейшим условием реализации целей формирования естественнонаучного мировоззрения является соответствие структуры учебного материала этапам теоретических обобщении. Соотнесение этапов теоретических обобщений с непосредственным, вторично-образным, символическим и знаковым уровнями развития целостных систем, позволило нам сконструировать уров-невую систему целей формирования естественнонаучного мировоззрения студентов и провести систематизацию требований к знаниям и умениям по содержательным линиям, соответствующим фундаментальным естественнонаучным теориям.

В процессе применения конкретных целей в качестве критериев отбора содержательного базиса формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания», нами был сделан вывод о необходимости включения историко-научных, методологических, аксиологических, экологических знаний в основной блок предмета.

Результатом теоретических этапов конструирования методики, направленной на формирование естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания», явилось создание дидактического комплекса, модули которого соответствуют составляющим стандарта курса «Концепции современного естествознания». Он включает учебные материалы по физике, химии, биологии, экологии и др., раскрывающие содержательную сторону методики формирования естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса «Концепции» современного-естествознания". В" комплекс дидактических средств^ входят тестылабораторные и практические работы исследовательского характерахрестоматийный и историко-биографический материалисторический экспериментзадания-рисунки, презентации, графики и диаграммы для анализа информациисредства наглядности. В ходе экспериментального преподавания происходила корректировка и реконструкция разработанного комплекса и методики его применения. В процессуальную сторону методики вошли разнообразные средства и приемы управления учебной деятельностью (проблемное изложение, создание оценочных ситуаций, задания для самостоятельной работы, подготовка и представление презентаций). В предлагаемую методику формирования естественнонаучного мировоззрения вошли также задания-измерители, которые позволяют контролировать достижения студентов. Они классифицированы по составляющим стандарта вузовского естественнонаучного образования для студентов гуманитарного профиля, а также по следующим уровням самостоятельности: узнавание, воспроизведение знаний и уменийприменение знаний и умений в повседневной деятельности.

Доказана эффективность применения разработанной методики в целях формирования естественнонаучного мировоззрения студентов, в повышении уровня усвоения студентами естественнонаучных знаний, в овладении методами научного исследования, в осознании диалектичности познания и взаимосвязи человека и природы. Зафиксировано повышение у студентов уровня знаний мировоззренческого характера, а также интереса учащихся к предмету.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М. Раскрытие ценностных аспектов науки как средство формирования интереса к знаниям. Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 238 с.
  2. P.A. Формирование ценностных ориентации школьников к знаниям по физике на современном уровне. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. 16 с.
  3. Америка 2000: Стратегия развития образования., или как «Нации на грани риска» стать «Нацией познающих»: Нац. прог. США: Сокр.// Учительская газета. 1992. N 17. С. 10.
  4. В. Г. Человек как предмет познания. JIJL: ЛГУ, 1968.- с. 340.
  5. В. Г. Психология чувственного познания. М.: Из-во Акад.пед.наук РСФСР. I960.- с. 486.
  6. А.К. Естествознание и гуманитаристика возможна ли .интеграция?'// Естественнонаучное и социогуманитарное знание. Методологические аспекты взаимодействия. Л.: Из-во ЛГУ, 1990. с.24−40.
  7. Ю. К. Оптимизация в процессе обучения. М.: Педагогика. 1977.-с. 254.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогиечких исследований: (Дидактический аспект). -М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  9. Ю. К. Победоносцев В. А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев. Рад. школа, 1954.- с. 541.
  10. М.Г., Голубева P.M. Физические величины, единицы и символы в естествознании: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2006. 82с.
  11. М.Г., Голубева P.M., Раткевич Е. Ю. Основы естествознания. Часть 1. Химия: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2007. -192с.
  12. М.Г., Голубева P.M., Раткевич Е. Ю. и др. Основные термины, понятия и законы химии: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2008.
  13. М.Г., Голубева P.M., Раткевич Е. Ю. и др. Основные термины, понятия и тесты по курсу КСЕ: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 148 с.
  14. М.Г., Голубева P.M., Раткевич Е. Ю. и др. Практикум по КСЕ: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2007. — 110с.
  15. М.Г., Голубева P.M., Раткевич Е. Ю. Тестовый контроль по курсу «Химия»: учебно-метод/ пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 60 с.
  16. М.Г., Голубева P.M., Раткевич Е. Ю. Тестовый контроль по курсу «Экология»: учебно-метод. пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2008. -57с.
  17. М.Г., Раткевич Е. Ю. Концепции современного естествознания: учебно-методический комплекс для естественных и гуманитарных факультетов. М.: Изд-во МГОУ, 2008.-48 с.
  18. Ю.В. Дискуссия вокруг антропного принципа //Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М., 1991. с.60−78.
  19. Г. И., Байер У, Цели и критерии эффективности обучения //Советская педагогика. 1975. N 4. С.41−49.
  20. В.К. Совершенствование методики формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике в школе. Дис. канд. пед. наук. М., 1983.205 с.
  21. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993.238 с.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 304 с.
  23. А. Измерение умственных способностей. С-Петербург, Союз, 1998, 431 с.
  24. Д.Н. Формирование приемов умственной работыучащихся как путь развития мышления и активизации учения. //Вопросы психологии, 1962, № 4, с.74−82.
  25. Вайнберг Стивен. Гравитация и космология. М.: Мир, 1975
  26. Вайнберг Стивен. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М.: Энергоиздат, 1981
  27. К.Н. Мир научной фантастики на уроках физики. М. Просвещение, 1976. 141 с.
  28. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: МГУ., 1989. 72 с.
  29. JI.C. Развитие высших психических функции. М., 1960. 450 с.
  30. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. с.239−277. i
  31. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Под ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  32. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1972. — 368 с. I
  33. Р. М., Раткевич Е. Ю., Юнусов Х. Б., Мансуров Г. Н. Основы экологии. М.: 2008. Экомир. 87с.
  34. Э.А. Склонности и индивидуальность. М., 1993. 180 с.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 300 Социальная педагогика. М.: 2005. С.8−9
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 700 Олигофренопедагогика. М.: 2005. С.8−9
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 800 Логопедия. М.: 2005. С.9
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 32 700 Юриспруденция.. М1: 2005. С.8
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 61 000 Государственное и муниципальное управление. М.: 2000. С.11
  40. М.И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся: Метод.рекомендации. -М.: Педагогика, 1973. -46 с.
  41. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., Педагогика, 1977. 136 с.
  42. В.В. Виды обобщений в обучении. М., Педагогика, 1977, 424 с.
  43. Давыдов В-В. Проблемы, развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986, 351 с.
  44. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. М., 1978. С.295−316
  45. Джон. Ван. Гиг. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. под ред. Б. С. Сушкова, В. С. Тюхтина. М.: Мир, 1981. Т.1. 192 с.
  46. А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993. 190 с.
  47. А.Н. Зарубежная школа: история и современность / Рос. откр. ун-т. М., 177 с.
  48. Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1993. 187 с
  49. Е.О., Иодко А. Г. Из опыта использования тестовых заданий для организации самоконтроля. //Химия в школе, 1996, № 6, с.39−44
  50. В.Ф. Методологические вопросы курса физики средней школы и проблема формирования мировоззрения. Дис. д-ра' пед. наук. Владивосток, 1974. 435 с
  51. В.В. Самостоятельная работа учащихся по физике в основной школе. М., 1994. 32 с
  52. И.К., Зорина Л. Я., Лернер И. Я. Дидактическая концепция содержания базового образования Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1993. с. 162−209
  53. Г. Е. Психологические основы Формирования убеждений. Дис. д-ра псих. наук. М., 1991. 427 с.
  54. Г. Е. Психологические основы формирования убеждений. М.: изд-во МГУ, 1982. 119 с.
  55. Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования / РАО, ИТП и МИО. М., 1993. 163 с.
  56. Зорина Л. Я, Программа- учебник- учитель. М.: Знание, 1989, 80 с
  57. В.Г. Физика и мировоззрение. Л.: Наука, 117 с.
  58. Идеалы и нормы научного познания. Минск: из-во БГУ, 1981. 431 с.
  59. Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1984. 496 с.
  60. В. Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  61. К. Школьное образование в Японии /Науч.ред. перевода Ю. В. Боярчук. М., 1993, 52 с
  62. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.:3нание.1981.-5−21с.
  63. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение. 1968 — 261−268с.
  64. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостности учебно-воспитательного процесса. М.: Б.И., 1993. 80 с
  65. С.Х. Основные концепции естествознания. —М.: Академический проект, 2004. С.46−202
  66. У.Р. Конец техноутопии.Киев: Эко-Право, 2006,255с.
  67. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с.
  68. Г. С. Тенденции модернизации среднего физического образования в Швеции: Дис. канд. пед. наук, 1986. 289 с.
  69. Концепция школьного естественнонаучного образования (Материалы для обсуждения) / М. М. Балашов, Г. Я. Мякишев, и др. М.: ВНИК «Школа», 1989. 24 с.
  70. П.У. Классификация основных целей обучения // Проблемы оптимизации обучения и воспитания учащихся. М., 1984. с.3−17.
  71. П.У. Понятие целей обучения / Проблемы конкретизации целей обучения и воспитания. Тарту, 1982. с. 12−23.
  72. П.У., Пяртель Э. Признаки гуманитаризированной физики // Советская педагогика и школа. Тарту, 1988. Вып. XX. С.20−34.
  73. Ю.М. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  74. И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М.: Просвещение, 1991. 223 с
  75. И.Я., Тряпицына А.Г, Раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики. Л.: Лениздат, 1990. 190 с.
  76. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя, М.: Просвещение, 1985. 128 с
  77. Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск: Наука, 1981. — 160 с.
  78. А.Н. Избранные психологические исследования. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 337 с.
  79. А.Н. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика, 1983, 397 с.
  80. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика.1981. 1−185с.
  81. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. 47 с.
  82. В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. М.: Просвещение, 1986. 140 с.
  83. Р.В. Моделирование процесса формирования системы эмпирических знаний // Проблемы учебного физического эксперимента. Выпуск 2. Глазов: ГГПИ, 1996. С.21−25
  84. Р.В. Оценка уровня знаний учащимися физического эксперимента// Учебная физика. 1998. № 4. -С.54−60
  85. Р.В. Формирование у учащихся эмпирического базиса естественно-научных дисциплин // Наука и школа. 1997. № 6. — С.36−40
  86. А. К. Формирование интереса к учению у школьников. -М.: Педагогика, 1986. С. 6.
  87. Р.В. Проблема формирования эмпирических знаний по физике: Дис. докт. пед. наук / РГПУ. СПб., 1999. 350 с.
  88. Дж.Б. Физика и физический мир: Пер. с англ, М. :Мир, 1975. 623 с.
  89. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 179. 256 с.
  90. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1980. — 172 с.
  91. В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. 190 с
  92. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В. Л. Марущук, Ю. М. Блудов, В. А. Ппахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1990. 256 с
  93. В.В. Развитие мышления учащихся в курсе физики. Киров, 1976. 80 с.
  94. В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М.: Просвещение, 1977. 168 с.
  95. Наука и искусство. Эстетическое воспитание в процессе преподавании физики: Методические рекомендации в помощь учителям и студентам / Состав. Л. А. Бордонская. Чита. 1989.
  96. Наука и ценности: Проблемы интеграции естественнонаучного и со-цио-гуманитарного знания / Под ред. М. С. Кагана. Л.: Из-во ЛГУ, 1990. 182 с
  97. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: Пер. с англ. М.: Наука, 1986. В 2-х томах.
  98. Нетрадиционные приемы и методы обучения физике, Вып, 1. М., 1993, 80 с.
  99. А. А. Обучение учащихся методам и приемам научного познания на уроках физики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. 17 с
  100. Т.К. Психолого-педагогические основы ценностного ориентирования личности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Алма-Ата, 1993. 42с.
  101. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М-: Педагогика, 1991, 224с.
  102. Л.Ф. Два пути формирования простой системы научных понятий // Управляемое формирование психических процессов, М., 1977. С. 101.113
  103. E.B. Основные тенденции изменения содержания и методов обучения физике в школах США,: Дис. канд. пед, наук. М., 1975. 167 с.
  104. Дж. Популярная физика- Пер, с англ. М.: Мир, 1964. 446 с
  105. Основы методики преподавания физики / Под ред. А. В. Перышкина и др. М.- Просвещение, 1984. 398 с.
  106. .Д. Основы социально-психологической теории, М.: Мысль. 1974, 351 с.
  107. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1964. 450 с
  108. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности, Харьков: Из-во «Основа», 1991. 162 с.
  109. Г. В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Орел, 2002. — 220 с.
  110. В. В. Основы общей методики естествознания. М.: 1997.258с.
  111. Почему? Сборник занимательных вопросов по естествознанию и физике с ответами и пояснениями / Сост. М. Г. Толмачев. Новокузнецк, 1994. 66 с.
  112. Поэзия на уроках физики. Гродно, 1992. 25 с. .
  113. Применение экспертных систем в обучении физике: Методические рекомендации. Спб., 1992. 50 с.
  114. И., Стингере И. Порядок из хаоса: Пер. с анг. М.: Прогресс, 1986. 431 с.
  115. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М. 1991. 182 с.
  116. Прогностическая* концепция целей и содержания образования / РАО, ИТП и МИО. М, 1994. 131 с.
  117. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  118. В. Роль ценностей в естественных науках. Дис. канд. фил. наук. М., 1977. 143 с.
  119. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. 177 с.
  120. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике, М.: Просвещение, 1975. 272 с.
  121. В.Г., Тарасов JI.B. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация //Советская педагогика. 1988, N 7. С.3−10.
  122. В.Г. Выдержат ли ваши дети вступительные экзамены в Кембреджский университет // Советская педагогика. 1988. N 7. С. 10−14.
  123. А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. М.: Мысль, 1977.268 с.
  124. H.A. Теоретические основы методики преподавания физики < на первой ступени ее курса в средней школе. Дис. д-ра пед, наук. М., 1978. 320 с.
  125. Э. Физика для любознательных: Пер. с англ. М., Мир, 1971, Т.1. 664 с
  126. Руус.В. Методологическое значение учета уровней и отраслей знаний при определении целей и результатов обучения // Проблемы конкретизации целей обучения и воспитания, Тарту, 1982. С.41−50
  127. , Н. Н. Общая теория статистики / Н. Н. Ряузов. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Статистика, 1971. — 368 с.
  128. А.Ю. Необходимость исследования проблем целеполагания в обучении физике // Реализация основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Новосибирск, с.4−8
  129. Ю. И. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: АПН РСФСР. 1962.-241с.
  130. Н.П., Любичанковокий В. А. Методологические вопросы курса физики средней школы. М.: Просвещение, 1979. 86 с.
  131. М. Г. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — с.49
  132. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. -152 с.
  133. .И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1975.
  134. .И. Физика в ее развитии. М.: Просвещение, 1979
  135. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Т.1. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1990. -510 с.
  136. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Т.2. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1990. — 525 с.
  137. Сравнительная оценка естественно-математической подготовки школьников. АПН. НИИ СиМО. М., 1992. 132 с.
  138. Стоунс.Э. Психодиагностика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984, 472 с.
  139. С. Реформа образования в Японии // Педагогика. 1992. N 34. С.89−96
  140. И. Т. Образовательные цели обучения экологии в контексте концепции устойчивого развития. Вестник, АсЭко 1995 г, 31 3−10с.
  141. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Из-во МГУ, 1975. 320 с.
  142. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся, М.: Знание, 1983. 95 с
  143. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста, Саратов: Из-во Саратов, ун-та., 1987. 173 с.
  144. Л.В. Гуманитаризация как одно из основных направленийперестройки преподавания физики в школе //Физика в школе, 1988, N 2. С.29−31.
  145. JI.B. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интегративно-гуманитарного подхода //Физика в школе. 1989. N4, С.32−45
  146. Типологические особенности высшей нервной деятельности. Т.1 М, 1956. 340 с.
  147. М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. В 2-х томах, Таллин, 1982
  148. Тихомирова С. А, Физика в пословицах и поговорках народов мира. М.: 1993, 46 с
  149. Д. Применение ЭВМ с графическим дисплеем для определения когнитивных учебных задач // Актуальные проблемы современной психологии. М.: 1983. С. 150−153.
  150. A.B., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике, М.: Просвещение, 1984, 143 с.
  151. Усова А. В, Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  152. Физика. Пер. с анг. под ред. А. С. Ахматова. М.: Наука, .1965. 900 с.
  153. Философский словарь. М.: Из-во полит, лит-ры., 1986. 590 с.
  154. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
  155. Формирование научного мировоззрения учащихся / Под. ред. Э. И. Моносзока. М.: Педагогика, 1985. 235 с.
  156. Фролов.И. Т. Человек, наука, гуманизм // Коммунист. 1988. N 11. с.74−86.
  157. Е.Г. Развитие эмоциональной сферы личности ученика при обучении физике в школе // Дифференциация обучения физике в среднейшколе и педагогическом университете. М., 1992. С.28−30.
  158. Л.Б. Адекватность контроля знаний целям обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1983, 16 с
  159. С.А. Гуманитаризация курса физики: Методика как условие формирования научного мировоззрения учащихся: Дис. канд. пед. наук / МШУ. М., 1994. 235 с.
  160. С.А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения учащихся. Дис.канд.пед.наук / МГПУ. М.: 1994. 235 с.
  161. Н.В. К вопросу о стандарте методологического компонента методической подготовки учителя физики // Образовательный стандарт по физике. МПУ, М: 1993. С, 97−101.
  162. Н.В. Подготовка студентов к формированию научного мировоззрения школьников в курсе методики преподавания физики //Методические рекомендации (Для слушателей ФПК), М.: Из-во МГПИ. 1984. с.83−89.
  163. Н.В., Щербаков Р. Н. Эстетическое начало в обучении физике // Физика: Прил. к газ. «Первое сентября». 1993. № 13−14. С.2−3
  164. Школьные реформы в развитых странах запада. М.: 1992. 157 с.
  165. Р.Н. Физическое образование и культура // Советская педагогика, 1991, N 12, и.43−48.
  166. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1971
  167. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.: Педагогика, 1988, 203 с.
  168. .А. Советская социология. В 2-х томах, М.: Мысль, 18 с.
  169. Bloom B. S Taxonomy of Educationale Objectives. Handbook 1. N.Y., 1967. 207 p.
  170. Gronlund N.E. Measurement, and Evalution In Teaching, New York, 1976. 590 p.
  171. Harvard Project Physics. A New Physical Science Course for Schools. Washing-ton, News letter 1, 1964, lip.
  172. Harvard Project Physics. A New Physical Science Course for Schools, Washington. News letter 2. 1965, lip.
  173. Harvard Project Physics. A New Physical Science Course for Schools. Washington, News letter 3, 1966, 15 p.
  174. Harvard Project Physics. A New Physical Science Course for Schools, Washington, News letter 4, 1966. 11 p.
  175. Harvard Project Physics, A New Physical Science Course for Schools. Washington. Mews letter 5, 1967. и p.
  176. Kratnwohl P.R., a.o.A. Taxonomy of Educational Objectives, Handbook 2, N.Y., 1967,210 р.
  177. Linde, A. D. and Mezhlumian, A. (1996) «On Regularization Scheme Dependence of Predictions in Inflationary Cosmology,» Phys. Rev. D 53, 4267 arXiv: gr-qc/9 511 058.
  178. Physik fur Gymnasien. Т. 1 Cornelsen Verlag, Berlin, 990. Ills.
  179. Physik fur Gymnasien. T, 2 Cornelsen Verlag, Berlin, 990. 473 s
  180. Science for ages 5 to 16, Proposals of the Secretary of state for Education and Science and the secretary of state for Wales. Department of Education and Science and the Welsh office, August. 1988. 143 p.
  181. Weinberg Steven. Dreams of a Final Teory, New York: Pantheon Books, 1992
Заполнить форму текущей работой