Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государство и право Древней Индии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шудры (единорожденные) занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Среди шудр имелось много обнищавших, вышедших из общины крестьян, отпущенных на свободу рабов. Но Законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Лучшим для них уделом считалось услужение брахманам. Шудры не пользовались политическими правами, хотя… Читать ещё >

Государство и право Древней Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественный строй

Для Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков и деление общества на варны («варна» в буквальном переводе означает «цвет» и «качество»). Варны Древней Индии — это четыре сословия (страты, касты), возникшие в период разложения общинного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Человек каждой варны должен был вести себя так, чтобы не совершить греха. Члены каждой варны должны были строго соблюдать установленные только для этой конкретной варны правила поведения — дхарму.

Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Основное предназначение брахманов — изучение священных книг, совершение религиозных обрядов. Они должны были говорить только правду или молчать; им запрещалось браниться, они должны были избегать гнева, жадности, обижать слабых. Брахманы принимали активное участие в управлении государства, ведали обучением, осуществляли правосудие. Брахман мог потребовать от членов других варн все, чего он желал. Все были обязаны содействовать брахману; его личность была неприкосновенна. Члены низших варн, в той или иной мере задевавшие интересы брахманов, сурово наказывались. С брахманами обязан был советоваться даже сам правитель.

Варна кшатрии — вторая привилегированная группа, возникшая в результате войн и постепенно превратившаяся в правящую варну. К этой варне принадлежал сам правитель. Дхарма кшатриев обязывала «охранять весь мир» (военное дело и государственное управление). Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность охранять подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.

Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших в первые две варны. Это была Варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членам варны вайшьев предписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботиться об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась производительным слоем населения, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги. Однако они все же, как брахманы и кшатрии, считались «дважды рожденными» (второе рождение определялось особым ритуалом посвящения, совершаемого с началом изучения священных книг).

Шудры (единорожденные) занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Среди шудр имелось много обнищавших, вышедших из общины крестьян, отпущенных на свободу рабов. Но Законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Лучшим для них уделом считалось услужение брахманам. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать и передавать по наследству имущество. Они могли носить оружие, участвовать в некоторых религиозных церемониях.

Стремясь закрепить сложившееся сословное деление и господствующее положение первых двух варн, Законы Ману препятствовали смешению варн и особенно охраняли «чистоту» высшей варны брахман, поэтому по законам сын брахманки и шудры попадал в особую социальную группу — «неприкасаемых» (чандалы и др.). Даже случайное прикосновение к ним оскверняло представителей других варн. Они должны были жить вне селений, носить одежду казненных преступников, есть из разбитой посуды и т. д.

В памятниках древнеиндийского права — Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. В рабство в Древней Индии можно было попасть путем: обращения в рабов военнопленных, естественного воспроизводства, продажи свободных в рабство, долевого рабства, совершения преступления. При этом рабский труд не являлся основой производства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой