Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Понятие «тяжелых жизненных обстоятельств»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «тяжелых жизненных обстоятельств» ориентировано не на ущемление личности так таковой, а на условия, с которыми «человек не может справиться самостоятельно». Это позволяет трактовать их, главным образом, как экономические, жилищные, социальные тяготы, создающие перегрузки, способные вызвать расстройства социальной адаптации и неадекватные реакции. 2] «Военнослужащий, впервые совершивший… Читать ещё >

Понятие «тяжелых жизненных обстоятельств» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «тяжелых жизненных обстоятельств» ориентировано не на ущемление личности так таковой, а на условия, с которыми «человек не может справиться самостоятельно»[1]. Это позволяет трактовать их, главным образом, как экономические, жилищные, социальные тяготы, создающие перегрузки, способные вызвать расстройства социальной адаптации и неадекватные реакции.

В некоторых случаях законодатель избегает эпитета «жизненные» и говорит просто о «тяжелых обстоятельствах», когда указания на экологические и экономические факторы были бы неуместны[2]. Как известно, уставы воинской службы требуют «стойко переносить тяготы военной службы». И не только при выполнении боевой задачи. Все новобранцы с трудом привыкают к распорядку и рациону. А в Советской армии практиковалось еще и направлять призванных в иные климатические зоны, чтобы повысить адаптивные возможности солдат при необходимости переброски войск. Адаптация служащих по призыву — целая отрасль военной медицины и психологии. Скорее всего, законодатель имел в виду пси3

хические перегрузки, возникающие не в штатном режиме, а в связи с несовершенством социально-психологического климата в подразделении. И такое допущение не лишено оснований. Юноша из общества, где население старается развивать институты, противостоящие естественным социальным законам (нравственные принципы, правовые учреждения, общественное мнение, гласность, публичность, независимость прессы, оппозиционные организация и т. п.), попадает в условия, где он только социальный индивид, не имеющий возможности к ним апеллировать, и усвоить правило, сформулированное А. Зиновьевым: «крайним проявлением социальной адаптации является полный аморализм». Претензии на сохранение личностной значимости без необходимых для этого качеств служат источником эмоциональной депривации. Так что естественно, что инфантильные, умственно недалекие и деформированные в личностном развитии «исключением третьего» (стихии неформальных отношений) «маменькины сынки» испытывают серьезные перегрузки. Появление у них признаков неврастении, когда роль и значение воинской дисциплины, а то и самой жизни утратят свое доминирующее значение в мотивах поведения, вполне вероятно. И хотя в законе нет прямого указания на психологические критерии феномена «тяжелых обстоятельств», есть все основания интерпретировать данную правовую норму с учетом личности правонарушителя.

Термин «стечение тяжелых личных обстоятельств» открывает больше перспектив для психологических интерпретаций. Недаром он употребляется там, где роль эмоций явно доминирует[3]. Можно уверенно считать, что в данных случаях суду необходимо знать не только формальные причины, способные толкнуть человека на административные правонарушения, но и субъективно значимые переживания на личностном уровне (разочарование во внутренних смыслах поведения, сомнения в принципах, утрата жизненных перспектив и т. п.).

Тем самым объектом исследования становятся не только отношения по типу стимул-реакция, но и образ жизни в целом.

  • [1] Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: оставшиеся безпопечения родителей, инвалиды, имеющие недостатки в физическом илипсихическом развитии, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, техногенных катастроф, стихийных бедствий, из семьи беженцев иливынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвынасилия, отбывающие наказание в виде лишения свободы, проживающиев малоимущих семьях, с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельностькоторых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи (см.: Законоб основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации).
  • [2] «Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренноеданной статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, еслисамовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств» (ст. 337 Уголовного кодекса РФ).
  • [3] Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются… состояние сильного душевного волнения (аффект) либо стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 4.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой