Эжен Сю. История зарубежной литературы от античности до середины xix века
Но вместе с тем в романе дали себя знать очевидные слабости Сю-художника: эго его акцент на мелодраматических ситуациях, нарочитая сентиментальность, упрощенные характеристики персонажей, уклон во внешнюю сюжетную замысловатость и остроту. Действовали у него непременные и надуманные «идеальные» герои, в чем сказалась присущая романтическому миропониманию, разделяемому Эженом Сю убежденность… Читать ещё >
Эжен Сю. История зарубежной литературы от античности до середины xix века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Заметной фигурой в литературе в межреволюционное двадцатилетие был Эжен Сю (1804—1857), соперничавший при жизни по популярности с самим Бальзаком.
Известность пришла к нему в 1840-е гг., когда он выступил с социальными романами о жизни столицы. Он запечатлел время в канун революции 1848 г., когда Июльская монархия переживала нарастающий кризис, социальные противоречия вышли на поверхность, контраст между роскошью богачей и нищетой бедняков приобрел драматические, удручающие формы. Эта тема получила воплощение в его знаменитом романе «Парижские тайны"у пользовавшемся шумным читательским успехом.
В романе оживала богатая типология броско нарисованных персонажей, принадлежавших к разным социальным группам, в частности, к богатым и состоятельным, обрисованным с явным сатирическим нажимом, и к «униженным и оскорбленным», которые, несмотря на их деморализацию, вызывали у автора и читателей безусловное сочувствие. И здесь Сю во многом созвучен Жорж Санд и Виктору Гюго.
Сю не щадит тех, кто репрезентирует «сливки общества»: это аристократ, подделывающий векселя; светская дама, отравляющая мужа, дабы присвоить его имущество; бессовестный нотариус, обманывающий людей, но пользующийся репутацией честного человека. Здесь Сю близок к Бальзаку. За внешним блеском Парижа он обнажает иную пугающую реальность: мир лачуг, кабаков, мрачных притонов. Интересны и во многом новые фигуры бедняков, людей «дна».
Нарисованная Сю картина вызвала такое раздражение в обществе, что оно обвинило автора в безнравственности.
Но вместе с тем в романе дали себя знать очевидные слабости Сю-художника: эго его акцент на мелодраматических ситуациях, нарочитая сентиментальность, упрощенные характеристики персонажей, уклон во внешнюю сюжетную замысловатость и остроту. Действовали у него непременные и надуманные «идеальные» герои, в чем сказалась присущая романтическому миропониманию, разделяемому Эженом Сю убежденность в конечном торжестве извечного Добра в неустанном противоборстве со Злом.
Пользовался популярностью другой роман Сю — «Агасфер», в котором с симпатией обрисована рабочая семья и, так же как и в «Парижских тайнах», большую роль играют приключенческие перипетии.
В целом, в творческом методе Сю соединились черты реализма и романтизма, с акцентом на детективный и приключенческий элемент.