Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Значение образа дороги в литературе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образ дороги является в литературе одним из старейших. Уводящая вдаль лента дороги— это образ поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми короткий миг настоящего. Практически все великие герои отправляются в путь. Конечно, в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить… Читать ещё >

Значение образа дороги в литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение образа дороги в литературе

Образ дороги является в литературе одним из старейших. Уводящая вдаль лента дороги— это образ поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми короткий миг настоящего. Практически все великие герои отправляются в путь. Конечно, в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, путешествуя, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых, дорогу можно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Если подходить с этой точки зрения, то можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении. дорога лермонтов пушкин Русские писатели писатели XIX века Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и другие сами много путешествовали, иногда не по своей воле, их герои — тоже. Обратимся к рассмотрению образа дороги в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В романе «Герой нашего времени» повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» перенасыщены образами дороги, пути… Именно в пути завязываются и разрешаются важнейшие события романа. Во время путешествия по горным тропам автор знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Также автор делает множество путевых наблюдений за поведением ямщиков и тех осетин, в сакле которых ему и Максиму Максимычу пришлось остановиться из-за метели, любуется дикой красотой кавказских гор, размышляет об увиденном и услышанном и приходит к определенным выводам. В романе Лермонтова дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения.

Образ дороги мы находим и в другом произведении Пушкина — романе «Капитанская дочка». В дороге Петр Гринев встречается с офицером Иваном Зуриным и с беглым казаком Емельяном Пугачевым. Эти люди позднее снова повстречаются на жизненном пути молодого человека и сыграют в его судьбе важную роль. В особенности это относится к Пугачеву, который, помня доброе отношение молодого барина, сохранит ему жизнь при взятии Белогорской крепости, а затем и поможет ему вызволить его любимую.

Таким образом, в литературных произведениях мы обнаруживаем отголосок древнейших представлений о дороге, как о судьбе человека. Дорога, путешествие в произведениях — это своего рода характеристика героя, ищущего свой жизненный путь. Те, с кем герой повстречался случайно, возможно, окажут большое влияние на все его будущее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой