Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое содействие становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Посредством докладов и публикаций на всероссийской научно-практической конференции «Формирование, обучение и развитие управленческого персонала в высших учебных заведениях» (Пенза, 2003 г.) — на научно-практической конференции «Преподаватель — основное звено образовательного процесса» (Челябинск, 2003 г.) — на межвузовской научно-практической конференции «Военное образование на современном этапе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретическое обоснование педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности
    • 1. Готовность курсантов военного вуза к исследовательской деятельности
    • 2. Гуманно ориентированное педагогическое содействие становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности
    • 3. Модель гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Экспериментальная проверка реализации модели гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности
    • 1. Цели, задачи и этапы экспериментальной работы
    • 2. Методика апробации и практической реализации модели гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности
    • 3. Результаты экспериментальной работы, их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Педагогическое содействие становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возрастание роли науки в жизни общества не могло не сказаться на научной деятельности военной высшей школы, где усилилось воздействие науки на учебно-воспитательный процесс, на содержание и характер подготовки офицеров. Перед высшей военной школой ставится задача массовой подготовки специалистов, не только овладевших необходимыми знаниями, но и способных пополнять свой научный багаж, активно участвовать в развитии науки и техники. Главным средством решения этой задачи является дальнейшее развитие исследовательской деятельности военных вузов на основе широкого привлечения к ней курсантов. Участие в исследовательской работе становится неотъемлемой составной частью подготовки офицеров.

В Российской армии постоянно происходит модернизация старых образцов техники на более прогрессивные, а также освоение техники нового поколения. Это требует использовать такие методы и средства учебной деятельности, которые бы побуждали курсантов на любой ступени учебного процесса или профессиональной деятельности самостоятельно добывать новые знания, активно усваивать достижения науки и техники. В приказе Министра обороны Российской Федерации № 10 от 4 января 2000 года отмечается, что профессорско-преподавательский состав должен «формировать у курсантов интерес к военно-научному творчеству, обучать методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыкам работы в научных коллективахразвивать у курсантов творческое мышление и самостоятельность, углублять и закреплять полученные при обучении знанияподготовить из числа наиболее способных и успевающих курсантов резерв научно-педагогических и научных кадров» [137, с. 34]. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в общих требованиях к образованности дипломированного специалиста отмечается, что выпускник военного вуза должен отвечать следующим основным требованиям «уметь на научной основе организовать свой трудбыть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, уметь приобретать новые знанияуметь решать нестандартные задачиставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук». Суммируя характерные черты взаимодействия науки и высшего образования в современный период, и обобщая наметившиеся в этой области тенденции, можно утверждать, что в наши дни определилась объективная потребность в более продуктивном участии военных вузов в научно — технической революции, в увеличении и улучшении использования её научного потенциала. Иначе говоря, зафиксирована социальная потребность в специалистах, способных творчески думать, умеющих грамотно осваивать, эксплуатировать и совершенствовать военную технику, проводить исследования различного характера, способных решать сложные военно-технические задачи, применять на практике элементы и методы исследования, быть хорошими руководителями, организаторами обучения личного состава, т. е. готовых к исследовательской деятельности.

Само по себе развитие науки не ведёт к автоматическому росту исследовательской деятельности высшей военной школы. Повышение уровня готовности к исследовательской деятельности в военном вузе возможно с помощью целенаправленного педагогического содействия становлению готовности к данной деятельности. Низкий уровень исследуемой готовности предполагает наличие этого содействия. Хотя, как показывает практика, данное педагогическое содействие в высших военных образовательных учреждениях не реализуется, более того, как правило, не ставятся задачи по необходимости персональной подготовке курсантов к исследовательской деятельности, основная часть профессорско-преподавательского состава не оказывает педагогического содействия становлению готовности курсантов к этой деятельности. Проведя опрос среди этой категории участников образования, отмечаем, что преподаватели понимают значимость исследовательской деятельности, но, тем не менее, не видят способов подготовки курсантов к данной деятельности.

Таким образом, современная практика образования характеризуется наличием противоречия между социальной необходимостью подготовки к исследовательской деятельности будущих специалистов и реальным состоянием готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности.

Анализ литературных источников и опыта различных исследователей показал, что проблема подготовки учащихся к исследовательской деятельности не теряет своей актуальности, тем самым, выдвигаясь на передний план. Научно-исследовательской деятельности, её специфике, видам и особенностям посвящены следующие работы и исследования: учебно-исследовательская деятельность (В.И. Андреев и др.) — научная организация педагогического исследования в вузе (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, М. П. Портков, В. К. Розов, Н. М. Яковлева, A.B. Ястребов и др.) — качество и эффективность научной деятельности (М.И. Банников, В. В. Мельничков, В. В. Петушков и др.) — научно-технический прогресс в вузе (Ю.С. Васильев, Ю. К. Михайлов, В. М. Николаев, A.A. Реан, Я. Л. Коломинский и др.) — структура научного исследования (И.Г. Герасимов,.

A.Я. Найн, Ф. Л. Ратнер и др.) — основы научных исследований (И.М. Грушко,.

B.И. Кругов, В. В. Попов и др.) — исследовательские умения (H.A. Демченкова, Г. В. Никитина, В. Н. Романенко, Н. К. Степаненков, Н. В. Сычкова и др.) — научно-исследовательская работа учащихся, студентов (В.И. Василовский, Н. В. Звягинцев, Т. Г. Калугина, E.H. Климов, Е. А. Козаков, П. И. Пидкасистый, С. А. Старченко, М. А. Ушаков и др.) — научно-исследовательская культура учителя (Т.Е. Климова и др.) — исследовательская работа студентов по высшей математике (И.О. Котлярова и др.) — исследовательская деятельность в управлении (В.И. Мухин и др.) — научные понятия (A.B. Усова) — природа, функции, методы исследования (А.П.

Егоршин, A.C. Прангишвили, А. Е. Шерозий, Ф. В. Басин и др.) и многие другие.

В военном образовании тематика исследовательской деятельности не менее актуальна и затронута такими исследователями, учёными и офицерами, как В. М. Бондаренко, В. И. Варваров, Д. А. Волкогонов, М. И. Галкин, Б. П. Груздев, С. П. Иванов, П. Ф. Исаков, Л. Г. Лаптев, Р. В. Маркитан, Л. Е. Мерзляк, Д. Ф. Сивоволов, И. А. Скородумов, Н. И. Смориго, Е. Ф. Сулимов, С. А. Тимаева, Ф. П. Тонких, С. А. Тюшкевич, И. Е. Хоменко, И. Е. Шавров, В. В. Шеляга, И. Н. Шкадов и др.

Вместе с тем, анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод, что проблема подготовки курсантов к исследовательской деятельности в военном вузе не рассмотрена в соответствии с гуманно ориентированным образованием, не фиксируется внимание на персональную педагогическую помощь, направленную на подготовку курсантов к исследовательской деятельности, не учитываются особенности военного вуза в подготовке курсантов к данной деятельности. Таким образом, в педагогике имеет место противоречие между большим вниманием, уделяемым необходимости подготовки курсантов к исследовательской деятельности и недостаточным количеством работ, раскрывающих гуманно ориентированный подход в подготовке курсантов к данной деятельности в военном вузе.

На основании этого нами была выделена проблема исследования'. подготовка курсантов к исследовательской деятельности в соответствии с признаками гуманного образования и осуществление её в военном вузе.

Актуальность исследования, востребованность со стороны практики, а также теоретическая возможность разрешения обострившихся противоречий вместе с выдвинутой нами проблемой определили тему исследования: «Педагогическое содействие становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности.

Объект исследования — образовательный процесс в военном вузе.

Предмет исследования — становление готовности курсантов к исследовательской деятельности в образовательном процессе военного вуза.

Гипотеза исследования. Становление готовности курсантов к исследовательской деятельности в высшем военном образовательном учреждении будет достигать достаточного для самостоятельных исследований в профессиональной деятельности офицера уровня, если гуманно ориентированное педагогическое содействие становлению данной готовности будет осуществляться на основе соответствующей модели, выстроенной по следующим основаниям: а) учёту выявленного уровня готовности курсантов к исследовательской деятельности и направленности на рост проектируемого уровняб) распределению функций между преподавателем и курсантами в зависимости от выявленного уровня готовности к уровню, к которому осуществляется переходв) изменению на каждом этапе подготовки курсантов к исследовательской деятельности в зависимости от достигнутого уровня готовности педагогических средств, применяемых в образовательном процессе.

Исходя из гипотезы, цели и предмета исследования, были определены следующие задачи.

1. Выявить состояние подготовки курсантов военного вуза к исследовательской деятельности в теории и практике образования.

2. Уточнить гуманно ориентированные педагогические условия становления готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности.

3. Обосновать модель гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности.

4. Экспериментально апробировать модель гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности в реальных условиях военного вуза.

Теоретико-методологической основой исследования является:

• системный подход (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, А. Г. Гостев, Ю. А. Конаржевский, Ф. Ф. Королёв, Н. В. Кузьмина, В. Н Садовский, Г. Н. Сериков, П. Т. Фролов, Т. И. Шамова, Э. Г. Юдин и др.);

• системно-синергетический подход (Д.Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков, Н. М. Таланчук и др.);

• теории гуманно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, B.JI. Бенин, И. А. Зимняя, А. Маслоу, Н. И. Пирогов, Д. Реале, К. Роджерс, Г. Н. Сериков и др.);

• психологическая теория деятельности (JI.C Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, В. М. Рогинский, C.JI. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, В. Д. Шадриков и др.);

• теория образованности (Г.Н. Сериков);

• теория личностно-ориентированного подхода (В.А.Беликов, А. Г. Гостев, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. О. Котлярова, И. С. Якиманская и др.);

• теория исследования (В.И. Андреев, С. И. Архангельский, А. И. Банников, В. М. Бондаренко, В. И. Журавлёв, Н. В. Звягинцев, И. О. Котлярова, E.H. Климов, Т. Е. Климова, В. В. Мельничков, A.C. Прангишвили, Ф. П. Тонких, Н. В. Сычкова, Н. М. Яковлева, A.B. Ястребов и др.);

• научно-теоретические подходы к осуществлению педагогических исследований (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. А. Беликов, А. Г. Гостев, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, В. И. Михеев, А .Я. Найн, Г. Н. Сериков, М. Н. Скаткин, В. М. Рогинский и др.);

• теория профессионального образования (Д.Ф. Ильясов, B.C. Леднёв, Г. В. Никитина, А. И. Пискунов, В. Н. Романенко и др.);

• методика постановки и решения задач (Г.А. Балл, H.H. Тулькибаева, A.B. Усова, Н. М. Яковлева и др.).

Для решения поставленных в данной работе задач использовались следующие методы исследования-.

• анализ нормативных документов, психолого-педагогической, научно-методической и специальной военно-педагогической литературы для выявления рассматриваемой проблемы в современной дидактике и практике преподавания в военных вузах;

• методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, сравнения, обобщения, аналогии, конкретизация теоретического материала, анализ продуктов образовательной деятельности курсантов;

• диагностические методы: анализ документации, контрольные срезы, анализ экспертных данных, метод экспертных оценок, анализ и интерпретация результатов работы, анализ продуктов деятельности курсантов;

• статистические методы обработки экспериментальных данных для проверки эффективности разрабатываемой модели;

• методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогическое моделирование, интервьюирование, собеседование, педагогический эксперимент.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось несколько этапов в течение 2001 — 2005 гг. на базе Челябинского высшего военного командного училища (военного института).

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) осуществлялось изучение и анализ научной, психолого-педагогической, философской литературы, диссертационных работ и авторефератов по теме исследования, а также изучение состояния и степени разработанности проблемы в практике обучения в военном вузе, анкетирование преподавателей (офицеров) общеобразовательных и военных дисциплин. На данном этапе проведён констатирующий эксперимент, разработаны уровни и критерии оценки уровня готовности курсантов к исследовательской деятельности, выявлены состояние обобщенных характеристик готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности и сложившийся уровень готовности курсантов к данной деятельности, выбраны методы математической статистики для обработки и оценки достоверности результатов, полученных в процессе эксперимента. Это позволило сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу исследования.

На данном этапе применялись следующие методы исследования: анализ нормативных документов и различной документации, психолого-педагогической, научно-методической и специальной военно-педагогической литературы для выявления рассматриваемой проблемы в современной дидактике и практике преподавания в военных вузахпедагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, собеседованиеметоды теоретического анализа и синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, аналогии, конкретизация теоретического материалапедагогическое моделированиеанализ продуктов образовательной деятельности курсантов.

На втором этапе (2002 — 2004 гг.) выявлены гуманно ориентированные педагогические условия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельностиопределены критерии оценки уровня готовности курсантов к данной деятельностиразработаны алгоритм и уровневая характеристика исследовательских заданийтеоретически обоснована и разработана модель гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности. Подготовка и проведение формирующего эксперимента и первичная апробация двух вариантов реализации модели гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности позволило проверить и корректировать рабочую гипотезу.

На втором этапе применялись следующие методы исследования: педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, собеседование, интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ экспертных данных, метод экспертных оценок, контрольные срезы, анализ экспериментальных данных с помощью аппарата математической статистики.

На третьем этапе (2004 — 2005 гг.) проведен повторный формирующий эксперимент для подтверждения положений выдвинутых в гипотезе. Анализировались результаты эксперимента, систематизировалась полученная информация, определялась практическая значимость. исследования, внедрялись результаты работы в практику высших военных образовательных учреждений. Разработаны методические рекомендации по результатам исследования, сформулированы основные выводы, выполнено оформление диссертации.

На данном этапе применялись следующие методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности курсантов, статистические методы обработки экспериментальных данных, анализ и интерпретация результатов работы.

Научная новизна исследования.

1. Уточнено понятие готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности как внутреннее свойство, приобретаемое в образовательном процессе под воздействием системы педагогических условий, характеризующееся степенью сформированности обобщенных характеристик (осведомленность — отражает сведения курсантов о научных исследованиях, сознательность — мера направленности, отражения собственного отношения и сознательного стремления курсантов к исследовательской деятельности, действенность — показывает отношение курсантов к усвоенным сведениям и к научным исследованиям, умелостьспособность курсантов пользоваться усвоенными сведениями и осуществлять исследовательскую деятельность), благодаря которому (свойству) курсанты могут организовывать, планировать и осуществлять исследовательскую деятельность для достижения поставленных перед собой целей и задач.

2. Разработана и обоснована модель гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности, которая выстраивается по следующим основаниям: а) учёту выявленного уровня готовности курсантов к исследовательской деятельности и направленности на рост проектируемого уровняб) распределению функций между преподавателем и курсантами в зависимости от выявленного уровня готовности к уровню, к которому осуществляется переходв) изменению на каждом этапе подготовки курсантов к исследовательской деятельности в зависимости от достигнутого уровня готовности педагогических средств, применяемых в образовательном процессе.

Теоретическая значимость исследования.

1. Определены педагогические средства, направленные на реализацию гуманно ориентированных педагогических условий становления готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности.

2. Уточнённое понятие готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности может служить ориентиром для использования в педагогических теориях модернизации системы военного образования.

3. Обоснованна и разработана модель гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности, которая может служить ориентиром в процессе подготовки курсантов военных вузов к исследовательской деятельности.

Практическая значимость исследования.

1. Уточненное гуманно ориентированное педагогическое содействие становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности является ориентиром для педагогического коллектива при подготовке курсантов военного вуза к данной деятельности.

2. Разработанные методические рекомендации по реализации модели гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности позволяют использовать полученные результаты в практике военных образовательных учреждений.

Научная обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов диссертационного исследования обеспечивались их согласованностью с фундаментальными положениями теории познания, философии, психологии, педагогикирепрезентативностью экспериментальной выборки, соблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментов, использованием непараметрических методов математической статистики для обработки экспериментальных данных, апробацией результатов исследования на разных этапах эксперимента, экспериментальным подтверждением гипотезы исследованияработой автора диссертационного исследования в качестве старшего преподавателя кафедры боевых машин и автомобильной подготовки Челябинского высшего военного командного училища (военного института).

Положения, выносимые на защиту.

1. Гуманно ориентированный образовательный процесс является эффективной предпосылкой становления готовности курсантов к исследовательской деятельности.

2. Педагогическое содействие становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности предполагает выстраивание по следующим основаниям: а) учёту выявленного уровня готовности курсантов к исследовательской деятельности и направленности на рост проектируемого уровняб) распределению функций между преподавателем и курсантами в зависимости от выявленного уровня готовности к уровню, к которому осуществляется переходв) изменению на каждом этапе подготовки курсантов к исследовательской деятельности в зависимости от достигнутого уровня готовности педагогических средств, применяемых в образовательном" процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось:

• в ходе экспериментальной работы;

• посредством докладов и публикаций на всероссийской научно-практической конференции «Формирование, обучение и развитие управленческого персонала в высших учебных заведениях» (Пенза, 2003 г.) — на научно-практической конференции «Преподаватель — основное звено образовательного процесса» (Челябинск, 2003 г.) — на межвузовской научно-практической конференции «Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2003 г.) — на всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2003 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Социально-психологические аспекты формирования личности» (Шадринск, 2004 г.) — в тематическом сборнике научных трудов «Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов» (Челябинск, 2004 — 2005 гг.) — на всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Москва-Челябинск, 2004 г.) — на VI региональной межвузовской научно-практической конференции «Офицер Российской армии XXI века. Воспитательные проблемы его подготовки» (Челябинск, 2005 г.) — на научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогической диагностики в школе и в вузе» (Челябинск, 2005 г.);

• при чтении лекций и проведении групповых, практических, лабораторных занятий, самостоятельных работ под руководством преподавателя с курсантами первого, второго курса Челябинского высшего военного командного училища (военного института) (2001 — 2005 гг.);

• при проведении военно-научного кружка, спецсеминаров исследовательского характера, исследовательских семинаров, олимпиад, конференций;

• на семинарах кафедры педагогики и профессионального образования (Южно-уральский государственный университет) — на семинарах школы молодого исследователя (Челябинское высшее военное командное училище (военный институт)), под руководством Г. Н. Серикова.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. В результате проведения констатирующего эксперимента выявлено начальное состояние готовности курсантов к исследовательской деятельности, т. е. курсанты не осведомленны в вопросах исследовательской деятельности, не осознают значимость данной деятельности, отсутствует активность в реализации данной деятельности на практике, не умеют ставить цели, задачи, работать с несколькими источниками информации, формулировать гипотезу и т. д. Курсанты показали высокую потребность в подготовке к исследовательской деятельности и низкий уровень готовности к её практическому осуществлению. Это обусловило необходимость оказания педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности.

2. Для подготовки курсантов к исследовательской деятельности были разработаны характеристика и алгоритм исследовательских заданий, направленных на становление готовности курсантов к исследовательской деятельности. Соответствие уровню данной готовности определялось по умению выполнять исследовательские задания.

3. В силу замысла эксперимента исследования разработанная модель педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности реализовалась в двух вариантах.

В первой экспериментальной группе реализовалась модель педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности с учётом гуманно ориентированной направленности.

Во второй экспериментальной группе реализовалась модель педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности без учёта гуманно ориентированной направленности.

4. В ходе экспериментальной работы выявлены существенные и значительные различия в приращениях готовности курсантов к исследовательской деятельности в отобранных случайным образом контрольной и экспериментальных группах. Максимальное и самое значительное различие выявилось при сравнении контрольной группы с первой экспериментальной группой. Это позволило нам утверждать, что разработанная модель педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности, имеющее гуманно ориентированную направленность, представленное нами в диссертационной работе способствует успешному становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности.

5. Достоверность получаемых эмпирических данных в проводимой экспериментальной работе обеспечивалась статистической обработкой экспериментальных данных с помощью критерия %2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышение качества подготовки специалистов — важная задача, поставленная перед педагогами высшей школы, в том числе и военной. Существует ряд направлений её решения. Один из путей повышения качества подготовки офицерских кадров — участие курсантов в исследовательской деятельности.

Современная армия нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, осваивать новую технику и грамотно её эксплуатировать, готовых решать сложные военно-технические задачи, применять на практике элементы исследования, научные методы исследования, достижения науки и техники. Эти требования обусловливают необходимость усиленного внимания при подготовке будущих офицеров в системе высшего военного образования к вопросам научного исследования. Конечно, не каждый выпускник военного вуза станет учёным, но любому их них придётся творчески трудится, используя положения науки, внедрять её достижения в практику обучения и воспитания личного состава. Знакомство обучаемых с проблемами современной науки расширяет их кругозор, помогает им яснее представить и понять перспективы научно-технического прогресса. Личное участие в исследованиях приучает воспитанников военных вузов к самостоятельности, вырабатывает целеустремлённость, стремление к достижению цели, умение выходить из неординарных ситуаций и т. д. Навыки исследовательской деятельности, приобретённые в военном вузе, помогают впоследствии выпускникам быстрее осваивать и успешнее выполнять обязанности в войсках.

Таким образом, в диссертационной работе изучено состояние проблемы подготовки курсантов военного вуза к исследовательской деятельности в соответствии с признаками гуманного образования. Существующая социальная потребность в исследовательской деятельности, реальное положение дел в теории педагогики и практике образования, а также рассмотренные функции исследования в профессиональной деятельности офицеров обусловливают необходимость подготовки курсантов военного вуза к исследовательской деятельности в образовательном процессе. Реализовать это возможно через разработанную модель гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности.

Анализируя различные работы учёных по данной тематике, мы пришли к выводу, что для осуществления на практике исследовательской деятельности необходимо быть готовым к ней. Готовность курсантов к исследовательской деятельности мы рассматриваем как аспект образованности, взяв за основу модель образованности человека (Т.Н. Сериков). Модель готовности курсантов к исследовательской деятельности повторяет модель образованности человека с некоторыми изменениями во взаимосвязях между компонентами модели.

Уточнено понятие «готовность курсантов к исследовательской деятельности», под которым мы понимаем внутреннее свойство, которое приобретается в образовательном процессе под воздействием системы педагогических условий, характеризующееся степенью сформированности обобщенных характеристик, благодаря которому, курсанты могут организовывать, планировать и осуществлять исследовательскую деятельность для достижения поставленных перед собой целей.

В качестве обобщенных характеристик готовности курсантов к исследовательской деятельности целесообразно использовать обобщенные характеристики образованности: осведомленность, сознательность, действенность и умелость. Осведомленность — отражает сведения курсантов о научных исследованиях, сознательность — мера направленности, отражения собственного отношения и сознательного стремления курсантов к исследовательской деятельности, действенность — показывает отношение курсантов к усвоенным сведениям и к научным исследованиям, умелостьотражает способность курсантов пользоваться усвоенными сведениями и осуществлять исследовательскую деятельность.

В исследовании готовность курсантов к исследовательской деятельности соотнесена с уровневыми показателями и отделено четыре уровня готовности курсантов к данной деятельности: начальный, средний, выше среднего и достаточный. Выделенные уровни описаны характеристиками образованности с показателями: осведомлённость описана через полноту, точность, объём и размерностьсознательность через целеустремлённость, логичность, соотнесённостьдейственность с помощью активности и умелость через результативность.

В своём исследовании мы опираемся на системно-синергетическую концепцию гуманного образования, разработанную Г. Н. Сериковым. На основе этой концепции нами были выделены гуманно ориентированные педагогические условия становления данной готовности:

1. Предоставление дополнительных образовательных услуг по востребованности курсантов в исследовательской деятельности.

2. Оказание персональной помощи каждому курсанту, осуществляющему исследовательскую деятельность.

Систематическая реализация принципа гуманизма и гуманно ориентированных педагогических условий становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности составляют суть гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности.

В диссертационной работе раскрыты и описаны следующие признаки гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности:

• опора на субъект — субъектные отношения между преподавателем и курсантами;

• соответствие признакам гуманного образования (приоритетность сущностных свойств участников гуманного образования, направленность на становление готовности курсантов к исследовательской деятельностипаритетность во взаимоотношениях между преподавателем и курсантамисистемность процессуальных реализаций);

• распределение субъект — субъектных функций между преподавателем и курсантами, направленность на расширение функций курсантов в исследовательской деятельности и на сужение функций преподавателя в ней;

• предоставление дополнительных образовательных услуг по востребованности курсантов в исследовательской деятельности;

• оказание персональной помощи каждому курсанту, осуществляющему исследовательскую деятельность;

• систематизация содействия исследовательской деятельности с учётом выявленного состояния готовности курсантов к ней.

Опираясь на гуманное образование, становление готовности курсантов к исследовательской деятельности реализуется через модель педагогического содействия, содержащего гуманно ориентированную направленность. Под педагогическим содействием становлению готовности к исследовательской деятельности понимается деятельность педагога, направленная на создание педагогических условий в образовательном процессе с целью оказания общей и персональной помощи (поддержки) курсантам при подготовке их к исследовательской деятельности и для повышения уровня готовности курсантов к этой деятельности.

На основе системного и системно-синергетического подходов разработано, теоретически обоснована и реализована модель гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности, отличительными признаками которого являются:

1) выявленный уровень готовности курсантов к исследовательской деятельности;

2) проектируемый уровень готовности курсантов к исследовательской деятельности;

3) взаимодействие преподавателя и курсантов в процессе подготовки к исследовательской деятельности, включающее в себя: а) распределение функций между преподавателем и курсантамиб) педагогические средства, направленные на реализацию гуманно ориентированного педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельностив) содержание исследовательской деятельности курсантов и форму предоставления результатов исследовательской деятельности курсантов.

4) возможность реализации модели данного содействия на каждом этапе подготовки курсантов к исследовательской деятельности (в нашем исследовании это три этапа: переход от начального уровня готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности к среднему, переход от среднего уровня к выше среднему, переход от выше среднего к достаточному уровню готовности курсантов к исследовательской деятельности).

Педагогическое содействие становлению данной готовности реализуется в соответствии с гуманно ориентированным образованием на каждом этапе подготовки курсантов к исследовательской деятельности и предполагает выстраивание по следующим основаниям: а) учёту выявленного уровня готовности курсантов к исследовательской деятельности и направленности на рост проектируемого уровняб) распределению функций между преподавателем и курсантами в зависимости от выявленного уровня готовности к уровню, к которому осуществляется переходв) изменению на каждом этапе подготовки курсантов к исследовательской деятельности в зависимости от достигнутого уровня готовности педагогических средств, применяемых в образовательном процессе.

В исследовании представлены результаты констатирующего и формирующего экспериментов. В ходе проведения констатирующего эксперимента выявлено начальное состояние готовности курсантов к исследовательской деятельности. Курсанты показали высокую потребность в подготовке к исследовательской деятельности и низкий уровень готовности к её.

181 практическому осуществлению. Это обусловило необходимость оказания педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности.

Для становления данной готовности возникла необходимость характеристики исследовательских заданий, для реализации которых был разработан алгоритм. Соответствие уровню готовности курсантов к исследовательской деятельности определялось по умению выполнять исследовательские задания, решать исследовательские задачи.

В силу замысла формирующего эксперимента исследования разработанная модель педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности реализовалась в двух вариантах.

В первой экспериментальной группе реализовалась модель педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности с учётом гуманно ориентированной направленности.

Во второй экспериментальной группе реализовалась модель педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности без учёта гуманно ориентированной направленности.

В ходе экспериментальной работы выявлены существенные и значительные различия в приращениях готовности курсантов к исследовательской деятельности в отобранных случайным образом контрольной и экспериментальных группах. Самое значительное различие выявилось при сравнении контрольной группы с первой экспериментальной группой. Это позволило нам утверждать, что разработанная модель педагогического содействия становлению готовности курсантов к исследовательской деятельности, содержащая гуманно ориентированную направленность, представленная нами в диссертационной работе способствует успешному становлению готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности. Полученные экспериментальные данные обрабатывались с помощью аппарата математической статистически (критерий %).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Для удобства мы оформили пример в таблицу 8, представленную ниже.
  2. B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Пособие для профессорско-преподавательского состава высшей школы. -М.: Педагогика, 1995. 95 с.
  3. А.Н. Системное познание мира / Методол. проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  4. Г. Н., Чихачев В. П. Пути активизации взаимодействия преподавателя и студента в учебном процессе современного вуза /
  5. Содержание, формы и методы обучения в высшей и среднейспециальной школе: Обзор, информ. Выпуск 5. — М.: НИИВШ, 1987. — 36 с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 557 с.
  7. Ш. А. Педагогика наших дней. Краснодар, 1989. — 27 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2.- Казань: Изд-во КГУ, 1998. 317 с.
  9. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  10. С.И. Вопросы измерения, анализ и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975. — 63 с.
  11. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 126 с.
  12. Ю.Архангельский С. И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований. -М.: Знание, 1979. 97 с.
  13. А.Г. Психология личности. М.: МГПИ, 1990 — 103 с.
  14. Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. -М.: Мир, 1969
  15. П.Афанасьев А. Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  16. М.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982. 280 с.
  18. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  19. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 183 с.
  20. JI.H. Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1997. — 30 с.
  21. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: Дидактическая концепция: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  22. В. Л. Гуманизация образования // Фундаментализация образования в современном обществе: тез. докл. России: научно-практич. конфер. (29−30 мая 1997).- Уфа: Восточный университет, 1998.-Ч. 1.-С. 12−15
  23. В.Л. Педагогическая культура философско-социологический анализ. — Уфа: БашГПИ, 1997. — 244 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогические технологии. М., 1989.- 192 с.
  25. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общ. ред. A.C. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Басина. / Колл. монография в 4-х т. Тбилиси: Мецнисреба, 1978
  26. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1987. -№ 8.-С. 39−53.
  27. Й.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  28. A.M., Твердохлебов В. А. Целенаправленное поведение автоматов. Киев: Наук, думка, 1975
  29. Большой энциклопедический словарь.-2-e изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 1465 е.: ил.
  30. В.М. Наука как фактор обороноспособности советского государства. Учебное пособие. М.: ВПА, 1974. — 175 с.
  31. БСЭ / Под ред. A.M. Прохорова. М., 1972. — С. 495−499.
  32. В.В. Научный эксперимент / Отв. ред. B.C. Тюхтин. АНСССР: Ин-т философии. — М.: Наука, 1989. — 98 с.
  33. К.Я. Модульное обучение. М.: Педагогика, 1991. — 127 с.
  34. В.И., Мерзляк JI.E. Командир и подчинённые. М.: Воениздат, 1986. — 168 с.
  35. М. Модели: Репрезентация и научное понимание / Пер. с анг.- Общ. ред. и предисловие И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988
  36. В.И. Организация самообразования старшеклассников / Вопросы совершенствования учебно-воспитательной работы в общеобразовательной профессиональной школе: Сб. научн. тр. -Краснодар: КГУ, 1990.- 131 с.
  37. Ю.С., Михайлов Ю. К., Николаев В. М. Вуз-научно-техническому прогрессу. М: Высшая школа, 1985.- С. 7−12.
  38. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлёва. -М.: Просвещение, 1988
  39. A.A. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  40. JI.K. Подготовка студентов к воспитательной работе с октябрятами: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1985. 266 с.
  41. Воинский труд: наука, искусство, призвание. Монография / Ответственные редакторы: Академик МААН Лаптев Л. Г., доцент Маркитан Р. В., Хоменко И. Е. М.: Совершенство, 1998. — 480 с.
  42. Вопросы научного руководства в Советских Вооружённых Силах / Под ред. Е. Ф. Сулимова, В. В. Шеляга. М.: Воениздат, 1973. — 268 с.
  43. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976. — 523 с.
  44. Л.С. Мышление и речь// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М. 1989.-С. 153−175.
  45. П.Я. Введение в психологию.- М.: Педагогика, 1988. 344 с.
  46. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  47. В.М. и др. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы, 1987. № 8. — С. 17−23.
  48. И. Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке М.: Мысль, 1985. — 215 с.
  49. .С. Образование в третьем тысячелетии. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 1997. 120 с.
  50. .С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. педагогика. 1987. — № 7. — С. 57−62.
  51. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. — 132 с.
  52. Н.Ф. Особенности самообразовательной деятельности старшеклассников // Сов. педагогика. 1983. — № 5. — С. 47−50.
  53. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. -М.:3нание, 1991.- 160 с.
  54. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М., 1977. — 136 с.
  55. .П. Военное образование и военная наука в России (история и современность). М.: Изд-во Министерства обороны РФ, 2001. — 396 с.
  56. Гуманизм и Возрождение// Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. «Средневековье», 1994. Т.2. — С. 212−286.
  57. Г. И. Значение консультаций для организации самообразования школьников // Формирование у учащихся готовности к самообразованию: Сб. статей / Отв. ред. И. Ф. Герасименко. -Волгоград: ВГПИ, 1977. — С. 92−96.
  58. В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Научно-методическое пособие. М.: Академия ФСБ, 1997
  59. Дафт Р. Я Менеджмент: Пер. с анг. 2-е изд. СПб: Питер, 2001. — 829 с.
  60. H.A. Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя в курсе методики преподавания математики в педвузе. Автореферат дис.. к.п.н., Саранск, 2000. 21 с.
  61. A.C. Профессия // Большая советская энциклопедия: В 30-Т- М.: Сов. Энциклопедия, 1975. Т.21.- 155 с.
  62. M. Е., Железяко В. М., Жернов В. И. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов / Метод, указания. Челябинск, 1990. — 80 с.
  63. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы / Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 205 с.
  64. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  65. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы (особенности деятельности студентов и преподавателей вуза). Минск: Изд-во БГУ, 1978.-320 с.
  66. С.П. О научных основах управления войсками. М.: Воениздат, 1975. — 111 с.
  67. Д.Ф. Разработка индивидуальных учебно-самообразовательных программ: Метод, пособие / Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: ЧИПКРО, 1996. — 58 с.
  68. Д.Ф. Целевые программы повышения квалификации учителя в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся: Дис.. канд.пед.наук.-Курган, 1996. 180 с.
  69. Д.Ф., Сериков Г. Н. Принцип регулируемого' эволюционирования в педагогике. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-336 с.
  70. Д.ф., Сериков Г. Н. Теория управления образованием: Учебное пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 344 с.
  71. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. / Под ред. М. А. Ушакова. -М.: Сентябрь, 1999. 192 с.
  72. М.С. Человеческая деятельность. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974.-328 с.
  73. Т.Г. Научно-исследовательская работа учащихся в инноввационном учебном заведении. Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. 79 с.
  74. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Дис.. канд.пед.наук.-Челябинск, 1995. 163 с.
  75. Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя. Дис.. док.пед.наук. Оренбург, 2001. — 34 с.
  76. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 170 с.
  77. Е.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. Киев, 1990. — 79 с.
  78. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 288 с.
  79. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: Образовательный центр «педагогический поиск», 1999. 224 с.
  80. Ф.Ф. Системный подход и возможность его приложения в педагогике // Проблемы теории воспитания. Ч. 1. Воспитание как предмет исследования. М., 1974. — 216 с.
  81. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Полит, литра, 1979.-215 с.
  82. H.JI. Единство и различие терминов «условие» и «средство» в педагогике // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(57) / Сост. И. К. Журавлёв, B.C. Шубинский.-М.: Педагогика, 1991.- 96 с.
  83. И.О. Исследовательская работа студентов по высшей математике: Учебное пособие. Челябинск: ЧГТУД995. — 43 с.
  84. И.О., Сериков Г. Н. Системное представление об исследовании: Учебное пособие.- Челябинск: ЧГТУ, 1996. 81 с.
  85. Краткий политический словарь/ Под ред. Д. А. Оникова, Н. В. Шилина, 1978.-398 с.
  86. Краткий психологический словарь/Под ред. A.B. Петровского, 1985. 431 с.
  87. Краткий справочник по педагогической технологии/ Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  88. H.B. Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки // Методы системного педагогического исследования.- JL: Изд-воЛГУ, 1980.- 172 с.
  89. K.M. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая Книга, 1999.-272 с.
  90. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  91. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. -М.: Педагогика, 1980. 264 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  93. В.М. Педагогическое содействие самоопределению молодёжи на военную профессию. Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. 157 с.
  94. Л.В. Дидактические условия формирования умений профессиональной деятельности курсантов военного авиационного института в процессе тренажной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 180 с.
  95. М.В. Методика организации опытной работы / Учеб. пособие учителю. -М.: Просвещение, 1987. — 136 с.
  96. А. Мотивация и личность. Нью-Йорк: Харнер и Роу, 1954.232 с.
  97. A.B. Диалектика деятельности и потребностей общества. — Белгород, 1972.-95 с.
  98. Юб.Маркарян Э. С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии, 1972. № 10 — С. 77−86.
  99. Математическое моделирование / Ред. Дж. Эндрюс, Р. Мак-Лоун.- М.: Мир, 1979
  100. С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе. -Челябинск, 1971.-330 с.
  101. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. — 223 с.
  102. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие/ Под редакцией А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  103. Методология военно-научного познания. / Под ред. генерала И. Е. Шаврова, полковника М. И. Галкина. -М.: Воениздат, 1977. 432 с.
  104. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и научных работников, занимающихся вопросами педагогических исследований. М.: Высш.шк., 1987. — 200 с.
  105. H.H. Математика ставит эксперимент.- М.: Наука, 1979
  106. В.И. Основы теории управления. Учебник. М.: Экзамен, 2002. — 256 с.
  107. АЛ. Инновации в образовании. Челябинск: ФИПО РФ, 1995. — 281 с.
  108. Пб.Найн А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент //
  109. Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  110. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999.-328 с.
  111. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Челябинский Дом печати, 1996
  112. Г. В., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб: Изд-во С-Петербургского университета, 1992. — 168 с.
  113. И.Б. Реализация межпредметных связей курса физики с общеобразовательными и специальными дисциплинами в военном вузе: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 194 с.
  114. JI. Структуры человеческой деятельности. -М.: Прогресс, 1984.- 176 с.
  115. Обзорная информация. Научно-исследовательская работа студентов в курсе геометрии и графики.- М.: Отдел научной информации НИИВШ, 1977.-71с.
  116. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. -М.: Военное издательство, 1994. 146 с.
  117. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  118. Основы научной организации труда в Ввузах / Под ред. Ф. П. Тонких. -М.: Воениздат, 1974. 366 с.
  119. Основы научных исследований. / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов и др., М.: Высш. шк., 1989. — 400 с.
  120. Основы политического и воинского воспитания. Учебное пособие для политической учёбы прапорщиков и мичманов Вооружённых Сил СССР./Под ред. Д. А. Волкогонова. М.: Воениздат, 1977.- 319 с.
  121. Основы философии в вопросах и ответах / Учеб. пособие для высших учебных заведений. Ростов-нД: Феникс, 1997. — 448 с.
  122. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнова, И. Б. Котова, E.H. Шиянова, Т. И. Бабаева и др- под ред. С. А. Смирнова. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 512 с.
  123. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / В. И. Журавлёв, М. П. Портков и др.- под ред. П. И. Пидкасистого М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
  124. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. 604 с.
  125. Педагогический словарь. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1960. -Т.1. — 774 с.
  126. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  127. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогичесское общество России, 1999. 354 с.
  128. Н.И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1985.
  129. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя// Сов. Педагогика. -1985. № 12.- С.42−47.
  130. C.B. Лингвистический анализ текста и обучение русскому языку//Активные формы организации обучения русскому языку в вузе и в школе: Сб. науч.-метод. трудов. Тверь: ТГУ, 1994. — С. 33−38.
  131. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: АН СССР, 1960.- 174 с.
  132. Ю.В. Модель педагогического содействия самообразованию курсантов военного вуза. Дис.. канд.пед.наук.-Челябинск, 2002. 174 с.
  133. Ю.В. Подготовка курсантов к самообразовательной деятельности // Научный сборник № 5. Челябинск: ЧТИ, 2001.- СЛ 108.
  134. Ю.В. Педагогическое содействие самообразованию учащихся юношеского возраста в условиях военного вуза //Метод, рекомендации. Челябинск: ЧТИ, 2002. — 32 с.
  135. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. — М.: Новая школа, 1995. 256 с.
  136. А.Н. Формирование профессиональных качеств у курсантов вузов танковых, мотострелковых войск: Дис.. канд. пед. наук. -Казань, 2000. 206 с.
  137. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 10 от 4 января 2000 г. Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации. Москва, 2000. — 132 с.
  138. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для рук. образов, учреждений и территориальных образов, систем / A.M. Моисеев и др. М.: Пед. о-во России, 2001.-251 с.
  139. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для рук. образов, учреждений и территориальных образов, систем / Под ред. A.M. Моисеева. М.: Пед. о-во России, 2001. — 382 с.
  140. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  141. П.Д. Аналитические способности мышления. Автореф. дис.. д-ра философских наук.- Минск, 1966. 32 с.
  142. Ю.П. Методы анализа и интерпретации эксперимента. — М.: Изд-воМГУ, 1990.-123 с.
  143. Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом. Автореферат дис.. д.п.н., Казань, 1997.- 26 с.
  144. A.A., Коломинский Я. Л. Технология творческого мышления: -практическое пособие. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 432 с.
  145. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика.-СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 432 с.
  146. В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения. Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1967. — 17 с.
  147. В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза).- М.: Высш. шк., 1990. 112 с.
  148. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека / Пер. с анг.- М., 1994. 289 с.
  149. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1989.- Т.2.-322 с.
  150. C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. С. 219−234.
  151. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1946. — 152 с.
  152. В.Н. и др. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  153. B.C. Педагогика теории: Управление педагогическими системами. Смоленск: СГПУ, 1999. — 102 с.
  154. Г. Н. Основание педагогических исследований. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. — 238 с.
  155. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.- С. 29−46.
  156. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991.- С.186−207.
  157. Г. Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002. -416 с.: ил. 2.
  158. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  159. Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Монография. Челябинск: изд-во «Факел», 1998. — 664 с.
  160. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: В 4-х ч. Системное видение образования. — Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994.-Ч. 1. -169 с.
  161. Г. Н., Ларионов В. М. Дидактические материалы по организации ознакомительной практики студентов: Учебное пособие. -Челябинск: ЧГТУ, 1992. 72 с.
  162. Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография.- Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-242 с.
  163. Д.Ф. Формирование профессиональной адаптации курсантов.//Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути их решения. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Челябинск: ЧВАИ, 2003. — С. 3437.
  164. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  165. И.А. Становление командира.—М.: Воениздат, 1982. 207 с.
  166. Словарь иностранных слов. -18-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1989. — 624 с.
  167. Н.И., Исаков П. Ф. Заместитель командира роты (батареи) по политчасти. / Под ред. М. Г. Соболева.-2-е изд., дораб. М.: Воениздат, 1982. — 256 с.
  168. С. А. Интеграция содержания естественно-научного образования в лицее теоретико-практический аспект. М.: Изд-ий дом «Подмосковье», 2000.- 280 с.
  169. H.K. Формирование в учебном процессе практических умений как средство подготовки школьников к самообразованию // Подготовка учащихся к самообразованию актуальная задача школы / Отв. ред. Б. Ф. Райский. — Волгоград: ВГПИ, 1976. — С. 144−153.
  170. В.А. О воспитании.-М.: Просвещение, 1973. 252 с.
  171. Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов вуза в исследовательскойдеятельности. Автореферат дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 24 с.
  172. Н.В. Теоретические основы формирования умений исследовательской деятельности будущих учителей. Учебное пособие. Магнитогорск: МАГУ, 2001. — 85 с.
  173. Н.Ф. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань: НИИССО РАО, 1993
  174. Г. А. Формирование умений интегративно-познавательной самостоятельной деятельности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в военно-инженерных учебных заведениях: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 203 с.
  175. С.А. Педагогические условия формирования обобщённых инженерных умений у курсантов младших курсов высших военно-инженерных учебных заведений. Дис.. канд. пед.наук. Челябинск, 2000.- 185 с.
  176. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Педагогика, 1969. 304 с.
  177. H.H., Усова A.B. Методика обучения учащихся умению решать задачи /Учеб. пособие к спецкурсу. — Челябинск: ЧГПИ, 1981.88 с.
  178. С.А. Законы войны: сущность, механизм действия, факторы использования. М.: Книга и бизнес, 2002. — 360 с.
  179. Д.Н. Общее учение об установке.// Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.- С. 101−108.
  180. А.И. Учебные задания и процесс обучения.- М.: Педагогика, 1989.-54 с.
  181. A.B. Дидактические основы формирования у учащихся учебных умений и навыков// Совершенствование педагогической работы в вузе/ Под ред. А. К. Тащива.- Челябинск, 1979. С. 156−167.
  182. A.B. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций.- Санкт- Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. 157 с.
  183. A.B. Теория и практика развивающего обучения / Учеб. пособие. Издание второе. — Челябинск: Изд-во «Факел» ЧГПУ, 1998. 31 с.
  184. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  185. A.B., Вологодская З. А. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике / Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во «Факел» ЧГПУ, 1996. — 126 с.
  186. Устав внутренней службы вооружённых сил Российской Федерации. -М.: Военное издательство, 1994 г.- 322 с.
  187. .М. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профориентационной работе в школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1993.- 19 с.
  188. Учебный материал и учебные ситуации: Психологические аспекты / Под ред. Г. С. Костюк, Г. А. Балла. К.: Рад. шк., 1986. — 143 с.
  189. P.M. Энциклопедия современного управления. Организация как функция управления. М.: ВИПК «Энерго», 1992.- Т.2.- 168 с.
  190. Е.Ф. Признаки направленности содержания самостоятельной работы студентов на становление их готовности к самообразованию. Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 24 с.
  191. Философия науки: История и методология. М., 1998
  192. Философская энциклопедия. M.: Сов. энциклопедия, 1970. — Т.5. -1537 с.
  193. Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. 5-е изд. -М.: Политиздат, 1987. 590 с.
  194. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1983.- 837 с.
  195. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  196. П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж, 1984. — 216 с.
  197. H.A. Предметные средства эксперимента // Проблемы исследования структуры научного познания. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1970.-С. 151−166.
  198. В.Л. Философский анализ проблемы соотношения теории и эксперимента в релятивистской физике.- Киев: Наук, думка, 1974.2Ю.Цеснек Л. С. Новые методы системного прогнозирования.- М.: НИИВО, 1992
  199. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 135 с.
  200. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Наука», 1982. -185 с.
  201. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал, 1980. Т. 1. — № 3. — С. 33−46.
  202. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов.- 2-е изд. перераб. и доп. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1996. — 318 с.
  203. H.A. Дидактические условия активизации познавательной самостоятельности студентов ИФК (на примере изучения иностранного языка). Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 170 с.
  204. ШамоваТ.И. Активизация учения школьников. -М.: Знание, 1979. 96 с.
  205. В.А. Проблемы методологии научного познания: Монография- М.: Высшая школа, 1978. 269 с.
  206. Д.Б. Избранные психологические труды, (под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко). М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  207. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батищева.- М.: АПО, 1999. Т.З. — 488 с.
  208. Э.Г. Понятие деятельности как методологическая проблема. Методологические проблемы исследования деятельности. М., 1976
  209. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки.- М.: Наука, 1978. 391 с.
  210. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: КГУ, 1989.-214 с.
  211. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, познание социальной реальности. М.: «Добросвет», книжный дом «Университет», 1998. — 596 с.
  212. Н.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  213. Т.Н. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999. — 24 с.
  214. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск: ЧГПИ, 1987. 68 с.
  215. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Дис.. докт.пед.наук.-Челябинск, 1992.-403 с.
  216. A.B. Моделирование научных исследований как средство оптимизации обучения студента педагогического вуза. Автореферат дис.. д.п.н., Ярославль, 1997, — 28 с.
  217. Britannica CD. Version 97.-Encyclopedia Britannica. Inc., 1997
  218. Comba A. W. Some Basic Concerts for Teacher Education// I of Teacher Education. 1972.- Vol. XXXIII, № 3. — P. 286−290.
  219. David Wood. How children think and learn. Blackwell, 1995. — 238 p.
  220. Don Dinkmeyer, Jon Carlson. Consultation: a book of readings-USA: Copyright, 1975 by John Wiley and Sons, Inc. 238 p.
  221. Erdmann. Vorlesungen uber ekedemisches Leben und Studium. Leipzig, 1958.- 357 p.
  222. Leonard C. A COHERENT APPROACH TO THE EDUCATION AND TRAINING OF THE 16−19 AGE GROUP // Education and economic perfomance / Edited by G.D.N. Worswick Gower England and U.S.A., 1985.-P. 13−24.
Заполнить форму текущей работой