Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив, — опора на дидактические принципы организации педагогического процесса, тематическое планирование содержания хорового практикума, использование нетрадиционных для хорового практикума методов обучения, создание целевой установки на овладение специфической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив в процессе профессиональной подготовки учителя музыки
    • 1. 1. Вопросы взаимодействия в хормейстерской деятельности
    • 1. 2. Воздействие как основа профессионального взаимодействия хормейстера с певческим коллективом
    • 1. 3. Нормативный и экспрессивный компоненты в речевых, певческих и дирижерских действиях хормейстера
    • 1. 4. Соотношение вербальной и невербальной информации в коммуникативных действиях хормейстера
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экспрессивного компонента в действиях хормейстера
    • II. 1. Результаты констатирующего этапа исследования
    • 11. 2. Педагогические условия реализации содержания процесса формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив
    • 11. 3. Методы формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив

Педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения в современном обществе привели к утверждению новой педагогической парадигмы, основанной на философии гуманизма. Основным понятием и идеалом гуманистической концепции является всесторонне и гармонично развитая личность. Гуманистическая сущность философии образования связана с идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, толерантности, уважения личности.

Новая мировоззренческая ориентация общества, многовариантность человеческого прогресса, диалог и сотрудничество как единственное средство сохранения и развития цивилизации требуют поиска новых подходов к подготовке учителя.

Учитель музыки, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, — это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его музыкальных задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию, самосовершенствованию (Э.Б. Аб-дуллин, Ю. Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Р.Н. Ер-ман, В. А. Живов, К.Ф. Никольская-Береговская, Э. А. Скрипкина, Г. М. Цитата, Т. А. Эстрина и др.).

Методологические принципы гуманистической философии, заложенные в личностном, деятельностном, полисубъектном, аксиологическом, культурологическом, этнопедическом, антропологическом, системном подходах, подчеркивают приоритетность субъект-субъектных отношений, основанных на взаимодействии обучающего и учащегося.

В педагогической психологии проблема взаимодействия разрабатывалась такими учеными, как М. М. Бахтин, Д. А. Белухин,.

A.A. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Н. Д. Никандров, A.B. Петровский и др. Исследователи подчеркивают, что взаимодействие отражает процессы влияния различных субъектов друг на друга. В ходе этого взаимодействия проявляется взаимная обусловленность поступков и социальных ориентации взаимодействующих сторон, происходит изменение системы потребностей, внутрииндивидуальных характеристик и межличностных связей.

Категория «взаимодействие» выступает в качестве основной и в образовательном процессе. Сущность педагогического взаимодействия проявляется в непосредственном или опосредованном воздействии субъектов этого процесса друг на друга, что порождает их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор педагогического процесса, способствующий появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса. В современной педагогике разработкой проблемы взаимодействия в ходе учебно-воспитательного процесса занимались Ю. П. Азаров, Ю.К. Бабан-ский, И. Б. Котова, Ю. Н. Кулюткин, Т. В. Лодкина, A.B. Мудрик,.

B.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.

К вопросам специфики взаимодействия руководителя с исполнительским коллективом обращались A.B. Гаук, Н. С. Голованов, Г. Л. Ержемский, И. Мусин, К. А. Ольхов, В. Г. Ражников и др. Они подчеркивают, что руководитель и исполнительский коллективэто неделимая исполнительская единица, функционирующая на основе творческого партнерства сторон, где экспрессивное воздействие становится важнейшим условием достижения художественного результата.

Хормейстерская деятельность учителя музыки связана с воссозданием произведения хорового искусства. По мнению С. Л. Рубинштейна, исполнение музыкального произведения — не просто воспроизведение музыкального звучания, а «проявление своей человеческой личности», посредством которой исполнитель вступает в общение с другими людьми.

Информационный обмен между хормейстером и певческим коллективом осуществляется комплексом профессиональных действий на основе вербально-невербальной системы, в которой невербальный компонент является ведущим. Изучая работы, посвященные вопросам невербального, экспрессивного поведения и выразительных движений (М.С. Андрианов, С. Волконский, В. А. Лабунская, В. П. Морозов А. Пиз, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.), мы установили, что невербальная информация передается экспрессивным поведением посредством выразительных движений.

Однако в практике обучения учителей музыки нормативный компонент хормейстерской деятельности (узаконенные установки, образцы и правила осуществления деятельности) превалирует над экспрессивным (отношение исполнителя к содержанию осуществляемой деятельности), что снижает общий уровень профессионального владения данной деятельностью.

Таким образом, наблюдения за хормейстерской деятельностью будущих учителей музыки позволили выявить основное противоречие между адекватным пониманием и осознанием необходимости применения экспрессивного воздействия хормейстера на хоровой коллектив, с одной стороны, и отсутствием целенаправленного обучения будущих учителей музыки названному умениюс другой. Это приводит к формализации работы студентов с хором, т. е. к оперированию лишь внешним алгоритмом вокально-хоровой деятельности на основе нормативного уровня владения профессиональными хормейстерскими действиями.

Из противоречия вытекает проблема исследования: каким образом необходимо формировать у будущего педагога-хормейстера мотивацию приобретения умения экспрессивного воздействия на певческий коллектив? Каковы педагогичекие условия развития умения экспрессивного воздействия хормейстера на исполнительский коллектив в процессе хорового практикума?

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на хоровой коллектив, определяющие эффективность процесса взаимодействия хормейстера с певцами хора.

Объект исследования: профессиональная подготовка учителя музыки в условиях хорового практикума.

Предмет исследования: процесс формирования умения экспрессивного воздействия педагога-хормейстера на певческий коллектив.

Гипотеза исследования: предполагается, что экспрессивное воздействие на хоровой коллектив, являясь действенным механизмом процесса взаимодействия, формируется у будущего учителя музыки посредством:

— приобретения знаний по проблеме взаимодействия;

— овладения комплексом умений, направленных на адекватное выражение образно-смыслового содержания хорового произведения;

— актуализации экспрессивного компонента в вербально-невербальной системе коммуникативных действий хормейстера;

— применения специального комплекса методов по формированию умения экспрессивного воздействия на певческий коллектив.

Задачи исследования:

1. Уточнить и теоретически обосновать специфику взаимодействия хормейстера с певческим коллективом в условиях исполнительской деятельности.

2. Выявить сущность экспрессивного воздействия в процессе хормейстерской деятельности.

3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив.

4. Разработать специальную программу, направленную на повышение уровня хормейстерской подготовки будущих учителей музыки.

Методологической основой исследования явились целостный, системный, личностно-деятельностный подходы в подготовке педагога-хормейстерапсихологические и педагогические концепции, раскрывающие категории «взаимодействие», «воздействие», «экспрессивное поведение», теория поэтапного формирования уменийтруды об искусстве.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретическое изучение психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияанализ программных документовобобщение собственного опытапедагогическое наблюдениеанкетированиебеседа со студентамипедагогический экспериментметоды математической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись музыкально-педагогический факультет Вологодского государственного педагогического института и музыкальное отделение факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета.

Основные этапы исследования:

1. (1989 — 1997). Накопление эмпирических данных, теоретическое обоснование проблемы, уточнение понятийного аппарата, формулировка гипотезы, определение общей логики исследования, анализ литературы и нормативных документов.

2. (1997 — 2000). Разработка и внедрение экспериментальной методики обучения.

3. (2000 — 2001). Завершение апробации экспериментальной методики, систематизация теоретического и экспериментального материалов, оформление диссертации по теме исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— рассмотрен вопрос о повышении эффективности хормейстерской подготовки учителя музыки посредством актуализации экспрессивного компонента профессиональных действий;

— определено содержание процесса формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив;

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие повышение результативности взаимодействия хормейстера с певческим коллективом;

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в составлении программы хорового практикума, опирающейся на усилении роли в системе хормейстерской подготовки экспрессивного компонента хормейстерской деятельности и внедрении в учебный процесс апробированной методики обучения работе с хором.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экспрессивное воздействие, как способ передачи информации эмоционально-психологического содержания посредством выразительных движений, реализуемых профессиональными действиями хормейстера в условиях вокально-хоровой деятельности, является действенным средством повышения эффективности хормейстерской подготовки учителя музыки.

2. Содержание обучения студентов работе с хором должно включать целенаправленное формирование умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив, — опора на дидактические принципы организации педагогического процесса, тематическое планирование содержания хорового практикума, использование нетрадиционных для хорового практикума методов обучения, создание целевой установки на овладение специфической формой профессионального поведения хормейстера, смещение цели репетиционной работы на задачу более высокого уровня — концертное исполнение разученного произведения, активизация самостоятельной деятельности студентов.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных достижений в области психологии, педагогики, методики подготовки учителей музыки, касающихся изучаемой проблемыиспользованием комплекса методов исследования, адекватного целям и задачам диссертационной работыдлительностью разработки и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях учебного процесса.

Апробация результатов исследования.

Основными формами апробации явились:

• Внедрение результатов исследования в практику обучения студентов музыкально-педагогического факультета Вологодского государственного педагогического университета и музыкального отделения Воронежского государственного педагогического университета;

• Промежуточные и итоговые результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры хорового дирижирования и вокала ВГПУ, кафедры теории и истории педагогики ЛГПУна ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ВШУна межвузовской научно-практической конференции в г. Екатеринбурге (1999г.) — на международной научно-практической конференции в г. Тамбове (2000г.) — на международной научной конференции в г. Воронеже (2001г.).

• Данные, полученные в исследовании, отражены в 12 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по П главе.

1. Наличие у студентов базовых дирижерско-хоровых знаний и умений не исключает присутствия существенных недостатков при осуществлении вокально-хоровой деятельности.

2. Как правило, эти недостатки связаны с низким уровнем активного начала в профессиональных действиях.

3. Адекватное понимание и позитивное отношение студентов к проблеме взаимодействия и воздействия сочетается с оперированием лишь внешним алгоритмом хормейстерской деятельности, что приводит к формальной организации взаимодействия студента-хормейстера с певцами хора.

4. Интуитивное понимание студентами экспрессии как активного начала в поведении и отсутствие осознанного применения экспрессивного компонента в профессиональных действиях требует целенаправленного формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив.

5. Анализ эмпирических данных и изучение научно-методической литературы позволили определить педагогические условия, способствующие формированию умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив.

6. Моделирование процесса взаимовоздействий в условиях исполнительской деятельности и создание модели умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив дает возможность: а) целостно представить педагогический процесс, связанный с формированием умения экспрессивного воздействия в рамках хормейстерской подготовки будущего учителя музыкиб) конкретизировать все его структурные компоненты.

7. Конкретизация процесса формирования умения экспрессивного воздействия с целью совершенствования хормейстерской подготовки будущих учителей музыки отражена в авторской программе по хоровому практикуму.

Заключение

.

В заключении рассмотрим основные результаты проведенного исследования.

Достижение цели исследования — теоретическое обоснование проблемы взаимодействия и разработка методики формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на хоровой коллектив — определялось ее конкретизированным представлением в гипотезе и задачах исследования.

В ходе решения первой задачи была уточнена проблематика взаимодействия хормейстера с певческим коллективом.

В целом проблема взаимодействия хормейстера с певческим коллективом является специфическим проявлением философской категории взаимодействия, которая находит свое отражение в социальной и психолого-педагогической действительности. Взаимодействие, являясь центральным звеном в структуре учебного процесса, обеспечивает его двусторонность, т. е. связь обучающего и учащегося. Специфика содержания вокально-хоровой деятельности, связанная с воссозданием произведения хорового искусства, определяет ее сложную структуру, включающую характеристики не только педагогической, но и художественно-эстетической (исполнительской) деятельности. Взаимодействие хормейстера с певческим коллективом — это деятельность, опосредованная процессом общения, в специфических условиях вокально-хоровой деятельности. Признание социальной природы личности, индивидуальных особенностей, потребностей и способностей каждого члена коллектива приводит к пониманию субъект — субъектных отношений в процессе исполнительской деятельности и признанию этих субъектов в качестве творческих партнеров, выполняющих различные функции.

Решение второй задачи было связано с выявлением основных факторов, влияющих на качественную сторону процесса взаимодействия.

Определение воздействия как активного инициирующего действенного начала процесса взаимодействия потребовало его двустороннего рассмотрения: как со стороны хормейстера, так и со стороны певцов хора. Интенциональный, операциональный, статусно-ролевой и результативный аспекты процесса воздействия являются основными характеристиками^- определяющими как единство, так и своеобразие его проявления со стороны взаимодействующих субъектов.

Воздействие в условиях исполнительской деятельности связано со специфическим комплексом профессиональных действий и хормейстера, и певцов. Являясь инициатором процесса взаимодействия, хормейстер" оказывает информационное и психологическое воздействие на певцов хора.

Информационное воздействие связано с передачей регуля-тивно корректирующей информации для управления совместными действиями исполнителей. Передача этой информации осуществляется волевыми движениями всего дирижерского аппарата.

Психологическое воздействие связано с передачей информации эмоционально-энергетического характера, порожденной образно-смысловым содержанием произведения и субъективными эстетическими чувствами хормейстера, возникшими при прочтении, переживании исполняемого произведения. Передается эта информация экспрессией хормейстера, его выразительными, энергетически насыщенными движениями, которые детерминированы его внутренним эмоционально-волевым состоянием.

Воздействие опосредуется и реализуется через взаимоотношение, психические процессы и состояния участников взаимодействия. Преобладающим способом воздействия на эмоциональную сторону поведения является внушение.

Хормейстер использует способность внушения, которая основывается на отношениях авторитета и доверия. Внушение производит вдохновляющий эффект. Вдохновляющее внушение вселяет уверенность в собственные силы певцов, мобилизуя их активность.

Решение третьей задачи позволило вьювить педагогические условия, способствующие становлению профессионального поведения хормейстера.

В результате экспериментальной работы были выявлены основные недостатки в работе студента-хормейстера и причины, порождающие их. Анализ причин, снижающих качество профессиональной деятельности неопытного хормейстера привел к поиску резервов в хормейстерской подготовке будущих учителей музыки. Изучение научно-методической литературы и нормативных документов легло в основу моделирования процесса взаимовоздействий в условиях хоровой исполнительской деятельности, определения сущности и составления модели умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив. Проделанная работа позволил*! наметить комплекс педагогических условий, способствующих формированию экспрессивного воздействия хормейстера на певцов хора.

Опора на дидактические принципы организации педагогического процесса способствовала целенаправленному построению его структурных компонентов, куда входит:

— определение содержания хормейстерской подготовки будущего учителя музыки в рамках хорового практикума, в котором отводится значительная рбль умению экспрессивного воздействия хормейстера на хоровой коллектив;

— тематическая организация этого содержания, направленная на акцентирование различных сторон хормейстерской подготовки на разных временных этапах;

— использование нетрадиционного для хорового практикума комплекса методов обучения: лекций (как репродуктивного характера, так и требующих решения проблемных вопросов профессиональной деятельности хормейстера), упражнений и метода приучения наряду с традиционными: беседой, созданием проблемных ситуаций, демонстраций, самостоятельной работой студентов в аудиторное и внеаудиторное время, стимулированием и контролемф — создание целевой установки на овладение специфической экспрессивной формой профессионального поведения хормейстера в условиях репетиционной и концертной деятельности;

— смещение цели репетиционной работы на задачу более высокого порядка, а именно на владение комплексом профессиональных действий не только с целью разучивания хорового произведения, но и с целью концертного исполнения подготовленной хоровой программы;

— повышение роли самостоятельности студентов в овладении теорией и практикой хормейстерской деятельности.

В результате проделанной работы качественно изменилась деятельность студента-хормейстера, что проявилось в позитивном изменении отношения к вокально-хоровой деятельности, требующей большой эмоционально-энергетической отдачи обеих сторон взаимодействияв осознании важности и действенности экспрессивного компонента профессиональных действий хормейстера в условиях вокально-хоровой деятельностив овладении умением экспрессивного воздействия для осознанной и целенаправленной передачи информации эмоционально-психологического характера.

Решение четвертой задачи, связанной с разработкой авторской программы, основывалось на выявлении резерва в совершенствовании хормейстерской подготовки будущих учителей музыки посредством анализа основных нормативных документов и диагностики наличного уровня психологической и профессиональной подготовки студентов вуза, на проведении экспериментальной проверки.

В результате моделирования процесса хормейстерской подготовки будущих учителей музыки определены условия его осуществления, выявлены методы эффективного обучения и этапы овладения хормейстерской деятельностью, разработаны характеристики профессионального поведения хормейстера. Все это нашло конкретное воплощение в разработанной программе хорового практикума по овладению учителем музыки хормейстерской деятельностью на основе признания ведущим компонентом этой деятельности экспрессивного воздействия на певческий коллектив.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Николай Гяуров. М.: «Радуга», 1984. — 110 с.
  2. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. — 188 с.
  3. А.К. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  4. Ю.П. Всестороннее и гармоничное. М.: Знание, 1978. -63 с.
  5. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1988. — 333 с.
  6. З.С. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М., 1989. — 494 с.
  7. A.M., Бондарь М. А. Николай Михайлович Данилин //Искусство хорового пения. М.: Музгиз, 1963. Вып. 3. — С.5−81.
  8. М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики //Психологический журнал. 1995. -Т.16. -№ 5.-С.115−121.
  9. Э. Статьи о музыке и воспоминания: Пер. с фр. Б. Бронфин, Б. Урицкой. М.: Советский композитор, 1986. — 234 с.
  10. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. «М.: Наука, 1977. 184 с.
  11. .В. О хоровом искусстве: Сб. статей /Сост. и ком-мент. А. Павлова-Арбенина. А.: Музыка, 1980. — 216 с.
  12. A.B. Деятель русской музыкальной культуры С.А. Ку-севицкий. Л.: Музыка, 1981. — 190 с.
  13. Г. Д. Искусство речи //Современная драматургия. 1984. — № 1. — С.217−220.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Знание, 1977. 251 с.
  15. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности/ /Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.25−34.
  16. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. -183 с.
  17. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение //Вопросы психологии. 1994.-No4. — С.56−66.
  18. A.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. А.: Музыка, 1974. — 336 с.
  19. Т. А. «Эмоциональный портрет» одаренности //Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. М.: МПГУ, 1994. — С.29−31.
  20. A.A. Дирижирование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка». М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  21. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. -М.: Народное образование, 1994. 143 с.
  22. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
  23. A.A. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 122−127.
  24. A.A. Психология общения. Москва — Воронеж: Мо-дэк, 1996. — 199 с.
  25. .В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб заведений, слушателей ИПК и ФПК. М.-Ростов-на/Д: ТЦ «Учитель», 1999. — 560 с.
  26. М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). М.: МГЗПИ, 1991.-125 с.
  27. О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя. Дисс.. канд. пед. наук. Тюмень, 1999.
  28. М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы: Учебное пособие / Моск. Гос. пед. ун-т. М., 1985. — 148.
  29. М.А., Черевко И. М. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие /Моск. Гос. пед. унт. М.: Прометей, 1997. — 157с.
  30. Н.В. К вопросу о педагогическом общении хормейстера в работе с детским хором. //Работа хормейстера в детском хоре: сборник научно-методических статей./Под ред. Г. П. Стуловой М.: Прометей, 1992. — С. 197−205.
  31. С. Выразительное слово. Опыт исслед. и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. СПб, 1913. — 215 с.
  32. С. Человек на сцене. СПб., 1912. — 188 с.
  33. Вопросы вокальной педагогики: Сборник статей. Вып. 7 /Сост. А. Яковлева. М.: Музыка, 1984. — 214 с.
  34. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. М.: МПГУД985. — 47 с.
  35. A.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. — 242 с.
  36. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя / / Вопросы психологии. -1994. -№ 4.-С.73−81.
  37. И.В. Психологические особенности творческой личности студента педвуза. Дисс. .канд. психологических наук. М., 1997.
  38. A.B. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников /Сост. и общая ред. А. П. Гаук, Р. В. Глезер, Я. И. Милыытейна. М.: Советский композитор, 1975. — 262 с.
  39. В.И. Русский речевой этикет: социокультурный аспект. Автореферат дисс. .канд. филологических наук. Краснодар, 2000.
  40. Н.С. Сборник статей и воспоминаний/Сост. Е. Грошева и В. Руденко. М: Советский композитор, 1982. — 296 с.
  41. .Н. Основы культуры речи. М.: Знание, 1988. -319 с.
  42. Ю.С. Г.Я. Ломакин: Дирижер, Композитор, Учитель. М.: Музыка, 1984. — 231 с.
  43. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540 700 художественное образование. Степень (квалификация) бакалавр художественного образования. — М., 2000-
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 30 700 музыкальное образование. Квалификация учитель музыки. — М., 2000-
  45. A.A. Музыкальная психология. М.: ВИНИТИ, 1993. — 190 с.
  46. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  47. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. — 181 с.
  48. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. /М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  49. Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. — 366 с.
  50. А.А. Теория и практика работы с хором. Л.-М.: Муз-гиз, 1951.-239 с.
  51. М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. — 624 с.
  52. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. СПб.: «Ферт», 1993. — 258 с.
  53. П.М. Искусство толкования. 1.ч. Режиссура как практическая психология. Дубна: Феникс, 1997. — 344 с.
  54. В.Н. Практическая дидактика. Учебное пособие. Для педагогических специальностей университетов и институтов повышения квалификации работников образования. М.: Народное образование, 2000. — 224 с.
  55. Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991. — 180 с.
  56. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. М.: Музыка, 1973. — 77 с.
  57. Искусство хорового пения. Сост. Андреева А., Бондарь М., Локтев В., Птица К. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 144 с.
  58. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1. 4.2. Сост. Абдуллин Э. Б., Целковников Б. М. М.: «Прометей», 1991. — 194 с.
  59. С. А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — 344 с.
  60. Кан Э. Элементы дирижирования: Пер. с англ. Д. Далгата. -Л.: Музыка, 1980. 216 с.
  61. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988. — 68 с.
  62. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  63. .А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. — 278 с.
  64. .А. Психология профессионала: Избранные психологические труды /Академ, пед. и социальн. наук, Моск. психол.-социаль. ин-т. М., 1996. — 400 с.
  65. А.О. Поэзия педагогики. М.: Всеросс. театр, об-во, 1984. — 527 с.
  66. А. Проблема самоуправления личности. / / Проблемы психологического воздействия. Иваново, 1979. — С. 19−30.
  67. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия//Вопросы психологии. — 1987. -№ 3.-С.41−49.
  68. Г. У врат мастерства. М.: Советский композитор, 1977. -176 с.
  69. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
  70. Н.Ф. Основы техники дирижирования. Киев: Му-зична Украина, 1981. — 207 с.
  71. Г. Г. Формирование эстетических ориентации: студентов музыкальных учебных заведений. Дисс. .канд. пед. наук. Оренбург, 2000.
  72. И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. -Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. 110 с.
  73. А. Секреты бельканто. Симферополь, 1993. -127 с.
  74. O.A. Эстетика. М.: Аспент пресс, 1998. — 428 с.
  75. .Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема //Школяр A.B., Красильникова М. С., Критская Е. Д., Усачева В. О., Медушевский В. В., Школяр В. А. Теория и методика музыкального образования детей. М., Флинта — Наука, 1999. -С. 80−107.
  76. Ю.М. Исполнение хорового произведения с позиции психологической установки // /Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей./Под ред. Г. П. Стуловой М.: Прометей, 1992. — С. 178−186.
  77. Н.В. Психологическая структура деятельности учителей и формирование его личности. Гомель: ГГУ, 1976. — 57 с.
  78. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -А.: Знание, 1985. 32 с.
  79. C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя //Педагогика. 1997. — № 5. — С. 108−115.
  80. Культура общения и ее формирование /Материалы III региональной научно-практической конференции по преподаванию культуры общения в школе и ВУЗе/Науч. ред. И. А. Стернин. -Воронеж: ВИПКРО, 1996.
  81. Культура общения и ее формирование /Материалы региональной научно-методической конференции 20−21 апреля 1998 г./Науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: ВИПКРО, 1998.
  82. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Знание, 1985. — 128 с.
  83. В. А. Невербальное поведение. Ростов на /Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1986. — 135 с.
  84. В.А. Психология выражения и проблемы формирования экспрессивного «Я» личности //Прикладная психология, 1999. № 5. — С.
  85. В.А. Психология экспрессивного поведения. М.: Знание, 1989. — 62 с.
  86. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 608 с.
  87. O.A. Проблемы музыкального исполнительства в критике Б.В. Асафева / /Вопросы исполнительского искусства. Сборник трудов. М.: МГУ, 1981. — С. 106−132.
  88. Т.Н. Культура педагогического общения. Л.: Знание, 1984. — 17 с.
  89. K.M. Личность педагога: становление и развитие. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 163 с.
  90. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 368 с.
  91. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  92. А. Титта Руффо. Жизнь и творчество. Повесть. М.: Советский композитор, 1983. — 162 с.
  93. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 295 с.
  94. .Ф. Проблема общения в психологии //Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 3−23.
  95. В. Обучение и воспитание молодого певца. М.: Музыка, 1977. — 86 с.
  96. Л.С. Артистизм учителя музыки. М.: Педагогика, 1999. — 65 с.
  97. В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика. Автореферат дисс. .доктора психологических наук. М., 1999.
  98. H.A. Основы техники дирижирования. М.-Л.: Музыка, 1965.-216 с.
  99. Л.Н. Основы дирижерской техники. М.: Советский композитор, 1986. — 207 с.
  100. К.П. Дирижерская подготовка к уроку музыки. -Свердловск: Уральский рабочий, 1990. 64.
  101. Мелик-Пашаев A.A. Звучание жизни: Творческая биография дирижера А.Ш. Мелик-Пашаева. 2-е изд. — М.: Музыка, 1989. — 128 с.
  102. А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. -М.: Прометей, 1995. 30 с.
  103. А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 95 с.
  104. Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалы межреспубликанской научно-практической конференции 21−23 ноября 1991 г. М.: МПГУ, 1991. — 125 с.
  105. В.Н. К проблеме подготовки дирижеров хора // Труды ГМПИ им Гнесиных. Вып. 19. Проблемы высшего музыкального образования. — М.: Прометей, 1975. — С. 17−26.
  106. В.Ф. Проблема «суггестопедии» в свете теории поэтапного формирования новых действий и понятий. //Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. /Общ. ред. A.C. Прангишвили. Тбилиси, 1978. Т.З. — С.235−248.
  107. В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация //Под ред. члена-корр. РАН В. И. Медведева. -М.: Изд. ИП РАН. Центр «Искусство и наука», 1998. 387с.
  108. В.П. Музыкально-художественная одаренность и эмоциональный слух //Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. М.: МПГУ, 1994. — С. 36−37.
  109. В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты //Психологический журнал. 1993.-Т. 14. — No 1.-С.18−31.
  110. В.П. Об эксперименально-теоретических исследования! голоса певца и их значении для вокальной педагогики //Вопросы вокальной педагогики. Сборник статей /Общ. ред. A.B. Дмитриева. Вып. 6. М.: Музыка, 1982. — С. 141−180.
  111. В.П. Тайны вокальной речи. Д.: Наука, 1967. — 204 с.
  112. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 111 с.
  113. A.B. Социальная педагогика: Учебник для пед. вузов.- М.: Академия, 1999. 184 с.
  114. .Л. От дыхания к голосу: Работа над речевым дыханием актера. А.: Советская Россия, 1982. — 53 с.
  115. И. О воспитании дирижера. А.: Музыка, 1987. — 247 с.
  116. Ш. Я дирижер. — 3-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 63 с.
  117. .В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 383.
  118. Новейший философский словарь /Сост. A.A. Грицанов. -Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. 656 с.
  119. Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. М.: Советская Россия, 1969. -272 с.
  120. Образование XXI век: гармонизация образования — формирование одухотворенной личности. //И международная научно-практическая конференция. — Воронеж: ВИПКРО, 1998. — 511 с.
  121. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя /П.М. Бршов, А. П. Ершова, В. М. Букотов. М.: МПСИ: Флинта, 1998.- 334 с.
  122. К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. А.: Музыка, 1979. — 200 с.
  123. К.А. Теоретические основы дирижерской техники. -А.: Музыка, 1984. 160 с.
  124. Основы сценического движения /Под ред. Н. Э. Коха. М.: Просвещение, 1976. — 222 с.
  125. A.M. Записки дирижера. М.: Музыка, 1966. — 562 с.
  126. Н.М. Данилина: Сборник статей/Сост.-ред. А. Наумов- М.: Советский композитор, 1986. 312 с.
  127. Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности //Психологический журнал, 1993. -Т. 14.-No 4.-С. 142−146.
  128. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 639 с.
  129. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  130. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, A.M. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  131. А.Н. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981. — 191 с.
  132. A.B., Ярошевский М. П. История и теория психологии. Ростов н/Д., 1996. — 416 с.
  133. В.М. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1997.- 303 с.
  134. .А. Об особенностях индивидуальных занятий по ф-но на музыкально-педагогическом факультете //Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. факультете. Свердловск: Изд-во Свердл. ин-та, 1877. — С. 4959.
  135. К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964. — 220 с.
  136. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992. — 262 с.
  137. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  138. О.И. Язык дирижирования. Киев: Муз. Украина, 1987. — 95 с.
  139. Я.А. Психология творения: Избр. псих. тр. М. Воронеж: Модэк, 1999. — 480 с.
  140. Проблемы психологического воздействия. Иваново: ИГУ, 1979. -143 с.
  141. Проблемы способностей /Отв. ред. В. Н. Мясшцев. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 308 с.
  142. Программа «Музыка» для 1−3 классов трехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1989. — 111 с.
  143. Программы педагогических институтов: сборник. № 18. — М.: Просвещение, 1984. — 101 с.
  144. Психологическая структура деятельности учителя / Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Гомель: ГГУ, 1976. — 57 с.
  145. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.: Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1983.-512 с.
  146. К.Б. О хоровом дирижировании // Работа в хоре. М.: Профиздат, 1964. — С. 226−298.
  147. Работа с хором. Методика, опыт. М.: Профиздат, 1972. -208 с.
  148. Работа хормейстера в детском хоре. М.: Профиздат, 1992. -62 с.
  149. В.Г. Исполнительство как творчество //Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1. 4.2. Сост. Абдуллин Э. Б., Целковников Б. М. М.: «Прометей», 1991. — С. 153−157.
  150. В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. — 142 с.
  151. В.Г. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. М.: Советский композитор, 1989. — 238 с.
  152. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / / Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1. 4.2. Сост. Абдуллин Э. Б., Целковников Б. М. М.: «Прометей», 1991. -С. 176−180.
  153. С.Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. — 237 с.
  154. Н.В. Психология художественного творчества: Учеб. пособ. СПб.: Языковой центр СпбГУ, 1995. — 270 с.
  155. Д.Э. Культура речи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 140 с.
  156. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. /АПН СССР М.: Педагогика, 1989. Т.2. 4.4. — 322 с.
  157. З.В. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: Искусство, 1975. — 176 с.
  158. С.А. Статьи, воспоминания, письма /Сост. O.A. Дан-скер. М.: Советский композитор, 1984. — 232 с.
  159. B.B. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  160. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд. Академии медицинских наук, 1952. — 232 с.
  161. П. В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. — 139 с.
  162. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. — 161 с.
  163. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учел. Пособие для спуд. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 216 с.
  164. Сластенин М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. -488 с.
  165. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1988. — 607 с.
  166. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сборник научных трудов. -Свердловск: Уральский рабочий, 1991. 128 с.
  167. Вл. Работа с хором: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1983. — 192 с.
  168. З.А. Техника речи и исполнительское мастерство. Пособие для дикторов радио и телевидения, журналистов, работающих у микрофона. М.: Искусство, 1990. — 183 с.
  169. Станиславский реформатор оперного искусства: Материалы и документы /Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников. — М.: Музыка, 1983. — 384 с.
  170. К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983.-431 с.
  171. К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. — 479 с.
  172. М.А. Коммуникативные ситуации. Воронеж: ВИП-КРО, 1996. — 140 с.
  173. Г. П. Дидактические основы обучения пению: учебное пособие. М.: МШИ им. В. И. Ленина, 1988. — 69 с.
  174. Сценическая речь: Учеб. пособие для сред, театр, и культ.-просвет, учебн. заведений и ин-тов культуры /Под ред. И. П. Козлянниковой. М.: Просвещение, 1976. — 336 с.
  175. .М. Избранные труды в 2 томах. М.: Педагогика, 1985. Т.1.-329 с.
  176. И.П. Формирование культуры педагогического общения в свете современных социокультурных изменений. Дисс.. канд. пед. наук. Таганрог, 1998.
  177. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси:, 1963. — 1 с.
  178. Учителю о педагогической технике /Под ред. Л.И. Рувинско-го. М.: Педагогика, 1987. — 154 с.
  179. Философская энциклопедия /Отв. ред. Ф. В. Константинов. -М., 1960. 540 с.
  180. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 812 с.
  181. А.Б. Как разучивать произведение с хором // Работа в хоре. М.: Профиздат, 1964. — С. 113−153.
  182. .Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М.: Советский композитор, 1984. — 264 с.
  183. И.Ф., Горленко В. П. Педагогичная практика: старые и новые подходы. //Педагогика, 1997. № 4. — С. 72−78.
  184. С. Ростропович дирижер. — СПб.: Госком, 1993. -108 с.
  185. В.Ф. Стили управления хором. СПб.: ЛОИУУ, 1995. — 54 с.
  186. А.Д. О культуре речи. Учебное пособие. Воронеж: Изд-во Воронежского пединститута, 1993. — 98 с.
  187. П.Г. Хор и управление им. М.: Музгиз, 1961. — 240 с.
  188. Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М.: Союзтеатр, 1991. — 316 с.
  189. Ф.И. Страницы из моей жизни. М.: Музыка 1990.- 350 с.
  190. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.-304 с.
  191. Н. М.Г. Климов дирижер Ленинградской академической капеллы. — Л.: Музыка, 1983. -133 с.
  192. Л.В. Проблемы становления урока музыки как урока искусства //Школяр Л.В., Красильникова М. С., Критская Е. Д., Усачева В. О., Медушевский В. В., Школяр В. А. Теория и методика музыкального образования детей. М., Флинта — Наука, 1999.- С. 8−46.
  193. Г. Я. О пластическом тренаже актера: Из опыта работы педагога. Киев: Мистецтво, 1986. — 115 с.
  194. Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования в практической работе с хором. Дисс. .канд. пед. наук. М., 1981.
  195. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.
  196. П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. псих, тр. М.-Воронеж: Модэк, 1998. — 304 с.
  197. Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов. Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999.
Заполнить форму текущей работой