Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования
Методологическуюоснову исследования^ составляют: системный, структурныйи комплексный подходы, к. анализу педагогических, проблемфундаментальные: положения?: концепций^ единства! личности., и деятельности (Л-С. ВыготскийА. В!: ПетровскийЛ: М. Рубинштейн и др.), культурьъ (Н.е. Злобищ М.©-. Коган, Э. С. Маркаряи, Д. С. Лихачев и др.), педагогического-: образования (Н.Д. Никандров, В. А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Сущность и содержание управленческой культуры личности
- 1. 2. Факторы формирования управленческой культуры у студентов
- 1. 3. Модель руководителя с управленческой культурой
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Технология формирования управленческой культуры будущего руководителя образования
- 2. 2. Рефлексивно-ролевая игра как средство формирования управленческой культуры
- 2. 3. опытно-экспериментальная работа по формированию управленческой культуры будущего руководителя образования
- выводы по второй главе
Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы актуализировались проблемы модернизации образования, рассматриваемого как приоритетный национальный проект, чье реформирование должно затронуть все его уровни и, в первую очередь, управление образовательным процессом. Модернизация профессионального образования предполагает подготовку высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного и профессионально мобильного, способного к эффективной управленческой деятельности через постоянное повышение профессиональной компетентности и профессионально — педагогической культуры.
Следовательно, актуальность формирования управленческой культуры обусловлена объективной необходимостью внедрения альтернативных педагогических систем управления процессами, происходящими в образовательном учреждении с точки зрения современной социально-экономической ситуации.
Анализ психолого-тпедагогической, социологической и другой литературы показывает, что проблемы формирования профессионально-педагогической культуры и, в частности, управленческой его составляющей исследованы в работах В. Н. Акименко, Е. В. Бондаревской, С. Е. Джаджа, И. Ф. Исаева, Г. Матеева, Н. С. Речкина, В. А. Сластенина и других, где проанализированы роль личности в управлении, ее сущностные характеристики, а также факторы, определяющие содержание и эффективность управленческой деятельности.
Анализ теории и практики подготовки к управленческой деятельности, несмотря 'на достаточную разработанность проблемы, позволил выявить ряд противоречий между:
• возрастающими требованиями к менеджеру в сфере образования и неориентированностыо системы подготовки в вузе к формированию личности руководителя;
• потребностью системы образования в профессиональных менеджерах и отсутствием целенаправленной подготовки будущего педагога к управленческой деятельности;
• необходимостью использования в подготовке к управленческой деятельности современных психолого-педагогических концепций и недостаточной обоснованностью условий их реализации;
• преобладанием «знаниевой» парадигмы в формировании готовности к управленческой деятельности и значимостью управленческих умений в профессиональной деятельности.
Исходя из приведенных противоречий, в качестве проблемы исследования определяем поиск механизма формирования управленческой культуры выпускника педагогического вуза как основы готовности к профессионально-педагогической деятельности.
Актуальность проблемы формирования готовности к управленческой деятельности выпускникапедагогического вуза предопределила выбор темы исследования — «Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования».
Цель исследования — обоснование содержания и механизмов формирования управленческой культуры будущего руководителя образования.
Объект исследования — психолого-педагогическая подготовка будущего руководителя образования.
Предмет исследования — механизм формирования управленческой культуры будущего руководителя образования.
Гипотеза исследования — формирование управленческой культуры будущего руководителя образования будет успешным, если:
• управленческую культуру личности рассматривать как одну из приоритетных целей профессиональной подготовки;
• в содержание профессиональной подготовки включить элементы, усиливающие процессы самопознания и самосовершенствования;
• обеспечить технологизацию процесса': формирования управленческой культуры будущего руководителя-образования;
• создать оптимальные условия: (среда формы, средства и методы и т. д.), обеспечивающие эффективность формирования управленческой^ культуры будущего руководителя образования.
Исходяиз. поставленной^ цели, и сформулированной гипотезы, определены задачи исследования:
1. Обосновать структуру управленческой культуры будущего' ¦ руководителя в образовании.
2. Выявить условия, способствующие формированию управленческой культуры будущего руководителя образования;
3. Провести анализа уровня? сформированное&tradeуправленческой?, культуры будущего руководителя образования.
4. Разработать технологию формирования? управленческой культуры: будущего руководителя образования. .
5. Экспериментально обосновать эффективность технологии. г" формирования управленческой культуры буду щегору ковод ителя образования: Ё.
Методологическая основа исследования.
Методологическуюоснову исследования^ составляют: системный, структурныйи комплексный подходы, к. анализу педагогических, проблемфундаментальные: положения?: концепций^ единства! личности., и деятельности (Л-С. ВыготскийА. В!: ПетровскийЛ: М. Рубинштейн и др.), культурьъ (Н.е. Злобищ М.©-. Коган, Э. С. Маркаряи, Д. С. Лихачев и др.), педагогического-: образования (Н.Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е. П: Белозерцев и др.), управления социальными, организациями (М1, Альберт, М. Мескои, Ф. Хедоури и др.), а также работы по менеджменту и культуре управления (М. Вебер, Д. М. Тыосои, Д. Кариеги и др) — профессиональнопедагогической культуре личности (Е.В. Бондаревская, И. ФИсаев и др.).
Теоретическая основа исследования составляют: концепции менеджмента в образовании (Ю.В. Васильев, В. С. Лазарев, В. А.
Конаржевский и др.) — классификации профессиональных знаний и умений: необходимых, руководителю школы (Р.Л. Кричевский, В. И. Маслов, Б. П. Тонконогова и др.), работы и диссертационные исследования по подготовке управленческих кадров для системы, образования (МП. Поташник, В-А. СластенинА.Н. Иванов, П. И. Кабушкин, С. Е. Джаджа, В. М. Акименко и др.).
Методы исследования. Для реализации’задач-и проверки гипотезы исследования" использованы методы: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование и интервьюирование, наблюдение, беседа, моделирование, проектирование, педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки данных.
Базой организации исследования выступали факультеты, управления (эксп. гр.) и технологии и предпринимательства (контр, гр.) Дагестанского государственного педагогического университета. В исследовании приняли-участие '110/ студентов (58 чел.- контр, гр-, 62, чел. т'' эксп. гр.), 80 руководителей образовательных учреждений разного уровня. Динамика качественных изменений структурных компонентою-управленческой культуры, отслеживалась у респондентов с первого по ПЯТЫЙ курс. :. Исследование осуществлено в три взаимосвязанных этапа: ' • первый* (2002;2004 гг.) предполагал анализ философской, психолого-педагогической, управленческойсоциологической и другойлитературы, теоретическое изучение сущности. и содержания управленческой: культуры руководителя образованияопределение качеств, характеризующих сформированность управленческой. культуры личности;
• второй (2004;2006 гг.) был направлен на подготовку программы и проведение констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня сформированности управленческой культуры, определение и обоснование психолого-педагогических условий и разработку технологии, обеспечивающих эффективность подготовки будущего руководителя образования к управленческой деятельности.
• третий (2006;2008 гг.) включал проведение опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы исследования, определению эффективности педагогических условий формирования управленческой культуры будущего руководителя образования • и внедрение в практику профессиональной подготовки результатов и методических рекомендаций, а также оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в обосновании структуры управленческой культуры будущего руководителя образованияобосновании и реализации содержания и педагогических условий формирования управленческой культуры будущего руководителя образованияобосновании критериев и механизма диагностики г сформированности показателей управленческой культуры личности.
Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе и моделировании структуры управленческой культуры будущего? руководителя образования, проектировании механизма формирования характеристик личности с управленческой культурой, обосновании технологии формирования управленческой культуры, включающей анализ ситуации, принятие управленческого решения и т. д.
Диссертационное исследование вносит вклад в дальнейшее развитие теории формирования управленческой культуры будущего руководителя образования и открывает перспективы для совершенствования образовательного процесса в вузе.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и реализации условий формирования управленческой культуры будущего руководителя образования. Сформулированные по результатам исследования выводы и предложения целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, а также при организации работы по повышению управленческой культуры будущих руководителей образования на курсах повышения квалификации и т. д.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается применением комплекса адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования методик, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки и значимостью полученных экспериментальных данных.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на кафедрах педагогики, психологии и управления образованием факультета управления Даггоспедуниверситета, на научно-практических конференциях преподавателей, сотрудников и аспирантов ДГПУ (2000;2006 г.), на ежегодных Южно-Российских психолого-педагогических чтениях (2006 г.), всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в контексте идей гуманистической педагогики и психологии», Элиста-2006., научно-методической конференции «Образование в XXI», Тверь-2006, а также курсах повышения квалификации директоров образовательных учреждений (Махачкала 2005, 2006, 2007 г.).
На защиту выносятся положения:
1. Управленческая культура будущего руководителя образования как интегративное свойство личности, включающее общекультурные, профессиональные и специальные знания и умения, а также личностные качества, обеспечивающие готовность к управленческой деятельности.
2. Модель личности с управленческой культурой современного руководителя образования, включающая в себя профессиональные, личностные, культурологические компоненты и характеризующая готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.
3. Педагогические условия, способствующие формированию управленческой культуры будущего руководителя образования, включающие морально-нравственный, профессиональный, социальный, национальный, культурно-образовательный факторы.
4. Технология формирования управленческой культуры будущего руководителя образования, включающая в себя цель, задачи, содержание подготовки, методы, условия и формы организации и обеспечивающая готовность к выполнению профессиональных функций современного руководителя образования.
Выводы по второй главе:
1. Определение педагогического ВУЗа как первичного звена формирования основ управленческой культуры.
2. Создание эффективных психолого-педагогических условий способствует и активизирует процесс подготовки современного руководителя образования.
3. Использование идей спецкурса в процессе преподавания других дисциплин, вовлечение студентов и преподавателей в совместную исследовательскую деятельность, повышает эффективность опытно-экспериментальной работы.
4. Внедрение рефлексивно-ролевой игры в технологию подготовки эффективного руководителя, как наиболее адекватной формы реализации указанной модели.
5.
Введение
студенческого самоуправления, в котором формируется и развивается управленческая культура.
6. Максимальное приближение педагогической практики к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.
7.Процесс формирования управленческой культуры протекает более успешно, когда у студентов есть внутренняя установка и мотивация на достижение успеха, высокого уровня профессиональной компетентности и управленческой готовности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В современной педагогической науке и практике значительное внимание уделяется проблемам совершенствования профессиональной подготовки и отбора специалистов различного профиля, в том числе и профессионалов управления в системе образования. Радикальные изменения в большинстве отраслей жизни, вызванные социальной революцией, привели к изменению управленческого труда и ужесточению требований к профессионализму руководителей.
Проблема исследования является актуальной в связи с динамическим развитием образовательной системы: социальные преобразования создали предпосылки для ее обновления. В современном социокультурном контексте высшее образование призвано создавать условие для свободного развития личности студента. Решение поставленных задач на современном уровне обусловлено управлением педагогической системой, способной обеспечить культурное, нравственное развитие будущего руководителя, удовлетворить конкретные и различные образовательные потребности населения.
Настоящее исследование ставило целью теоретически обосновать и разработать технологию формирования управленческой культуры будущего менеджера образования и апробацию ее в условиях максимально приближенных к реальным.
Теоретическая и практическая значимость разработки проблемы управленческой культуры у студентов ориентируется на их личностную активность, сосредоточив внимание на выяснение сущности и содержания управленческой культуры современного руководителя образования. Исследуя конкретные формы воспитания управленческой культуры в педагогическом вузе, мы, разумеется, не претендовали на то, чтобы ответить на все вопросы данной проблемы. Некоторые из них нами только поставлены и ждут ответа. Педагогическое моделирование, обогащенное воспитательно-образовательной средой, развивающей управленческую культуру будущего руководителя, позволило подтвердить, что высоким уровнем управленческой культуры обладает эффективный руководитель.
Исходя из выше сказанного:
— управленческая культура современного руководителя в нашем изложении звучит как интегративное свойство личности, включающее личностные, профессиональные и культурологические качества, обеспечивающие эффективность управления;
— в работе рассмотрены факторы, влияющие на воспитание успешного руководителя: социальный, морально-нравственный, культурно-образовательный, профессиональной обученности. качественно подобранные психолого-педагогические условия являются одним из важнейших компонентов формирования управленческой культуры будущего руководителя.
— в процессе обучения с момента поступления в педвуз у студентов формируется стойкий интерес к изучаемому вопросу благодаря решению на занятиях проблемных ситуаций, деловых игр, внедрения спецкурса, а также его идей в практику преподавания других дисциплин, в совместной научной деятельности преподавателей и студентов;
— внедрение рефлексивно-ролевой игры как наиболее адекватной формы реализации нашей технологии, так как она по своим потенциальным возможностям позволяет сформировать у студентов рефлексивное отношение к собственным действиям;
Настоящая работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов становления управленческой культуры руководителя в системе высшего профессионального образования. Например, в итоге проведенного исследования, по возможности глубоко проанализировав личностное развитие студентов, выявилось, что дополнительного педагогического анализа требуют тендерные различия поведения будущего специалистаруководителя образования при формировании у него управленческой культуры. Хотя юноши и девушки приобщаются в процессе воспитания к одним и тем же нормам морали, категории общего и особенного совершенно отчетливо прослеживаются в этой сфере. Внимательное рассмотрение профессиональных предпочтений выявляет наличие существенных различий из-за влияния тендерных стереотипов, которые существуют в обществе — экспансионизма мужчин при занятии руководящих постов. Кроме того, важно дополнительно изучить, как развивать разумные личные ценности и четкие личные цели, которые мы определяем прерогативой наших дальнейших научных интересов.
Список литературы
- Адамская Н.П., Столяр A.A. Какой учитель нужен школе//Педагогика.-1991.- № 7.- С.67−71.
- Адамский А.И. Управление развитием // Первое сентября.- № 16 (17февраля).- 1997.
- Акименко В.М. Управленческая культура личности: состояние и перспективы// Психолого-педагогические основы общей, профессиональной и художественно — эстетической культуры. — Липецк, 2001. С.44−52.
- Алиев М.Н. Физическая культура и здоровье студентов. Учебное пособие для студентов вузов.- Махачкала: ДГУ, 1998.- 213с.
- Аминтаева С.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя: дис. .канд. пед. наук.- Махачкала, 2002 178с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980. -230с.
- Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект. // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.- № 4- С. 18−23.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект пресс, 2000. — 373с.
- Андреева Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально- значимых качеств будущего специалиста.: дис. .канд. пед. наук, — Орел, 1999 -228с
- Ю.Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.:1. Просвещение, 1989.-20с.
- Арджирис К. Организационное научение. Инфра-М, 2004. — 563с.
- Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М.: изд-во МГУ, 1984. — 287с.
- Арефьева Г. С. Социальная активность (проблема субъекта и объекта j социальной практике и познании). -М., 1974. 230 с.
- Н.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей.- М., 1977.- 184 с.
- Афанасьев В. Г Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432с.
- Афанасьева Т.П. Программа и технология активного обучения директоров школ методам руководства коллективом: дис. .канд. пед. наук. М. 1998−132 с.
- Бабанский O.K. Об управлении процессом воспитательного воздействия,-Сов. педагогика.-1971.-№ 8.-С.6−14.
- Бездухов В.П., Мишина С. Е. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя.- Самара: СамГПУ, 2001. 132с.
- Белозерцев Е.П. Образование: историко культурный феномен. -Юридический Центр Пресс, 2004. — 704с.
- Бенин B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.-Уфа: УГПУ, 1997.-131с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л.: Лениздат, 1992.- 400с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М.: Педагогика, 1983.- 272с.
- Бодалев A.A. Личность и общение: избр. тр.- М.: Педагогика, 1998.-272с.
- Бондаревская Е.В. Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе. Туапсе, 1997. — 192с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: учеб. пособие. Ростов н/Д.:ТЦ «Учитель», 1999.- 560с.
- Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру.- Ростов н/Д., 1995.-215с
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Диагностика управленческих способностей //Вопросы психологии.- 1997.-№ 2.- С.10−16.
- Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика.-1993.- № 2 С.70−74.
- Вазина К.Я. Педагогический менеджмент: (концепция, опыт работы) / К .Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский.- М.: Педагогика, 1991.-265с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика.- М.: РАУ, 1993.- 144 с.
- Васильев Ю. В. Руководитель завтрашнего дня // Народное образование. -1996.-№ 7.-С.117−119.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.- М.: Прогресс, 1987.-804с.
- Ведров Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Знание, 1969. -212с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. 206с.
- Веснин В.Р., Вычугов Д. Д. Из истории менеджмента // Социально-педагогический журнал. — 1993. № 3. — С.83 — 93.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: изд-во МГУ, 1995. -288с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национально образования/ЯТедагогика.- 1998.-№ 8.- С. 13−15.
- Воробьев Н.В., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя.// Педагогика.- 1997.- № 10.- С. 26−28.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело Лтд, 1994. -317с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология./ Под ред.В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1996.- 53 6с.
- Габдулин Г. П. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: КГУ, 1990.- 186с.
- Гаджиев Г. М. Проектная культура личности педагога. Махачкала, 2005.-350с.
- Гаджиев К.С. Введение.в политическую науку. М., 1997. — 440с.
- Галустов P.A. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии. М., 2002. — 542с.
- Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М.: МВЦ, 1990. -390с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. — М.: МГТУ им. Баумана, 1998.-332с.
- Генов Ф. Психология управления: основные проблемы. М.: Прогресс, 1982.- 422с.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге 21 века). Челябинск: ЧФ ИПО, 1993. -240с.
- Герасимов Б.Н. Методы активного обучения в педагогической деятельности.- Самара: ИППК, 1994.- 38с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности // Вопросы психологии.- 1975.- № 1. С.101−110.
- Горбунова Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. М., 1995. — 175с.> —<
- Груздев Г. В. Управленческая культура личности и ее значение длянаучно-технического прогресса//Тринадцатый межзональный симпозиум: тез. докл / отв. ред. Л. И. Зеленов. Горький, 1985. — С.92−97.
- Давыдова Л.Н. Система обеспечения качества образования в университете.- Астрахань, 2004.- 90с.
- Деркач A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993.-75с.
- Джаджа С.Е. Рефлексия основа управления инновационными процессами в образовательном учреждении./ инновационная деятельность образовательного учреждения.- Самара: СФ МГПУ, 2000.- С.33−35.
- Доннель А. Как сделать карьеру менеджера.- М.: Старт, 2000.- 70с.
- Дорожкин Ю.Н., Орешников И. М. Управленческая культура кадров в условиях реального времени.- М., 2000.- 43с.
- Дудников В.В. Менеджмент сферы образования. Самара, 1994. — 42с.
- Дункан Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.
- Евликов B.C. Участие трудящихся в управлении производством. М.: Сов. Россия, 1984.- 118с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности,— СПб.: Питер, 2000. -560с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.- М.: Просвещение, 1986.-143с.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология. -М.: Норма, 2000.- 624с.
- Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: практич. пособие.- Киров: Эниом, 1991.- 86с.65.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1990.- 160с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1992. 57с.
- Ивенский Л.М. Культура управления: сущность, генезис, метауправление. -Чебоксары: изд-во Чебоксарского университета, 1992. 350с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 462с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.j1. М.: Академия, 2004. 207с.
- Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления.-Белгород, 1997.- 147с.
- Исмаилов Ш. И. Уникальность дагестанского образования.// Жизнь национальностей.- 2005.-№ 2. С.44−51.
- Иосефович Н. Ты босс! Как стать толковым руководителем. / Пер. с англ. М. Ушаковой. — М.: Вече: Персей: Аст, 1995 — 384с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.- М.: Экономпресс, 1997. 284с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1984. — 185с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974. 328с.
- Карданская H.JI. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ, 1999.-407с.
- Карнов A.B. Психология менеджмента: учеб. пособие.- М.: Гардарики, 1999. 532с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Мн., 1990. 43с
- Кнорринг В.И. Искусство управления: учебник.- М.: Бек, 1997. 288с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. И. Психологические особенности человека. Т.2. -Л., I960.-286с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально — психологические проблемы управления. Москва: Политиздат, 1975.- 270с.
- Колесников И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы //Педагогика.- 1992.- № 5−6. С.71−78.
- Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива.- М.: Педагогика, 1997. 348с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Философско-гуманистические основания педагогики.- Ростов-на-Дону: РПУ, 1997. 80с.
- Кравченко O.A. Организационно-педагогические условия допрофессиональной управленческой подготовки учащихся: дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1997. — 88с.
- Кричевский P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.- 352с.9?."Кроссворды" для руководителей: Практические советы руководителю. // сост. И. В. Липсиц. М.: Дело, 1992. — 191с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 145с.
- Кудряшева Л.Д. Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности.- Л.: ЛГУ, 1986.-214с.
- Кузьмин И.П. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М, 1994. -254 с.
- Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 54с.
- Куриленко Г. М. Управление школой: задачи и деловые игры.- М.: Старт, 1989.- 144с.
- Лазарев B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы.• -М.:ЦСиЭИ, 1995. 158с.
- Лазарев B.C. Управление школой: теоретические основы и методы М.: ЦСиЭИ, 1997.-336с.
- Лебедев В.И. Психология и управление: М.: Агропромиздат, 1990. -176с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1997. — 304с.
- Лившиц Н.В. Секреты умелого руководителя. — М.: Экономика, 1991. -47с.
- Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя.- М., 1991.- 522с.
- Лифинцева Н.И. Формирование профессиональной педагогической культуры учителя. Курск, 2000. — 156с.
- Лихачев Б.Д. Педагогика: курс лекций. -М., 1998. 128с.
- Лицинер Р., Разу М., Старостин Ю. Обучение менеджеров: творчески использовать зарубежный опыт. // Экономические науки. 1991. — № 4.-С.45−48.
- Май ере Д. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2006. 794с.
- Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: в 7 т.-М., 1958. -Т.5. С.17−21.
- Макаренко A.C. Цель воспитания // Соч.: в 7 т.- М., 1958. Т.5. — С.355.
- Маллаев Д.М. Теоретические основы игровой деятельности. -Махачкала, 1999.-64с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284с.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления.- М., 1982,-214с.
- Марков М.В. Образование и управление. М., 1990. — 27с.ЦД4.Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условияхэффективной организационной культуры. Финпресс, 2004.- 288с.
- Матеев Г. Социалната активност на ръководните кадри. София, 1985. -200с.
- Менеджмент в управлении школой./под ред. Т. И. Шамовой. -Махачкала, 1992.- 232с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1998. — 800с.
- Методы педагогических исследований, /под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 156с.
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана.- Махачкала: Юпитер, 1992. 125с.
- Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров,— М.: Высшая школа, 1995.-207с.
- Неменский Б.М. Искусство и религия: круглый стол // Педагогика.-1995.-№ 5. С. 59.
- Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Мысль, 1984. — 245с.
- Немцов A.A. Целеполагание как творчество. // Педагогика.- 2002.-№ 4. -С.15−20.
- Никандров Н.Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М.: Педагогика, 1994. — 196с.
- Новоселов В.И. Элементы культуры управления. -М.: Экономика, 1971. -103с.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании: монография. Махачкала: ДГПУ, 1998. — 189с.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Технология конструирования и решения педагогических задач: учеб. пособие в помощь преподавателям педагогических дисциплин и студентов педагогических факультетов вузов.- Махачкала: ДГПУ, 1994.- 47с.
- Олейникова Я.В. Культура поведения как фактор профессиональной успешности.// Парадигма. -1998.- № 1. С.23−26.
- Омаров A.M. Управление: искусство общения. М.: Сов. Россия, 1989.-240с.
- Омаров A.M. Руководитель: размышления о стиле управления.- 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1987. 366с.
- Орлов A.A. Внутришкольное управление: поиск путей эффективности // Советская педагогика.- 1996.- № 4. С. 72−74.
- Орлов A.A., Агафонова A.C. Введение в педагогическую деятельность: практикум. М.: Академия, 2004. — 276 с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.: Прогресс, 1990. 284с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -3-е изд.- М.: Школа-Пресс, 2000. 512с.
- Педагогические системы в воспитании школьников: учеб. пособие / С. М. Годник, Л. Р. Суринова, М. Л. Фрумкин и др. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1985. — 208 с.
- Петере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.- М.: Прогресс, 1986.-436 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256с.
- Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы.- М.: Новая школа, 1995. 456с.
- Психологическая теория коллектива / под ред. A.B. Петровского.- М.: Просвещение, 1979. 225с.
- Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина. М.: ВЛАДОС ИМПЭ, 2000.-312с.
- Педагогика: учеб. пособие / под ред. Пидкасистого П. И. М.: Рос. пед. агентство, 1995.- 638 с.
- Подготовка специалистов в области образования / под ред. Г. А. Бордовского и др.- СПб.: Образование, 1994. 210с.
- Попов Г. Х. Организация процессов управления.- М.: Экономика, 1975.-280с.
- Речкин Н.С. Профессиональная управленческая культура руководителей муниципальной системы образования: дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.- 170с.
- Роджерс Э. Коммуникация в организациях.- М.: Экономика, 1980.- 347с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. Т. 1. / гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: БРЭ, 1993.- 608с.
- Ростунов А.Т. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием.- Л.: ЛГУ, 1977. 136 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 2000.- 712с.
- Руднева Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета.- Самара: СамГУ, 1996. — 243 с.
- Руководство коллективом: наука и искусство.- Минск: Деловая игра, 1988.-265с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности.- М.: Экмос, 1999. 352 с.
- Свеницкий A.JI. Социальная психология управления.- Ленинград: ЛГУ, 1986. С.54−69.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент.- М., 1999. 430 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 67с.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Соколова Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности будущего учителя. Оренбург: ОГПУ, 1996.- 111 с.
- Соколова Л.Б. Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности. Оренбург: ОГПУ, 1999. — 280 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 174 с.
- Стогдилл P.M. Лидерство и структура управления персоналом. М.: Норд-Вест, 2000. — 145с.
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 506 с.
- Суслимов В.Е. Управленческие отношения в деятельности. М., 1995. -18 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Педагогика, 1982. — 254с.
- Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента.- М.: Котролинг, 1991.-345с.
- Теория и практика педагогического управления в школе: учеб. пособие. / под ред. Ю. В. Васильева.- М., 1989.- 113 с.
- Тихомиров Ю.А. Управление делами общества.- М., 1984. 285 с.
- Толковый словарь по управлению / сост. С. Н. Петрова. М.: АЛАНС, 1994.- 252 с.
- Третьяков П.И. Практика управления советской школой.- М.: МПГУ, 1993. 135с.
- Третьяков П.И. Управление по результатам.- М.: Новая школа, 1997. -229с.
- Тьюсон Д.М. Типы людей и бизнес. М.:АСТ, Астрель, 2006. — 457с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.-М., 1993.- 171 с.
- Управление персоналом организации, /под ред. А. Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 1997. 512с.
- Ушаков А. Эффективный менеджмент в образовании // Управление персоналом.- 1999.- № 1.- С. 13−19.
- Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. Т.2. — М.: Республика, 1992.- 342с.
- Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. Т.2. М., 1992.- 42с.
- Фишман Л.И. Теоретические основы управления образованием и учреждениями: Пособие для руководителей общеобразовательных школ.- Самара, 1993.- 287с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. 268с.
- Фролов И.Т. Человек наука — гуманизм: (Философско-публицистический очерк проблемы).- М.: Знание, 1982. — 62с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998. — 568с.
- Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве. Педагогика.-1992.-№ 7−8 .-С. 11 -15.
- Ховроничев В.И. Работа с педколлективом в процессе управления.- М.: Новая школа, 1997.- 193с.
- Худоминский П.В. Управление современной школой.- М., 1995. 182с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 1996.- 320 с.
- Шекшня C.B. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. М.:ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.-336с.
- Шепель В.М. Имеджелогия.- М., 1994. 320с.
- Шепель В.М. Человеческая компетентность менеджера.- М., 1999. 432 с.
- Шепель В.М. Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации. -М.: Педагогика, 1983. 118с.
- Шиянов E.H. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. -М.: МГПУ, 1991. 179 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: Педагогический поиск, 1997. — 78с.
- Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2000.- 712с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1973. 304с.
- Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г. В. Осипова.-М.: РАН, 1995.-940с.
- Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации / под ред. Д.
- Биллсберри. М., 1997. — 368с. .>
- Эффективность труда руководителя / JI.H. Понаморев и др.-2-e изд.- М.: Мысль, 1988.-316с.
- Юнг К. Психологические типы.- М., 1995. 616с. /i
- Яккока Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. — 314с. ^
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности.-М.: Флинта, 1997. 224с.
- Яцкевич С.А. Диалектика управления.- Минск: БГУ, 19,89. 160с.129