Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическуюоснову исследования^ составляют: системный, структурныйи комплексный подходы, к. анализу педагогических, проблемфундаментальные: положения?: концепций^ единства! личности., и деятельности (Л-С. ВыготскийА. В!: ПетровскийЛ: М. Рубинштейн и др.), культурьъ (Н.е. Злобищ М.©-. Коган, Э. С. Маркаряи, Д. С. Лихачев и др.), педагогического-: образования (Н.Д. Никандров, В. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность и содержание управленческой культуры личности
    • 1. 2. Факторы формирования управленческой культуры у студентов
    • 1. 3. Модель руководителя с управленческой культурой
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Технология формирования управленческой культуры будущего руководителя образования
    • 2. 2. Рефлексивно-ролевая игра как средство формирования управленческой культуры
    • 2. 3. опытно-экспериментальная работа по формированию управленческой культуры будущего руководителя образования
  • выводы по второй главе

Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы актуализировались проблемы модернизации образования, рассматриваемого как приоритетный национальный проект, чье реформирование должно затронуть все его уровни и, в первую очередь, управление образовательным процессом. Модернизация профессионального образования предполагает подготовку высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного и профессионально мобильного, способного к эффективной управленческой деятельности через постоянное повышение профессиональной компетентности и профессионально — педагогической культуры.

Следовательно, актуальность формирования управленческой культуры обусловлена объективной необходимостью внедрения альтернативных педагогических систем управления процессами, происходящими в образовательном учреждении с точки зрения современной социально-экономической ситуации.

Анализ психолого-тпедагогической, социологической и другой литературы показывает, что проблемы формирования профессионально-педагогической культуры и, в частности, управленческой его составляющей исследованы в работах В. Н. Акименко, Е. В. Бондаревской, С. Е. Джаджа, И. Ф. Исаева, Г. Матеева, Н. С. Речкина, В. А. Сластенина и других, где проанализированы роль личности в управлении, ее сущностные характеристики, а также факторы, определяющие содержание и эффективность управленческой деятельности.

Анализ теории и практики подготовки к управленческой деятельности, несмотря 'на достаточную разработанность проблемы, позволил выявить ряд противоречий между:

• возрастающими требованиями к менеджеру в сфере образования и неориентированностыо системы подготовки в вузе к формированию личности руководителя;

• потребностью системы образования в профессиональных менеджерах и отсутствием целенаправленной подготовки будущего педагога к управленческой деятельности;

• необходимостью использования в подготовке к управленческой деятельности современных психолого-педагогических концепций и недостаточной обоснованностью условий их реализации;

• преобладанием «знаниевой» парадигмы в формировании готовности к управленческой деятельности и значимостью управленческих умений в профессиональной деятельности.

Исходя из приведенных противоречий, в качестве проблемы исследования определяем поиск механизма формирования управленческой культуры выпускника педагогического вуза как основы готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Актуальность проблемы формирования готовности к управленческой деятельности выпускникапедагогического вуза предопределила выбор темы исследования — «Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования».

Цель исследования — обоснование содержания и механизмов формирования управленческой культуры будущего руководителя образования.

Объект исследования — психолого-педагогическая подготовка будущего руководителя образования.

Предмет исследования — механизм формирования управленческой культуры будущего руководителя образования.

Гипотеза исследования — формирование управленческой культуры будущего руководителя образования будет успешным, если:

• управленческую культуру личности рассматривать как одну из приоритетных целей профессиональной подготовки;

• в содержание профессиональной подготовки включить элементы, усиливающие процессы самопознания и самосовершенствования;

• обеспечить технологизацию процесса': формирования управленческой культуры будущего руководителя-образования;

• создать оптимальные условия: (среда формы, средства и методы и т. д.), обеспечивающие эффективность формирования управленческой^ культуры будущего руководителя образования.

Исходяиз. поставленной^ цели, и сформулированной гипотезы, определены задачи исследования:

1. Обосновать структуру управленческой культуры будущего' ¦ руководителя в образовании.

2. Выявить условия, способствующие формированию управленческой культуры будущего руководителя образования;

3. Провести анализа уровня? сформированное&tradeуправленческой?, культуры будущего руководителя образования.

4. Разработать технологию формирования? управленческой культуры: будущего руководителя образования. .

5. Экспериментально обосновать эффективность технологии. г" формирования управленческой культуры буду щегору ковод ителя образования: Ё.

Методологическая основа исследования.

Методологическуюоснову исследования^ составляют: системный, структурныйи комплексный подходы, к. анализу педагогических, проблемфундаментальные: положения?: концепций^ единства! личности., и деятельности (Л-С. ВыготскийА. В!: ПетровскийЛ: М. Рубинштейн и др.), культурьъ (Н.е. Злобищ М.©-. Коган, Э. С. Маркаряи, Д. С. Лихачев и др.), педагогического-: образования (Н.Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е. П: Белозерцев и др.), управления социальными, организациями (М1, Альберт, М. Мескои, Ф. Хедоури и др.), а также работы по менеджменту и культуре управления (М. Вебер, Д. М. Тыосои, Д. Кариеги и др) — профессиональнопедагогической культуре личности (Е.В. Бондаревская, И. ФИсаев и др.).

Теоретическая основа исследования составляют: концепции менеджмента в образовании (Ю.В. Васильев, В. С. Лазарев, В. А.

Конаржевский и др.) — классификации профессиональных знаний и умений: необходимых, руководителю школы (Р.Л. Кричевский, В. И. Маслов, Б. П. Тонконогова и др.), работы и диссертационные исследования по подготовке управленческих кадров для системы, образования (МП. Поташник, В-А. СластенинА.Н. Иванов, П. И. Кабушкин, С. Е. Джаджа, В. М. Акименко и др.).

Методы исследования. Для реализации’задач-и проверки гипотезы исследования" использованы методы: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование и интервьюирование, наблюдение, беседа, моделирование, проектирование, педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки данных.

Базой организации исследования выступали факультеты, управления (эксп. гр.) и технологии и предпринимательства (контр, гр.) Дагестанского государственного педагогического университета. В исследовании приняли-участие '110/ студентов (58 чел.- контр, гр-, 62, чел. т'' эксп. гр.), 80 руководителей образовательных учреждений разного уровня. Динамика качественных изменений структурных компонентою-управленческой культуры, отслеживалась у респондентов с первого по ПЯТЫЙ курс. :. Исследование осуществлено в три взаимосвязанных этапа: ' • первый* (2002;2004 гг.) предполагал анализ философской, психолого-педагогической, управленческойсоциологической и другойлитературы, теоретическое изучение сущности. и содержания управленческой: культуры руководителя образованияопределение качеств, характеризующих сформированность управленческой. культуры личности;

• второй (2004;2006 гг.) был направлен на подготовку программы и проведение констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня сформированности управленческой культуры, определение и обоснование психолого-педагогических условий и разработку технологии, обеспечивающих эффективность подготовки будущего руководителя образования к управленческой деятельности.

• третий (2006;2008 гг.) включал проведение опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы исследования, определению эффективности педагогических условий формирования управленческой культуры будущего руководителя образования • и внедрение в практику профессиональной подготовки результатов и методических рекомендаций, а также оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в обосновании структуры управленческой культуры будущего руководителя образованияобосновании и реализации содержания и педагогических условий формирования управленческой культуры будущего руководителя образованияобосновании критериев и механизма диагностики г сформированности показателей управленческой культуры личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе и моделировании структуры управленческой культуры будущего? руководителя образования, проектировании механизма формирования характеристик личности с управленческой культурой, обосновании технологии формирования управленческой культуры, включающей анализ ситуации, принятие управленческого решения и т. д.

Диссертационное исследование вносит вклад в дальнейшее развитие теории формирования управленческой культуры будущего руководителя образования и открывает перспективы для совершенствования образовательного процесса в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании и реализации условий формирования управленческой культуры будущего руководителя образования. Сформулированные по результатам исследования выводы и предложения целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, а также при организации работы по повышению управленческой культуры будущих руководителей образования на курсах повышения квалификации и т. д.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается применением комплекса адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования методик, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки и значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на кафедрах педагогики, психологии и управления образованием факультета управления Даггоспедуниверситета, на научно-практических конференциях преподавателей, сотрудников и аспирантов ДГПУ (2000;2006 г.), на ежегодных Южно-Российских психолого-педагогических чтениях (2006 г.), всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в контексте идей гуманистической педагогики и психологии», Элиста-2006., научно-методической конференции «Образование в XXI», Тверь-2006, а также курсах повышения квалификации директоров образовательных учреждений (Махачкала 2005, 2006, 2007 г.).

На защиту выносятся положения:

1. Управленческая культура будущего руководителя образования как интегративное свойство личности, включающее общекультурные, профессиональные и специальные знания и умения, а также личностные качества, обеспечивающие готовность к управленческой деятельности.

2. Модель личности с управленческой культурой современного руководителя образования, включающая в себя профессиональные, личностные, культурологические компоненты и характеризующая готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.

3. Педагогические условия, способствующие формированию управленческой культуры будущего руководителя образования, включающие морально-нравственный, профессиональный, социальный, национальный, культурно-образовательный факторы.

4. Технология формирования управленческой культуры будущего руководителя образования, включающая в себя цель, задачи, содержание подготовки, методы, условия и формы организации и обеспечивающая готовность к выполнению профессиональных функций современного руководителя образования.

Выводы по второй главе:

1. Определение педагогического ВУЗа как первичного звена формирования основ управленческой культуры.

2. Создание эффективных психолого-педагогических условий способствует и активизирует процесс подготовки современного руководителя образования.

3. Использование идей спецкурса в процессе преподавания других дисциплин, вовлечение студентов и преподавателей в совместную исследовательскую деятельность, повышает эффективность опытно-экспериментальной работы.

4. Внедрение рефлексивно-ролевой игры в технологию подготовки эффективного руководителя, как наиболее адекватной формы реализации указанной модели.

5.

Введение

студенческого самоуправления, в котором формируется и развивается управленческая культура.

6. Максимальное приближение педагогической практики к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.

7.Процесс формирования управленческой культуры протекает более успешно, когда у студентов есть внутренняя установка и мотивация на достижение успеха, высокого уровня профессиональной компетентности и управленческой готовности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной педагогической науке и практике значительное внимание уделяется проблемам совершенствования профессиональной подготовки и отбора специалистов различного профиля, в том числе и профессионалов управления в системе образования. Радикальные изменения в большинстве отраслей жизни, вызванные социальной революцией, привели к изменению управленческого труда и ужесточению требований к профессионализму руководителей.

Проблема исследования является актуальной в связи с динамическим развитием образовательной системы: социальные преобразования создали предпосылки для ее обновления. В современном социокультурном контексте высшее образование призвано создавать условие для свободного развития личности студента. Решение поставленных задач на современном уровне обусловлено управлением педагогической системой, способной обеспечить культурное, нравственное развитие будущего руководителя, удовлетворить конкретные и различные образовательные потребности населения.

Настоящее исследование ставило целью теоретически обосновать и разработать технологию формирования управленческой культуры будущего менеджера образования и апробацию ее в условиях максимально приближенных к реальным.

Теоретическая и практическая значимость разработки проблемы управленческой культуры у студентов ориентируется на их личностную активность, сосредоточив внимание на выяснение сущности и содержания управленческой культуры современного руководителя образования. Исследуя конкретные формы воспитания управленческой культуры в педагогическом вузе, мы, разумеется, не претендовали на то, чтобы ответить на все вопросы данной проблемы. Некоторые из них нами только поставлены и ждут ответа. Педагогическое моделирование, обогащенное воспитательно-образовательной средой, развивающей управленческую культуру будущего руководителя, позволило подтвердить, что высоким уровнем управленческой культуры обладает эффективный руководитель.

Исходя из выше сказанного:

— управленческая культура современного руководителя в нашем изложении звучит как интегративное свойство личности, включающее личностные, профессиональные и культурологические качества, обеспечивающие эффективность управления;

— в работе рассмотрены факторы, влияющие на воспитание успешного руководителя: социальный, морально-нравственный, культурно-образовательный, профессиональной обученности. качественно подобранные психолого-педагогические условия являются одним из важнейших компонентов формирования управленческой культуры будущего руководителя.

— в процессе обучения с момента поступления в педвуз у студентов формируется стойкий интерес к изучаемому вопросу благодаря решению на занятиях проблемных ситуаций, деловых игр, внедрения спецкурса, а также его идей в практику преподавания других дисциплин, в совместной научной деятельности преподавателей и студентов;

— внедрение рефлексивно-ролевой игры как наиболее адекватной формы реализации нашей технологии, так как она по своим потенциальным возможностям позволяет сформировать у студентов рефлексивное отношение к собственным действиям;

Настоящая работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов становления управленческой культуры руководителя в системе высшего профессионального образования. Например, в итоге проведенного исследования, по возможности глубоко проанализировав личностное развитие студентов, выявилось, что дополнительного педагогического анализа требуют тендерные различия поведения будущего специалистаруководителя образования при формировании у него управленческой культуры. Хотя юноши и девушки приобщаются в процессе воспитания к одним и тем же нормам морали, категории общего и особенного совершенно отчетливо прослеживаются в этой сфере. Внимательное рассмотрение профессиональных предпочтений выявляет наличие существенных различий из-за влияния тендерных стереотипов, которые существуют в обществе — экспансионизма мужчин при занятии руководящих постов. Кроме того, важно дополнительно изучить, как развивать разумные личные ценности и четкие личные цели, которые мы определяем прерогативой наших дальнейших научных интересов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П., Столяр A.A. Какой учитель нужен школе//Педагогика.-1991.- № 7.- С.67−71.
  2. А.И. Управление развитием // Первое сентября.- № 16 (17февраля).- 1997.
  3. В.М. Управленческая культура личности: состояние и перспективы// Психолого-педагогические основы общей, профессиональной и художественно — эстетической культуры. — Липецк, 2001. С.44−52.
  4. М.Н. Физическая культура и здоровье студентов. Учебное пособие для студентов вузов.- Махачкала: ДГУ, 1998.- 213с.
  5. С.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя: дис. .канд. пед. наук.- Махачкала, 2002 178с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980. -230с.
  7. С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект. // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.- № 4- С. 18−23.
  8. Г. М. Социальная психология. М: Аспект пресс, 2000. — 373с.
  9. Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально- значимых качеств будущего специалиста.: дис. .канд. пед. наук, — Орел, 1999 -228с
  10. Ю.Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.:1. Просвещение, 1989.-20с.
  11. К. Организационное научение. Инфра-М, 2004. — 563с.
  12. Е.А. Социальный статус и активность личности. М.: изд-во МГУ, 1984. — 287с.
  13. Г. С. Социальная активность (проблема субъекта и объекта j социальной практике и познании). -М., 1974. 230 с.
  14. Н.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей.- М., 1977.- 184 с.
  15. Афанасьев В. Г Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432с.
  16. Т.П. Программа и технология активного обучения директоров школ методам руководства коллективом: дис. .канд. пед. наук. М. 1998−132 с.
  17. O.K. Об управлении процессом воспитательного воздействия,-Сов. педагогика.-1971.-№ 8.-С.6−14.
  18. В.П., Мишина С. Е. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя.- Самара: СамГПУ, 2001. 132с.
  19. Е.П. Образование: историко культурный феномен. -Юридический Центр Пресс, 2004. — 704с.
  20. B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.-Уфа: УГПУ, 1997.-131с.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л.: Лениздат, 1992.- 400с.
  22. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М.: Педагогика, 1983.- 272с.
  23. A.A. Личность и общение: избр. тр.- М.: Педагогика, 1998.-272с.
  24. Е.В. Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе. Туапсе, 1997. — 192с.
  25. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: учеб. пособие. Ростов н/Д.:ТЦ «Учитель», 1999.- 560с.
  26. Е.В. Введение в педагогическую культуру.- Ростов н/Д., 1995.-215с
  27. Е.М., Логинова Г. П. Диагностика управленческих способностей //Вопросы психологии.- 1997.-№ 2.- С.10−16.
  28. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика.-1993.- № 2 С.70−74.
  29. К.Я. Педагогический менеджмент: (концепция, опыт работы) / К .Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский.- М.: Педагогика, 1991.-265с.
  30. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика.- М.: РАУ, 1993.- 144 с.
  31. Ю. В. Руководитель завтрашнего дня // Народное образование. -1996.-№ 7.-С.117−119.
  32. М. Протестантская этика и дух капитализма.- М.: Прогресс, 1987.-804с.
  33. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Знание, 1969. -212с.
  34. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. 206с.
  35. В.Р., Вычугов Д. Д. Из истории менеджмента // Социально-педагогический журнал. — 1993. № 3. — С.83 — 93.
  36. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: изд-во МГУ, 1995. -288с.
  37. Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национально образования/ЯТедагогика.- 1998.-№ 8.- С. 13−15.
  38. Н.В., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя.// Педагогика.- 1997.- № 10.- С. 26−28.
  39. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело Лтд, 1994. -317с.
  40. JI.C. Педагогическая психология./ Под ред.В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1996.- 53 6с.
  41. Г. П. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: КГУ, 1990.- 186с.
  42. Г. М. Проектная культура личности педагога. Махачкала, 2005.-350с.
  43. К.С. Введение.в политическую науку. М., 1997. — 440с.
  44. P.A. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии. М., 2002. — 542с.
  45. З.Т. Педагогика межнационального общения. М.: МВЦ, 1990. -390с.
  46. Д.М. Организация и управление. — М.: МГТУ им. Баумана, 1998.-332с.
  47. Ф. Психология управления: основные проблемы. М.: Прогресс, 1982.- 422с.
  48. .С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге 21 века). Челябинск: ЧФ ИПО, 1993. -240с.
  49. .Н. Методы активного обучения в педагогической деятельности.- Самара: ИППК, 1994.- 38с.
  50. Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности // Вопросы психологии.- 1975.- № 1. С.101−110.
  51. Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. М., 1995. — 175с.> —<
  52. Г. В. Управленческая культура личности и ее значение длянаучно-технического прогресса//Тринадцатый межзональный симпозиум: тез. докл / отв. ред. Л. И. Зеленов. Горький, 1985. — С.92−97.
  53. Л.Н. Система обеспечения качества образования в университете.- Астрахань, 2004.- 90с.
  54. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993.-75с.
  55. С.Е. Рефлексия основа управления инновационными процессами в образовательном учреждении./ инновационная деятельность образовательного учреждения.- Самара: СФ МГПУ, 2000.- С.33−35.
  56. А. Как сделать карьеру менеджера.- М.: Старт, 2000.- 70с.
  57. Ю.Н., Орешников И. М. Управленческая культура кадров в условиях реального времени.- М., 2000.- 43с.
  58. В.В. Менеджмент сферы образования. Самара, 1994. — 42с.
  59. Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.
  60. B.C. Участие трудящихся в управлении производством. М.: Сов. Россия, 1984.- 118с.
  61. О.П. Практикум по психологии личности,— СПб.: Питер, 2000. -560с.
  62. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.- М.: Просвещение, 1986.-143с.
  63. М.И. Общая и социальная психология. -М.: Норма, 2000.- 624с.
  64. Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: практич. пособие.- Киров: Эниом, 1991.- 86с.65.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1990.- 160с.
  65. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1992. 57с.
  66. Л.М. Культура управления: сущность, генезис, метауправление. -Чебоксары: изд-во Чебоксарского университета, 1992. 350с.
  67. Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 462с.
  68. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.j1. М.: Академия, 2004. 207с.
  69. И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления.-Белгород, 1997.- 147с.
  70. Ш. И. Уникальность дагестанского образования.// Жизнь национальностей.- 2005.-№ 2. С.44−51.
  71. Н. Ты босс! Как стать толковым руководителем. / Пер. с англ. М. Ушаковой. — М.: Вече: Персей: Аст, 1995 — 384с.
  72. Н.И. Основы менеджмента.- М.: Экономпресс, 1997. 284с.
  73. М.С. Философия культуры. СПб., 1984. — 185с.
  74. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974. 328с.
  75. H.JI. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ, 1999.-407с.
  76. A.B. Психология менеджмента: учеб. пособие.- М.: Гардарики, 1999. 532с.
  77. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Мн., 1990. 43с
  78. В.И. Искусство управления: учебник.- М.: Бек, 1997. 288с.
  79. А.Г., Мясищев В. И. Психологические особенности человека. Т.2. -Л., I960.-286с.
  80. А.Г. Коллектив и социально — психологические проблемы управления. Москва: Политиздат, 1975.- 270с.
  81. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы //Педагогика.- 1992.- № 5−6. С.71−78.
  82. Ю.А. Формирование педагогического коллектива.- М.: Педагогика, 1997. 348с.
  83. И.Б., Шиянов E.H. Философско-гуманистические основания педагогики.- Ростов-на-Дону: РПУ, 1997. 80с.
  84. O.A. Организационно-педагогические условия допрофессиональной управленческой подготовки учащихся: дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1997. — 88с.
  85. P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.- 352с.9?."Кроссворды" для руководителей: Практические советы руководителю. // сост. И. В. Липсиц. М.: Дело, 1992. — 191с.
  86. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 145с.
  87. Л.Д. Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности.- Л.: ЛГУ, 1986.-214с.
  88. И.П. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М, 1994. -254 с.
  89. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 54с.
  90. Г. М. Управление школой: задачи и деловые игры.- М.: Старт, 1989.- 144с.
  91. B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы.• -М.:ЦСиЭИ, 1995. 158с.
  92. B.C. Управление школой: теоретические основы и методы М.: ЦСиЭИ, 1997.-336с.
  93. В.И. Психология и управление: М.: Агропромиздат, 1990. -176с.
  94. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1997. — 304с.
  96. Н.В. Секреты умелого руководителя. — М.: Экономика, 1991. -47с.
  97. И.В. Секреты умелого руководителя.- М., 1991.- 522с.
  98. Н.И. Формирование профессиональной педагогической культуры учителя. Курск, 2000. — 156с.
  99. .Д. Педагогика: курс лекций. -М., 1998. 128с.
  100. Р., Разу М., Старостин Ю. Обучение менеджеров: творчески использовать зарубежный опыт. // Экономические науки. 1991. — № 4.-С.45−48.
  101. Май ере Д. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2006. 794с.
  102. A.C. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: в 7 т.-М., 1958. -Т.5. С.17−21.
  103. A.C. Цель воспитания // Соч.: в 7 т.- М., 1958. Т.5. — С.355.
  104. Д.М. Теоретические основы игровой деятельности. -Махачкала, 1999.-64с.
  105. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284с.
  106. М. Технология и эффективность социального управления.- М., 1982,-214с.
  107. М.В. Образование и управление. М., 1990. — 27с.ЦД4.Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условияхэффективной организационной культуры. Финпресс, 2004.- 288с.
  108. Г. Социалната активност на ръководните кадри. София, 1985. -200с.
  109. Менеджмент в управлении школой./под ред. Т. И. Шамовой. -Махачкала, 1992.- 232с.
  110. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1998. — 800с.
  111. Методы педагогических исследований, /под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 156с.
  112. Ш. А. Народная педагогика Дагестана.- Махачкала: Юпитер, 1992. 125с.
  113. С.Д. Игровые методы подготовки кадров,— М.: Высшая школа, 1995.-207с.
  114. .М. Искусство и религия: круглый стол // Педагогика.-1995.-№ 5. С. 59.
  115. P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Мысль, 1984. — 245с.
  116. A.A. Целеполагание как творчество. // Педагогика.- 2002.-№ 4. -С.15−20.
  117. Н.Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М.: Педагогика, 1994. — 196с.
  118. В.И. Элементы культуры управления. -М.: Экономика, 1971. -103с.
  119. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании: монография. Махачкала: ДГПУ, 1998. — 189с.
  120. А.Н. Технология конструирования и решения педагогических задач: учеб. пособие в помощь преподавателям педагогических дисциплин и студентов педагогических факультетов вузов.- Махачкала: ДГПУ, 1994.- 47с.
  121. Я.В. Культура поведения как фактор профессиональной успешности.// Парадигма. -1998.- № 1. С.23−26.
  122. A.M. Управление: искусство общения. М.: Сов. Россия, 1989.-240с.
  123. A.M. Руководитель: размышления о стиле управления.- 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1987. 366с.
  124. A.A. Внутришкольное управление: поиск путей эффективности // Советская педагогика.- 1996.- № 4. С. 72−74.
  125. A.A., Агафонова A.C. Введение в педагогическую деятельность: практикум. М.: Академия, 2004. — 276 с.
  126. А.Ю. Управленческое общение.- М.: Прогресс, 1990. 284с.
  127. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -3-е изд.- М.: Школа-Пресс, 2000. 512с.
  128. Педагогические системы в воспитании школьников: учеб. пособие / С. М. Годник, Л. Р. Суринова, М. Л. Фрумкин и др. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1985. — 208 с.
  129. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.- М.: Прогресс, 1986.-436 с.
  130. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255с.
  131. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256с.
  132. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы.- М.: Новая школа, 1995. 456с.
  133. Психологическая теория коллектива / под ред. A.B. Петровского.- М.: Просвещение, 1979. 225с.
  134. Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина. М.: ВЛАДОС ИМПЭ, 2000.-312с.
  135. Педагогика: учеб. пособие / под ред. Пидкасистого П. И. М.: Рос. пед. агентство, 1995.- 638 с.
  136. Подготовка специалистов в области образования / под ред. Г. А. Бордовского и др.- СПб.: Образование, 1994. 210с.
  137. Г. Х. Организация процессов управления.- М.: Экономика, 1975.-280с.
  138. Н.С. Профессиональная управленческая культура руководителей муниципальной системы образования: дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.- 170с.
  139. Э. Коммуникация в организациях.- М.: Экономика, 1980.- 347с.
  140. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. Т. 1. / гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: БРЭ, 1993.- 608с.
  141. А.Т. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием.- Л.: ЛГУ, 1977. 136 с.
  142. С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 2000.- 712с.
  143. Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета.- Самара: СамГУ, 1996. — 243 с.
  144. Руководство коллективом: наука и искусство.- Минск: Деловая игра, 1988.-265с.
  145. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности.- М.: Экмос, 1999. 352 с.
  146. A.JI. Социальная психология управления.- Ленинград: ЛГУ, 1986. С.54−69.
  147. В.П. Педагогический менеджмент.- М., 1999. 430 с.
  148. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 67с.
  149. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  150. Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности будущего учителя. Оренбург: ОГПУ, 1996.- 111 с.
  151. Л.Б. Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности. Оренбург: ОГПУ, 1999. — 280 с.
  152. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 174 с.
  153. P.M. Лидерство и структура управления персоналом. М.: Норд-Вест, 2000. — 145с.
  154. Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 506 с.
  155. В.Е. Управленческие отношения в деятельности. М., 1995. -18 с.
  156. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Педагогика, 1982. — 254с.
  157. Ф. Принципы научного менеджмента.- М.: Котролинг, 1991.-345с.
  158. Теория и практика педагогического управления в школе: учеб. пособие. / под ред. Ю. В. Васильева.- М., 1989.- 113 с.
  159. Ю.А. Управление делами общества.- М., 1984. 285 с.
  160. Толковый словарь по управлению / сост. С. Н. Петрова. М.: АЛАНС, 1994.- 252 с.
  161. П.И. Практика управления советской школой.- М.: МПГУ, 1993. 135с.
  162. П.И. Управление по результатам.- М.: Новая школа, 1997. -229с.
  163. Д.М. Типы людей и бизнес. М.:АСТ, Астрель, 2006. — 457с.
  164. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.-М., 1993.- 171 с.
  165. Управление персоналом организации, /под ред. А. Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 1997. 512с.
  166. А. Эффективный менеджмент в образовании // Управление персоналом.- 1999.- № 1.- С. 13−19.
  167. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. Т.2. — М.: Республика, 1992.- 342с.
  168. Р. Энциклопедия современного управления. Т.2. М., 1992.- 42с.
  169. Л.И. Теоретические основы управления образованием и учреждениями: Пособие для руководителей общеобразовательных школ.- Самара, 1993.- 287с.
  170. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. 268с.
  171. И.Т. Человек наука — гуманизм: (Философско-публицистический очерк проблемы).- М.: Знание, 1982. — 62с.
  172. Э. Психоанализ и этика. М., 1998. — 568с.
  173. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве. Педагогика.-1992.-№ 7−8 .-С. 11 -15.
  174. В.И. Работа с педколлективом в процессе управления.- М.: Новая школа, 1997.- 193с.
  175. П.В. Управление современной школой.- М., 1995. 182с.
  176. В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 1996.- 320 с.
  177. C.B. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. М.:ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.-336с.
  178. В.М. Имеджелогия.- М., 1994. 320с.
  179. В.М. Человеческая компетентность менеджера.- М., 1999. 432 с.
  180. В.М. Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации. -М.: Педагогика, 1983. 118с.
  181. E.H. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. -М.: МГПУ, 1991. 179 с.
  182. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: Педагогический поиск, 1997. — 78с.
  183. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2000.- 712с.
  184. Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1973. 304с.
  185. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г. В. Осипова.-М.: РАН, 1995.-940с.
  186. Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации / под ред. Д.
  187. . М., 1997. — 368с. .>
  188. Эффективность труда руководителя / JI.H. Понаморев и др.-2-e изд.- М.: Мысль, 1988.-316с.
  189. Юнг К. Психологические типы.- М., 1995. 616с. /i
  190. . Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. — 314с. ^
  191. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности.-М.: Флинта, 1997. 224с.
  192. С.А. Диалектика управления.- Минск: БГУ, 19,89. 160с.129
Заполнить форму текущей работой