Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Виды понятий по объему

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для этого следует различать родовые и видовые понятия. Объем родового понятия включает в себя объемы видовых. Для понятий единичного класса таких различий не существует, а понятия нулевого класса невозможно точно классифицировать. Можно, конечно, предположить, что объем понятия «нечистая сила» включает в себя понятия лешего, домового и т. п. Но вряд ли это имеет практическое значение, поэтому… Читать ещё >

Виды понятий по объему (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объемом понятия называется множество предметов, которые мыслятся в данном понятии. Например, объем понятия «учебник» охватывает все учебники, поскольку они имеют общие существенные признаки: книга, предназначенная для изучения какой-либо учебной дисциплины в школе, вузе и т. п. Объем понятия «карандаш» включает в себя все приспособления для письма или рисования, представляющие собою полые удлиненные цилиндры из дерева или пластмассы, в середине которых находится графитовый или аналогичный стержень.

Тем не менее, учебники можно подразделить на предназначенные для школы или вуза, на учебники по определенной учебной дисциплине, на учебники, написанные одним и тем же автором и т. д. Карандаши можно классифицировать в зависимости от цвета пишущего стержня или материала, в который вставляется этот стержень.

В этой связи логика оперирует понятиями «класс», «подкласс» и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Например, классы (множества) студентов, законов, преступлений и т. п. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Класс понятий может включать в себя подкласс (подмножество). Например, класс законов включает в себя подкласс федеральных законов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) является отношением включения. Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса — это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами класса юристов будут являться юрист Иванов, юрист Плевако и т. д.

Среди классов различают универсальный, единичный и пустой или нулевой. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называют универсальным. Например, класс субъектов РФ состоит из 85 элементов (Рязанская область, Краснодарский край и т. д.) Класс, состоящий из одного элемента, называется единичным. Например, столица РФ.

Пустыми классами, являются классы, содержащие понятия, которые обозначают предметы, не существующие в реальности: русалка, вечный двигатель и т. п. Число элементов пустого класса равно нулю, но нельзя забывать здесь о различении несуществующего предмета и существующего для его обозначения понятия.

Без деления понятий на классы невозможно производить логическую операцию деления, а именно к этой операции сводятся многочисленные классификации, существующие, в частности в науке и юридической практике. Поскольку при операции деления раскрывается объем понятия, то важно правильно определить как само множество (класс) понятий, так и его подклассы, а также элементы подклассов. В противном случае классификация будет ошибочной.

Для этого следует различать родовые и видовые понятия. Объем родового понятия включает в себя объемы видовых. Для понятий единичного класса таких различий не существует, а понятия нулевого класса невозможно точно классифицировать. Можно, конечно, предположить, что объем понятия «нечистая сила» включает в себя понятия лешего, домового и т. п. Но вряд ли это имеет практическое значение, поэтому мы не будем отвлекаться на понятия нулевого класса, как не подчиняющиеся логическому рассуждению.

Объем понятия тесно связан с его содержанием. Эта связь выражается в законе обратного отношения: увеличивая объем понятия, мы уменьшаем его содержание, и наоборот, уменьшая объем, образуем понятия с большим содержанием.

Так, например, мы можем расширить содержание понятия «студент», прибавив к нему новый признак: российский студент. По объему новое понятие меньше, чем предыдущее. Добавив еще один признак: российский студент, обучающийся в Москве, мы еще более сузим объем понятия, и так далее. Чем больше признаков мы добавляем понятию, тем меньше становится его объем.

Напротив, убирая признаки, обобщая понятие, мы уменьшаем его содержание, увеличивая объем: московский вуз — российский вуз — вуз.

Таким образом, мы можем постепенно дойти до родового понятия по отношению ко всем предыдущим, либо до видового понятия с минимальным объемом. Естественно, что эту операцию можно проделать только с понятиями универсального класса. Единичные понятия, как уже говорилось, являются сами для себя одновременно родом и видом. Хотя само наличие единичного класса — категория относительная: единичный класс образует, например, понятие «планета Юпитер», но сам этот класс является подклассом универсального множества «планета», в свою очередь входящего во множество «небесное тело».

Понятия же нулевого класса исключаются нами здесь, как не подлежащие логическому обоснованию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой