Введение.
Специфика цивилизаций Древнего Востока и античности
Почему в богатых арабских странах не все бедуины торопятся переселяться в небоскребы, предпочитая им своих верблюдов в бескрайних песках Аравийской пустыни? Почему в Иране цвет грамотной молодежи, студенты, так охотно помогли своим муллам установить в стране режим средневековой теократии? Ответ в первую очередь следует искать в самой традиционной структуре неевропейских обществ — той самой… Читать ещё >
Введение. Специфика цивилизаций Древнего Востока и античности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
цивилизация древневосточный античный Дихотомия «Восток-Запад» — одно из древнейших концептуальных противопоставлений в истории. Еще древние греки в V веке до нашей эры воспринимали Восток как иное пространство, подчиненное иным порядкам — достаточно вспомнить их отношение к персам в период длительных греко_персидских войн, описанных Геродотом. Ситуация не поменялась и к нашему времени — в течение двух с половиной тысяч лет восточные и западные культуры рассматриваются как два мира, диаметрально различных, если не противоположных, по своей сути. Эти различия оказали сильное влияние на ход мирового исторического процесса, никуда не исчезли они и в современном мире.
Почему в богатых арабских странах не все бедуины торопятся переселяться в небоскребы, предпочитая им своих верблюдов в бескрайних песках Аравийской пустыни? Почему в Иране цвет грамотной молодежи, студенты, так охотно помогли своим муллам установить в стране режим средневековой теократии? Ответ в первую очередь следует искать в самой традиционной структуре неевропейских обществ — той самой, которая со времен античности стала резко, принципиально отличаться от европейской. Для понимания сути явлений, происходивших и происходящих в мировой истории, важно понимать специфику восточной и западной цивилизаций. Современный кризис европейской модели цивилизации, проблема нестабильности политической обстановки ближневосточных государств также определяют актуальность данной темы.
Термин «цивилизация» допускает несколько толкований в научной среде. Наиболее аргументированной нам представляется точка зрения русского ученого Бориса Ерасова. Цивилизация понимается им как «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т. е. сверхлокальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства Ерасов С. Б. Сравнительное изучение цивилизаций М, 1998, С. 25.». В отличие от остальных значений термина цивилизация См. например, работы Л. Февра («Цивилизация: Эволюция слова и группы идей»), О. Шпенглера («Закат Европы»), А. Тойнби («Постижение истории») и др., выбранное нами определение носит универсальный характер. Именно оно получило наиболее устойчивый терминологический статус в теоретической мысли и обоснование в теории, которую и можно назвать собственно теорией цивилизаций. Рассматривая человеческие общества с такой стороны, мы выходим за рамки локальных социумов и географических популяций, а культуры, рассматриваемые нами, будут представлять лишь частные проявления закономерностей, продиктованных развитием цивилизаций.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе мы рассмотрим специфику государственного устройства восточных государств и античного полиса, во второй остановимся на ментальности и общественном развитии, в третьей представим культурную специфику цивилизаций. В заключении обобщим результаты работы.