Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реорганизация судебной системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первым законодательным актом, упразднившим дореволюционные органы правосудия и положившим начало созданию новой судебной системы, был Декрет Совнаркома «О суде» № 1 (ноябрь 1917 г.): Вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, избираемых соответствующими Советами; В компетенцию местных судов входили гражданские дела с ценой иска… Читать ещё >

Реорганизация судебной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первым законодательным актом, упразднившим дореволюционные органы правосудия и положившим начало созданию новой судебной системы, был Декрет Совнаркома «О суде» № 1 (ноябрь 1917 г.):

  • — вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, избираемых соответствующими Советами;
  • — в компетенцию местных судов входили гражданские дела с ценой иска до трех тыс. руб., уголовные дела с наказанием до 2-х лет тюрьмы.
  • — обвинителем или защитником мог выступить любой гражданин, пользующийся политическими правами;
  • — предварительное следствие велось судьей единолично;
  • — кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей.

Дальнейшее развитие общая судебная система получила в Декрете ВЦИК и СНК «О суде» № 2 (февраль 1918 г.). Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышающих подсудность местных судов, учреждались окружные народные суды, избираемые городскими и уездными Советами. Состав окружных судов: трое судей и либо 4 (по гражданским делам), либо 12 (по уголовным делам) народных заседателей. Следствие велось коллегиально. При Советах также создавались коллегии правозаступников с функциями и обвинения, и защиты.

Практика осуществления правосудия показала необходимость повышения авторитета народных судов, упрощения их организации, расширения компетенции. Декрет СНК «О суде» № 3 (июль 1918 г.) разрешил местным судам рассматривать гражданские дела с ценой иска до 10 тыс. руб. и уголовные дела с максимальным сроком наказания 5 лет тюрьмы. Но действительно крупным шагом в совершенствовании судебной системы стало Положение ВЦИК «О народном суде РСФСР» (ноябрь 1918 г.), которое установило повсеместно единую форму суда: районный суд в составе одного судьи и двух или шести заседателей. Такой суд рассматривал все уголовные дела и гражданские дела за исключением политических, руководствуясь только декретами Советской власти, а в случае их отсутствия — социалистическим правосознанием.

Новое Положение ВЦИК о народном суде (1920 г.) изменило порядок организации защиты и обвинения, а также ведения следствия. Вместо следственных комиссий вводился институт народных следователей. Функции защиты и обвинения возлагались на соответствующих специалистов, списки которых (как и следователей) утверждались местными исполкомами.

Итак, существо происходивших в судебной системе перемен можно охарактеризовать как упразднение независимости судов, сближение судебной и исполнительной власти, снижение роли профессиональных критериев при отборе судей, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов. При этом формально сохранялись некоторые демократические принципы (гласность, коллегиальность, состязательность, отделение предварительного следствия от судебного процесса).

До начала 20-х годов параллельно с народными судами в крупных городах действовали чрезвычайные судебные органы — революционные трибуналы; в их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, саботажем, мародерством. Состав ревтрибунала (председатель и заседатели, избиравшиеся местным Советом из числа ответственных политических работников) в ходе гражданской войны сократился с семи до трех человек. С мая 1918 г. работал Революционный трибунал при ВЦИК РСФСР, с 1919 г. в ведение ревтрибуналов перешли дела, расследованные ВЧК. Судебный процесс в системе ревтрибуналов имел свои особенности:

  • — ускоренное судопроизводство (в течение 48 часов после окончания следствия);
  • — свобода в выборе мер наказания, что означало частое применение высшей меры;
  • — ярко выраженные социальные критерии при определении наказаний.

С началом НЭПа система ревтрибуналов формально была упразднена. Однако сохранились военные трибуналы в действующей армии и военно-транспортные трибуналы в некоторых крупных городах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой