Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности процесса социализации выпускников детских домов и школ-интернатов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В содержании представлений о себе и других у выпускников детских домов и школ-интернатов доминируют стереотипные наборы качеств, в которых отражены ролевые, статусные или половые черты, а не индивидуальные качества сверстников. При этом в группу идентичности для этих подростков входят не близкие по интересам и личным качествам сверстники, но те, кто обучается и живет с ними рядом. Этот факт… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие проблемы психологии общества
    • 1. Проблема общения и межличностных взаимоотношений в отечественной и зарубежной психологии
    • 2. Психология малой группы
  • Глава 2. Особенности психологического развития в подростковом возрасте
    • 1. Общая характеристика психологических исследований отрочества
    • 2. Развитие личности в подростковом возрасте
    • 3. Развитие общения подростков со взрослыми и со сверстниками
    • 4. Общая характеристика групп учащихся Профессионального Лицея с точки зрения их социально-психологического развития
  • Глава 3. Методы исследования, описание и анализ полученных результатов
    • 1. Методы исследования
    • 2. Описание и анализ полученных результатов

    § 3. Сравнительный анализ полученных результатов проведённых методик между учащимися Профессиональных Лицеев, воспитанниками трудовых колоний, детских домов и школ-интернатов и учащихся массовых общеобразовательных школ.

Особенности процесса социализации выпускников детских домов и школ-интернатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется кардинальными социально-экономическими изменениями, произошедшими в нашей стране за последние годы, и отразившимися на трансформации индивидуального и общественного сознания, размытости идеалов и нравственных ориентиров, что затрудняет процесс социализации, вхождения подростков в мир взрослых. Особенно остро сказываются эти изменения на подростках из сложных семей, не имеющих значимых близких взрослых, детей, чьи родители были лишены родительских прав, воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Актуальность темы

исследования связана и с необходимостью развития личностной активности, выбора собственно осознанной позиции, которая помогла бы подросткам успешно реализовать себя. Этим фактом и обусловлен тот интерес к личности, ее развитию и социализации, который характерен в настоящее время и для психологов, и для педагогов, и для родителей.

Объект исследования — процесс социализации выпускников детских домов и школ-интернатов.

Предмет исследования — система отношений, сложившихся в группе подростков, их представления о себе и окружающих.

Цель исследования — изучение влияния особенностей общения и взаимоотношений выпускников детских домов и школ-интернатов.

Гипотеза исследования.

Неопределенность в направленности и путях социализации, вариативность в выборе ее направления (как просоциального, так и асоциального), является главной характерной чертой жизненного стиля выпускников детских домов и школ-интернатов. Эта неопределенность связана как с недостаточной осознанностью и приятием правил и норм, принятых в обществе, так и с неосознанностью и недифференцированностью представлений о себе.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы социализации и взаимоотношений подростков.

2. Изучить особенности групповой динамики и референтных отношений подростков.

3. Провести диагностику представлений подростков о себе и окружающих.

4. Выявить факторы, влияющие на процесс социализации выпускников детских домов и школ-интернатов.

Методологической основой исследования стали положения о процессе социализации, развиваемые в работах Г. Г. Шпета и В. М. Бехтерева, доказывающие активный характер процесса вхождения подростков в мир взрослых, а также концепции Г. М. Андреевой и С. Московичи, раскрывающие роль когнитивных компонентов в процессе развития индивидуального пути социализации человека.

В работе использовались также данные об особенностях психического развития подростков из закрытых и полузакрытых заведений (В.Ф.Пирожков, М. Ю. Кондратьев, Беличева С. А., Папкин А. И. и др.).

Комплекс методов представлен следующими группами:

— социометрия.

— референтометрия.

— методика репертуарных решеток Келли.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней исследуется процесс групповой динамики и особенности представлений о себе у выпускников детских домов и школ-интернатов. Несмотря на то, что многие исследователи изучали особенности межличностного и группового взаимодействия воспитанников воспитательно-трудовых колоний, психологические особенности процесса социализации у выпускников детских домов и школ-интернатов фактически впервые явились объектом исследования.

Теоретическое значение работы состоит в том, что полученные в исследовании данные об особенностях социализации выпускников детских домов и школ-интернатов позволяют выявить некоторые тенденции и закономерности этого процесса, в том числе роль взаимоотношений в закрытой группе на особенности осознания и интериоризации просоциальных и асоциальных норм и ценностей.

В работе раскрыты новые аспекты влияния общения со сверстниками и степени дифференцированности представлений о себе, на процесс социализации подростков.

Практическое значение работы заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации вхождения выпускников детских домов и школ-интернатов в социум, предотвращая трудности в этом процессе.

Результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами для повышения эффективности применения индивидуального подхода в воспитании и обучении.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности социализации выпускников детских домов и школ-интернатов заключаются в том, что направление социализации у большинства ребят этих заведений не определено и может меняться в зависимости от социальной ситуации.

2. Невысокая степень осознанности и интериоризации ценностей, социальных норм и правил поведения у выпускников детских домов и школ-интернатов связана, прежде всего, с тем, что опыт общения со взрослыми, передающими просоциальные ценности, у данных подростков крайне ограничен и имеет специфический характер, а отсутствие доверительных контактов со сверстниками не дает возможности хотя бы частично компенсировать дефицит общения со взрослыми. Рациональная же составляющая, необходимая для рефлексии отношений и их логической оценки, мало развита как вследствие отсутствия опыта, так и, отмечаемого педагогами, невысокого уровня развития формальнологического мышления.

3. Достаточно свободный режим, отсутствие асоциальных, жестоко и жестко транслируемых и соблюдаемых критериев властной иерархии, которые свойственны группам подростков в колонии, являются причиной того факта, что и асоциальные ценности нормы также плохо усваиваются и не осознаются этими подростками.

4. В содержании представлений о себе и других у выпускников детских домов и школ-интернатов доминируют стереотипные наборы качеств, в которых отражены ролевые, статусные или половые черты, а не индивидуальные качества сверстников. При этом в группу идентичности для этих подростков входят не близкие по интересам и личным качествам сверстники, но те, кто обучается и живет с ними рядом. Этот факт существенно уменьшает необходимость рефлексии и развития самосознания и сужает пути социализации, заранее нацеливая подростков на определенный стиль общения с окружающими и даже профессиональную деятельность.

Надежность и достоверность данных обеспечивается применением широкого спектра методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, получением большого количества эмпирического материала и его качественным анализом. Общий объём выборки составил 168 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

1. В процессе экспериментальной работы в ученических группах из числа детей-сирот, обучающихся в ПЛ № 114.

2. В докладах, сделанных на научно-практических конференциях в МПГУ (2002, 2003).

3. В докладах и сообщениях на заседании лаборатории исторической психологии личности (2002, 2003).

4. Результаты исследования использовались для составления психолого-педагогических программ социализации «Формирование психологической открытости у детей-сирот, обучающихся в ПЛ № 114».

5. Основные положения диссертации нашли отражение в 3 публикациях автора.

Структура и объем диссертации

.

Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы из наименований и приложений. В приложении приведены материалы.

Таким образом, особенности социализации и сложности у детей из полузакрытых заведений связаны с тем, что у них, с одной стороны, нет осознания и понимания себя как носителя каких-то индивидуальных личностных черт и качеств. Они ориентированы в большей степени на групповые нормы и ценности, стереотипы и правила поведения, причем в том варианте, который задается референтными членами конкретной группы. В то же время у них нет однозначного осознания и отношения к этим нормам и ценностям, так как нет страха перед вышестоящими членами группы, и часто нет доверия к ним. Отсюда, часто для многих наиболее значимыми и референтными являются поступки и мнение большинства группы (среднего статусного слоя), причем эти нормы не очень четко отрефлексированны и отношение к ним часто меняется. Поэтому направление социализации у большинства ребят этих заведений не определено и может меняться в зависимости от той социальной ситуации, в которую они попадают после выхода из интерната. ВЫВОДЫ:

1 .Проблема социализации личности является одной из базовых проблем всей психологической науки.

2.По своим основным психологическим характеристикам подростки-сироты таких учебно-воспитательных учреждений, каким является Профессиональный Лицей № 114, занимают промежуточное положение между воспитанниками ВТК с одной стороны, и учащимися массовых общеобразовательных школ, с другой.

3.Пути и формы социализации учащихся полузакрытых учебно-воспитательных учреждений имеют ряд специфических особенностей, отличаются от путей и форм социализаций подростков — воспитанников ВТК и учащихся массовых общеобразовательных школ и характеризуются расплывчатостью, аморфностью и неопределённостью.

4.Эти характеристики направления социализаций обуславливаются тем, что хотя подростки и ориентированны на нормы и ценности группы своего членства, отношение их к этим нормам и ценностям неоднозначно. С другой стороны, они не ощущают себя носителями каких-либо индивидуальных черт и личностных качеств.

5.Ввиду отсутствия определённости социализация подростковучащихся полузакрытых учебно-воспитательных заведений может пойти как по просоциальному, так и асоциальному жизненным путям развития.

6.На основании полученных данных в учебных заведениях типа ПЛ № 114 должна быть создана комплексная коррекционно-воспитательно-образовательная программа по формированию предпосылок просоциальных путей развития личности, максимально приближающих подростков к существованию в открытом социуме и успешной социализации в нём.

Заключение

.

Особенности социализации подростков из полузакрытых заведений, проявляются в том, что у этих ребят отсутствуют и знании, и отношение к нормам и правилам поведения в обществе, нет четких и осознанных стереотипов и ценностных ориентаций. Это связано с отсутствием опыта, доверительных отношений со взрослыми, являющимися трансляторами этих норма и отношений. Мал и социальный и культурный опты этих ребят, который мог бы возместить отсутствие личных смыслов и отношений к окружающему миру.

В то же время достаточно свободные отношения со сверстниками и взрослыми (педагогами), отсутствие страха и жестких мер подчинения, приводят к тому, что и асоциальные стереотипы и нормы взаимоотношений, также не осознаются и не принимаются этими подростками.

Таким образом, некоторый вакуум знаний и переживаний, делает их открытыми для любых воздействий, которым они подвергаются в этом возрасте, а потому динамика ихсоциализации (как просоциальной, так и асоциальной) мало предсказуема на этом этапе и зависит от сети социальных контактов.

Вариативность и неопределенность направленности и формы социализации, выбираемой этими подростками, связана и с недостаточной осознанной и дифференцированностью их —представлений о себе и других. Исходя из анализа содержательных характеристик, которые даются представителями разных уровней друг другу и членам других (более высоких или низких по статусу подгрупп), можно сделать вывод о том, что подростки, обучающиеся в полузакрытых учебных заведениях (школах-интернатах) ориентируются в большей степени на стереотипные наборы качеств, видя в окружающих и самих себе скорее отражение определенного статуса или норма, а не индивидуального носителя уникальных личных качеств.

Проблемы в представлении о себе, связаны и с невозможностью изменить или самостоятельно выбрать референтную группу. Это отражается и на выборе группы идентичности, которой становится, фактически, не выбранная на основе самокатегоризации общность сверстников, близких по интересам или личным качествам, но те, кто находится рядом и с которыми приходится общаться изо дня в день. Этот факт, во-первых, существенно уменьшает необходимость рефлексии и самоосознания, а во-вторых, сужает пути социализации, в некоторой степени заранее нацеливая подростков на определенный стиль общения с окружающими и даже профессиональную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983 г.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. —М., 1990 г.
  3. С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одарённых детей). Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1992 г.
  4. .Г. Активизация личности в системе общественных отношений. — М., 1990 г.
  5. .Г. Избранные психологические труды. — М., 1980 г.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания. — Воронеж, 1996 г.
  7. А., Сьюзан У. Психологическое тестирование. — С-Пб., 2001 г.
  8. Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. — М., 1988 г.
  9. Г. М. Психология социального познания. — М., 2000 г.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник. — М., 1988 г.
  11. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. — Ленинград., 1982 г.
  12. Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. — М., 1974 г.
  13. М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психолог, наук. — М., 1991 г.
  14. М. Психология счастья. — М., 1990 г.
  15. З.А. Проблемы перевоспитания осужденных несовершеннолетних. — М., 1974 г.
  16. А.Г. Психология личности. — 2001 г.
  17. Аунапуу Т.-К. X. Детерминанты межличностного статуса в коллективах старшеклассниках. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1984 г.
  18. А.И. Диалектика межличностных отношений во временном учебно-спортивном коллективе. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол наук. — М., 1983 г.
  19. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. — М., 1993 г.
  20. И.П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп. — М, 2000 г.
  21. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — М., 2001 г.
  22. С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993 г.
  23. С.А. Этот опасный возраст. — М., 1981 г.
  24. А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. — М., 1995 г.
  25. Л.И. Личность и её развитие в детском возрасте. — М., 1968 г.
  26. Р.Ф. Морально-психологические особенности трудного подростка. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1993 г.
  27. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд.психол. наук. — М., 1992 г.
  28. Е.Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра временной изоляции. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 2000 г.
  29. Возрастные особенности психического развития детей: сб. под ред. Дубровиной И. В. — М., 1982 г.
  30. И.П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум. — Ленинград, 1983 г.
  31. И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. — Ленинград, 1970 г.
  32. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М., 1984 г.
  33. Л.И., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. Ш. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребёнка и детских домах. — М., 1990 г.
  34. Л.И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести.1. М. 1996 г.
  35. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. — М. 1972 г.
  36. Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? — М., 1997 г.
  37. .М. Общение и здоровье личности: Учебное пособие. — М., 2002 г.
  38. Т.В. Формирование межличностных отношений во временном коллективе подростков. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд.психол. наук. — Киев, 1977 г.
  39. Н.П. Психологическая реабилитация личности подростков- жертв насилия. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 2000 г.
  40. Н.И. Психологическая готовность к школе. — М., 2000 г.
  41. В.В. Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии: сб. научных трудов. — М., 1980 г.
  42. JI. Психология малых групп. — М., 1979 г.
  43. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М., 1981 г.
  44. А.И. Проблемы групповой сплочённости. — М., 1979 г.
  45. Т.В. Воспитание подростка в семье. — М., 1955 г.
  46. Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М., 1967 г.
  47. Т.В. Подросток. — М., 1976 г.
  48. И.В. Психологическая реабилитация детей и подростков. — М.,
  49. Э. Социология образования. — М., 1996 г.
  50. Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе: Учебное пособие. — Харьков, 1991 г.
  51. А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986 г.
  52. А.И. Неврозы у детей и подростков. — Ленинград, 1987 г.
  53. А.В. Психология обучения старшеклассников. — М., 1976 г.
  54. А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993 г.
  55. М. Семья и личность. — М., 1986 г.
  56. Д.Р. Влияние индивидуальных психологических особенностей на успеваемость и дисциплинированность учащихся школы-интерната. — М., 1983 г.
  57. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие — М., 1991 г.58.
Заполнить форму текущей работой