Особенности процесса социализации выпускников детских домов и школ-интернатов
В содержании представлений о себе и других у выпускников детских домов и школ-интернатов доминируют стереотипные наборы качеств, в которых отражены ролевые, статусные или половые черты, а не индивидуальные качества сверстников. При этом в группу идентичности для этих подростков входят не близкие по интересам и личным качествам сверстники, но те, кто обучается и живет с ними рядом. Этот факт… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Общие проблемы психологии общества
- 1. Проблема общения и межличностных взаимоотношений в отечественной и зарубежной психологии
- 2. Психология малой группы
- Глава 2. Особенности психологического развития в подростковом возрасте
- 1. Общая характеристика психологических исследований отрочества
- 2. Развитие личности в подростковом возрасте
- 3. Развитие общения подростков со взрослыми и со сверстниками
- 4. Общая характеристика групп учащихся Профессионального Лицея с точки зрения их социально-психологического развития
- Глава 3. Методы исследования, описание и анализ полученных результатов
- 1. Методы исследования
- 2. Описание и анализ полученных результатов
§ 3. Сравнительный анализ полученных результатов проведённых методик между учащимися Профессиональных Лицеев, воспитанниками трудовых колоний, детских домов и школ-интернатов и учащихся массовых общеобразовательных школ.
Особенности процесса социализации выпускников детских домов и школ-интернатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования определяется кардинальными социально-экономическими изменениями, произошедшими в нашей стране за последние годы, и отразившимися на трансформации индивидуального и общественного сознания, размытости идеалов и нравственных ориентиров, что затрудняет процесс социализации, вхождения подростков в мир взрослых. Особенно остро сказываются эти изменения на подростках из сложных семей, не имеющих значимых близких взрослых, детей, чьи родители были лишены родительских прав, воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Актуальность темы
исследования связана и с необходимостью развития личностной активности, выбора собственно осознанной позиции, которая помогла бы подросткам успешно реализовать себя. Этим фактом и обусловлен тот интерес к личности, ее развитию и социализации, который характерен в настоящее время и для психологов, и для педагогов, и для родителей.
Объект исследования — процесс социализации выпускников детских домов и школ-интернатов.
Предмет исследования — система отношений, сложившихся в группе подростков, их представления о себе и окружающих.
Цель исследования — изучение влияния особенностей общения и взаимоотношений выпускников детских домов и школ-интернатов.
Гипотеза исследования.
Неопределенность в направленности и путях социализации, вариативность в выборе ее направления (как просоциального, так и асоциального), является главной характерной чертой жизненного стиля выпускников детских домов и школ-интернатов. Эта неопределенность связана как с недостаточной осознанностью и приятием правил и норм, принятых в обществе, так и с неосознанностью и недифференцированностью представлений о себе.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы социализации и взаимоотношений подростков.
2. Изучить особенности групповой динамики и референтных отношений подростков.
3. Провести диагностику представлений подростков о себе и окружающих.
4. Выявить факторы, влияющие на процесс социализации выпускников детских домов и школ-интернатов.
Методологической основой исследования стали положения о процессе социализации, развиваемые в работах Г. Г. Шпета и В. М. Бехтерева, доказывающие активный характер процесса вхождения подростков в мир взрослых, а также концепции Г. М. Андреевой и С. Московичи, раскрывающие роль когнитивных компонентов в процессе развития индивидуального пути социализации человека.
В работе использовались также данные об особенностях психического развития подростков из закрытых и полузакрытых заведений (В.Ф.Пирожков, М. Ю. Кондратьев, Беличева С. А., Папкин А. И. и др.).
Комплекс методов представлен следующими группами:
— социометрия.
— референтометрия.
— методика репертуарных решеток Келли.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней исследуется процесс групповой динамики и особенности представлений о себе у выпускников детских домов и школ-интернатов. Несмотря на то, что многие исследователи изучали особенности межличностного и группового взаимодействия воспитанников воспитательно-трудовых колоний, психологические особенности процесса социализации у выпускников детских домов и школ-интернатов фактически впервые явились объектом исследования.
Теоретическое значение работы состоит в том, что полученные в исследовании данные об особенностях социализации выпускников детских домов и школ-интернатов позволяют выявить некоторые тенденции и закономерности этого процесса, в том числе роль взаимоотношений в закрытой группе на особенности осознания и интериоризации просоциальных и асоциальных норм и ценностей.
В работе раскрыты новые аспекты влияния общения со сверстниками и степени дифференцированности представлений о себе, на процесс социализации подростков.
Практическое значение работы заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации вхождения выпускников детских домов и школ-интернатов в социум, предотвращая трудности в этом процессе.
Результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами для повышения эффективности применения индивидуального подхода в воспитании и обучении.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности социализации выпускников детских домов и школ-интернатов заключаются в том, что направление социализации у большинства ребят этих заведений не определено и может меняться в зависимости от социальной ситуации.
2. Невысокая степень осознанности и интериоризации ценностей, социальных норм и правил поведения у выпускников детских домов и школ-интернатов связана, прежде всего, с тем, что опыт общения со взрослыми, передающими просоциальные ценности, у данных подростков крайне ограничен и имеет специфический характер, а отсутствие доверительных контактов со сверстниками не дает возможности хотя бы частично компенсировать дефицит общения со взрослыми. Рациональная же составляющая, необходимая для рефлексии отношений и их логической оценки, мало развита как вследствие отсутствия опыта, так и, отмечаемого педагогами, невысокого уровня развития формальнологического мышления.
3. Достаточно свободный режим, отсутствие асоциальных, жестоко и жестко транслируемых и соблюдаемых критериев властной иерархии, которые свойственны группам подростков в колонии, являются причиной того факта, что и асоциальные ценности нормы также плохо усваиваются и не осознаются этими подростками.
4. В содержании представлений о себе и других у выпускников детских домов и школ-интернатов доминируют стереотипные наборы качеств, в которых отражены ролевые, статусные или половые черты, а не индивидуальные качества сверстников. При этом в группу идентичности для этих подростков входят не близкие по интересам и личным качествам сверстники, но те, кто обучается и живет с ними рядом. Этот факт существенно уменьшает необходимость рефлексии и развития самосознания и сужает пути социализации, заранее нацеливая подростков на определенный стиль общения с окружающими и даже профессиональную деятельность.
Надежность и достоверность данных обеспечивается применением широкого спектра методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, получением большого количества эмпирического материала и его качественным анализом. Общий объём выборки составил 168 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
1. В процессе экспериментальной работы в ученических группах из числа детей-сирот, обучающихся в ПЛ № 114.
2. В докладах, сделанных на научно-практических конференциях в МПГУ (2002, 2003).
3. В докладах и сообщениях на заседании лаборатории исторической психологии личности (2002, 2003).
4. Результаты исследования использовались для составления психолого-педагогических программ социализации «Формирование психологической открытости у детей-сирот, обучающихся в ПЛ № 114».
5. Основные положения диссертации нашли отражение в 3 публикациях автора.
Структура и объем диссертации
.
Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы из наименований и приложений. В приложении приведены материалы.
Таким образом, особенности социализации и сложности у детей из полузакрытых заведений связаны с тем, что у них, с одной стороны, нет осознания и понимания себя как носителя каких-то индивидуальных личностных черт и качеств. Они ориентированы в большей степени на групповые нормы и ценности, стереотипы и правила поведения, причем в том варианте, который задается референтными членами конкретной группы. В то же время у них нет однозначного осознания и отношения к этим нормам и ценностям, так как нет страха перед вышестоящими членами группы, и часто нет доверия к ним. Отсюда, часто для многих наиболее значимыми и референтными являются поступки и мнение большинства группы (среднего статусного слоя), причем эти нормы не очень четко отрефлексированны и отношение к ним часто меняется. Поэтому направление социализации у большинства ребят этих заведений не определено и может меняться в зависимости от той социальной ситуации, в которую они попадают после выхода из интерната. ВЫВОДЫ:
1 .Проблема социализации личности является одной из базовых проблем всей психологической науки.
2.По своим основным психологическим характеристикам подростки-сироты таких учебно-воспитательных учреждений, каким является Профессиональный Лицей № 114, занимают промежуточное положение между воспитанниками ВТК с одной стороны, и учащимися массовых общеобразовательных школ, с другой.
3.Пути и формы социализации учащихся полузакрытых учебно-воспитательных учреждений имеют ряд специфических особенностей, отличаются от путей и форм социализаций подростков — воспитанников ВТК и учащихся массовых общеобразовательных школ и характеризуются расплывчатостью, аморфностью и неопределённостью.
4.Эти характеристики направления социализаций обуславливаются тем, что хотя подростки и ориентированны на нормы и ценности группы своего членства, отношение их к этим нормам и ценностям неоднозначно. С другой стороны, они не ощущают себя носителями каких-либо индивидуальных черт и личностных качеств.
5.Ввиду отсутствия определённости социализация подростковучащихся полузакрытых учебно-воспитательных заведений может пойти как по просоциальному, так и асоциальному жизненным путям развития.
6.На основании полученных данных в учебных заведениях типа ПЛ № 114 должна быть создана комплексная коррекционно-воспитательно-образовательная программа по формированию предпосылок просоциальных путей развития личности, максимально приближающих подростков к существованию в открытом социуме и успешной социализации в нём.
Заключение
.
Особенности социализации подростков из полузакрытых заведений, проявляются в том, что у этих ребят отсутствуют и знании, и отношение к нормам и правилам поведения в обществе, нет четких и осознанных стереотипов и ценностных ориентаций. Это связано с отсутствием опыта, доверительных отношений со взрослыми, являющимися трансляторами этих норма и отношений. Мал и социальный и культурный опты этих ребят, который мог бы возместить отсутствие личных смыслов и отношений к окружающему миру.
В то же время достаточно свободные отношения со сверстниками и взрослыми (педагогами), отсутствие страха и жестких мер подчинения, приводят к тому, что и асоциальные стереотипы и нормы взаимоотношений, также не осознаются и не принимаются этими подростками.
Таким образом, некоторый вакуум знаний и переживаний, делает их открытыми для любых воздействий, которым они подвергаются в этом возрасте, а потому динамика ихсоциализации (как просоциальной, так и асоциальной) мало предсказуема на этом этапе и зависит от сети социальных контактов.
Вариативность и неопределенность направленности и формы социализации, выбираемой этими подростками, связана и с недостаточной осознанной и дифференцированностью их —представлений о себе и других. Исходя из анализа содержательных характеристик, которые даются представителями разных уровней друг другу и членам других (более высоких или низких по статусу подгрупп), можно сделать вывод о том, что подростки, обучающиеся в полузакрытых учебных заведениях (школах-интернатах) ориентируются в большей степени на стереотипные наборы качеств, видя в окружающих и самих себе скорее отражение определенного статуса или норма, а не индивидуального носителя уникальных личных качеств.
Проблемы в представлении о себе, связаны и с невозможностью изменить или самостоятельно выбрать референтную группу. Это отражается и на выборе группы идентичности, которой становится, фактически, не выбранная на основе самокатегоризации общность сверстников, близких по интересам или личным качествам, но те, кто находится рядом и с которыми приходится общаться изо дня в день. Этот факт, во-первых, существенно уменьшает необходимость рефлексии и самоосознания, а во-вторых, сужает пути социализации, в некоторой степени заранее нацеливая подростков на определенный стиль общения с окружающими и даже профессиональную деятельность.
Список литературы
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983 г.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. —М., 1990 г.
- Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одарённых детей). Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1992 г.
- Ананьев Б.Г. Активизация личности в системе общественных отношений. — М., 1990 г.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — М., 1980 г.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — Воронеж, 1996 г.
- Анастази А., Сьюзан У. Психологическое тестирование. — С-Пб., 2001 г.
- Андреева Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. — М., 1988 г.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. — М., 2000 г.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. — М., 1988 г.
- Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. — Ленинград., 1982 г.
- Анциферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. — М., 1974 г.
- Аралова М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психолог, наук. — М., 1991 г.
- Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990 г.
- Астемиров З.А. Проблемы перевоспитания осужденных несовершеннолетних. — М., 1974 г.
- Асмолов А.Г. Психология личности. — 2001 г.
- Аунапуу Т.-К. X. Детерминанты межличностного статуса в коллективах старшеклассниках. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1984 г.
- Баштинский А.И. Диалектика межличностных отношений во временном учебно-спортивном коллективе. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол наук. — М., 1983 г.
- Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. — М., 1993 г.
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп. — М, 2000 г.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — М., 2001 г.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993 г.
- Беличева С.А. Этот опасный возраст. — М., 1981 г.
- Бодалёв А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. — М., 1995 г.
- Божович Л.И. Личность и её развитие в детском возрасте. — М., 1968 г.
- Васильев Р.Ф. Морально-психологические особенности трудного подростка. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1993 г.
- Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд.психол. наук. — М., 1992 г.
- Власова Е.Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра временной изоляции. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 2000 г.
- Возрастные особенности психического развития детей: сб. под ред. Дубровиной И. В. — М., 1982 г.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум. — Ленинград, 1983 г.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. — Ленинград, 1970 г.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М., 1984 г.
- Галигузова Л.И., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. Ш. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребёнка и детских домах. — М., 1990 г.
- Галигузова Л.И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести.1. М. 1996 г.
- Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. — М. 1972 г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? — М., 1997 г.
- Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учебное пособие. — М., 2002 г.
- Говорун Т.В. Формирование межличностных отношений во временном коллективе подростков. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд.психол. наук. — Киев, 1977 г.
- Голубева Н.П. Психологическая реабилитация личности подростков- жертв насилия. Дисс-ия на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., 2000 г.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М., 2000 г.
- Давыдов В.В. Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии: сб. научных трудов. — М., 1980 г.
- Десев JI. Психология малых групп. — М., 1979 г.
- Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М., 1981 г.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. — М., 1979 г.
- Драгунова Т.В. Воспитание подростка в семье. — М., 1955 г.
- Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М., 1967 г.
- Драгунова Т.В. Подросток. — М., 1976 г.
- Дубровина И.В. Психологическая реабилитация детей и подростков. — М.,
- Дюркгейм Э. Социология образования. — М., 1996 г.
- Заика Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе: Учебное пособие. — Харьков, 1991 г.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986 г.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — Ленинград, 1987 г.
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. — М., 1976 г.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993 г.
- Земска М. Семья и личность. — М., 1986 г.
- Кадырбаева Д.Р. Влияние индивидуальных психологических особенностей на успеваемость и дисциплинированность учащихся школы-интерната. — М., 1983 г.
- Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие — М., 1991 г.58.